гороховая улица какой район
История одного названия. Гороховая улица в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге практически каждая улица имеет собственную богатую историю. Сегодня хочется рассказать об одной из магистралей, расположенной в самом центре города, — Гороховой улице. Начинается она от Адмиралтейского проспекта, тянется практически на 1 800 метров, пересекая Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку, и заканчивается у Загородного проспекта. В северной части она упирается в Александровский сад со знаменитым зданием Адмиралтейства, в южной — в Пионерскую площадь с Театром юных зрителей.
Гороховая улица в Санкт-Петербурге
Немного истории
Гороховая — одна из старейших улиц в городе, она занимает важное место в его исторической планировке. Ее можно найти на планах с конца 1710-х годов, именно в это время начались работы по упорядочиванию застройки на левом берегу Невы. В первое время строительства Санкт-Петербурга Гороховая именовалась Средней перспективой, по отношению к Большой перспективе (Невский проспект) и Вознесенской перспективе (Вознесенский проспект). Таким образом, улицы образовывали три луча, что было утверждено Комиссией о Санкт-Петербургском строении в 1738 году, в которую входили П. Е. Еропкин, М. Г. Земцов и И. К. Коробов.
Фасад одного из домов Дом Е. А. Дерновой
В средине XVIII века улицу стали называть Адмиралтейским проспектом. Она значительно преобразилась: постройки были преимущественно каменными, мостовая выложена булыжником, тротуары покрыты известковыми плитами, организованы стоки для воды. При этом окончательный облик еще не был сформирован, отдельные участки магистрали получали свои народные названия. Одним из таких и стало Гороховая — после того как в 1756 году купец Горохов построил здесь дом и открыл в нем лавку. Горохов, скорее всего, был одним из иноземцев на службе Петра I, и звали его Гаррах, впоследствии он был переиначен на Горох. С 1849 года на планах улицу начали именовать Гороховой официально.
Дом Кукановой Пересечение с набережной Фонтанки Дом Яковлевых
События 1917 года добавили улице известности. Так в доме № 2 начала работать Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, руководившая «красным террором». Поэтому в 1918-м она была переименована в Комиссаровскую, а в 1927-м — в улицу Дзержинского, в честь известного революционного деятеля Ф. Э. Дзержинского.
Примечательно, что на некоторых домах размещена информация об их бывших владельцах Каменный мост
В советский период улица внешне не сильно изменилась. Вот только места частных фирм и лавочек заняли уже совсем другие организации. Большие квартиры превратились в обычные коммуналки. При этом здесь продолжили проживать многие известные личности.
Перспектива в сторону Адмиралтейства Здание Торгового дома «Эсдерс и Схеффальс»
Историческое название, Гороховая улице вернули лишь в 1991 году. По ней проходит административное деление Санкт-Петербурга: четная сторона относится к Центральному району, а нечетная — к Адмиралтейскому.
Здесь Гороховая пересекается Малой Морской улицей Здание Адмиралтейства Перспектива, открывающаяся со стороны Александровского сада
На Гороховой расположено множество достопримечательностей, например квартира Распутина, дом с ротондой, неподалеку, в Большом Казачьем переулке, находится небольшой, но очень интересный музей «Разночинный Петербург», посвященный истории города.
Если кратко, в целом:
- улица с богатой историей; великолепная архитектура; подойдет для неспешной прогулки.
Гороховая улица
Горо́ховая у́лица — одна из центральных магистралей в центре Санкт-Петербурга. Является границей между Центральным и Адмиралтейским районами города. Гороховая улица идёт от Адмиралтейского проспекта до Пионерской площади (бывшего Семёновского плаца).
Это один из трёх лучей, расходящихся от центральной башни Адмиралтейства. Три луча — вместе с Вознесенским проспектом и Невским проспектом, которые планировались П. М. Еропкиным как основной ансамбль для застройки города на левом берегу Невы после пожаров 1736—1737 годов.
Содержание
История
Первоначально имела название Сре́дней перспекти́вы (Невский проспект — Больша́я перспекти́ва, Вознесенский проспект — Ма́лая (?) перспекти́ва). С середины XVIII века носила сразу три имени — 2-й (второй) Адмиралте́йский проспе́кт, 2-я (вторая) Перспекти́вная у́лица либо Адмиралте́йская у́лица.
Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда купец Гаррах (в народе Горох, Горохов) построил на ней каменный дом и открыл лавку.
В доме № 2 по Гороховой улице с 1918 года находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия Совета народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которую возглавлял Ф. Э. Дзержинский. В том же году улицу переименовали в Комисса́ровскую, а затем в 1927 году — в у́лицу Дзержи́нского. Прежнее название — Гороховая — вернули в 1991 году.
В советские годы существовали планы по продлению Гороховой улицы за Пионерскую площадь (Невский продлился Заневским проспектом, а Вознесенский и Измайловский — Новоизмайловским). С этой целью ровно в створе Гороховой улицы проложили Софийскую улицу. Также в Волкове по этой оси построили дома №№ 2 и 4 по Волковскому проспекту, а также №№ 20, 22 и 24 по улице Салова. Однако масштабные планы реализованы не были.
26 ноября 2010 года Гороховая улица от Загородного проспекта до Адмиралтейского проспекта закрыта на капитальный ремонт, который завершили в сентябре 2011 года. [1]
Название ул. Гороховая встречается в классической литературе «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского.
История переименований
Другие названия улицы:
Здания и сооружения Гороховой улицы
— Годы постройки: 1780—1790, 1899 г. — архитектор Голи фон Г. Г., стиль — классицизм.
— В доме (Крюковской) находился первый в городе магазин «гуммилистических» (резиновых) изделий.
— Трактир первого класса «Город Лондон».
Стиль — неоклассицизм
— 2-е Российское страховое от огня общество открыто в 1835 г.
— 1912—1915 гг., архитектор А. В. Кенель
Стиль — неоклассицизм (с элементами модерна)
— Артистка балета Ваганова А. Я., (1879—1951) жила в 1937—1951 гг. — Мемориальная доска «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». 1958. Архитектор Егоров М. Ф. Материал — мрамор, в 1990-е — заменена на гранитную.
— Композитор Дунаевский И. О., (1900—1955) жил в 1936—1941 гг. — Мемориальная доска «В этом доме с 1936 года по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский»
— Певец Ершов И. В., (1867—1943) жил в 1931—1941 гг. — Мемориальная доска «В этом доме с 1931 по 1941 годы жил великий русский певец, профессор Ленинградской консерватории, народный артист СССР Иван Васильевич Ершов». 1989. Архитектор Бадалян Л. Г. Материал — гранит.
— Певица Преображенская С. П., (1904—1966) жила в 1937—1966 гг. — Мемориальная доска «В этом доме с 1937 по 1966 годы жила народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР, профессор Софья Петровна Преображенская». 1971. Архитектор Попов В. Д. Материал — гранит.
— Балерина Уланова Г. С., (1910—1998) жила в этом доме.
Фасад облицован гранитом с двумя симметричными двухъярусными эркерами. Другие элементы фасада: гирлянды, венки, маски, медальоны с женскими фигурами из белого мрамора, рога изобилия. Над въездом во двор помещено изображение саламандры.
Стиль — модерн
Здание было построено в XVIII веке, перестраивалось в 1834 году. Перестройка 1904 года осуществлялась по проекту А. А. Грубе.
— В феврале 1842 г. сюда переехал М. И. Глинка [4] Здесь Глинка заканчивал написание оперы «Руслан и Людмила». В июне 1844 г. он уехал в Париж
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»
1908—1911 гг., архитектор Н. Н. Верёвкин. Стиль — неоклассицизм
— Школа МГБ, мемориальная доска Алиеву, учившемуся в ней. «В этом доме, в высшей школе МГБ СССР в 1949—1950 гг. учился выдающийся государственный деятель, президент Азербайджанской республики Гейдар Алиевич Алиев» Фото
— В 1846 создано Страховое общество «Саламандра»
Начало 19 века, перестроен в 1882 г. (архитектор А. Л. Гун), надстроен в 1912 г. (инженеры А. Н. Веретенников и Б. А. Липавский)
— В начале 19 века это был трёхэтажный дом тайного советника Клоссена
— В 1867 создано Русское страховое от огня общество
— Ресторан Андрие. Открыт в начале 1820-х гг. французом Андрие. ((трактир) 1-го класс). В 1829 г. Андрие уехал на родину и продал ресторан Дюме
— Ресторан Дюме. Здесь многократно бывал А. С. Пушкин (1829—1840-е) и здесь же в 1834 году он познакомился с Ж. Дантесом
— В 1882 г. здание перестроено (архитектор А. Л. Гун, его брат был одним из основателей Русского общества страхования от огня)
— В 1895 г. Русское общество страхования от огня сменило название на Русское страховое общество и ещё начало страховать транспортные средства
— В 1912 г. инженеры Алексей Николаевич Веретенников и Бенцион Абрамович Липавский надстроили здание.
Стиль — необарокко, надстроен.
— 1912 г. Магазин «Детская обувь» В. Евстифеева
— 1914 г. Торговый дом «Ю. Мартенс»
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»
Перестроен 1839—1840 гг. Архитектор Тон А. А.
— В 19 веке жила знаменитая княгиня Наталья Петровна Голицына
— После смерти княгини Голицыной Н. П дом был куплен казной для военного министра Чернышёва А. И.
— В 1839—1840 гг. перестроен (Тон А. А.)
После перестройки остался первый этаж без изменений, здание стало выше, увеличили окна бельэтажа, изменили характер наличников, на фасаде добавили скульптурный пояс и чугунную золочёную решётку, так как дом оставался казённым — на фронтоне герб. Также были изменены внутренняя планировка и отделка.
По мнению литературоведов, княгиня Н. П. Голицына послужила для А. С. Пушкина прообразом старухи-графини в «Пиковой даме». Она прожила до глубокой старости и умерла в 1837 г. в возрасте 94 лет в этом доме.
Описание дома в повести соответствуют реальной обстановке в доме. «Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведёт к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нём небольшие круглые часы. Полустёршиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: Leroy Paris.»
— В 1852 г. к 25-летниму юбилею Чернышёва на посту военного министра, казённый дом был передан ему в вечное и потомственное владение
Построен в 1745 г., надстроен и перестроен в 1838 г. (архитектор Реймерс К. И.). Стиль — классицизм, барокко.
— В 1730-х гг. обжигальщик кирпичных заводов Полунин Гаврила Дмитриевич хотел построить дом на этом месте, но не построил.
— Место отдали под строительство театрального здания (одного из первых в городе), которое обещал построить немецкий артист Яган Христофор Зихмунт
— В 1745 г. дом был построен. (в духе ранних работ Растрелли или Чевакинского)
— После смерти Зигмунта Я. Х. в 1750 г., его вдова Мария-Елизавета заложила дом. Дом выкуплен не был.
— Затем дом принадлежал: вдове подполковнице Марфе Кирилловне Елагиной. В 1755 г. было дано объявление о продаже, далее купцам Василию Портеру, Луи Фоконье, в 1781 г. его приобрела фрейлина Наталья Львовна Нарышкина (жена полковника Славянского гусарского полка Ивана Антоновича Соллогуба).
— В 1820-х гг. дом принадлежал Кусовникову. Музыкальный магазин Рихтера.
— В конце 1830-х гг. дом был приобре тён глазным врачом В. В. Лерхом.
— В 1838 г. дом был надстроен (архитектор Реймерс К. И. с одобрения архитектора П. П. Жако), Во дворе построили 5-ти, 6-и этажные флигели.
— Дом, где в 1840—1841 гг. жил писатель и философ Герцен А. И..
— Ресторан «Лерхе». открыт в 1843 г. Г. В. Лерхе (1787—1876) чиновник Военного министерства. Перестроен в 1838 г., архитектор П. П. Жако при участии К. И. Реймерса.
«Славился» офицерскими пирушками. В стихотворении «Говорун» Н. А. Некрасов упоминал его.
— С конца 1840-х гг. до 1917 г. владельцами дома были Елисеевы.
— В 1840 г. жил Фотограф Левицкий С. Л. (1819—1898)
— В 1840—1841 гг. в кв. 21 жил писатель Герцен А. И. (1812—1870)
— «Литературная газета» печаталась в типографии К. К. Края (Гороховая ул., участок д. 11).
— Поэт Мицкевич А. (1798—1855) польский поэт. Поэма «Конрад Валленрод» и сборник «Поэзия» отпечатаны в типографии К. К. Края.
— Была здесь фруктовая лавка купцов Смуровых.
— В 1896—1915 гг. жил писатель Тихонов Н. С..
— На доме была Реклама торгового дома «Ф. Бутц».
— В 1955 г. установлена мемориальная доска «В этом доме в квартире № 21 в 1840-41 гг. жил Александр Иванович Герцен».
— В 2003 г. открыли отель «Комфорт».
— В 2005 г.открыли Герцен Хаус отель.
Построен в 1740 г., надстроен в 1760-х гг. и 1839 г. Стиль — классицизм
— В 1736—1737 гг. участок отдали секретарю воинской морской команды Пимену Пареному.
— С начала 1740-х гг. владельцем участка был генерал Загряжский.
— Был погреб с винами купеца Миттендорфа.
— Затем дом принадлежал: сенатору Д. В. Волкову, А. В. Олсуфьеву.
— В 1760-х гг. дом надстроен одним этажом.
— В 1784 г. Олсуфьев умер, и дом купил Григорий Максимович Походяшин.
— В 1789 г. дом купил обер-прокурор Сената Александр Николаевич Зубов.
— Затем дом перешёл к жене брата Г. М. Походяшина — Каролине Антоновне (сестре директора лицея Е. А. Энгельгардта).
— В конце 1790-х гг. принадлежал барону Григорию Александровичу Строганову.
— В 1820—1860-х гг. домом владели аптекарь Иван Штраух и его наследники.
— В 1839 г. дом надстроен до четвёртого этажа.
— В 1840-е гг. в доме Штрауха члены кружка петрашевцев П. Д. Антонелли и Ф. Г. Толль снимали меблированную квартиру.
— В 1850-х гг. находилась мебельная фабрика А. Гамбса.
— Магазины:
Стиль — эклектика. Дважды перестроил архитектор Сюзор П. Ю.. Дом и дворовые флигеля были надстроены.
— В 1736 г. был отведён участок тайному советнику Василию Яковлевичу Новосильцеву.
— С 1860-х гг. дом принадлежал Ивану Федоровичу Тутолмину.
Стиль — эклектика. Построен по планам П. М. Еропкина, составленным до 1738 г. В 1867—1868 гг. перестройка, надстройка и изменение фасада, архитектор Гедике Р. А. В 1893—1894 гг. перестройка, военный инженер А. И. Донченко
— Возведён на участке бывшей Морской слободы.
— Со стороны Гороховой ул. был построен как служебный флигель.
— На плане Соколова, Горихвостова и Сент-Илера (1760—1770-е гг.) дом был одноэтажными на высоком подвале.
— В 1824 г. здесь открылось первое в Петербурге «справочное место». (принимали объявления, давали справки).
— В 1830-х гг. дом принадлежал представителю известной купеческой семьи Петру Алексеевичу Жадимировскому.
— Снимал помещение дамский портной и корсетный мастер М. Зегер.
— Размещалась центральная гомеопатическая аптека Ф. Бахмана. (высылала по почте желающим готовые аптечки).
— В 1832—1833 гг. жил А. С. Пушкин (в квартире из 12 комнат со службами (конюшня, сарай для экипажей, сарай для дров, ледник, чердак за 3 тыс. руб. в год).
Здесь он создал последнюю главу повести «Дубровский», приступил к написанию «Капитанской дочки» и в это же время появилось первое полное издание романа в стихах «Евгений Онегин».
— В 1844 г. после смерти П. А. Жадимировский, владелицей дома стала его вдова Елизавета Степановна с детьми (три дочери и сын Алексй).
— До 1860-х гг. дом был трёхэтажным.
— В 1860—1870-х гг. дом принадлежал действительному статскому советнику Александру Степановичу Воронину.
— В 1868 г. были надстроен четвёртый этаж и изменён фасад здания. (архитектор Р. А. Гедике)
— В 1893—1894 гг. дом был капитально перестроен (инженер-капитаном А. И. Донченко).
— В конце 19 века дом купил Доминик Яковлевич Риц-а-Порто (выходец из Швейцарии, хозяин кафе «Доминик» на Невском пр., 24).
— С начала 20 века домом владело «Российское общество страхования капиталов и доходов».
— В 1909 г. здесь находилась контора подрядчика строительных работ Карла Осиповича Гвиди.
— После Февральской революции здесь помещался Угрозыск (в корпусе по Гороховой, 14 ).
— Далее жилой дом.
— В начале 1970-х гг. был отдан Ленинградской телефонной сети.
Ныне Фабрика одежды, 1905—1907 гг., архитекторы К. Н. де Рошефор, В. А. Липский Стиль — модерн
— В первой половине 18 века участок принадлежал В. Я. Новосильцеву.
— В 1746 г. участок был разделён. Уже был дом.
— В середине 18 века владение принадлежало вице-президенту Юстиц-коллегии Фридриху фон Бремеру.
— В 1778 г. участок был продан придворному портному Крестьяну Федорову (Христиану Фридриху) Поппе.
— В 1783 г. жена Поппе — Авдотья Федоровна продала дом портному «здешнего портного цеха» Карлу Гейдеману.
— Следующим владельцем был коммерции советник, городской голова Николай Дмитриевич Меншиков (от него достался сыну, а затем внуку).
— В 1842 г. дом был трёхэтажным. Было дано разрешение построить балкон. Проект подписал архитектор Ф. И. Габерцетель.
— В 1860 г. архитектор И. И. Цим проектирует перештукатурку фасадов, строятся каменные службы во дворе.
— В 1861 г. по проекту архитектора А. А. Докушевского был устроен фотопавильон. (Фотоателье Иоганна Абрагамсона)
— С 1870 г. в доме находилась центральная гомеопатическая аптека.
— В 1890-х гг. – гомеопатическая лечебница. Одну из квартир снимал врач-гомеопат А. Ф. Флеминг.
— В 1905 г. бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.
— С 1906 г. дом заняла фирма «Эсдерс и Схейфальс» (продажа готового женского и мужского платья).
— 1905—1907 гг. построено новое здание архитекторы К. Н. де Рошефор (Рошфор), В. А. Липский. Металлический каркас дома весил 70 000 пудов и изготовлен на заводе Э. Тильманса.
Здание украшено штукатурным декором, большие окна, узкие простенки, на трёх нижних этажах окна прямоугольные, на 4-м с полукруглым завершением и над окнами изображены кувшинки, на 5-м – сдвоенные оконные проемы, на мансардном этаже окна подковообразной формы. Также со стороны Гороховой ул. завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Угловая башня с куполом и шпилем утрачена.
— Универсальный магазин «Au pont rouge» — «У Красного моста».
— Швейная фабрика им. В. Володарского. В 1919 г. Центральная швейная фабрика. С 1922 г. ей присвоено имя комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского (начинавшего свою трудовую деятельность портным). 1928 г. из цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского была создана фабрика «Большевичка». С. 13.04.1992 г. зарегистрировано АОЗТ (ныне ЗАО) «Фабрика одежды Санкт-Петербург».
Построен в 1876—1878 годах по проекту А. Р. Гешвенда. Включён существовавший дом. Стиль — эклектика
Стиль — классицизм. Начало 19 века.
— В начале 19 века. участок купил купец Христофор Таль.
— Было одноэтажное здание (14 окон). Два выступа этого дома соединяла железная ограда с венками.
— В 1810 г. — Английское собрание. (переехало из дома № 19)
В клубе были баснописец И. А. Крылов, архитектор В. П. Стасов, поэт В. А. Жуковский. В 1822 г. Английский клуб переехал (1822 г.).
— В 1826 г. — Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Создано Николаем I, Главой был назначен граф А. Х. Бенкендорф.
— В 1830-е гг. — Раздел владения наследниками Таля. Перепланировка участка, новые постройки.
— В 1840-е гг. — Корпус жандармов и Главная императорская контора. Третье отделение переехало на Фонтанку.
(Конец 18 века) 1760-е гг., архитектор (предп.) Т. Томон. Перестраивалось в 1817—1820 гг., архитектор Квадри Д.; 1844—1847 гг., архитектор П. С. Плавов. Стиль — классицизм
— Участок принадлежал Мусиным-Пушкиным. После казни Платона Ивановича Мусина-Пушкина, участок достался его родственнику Аполлосу Эпафродитовичу Мусину-Пушкину. (не застроен)
Указом Елизаветы Петровны участок у него был отобран и передан А. Б. Бутурлину.
— В начале 1770-х гг. сын А. Б. Бутурлина — Пётр Александрович возвёл каменный дом. (стиль — ранний классицизм).
— В 1797 г. Дмитрий Петрович Бутурлин продаёт участок купцу Кусовникову.
— Композитор Глинка М. И. (1804—1857) жил в 1848—1849 гг. в этом доме у своего зятя В. И. Флери (директора Училища глухонемых)
— Писатель, журналист, издатель, филолог, тайный советник (1843), член-кор. Петербургской Академия Наук (1827) Греч Н. И. (1787—1867) жил в этом доме
— В 1817 г. для первого в России Училища глухонемых дом был выкуплен в казну у купчихи Кусовкиной.
— В 1820 Санкт-Петербургское училище глухонемых перевели в приобретенное по воле Марии Фёдоровны и перестроенное здание у Красного моста, включенное в комплекс Санкт-Петербургского Воспитательного дома.
— Церковь аппостолов Петра и Павла при Императорском училище глухонемых. (по проекту того же Плавова) Была заложена 29.06.1844 на третьем этаже, в центральной части корпуса на Гороховой
— В 1844—1847 гг. дом перестроили по проекту архитектора П. С. Плавова. (надстроили четвёртый этаж, проведена внутренняя перепланировка, центр украшен 9-ю полуколоннами).
— В 1901 г. Попечительство императрицы Марии Фёдоровны о глухонемых открыло амбулаторию для приходящих в здании Училища глухонемых. Руководил ею М. В. Богданов-Березовский, трудились доктора В. А. Лийк и М. С. Шумахер
— Педагогический университет им. А. И. Герцена. В здании располагался исторический факультет Ленинградского Педагогического института им. А. И. Герцена.
— В 1996 г. Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена вернул помещение церкви.
(конец 18 века) 1834 г., архитектор А. Х. Пель. Стиль — эклектика
— В конце 18 века на участке находился особняк графа Павла Скавронского (внучатого племянника Екатерины I).
— В 1778 г. Скавронский сдал дом Английскому собранию. В 1810 г. Английское собрание переехало в соседний дом № 17.
— В 1820-е гг. дом купил купец Христофор Таль.
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
— Мемориальная доска «Вышина воды 7-го ноября 1824 года» вырублена на цоколе здания.
— Ныне 5 этажей. Два балкона. [1]
— Полиграфическая Фабрика № 2
1899—1900 гг. перестроен, архитектор П. Н. Батуев
— Во второй половине 19 века была надстроена мансарда
— В 1905 в д. 23 образован профсоюз деревообделочников
— Мемориальная доска «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 1905–XX–1925. В этом доме (5-ый этаж кв. 50) 12 ноября 1905 г. происходило первое собрание союза деревообделочников. Ленинградский подрайком союза деревообделочников. 2–I–26 г.» 1926 г. Материал – мрамор
Конец 18 века. 1840 г. перестроен и надстроен, архитектор А. Х. Пель, Начало 20 века изменены интерьеры. Стиль — классицизм.
— В начале 17 века участок принадлежал трактирщику Исайе Петровичу Норштрейну и наследникам.
— В 1780-м гг. территория перешла к владелице фабрики игральных карт Анне Дюпон. Каменный дом.
— Следующий владелец — придворный врач Егор Торсберг.
— В 1833 г. певец, композитор и учитель пения Иван Алексеевич Рупин снимал квартиру. (автор песен «Вот мчится тройка удалая», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка», «Ах, не одна-то во поле дороженька».)
— В 1840 г. хозяин дома Ивана Дмитриевича Черткова (1796—1865). Архитектор А. Х. Пель надстраивает два этажа со стороны Гороховой ул. и третий этаж со стороны канала.
— В 1850 г. дом перешёл (по наследству) к Елене Ивановне Шуваловой (в первом браке Орлова-Денисова). (от жены Елены Григорьевны Строгановой (1800—1832)).
— В 1874 г. архитектор М. Шендека перестроил лестницу и увеличил окна подвального этажа.
— В 1888 г. была построена новая лестница до чердака (из несгораемых материалов).
— В этом доме были: чайный и часовой магазины, мясная и свечная лавки, позолотная мастерская, парикмахерская, литография Гейндрихсена и типография Л. Эттингер, портерная Н. Дурдина, магазин молочных продуктов Сумаковых, ювелирная мастерская К. К. Бланка и аптека Пеля (основатель Василий Пель и его сын Оскар Васильевич Пель).
— В 1897 г. владелец дома Василий Андреевич Лапшин («спичечный король»)
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Вторая половина 18 века, расширен — первая четверть 19 века
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
— Распоряжением комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры от 21.07.2009 № 10-22 здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Середина 18 века. 1750-х гг., 1838 г. надстроен, архитектор Августин Матвеевич Камуцци, 1956 г. реконструирован. Стиль — барокко.
Подвергался многочисленным перестройкам, но сохранил черты. Главный фасад (со сторону канала) отличается богатым архитектурным оформлением.
Фасад оформлен коринфскими пилястрами, окна обрамлены барочными наличниками, на стенах декоративные детали.
— Построен в 1750-х гг. (имел 3 этажа).
— Одним из первых владельцев был М. М. Граббе.
— В 1810—1820-х гг. в доме находился трактир «У Каменного моста».
— В 1838 г. надстроен четвёртый этаж. Внутренняя отделка дома не сохранилась. (архитектор А. М. Камуцци).
— В 1956 г. проводилась реконструкция с заменой части перекрытий. [7]
1859 г. перестроен и расширен, архитектор Г. И. Карпов
Конец 18—начало 19 века. Стиль — классицизм.
1840 г., архитектор А. Х. Пель (1809—1902). Стиль — эклектика
— Фабрика орденов и знаков Д. И. Осипова (основана в 1856 г.). В 1905 г. перешла к фирме «А. К. Адлер & Ко»
— Трест № 36 Главзапстроя.
— Управление призводственно-технологической комплектацией (создано в 1968 г.).
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Построен в 1837 году по проекту В. Е. Моргана. Стиль — классицизм.
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
— Приказом председателя КГИОП от 15.09.2006 № 8-112 исключен из списка.
Надстройка и расширение 1869 года — Гаральд Боссе младший. Стиль — эклектика
— Общество вспомоществовния приказчикам и сидельцам в Санкт-Петербурге располагалось в доме Растеряевой – д. 31 по Гороховой с 1866 г. (с 1900 – в доме А. Д. Воденикова, стоявшем напротив).
1875—1876 гг., архитекторы Гронвальд А. Г., Кенель В. А. (перестроил). Стиль — эклектика
— Во второй половине 19 века надстроен один этаж.
Конец 18 века. 1800, в начале 19 века расширен, 1900—1910 гг. перестоен частично. Стиль — классицизм
— Одним из владельцев был «табачный король» В. Г. Жуков
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Конец 18—начало 19 веков. 1843 г., архитектор Ланге А. И. надстроил, 1845 г. архитектор Гребёнка Н. П. изменил фасады
— Одним из владельцев был «табачный король» В. Г. Жуков
— В 1843 г. архитектор Ланге А. И. надстроил дом
— В 1845 г. архитектор Гребёнка Н. П. изменил фасады
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
1830—1840-е гг., архитектор Л. В. Глама, 1872 г. архитектор К. Ф. Мюллер (Миллер) перестроил. Стиль — эклектика
1877 г., архитектор Китнер И. С. перестроил левую часть. Стиль — эклектика
Три этажа. [2]. Фасад изуродован пластиковыми окнами, да ещё и с разной расстекловкой.
Конец 18—начало 19 веков, архитектор Франсуа Д. Стиль — классицизм
— 1858 г., архитектор Д. Франсуа построил скульптурную мастерскую во дворе
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
1838 г., архитекторы Брюн и П. И. Висконти. Стиль — эклектика
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Первая четверть 18 века. Стиль — классицизм.
Трёхэтажный дом, к которому примыкают четырёхэтажные дворовые корпуса, построенные в 1832 г. Главный фасад простотой и скромный, сохранился до нашего времени, за исключением окон первого этажа, неоднократно переделывались.
— Коммерческое училище Общества трудового воспитания
— Зеркальное производство Безбородко. 1922 г.
Конец 18 века, 1863 г., архитектор Н. А. Гамазов. Стиль — эклектика
— У писателя Достоевского Ф. М. (1821—1881) «Домом Рогожина» считают дом на Гороховой ул., 41
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
— В 1870 г. надстроен архитектором Нейгаузен М. К.
— В 1905 в д. 42 образован профсоюз трактирщиков
— Мемориальная доска «В этом доме в 1905–1906 гг. помещался профессиональный союз трактирщиков трактирного промысла гор. С.-Петербурга. Лен. Губ. отдел проф. союза рабочих нарпит и общежитий СССР. 13–XII–25». 1925 г. Материал – мрамор
— В начале 20 века была типография акционерного обществава «Народ и труд»
Конец 18—начало 19 веков, 1865 г., архитекторы Мельников А. И., Юргенс Э. Г., Гамазов Н. А.
— Специализированный молочный магазин (конец 19 века)
— Музыкальный магазин «Товарищества И. Винокуров и Н. Синицкий»
— Ресторан «Васильев»
м — Ресторан «Ростов-на-Дону»
— Общество взаимного кредита при Петроградской фруктовой, чайной, винной, и рыбной бирже
— В 1934 г. библиотека имени А. С. Грибоедова (в бывшем помещении ресторана «Ростов-на-Дону»)
— В 1950-е гг. пивная, затем пирожковая
— В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» в этом доме купец Рогожин зарезал Настасью Филипповну
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
1871 г., архитектор Маас И. П. перестроил
1756 г., 1780-е гг., 1913 г. Стиль — классицизм
Фасад (на Садовую ул.) выделен колоннадой, боковой украшен пилястрами, на углу полукруглая лоджия
— Владелец купец Яковлев С. Я. (Собакин) (В 1762 г. возведён в потомственное дворянство императором Петром III)
— Далее домом владел крупный купец 1-й гильдии, коммерции советник Александр Водеников
— В 1810 г. открыта мастерская по изготовлению мраморных и гипсовых изделий (принадлежавшая брату итальянского скульп. П. Трискорни — А. Трискорни)
— Была живописная мастерская художников Медичи и Туричелли
— В начале 19 века были ваксельная, меняльная и восковая лавки, магазины мебели, бронзовых изделий, стеклянной посуды, мод, булочная, цирюльня и винный погреб
— Контора Ленинградского пусконаладочного участка треста «Рыбстрой» министерства рыбного хозяйства СССР. (участок основан в 1970 г.)
Перестройка 1871—1872 — архитекторы В. А. Шретер, И. С. Китнер.
— В 1970 г. была Передвижная механизированная колонна № 5 (ПМК-5) треста Главленинградстроя
1-я половина 19 века. 1857 г., архитектор И. Б. Слупский, 1872—1874 гг., 1876—1877 гг. перестраивался, архитектор П. Ю. Сюзор, 1883 г. расширил архитектор Н. П. Басин (склады Компании во дворе), 1912 г. архитектор В. С. Карпович (фасад первого этажа). Флигели (1801 г., 1803 г.)
— В 1840 создана «Компания для хранения и залога разных движимостей и товаров»
— Публичный дом. Притон с 7 женщинами, сеанс в нём стоил 5 руб.
— Перестроен в 1870-х гг., архитектор П. Ю. Сюзор, и в 1912 г.
— 1857 г., архитектор И. Б. Слупский
— 1872—1874 гг., 1876—1877 гг. перестраивался, архитектор П. Ю. Сюзор
— 1883 г. расширил архитектор Н. П. Басин (склады Компании во дворе)
— 1912 г. архитектор В. С. Карпович (фасад первого этажа)
— В 1929 г. здание передано под фабрику мягкой мебели
— Швейное объединение «Труд». Управление и один из его цехов (основана в 1945 г.)
Первая половина 19 века, 1854 г. перестроили архитекторы Буятти Г. и Н. П. Гребёнка. Стиль — классицизм
— Дом купца Николая Галибина
— Был трёхэтажным. в 1854 г. перестроен, изменены фасады, надстроен четвёртый этаж (архитекторы Буятти Георгий и Гребёнка Николай Павлович)
— В 1829 г. здесь жил Н. В. Гоголь
— В начале 20 века в доме была «Типография Лурье»
— Склады бутылочного стекла А. М. Северова (двор). 1859—1860 гг. архитектор Н. А. Сычев
— Здания словолитни и складов О. И. Лемана (двор). 1890—1891 гг. перестроил и расширил архитектор Л. П. Андреев
— Дом при словолитне и складах О. И. Лемана. 1905—1906 гг. достроено, архитекторы В. А. Козловский и И. П. Макаровым
— СМУ-58 треста № 33 Спецстроя Главзапстроя
1831—1832 гг., архитектор Мельников А. И. Стиль — классицизм
Фасад с колоннадой на уровне второго и третьего этажей и широкий балкон на четвёртом этаже
— Участок который принадлежал купчихе Кукановой
— В 1830-е гг. был Комитет для строений и гидравлических работ
— В 1831—1832 гг., архитектор Мельников А. И. пристроил ещё корпус
1880 г. архитекторы А. Г. Гронвальд и Н. А. Мельников, перестроено
Четыре этажа, балкон. Стиль — эклектика
1870 г. перестроил архитектор Гун А. Л.
— В этом доме жили: архитектор В. П. Стасов и его сын искусствовед В. В. Стасов (1831—1838)
Построен в 1846 году, перестроен в 1880 году по проекту академика архитектуры Фридриха Августа (Александра Ивановича) Ланге в стиле неоклассицизм
— В 1917 г. этот дом приобрёл доктор медицины, действительный статский советник П.А. Яппа, который здесь же и проживал с семьёй (в кв. № 11).
1879—1880 гг. перестроили архитекторы Гронвальд А. Г., Мельников Н. А.
— В этом доме жил латышский композитор Я. Витолс (1895—1918)
— Мемориальная доска «В этом доме с 1895 по 1918 годы жил и работал профессор Петербургской консерватории, основоположник латышской классической музыки Язепс Витолс. 1988», Портрет, подпись Я. Витолса и даты его жизни «1863–1948». 1988 г. Скульптор Кедис С. М. Материал — бронза
1780—1790-е гг., 1856 г., архитектор Ферри-де-Пиньи Е. И. Стиль — классицизм
Начало 19 века. Фасад, выходящий на р. Фонтанку не подвергался изменениям, в 1856 г. была переделана центральная часть здания, выходящая на Фонтанку, в 1870 г. изменены размеры окон первого этажа. Сохранилась круглая лестница, представляющая художественный интерес в планировочном отношении. В 1948 г. был произведён реставрационный ремонт и окраска фасада. Каменный трёхэтажный жилой дом, доходного типа. Фасад обработан колонным портиком и фронтоном. Здание № 81/57 по набережной реки Фонтанки часть архитектурного комплекса (проект А. Квасова, 1762 г.), построено в первой четверти 19 века (участок принадлежал наследникам Саввы Яковлева). Фасад со стороны набережной реки Фонтанки без значительных переделок. В 1856 г. была построена (центральная часть здания со стороны Горохвой). До 1863 г. домом владели Яковлевы. Часть дома они продали. 1913—1917 гг. дом принадлежал Евментьеву, тогда же была попытка перестроить дом (не осущ.). Информацию о доме также можно найти в следующих публикациях/документах:
Обмер здания произведён ГИОП в 1949 г. (по данным из Паспорта здания).
— В 1780—1790 гг. месте завода Эльмзеля был выстроен дом для купца Яковлева.
— В этом здании находится любимое «тусовочное» место молодежи 1980-х знаменитая «Ротонда».
Стиль — конструктивизм, 1940, архитектор Л. М. Хидекель
— Школа, 1940, архитектор Л. М. Хидекель
— Ленинградский областной колледж культуры и искусства. Гороховая ул., 57а
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
— Памятник О. Ф. Берггольц (1910—1975). 1988. Скульптор Н. Г. Сухорукова. Гороховая ул., 57а. Открыт 16.05.1988 года. Материалы: известняк — скульптура, постамент; бронза — плинт скульптуры, текстовая доска; искусственный камень — стела. Текст доски: Ольга Берггольц. Текст на стеле: Из недр души я стих свой выдирала, Не пощадив живую ткань её. По предложению скульптора М. К. Аникушина статую установили во дворе Ленинградскому областному колледжу культуры и искусства. Высота постамента — 0,8 м. Высота скульптуры — 1,1 м.
1878 г. перестроил архитектор Ланге А. И. Стиль — неоклассицизм
1817—1822 гг., архитектор Шарлемань И. И. 1-й (дворовый корпус). Стиль — классицизм
Первая четверть 19 века. Фасады перестройкам не подвергались. Каменный четырёхэтажный на цоколе жилой дом доходного характера. Ранее на этом участке были два двухэтажных дома. Один выходил на Гороховую ул., другой — на наб. реки Фонтанки. Оба принадлежали Братьям Устиновым. Большинство лестниц сохранили изначальную конструкцию.
— К 1820-м гг. построен Один Четырёхэтажный доходный дом. (оформивший Семёновскую пл.).
— В 1822 г. построен круглый корпус в середине двора (архитектор Шарлемань И. И.).
— В 1858 г. пристроена застеклённая каменная галерея (по проекту архитектора Е. Варгина).
— В 1861 г. к круглому дворовому корпусу пристроили трёхэтажный корпус.
— В 1882 г. переделали окна на первом этаже дворовых корпусов.
— В 1857—1917 гг. принадлежал Петрову.
— В 1953 г. производился ремонт крыши и частичный ремонт межэтажных перекрытий.
Доп. инф.: Областной исторический архив — планы, Фонд Санкт-Петербургской городской Управы и Фонд Санкт-Петербургского Кредитного общества — чертежи 19 века. (по данным из Паспорта здания).
Четырёхэтажнай дом. По центру арка. [4]
1901—1902 гг., архитектор Иорс И. Н. Стиль — эклектика
— В этом доме жил мореплаватель Ю. Ф. Лисянский (1809—1812)
— В 2001 г. КГИОП включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
1862 г., архитектор Мельников Н. А.
2009 г., архитектор Питанин В. Н., проект — В. Н. Питанин, (Бизнес-центр класса А)
— Доходный дом. 18 век.
— 1870-е гг. (1871—1879 гг.) перестроен (стал четырёхэтажным)
— 1980-е гг. снесён
В 1774 г. отведён участок для Ирины Григорьевны (жены чиновника Главной полиции Петра Наумовича Вязмина). Был построен каменный дом. В 1782 г. здание купил Василий Васильевич Цыгоров (Цигорев) (секретарь Государственного банка для дворянства). После его смерти дом перешёл Сильвестру Сигизмундовичу Малиновскому (мужу его дочери Анны). После его смерти в 1851 г. дом перешёл в другие руки.
— Архитектор Василий Петрович Стасов жил в этом доме в 1831 г. (потом переехал в дом № 54)
— В 1874 г. домом владел Василий Григорьевич Петров (потомственный почётный гражданин СПб)
— В 1870-е гг. в центре здания над подъездом был сооружён балкон с металлической решеткой
— В 1914 г. дом принадлежал Н. П. Степанову, был создан проект реконструкции (архитектор С. Гингер)
— В 1976 г. было проведено обследование здание
— В этом доме жил русский ветеринарный врач, статский советник С. Г. Гринцер (1902—1906)
— В этом доме в 1916 году проживал Г. Е. Распутин.
— Квартира, в которой жил Распутин, находится на 2 этаже, вход со двора. Из этой квартиры он отправился в свой последний путь.
— КГИОП включил это здание в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» в 2001 г. [8]
1859 г., архитектор Дмитревский Е. П., стиль — эклектика
1-я четверть 19 века. Замковые камни окон имеют лепные украшения. Каменное трёхэтажное здание — типа особняка. Цоколь из известняка. В 1825 г. двухэтажный дворовый флигель был надстроен одним этажом, в 1857 г. со стороны двора на фасаде произведены мелкие переделки, в 1896 г. была попытка перестройки здания (не осуществлена). Здание сохранило свой первоначальный облик. (по данным из Паспорта здания). Стиль — классицизм.
Балкон на гранитных кронштейнах. Балконная дверь в виде портала из двух ионических пилястр, увенчанных небольшим фронтоном. Сохранились лепные карнизы, кафельные печи со скульптурным декором.
— Владелицей участка была Прасковья Тимофеевна Мохова.
— Место было выделено для строительства дома от Главной Полиции.
— В 1784 г. Моховы заложили, а затем продали дом вдове комиссара Екатерине Чулковой.
— В 1797 г. он принадлежал полковнице Екатерине Абрамовне Воронковой.
— Следующими владельцами участка были полковник Васильев и купец Клинин.
— Затем владела семья Домонтовичей (около 60 лет).
— В 1840-е гг. жил писатель, драматург Н. В. Кукольник (1809—1868).
— В жил поэт Игорь Северянин.
В 1873 г. в возрасте 83 лет умерла владелица дома Елизавета Варламовна. В 1874 г. наследниками стали все её четыре сына. В 1912 г. Каменев — генерал-майор. А. К. Каменева владела домом до 1917 г.
— Потом дом национализировали.
— Памятная доска: Памятник архитектуры XIX века. Здание построено в 1820-х годах. Охраняется государством.
1898—1899 гг. перестроен, архитектор Архангельский Н. А. Стиль — эклектика
1882 г., архитектор Шестов П. И.
Четыре этажа. Балкон. Стиль — эклектика
2007 г., архитектор М. А. Мамошин. Стиль — современный. Проект — ООО «Архитектурно-проектный центр Мамошина»
Дом «элитного» жилья. Вентилируемый фасад, панорамное остекление, ночная подсветка фасада, отделка натуральным камнем и керамогранитом (1-й этаж)
1883 г. перестроен, архитектор Грейфан Х. И. Стиль — эклектика
1885 г., архитектор Садовников С. В., 1904 г., перестроил архитектор Батуев П. Н.. Стиль — эклектика
— Во второй половине 19 века надстроен одиним этажом
Пять этажей. Три балкона. Вход по центру
— Участок получил Павел Леонтьев (отставной каменных дел подмастерье) от Конюшенной конторы
— Его вдова продалаи дом Матвею Матвеевичу Шарухину Шарухины владели домом более 20 лет
— В 1800-е гг. владельцем дома был купец Шебанов
— затем купчиха Матрёна Ивановна Алексеева
— 11.03.1838 г. дом купил священник А. И. Окунев
— После смерти А. И. Окунева дом перешёл его дочеям Мария и Александра, далее Александре Андреевне (Григорович)
— В 1863 г. по проекту Ф. Ф. Рудольфа дом надстроели третьим этажом
— В 1869 г. дом перешёл по наследству Владимиру Абрамовичу Григоровичу и сестре его Софье Абрамовне
— Был чайный магазин М. А. Блохина
— Было питейное заведение Ф. И. Аленчикова
— В 1874 г. дом принадлежал Бабетте Ивановне Штер
— 1949 г. надстроен четвёртый этаж
Первоначальный проект В. А. Шретера (1884), строительство Л. Н. Бенуа (1885—1886). Стиль — эклектика.
На 1 этаже гидравлическая штукатурка, на остальных имитируется кирпичная кладка, разные окна на разных этажах. Лепной фриз и эркер украшают здание.
— Женское патриотическое общество. Школа графини К. П. Клейнмихель.
— Вензель городского главы В. А. Ратькова-Рожнова на стене здания.
Мосты
— 1808 г., 1813—1814 гг., архитектор Гесте В. И., 1953 г., архитекторы Блажевич В. В. и Ротач А. Л.
Длина моста 42 метра,
Ширина моста 16,8 метра.
Появился на Мойке в 1717 г.
В 1737 г. мост перестроен. (инженер Герман ван Болес)
В 1778 г. мост из Белого был переименован в Красный.
В конце 18 века снова подвергался реконструкции.
В 1808—1814 гг. деревянный мост заменён на чугунный. (о проекту инженера В. И. Гесте) Металлические конструкции для моста изготовили уральские заводы Н. Н. Демидова.
В 1953—1954 гг. (по проекту инженера В. В. Блажевича) чугунные конструкции заменили стальными.
Длина моста 52 метра,
Ширина моста 19,5 метров. [9]
Первое упоминание моста 1717 г. (план)
В 1733 г. был построен новый деревянный мост.
В 1788 г. деревянный мост заменён каменным.
В 1857 г. Семёновский мост был реконструирован.(из-за ветхости, по проекту инженера Ф. И. Энрольда).
В 1949 г. была очередная реконструкция Семёновского моста. (по проекту и под руководством инженера П. В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова). [10]
Транспорт
По Гороховой улице организовано троллейбусное движение.