езид и армянин чем отличаются
Кто живет в Армении кроме армян?
История русских, езидских и ассирийских поселений в Республике
По официальным данным с 2001 года до наших дней самой крупной этнической общиной в Армении являются езиды. Араратская долина, Армавир, Эчмиадзин, Арташат, Масис – все эти местности уже долгое время населены большим количеством людей езидской национальности. Совместная жизнь двух народов, армян и езидов, берет свое начало еще с давних времен. Во время массовых гонений и геноцидальных процессов против армянского населения в Османской империи пострадали и езиды, которых также массово резали и убивали по указанию властей Османской Империи. Те, кому повезло, вместе с армянами успели скрыться в Восточной Армении. Езиды и армяне очень долго жили бок о бок и находились в добрососедских отношениях. Примечательно, что у езидов никогда не было своего государства.
С 1930-х годов XIX и XX вв. в Армении были основаны русские поселения: Базарчай, Александровка, Воронцовка, Борисовка, Воскресенска (Лермонтово), Гергеры-Русские, Дилижан-Новый, Никитино (Фиолетово) и другие. Некоторые из населенных пунктов, в частности, села сохранили свое русское население. Например, в Тавушской, Лорийской областях Армении можно встретить большое количество русских деревянных домиков, расположенных в поселках с преимущественно русским населением. Невероятно теплая атмосфера и русский колорит не оставляют равнодушным ни одного гостя местности. По сей день в Армению переезжают на постоянное место жительство русские: кто по делам, кто по желанию, а некоторые-к своим любимым. Армяне с русскими часто связываются также и узами брака, создавая семьи и тем самым углубляя многовековые отношения.
Ещё одной этнической группой являются представители ассирийского народа. Когда-то они имели великую страну, но их судьба, увы, оказалась далеко непростой. Ассирийская община Армении в основном состоит из беженцев из Ирана и Турции. Примечательно, что ассирийцы также почувствовали на себе горечь геноцида. Переселившись в Армению, они компактно проживали и проживают в 4 населенных пунктах: Арзни, Верин Двин, Шарийар и Димитров. В целом ассирийцы по-отдельности проживают во всех крупных городах Армении. Отличаются ассирийцы от двух вышеуказанных народов тем, что они сильно ассимилированы с армянами. Огромное количество армяно-ассирийских семей оставили большой след в истории армянских ассирийцев. Дело в том, что эти два народа достаточно похожи между собой, особенно менталитетом и, естественно, религией. Но немало ассирийцев активно работают над восстановлением своей культуры и традиций. Важно подчеркнуть, что в населенном ассирийцами селе Верхний Двин восстановлена ассирийская церковь. После восстановительных работ храма Ассирийская Церковь Востока (епархия всего Ирака и России) направила в Верхний Двин своего священника.
Греки. История дружбы двух народов начинается ещё до нашей эры. Когда-то они проживали в Армении в больших количествах, однако после распада СССР их стало значительно меньше. Сегодня, по официальным данным греческих организаций Армении, в стране проживает около 5000 тысяч греков. Однако эксперты отмечают, что греков в Армении намного больше. Безусловно, некоторые из них ассимилированы, некоторые и вовсе слились с армянами, а другие живут в армяно-греческих семьях. Есть данные, что в прошлом тысячелетии греки начали селиться в Армении с 18 века, тогда они массово основались в Ахтале. С 19 века греки начали переезжать в Лорийскую и Ширакскую области. Сегодня их можно встретить в тех же районах. В Ванадзоре, Гюмри, Алаверди, Ташире и Ереване есть большое количество греко-армянских семей, где дети владеют армянским и греческим языками.
Езиды. Кто они?
Александр Газарян
Езиды. Кто они?
Турция и Азербайджан. Что скрывается за фасадом лозунгов о братстве?
Евгений Сатановский: России не нужна Турция, поддерживающая исламистский террор
Судьба по наследству
Лисицианы Великолепные
Звездный час Тиграна Петросяна
Плюсы и минусы Евразийского союза для Армении
Сердца нет у времени…
Философская притча Вигена Чалдраняна
Лыжный ход Сергея Микаеляна
В мире очень мало народов, история которых исчисляется несколькими тысячелетиями. Один из этих народов – езиды. Их происхождение неоднозначно воспринимается научной общественностью. Есть три основные версии: – езиды – прямые потомки вавилонян; – езиды – прямые потомки шумеров; – езиды – выходцы из Индии, из Бумбаи (Бомбея), перекочевавшие на север Ирака. Следует отметить, что ни одна из версий не подтверждается научными доказательствами. Однако именно районы Мосула и Синджара на севере Ирака, где проживает большая часть езидов, считаются их родиной.
Возникает естественный вопрос: как народ, никогда не имевший собственного государства, смог на протяжении тысячелетий сохранить свою идентичность? История знает подобные, или похожие примеры (копты, евреи, ассирийцы, греки, армяне, тибетцы…), и во всех этих случаях основой выживания народов была духовность, строгое соблюдение народом морально-нравственных норм.
Езиды признают Бога-творца, создателя Вселенной Хуаде и верховного ангела (божества) Малаке Тавуса (в образе павлина). Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше, что в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Там же находится резиденция духовного лидера езидов – Шеха Мири. Все езиды должны соблюдать свои законы и обычаи, строго сохранять все принципы. Прежде всего, езиды делятся на три основные касты. Каждый езид должен жениться на девушке из своей касты (это напоминает кастовость социума в Индии). Кроме того, шехи и пиры (духовные лица), которые в свою очередь делятся на подкасты, должны жениться только на девушке своей подкасты. Езиды не имеют права жениться или выходить замуж за представителей других национальностей. В противном случае они и их потомство не могут называть себя езидами и общество соответственно не примет их.
Езидский народ свято чтит свои обычаи и отмечает свои национальные праздники. В этом и есть секрет долговечности этого народа!
Язык езидов – эздики принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Хотя и есть утверждения, что езиды говорят на одном из диалектов курдского языка – курманджи, сами же езиды, в подавляющем большинстве, считают своим языком именно эздики. Пользуются русским алфавитом и семью буквами латинского, созвучными звукам своего языка.
В мире, по разным оценкам, насчитывается от 1 до 3 миллионов езидов, из которых более одного миллиона проживает на севере Ирака, остальные – в Армении, Грузии, России, Германии, Франции, США и в некоторых других странах.
Езиды проживали в Кавказском регионе со времен Средневековья. Их единичные племена были замечены в Закавказье в XVIII веке. В 1770-х годах царь Грузии Ираклий II предпринял попытку установить диалог с езидами, используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю. Ираклий II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобану-ага, в котором он предлагал вступить в немусульманский союз с армянами и ассирийцами против османского султана. Более массовая миграция езидов в Закавказье наблюдалась во время и после Крымской (1853-1856) и Русско-турецкой (1877-1878) войн. Тем не менее, в начале XX столетия большинство современных езидов поселились в Армении и Грузии в результате религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских организаций (за период 1915 – 1918 гг.
в Турции были убиты более 500.000 езидов, что, к сожалению, не получает достаточного внимания со стороны мировой общественности). Эти езиды прибыли из районов Вана, Баязеда, Карса и Сурмалу.
Так как езиды были сельскими жителями, они селились в основном в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они находили пристанище и в городах — сначала в Тбилиси, а затем в Телави и Рустави. Согласно последним советским данным (перепись населения СССР 1989 г.), в Грузии и Армении проживали около 90.000 езидов. А до 1989 г. езидов несправедливо относили к курдам. Сегодня езидов относят к отдельной этноконфессиональной группе, признанной международным сообществом, в частности Евросоюзом.
В Республике Армения проживают около 60.000 езидов. Занимаются они не только традиционным для них овцеводством и сельским хозяйством, но и в других отраслях народного хозяйства. Армения является единственным государством, где действуют школы с обучением езидскому языку и литературе (с 1-го по 9-й классы). Их сегодня 34.
В стране издаются учебники и художественная литература на езидском языке, выходит ежемесячный журнал «Эздихана» с текстами на езидском, армянском и русском языках. Создан фонд для развития езидской науки и культуры, существуют ежедневные радиопередачи на езидском языке. В Армении находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которого является дважды Народный герой, профессор народной истории езидов и богословия Азиз Тамоян. Наконец, в сентябре 2012 г. в Армавирском марзе Армении был открыт езидский храм Лалиш. Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении. Он вмещает около 30 человек, имеет традиционную форму езидских конусообразных святилищ, построен из камня и облицован мрамором. Рядом расположилась трапезная на 2000 человек, в перспективе планируется возведение здания, где будут служебные помещения для священнослужителей и помещение для паломников.
По словам Азиза Тамояна, Армения – единственная страна, где на государственном уровне поддерживаются духовные и культурные традиции езидского народа, а армяне – единственный народ, который по-братски относится к езидам, и именно это обстоятельство подвигло езидов писать свои фамилии на армянский лад, с использованием окончания «ян».
Езиды внесли свой посильный вклад в устранение последствий страшного спитакского землетрясения в 1988 году.
Особо хочется отметить роль езидов в освободительной борьбе народа Арцаха.
С самого начала карабахского движения езиды вместе с армянским народом встали на защиту справедливого требования карабахских армян о воссоединении с родиной – Арменией. На зверства наших восточных соседей они ответили созданием под руководством Азиза Тамояна езидского отряда ополченцев имени Джангира-аги (он со своей знаменитой конницей в 500 человек в 1918 г. воевал против турок в Баш-Апаране и Сардарапате и вместе с армянскими солдатами разбил и отбросил дивизию Шевкета-паши. Джангиру-аге поставлен памятник в Ереване). Отряд воевал практически на всех участках фронта, внеся свой посильный вклад в дело независимости народа Арцаха. Добровольцев-езидов принял Католикос всех армян Вазген I и благословил их. Многие из них за мужество и героизм удостоились правительственных наград. Как говорит Азиз Тамоян, в случае начала военных действий езиды Армении готовы снова встать на защиту свободы и суверенитета Арцаха. Как Сардарапат в начале прошлого века, так и Арцах в наши дни стал символом нерушимой дружбы армян и езидов. 36 молодых езидов пали смертью храбрых на полях карабахских сражений. Память о них увековечена народом.
Президент Национального союза езидов мира говорит: «В Армении действительно созданы все условия для сохранения и развития езидского языка, литературы и культуры, но у остальных езидов есть большая проблема, связанная с их курдизацией, порой насильственной. Ведь у нас с курдами мало общего, более того, не секрет, что в начале прошлого века турки убивали нас, как и армян, в большинстве случаев руками курдов. Мы пытаемся всеми возможными цивилизованными методами устранить эту опасность и надеемся на международную солидарность».
В заключение хочу привести одну из основных езидских молитв, характеризующих этот народ как доброжелательный, миролюбивый и лояльный: «О, Боже, сперва дай счастье и благо 72 народам, а потом нам, езидам».
Езиды – достойные граждане Армении
Езиды – одни из крупных этнических меньшинств Армении. В научной среде к этнониму «езиды» относятся осторожно, так как большинство ученых полагают, что езиды – это те же курды, но со своей особой религией и традициями, которые сложились в результате оторванности части курдского народа от основной массы своих соотечественников. Некоторая же часть исследователей полагает, что езиды – отдельный этнос, который хоть и разговаривает на курдском диалекте курманджи, но имеет отличительные черты. В частности, отличается антропология езидов.
Основная масса этого народа проживает на севере Ирака, где у них свои святыни и места компактного проживания. Духовным центром езидов считается Лалеш – регион на севере Ирака.
Первые упоминания о езидах Закавказья встречаются в XII в., когда грузинские цари вовлекали этнических езидов в ряды своей армии. Десятки езидских племенных вождей со своими семьями перебираются в Грузию, впоследствии полностью ассимилируясь с грузинским населением. Вторая значительная группа оказывается в Грузии после 1870 года. Из армянской области Карс во главе с вождем Чобан-ага свыше 2000 езидов переселяются в Грузию. Часть нынешних езидов Армении – это остатки самых ранних переселенцев. Известно, что армянские цари также помогали находящимся под исламским гнетом этническим и религиозным меньшинствам переселяться в более безопасные места. Именно таким образом в Восточной Армении появились первые езидские поселения.
Однако основная масса все же переселилась на территорию нынешней Армении в результате геноцида армян 1915 года. Известно, что турки беспощадно уничтожали езидов по всей территории Анатолии и Западной Армении вплоть до Северного Ирака. Были истреблены тысячи мирных жителей в регионах Батман, Ван, Битлис, Хнус, Игдир и др. В уничтожении езидов туркам помогали и местные курды, что запечатлено в исторической памяти езидов. Национальный герой Армении Джангир-ага, перебравшись в Армению в 1914-1916 гг., защищал армян и езидов от турок, а его полк (700 всадников) разбил турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате.
Погромы и уничтожение езидского населения в Турции зафиксированы до 1955 г.
Стоит отметить, что езиды Армении идентифицируют себя в качестве отдельного этноса и если в Грузии имеются езиды, относящие себя к курдам, то езиды Армении имеют совершенно иную точку зрения относительно своего происхождения.
Основная масса езидов Армении проживает в регионах Арагацотн, Гехаркуник, Армавир, Арарат, Котайк. Езидское население имеется также в регионах Ширака и Лори.
В столице Армении езиды компактно проживают в районе Авана. Большинство езидских населенных пунктов расположено либо в высокогорных районах, либо в Араратской долине. Езидские села Армении в основной своей массе весьма многолюдны. В селах езидов в среднем проживают от 500 до 1000 жителей.
В высокогорных и приграничных районах, однако, села не особо многолюдны – в среднем 200-400 жителей.
По официальным данным, в Армении проживают 40.000 езидов. Однако сами езиды приводят иные данные – 70-80 тысяч. И если бы не эмиграция начала 90-х, то их численность в Армении ныне достигала бы 120.000 и более.
Езиды – выходцы из Армении проживают в Краснодарском крае России, а также в Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Ростовской, Томской, Волгоградской, Костромской областях, в Ставропольском крае, в Москве.
Самое значительное число езидов – выходцев из Армении проживает в Ярославской области. Они не теряют связи с Арменией, где у них множество родственников. Некоторая их часть в начале 90-х из Армении переехала в Германию, Францию, Польшу и Чехию, но также сохраняет прочные связи с оставшимися родственниками в Армении.
Езидская молодежь Армении – одна из патриотично настроенных групп армянского общества. В то же время езиды – принципиально закрытое общество. Их традиции являются важнейшим символом для сохранения этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Поэтому ассимиляция езидов с армянами имеет место только в городах, и то в отдельных случаях. Многовековые преследования и дискриминация, а также эндогамия и своеобычная религия способствовали их изоляции и формированию собственного национального самосознания.
По словам экспертов, езидская община Армении сохраняет традиционный уклад жизни лишь только в Армении и Северном Ираке, а в Грузии и других странах СНГ они давно потеряли национальную самобытность и считаются курдами. Традиции и культура этой этнической группы основываются на религии – езидизме, который, по оценкам специалистов, вобрал элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.
Во время карабахского движения сотни езидов принимали участие в освободительной борьбе. Они были одними из первых, кто сражался против азербайджанской агрессии. Множество молодых езидов отдали свою жизнь за независимую Армению и Арцах. С 1990 г. в Армении издается газета «Дангс Эздя» («Голос езидов»).
Примечательно, что езидская молодежь, особенно с высшим образованием, начинает активно интегрироваться в общественно-политическую жизнь Армении. В 2011 году в Ереване состоялась церемония официального открытия новой общественной организации «Ассоциация молодых езидов Армении».
Как отметил один из учредителей и сопредседателей организации Саид Авдалян, в Армении созданы все условия для активной общественно-политической деятельности проживающих в республике молодых езидов. По его словам, одной из основных целей создания «Ассоциации» является стремление освободиться от существующего ошибочного мнения о том, что курды и езиды – один и тот же народ.
Другой учредитель и сопредседатель «Ассоциации молодых езидов Армении» Князь Сароян заявил, что организация намерена активно участвовать в общественно-политических процессах Армении, а также представлять и пропагандировать историю и культуру езидского народа. Согласно заявлениям учредителей, «Ассоциация» также ставит целью объединение молодежи и стимулирование ее активной общественной деятельности, обмен опытом и проведение культурных мероприятий.
В своем недавнем обращении езидская молодежь заявила, что и сегодня готова встать на защиту армянского народа и исторических армянских земель. Езидская община Армении всегда резко осуждает военную провокацию азербайджанской стороны на линии фронта.
Среди езидов Армении много знаменитых спортсменов. Езидом по происхождению является, в частности, двукратный чемпион по греко-римской борьбе, лучший спортсмен Армении 2011 года Роман Амроян.
Езидами также являются выходцы из Армении российский боксер, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира (2008 г.), чемпион мира (2011 г.) Миша Алоян, знаменитый российский боец смешанного стиля Амар Сулоев и многие другие.
Кто такие езиды: этнос и религия
Вокруг вопроса этнической принадлежности езидов ведутся неутихающие споры, выдвигаются версии и гипотезы. Большинство представителей самих езидов считает себя уникальным этносом. Любые версии об их отождествлении с курдами ими категорически отвергаются. Но есть среди езидов и те, кто все же называет себя курдами, или езидскими курдами. Согласно общепринятой версии, езиды относятся к курдской этноконфессиональной группе, говорящей на диалекте курдского языка — курманджи, или ездики, как его называют сами носители. Ездики принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков.
Примерная численность езидов составляет 200 тысяч человек. В основном они проживают в Сирии, Иране, Ираке и Турции. Живут езиды и в Армении. Езидская община Армении стала складываться во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Это была первая волна миграции езидов в Восточную Армению. Затем же последовала Первая мировая война.
Езидская община Армении проживает преимущественно в селах областей Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилижан и Ташир. Сфера их занятий в основном распространяется на скотоводство (овцеводство), садоводство и земледелие.
Не меньше споров, чем этническая принадлежность езидов, вызывает и их религия. Тут можно столкнуться и с домыслами, и с неверным истолкованием.
Религия езидов — езидизм, или шарфадинизм — имеет синкретический характер. Она содержит в себе элементы и зороастризма как основы, и христианства, и иудаизма, и ислама.
Езиды верят в существование Единого Бога, проявляющего себя посредством Святой Троицы (Триады): Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Султана Езида (в обличье молодого человека). Бог поручил ангелам весь созданный им мир.
Согласно вере езидов, Бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса. В некоторых же устных легендах Малак-Тавус сам выступает как творец. Интересно и необычно его изображение в виде павлина — ангела-павлина. Именно вокруг него и разгораются споры и возникает непонимание.
Мусульманские и христианские критики езидизма часто ошибочно ассоциируют почитаемого езидами Малак-Тавуса с Иблисом, или с падшим ангелом, изгнанным Богом из рая из-за своей гордыни. После своего низвержения Иблис стал сбивать верующих с истинного пути, стал их врагом. Другое его имя — Шайтан по-арабски означает «дьявол». Эти ассоциации послужили поводом для необоснованного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве.
С Малак-Тавусом связано множество различных дошедших до нас в устной форме преданий. Одно из них гласит, что Малак-Тавус отказался поклониться и подчинится человеку, ибо был всецело предан Богу как своему Создателю. Он может поклониться только Творцу и не готов поклониться другому его созданию — Адаму. За это Бог наказал непокорного ангела, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Малак-Тавус томился долгих 7 тысяч лет. Видя страдания грешников, он все это время плакал и затопил ад своими слезами. За это Бог простил его и возвысил на небо, сделав главным из ангелов. Ад же перестал существовать. Как мы видим, Малак-Тавус был прощен своим Создателем.
Почему Малак-Тавус изображается в виде павлина? Это можно объяснить тем, что, по представлениям мусульман, павлин был райской птицей, воплощением достоинства и гордыни. Согласно распространенному на севере Ирака преданию, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню.
Изображая кавказские типы дореволюционный русский художник И.Микешин обозначает езидов как «курдов-езидов, чертопоклонников». Почитание священного Павлина было непонятно ипугало, как не имеющее осмысленных аналогов.
Александр Пушкин впервые в русской литературе приводит сведения о езидизме в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». В третьей главе он описывает свою встречу с вождем местного езидского народа. Пушкина очень интересовало их вероисповедание, поэтому он не преминул поинтересоваться об этом. Приведем отрывок, описывающий эту встречу.
«Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских. Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее».
Вот так выглядели курдянки во времена пушкинскогопутешествия
Религия езидов в основном опирается на устную традицию. Помимо этого, имеются также две священные книги с изложением догм, канонов и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Черная книга», «черный свиток»).
Как и у всех других представителей религий и конфессий, у езидов есть своя святыня, почитаемая ими. Это Лалеш, храм в Ираке поблизости от города Мосул. В Лалеше есть два священных источника. Один из них связан с Малак-Тавусом. Согласно езидской космогонии, мир был сплошным океаном. Ангелы во главе с Малак-Тавусом спустились на то место, где сейчас находится этот родник. Они опустили в воду закваску и создали твердь. В знак этого там появился источник, который является святым.
Лалеш с недавних пор уже не единственный езидский храм. В 2012 году в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат».