ездры что это такое
Ездра
Полезное
Смотреть что такое «Ездра» в других словарях:
ЕЗДРА — еврейский священник, бывший вождь евреев при выходе второй партии из плена Вавилонского в 458 г. до Р. Х. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ездра — сущ., кол во синонимов: 1 • персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ездра — У этого термина существуют и другие значения, см. Ездра (значения). «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа» Ездра (ивр … Википедия
Ездра — (помощь): а) (Езд.7:1 ) сын Сераии и потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии. Все что известно об Ездре заключается в 4 х последних главах 1 книги Ездры и в 8 и 12 главах книги Неемии. Из этих мест мы видим, что Ездра,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Ездра — Эзра Ездра, сын Сераии (Езд. 7:1), пользовавшийся почетом священник из рода Ааронова, «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Езд. 7:6,11; 10:10), живший в Вавилоне во время царствования Артаксеркса Лонгимана Ездра был человек кроткого нрава и… … Словарь библейских имен
Ездра — Священник и законоучитель во времена персидского господства. Царь Персии Артаксеркс позволил Ездре отвести в Иерусалим из Вавилона большую группу еврейских пленников. К тому времени Иерусалимский Храм уже был восстановлен, но народ плохо соблюдал … Подробный словарь библейских имен
ЕЗДРА
[евр. , греч. Εσδρας, Εζδρας] (V в. до Р. Х.), ветхозаветный свящ. из рода Аарона, пришедший из Вавилона в Иерусалим «в седьмой год царя Артаксеркса» (1 Езд 7. 7), один из создателей послепленной иудейской общины в Палестине. Сведения о нем содержатся в 1-й Книге Ездры и в Книге Неемии, а также в неканонических 2-й и 3-й Книгах Ездры. Имя Ездра является, возможно, краткой формой имени Азария ( ) и приблизительно может быть переведено как «Господь помогает».
Жизнь
Е. был книжником, изучавшим и исполнявшим закон Моисеев, к-рому Бог за его праведность помогал во всех начинаниях (1 Езд 7. 9-10). Персид. царь Артаксеркс написал ему письмо, в к-ром было «дано повеление, чтобы. всякий из народа Израилева. желающий идти в Иерусалим шел» с Е. (1 Езд 7. 13). Царь распорядился о значительных пожертвованиях для Иерусалимского храма, к-рые должны были доставить и использовать Е. и шедшие с ним переселенцы (1 Езд 7. 16-22). Местных правителей, подчиняющихся персид. власти, царь обязал помогать Е., к-рый получил также право назначать наказания (вплоть до смертной казни) тем из израильтян, кто «не будет исполнять закон Бога»; служителей храма царь освободил от уплаты налогов (1 Езд 7. 21-26).
Вместе с Е. из Вавилона вышло значительное число иудеев (список приводится в 8-й гл. 1-й Книги Ездры), которые отправились с ним в Иерусалим. Обнаружив, что среди его спутников нет «сынов Левия», Е. приказал восполнить этот недостаток и привести «служителей для дома Бога» (1 Езд 8. 15-19). При этом, несмотря на то что с ними были значительные ценности, Е. велел отправляться в Иерусалим без охраны, т. к. ему «стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения» (1 Езд 8. 22). Поскольку он и его спутники надеялись на помощь Божию, им удалось благополучно достичь Иерусалима и сдать бывшим там священникам принесенные «серебро и золото и сосуды в дом Бога». В благодарность за благополучный исход путешествия Е. и его спутники принесли Богу жертву всесожжения (1 Езд 8. 33-35).
Сразу после жертвоприношения Е. узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Е. разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд 9). Эта молитва Е. оказала действие на многих из израильтян, осознавших свое преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жен и рожденных ими детей, а руководителем в этом деле назначить Е., к-рый впосл. успешно довел его до конца (1 Езд 10).
«Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Е. читать им на площади книгу закона Моисеева. Е., священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь»,- поднимая вверх руки свои» (Неем 8. 1-9). На следующий день представители народа обратились к Е., «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем 8. 13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем 8. 14; ср.: Лев 23. 33-36). Длившееся, согласно указаниям закона, 7 дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем 8. 18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем 9. 1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10. 30). В последнем упоминании о Е. в Библии сообщается, что он шел впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем 12. 35-36).
Иосиф Флавий
в качестве источника информации о деятельности Е. использовал, вероятно, греч. текст неканонической 2-й Книги Ездры и др. источники ( Шарапов. 1910. С. 26), весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической 1-й Книги Ездры ( Соболевский. 1913). Он уделяет Е. гораздо меньше внимания, чем нек-рым др. библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Е. нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нем, а то, что из библейского текста он опускает ( Feldman. 1993. P. 210). На первый взгляд это отношение к Е. кажется необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Е. могла быть привлекательной по 2 причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, к-рые в свою очередь считали Е. главным врагом ( Idem. 1992), извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы ( Idem. 1993. P. 191); Иосиф Флавий очень ценил свое священническое происхождение ( Ios. Flav. Vita. 1-2) и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников ( Idem. Contr. Ap. 1. 31-32), а Е. был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд 7).
Рассказывая о реакции Е. на сообщение о смешении евреев с иноплеменниками, Иосиф Флавий дает свое понимание поведения Е., сочетавшего в себе неподдельное горе и хладнокровный расчет, «так как он отлично понимал, что, если он потребует от них изгнания жен и родившихся от последних детей, они не послушаются его, то он… оставался на земле» ( Ios. Flav. Antiq. XI 142; такого же мнения придерживаются некоторые совр. зап. библеисты, называющие поведение Е. расчетливым; см., напр.: North. 1992).
Умер Е., согласно Иосифу Флавию, в преклонном возрасте ( Ios. Flav. Antiq. XI 158).
Тот факт, что Е. уделено гораздо меньше внимания, чем др. библейским фигурам (см.: Feldman. 1993. P. 191, где приводится анализ количества упоминаний Е. в сравнении с количеством упоминаний Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея и др.), следует объяснять, по-видимому, тем, что в отличие от раввинистической традиции Иосиф Флавий не считал Е. равным Моисею (Ibid. P. 197). В таком случае оказываются понятными нек-рые детали.
Как доказательство лояльности Е. к властям исследователи рассматривают сообщение Иосифа Флавия о том, что он был «другом (φίλος) царя Ксеркса» (Ibid. XI 121; Feldman. 1993. P. 200; похожим образом описываются в «Иудейских древностях» отношения иудейского царя Езекии и вавилонского царя Меродах-Баладана (Ibid. X 30), прор. Даниила и царя Дария Мидийца (Ibid. X 263), Зоровавеля и персид. царя Дария (Ibid. XI 32)). Чтобы избежать упреков Е. и иудеям в корыстном расчете, Иосиф Флавий сокращает библейский рассказ об огромных дарах, к-рые местные правители обязаны давать в Иерусалимский храм (1 Езд 7. 21-22; Ios. Flav. Antiq. XI 127).
В патристической традиции
мн. авторы в первую очередь отмечают, что после вавилонского плена Е. восстановил среди иудеев прежний авторитет Писания. По выражению сщмч. Иринея Лионского, Бог «побудил Ездру, священника из племени Левия, обновить слова бывших ранее пророков и восстановить для народа бывшее через Моисея законоположение» ( Iren. Adv. haer. 11. 31). Климент Александрийский говорит, что, «поскольку во время бывшего при Навуходоносоре пленения Писания были испорчены (διαφθαρεισῶν τῶν ϒραφῶν)», Е., «левит и священник, обновил все древние Писания» ( Clem. Alex. Strom. I. 22).
Свт. Епифаний Кипрский сообщает, что Е. обучал закону Моисееву живших в Самарии ассирийцев (τοὺς ἐν τῇ Σαμαρείᾳ καθεσθέντας ᾿Ασσυρίους) и те из них, кто приняли благодаря ему закон, стали называться самаритянами ( Epiph. Adv. haer. I 196); в др. приписываемом свт. Епифанию сочинении («Anacephalaeosis») добавлено, что закон Моисеев был послан для них «из Вавилона царем через священника по имени Ездра» (τοῦ βασιλέως αὐτοῖς ἀποστείλαντος ἀπὸ Βαβυλῶνος διὰ ἱερέως ῎Εσδρα καλουμένου) ( Holl K., ed. Epiphanius. Lpz., 1915. Bd. 1. S. 166).
В приписываемом сщмч. Ипполиту Римскому введении к толкованию на Псалтирь говорится, что псалмы были написаны разными людьми, а Е. после возвращения из плена собрал их в одну книгу ( Daniel von Salah. Eine jakobitische Einleitung in den Psalter / Hrsg. G. Dietrich. Giessen, 1901. S. 38).
Глава XVI. Персидское Владычество
Падение Вавилонского царства
После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. Новый царь, Набонид, не был ни смелым полководцем, ни талантливым государственным деятелем. Со временем Набонид совершенно перестал заниматься государственными делами, уехал из Вавилона и поселился в своем дворце в Северной Аравии. В столице правил сын Набонида, Валтасар. Между тем над Месопотамией снова сгущались грозные политические тучи. В 558 году на политическом горизонте появился малоизвестный вначале вождь племени, а затем царь Ассана Кир. Этот правитель оказался гениальным и грозным полководцем. Он завоевал Мидию и объявил себя царем персов. Для борьбы с новым завоевателем Набонид организовал союз, в который кроме Нововавилонского царства вступили Мидия, Спарта и Египет. Кир принял вызов, победил мидийского царя Креза и захватил Малую Азию Затем он двинулся против своего главного противника – халдеев. В 540 году произошла битва, в результате которой халдейская армия была разгромлена. В 539 году Кир подошел к Вавилону.
Надеясь на мощные городские стены, Валтасар беспечно пировал в своем дворце, не думая об опасности. Однажды он устроил большой пир и пригласил на него всех вельмож. Опьяневший царь повелел принести все золотые и серебряные сосуды, когда-то вывезенные Навуходоносором из Иерусалимского храма, чтобы гости из них пили вино, прославляя своих богов.. Когда совершалось это кощунство, в воздухе показалась рука, которая написала на стене дворца три таинственных слова: «Мене, текел, перес». Сразу же воцарилась гробовая тишина: пирующие в испуге смотрели на непонятное видение, а царь побледнел и весь дрожал от страха. Во дворец был призван Даниил, который следующим образом объяснил смысл этих таинственных слов. Он сказал царю: ты, царь, «вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, и жены твои и наложницы твои пили из них вино. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это Писание. Вот и значение слов: Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким ; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» ( Дан. 5:23–24:26–28 ).
В ту же ночь исполнилось пророчество Даниила. Войска мидян и персов под предводительством царя Кира вторглись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На развалинах этого царства Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. В Вавилоне он поставил царем Дария – мидянина.
Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам
На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Из глубокой ямы послышался голос Даниила: «Царь! во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» ( Дан. 6:20–22 ). Тогда царь повелел вытащить Даниила изо рва и вернуть ему все прежние звания и должности. Зато тех, кто его обвинял, царь приказал бросить в ров, и львы тотчас растерзали их и съели.
Даниил дожил до начала царствования Кира и пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии, Который освободит людей от страданий и восстановит на земле справедливость.
Возвращение из плена
После смерти Дария Кир стал царем всей империи. В неполных двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир оказался завоевателем и государственным деятелем совсем иного склада, чем ассирийские и халдейские цари. В отличие от них, он не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.
Иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым восторгом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались; в 538 году Кир особым декретом разрешил иудеям возвратиться на родину. Он также приказал вернуть им всю литургическую утварь, увезенную Навуходоносором из Иерусалимского храма.
Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато все, и бедные и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища.
Желание вернуться на родину изъявили сорок две тысячи человек. Большинство из них были патриоты, ревностные служители Иеговы, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли первосвященники Иисус, Зоровавель и двенадцать человек старейшин. Бывшие пленники избрали старый, проторенный путь торговых караванов. И вот, наконец, после многих недель пути вдали показались развалины Иерусалима. Усталые путники плакали, смеялись и благодарили Бога. Таким образом через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.
Построение второго храма
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник Богу они построили лишь на седьмой месяц после возвращения, а к восстановлению храма приступили на второй год, т.е. в 536 году. Об этом узнали самаритяне и попросили через послов позволения принять участие в строительстве. Но Зоровавель и первосвященник Иисус решительно отказались от помощи тех, кто привнес в иудейскую веру языческий элемент. Результаты этого отказа оказались плачевными. Самаритяне и другие племена, завладевшие опустевшей иудейской территорией, всячески мешали строительству, устраивая вооруженные набеги, разрушая отстроенные стены и сея беспорядок в Иерусалиме. Иудеи, измученные трудностями и постоянно ухудшающимися условиями жизни, прервали работы по восстановлению храма и стали налаживать свою личную жизнь. В погоне за хлебом насущным они забыли религиозные дела. Так прошло около пятнадцати лет.
После Кира и Камбиза персидский престол занял Дарий I (522–485 гг.). В это время в Иудее раздалась проповедь двух пророков – Аггея и Захарии, которые обличали инертность жителей Иерусалима и призывали их к новой попытке восстановления храма. Воодушевленные Божьими посланниками иудеи с еще большим усердием принялись за труд, и за пять лет (с 520 по 515 гг.) построение храма было закончено. Это был, конечно, не тот великолепный, сверкающий золотом храм. Второй храм представлял собой бедное, маленькое, лишенное украшений строение.
Святая Святых, где раньше в блеске и великолепии хранился золотой Ковчег Завета, теперь был пустым, так как Ковчег погиб во время разрушения храма. Старики, видевшие прежний храм, со слезами говорили, что новый храм не так великолепен, как первый. Утешая евреев, пророк Аггей говорил, что, хотя второй храм беднее первого, но слава его будет больше славы Соломонового храма, так как во второй храм войдет ожидаемый Мессия. Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии, и предсказал торжественный вход Господень в Иерусалим.
Деятельность священника Ездры
С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь. Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма. Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.
Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек. Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян, иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор, избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен. Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи, женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания. Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать священные книги.
Деятельность Неемии. Книга Неемии
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин.
В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» ( Неем. 2:2:5 ).
Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.
Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.
После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.
Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия.
После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70. Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем – греческому владычеству.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Е́здры 1–3 Кни́ги
Е́здры 1–3 Кни́ги. Ветхозаветные писания, носящие имя деятеля эпохи Реставрации Ездры.
1 Книга Ездры входит в число *Исторических книг ветхозаветного канона и помещается после 2 Книги Паралипоменон. Первоначально она, скорее всего, составляла одно целое с Книгой Неемии, которая стоит непосредственно вслед за 1 Книгой Ездры. Обе священные книги частично написаны от лица главных героев – Ездры (евр. עזדא, эзра́) и Неемии (евр. נחמיה, нехемйа́), а частично от лица повествователя-«летописца». Некоторые разделы 1 Езд. написаны на арамейском языке. 1 Езд. имеет 10 глав, а Неем. – 13.
а) Содержание и композиция. По содержанию и стилю 1 Езд–Неем примыкают к 1–2 Пар. и являются их продолжением. Автор 2 Пар. заканчивает свое повествование эдиктом персидского царя Кира, который разрешил всем вавилонским пленникам, в т. ч. и иудеям, вернуться на родину (538). 1 Езд. начинается с изложения текста этого эдикта, причем почти дословно повторяет эпилог 2 Пар. В 1 Езд. рассказывается о возвращении первого потока репатриантов под водительством князя Шешбацара ( 1Езд.1–2 ); о деятельности князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса и пророков Аггея и Захарии по восстановлению Иерусалима и Храма ( 1Езд.3–6 ); о реформе священника Ездры, который, получив полномочия от персидского царя, установил в Иерусалиме иерократический порядок и заставил его жителей обособиться от язычников ( 1Езд.7–10 ). В Неем. повествуется о сановнике персидского царя иудее Неемии, который, видя бедственное положение Иерусалима, отправился на родину и восстановил стены города, несмотря на противодействие самарян ( Неем.1–7 ); излагается содержание реформы Ездры, который призвал народ к покаянию и принял от него клятву на верность Закону Моисееву ( Неем.8–10 ); рассказывается о заселении Иерусалима, освящении его стен и последующих преобразованиях Неемии ( Неем.11–13 ).
б) Авторы и датировка. По традиции 1 Езд. и Неем. приписывались лицам, указанным в заглавиях, однако, как отмечал в 1906 русский библеист *Рыбинский, «вопрос о происхождении Книг Ездры и Неемии в настоящее время трудно решить с полной определенностью как вследствие отсутствия ясных указаний на это в самих книгах, так и за неимением твердого руководства в Предании» (ТБ, т.3, с.198–199). Те части текста, где Ездра и Неемия говорят от своего имени, признаются сегодня всеми экзегетами за их подлинные произведения, но несомненное родство 1 Езд. – Неем. с 1–2 Пар. указывает на то, что в окончательной форме книги сложились как заключительная часть всего корпуса *Хрониста (ок.300 до н.э.).
в) Роль реформаторов. Значение книг 1 Езд. – Неем. Бедственное положение репатриантов было великим испытанием их веры. Они надеялись, что пророчества о явлении Бога исполнятся немедленно по возвращении, но вместо этого их ждали разоренная страна, сильные враги, голод и лишения. Надежда на Бога поколебалась. Люди стали забывать не только свою веру, но и язык, постепенно смешиваясь с соседними племенами. Кратковременный подъем духа, связанный со строительством Второго Храма, сменился унынием и маловерием (см. статью *Малахии пророка Книга). Только несокрушимая вера Неемии, Ездры и их сподвижников помогла вывести ветхозаветную Церковь из состояния упадка. В целях защиты и сохранения Общины ее жизнь была перестроена. Община должна была стать союзом людей, вся жизнь которых подчиняется установлениям Закона. Закон стал своего рода религиозно-общественной конституцией Израиля. Отсюда ведет свое начало *иудейство, оградившее себя «стеной Закона» от языческого мира. Меры Ездры и Неемии были жесткими и подчас противоречили универсализму пророков. Но, поскольку необходимо было заново начать воспитание народа, они оказались исторически оправданными. Таким образом, законническая форма устройства жизни, древняя и несовершенная, стала инструментом и орудием Домостроительства Божьего. Когда человек оказывается неспособным пойти на риск свободы, он должен подчиниться правилам и канонам (см. статью *Закон и законничество). Тенденциям Ездры и Неемии противостояли идеи последователей пророков (см. статьи: *Руфи Книга; *Ионы пророка Книга), но их провозвестие не смогло бы дать всходы без надежного панциря Закона. В итоге плоды деятельности реформаторов оказались двойственными. С одной стороны, они сформировали церковный строй иудейства, который сделал возможным последующее развитие Общины, а с другой – они сделали ее невосприимчивой к духу евангельской свободы, изолировав ее от мира и подчинив уставному благочестию.
г) Проблема хронологии 1 Езд. – Неем. является одной из трудноразрешимых. Сами книги дают следующий порядок событий. В 458, на седьмом году правления Артаксеркса I, в Иерусалим прибывает Ездра ( 1Езд.7:6–7 ); он сразу же проводит свою реформу и отделяет Общину от язычников. Только в 445 прибывает Неемия и восстанавливает стены города. Затем Ездра читает перед народом Закон и провозглашает устав иудейской общины. В 1890 католический библеист *Хоонакер предложил иную реконструкцию хронологии 1 Езд. – Неем. на основе самого текста. Когда прибыл Ездра, стены города, очевидно, уже были построены и жители вернулись из пригородов в Иерусалим ( 1Езд.9:9; 10:1 ). Неемия же, повествуя о своем прибытии в Иудею, не упоминает о Ездре. А.Хоонакер выдвинул гипотезу, что «седьмой год Артаксеркса» относится не к Артаксерксу I, а к Артаксерксу II Мнемону (404–359/8) и, следовательно, Ездра прибыл в Иерусалим около 397. Но из *Элефантинских папирусов стало известно, что в это время Неемии уже не было в Иудее, а областью управлял наместник Багой. Поскольку Неемия лично присутствовал при чтении Закона Ездрой ( Неем.8:9 ), современные экзегеты предположили, что первоначально в рукописи и был указан не 7-й, а 37-й год правления. В этом случае хронология событий могла быть такова: 538 – Возвращение первого каравана переселенцев (Кир Ахеменид (ум.530); Камбис (530–522)
515 – Освящение Второго Храма (Дарий I Великий (522–486)
486 – Донос самарян на иудеев Ксеркс I (486–465; в Библии – Ахашверош)
464 – Прекращение строительства стен Иерусалима
445 – Прибытие Неемии (Артаксеркс I (465–423)
428 – Прибытие Ездры
• Дорошкевич С., Хронология книг 1-й Ездры и Неемии, ХЧ, 1886, ч.II, №7/8; *Казанский П.И., Иудеи по возвращении из плена Вавилонского, ЧОЛДП, 1876, №5; архим. Митрофан, О восстановлении Второго Храма Иерусалимского, ПС, 1866, ч.2; его же, Об устройстве Второго Храма Иерусалимского и превосходство его над Первым, ПС, 1866, ч.3; Мориарти Л., Книги Ездры и Неемии, 1965 (Ркп. МДА); свящ.*Побединский-Платонов И.И., Состояние иудеев при персидских царях и потом под властью Александра Македонского и его преемнников, ДЧ, 1874, ч.2, №5–8; Попов В.Д., Ездра – Нехемия или Нехемия-Ездра?, ХЧ, 1904, № 10,12; его же, Возвращение иудеев из Плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим, К., 1905; *Рыбинский В.П., 1-я книга Ездры, ТБ, т.3, с.203–38; его же, Книга Неемии, ТБ, т.3, с.239–89; *Юнгеров П.А., Происхождение и историчность книг Ездры и Неемии, ПС, 1905, ч.3; Luck G.C., Ezra – Nehemiah, Chi., 1961; The Books of Ezra – Nehemiah, With a Commentary by B. Vawter, N.Y., 1971; *Torrey C.C., Ezra Studies, N.Y., 1970; *Vauxde R., Les Décrets de Cyrus et de Darius sur la Reconstruction du Temple, RB, v. 46, 1937; прочую библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, p.246. См. также литературуру к статье *Второго Храма период.
2 Книга Ездры принадлежит к числу *неканонических книг Ветхого Завета. В *Ватиканском кодексе и других древних рукописях Библии она называется 1 Книгой Ездры, поскольку стоит перед канонической 1 Езд. Такое положение книги объясняется ее содержанием, т. к. повествование ее начинается с периода более раннего, а именно с 622, – времени реформы царя Иосии – и доводится до реформы Ездры. В целом 2 Езд является *девтерографом по отношению к 2 Пар и 1 Езд – Неем.
Самостоятельная часть книги – рассказ, написанный в духе *мудрецов писаний ( 2Езд.3:1–5,6 ). Согласно ему, трое телохранителей царя Дария спорят о том, что сильнее всего на свете. Один утверждает, что сильнее всего вино, другой – что царь, а третий называет женщин, но добавляет, что над всем одерживает победу истина. Царь обещал награду победителю в споре; тот же попросил у него разрешения отстроить разоренный Иерусалим. Смысл мидраша заключается в том, что справедливость и истина идут рука об руку. 2 Езд. написана не позже 1 в.н.э., т. к. на нее ссылается *Иосиф Флавий. Хотя цитаты из нее нередки у св. отцов, она не была включена в канон, даже расширенный, принятый в западной традиции вследствие решений *Тридентского собора.
• *Рыбинский В.П., Вторая Книга Ездры, ТБ, т.3, с.290–323; Шарапов А.С., Вторая Книга Ездры, Серг. Пос., 1910; библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, р. 536.
3 Книга Ездры (в *Вульгате – 4 Езд., т. к. там книга Неемии названа 2 Книгой Ездры) – неканоническая книга. По общему мнению экзегетов всех конфессий, 3 Книга Ездры написана в 1 в. н.э. (скорее всего, после разрушения Храма Титом). В ней содержится рассказ о семи видениях, в которых раскрываются тайны Божественного Промысла. По своему характеру эта книга апокалиптична. Она призвана была объяснить иудеям причины катастрофы 70 г. 3 Езд., по словам *Буйе, «уже содержит учение о первородном грехе, настолько близкое к тому, которое апостол Павел изложил в 5-й главе Послания к Римлянам, что это место принимали даже за христианскую вставку. Более вероятно, что эта аналогия объясняется общим источником, в особенности если этот апокалипсис вышел (как это, по-видимому, и было) из окружения Гамалиила, в котором также апостол Павел получил свое первоначальное религиозное образование» (Буйе Л., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965). В книге есть таинственное упоминание о Мессии, который назван Сыном Божьим. Говорится, что Он будет царствовать 400 лет, а после этого умрет. И только тогда наступит Суд ( 3Езд.7:28–34 ). Имя «Иисус», которое дается Мессии, по мнению всех комментаторов, вставлено христианским переписчиком.
3 Езд., возможно, была написана на еврейском или арамейском языке, но сохранилась только в латинском переводе. Книга является историческим памятником, который характеризует религиозные чаяния иудейства в период отделения от него христианской Церкви.
• Аболенский Н., Третья книга Ездры, ТБ, т.12, с.223–341; Бухарев А.М., Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3-й кн. Ездры, М., 1864; Шавров М.В., О Третьей книге Эздры, СПб., 1861. Библиографию на иностранных языках см.: JBC, v.1, p.536.