императорский яхт клуб адрес
Болотная набережная, 1 – Исторический яхт-клуб в Москве
На Болотном острове по адресу Болотная набережная, 1, стр.1, сразу за громадой памятника Петру I, стоит приметный готический особнячок с возвышающимся над ним шпилем.
Думаю, многие замечали его и даже фотографировались на его фоне, но не все знают, что это … здание первого московского Императорского речного яхт-клуба, построенного в конце XIX столетия.
История клуба
В 1867-м году группа инициаторов отправила прощение в российский Комитет Министров об открытии в Москве речного яхт-клуба, подобного Санкт-Петербургскому.
Устав утвердили и отправили, согласно тогдашним правилам, на подпись императору Николаю II, который 6 июля этого же года подписал его.
Именно этот день и стал отправной точкой в истории яхтенного клуба города Москвы. На первом же его заседании были утверждены кандидатуры на пост командора и вице-командора, которыми стали гражданский губернатор Первопрестольной Иван Сергеевич Фонвизин и Яков Викторович Пуаре, соответственно.
Для нужд клуба на стрелке сняли небольшой сарайчик для хранения инвентаря, а на берегу Водоотводного канала соорудили плавучую пристань.
Кроме этого, организация вскоре арендовала помещения в усадьбе Всеволожского на Пречистенке, 7 и в усадьбе «Студенец», которая располагалась на территории нынешнего ПКиО «Красная Пресня».
В 1870-е годы яхт-клуб возвел на острове деревянный павильон и помещение для технического обслуживания плавсредств, а также оборудовал новую пристань.
В 1892-м году, по случаю 25-летнего юбилея речного яхт-клуба Москвы, на общем собрании его членов приняли решение о возведении каменного клубного дома. Для реализации проекта у города был арендован участок «… мерою 142,9 квадратных сажень на срок с 01.07.1892 г. по 01.07.1928 г. за плату в 100 рублей и 3 копейки в год под постройку».
Новое здание спроектировал и построил к 1893 году зодчий Карл Васильевич Трейман.
Главное предназначение яхт-клуба – развитие в Москве гребного спорта. Помимо этого в его уставе было отмечено, что все члены общества должны заниматься освоением « … всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физические силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катанья на буэре и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.».
В новом здании была открыта довольно хорошая библиотека, а сам яхт-клуб даже занимался издательским бизнесом.
Стоит отметить, что большая часть богатеньких яхтсменов и владельцев плавсредств наведывалась сюда не ради гребли, а больше ради прекрасной кухни, которой славился местный ресторан.
Пришедшие к власти большевики национализировали все строения московского яхт-клуба, а также остававшийся там инвентарь, после чего открыли здесь гребную базу «Стрелка». Некоторое время здесь даже проживали известные мастера гребли.
Со временем исторический яхт-клуб стал больше ориентироваться на детский спорт, что особенно стало явным после Великой Отечественной войны.
После открытия канала в Крылатском база начала приходить в запустение, а потом и вовсе закрылась. Главное здание московского яхт-клуба после 1950-х годов было несколько перестроено.
К настоящему времени объект отреставрировали и открыли в нем в 2014-м году частный яхт-клуб, который не является продолжателем традиций прежнего, хотя на его фасаде и видна надпись «Императорскiй Московскiй Речной Яхтъ Клубъ».
Московский Императорский речной яхт-клуб
Сохранившееся до наших дней здание клуба было построено в 1892-1893 годах по проекту архитектора Карла Треймана.
Двухэтажный особняк выстроен в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Крыша имеет сложную форму и увенчана шпилем, который в паре с шатровым завершением акцентирует угловую башню, слегка выступающую из плоскости фасада; на крыше также устроена небольшая декоративная башенка. Главный вход в здание украшен изображениями Большой императорской короны Российской империи (главный символ власти российских монархов) и эмблемы исторического яхт-клуба, а также стилизованным написанием его названия.
История Московского Императорского речного яхт-клуба
Московский Императорский яхт-клуб был организован в 1867 году. Инициативная группа, согласно действовавшему тогда порядку организации клубов, составила проект его устава и подала его на утверждение Императору с прошением создать в Москве яхт-клуб по примеру существовавшего в Санкт-Петербурге. 6 июля 1867 года Александр II утверждает устав клуба, и с этого момента начинается его история.
Изначально на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала была организована простая плавучая пристань для стоянки судов, а для хранения инвентаря использовался арендованный там же сарай, но в 1870-х силами яхт-клуба был построен деревянный павильон с полноценной пристанью и эллингом. В 1892 году, когда клубу исполнилось 25 лет, его решили обновить, и взамен деревянного павильона был выстроен двухэтажный кирпичный особняк по проекту техника архитектуры Карла Треймана, в котором обустроили помещение для собраний членов клуба, библиотеку и ресторан.
Фото: Московский Императорский яхт-клуб, 1890-1910, pastvu.com
В настоящее время особняк Московского Императорского речного яхт-клуба находится в частных руках, отреставрирован (деревянная пристройка и прочие советские наслоения были убраны) и сдаётся в аренду для проведения различных мероприятий. В 2014 году на его территории был открыт новый частный яхт-клуб, который, однако, не имеет какой-либо преемственности с историческим.
Здание Московского Императорского речного яхт-клуба находится по адресу Болотная набережная, дом 1 (между памятником Петру I и бывшей фабрикой «Красный Октябрь»).
Территория закрыта для посторонних, полюбоваться особняком можно с Крымской и Якиманской набережных.
Императорский яхт-клуб. И этим все сказано
Рубрика, в которой мы публикуем полезные материалы и подборки, касающиеся всех свадебных тонкостей, и знакомим вас со свадебными площадками, у которых есть свой особенный и индивидуальный стиль.
Полгектара уникального ландшафта в самом центре Москвы. Историческое здание 1868 года. Одно из излюбленных мест Александра II. Живописный мост, ведущий прямо к памятнику Петру I. Красивейшая набережная и головокружительный вид на Москву-реку и архитектуру города. Собственный пирс, на котором можно пришвартоваться на яхте или катере. Большой паркинг на территории и огромный паркинг около входа. И это не мечты об идеальной свадебной площадке. Это — лофт в Московском Императорском яхт-клубе.
В самом центре Москвы, в пяти минутах от Кремля, на узком мысе острова, образованном Москвой-рекой и Водоотводным каналом, виден красивый особняк из красного кирпича со шпилем. В далеком 1867 году здесь возник Императорский Московский речной яхт-клуб. И сегодня эта поистине уникальная площадка, от вида которой захватывает дух, может стать идеальным местом для свадьбы. Даже сложно рассказать о таком месте: достоинств так много, что и не знаешь, с чего начать. А когда начинаешь перечислять их, то даже не верится, что в самом сердце столицы действительно существует такая площадка, которую можно арендовать для своего торжества.
Главное преимущество яхт-клуба — это его расположение. Площадка, закрытая от посторонних глаз, расположена в самом сердце мегаполиса, но в уютном и тихом уголке с великолепным панорамным видом на Москву-реку, торжественное здание Храма Христа Спасителя, Третьяковскую галерею и памятник Петру — фантастическое место, которое отлично подойдет, чтобы отпраздновать настоящую свадьбу своей мечты.
Алексей Ольховой, создатель White Studios. Прелесть площадки даже не в самом здании, хотя оно имеет красивую архитектуру. Главное – это то, что здание находится на самой стрелке, как на полуострове, где ты ощущаешь себя просто фантастически, потому что находишься окружении вод. За рекой, которая сама по себе прекрасна, открывается великолепная панорама города, с хорошо отреставрированными историческими зданиями с красивой архитектурой. Это настоящая находка для эстетов. В хорошую погоду там достаточно зелено, есть старые большие деревья. В этом месте чувствуешь себя очень люксово. Памятник Петру, конечно, спорный, но мне все же нравится эта гигантская конструкция, особенно ощущается размах, когда находишься прямо рядом с ней. Непосредственно к памятнику можно подойти по живописному мостику.
Здание, в котором расположился Яхт-клуб, является памятником архитектуры. Построено оно было архитектором К.В. Трейманом в 1868 году. Проект получился очень эклектичным и включал в себя элементы и «славянского стиля», и готического. В целом же особняк выглядит стильно и гармонично: строго, но без лишней помпезности. После революции вся недвижимость клуба и весь спортивный инвентарь были национализированы. Яхт-клуб стал базой для тренировки гребцов под названием «Стрелка». В настоящее время здание клуба, находящееся под охраной как объект культурного наследия регионального значения, отреставрировано, а территория огорожена забором, прохода для посторонних к нему нет.
Алексей Ольховой, создатель White Studios. Сначала на месте Яхт-клуба были небольшие лодочные станции. В советские времена эти помещения использовались как спортивная база, и после эксплуатации в этот период все было в кафеле. Нам здание досталось, когда почти весь кафель был демонтирован. Мы сделали внутри декор в стиле лофт, многое оставили как есть, чтобы сохранить особую эстетику места. У нас имеется 4 помещения, декорированы все в едином стиле, но с небольшими различиями. В двух залах есть настоящие камины, которые можно топить дровами, если на улице промозгло, или когда хочется окунуться в особую атмосферу.
В здании Яхт-клуба четыре просторных локации, площадью от 80 до 146 метров. Для кейтеринга отводится весь подвал, где спокойно можно разместить кухню, на третьем этаже есть мансардное помещение, отлично подходящее под гримерки для персонала, ведущих, самих молодоженов, либо какие-то другие зоны. Здание внутри достаточно просторное, хотя снаружи смотрится компактным. Но жемчужиной Императорского яхт-клуба является его территория: вся она может быть использована под нужды гостей. Можно устроить здесь выездную регистрацию у воды, можно сделать банкет под открытым небом. На участке есть асфальтовая зона, где паркуются машины. Кто-то предпочитает использовать ее как дополнительную площадку: ставятся деревянные настилы, большие шатры, строятся грандиозные декорации. Выход к Петру полностью замощен фактурным камнем. Прогуливаться здесь, созерцать всю красоту города, гармонично соседствующего с природным водным ландшафтом — непередаваемое удовольствие.
Алексей Ольховой, создатель White Studios. Уличная зона просто роскошна. Помещения подходят для любого времени года, но летом стоит максимально использовать территорию. За счет нее и ценится эта локация, надо просто видеть всю эту красоту. Там очень интересный ландшафт, есть ступеньки, территория у воды. Площадка закрытая, отгорожена забором, достаточно приватная. Сложно попасть туда прохожим. Там есть ощущение прозрачности, но не видно, что происходит внутри. Площадку активно используют под свадьбы, причем делают это очень состоятельные люди. Так как она удобно расположена, все без проблем могут приехать. Если не застраивать парковочную зону, есть довольно много мест для машин. Плюс, рядом с самой площадкой есть огромная платная парковка, и она всегда полупустая. На ней всегда можно найти место прямо рядом со входом.
И тем, кому мало таких преимуществ для свадебной локации, Яхт-клуб может предложить еще кое-что. Не просто так лофт носит свое громкое название. Прибыв сюда, вы можете не только припарковаться, но и пришвартоваться. Здесь есть два настоящих действующих причала: один находится на Обводном канале (он поменьше, для маленьких лодок), один на канале реки Москвы (большой, куда можно причалить на речном трамвае или приплыть на яхте). На свадьбе есть возможность устроить настоящее шоу, задействовав речной подъезд. Можно включить в программу дня прогулку по реке и показывать город иностранным гостям, которых часто приглашают на праздники. Это создает невероятную атмосферу роскоши, свободы и безграничного простора для фантазии на тему свадьбы мечты.
Леонид Максимов, location manager White Studios. Два года подряд агентство Андрея Фомина делало большие закрытые свадьбы с огромными застройками. Площадку закрывали на неделю, выстраивали еще одно дополнительное здание около Яхт-клуба, роскошную зону для регистрации, огромный шатер со сценой для выступления звезд. Все это выглядело очень круто со всей набережной. В прошлом году делали свадьбу, где жених с невестой не приплывали, а наоборот, уплывали с торжества. Под конец они сели в катер и торжественно отплыли в закат, все радостно их провожали. Это здорово, это уникальная возможность — приплыть в центре Москвы на лодке на площадку. По сути, это единственное место, где такое возможно.
В лофте минимальное количество декора. И в этом вся прелесть: каждый человек приходит и делает что-то уникальное, свое. Это не какая-то декорация, кочующая из свадьбы в свадьбу. Здесь, в уникальном месте, каждое мероприятие неповторимо: все монтируется с нуля, после события декорации разбирают и выносят. Здесь нет даже мебели. Каждый выбирает то, что ему нужно: столы, стулья, шатры, настилы. Это площадка прекрасна сама по себе и исключительна во всем — от расположения, великолепной большой территории и действующего причала до исторического здания, абсолютно свободного внутри и без каких-либо ограничений: приходи, приезжай, приплывай и воплощай любые мечты.
Алексей Ольховой, создатель White Studios. Нет никаких ограничений по кейтерингу. Мы никого не продвигаем, но знаем, кто делает хорошо и за адекватные деньги. Если люди спрашивают – даем контакты, но ничего на этом не зарабатываем и ничего не навязываем. У нас вообще нет никаких ограничений. Есть площадка, которой мы занимаемся. Все остальное – ваша воля.
Императорский яхт клуб адрес
19 июня 2014 года стараниями группы энтузиастов во главе с председателем Попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта Артемом Кузнецовым и президентом ВФПС Владимиром Силкиным Императорский московский речной яхт-клуба вернулся из небытия, причем на своем историческом месте и в том же самом здании. В начале XX века в России были сотни яхт-клубов, почти каждый губернский город имел свой яхт-клуб, но лишь единицы из них уцелели в революционные годы. И потому возвращение Императорского московского речного яхт-клуба можно считать знаковым событием, началом возрождения.
Текст Сергея Борисова
Прошение на высочайшее имя
В 1867 году в канцелярию московского обер-полицмейстера поступило прошение об основании Московского речного яхт-клуба. Ходатаями, подписавшими прошение и выступавшими от лица большой инициативной группы, были: «суконный фабрикант Роберт Егорович Пельтцер, купеческий сын Иван Романович Андерсон и дворянин Константин Степанович Шиловский».
Рассмотрев прошение, не найдя в нем угроз основам государственного устройства, а также действуя в соответствии с установленным порядком, прошение «о желании создать в Москве яхт-клуб по примеру С.-Петербургского» было переправлено московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову.
Сделав несколько замечаний и дополнений, равно как согласившись, что негоже Москве, в которой действует несколько пароходств, имеется верфь, торговый порт, судостроительный и судоремонтный заводы, «оставаться без Общества такого типа», генерал-губернатор отправил прошение в Морское ведомство, в ведении которого находились яхт-клубы Российской Империи.
В министерстве немало удивились пожеланию москвичей, столь удаленных от морских рубежей, однако согласились, что дело хорошее, нужное, и особенно в той его части, что много лет спустя стали называть «человеческим фактором». Да, в городе действительно появились люди, которым невмоготу было ничегонеделание в летних усадьбах, которые хотели вести, опять же выражаясь современным языком, здоровый образ жизни, занимаясь спортом, и в данном случае спортом водным – гребным и парусным.
Морское ведомство представило Устав яхт-клуба с внесенными в него поправками на рассмотрение Кабинета Министров, где он и был одобрен на ближайшем заседании.
6 июля 1867 года Устав был утвержден. Именно этот день стал официальным днем рождения Московского речного яхт-клуба.
Жизнь по Уставу
На основании Устава, излагающего цели, задачи и основные принципы деятельности яхт-клуба, были приняты «Правила», разъясняющие их в деталях.
Первый параграф Устава гласил, что клуб ставит себе целью распространение в Москве научных и практических сведений, касающихся гребных, небольших парусных и паровых судов, а также улучшения их строительства в столице, для чего клуб организует гонки, выписывает из-за границы суда и их чертежи; кроме того, общество уделяет внимание изучению «всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физические силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катанья на буэре и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.»
Состоял яхт-клуб из почетных, действительных членов и членов корреспондентов. Почетные члены избирались общим собранием из лиц, что могли быть полезны клубу своими советами, а также лиц, кому Общество тем самым выражало свое уважение и признательность за оказанные услуги или покровительство.
(Чтобы показать, кто удостаивался этого почетного звания, назовем лишь трех человек: генерал-адъютант, министр путей сообщения, адмирал, участник плавания на фрегате «Паллада» Константин Николаевич Посьет; основатель и командор Санкт-Петербургского речного яхт-клуба Василий Юрьевич Познанский; московский городской голова и один из богатейших людей России Николай Александрович Алексеев. Наверное, и этих трех имен достаточно, чтобы понять, кому в клубе выказывали особое почтение, а от кого в первую очередь ждали покровительства. И надо заметить, не обманывались в ожиданиях.)
Почетные члены Клуба имели те же права и обязанности, что и действительные члены, но освобождались от взносов за вступление в общество и за годичные билеты.
Комитет, согласно Уставу, ведал всеми делами яхт-клуба и избирался общим собранием. Он состоял из командора, вице-командора и двух отделений – хозяйственного и технического. Из числа действительных членов в каждое отделение общее собрание избирало по четыре человека сроком на один год. Также на один год простым большинством голосов избирались командор и вице-командор.
Член яхт-клуба мог записать в состав клубной «флотилии» принадлежащее ему судно. Помимо частных судов, флотилию клуба составляли суда общественные, которые приобретались и содержались за счет клуба и находились в распоряжении Комитета.
Московский речной яхт-клуб имел свои флаги. Кроме того, каждому судну присваивался особый позывной вымпел с номером, названием судна и именем судовладельца. Самому судовладельцу выдавался патент на право поднятия флага клуба на своем судне; в патент заносились сведения о полученных данным судном призах на гонках.
Отдельно и подробно в Уставе говорилось о клубной пристани, при этом особо подчеркивалось, что она не может быть использована «для извлечения дохода».
Разрешалось яхт-клубу иметь и устраивать бильярд, тир, кегли и другие «дозволенные правительством игры», нанимая при этом соответствующих служителей. И конечно же, буфет!
О, этот буфет Московского яхт-клуба!
Время и место
Это было удивительно по тогдашним, да и по нынешним меркам, как быстро прошение устроителей Московского речного яхт-клуба было рассмотрено и утверждено во всех инстанциях.
После получения необходимых бумаг и Устава с высочайшей резолюцией перед Комитетом клуба встал вопрос практической реализации задуманного.
Прежде всего надо было определиться с местом, где будет построена пристань новоиспеченного клуба. Сначала были рассмотрены «озерные варианты» – и отвергнуты: пруд Пресненский занят зоосадом, Садовый пруд в Петровско-Разумовском, Царицынские и Борисовский пруды слишком удалены от центра, Косинские озера почитаются как святые и гоняться, веселиться на них негоже. Помимо прочего, все эти озера не позволяли по-настоящему развернуться – максимум неспешные прогулки на лодках с дамами, какой уж тут спорт.
Оставалась Москва-река. Однако и тут были сложности, потому что… По многим причинам. Уж 50 лет как в России появились первые пароходы, а с ними необходимость повысить судоходность изрядно обмелевшей к началу века Москвы-реки. Недаром же говорили и местные, а больше пришлые:
И как часто в наших водах
Вязнут в тине пароходы.
Эта Стрелка и приглянулась Московскому речному яхт-клубу. И понятно – почему. Берега Москвы-реки от Большого Каменного моста до современного Автозаводского были заняты торговыми пристанями и промышленными предприятиями. Берег между Лужниками и Пресней отличался неприглядностью и использовалась для швартовки плотов. Район Лужников (между нынешними Крымским и Бородинским мостами) был хорош, но имел неудобные подъезды по суше. А Стрелка… Это было идеальное место: самый центр Москвы, кратчайший выезд из Кремля и торгового Китай-города… К тому же, именно здесь проходил «водораздел» между Москвой-аристократической и Москвой-купеческой. Такое «пограничное» расположение делало членство в яхт-клубе не зазорным для одних и доступным для других, а ведь клуб и создавался как «открытый», в нем должно было быть комфортно представителям разных сословий.
Очень желательно было иметь и «летнюю резиденцию». И тут свое веское слово сказал командор – вице-губернатор Москвы Иван Сергеевич Фонвизин. В четырех верстах выше по течению реки, у подножия Воробьевых гор, у него была усадьба, имевшая название «Васильевская». У ограды, выходившей к берегу реки, и было выделено место для «клубной дачи». На поляне становили большую парусиновую палатку, плотники сколотили сходни, устроили и буфет.
В конце 1870 года были избраны новый Комитет и новый командор клуба. Им стал Генрих Христианович Мейен. На первом же общем собрании было решено, что пристань в Бабьегородской плотины требует решительного ремонта, а помещения на берегу – надлежащего обустройства.
По ходатайству командора клубу удалось получить во временное пользование домик, в котором раньше жили сторожа, присматривавшие за плотиной. После придания фасаду «благородного вида» из бывшей сторожки получился удобный и просторный вокзал, то есть павильон для членов яхт-клуба. Одновременно с этим была перестроена пристань и сооружен эллинг для вытаскивания судов на берег. Была расширена и ремонтная мастерская. Теперь ее правильнее было называть судостроительной, так как в мастерской начали делать шлюпки, и прежде всего для «спасения людей на водах». Возглавил мастерскую на добровольных началах один из самых модных архитекторов того времени Лев Ксаверьевич Коромальди.
Спортивные состязания теперь проводились не только на «Васильевской даче», но и у набережной усадьбы Студенец недалеко от Трехгорной заставы (сейчас здесь находится Центр международной торговли, более известный по прежнему названию – Хаммеровский центр). Место это было удобно не столько тем, что Москва-река здесь широка и пряма, что подходило для гребных соревнований, а прежде всего тем, что отсюда в случае необходимости можно было напрямую, не переправляясь через реку, вернуться в город.
Здесь, в Студенце, были оборудованы гимнастический зал, тир и отдельная купальня. Для пополнения кассы клуба также был построено «вокзал» для обедов и танцев, закуплена садовая мебель и бильярдные столы.
Зимой для проведения досуга членами клуба снимались различные дома в центре города. Непременным условием при найме была возможность организовать гостиную для заседаний комиссий, кабинет командора, а также зал под проведение светских раутов.
Это было вдвойне обидно. Ведь в чрезвычайно успешном проведении в 1872 году Первой всероссийской политехнической выставки, которая стала своеобразной провозвестницей музея, была большая заслуга Московского речного яхт-клуба. Фактически он выступил соорганизатором Морского отдела выставки, представив коллекцию рисунков и моделей судов, а также образцы шлюпок, построенных его мастерской. Большим событием стало участие в экспозиции ботика Петра Великого, причем право буксировать его к пристани доверили пароходу, который принадлежал командору Московского речного яхт-клуба.
Возможно, была в том некая высшая справедливость, что и Политехническому музею через несколько лет пришлось покинуть Пречистенку. Дом №7 приглянулся военному ведомству. Оно его выкупило для собственных нужд (позднее здесь разместился штаб Московского военного округа, да и сейчас этот дом является «режимным объектом»).
Впрочем, какое бы здание не снимали члены Московского речного яхт-клуба, общие собрания в ранге «годовых», то есть посвященные открытию и закрытию сезона, проводить в «штаб-квартире» считалось непозволительным. Для этого подыскивалось что-нибудь фешенебельное. На протяжении нескольких лет это был ресторан при гостинице Карла Дюссо (сейчас это угол Театрального проезда и Неглинной улицы). Однако потом произошло событие, которое шокировало все российское общество, и оно же вынудило яхтсменов подыскать себе другое место для собраний. Ведь именно в гостинице Дюссо умер генерал Михаил Дмитриевич Соболев, первейший враг турок, герой войны на Балканах. И странной была его кончина: то ли от сердечного приступа, то ли убит шпионами, а ходили слухи, что слишком страстной оказалась его любовница. Так или иначе, но какое-то время гостиница Дюссо обрела скандальную известность и стала не тем местом, где появляются джентльмены, а среди московских яхтсменов не джентльменов не было.
Проект здания был составлен архитектором Карлом Васильевичем Трейманом. Был проект насквозь эклектичным, включая в себя и элементы «славянского стиля», и готического, но в то же время в нем не было ничего, что, как говорили в те годы, «тревожило глаз и оскорбляло взгляд». Даже напротив, именно благодаря своей эклектичности здание должно было получиться и строгим, и одновременно… домашним. В сущности, таким и было пожелание Комитета яхт-клуба во главе с его командором генерал-лейтенантом Вениамином Ивановичем Ашхарумовым, избранным командором клуба еще в 1873 году.
Строительство завершившись лишь в 1900 году.
Так у яхт-клуба появился свой дом – краснокирпичной кладки, со шпилем-флагштоком.
Любимому городу
Конечно, Московскому яхт-клубу всегда уделилась «высокое» внимание. Так, покровитель морского дела в Российской Империи и российских яхт-клубов, великий князь, генерал-адмирал Константин Николаевич подарил москвичам 4-весельную шлюпку, сделанную в Санкт-Петербурге. А от имени его племянника, сына правящего монарха великого князя Алексея Александровича, клубу была подарена двухпарная гичка. Оба судна были внесены в списки яхт-клуба с названием «Подарок».
Их трудно расставить «по ранжиру», но попробовать стоит.
Действуя строго по Уставу, яхт-клуб наладил совместную работу с Обществом Голубого Креста, отвечавшего за спасение на водах. Это касалось в основном создания стационарных и сезонных спасательных станций. Общество Голубого Креста занималось финансированием, а яхт-клуб брал на себя техническую задачу, определяя наилучшее расположение станций и помогая в их оснащении. Станции располагались у всех мостов в пределах Москвы и на всех опасных участках реки; там же, на станциях, в специальных помещениях читались лекции. Теория дополнялась практикой: яхт-клуб арендовал единственный в Москве крытый бассейн – в мужском отделении Сандуновских бань – и там инструкторы проводили «натурные» тренировки со спасателями.
Стоит сказать о послереволюционной судьбе этих «трамвайчиков». После национализации они стали частью флотилии Московско-Окского речного пароходства, сегодня это всем известная Московская столичная судоходная компания. В годы Великой Отечественной войны эти кораблики стали «боевыми единицами» Волжской военной флотилии и были переброшены под Сталинград. Они не отличались скоростью, но были юркими, тихими, а еще их деревянные корпуса не притягивали магнитные мины, которыми немцы забрасывали речной фарватер. Там, под Сталинградом, они почти все и погибли – пароходики-кораблики Московское речного яхт-клуба.
Гонки прежде всего
Каким бы внимательным ни было отношение членов яхт-клуба к их обязанностям по отношению к Москве, к устройству прогулок и организации поисине общегородских праздников по случаю открытия навигации, на первом месте все равно был спорт.
Уже в 1869 г. были изданы «Правила для гонок Московского речного яхт-клуба». В них указывалось, что после 1 апреля каждого года Комитет обязан огласить программу гонок предстоящей навигации, определить их число и разделить суда на «разряды».
Последнее было очень важно, поскольку флот яхт-клуба был разношерстным. Так, в 1871 году состоял из 45 судов самого разного типа: среди них был один парусный тузик, один винтовой пароход, один пароход колесный, одна паровая винтовая шлюпка; все другие суда были гребными, причем разным было и количество гребцов.
(И еще немного статистики: в 1889 году в клубе состояло 127 человек, а флотилия состояла из 88 судов; в 1912 году в клубе было 376 действительных членов и 41 членов-корреспондентов, а число судов перевалило за сотню.)
Устраиваемые клубом гонки отличались открытостью: в них могли принимать участие не только суда яхт-клуба, но и принадлежащие посторонним. При этом не был ограничен и тип судна, для него всегда находился свой «разряд». С каждого судна взимался сбор в 5 рублей серебром; от этого взноса освобождались по усмотрению Комитета лоцманские, шкиперские и перевозчичьи суда.
Кроме гребных гонок, свои правила были для гонок парусных. Тут разделение на «разряды» шло от размеров судна. Кроме того устанавливалось, в каких «разрядах» экипаж может состоять из матросов, а в каких только из любителей. Номерные вымпелы помещались на грот-мачтах. Поднятие флага клуба на грот-мачте «судейского» судна и пушечный выстрел означали начало состязаний.
Соревнования всегда отличались непримиримостью и погоней за рекордом. Так, 18 июля 1893 г. 3 версты с двумя поворотами были пройдены на распашной «двойке» за 16 минут 16 секунд. А в 1895 году всех поразил (и получил солидный денежный приз!) участвовавший в открытой яличной гонке крестьянин-перевозчик Артемий Демьянов, прошедший 2-верстовую дистанцию с двумя поворотами за 15 мин 32 секунды. Видевший ту гонку известнейший московский «летописец» Владимир Гиляровский, он же «дядя Гиляй», свидетельствовал, что когда Демьянов шел на финиш, весла его гнулись, подобно луку, а хриплое хаканье долетало доя самого Храма Христа Спасителя, тревожа не Господа, а заставляя завидовать опытных спортсменов.
А вот сезон 1898 года поразил зрителей другим, и об этом немало писалось как до состязаний, чтобы разогреть публику, так и после них. В качестве рулевых в гонках было разрешено выступать дамам. Эта «беспримерная» гонка на «одиночке» с рулевой прошла 23 августа. Победила лодка «Наяда», на веслах которой был господин Камынин, а у руля… Даже всезнающий дядя Гиляй не смог выяснить имя прекрасной незнакомки, которая предпочла остаться загадкой для широкой публики.
Множество соревнований и обилие призов позволили клубу вырастить славную когорту выдающихся гребцов, которые регулярно оставляли позади своих соперников из Невского речного яхт-клуба Санкт-Петербурга. О Сергея Николаевиче Шустове мы уже писали, но вспомним и Анатолия Переселенцева. Это был уникальный спортсмен! В 1913 г. он, выступая за французский клуб, выиграл первенство Парижа и Франции в «одиночке». Тогда это дозволялось правилами, и Переселенцев был включен в состав французской команды на первенство Европы в Бельгии. В составе «двойки» он стал чемпионом, а в «одиночке» взял бронзу. Год спустя на всероссийской Олимпиаде в Риге он взял уже два «золота».
Вот какие гонщики были в Московском речном яхт-клубе.
Новые времена
Было бы странно, если бы после революции, красным колесом прокатившейся по стране, из названия яхт-клуба на Стрелке исчезло только слово «Императорский». Нет, новая власть действовала решительней, меняя все наотмашь. Само определение «яхт-клуб» было отвергнуто как «старорежимное», и на «задворках» «Красного Октября», коей стала бывшая кондитерская фабрика «Эйнем», появилась гребная база «Стрелка». Все недвижимое имущество, а также спортивный инвентарь яхт-клуба были национализированы в пользу городского совета профсоюзов. Изменилось и здание яхт-клуба, и если внешне это касалось лишь букв над парадной дверью, то внутри перемены были разительными. Куда-то исчезла роскошная мебель, посуда, даже стенные панели полированного дерева, в здании «нарезали» несколько квартир-клетушек, в которых поселились известные московские гребцы (ну, хотя бы так), которые от случая к случаю продолжали выходить на воду на латаных-перелатаных лодках.
Казалось бы, приход «большой воды», новые набережные Москвы-реки должны были вдохнуть вторую жизнь в гребную базу на Стрелке, однако произошло прямо противоположное.
Благодаря открывшемуся свободном проходу «из варяг в греки» движение на Москва-реке стало слишком напряженным, что создавало трудности в проведении тренировок и соревнований. Но если бы только это!
От планов строительства Международного Красного Стадиона на Воробьевых горах партия и правительство отказались. Появление парка культуры и отдыха им. Горького поставило крест на мечтах спортсменов-водников о воссоздании «летней резиденции» напротив Лужнецкой поймы.
Был построен Водный стадион на Химкинском водохранилище. Туда постепенно стали «утекать» соревнования, прежде проводившиеся на Стрелке, по крайней мере сколько-нибудь значимые – городского, республиканского и союзного масштабов. Теперь только в дни больших революционных праздников у Болотного острова появлялись паруса, причем идти яхтсменам разрешалось только вверх, к ЦПКиО, ведь ниже по течению был Кремль…
Однако нового удара было не избежать, и этого удара гребная база на Болотном острове не выдержала. В 1972-1973 годах к чемпионату Европы по академической гребле был построен гребной канал в Крылатском, и спортсмены-гребцы отправились туда.
Прошло еще двадцать с лишним лет, и 5 сентября 1997 года в рамках празднования 850-летия Москвы и чуть запоздав к 300-летию российского флота у Стрелки появился гигантский памятник императору Петру, и бывший Императорский яхт-клуб оказался в его тени. Можно спорить об эстетических достоинствах работы Зураба Церетели или начисто отрицать их наличие, однако к месту будет вспомнить слова уже упоминавшегося Владимира Гиляровского, который говорил об «особенности и удивительности» столицы России, которая способна впитать в себя любую новацию, какой бы чужеродной она поначалу не выглядела.
В полной мере относится это к Московскому речному яхт-клубу, который при его создании воспринимался многими как «экзотическая диковинка», но который с годами стал важной страницей истории города, перелистнуть и забыть которую – как самим перечеркнуть часть своего прошлого. И возрождение Московского императорского речного яхт-клуба есть знак того, что, помня о прошлом, мы смотрим в будущее.
Артем Кузнецов, председатель Попечительского совета ВФПС:
— Нам был очень нужен такой клуб. По понятным причинам число членов Попечительского совета ограничено, да и занимаемся мы там только вопросами развитию парусного спорта. Но ведь и людей, неравнодушных к яхтам и парусам гораздо больше, и интересы наши гораздо шире. К тому же, нужно было место, где мы могли бы встречаться вне зависимости от сезона. И такое место было – на Стрелке, Московский императорский речной яхт-клуб, надо было только вдохнуть в него жизнь, перенести в сегодняшний день все лучшее из прежних времен. А что может быть интереснее воссоздания традиций? Что может увлекательнее создания клуба, где не будет случайных людей, но лишь те, кто достоин быть членом яхт-клуба как носитель определенных ценностей. Там будут выдвигаться проекты и идеи, причем не обязательно напрямую связанные с парусным спортом. Наконец, там будут проходить встречи с интересными людьми, и речь опять же будет идти не только о парусе. Это будет настоящий клуб – в лучшем и истинном понимании этого слова. И это будет настоящая клубная жизнь!
Владимир Силкин, Президент Всероссийской федерации парусного спорта:
— Идея создать в Москве яхт-клуб как союз единомышленников возникла несколько лет назад. После распада СССР многие советские яхт-клубы были приватизированы, уничтожены, в лучшем случае превратились в стоянки моторных лодок. Лишь в последние десять ситуация начала меняться к лучшему. Между тем яхт-клуб – это прежде всего сообщество людей, это средоточие клубной культуры, которая не какое-то абстрактное понятие, а свод правил, которым люди добровольно и осознанно следуют. И тут мы вспомнили, что был у нас такой яхт-клуб – Московский императорский речной, а в нем были люди, которые не только любили парус и гребные гонки, но и привнесли массу отличных проектов в московскую и российскую действительность. И мы возродили этот клуб, открыли его, теперь задача – наполнить его содержанием. Сейчас происходит юридическое оформление необходимых документов, и вскоре Московский императорский речной яхт-клуб заработает во всю силу. И мы очень рассчитываем, что у нашего клуба будут последователи, что наш пример окажется заразительным.
Опубликовано в Yacht Russia №3 (72), 2015 г.