ежик в тумане мультфильм смысл чем закончился
В чем смысл «Ёжика
в Тумане»?
Вы знаете хоть одного человека, который не знает про «Ёжика в тумане»? Сомневаюсь. А много ли вы можете назвать людей, которые не любят этот мультик? Я вот с уверенностью только одного. И он это сейчас читает. Творчество Юрия Норштейна не принято критиковать или не любить.
Он как томатный сок. Или пьешь и любишь (с водкой или в супе — неважно). Либо просто не пьешь и помалкиваешь. С «Ёжиком» ситуация очень похожая. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий, а в 2003 году был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Гениальное произведение. Куча смыслов… Если не любишь — просто отойди. Или вот ещё одна фраза: «Тебе он не нравится, потому что ты не понимаешь его смысла!». Ну что ж, давайте поговорим о смыслах.
Когда у произведения очевидное дно, то обретаются уровни. Про «Ёжика» принято говорить в трёх плоскостях. И я хочу рассказать про все. Только не со своей колокольни, если что, а с общепринятой.Необычная анимация, которая создает ощущение, что перед тобой оживают полотна лучших мастеров. Это первое, что зацепит ребенка и взрослого. Это приковывает внимание и сразу же заставляет задуматься. Разрушается четвёртая стена. Эффект присутствия достигнут, но как?
Например, сам Ёжик состоял из нескольких слоев прозрачной пленки. А вот его глаза, лапы и узелок с вареньем крепились отдельно. Иголки рисовались белилами и заливались акварелью.
Эффект объемности пространства был достигнут техникой «перекладки», когда перед объективом выложено несколько слоёв стекла и элементы анимации перекладывают с одного на другой — та самая многоуровневость. А сам туман создали ещё проще — на слои стекла клалась обычная чертёжная калька. Стоит ее подвигать и предметы перемещаются из тумана в обычную реальность. Мотыльков же снимали по другой схеме. Источник света направлялся отдельно на то место, где летают мотыльки, а свет был поставлен так мягко, что вылетая из светового круга, они «растворялись» в тени.
Или вот пример того, как делали листик. Для каждой сцены покадрово снимали различные движения настоящего листа. Его держали на проволоке и поворачивали: лист падает с дерева, кружится, лежит на земле. Затем на фотопленке распечатали изображения листа, образованные сложением позитива и негатива. И он уже настоящий, а не какой-то нарисованный. Сам Норштейн говорит о том, что для него деталь порой становится важнее общей картинки.
Для создания сцены с отражением Филина в луже пришлось сначала отснять отражение всех движений Филина в воде, а лапу снять отдельно (ей же и плескали воду в тазу с водой). Да, вода была настоящей. Это ещё больше добавило ощущения реальности происходящего.
Или саундтрек! Музыка писалась до фильма. Практически по кадрам. Два месяца ушло на шесть минут звуковой дорожки!
Уровень 1.
Смысл первый.
И вот, когда наше детское захвачено подобными приемами, мы начинаем видеть уже сюжет. Для первого уровня он простой. Наивный. Про дружбу и верность. Это то, что увидит в мультике каждый. Именно на этом уровне Филин будет восприниматься по самому простому символу. Символу мудрости. А Ёжик будет символом наивности. Именно по этой причине для него взрослый Филин — псих. Тут мы чувствуем, что эта история про борьбу со своими страхами. Например, со страхами темноты и неизвестности. То, что пугает в детстве не отпускает и во взрослом состоянии. Именно по этой причине первый уровень прочувствовать могут практически все. Из-за эмоциональной стороны бессознательного.
Уровень 2. Смысл второй.
Не то, чем кажется.
На этот уровень поднимаются уже люди, которые начинают считывать аллегории и символы уже более глубокого уровня. Именно тут, люди видят в филине отсылки к картинам Иеронима Босха. Тут он уже имеет значение духа Зла. Коварное знание. И фраза Ёжика: «Псих!» — тут уже имеет куда более тяжелое значение.
Здесь же вокруг Ёжика летают не просто мотыльки или белёсые насекомые. А вороны, как на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны».
Именно тут впервые говорится о смерти. О том, что это путешествие Ёжика в потусторонний мир. Кто-то утверждает, что он плывет через реку Лету (канул в Лету и попал в забвение), а кто-то упорствует, говорит про реку Стикс, которая, как вы понимаете сами, везет понятно куда. Первые радостно говорят, что мультик закончился хорошо и Ёжик провёл отличное путешествие из реального мира в потусторонний. Он обрел познание мира через отказ от познания. Увидел смысл жизни и откровение в виде лошади. В конце получил все ответы на свои вопросы, которые нам никто (естественно) не покажет, ибо сакральное таинство нарушать нельзя. Если рассматривать это произведение под таким углом, то оно невероятно религиозное. Не просто путешествие туда и обратно, но и познание истины, как разговор с Богом.
Уровень 3. Смысл третий.
Смерть.
Да, именно сюда любят заплывать в своем сознании люди, которые отправили Ёжика через реку Стикс. Именно они акцентируют внимание на словах Норштейна, который процитировал Данте перед одним выступлением, когда говорил про историю создания:
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И именно они говорят о том, что эта история на самом деле про Медвежонка, который умер и зовёт Ёжика к себе. Тот же гуляет по загробному миру, встречает проводников в виде разных животных и в итоге находит друга. А заканчивается это история верностью до гроба.
Я очень люблю авторов, которые не отвечают на вопросы, а нагоняют лишь больше тумана. Например, тот же Норштейн. Филин — кто это? Символ мудрости? Или греха? А он отвечает просто: «Филин — это тот же ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной». И этот ответ идеально подходит и для трактовки того, что эта отсылка к Босху и к тому, что это лишь обратная сторона наивности. Браво! Обожаю. Пусть каждый видит своё. Это по мне.
Ведь если посмотреть со стороны, отбросить символы, мысли и аллегории, забыть про то, что этот мультик стал вдохновителем для многих музыкальных групп, стал лучшим для Хаяо Миядзаки, что отсылки на него можно найти даже в «Гриффинах» или «Смешариках»… То что же главное в этом странном млекопитающем с баночкой варенья? Я считаю, что всё просто.
Неважно про какой из миров мы говорим. Главное, чтобы было, с кем считать звезды.
Почему исчез узелок с вареньем и кто такой филин: разбор мультфильма «Ежик в тумане»
Страна: СССР
Жанр: философская притча, мультфильм
Год производства: 1975
Режиссер: Юрий Норштейн
Шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. Существует несколько трактовок смысла мультфильма “Ежик в тумане”.
В мультфильме, по сути, отсутствует сюжет. Каждая сцена метафорична, а каждый кадр наполнен особой эстетикой. Поэтому можно только подступиться к этой картине, и посмотреть на нее как на некое философское высказывание о подсознании и о смерти.
История создания мультфильма
Мультфильм “Ежик в тумане” покорил не только советского, но и мирового зрителя, приобрел культовый статус.
В основу идеи мультфильма легла одноименная повесть Сергея Козлова, который лично занялся ее адаптацией. Для создания оригинальных спецэффектов режиссер мультфильма пригласил Александра Жуковского.
Весь фильм был нарисован женой Юрия Норштейна, художником Франческой Ярбусовой. Музыку к фильму по наброскам Норштейна написал композитор Михаил Меерович.
Сюжет
Сюжет 10-минутного мультфильма “Ежик в тумане” достаточно простой. Главный герой, Ежик, взяв банку с вареньем, отправляется к своему другу Медвежонку — считать звезды. По пути он попадает в Туман, в котором встречает Филина, Белую Лошадь и еще нескольких зверей.
Он потерял узелок с вареньем, но на выручку пришел Пес, который принес его Ежику обратно. Потом Ежик обнаружил большое дерево, под которым он услышал голос Медвежонка.
Идя на голос друга, Ежик попал в реку и его понесло течением до тех пор, пока Некто не помог ему выбраться на берег. Ежик успешно дошел до Медвежонка, но мысленно он постоянно возвращался к Белой Лошади.
Символы
Туман
Туман, в котором бродит Ежик, символизирует время. Туман скрывает от нас то, что находится позади, и то, что ждет нас впереди, то есть прошлое и будущее.
На какое-то мгновение Ежик оставил узелок с вареньем и отошел от нее в туман, а потом не смог ее найти. Котомка символизирует потерю, а смысл ее странного исчезновения заключается в простой фразе: “Потерянного не воротишь”. Иногда потерянная вещь может остаться в прошлом – там, где сами мы ее не найдем.
Также мы не знаем, с чем столкнемся в будущем: от нас это скрыто туманом времени. Мы не представляем, скольких мы можем встретить друзей и врагов в этой самой мгле.
Филин
Филина отвлекает собственное эхо, и Ежик прячется в тумане, не подозревая, насколько он был близок к концу.
Ежик, упав в реку, был очень уставшим и напуганным. И он сказал: “Пускай река сама несет меня”. После чего его понесло вниз по течению. Это символизирует такой момент в жизни человека, когда он не может или не хочет противиться обстоятельствам, и говорит: “Эх, будь, что будет”.
Голос
Вскоре Ежик понял, что он замерз, и, вероятно, скоро утонет. В этот момент он услышал голос, который предложил спасти его. Ежик так и не узнал, кем был его спаситель… Трактовка здесь простая: в нашей жизни помощь часто приходит оттуда, откуда мы ее не ждем.
Белая лошадь и улитка
Белая Лошадь и Улитка символизируют людей, которые встречаются нам иногда в тумане нашей жизни. О ком-то мы вскоре забываем, а о ком-то продолжаем вспоминать еще очень долго, хотя и видели-то человека мельком, как Ежик — Лошадь.
Летучая мышь
Летучая мышь символизирует проблемы, которых мы боимся, и которые мешают нам просто наслаждаться жизнью.
В самый страшный момент своего пути Ежик встретился с Псом, и буквально оцепенел от страха. Но дружелюбный Пес просто вернул ему узелок с вареньем, который он ранее потерял и без посторонней помощи не нашел бы. Так и мы часто ожидаем от людей плохого, а они, наоборот, помогают нам, поддерживают нас.
Медвежонок
В финале Ежик встречается с Медвежонком. Объяснение концовки достаточно простое: эта сцена символизирует воссоединение с теми, кого мы любим, и кто делает нашу жизнь лучше.
Отсылки к классике
Во многих рецензиях и разборах замечают сходство мультфильма “Ежик в тумане” и “Божественной комедии” Данте, в которой главный герой путешествовал сквозь Ад и Чистилище в Рай.
Объяснение такое: и Ёжик, и герой Данте заблудились в сумрачном лесу, в котором встретили зверей, которые олицетворяли человеческие страсти. То есть смысл мультфильма, как и “Божественной комедии”, заключается в путешествии бессмертной души от тьмы к свету.
Смысл мультфильма
Идея мультфильма “Ежик в тумане” – в поиске смысла жизни. Ежик символизирует классического обывателя. Он проходит испытания, сомневается, боится. В конце концов, благодаря стечению обстоятельств, ему (как и многим из нас) удается взять свою жизнь в свои руки и достичь поставленной цели.
Альтернативные трактовки
У мультфильма “Ежик в тумане” есть и скрытый смысл.
“Ежик в тумане” — одна из сказок в сборнике Сергея Козлова. По ряду причин есть основания полагать, что истории там располагаются не в хронологическом порядке.
Если взять это за точку отсчета и предположить, что последний в сборнике рассказ “Правда, мы будем всегда?” не является последним по времени, то он становится ключом к наиболее мрачной разгадке мультфильма. Согласно одной из трактовок, Ежик переправляется из нашего мира в загробный.
Дело в том, что в вышеупомянутой истории Ежик говорит с умирающим медвежонком, которому пробило голову упавшее дерево. Они разговаривают о смерти и о перерождении.
Медвежонок просит поливать место, где Ёжик его похоронит, чтобы он вырос вновь. То есть, если Ёжик отправился к нему, выходит, что он тоже умер. Отсюда символика смерти из различных религий по мере его пути сквозь туман.
Это место в тумане – чистилище, попав в которое Ёжик не вполне осознает, что с ним случилось. И что случилось с его другом, тоже. Дерево символично, потому что оно стало причиной смерти Медвежонка и прохождение через него – осознание акта перехода в иной мир, который уже совершил Медвежонок (то есть он как бы идет его путем).
Именно с осознанием своей смерти он теряет узелок – свою решимость, с которой он отправился к покойному другу. Ему страшно от неизвестности, которая теперь, с утратой уверенности в своей цели, давит со всех сторон.
Собака – символ преданности. Преданность другу возвращает ему уверенность в том, что его путь верный. И в этот самый момент он слышит голос Медвежонка.
Падение в реку – последняя стадия его отбытия в загробный мир. Поначалу Ёжик пытался из нее выбраться или хотя бы понять куда она его несет, но когда все его попытки повлиять на течение провалились, он просто расслабился и позволил потоку унести его.
Это символизирует то, что он отпустил свою прошлую жизнь и теперь готов к переходу. Как только он вверяет себя потоку, появляется рыба и предлагает отвезти Ёжика на берег (вероятно, это отсылка к Харону из древнегреческой мифологии).
На берегу его ждет Медвежонок и говорит: “как хорошо, что мы снова вместе”. А вместе они считают звезды, то есть оценивают плоды своих прижизненных трудов, так как ранее в одном из рассказов они протирали звезды от пыли, чтобы те светили ярче. Теперь же они могут ими лишь любоваться.
Действие мультфильма разворачивается глубокой осенью – в темное время года, когда все живое умирает. Та же участь ожидает и главного героя.
Тревожное настроение мультфильма “Ежик в тумане” создается благодаря гнетущей музыке и серому туману. Перед тем, как уйти по ту сторону, Ежик должен узнать некую истину, которую олицетворяет Белая Лошадь.
Собака, нашедшая пропавший узелок, во многих мифологиях мира является проводником в мир мертвых. Река, в которую упал герой – тоже важный мифологический образ, символизирующий переход на иную сторону бытия.
Цитаты из мультфильма
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звёздное небо.
Оно висело над крышей — прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика
Я в реке, пускай река сама несёт меня», — решил Ёжик, как мог глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу. » и растворился в тумане. «Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
Тайный смысл мультфильма «Ёжик в тумане»
Юрию Норштейну — 75 лет. Самый известный его мультфильм «Ёжик в тумане» не любят дети: он не развлекает их погонями, шутками и яркими персонажами. На самом деле это глубочайшее метафорическое произведение о подсознании, смерти и можжевельнике.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Этот шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. В нём нет чёткого сюжета, явно рассказанной истории. Каждая сцена — метафора, каждый кадр — визуальный диалог со зрителем. Поэтому мы можем лишь подступиться к этому мультфильму, рассмотрев его как некое философское высказывание о подсознании, смерти и можжевельнике.
Ёжик — воплощённый Хаос
С первых кадров невозможно не обратить внимание на странный вид главного героя — Ёжика. Он абсолютно не похож на настоящих ежей, у которых иголки растут из туловища.
Нет, этот Ёжик — нагромождение хаотичных линий, будто его форма была вдохновлена абстрактным экспрессионизмом. Для эксперимента заменим Ёжика на фрагмент работы классика этого жанра Джексона Поллока: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Художники этого движения спонтанно выражают внутренний мир, потому что хотят задействовать подсознание. Вот какой смысл несёт такой неожиданный внешний вид персонажа.
Сова из картин Иеронима Босха
Итак, некое порождение подсознания по имени Ёжик бредёт по полю. За ним из-за тёмных силуэтов выступает настоящее чудовище. Сова — это очевидная отсылка к картинам Иеронима Босха, нидерландского классика живописи. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500–1510)
Босх постоянно изображал сову на своих картинах. Искусствоведы считают, что сова у Босха символизирует греховность, глупость и духовную слепоту. Хулиганская сова в следующих сценах буквально издевается над Ёжиком, за что он презрительно называёт её «психом».
Лошадь как символ смерти
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Главный герой доходит до опушки и видит в тумане лошадь. Лошадь — это определённый религиозный символ. Во-первых, в западнославянской мифологии белый конь — это дитя Белобога, светлого божества. Во-вторых, лошадь, тем более белую и светящуюся, воспринимали как проводника на тот свет. Хаотичный Ёжик как сумрачное порождение подсознания вытесняется из нашего мира, и на границе бытия его уже встречает лошадь. Он и сам думает о смерти:
Туман отсылает к шедевру Верещагина
В тумане Ёжик сталкивается с самим мирозданием, выраженным в виде представителей подземного, земного и небесного царств. Из темноты выползает улитка, выходит слон, вылетает сова. Вокруг Ёжика вьются белёсые насекомые, как грифы на знаменитом натюрморте Верещагина «Апофеоз войны»: Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/Скриншот © L!FE. Василий Верещагин, «Апофеоз войны», 1871
Древо жизни за границей разума
В конце этого чистилища стоит гигантское дерево. Это настоящее древо жизни, уходящее ветвями за границу разума. В нём соединены все три мира — подземный, земной и небесный. Ёжик явно потрясён деревом-гигантом, в котором воплощено рациональное, эмпирическое и метафизическое познание.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Адская река Стикс
В конце своего метафорического путешествия Ёжик оказывается в реке. Очевидно, что под этим водным потоком подразумевается Стикс, адская река из древнегреческой мифологии, в которой возникли первобытные существа. Одно из таких существ выносит на своей спине Ёжика, полностью смирившегося со своей грядущей кончиной.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE
Сцена в тёмном лесу как отсылка к хоррору
Сцена в тёмном лесу, который необходимо перейти Ёжику, нарочито сделана в стилистике фильмов ужасов, несмотря на то что мультфильм предназначен для детского просмотра. Всё будто бы снимает прибор ночного видения: нечёткие детали, зеленоватое изображение. Кроме того, камера словно находится в руках несуществующего оператора, который то идёт позади Ёжика, то пятится прямо перед ним. Всё это лишь усиливает ощущение угрозы, до времени невидимой.
Цитата из «Соляриса» Тарковского
Большим источником вдохновения для Юрия Норштейна послужило творчество режиссёра Андрея Тарковского. Мультфильм покадрово повторяет первые несколько минут фильма «Солярис», вышедшего в 1972 году за три года до «Ёжика в тумане». В нём актёр Донатас Банионис, щетинистый, как ёж, точно так же, как герой мультфильма, идёт по туману, видит в нём лошадь, оставляет свою котомку на пне и оказывается в реке.
Эти работы объединяет тяга к исследованию бессознательного. Спуск туда очень опасен, такое путешествие грозит безумием. Уязвимость человека и ежа в глубинах подсознания призван символизировать хрупкий лист.
Совы-фашисты
Автобиографичная картина Федерико Феллини «Амаркорд» также очень точно цитируется. В бесконечном тумане посреди таинственного леса оказывается маленький мальчик:
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/ Скриншот © L!FE
Из тумана в «Амаркорде» выходят такие же монстры, как и в «Ёжике в тумане», — дуче и его фашистская свита:
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE. Кадр из фильма «Амаркорд»/Скриншот © L!FE
Психоделия и расширение сознания
Наконец, невозможно упустить из виду уклон произведения в исследование изменённого сознания. Ёжик по сюжету идёт по лесу к своему другу Медвежонку, но по дороге застревает в фантасмагоричном мире, где бродит в полуобморочном состоянии. На это всячески намекают по ходу мультфильма: неоднократно упоминаются некие «можжевеловые веточки», которые сердобольный друг всё подкидывал в костёр. Существует вид можжевельника, при сгорании выделяющий вещество норпсевдоэфедрин, это стимулятор центральной нервной системы. Если предположить, что события развивались в обратном порядке и Ёжик сначала пришёл к Медвежонку, который уже подкинул «веточек», то перед исследователем представляется картина путешествия психонавта в подсознательное.
Сначала у Ёжика активизировалась двигательная активность: он начинает «идти» к Медвежонку, хотя он всё это время сидит рядом.
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Потом окружающий Ёжика мир теряет реалистичность. Цвета становятся тусклыми, вокруг неожиданно образуется густой туман. Возникают акустические эффекты: какие-то голоса, эхо. В темноте проявляются пугающие и яркие визуальные галлюцинации: совы, летучие мыши, улитки, слоны. Норштейн даже смелеет и начинает цитировать бывалого психонавта Хантера С. Томпсона (книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», вышла за четыре года до «Ёжика в тумане»):
Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/обработка в приложении dreamscopeapp
Коллаж © L!FE. Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане»/ Скриншот © L!FE