гитара классическая расположение струн
Классическая гитара (испанская, шестиструнная)
Чтобы стать душой любой компании, нужна классическая гитара и умение играть на ней. Вплоть до прошлого века в России этому инструменту не уделялось особого внимания. А сегодня представительница струнного щипкового семейства по праву считается самым популярным инструментом наряду с акустикой.
Особенности инструмента
Различия акустики и классики заключаются, как в конструктивных особенностях, так и в стилевом предназначении. Первая больше подходит для рок-н-ролла, кантри и джаза, вторая – для романсов, баллад, фламенко.
От других видов классическую гитару отличают характерные особенности:
Шестиструнная гитара используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанемента или в ансамблях. От эстрадной ее отличает техника. Музыкант обычно играет пальцами, а не медиатором.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
История появления
Широкое распространение инструмент получил в Испании в 13 столетии, поэтому его еще называют испанской гитарой. До XVIII-XIX вв существовали разные формы корпусов с различным количеством струн.
Большой вклад в популяризацию шестиструнного инструмента внес мастер Антонио Торрес. Он долго экспериментировал с устройством, менял строение, старался сделать верхнюю деку, как можно тоньше, чтобы добиться качественного звучания. С его легкой руки гитара получила название «классическая», стандартный строй и вид.
Первое руководство по игре, которое представляло систему обучения исполнению, было написано испанским композитором Гаспаром Сансом. В XIX веке гитару вытеснило фортепиано.
В России до XX века не было огромного интереса к шестиструнному инструменту. Игра на гитаре привлекла внимание жителей нашей страны, благодаря композитору Джузеппе Сарти. Он более двадцати лет прожил в России, служил при дворе Екатерины II и Павла I.
Первым в истории знаменитым русским гитаристом стал Николай Макаров. Отставной военный, уйдя со службы, он увлекся гитарой и по 10-12 часов в день занимался игрой. Добившись значительных успехов, он начал выступать с концертами и продолжил обучение в Вене. Макаров организовал первый конкурс гитаристов в Брюсселе в 1856 году.
После революции началось массовое промышленное производство инструмента, его включили в программу обучения в музыкальных школах, появились самоучители. Классическая гитара стала инструментом бардов, песни которых на «шестиструнке» переигрывали во дворах.
Разновидности
Несмотря на определенные стандарты, существуют разные виды классических гитар:
Выглядеть красиво могут любые виды, поэтому для новичков вполне подходит фанерованная. Но для концертной деятельности лучше выбрать один из двух последних вариантов.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Как настроить классическую гитару
В специализированных магазинах настройка осуществляется при покупке. «Испанский» строй 6-струнной гитары – ebgdAD, где каждая буква соответствует последовательности струн от первой до шестой.
Принцип настройки состоит в поочередном приведении в соответствующее звучание каждой струны на пятом ладу. Они должны звучать в унисон с предыдущей. Для настройки поворачивают колки, повышая на тон, или ослабляют, понижая.
Новичку лучше осваивать инструмент сидя на стуле, подставив под левую ногу опору. Играть на классической гитаре принято боем или перебором, используя аккорды. Стиль соответствует произведению.
«Классика» – лучший вариант для новичка. Нейлоновые струны легче зажимать, чем металлические на акустике. Но, как и за любым другим инструментом нужно уметь ухаживать за ней. Излишняя влажность или сухость воздуха приводят к рассыханию корпуса, а струны нужно регулярно очищать от пыли и грязи. Правильный уход за гитарой поможет сохранить ее целостность и чистое звучание.
Высота струн на гитаре. Регулировка высоты струн над грифом акустической и классической гитары.
Высота струн на гитаре. Общая информация
От того, насколько высоко от грифа расположены струны, напрямую зависит удобство игры на инструменте. Если они находятся слишком низко, то будут дребезжать и цепляться за лады, а также звучать не в полную силу. Если же высота струн большая, то на гитаре будет просто неудобно играть – вам придется прикладывать намного больше усилий для их зажатия, особенно на центральных ладах, из-за чего будет уставать рука и пальцы. В этой статье мы подробно расскажем о том, какая высота струн на гитаре считается наиболее оптимальной, а также из-за чего она может меняться.
Что может быть источником проблемы неправильной высоты струн
Есть несколько вариантов, из-за чего высота струн может поменяться.
Низкий нижний порожек
Верхний и нижний порожки должны быть примерно одной высоты, чтобы струна лежала на них без какого-либо угла. Если же нижний порожек слишком низкий, то это может привести к тому, что струна будет расположена слишком низко, из-за чего, особенно на первых ладах, она будет дребезжать и не звучать вообще. Это является причиной проблемы того, что струна дребезжит на ладу.
Высокий нижний порожек
И наоборот, если нижний порожек будет выше, то струны, соответственно, тоже будут выше. Особенно это ощутимо на верхних ладах при взятии баррэ. Пальцы и рука будет применять гораздо больше силы, чем требуется, соответственно, делать это будет сложнее, и конечности будут уставать.
Высота верхнего порожка
То же самое относится и к верхнему порожку. Если он будет слишком низкий, то струны будут фактически лежать на грифе, из-за чего на всех ладах они будут дребезжать и не звучать до конца. Этого следует избегать, иначе гитара может даже не строить по грифу, что еще более критично, чем обычный дребезг.
Глубина посадочных мест верхнего порожка
Это точно так же важно, как и его высота. Если пазухи для струн будут слишком глубокие или широкие, то струны будут ходить в них ходуном и не строить или звучать. Если же они будут недостаточно глубоки, то они будут стоять на нем, и дребезжать об него. Именно поэтому гитаристам, которые интересуются электрогитарой и тяжелой музыкой, рекомендуется покупать два инструмента – первый для пониженных строев, с широкими пазухами для толстых калибров – и второй для стандарта, с пазухами нормального размера.
Прогиб грифа
Подставка гитары
Некрепкая подставка на деке может треснуть и деформироваться, из-за чего высота струн меняется, и они становятся ближе к грифу. Это нераспространенная проблема, и если возникла именно она, то стоит задуматься либо о замене инструмента, либо об услугах гитарного мастера.
Внешние условия и факторы, влияющие на деформацию инструмента и высоту струн
Помимо самого состояния инструмента, на высоту струн на акустической гитаре, а также электрогитар, могут влиять внешние факторы. Все они правятся правильным уходом и обслуживанием грифа, деки и остальных частей.
Влажность, сухость и температура
Это очень важные факторы, которые могут испортить звучание гитары и привести к тому, что гриф поведет винтом, и играть на ней станет вообще невозможно. Дело в том, что дерево очень чувствительно к воздействию влаги, излишней сухости, а также перепадов температур, и деформируется под ними. Этого стоит избегать путем правильного хранения и переноса инструмента. Данная проблема также ремонтируется регулировкой высоты струн при помощи анкера.
Износ и углубления
Как и любая другая вещь, инструмент не вечен. Поэтому причиной того, что высота струн на классической гитаре или любой другой может измениться банально из-за воздействия времени. Это абсолютно нормально, особенно на некачественных инструментах. К сожалению, этому никак не помочь, и рано или поздно придется озаботиться покупкой нового инструмента.
Перенапряжение и большая нагрузка на верхнюю деку
Если вы натягиваете струны большого калибра в высокие строи, то сила натяжение становится очень высокой, из-за чего гриф выгибается, как лук. Это также приводит к увеличению расстояния между ним и струнами. Старайтесь покупать комплекты, которые соответствуют тем строям, в которых вы играете.
Изменение типа и толщины струн
Фактор, напрямую связанный с прошлым пунктом. Когда вы покупаете другой комплект струн, его сила натяжения отлична от того, что стоял до этого. Если эта разница слишком велика, то гриф может сильно повести, из-за чего струны так же поменяют высоту.
Источники проблем на новом инструменте
Как это ни парадоксально, но проблемы могут быть и на новом инструменте. Здесь уже в силу вступают немного другие факторы, о которых будет рассказано ниже.
Производитель
Гитары от бюджетных производителей не отличаются каким-то особенным качеством. Разумеется, очень часто попадаются и достойные инструменты, однако ультрадешевые инструменты, скорее всего, имеют в себе встроенные проблемы с грифом. Из-за этого даже новая гитара может вести себя странно, и особенно это касается высоты струн, поскольку именно в этом месте дерево испытывает больше всего стресса.
Магазин
В магазине гитары хранятся на складе, где не всегда поддерживаются хорошие условия для их нахождения. Из-за этого даже новые залежавшиеся инструменты могут быть с уже встроенными проблемами – чаще всего, с неправильно выгнутым и поведенным грифом. Именно поэтому лучше всего проверять гитару перед покупкой.
Транспортировка инструмента из стран с другим климатом
При заказе инструмента из другой страны может существовать риск деформации дерева из-за естественных изменений во влажности воздуха и его температуре. Для того, чтобы избежать этого, гитары обычно тщательно упаковывают, и если пренебречь этим, то вы можете получить инструмент с неполадками, хотя по факту он был только что извлечен из коробки.
Какая должна быть высота струн на гитаре
Ниже приведена таблица, в которой указывается, какое оптимальное расстояние должно быть между струнами и ладовым порожком. Стоит отметить, что эти замеры работают и для высоты струн на бас-гитаре.
Акустическая гитара со стальными струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Расстояние на 1 ладу | 0,58 мм | 0,33 мм |
Расстояние на 12 ладу | 2,29 мм | 1,78 мм |
Классическая гитара с нейлоновыми струнами | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,61 мм |
Высота на 12 ладу | 3,96 мм | 3,18 мм |
Электрогитара | Басовая 6 струна E | Тонкая 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,61 мм | 0,25 мм |
Высота на 12 ладу | 1,98 мм | 1,6 мм |
Бас-гитара | Басовая 4(5) струна E | Басовая тонкая 1 струна G |
Высота на 1 ладу | 0,56 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 2,67 мм | 2,39 мм |
Мандолина | 4-ая струна G | 1 струна E |
Высота на 1 ладу | 0,76 мм | 0,51 мм |
Высота на 17 ладу | 1,91 мм | 1,65 мм |
Банджо | 4 струна D | 1 струна D |
Высота на 1 ладу | 0,94 мм | 0,89 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
Укулеле Сопрано и Тенор | 4 струна G | 1 струна A |
Высота на 1 ладу | 0,38 мм | 0,38 мм |
Высота на 12 ладу | 2,29 мм | 2,29 мм |
Замерьте высоту на 12 ладу
При помощи рулетки или линейки замерьте расстояние между открытыми струнами и двенадцатым ладом. Оно должно составлять примерно 2-3 миллиметра.
Дополнительно замерьте на 1 ладу
Тем же самым способом замерьте расстояние на первом ладу. Оно должно составлять примерно 0,5-0,7 миллиметра.
Преимущества и недостатки высоких струн
Плюсы
— Вибрато становится более четким и напряженным в плане звука.
— Более чистая игра пальцами, особенно при фингерстайл-игре.
— Более чистое звучание нот и аккордов.
Минусы
— Тяжело извлечь вибрато, характерные для блюза, которые звучат как микро-бенды.
— Сложно заставить аккорд звучать едино.
— При игре отдельными нотами они приобретают щелкающий призвук.
— Сложно играть аккордовые блоки с баррэ и быстрые пассажи.
Преимущества и недостатки низких струн
Плюсы
— Проще создать единое звучание аккорда.
— Струны легче зажимать.
— Проще играть быстрые пассажи.
— Проще играть микро-бенды.
Минусы
— Аккорды могут звучать мутно, без акцента на отдельные ноты.
— Быстрые пассажи могут превращаться в кашу.
— Сложнее извлекать стандартные вибрато.
— Сложнее артикулировать аккорд.
Заключение и советы
Самый лучший совет – не впадать в крайности и заняться настройкой грифа для оптимальной высоты струн. Таким образом вам будет проще играть, и получится извлекать все возможные приемы без каких-либо проблем. Особенно это критично для новичков, для которых большая высота струн может стать критичной в обучении гитарному мастерству.
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.