императорский фарфоровый завод адрес
Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод — это одно из старейших производств Санкт-Петербурга и России. Годом его основания считается 1744-ый. В этот период русский министр Н. А. Корф организовал первую в городе фарфоровую мануфактуру.
Сегодня предприятие представляет собой целый комплекс, который занимается не только производством, но и выставками, образовательными проектами. При заводе работает Музей Императорского фарфора, открыты множество магазинов не только в России, но и в других странах. При участии Императорского фарфорового завода была создана Галерея современного искусства фарфора.
Панорама здания завода с проспекта Обуховской обороны:
Магазины Императорского фарфорового завода
Посмотреть изделия и приобрести их можно в одном из магазинов. Торговые точки открыты в центре и в других районах Санкт-Петербурга. Есть даже дисконт-магазин на улице Бабушкина, 38. Приобретать изделия лучше в фирменных или партнерских магазинах, в них действует дисконтная система, продаются подарочные сертификаты.
Кроме Северной столицы бутики ИФЗ есть в Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Пензе, Уфе, Казани и других городах. Купить русский фарфор можно в Беларуси, Австрии, Италии, Польше, Литве, Японии, Китае, Сингапуре и пр.
Фирменный магазин-дисконт ИФЗ:
Интернет-магазин
Купить продукцию Императорского фарфорового завода можно не выходя из дома, в фирменном интернет-магазине. По цене производителя все желающие могут приобрести чайные и кофейные сервизы, вазы, статуэтки, столовые приборы, предметы интерьера и многое другое. Русский фарфор — это отличный подарок для родственников, друзей и коллег.
Все подробности об оплате и доставке продукции можно узнать на сайте ИФЗ, а также по телефону 8 800 707-70-64.
Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге
Музейная экспозиция располагается при производстве, с 2001 года ею управляет Государственный Эрмитаж. Сам музей был основан в 1844 году по указу Николая I.
Коллекция насчитывает более 30 000 экспонатов, среди них не только продукция завода разных лет, но и редкие образцы европейского, китайского и японского фарфорового искусства. Выставка позволяет проследить как менялись стиль, форма и качество изделий с начала основания мануфактуры до современности.
Кроме того, Музей русского фарфора располагает большой библиотекой, где собраны редчайшие книги по фарфору и искусству.
Режим работы и цены музея ИФЗ в 2021 году
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Кассы перестают работать за час до закрытия.
Часы работы:
Стоимость входного билета в Музей Императорского фарфорового завода — 300 рублей. Пенсионеры, студенты, школьники — бесплатно, при наличии документа, подтверждающего льготы. Каждый 3-й четверг месяца — бесплатно для всех категорий граждан.
Галерея современного искусства фарфора
Новое отделение Музея Императорского фарфорового завода было создано в 2004 году под руководством Эрмитажа. В галерее проходят выставки современных художников и дизайнеров. Здесь можно не только осмотреть экспозиционные залы, но и заказать изделие с индивидуальным дизайном, посетить мастер-класс по формовке и росписи фарфора.
Галерея современного искусства фарфора регулярно проводит рождественские и пасхальные, персональные и другие выставки. За анонсами следите на сайте Императорского фарфорового завода.
Адреса и режим работы галереи
Основная галерея находится в здании завода. Она работает с понедельника по пятницу, с 10:00 до 19:00. Телефон: +7 (812) 326-17-43. Еще один отдел располагается по Невском проспекте, 92. Эта галерея также открыта по будням с 10:00 до 21:00. Телефон: +7 (812) 272-94-10.
Еще имеется отделение на Большой Конюшенной, 2 (Галерея Амбар Буржуа). Она открыта ежедневно, с 11:00 до 22:00. Телефон: +7 (812) 493-40-41.
Экскурсия на фарфоровое производство в Санкт-Петербурге
Императорский фарфоровый завод приглашает взрослых и детей на экскурсию по производству. Вы посетите Цех высокохудожественных изделий и Галерею современного искусства фарфора. Сможете увидеть как производятся и расписываются изделия. Продолжительность экскурсии — 45 минут.
Стоимость экскурсионного обслуживания (цена указана за каждого участника):
Экскурсии и мастер-классы проводятся только в будни: понедельник-четверг с 10:00 — 16:00, пятница с 10:00 — 15:00.
История предприятия
Для развития новой мануфактуры в 1744 году в Санкт-Петербург был направлен горный инженер Дмитрий Иванович Виноградов. Он считается создателем технологии изготовления русского фарфора. В его честь назван сквер рядом с предприятием, а также установлена памятная табличка. На протяжении нескольких лет Д. И. Виноградов изобретал и совершенствовал все процессы: разрабатывал печи для обжига и методы формовки изделии и др. К 1747 году ученому удалось добиться нужного качества продукции.
Сперва Невская Порцелиновая мануфактура (так изначально назывался Императорский фарфоровый завод) занималась выпуском мелких изделий — набалдашников для тростей, табакерок, пуговиц и другой фурнитуры. После того как Виноградову удалось увеличить печи для обжига, предприятие наладило выпуск крупных форм, в частности посуды. После смерти инженера осталось много документов, книг, чертежей, что позволило сохранить производство без потери качества.
Свое нынешнее название завод получил в 1765 году, после воцарения Екатерины II. Императрица очень любила фарфор, что способствовало мощному расцвету мануфактуры. Для улучшения дизайна продукции были приглашены французские мастера. Царский двор заказывал не только огромные сервизы, состоящие из тысячи изделий, но и скульптуры, вазы и другие элементы декора. Конец XVIII века считается золотым периодом в истории русского фарфора. Императорский фарфоровый завод стал очень знаменит в Европе, большую славу снискали сервизы императрицы — «Яхтинский», «Кабинетский», «Арабесковый».
Взошедший на престол Павел I также любил фарфор. Однако, предпочитал более скромные вещи. При нем была популярна такая разновидность сервиза, как дежене (на 2 персоны). Александр I тоже не жалел средств для развития производства, к работе привлекались ведущие мастера из Академии художеств Санкт-Петербурга и зарубежные скульпторы и художники. Большое внимание в эти годы уделялось росписи фарфоровых изделий, на посуде изображали портреты, пейзажи, иллюстрации значимых событий.
До Октябрьской революции основными заказчиками Императорского фарфорового завода были царский двор и богатые семьи. Все изменилось после 1920-х гг. — предприятие национализировали, переименовали в Ленинградский фарфоровый завод и он стал выпускать агитпродукцию для широкого круга масс. Изделия этого периода очень интересны, их стиль радикально изменился — от классицизма он перешел к супрематизму. Но, несмотря на жесткие требования нового режима, традиции изготовления изделий не были забыты. Было налажено массовое производство статуэток в виде рабочих, посуды с агитационными надписями. Кроме того, завод научился производить оптическое стекло, в связи с чем, ему было присвоено имя ученого М. В. Ломоносова.
После ВОВ предприятие активно участвовало в международных выставках и развивало производство. Сегодня завод вернул свое прежнее название и продолжает работать. Его изделия пользуются большой популярностью не только у соотечественников, но и у зарубежных гостей. Русская школа фарфора известна во всем мире, как одна из лучших.
Где находится Императорский фарфоровый завод
Поскольку предприятие имеет несколько филиалов и торговых точек в Санкт-Петербурге, то туристы иногда не могут найти точный адрес.
Здание завода и музея находится по адресу: проспект Обуховской обороны, 151. Вход со стороны Виноградовского сквера.
Как добраться
Доехать до Императорского фарфорового завода и музея можно несколькими способами. Прямо напротив здания имеется трамвайная остановка «Метро Ломоносовская». Здесь ходят маршруты № 7, 27, 39.
За Виноградовским сквером, на улице Бабушкина, есть станция метро «Ломоносовская» (зеленая ветка) и одноименная остановка наземного транспорта. На ней останавливается большое количество маршрутов: автобусы № 8, 95, 97, 118, 119, 157, 476; троллейбусы № 14, 28; маршрутные такси № 8, 16, 97, 119, 239, 264, 365, 476.
Пешеходный маршрут до Музея Императорского фарфора от остановок на улице Бабушкина:
Расстояние от центра города до завода составляет около 9 километров. Можно проехать на машине вдоль Невы по проспекту Обуховской обороны.
Также для поездки можно заказать такси — Яндекс.Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim — все эти приложения работают в Санкт-Петербурге.
Императорский фарфоровый завод: видео
Императорский фарфоровый завод
Приветствуем Вас в официальной группе Императорского фарфорового завода!
Здесь Вы всегда сможете получить актуальную информацию об АКЦИЯХ, НОВИНКАХ и КОНКУРСАХ, проводимых специально для Вас,
Показать полностью. первыми узнать об открытии наших НОВЫХ МАГАЗИНОВ, ознакомиться с интересными фактами о выпускаемой продукции, событиями из жизни завода и известных людей.
Императорский фарфоровый завод – уникальное российское производство, основанное в 1744 году в Санкт-Петербурге Елизаветой Петровной. В своем указе императрица провозгласила: «Для славы Всероссийской», что и определило всю дальнейшую историю развития завода – первого в России и одного из крупнейших в мире предприятий по производству художественных фарфоровых изделий.
«ИФЗ» – легендарный бренд с трехвековой историей
💎Производство всех основных видов фарфора: твердого, мягкого, костяного
💎Ручной труд & современные технологии
💎Собственный штат художников с мировым именем
💎Ассортимент продукции – более 4 000 изделий
💎ОТК – гарантия качеств
💎Собственная сеть фирменных магазинов
💎Мастер-классы по художественной росписи фарфора
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Императорский фарфоровый завод с прискорбием сообщает, что сегодня, 14 сентября, скончалась Лариса Комягина, председатель Профсоюзного комитета завода, более 35 лет посвятившая работе на ИФЗ, 30 лет возглавляла сам комитет.
Лариса Владимировна внесла неоценимый вклад в развитие профсоюзного движения на нашем предприятии. За годы своей трудовой деятельности оставила неизгладимый след в сердцах коллег и добрую память, яркие результаты труда по развитию и укреплению авторитета Профсоюза.
Лариса Комягина всегда стремилась приносить пользу и помогать тем, кто нуждался в ее поддержке. Подтверждением ее многолетнего добросовестного труда является множество наград.
Вечная память о Ларисе Владимировне останется в наших сердцах!
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Александр Кучеров
Величаем тя, святый благоверный великий княже Александре,
и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Ублажаем тя, преподобне отче Александре,
и чтим святую память твою, наставник монахов и собеседник ангелов.
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Дорогие друзья! Спешите за покупками на наш сайт! Весь сентябрь на www.ipm.ru действует акция «Товар дня».
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Александр Кучеров
Поздравляя с Днём рождения выдающуюся русскую актрису театра и кино, народную артистку СССР Татьяну Васильевну ДОРОНИНУ,
вспоминаются её неоднократные посещения ЛФЗ имени Ломоносова.
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Друзья, а сейчас будьте очень внимательны!
В фирменном магазине «Императорский фарфор» (Невский пр-т, 92) взяла старт выставка-продажа «В перекрестном ритме» заслуженного художника РФ Ивана Тарасюка.
Своими размышлениями делится сам автор в прямом эфире, который мы провели в преддверии работы выставки-продажи. Эфир получился интересным и веселым. Приглашаем вас на @porcelain_imperial
Мы точно можем сказать, что Иван Тарасюк создает волшебный мир, в котором его герои играют, танцуют и даже летают.
Выставка-продажа «В перекрестном ритме» продлится до 18 октября 2021 г.
Фирменный магазин «Императорский фарфор» (Невский пр-т, 92).
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Друзья, на следующей неделе состоится главный праздник первого фарфорового производства России – 277-летие Императорского фарфорового завода!
Пользуясь случаем, поздравляем коллег-фарфористов и всех промышленников с праздником – Днем промышленности Санкт-Петербурга, который мы отмечаем сегодня, и желаем благополучия и успехов в профессии!
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Александр Кучеров
ХУДОЖНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА им. ЛОМОНОСОВА В ГОДЫ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками.
Впереди были долгих 3 года 10 месяцев 18 дней кровопролитной борьбы нашего многонационального народа за свободу и независимость.
Показать полностью.
Успех выставки в ГТГ вдохновил художников на создание новых произведений с патриотической тематикой. Росписи выполнялись тогда главным образом на вазах, в классических приёмах миниатюрной живописи по фарфору. Композиции строились так, чтобы тема раскрывалась несколькими сюжетами. Художники стремились как можно полнее и ярче передать впечатления от Ленинграда блокадных лет, победы наших войск. Вазы «Ленинград в блокаде» А. А. Яцкевич, «Враг у ворот» и «Ленинград в блокаде» Е. П. Кубарской, «Ленинград в борьбе», «Дорога жизни» и «Прорыв блокады» Т. Н. Безпаловой-Михалёвой, «Оборона Ленинграда» Л. И. Лебединской, «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Минин и Пожарский» А. В. Щекатихиной-Потоцкой, сервиз «Ленинград в блокаде» Л. И. Лебединской воспринимаются как своеобразная и значимая страница в истории советского фарфора.
27 июня 1945 года на завод вернулась уникальная музейная коллекция художественного фарфора и стекла, сохранённая в Ирбите усилиями заведующей музеем скульптора П. Н. Шуриги. Вернулись на завод после демобилизации В. Л. Семёнов и И. И. Ризнич, испив свою чашу страданий плена и лагерей художник А. В. Воробьевский.
В 1945 году на заводе продолжилась, начатая годом ранее, работа над созданием грандиозной вазы «Победа». Уникальная ваза, высотой 2, 50 метра, была 8 мая 1946 года передана в дар от коллектива орденоносного фарфорового завода Верховному главнокомандуещему генералиссимусу СССР И. В. Сталину в ознаименование первой годовщины Победы СССР в Великой Отечественной войне.
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Друзья! Уже на этих выходных, 11 и 12 сентября, Москва будет отмечать День города!
Мы предлагаем широкий выбор продукции с символикой, видами, архитектурными и историческими памятниками Москвы, которая украсит любой интерьер и станет прекрасным подарком и памятным сувениром.
На фото: бокалы «Москва» авторства ведущего художника ИФЗ Сергея Русакова на культовой форме «Ленинградский» Эдуарда Криммера. На бокалах изображен храм Василия Блаженного, узнаваемый во всем мире, Новодевичий монастырь и легендарная высотка на Котельнической набережной. Вот такая она, Москва: патриархальная и златоглавая, динамичная и современная, такая разная и всегда любимая!
Императорский фарфоровый завод запись закреплена
Александр Кучеров
К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Память погибших стоит страшной правды.
Показать полностью.
«Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана. Из ленинградской блокады делают «сюсюк».
Академик Д.С.Лихачев.
Из воспоминаний академика Д. С. Лихачева:
«Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как сусально назвали ее наши писатели впоследствии).
Машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью). Рассказывали, что одна мать сошла с ума: она ехала во второй машине, а в первой ехали ее дети, и эта первая машина на ее глазах провалилась под лед. Ее машина быстро объехала полынью, где дети корчились под водой, и помчалась дальше, не останавливаясь. Сколько людей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести на этой дороге! Один Бог ведает! У А. Н. Лозановой (фольклористки) погиб на этой дороге муж. Она везла его на детских саночках, так как он уже не мог ходить. По ту сторону Ладоги она оставила его на саночках вместе с чемоданами и пошла получать хлеб. Когда она вернулась с хлебом, ни саней, ни мужа, ни чемоданов не было. Людей грабили, отнимали чемоданы у истощенных, а самих их спускали под лед. Грабежей было очень много. На каждом шагу подлость и благородство, самопожертвование и крайний эгоизм, воровство и честность.
*
Самое страшное было постепенное увольнение сотрудников. По приказу Президиума по подсказке нашего директора — П. И. Лебедева-Полянского, жившего в Москве и совсем не представлявшего, что делается в Ленинграде, происходило «сокращение штатов». Каждую неделю вывешивались приказы об увольнении. Увольнение было страшно, оно было равносильно смертному приговору: увольняемый лишался карточек, поступить на работу было нельзя.
На уволенных карточек не давали. Вымерли все этнографы. Сильно пострадали библиотекари, умерло много математиков — молодых и талантливых. Но зоологи сохранились: многие умели охотиться.
*
Директор Пушкинского Дома не спускался вниз. Его семья эвакуировалась, он переехал жить в Институт и то и дело требовал к себе в кабинет то тарелку супа, то порцию каши. В конце концов он захворал желудком, расспрашивал у меня о признаках язвы и попросил вызвать доктора. Доктор пришел из университетской поликлиники, вошел в комнату, где он лежал с раздутым животом, потянул носом отвратительный воздух в комнате и поморщился; уходя, доктор возмущался и бранился: голодающий врач был вызван к пережравшемуся директору!
*
Зимой, мыши вымерли с голоду. В мороз, утром в тишине, когда мы уже по большей части лежали в своих постелях, мы слышали, как умиравшая мышь конвульсивно скакала где-то у окна и потом подыхала: ни одной крошки не могла она найти в нашей комнате.
*
В этой столовой кормили по специальным карточкам. Многие сотрудники карточек не получали и приходили. лизать тарелки.
*
А между тем из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие и не делалось никаких попыток его рассредоточить, как это сделали англичане в Лондоне. Немцы готовились к блокаде города, а мы — к его сдаче немцам. Эвакуация продовольствия из Ленинграда прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги; это было в конце августа.
Ленинград готовили к сдаче и по-другому: жгли архивы. По улицам летал пепел.
*
Город между тем наполнялся людьми: в него бежали жители пригородов, бежали крестьяне. Ленинград был окружен кольцом из крестьянских телег. Их не пускали в Ленинград. Крестьяне стояли таборами со скотом, плачущими детьми, начинавшими мерзнуть в холодные ночи. Первое время к ним ездили из Ленинграда за молоком и мясом: скот резали. К концу 1941 г. все эти крестьянские обозы вымерзли. Вымерзли и те беженцы, которых рассовали по школам и другим общественным зданиям. Помню одно такое переполненное людьми здание на Лиговке. Наверное, сейчас никто из работающих в нем не знает, сколько людей погибло здесь. Наконец, в первую очередь вымирали и те, которые подвергались «внутренней эвакуации» из южных районов города: они тоже были без вещей, без запасов.
Голодали те, кто не мог получать карточек: бежавшие из пригородов и других городов. Они-то и умирали первыми, они жили вповалку на полу вокзалов и школ. Итак, один с двумя карточками, другие без карточек. Этих беженцев без карточек было неисчислимое количество, но и людей с несколькими карточками было немало.
*
Были, действительно, отданы приказы об эвакуации детей. Набирали женщин, которые должны были сопровождать детей. Так как выезд из города по личной инициативе был запрещен, то к детским эшелонам пристраивались все, кто хотел бежать.
Позднее мы узнали, что множество детей было отправлено под Новгород — навстречу немцам. Рассказывали, как в Любани сопровождавшие «дамы», похватав своих собственных детей, бежали, покинув детей чужих. Дети бродили голодные, плакали. Маленькие дети не могли назвать своих фамилий, когда их кое-как собрали, и навеки потеряли родителей.
*
Некоторые голодающие буквально приползали к столовой, других втаскивали по лестнице на второй этаж, где помещалась столовая, так как они сами подняться уже не могли. Третьи не могли закрыть рта, и из открытого рта у них сбегала слюна на одежду.
*
В регистратуре лежало на полу несколько человек, подобранных на улице. Им ставили на руки и на ноги грелки. А между тем их попросту надо было накормить, но накормить было нечем. Я спросил: что же с ними будет дальше? Мне ответили: «Они умрут». — «Но разве нельзя отвезти их в больницу?» — «Не на чем, да и кормить их там все равно нечем. Кормить же их нужно много, так как у них сильная степень истощения». Санитарки стаскивали трупы умерших в подвал. Помню — один был еще совсем молодой. Лицо у него был черное: лица голодающих сильно темнели. Санитарка мне объяснила, что стаскивать трупы вниз надо, пока они еще теплые.
Когда труп похолодеет, выползают вши.
*
Уже в июле началась запись в добровольцы. /…/. А Л. А. Плоткин, записывавший всех, добился своего освобождения по состоянию здоровья и зимой бежал из Ленинграда на самолете, зачислив за несколько часов до своего выезда в штат Института свою «хорошую знакомую» — преподавательницу английского языка и устроив ее также в свой самолет по броне Института.
Нас, «белобилетчиков», зачислили в институтские отряды самообороны, раздали нам охотничьи двустволки и заставили обучаться строю перед Историческим факультетом.
Вскоре и обучение прекратилось: люди уставали, не приходили на занятия и начинали умирать «необученными».
*
Помню, как к нам пришли два спекулянта. Я лежал, дети тоже. В комнате было темно. Она освещалась электрическими батарейками с лампочками от карманного фонаря. Два молодых человека вошли и быстрой скороговоркой стали спрашивать: «Баккара, готовальни, фотоаппараты есть?» Спрашивали и еще что-то. В конце концов что-то у нас купили. Это было уже в феврале или марте. Они были страшны, как могильные черви. Мы еще шевелились в нашем темном склепе, а они уже приготовились нас жрать.
Мне неоднократно приходилось говорить: под следствием людей заставляли подписывать и то, что они не говорили, не писали, не утверждали или то, что они считали совершенными пустяками. В то время, когда власти готовили Ленинград к сдаче, простой разговор двух людей о том, что им придется делать, как скрываться, если Ленинград займут немцы, считался чуть ли не изменой родине.
*
Наш заместитель директора по хозяйственной части Канайлов (фамилия-то какая!) выгонял всех, кто пытался пристроиться и умереть в Пушкинском Доме: чтобы не надо было выносить труп. У нас умирали некоторые рабочие, дворники и уборщицы, которых перевели на казарменное положение, оторвали от семьи, а теперь, когда многие не могли дойти до дому, их вышвыривали умирать на тридцатиградусный мороз. Канайлов бдительно следил за всеми, кто ослабевал. Ни один человек не умер в Пушкинском Доме.
Одна из уборщиц была еще довольно сильна, и она отнимала карточки у умирающих для себя и Канайлова. Я был в кабинете у Канайлова. Входит умирающий рабочий (Канайлов и уборщица думали, что он не сможет уже подняться с постели), вид у него был страшный (изо рта бежала слюна, глаза вылезли, вылезли и зубы). Он появился в дверях кабинета Канайлова как привидение, как полуразложившийся труп и глухо говорил только одно слово: «Карточки, карточки!» Канайлов не сразу разобрал, что тот говорит, но когда понял, что он просит отдать ему карточки, страшно рассвирепел, ругал его и толкнул. Тот упал. Что произошло дальше, не помню. Должно быть, и его вытолкали на улицу.
Теперь Канайлов работает в Саратове, кажется, член Горсовета, вообще — «занимает должность».
*
Женщина (Зина ее знала) забирала к себе в комнату детей умерших путиловских рабочих (я писал уже, что дети часто умирали позднее родителей, так как родители отдавали им свой хлеб), получала на них карточки, но. не кормила. Детей она запирала. Обессиленные дети не могли встать с постелей; они лежали тихо и тихо умирали. Трупы их оставались тут же до начала следующего месяца, пока можно было на них получать еще карточки. Весной эта женщина уехала в Архангельск. Это была тоже форма людоедства, но людоедства самого страшного.
*
власть в городе приободрилась: вместо старых истощенных милиционеров по дороге смерти прислали новых — здоровых. Говорили — из Вологодской области.
*
Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было.
Модзалевские уехали из Ленинграда, бросив умиравшую дочурку в больнице. Этим они спасли жизнь других своих детей. Эйхенбаумы кормили одну из дочек, так как иначе умерли бы обе. Салтыковы весной, уезжая из Ленинграда, оставили на перроне Финляндского вокзала свою мать привязанной к саночкам, так как ее не пропустил саннадзор. Оставляли умирающих: матерей, отцов, жен, детей; переставали кормить тех, кого «бесполезно» было кормить; выбирали, кого из детей спасти; покидали в стационарах, в больницах, на перроне, в промерзших квартирах, чтобы спастись самим; обирали умерших — искали у них золотые вещи; выдирали золотые зубы; отрезали пальцы, чтобы снять обручальные кольца у умерших — мужа или жены; раздевали трупы на улице, чтобы забрать у них теплые вещи для живых; отрезали остатки иссохшей кожи на трупах, чтобы сварить из нее суп для детей; готовы были отрезать мясо у себя для детей; покидаемые — оставались безмолвно, писали дневники и записки, чтобы после хоть кто-нибудь узнал о том, как умирали миллионы. Разве страшны были вновь начинавшиеся обстрелы и налеты немецкой авиации? Кого они могли напугать? Сытых ведь не было. Только умирающий от голода живет настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование, не боясь смерти. И мозг умирает последним: тогда, когда умерла совесть, страх, способность двигаться, чувствовать у одних и когда умер эгоизм, чувство самосохранения, трусость, боль — у других.
Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана».