институт возрастной физиологии адрес
ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО
Институт возрастной физиологии Российской академии образования был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей в период обучения.
ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО запись закреплена
ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО запись закреплена
Приказом Министра просвещения Российской Федерации от 18 февраля 2021 года исполняющим обязанности директора федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» назначен доктор биологических наук Войнов Виктор Борисович.
Войнов Виктор Борисович, родился 23 апреля 1959 года в семье служащих, в г. Ростове-на-Дону.
Показать полностью.
После окончания школы, с 1976 по 1981 год обучался в Ростовском государственном университете (РГУ, в настоящее время – Южный федеральный университет – ЮФУ) на биолого-почвенном факультете. Прошел специализацию на кафедре физиологии человека и животных. По окончании университета получил квалификацию биолог, преподаватель биологии и химии. Начал работу в РГУ, на должности инженера, младшего научного сотрудника.
С 1983 по 1985 гг. проходил службу в рядах Советской Армии.
В 1985 году принят на должность инженера НИЧ биолого-почвенного факультета РГУ, с 1989 по 1995 гг. работал в НИИ нейрокибернетики РГУ на должностях младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника. С 1996 года – сотрудник РГУ, в должности заведующего валеологической лабораторией кафедры физиологии человека и животных, заместителя директора Учебно-научно-исследовательского института валеологии. С 2004 по 2017 гг. – сотрудник Южного научного центра РАН (ЮНЦ РАН), на должностях старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника. С 2017 по 2020 гг. – зам.руководителя лаборатории – главный научный сотрудник НИТЦ нейротехнологий ЮФУ.
В 1992 г. – защита диссертации на соискание ученой степени кандидат биологических наук (Ростовский государственный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия). Диссертация «Исследование пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга человека с целью разработки методов контроля его функционального состояния».
2003 г. – прохождение курсов клинической нейрофизиологии при Московском Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН.
2005 г. – ученое звание ВАК РФ: доцент физиологии.
В 2011 г. – защита диссертации на соискание ученой степени доктор биологических наук (Астраханский государственный университет. Россия). Диссертация «Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон – бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе».
Научные интересы: возрастные аспекты нейрофизиологии и психофизиологии, электрофизиология, проблемы сравнительной физиологии.
ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО запись закреплена
Сотрудниками Института возрастной физиологии РАО подготовлены методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Рекомендации основаны на результатах последних исследований ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» и требованиях СанПиН.
Показать полностью.
В настоящее время данная работа особенно актуальна, поскольку возникшая в нашей стране ситуация, связанная с необходимостью глобального проведения образовательной деятельности со школьниками с применением дистанционных образовательных технологий, требует очень серьезного внимания к организации этого процесса в образовательных учреждениях и пока не существует отработанных и научно обоснованных алгоритмов проведения занятий в течение целого учебного дня в системе онлайн взаимодействия педагога и учащегося, исключающих неблагоприятное влияние на здоровье школьника.
В методических рекомендациях представлена информация, посвященная организации рабочего места педагога и ученика при реализации дистанционных технологий обучения, гигиенические требования к организации занятия и профилактические мероприятия. В работе предложены комплексы упражнений гимнастики глаз, а также физкультурных минуток для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища, для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе образовательной деятельности.
С полной версией методических рекомендаций можно ознакомиться на сайте (http://www.ivfrao.ru/upload/documents/Novosti/MR_Po r..)
ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО запись закреплена
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» примет участие в работе научного Экспертного совета Десятой национальной премии в сфере товаров, услуг и сервисов для детей и семей с детьми «Золотой медвежонок».
Показать полностью.
Объективность Премии подтверждается открытой (публичной) защитой номинантов и участием в Экспертном совете конкурса ведущих представителей науки: социологии, педиатрии, педагогики, психологии, возрастной физиологии и гигиены в отрасли товаров и услуг для детей всех возрастов. В состав отраслевых комитетов входят признанные эксперты в сфере стандартизации, дизайна, маркетинга, товароведения и аудита детских товаров. В Совете представители ведущих компаний отрасли и победители Премии предыдущего года.
Публичные защиты номинантов главной общенациональной премии перед Экспертным советом будут проведены с 2 по 10 марта 2020 года. Лучшие из лучших будут названы на Торжественной церемонии в Совете Федерации Федерального Собрания Российской федерации 18 марта 2020 года.
Национальная премия «Золотой медвежонок» является общеотраслевой наградой в сфере товаров и услуг для детей и семей с детьми, поощряющей выдающиеся заслуги компаний-лидеров индустрии. Главный индустриальный конкурс создан по инициативе Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) и существует с 2010 года. За это время лауреатами Премии стали более 180 организаций. Объективность премии подтверждается открытой публичной защитой номинантов, участием в Экспертном совете научных и отраслевых авторитетов, победителей премии предыдущего года, партнерами в сфере аудита, Наблюдательным советом.
ФГБНУ ИВФ РАО
Институт был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей.
Показать полностью.
В настоящее время Институт возрастной физиологии РАО представляет собой уникальное и единственное в мире научное учреждение, обладающее опытом комплексных многолетних исследований развития ребенка на системном уровне, располагающее широкой информационной и экспериментальной базой, новейшими компьютерными технологиями ведения экспериментальных исследований.
В Институте сложились традиции междисциплинарных исследований проблем развития ребенка, актуальных для системы образования как общефедерального, так и регионального уровня. В нем созданы и активно развиваются научные школы, объединяющие специалистов в области нейро- и психофизиологии, эндокринологии, физиологии мышечной деятельности, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возрастной анатомии, гистологии и антропологии, биохимии, психоневрологии, педиатрии, психиатрии, а также школьной гигиены и физического воспитания.
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
В.Б. Войнов принял участие в пресс-конференции, посвященной защите здоровья детей в школе и дома, организованной на площадке пресс-центра «МИЦ-Известия»
31 августа 2021 года доктор биологических наук, и.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» В.Б. Войнов принял участие в пресс-конференции «Учебный год в новых реалиях: как защитить здоровье детей в школе и дома? Правила санитарной безопасности и защиты от инфекций», которая прошла в преддверии «1 сентября» на базе пресс-центра «МИЦ-Известия».
В рамках пресс-конференции обсуждались вопросы защиты здоровья детей, способов обеспечения санитарной безопасности дома, учебного пространства, роли школы в процессе обучения детей правилам гигиены, а также другие вопросы.
Посмотреть полную запись пресс-конференции можно на сайте пресс-центра «МИЦ-Известия» по ссылке: http://pc.iz.ru/tpost/okp2zr1ut1-uchebnii-god-v-novih..
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
Марьяна Михайловна Безруких в эфире телеканала «МИР24» ответила на вопросы, посвященные подготовке первоклассников к учебному году.
Главный научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО», академик РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких в преддверии первого сентября в эфире телеканала «МИР24» ответила на вопросы, посвященные подготовке первоклассников к первому в их жизни учебному году.
Ознакомиться с полным текстом интервью можно на официальном сайте телеканала «МИР24» – https://mir24.tv/news/16471897/s-rebenkom-nuzhno-razg..
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
I Всероссийский родительский форум по вопросам школьного питания
19-20 августа 2021 г. в г. Саранске, Республика Мордовия, прошел I всероссийский родительский форум по вопросам школьного питания – открытая площадка для дискуссии и формирования единой точки зрения общества, бизнеса и власти по вопросам школьного питания.
В числе участников — представители органов исполнительной и законодательной власти РФ и субъектов РФ, Общественной палаты России, Общероссийского народного фронта, а также специализированных и научных учреждений, занимающихся детским питанием.
На форуме выступила научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся ФГБНУ «ИВФ РАО» В.Н. Иванова. Докладчиком были представлены результаты анализа информации об организации питания в школах РФ, размещаемой в обязательном порядке на школьных сайтах. Валентина Николаевна, в том числе, отметила необходимость повышения квалификации руководителей образования, директоров школ по вопросам организации питания обучающихся.
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
ФГБНУ «ИВФ РАО» при информационной поддержке Министерства просвещения Российской Федерации проводит Всероссийский конкурс практико-ориентированных научно-исследовательских проектов студентов и аспирантов «Здоровье – стиль жизни».
Конкурс проводится в два этапа с 21 апреля по 12 ноября 2021 года.
К участию в Конкурсе допускаются обучающиеся образовательных организаций высшего и профессионального образования.
Финалисты Конкурса получат возможность бесплатно опубликовать статью в итоговом сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения», индексируемый в РИНЦ.
Заявки на участие в Конкурсе принимаются до 15 августа 2021 года в электронном виде по адресу электронной почты ivfrao.konkurs@yandex.ru.
Подробную информацию можно получить на официальном сайте Конкурса – http://www.ivfrao.ru/events/SSE/contest.php
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
ФГБНУ «ИВФ РАО» выступил в качестве одного из организаторов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы реабилитации в медицине и спорте».
3-4 июня 2021 г. в Медицинском центре «Решма» ФМБА (Ивановская область) была проведена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы реабилитации в медицине и спорте».
Показать полностью. ФГБНУ «ИВФ РАО» выступил в качестве одного из организаторов данной конференции. На конференции обсуждались вопросы, связанные с разработкой и внедрением инновационных технологий реабилитации в педиатрии, представлением опыта реабилитации детей на разных этапах онтогенеза. На конференции были представлены доклады, связанные с внедрением современных методов реабилитации и диагностики в практическую деятельность врачей, занимающихся вопросами спортивной медицины, юношеского спорта, спорта высоких достижений, спортивного травматизма, реабилитационных технологий в спорте.
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
И.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» В.Б. Войнов принял участие в проходившем в Московском Педагогическом государственном университете фестивали «Волонтеры просвещения. Наука зажигает»
И.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» В.Б. Войнов принял участие в проходившем в Московском Педагогическом государственном университете фестивали «Волонтеры просвещения. Наука зажигает», приуроченном ко Дню защиты детей (01.06.2021). В своем выступлении-приветствии представителям волонтерского движения МПГУ он отметил чрезвычайную важность призвания «учитель» в вопросах выбора профессии и приобретения необходимых для данной профессии компетенций. Очевидно, что врожденные способности объединять вокруг себя детей, формировать «поле радости, достижения и успеха» сами по себе уже сегодня дают очень многое детям со сложной судьбой, с катастрофическим состояниям здоровья, и есть глубокая уверенность, что они послужат основой становления Учителя.
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
Главный научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО» Марьяна Михайловна Безруких выступила в роли спикера Всероссийского форума молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство».
С 14 по 15 мая в Гатчине состоялся Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство». Участниками форума стали молодые учителя до 35 лет из 85 субъектов РФ.
Показать полностью.
Молодые педагоги приняли участие в мастер-классах, посвящённых навыкам презентации, развития эмоционального интеллекта, в обсуждении вопросов формирования целостной картины мира у современного школьника, воспитания в современной образовательной среде, цифровой трансформации образования, освоения лучших современных педагогических технологий и развития профессиональных сообществ молодых педагогов.
15 мая в рамках форума прошло мероприятие «Встреча с известными людьми России – лидерами общественного мнения», в котором в качестве спикера приняла участие академик РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких.
В своем выступлении Марьяна Михайловна отметила важность изучения педагогами основ физиологического развития ребенка. Достижения современных нейронаук открывают удивительные возможности построения образовательного процесса с учетом знания особенностей работы головного мозга учащихся. Педагог, понимающий эти особенности, способен сделать образовательный процесс в разы более эффективным.
Марьяна Михайловна также рассказала о проблемах мотивации современных учащихся и методах ее повышения на уроках, отметив, что учитель должен развивать у школьников познавательный интерес к предмету, а не быть только лишь источником информации, который доносит ее до учеников в различных формах.
По окончании выступления все участники форума получили возможность лично задать вопрос Марьяне Михайловне. Выступление Марьяны Михайловны вызвало большой интерес у педагогов, которые задавали множество вопросов, на которые в последствии получили ответы.
ФГБНУ ИВФ РАО запись закреплена
ФГБНУ «ИВФ РАО» стал организатором круглого стола «Формирование культуры здорового образа жизни школьников», прошедшего в рамках Всероссийской конференции «Неделя образования».
17 мая 2021 года в рамках Всероссийской конференции «Неделя образования», организованной в рамках Московского международного салона образования, прошел круглый стол «Формирование культуры здорового образа жизни школьников», организатором которого стал ФГБНУ «ИВФ РАО».
Показать полностью. Всероссийская конференция «Неделя образования» организована во второй раз и прошла с 17 по 23 мая в онлайн-формате на коммуникационной digital платформе ММСО.Коннект. Стратегическим партнером «Недели образования» выступил Mail.ru Group.
Участники круглого стола обсудили лучшие практики формирования полезных привычек у школьников, специфику школьных факторов риска, повышающих возможности развития заболеваний, а также особенности образа жизни современных школьников.
Участники круглого стола представили следующие доклады:
– Виктор Борисович Войнов, доктор биологических наук, доцент, и.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» выступил с докладом «Понятие «здоровье» в предметной области современной школы»;
– Марьяна Михайловна Безруких, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО» выступила с докладом «Школьные факторы риска снижения здоровья детей. Пути профилактики и коррекции»;
– Людмила Викторовна Макарова, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «ИВФ РАО» и Татьяна Михайловна Параничева, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО» представили доклад «Особенности внешкольного режима дня современных детей (по данным популяционного исследования)»;
– Татьяна Андреевна Филиппова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО» выступила с докладом «Формирование культуры здоровья у обучающихся при реализации образовательная программа «Все цвета, кроме черного»;
– Александра Германовна Макеева, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИВФ РАО» представила доклад «Формирование культуры питания как направление воспитательной работы школы».
И.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» Виктор Войнов отметил – и педагогика как наука и система образования живо откликаются на изменяющиеся условия жизни человека и, более того, центральным субъектом образовательного процесса является ребенок в своем постоянном развитии и изменении. Именно это и является областью интересов Института возрастной физиологии. Проблемы, связанные с научным сопровождением «ребенка обучающегося», в значительной степени связаны с категорией «здоровье». Успешная учеба ребенка в школе – это показатель достаточного уровня его здоровья. Первоклассник может усидеть на уроке 30-40 минут, может внимательно слушать учителя, воспринимать и запоминать учебный материал – это «здоровый ребенок». Сегодня, в рамках Московского международного салона образования, вероятно, не стоит говорить о сложных законах и механизмах жизнеобеспечения, сегодня мы будем говорить о культуре общения, движения, питания школьников, как основах формирования, развития и сохранения его здоровья.
РАО Институт возрастной физиологии
Филиалы 1
Адрес:
Москва, Погодинская улица, 8к2
Режим работы:
ПН-ПТ: c 10:00 до 18:00
Описание
РАО Институт возрастной физиологии
Институт возрастной физиологии Российской академии образования был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей в период обучения.
Центр диагностики развития детей и подростков
Центр был создан в 2003 году по решению Президиума РАО, директор к.б.н. Татьяна Андреевна Филиппова.
Запись с 11.00 до 18.00 по телефону: 8 (499) 245-04-33
Доктора и кандидаты биологических, медицинских и педагогических наук проводят индивидуальные консультации для родителей, педагогов, психологов; обследование детей, подростков, юношей и девушек; психолого-педагогические и логопедические консультации; разработку индивидуальных программ развития.
Функциональные диагностические исследования позволяют определить:
Обследования и консультация проводятся для определения:
Диагностические исследования позволяют:
Многолетние исследования Института и опыт специалистов позволяют проводить обследование детей разного возраста, оказывать квалифицированную помощь детям, их родителям, учителям, психологам и логопедам.
Множество проблем возникает у воспитателей и педагогов при проведении занятий с гиперактивными и медлительными детьми. Рекомендации психофизиологов, нейрофизиологов и психологов Центра с учетом результатов проведенных обследований помогают решить острые проблемы и оказать реальную помощь каждому ребенку, а также родителям.
ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования
О компании
В 2020 году ФГБНУ «ИВФ РАО» осуществляет выполнение научных фундаментальных и прикладных исследований в рамках:
Проектов, направленных на выполнение госзадания Министерства просвещения Российской Федерации:
1. «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»;
2. «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет)»;
3. «Подготовка предложений по рациональной организации учебного процесса в начальной, основной и старшей школах»;
4. «Повышение профессиональной компетенции педагогов. Разработка on-line курса «Педагогическая физиология».
Проектов, выполняемых при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований:
5. «Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания»;
6. «Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект»;
7. «Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся 15-16 лет при напряженных когнитивных нагрузках»;
8. «Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста».
«Двойка» по физиологии
Марьяна Безруких — директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат премии президента России в области образования, член научно-методического совета корпорации «Российский учебник»
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких — о жизненной необходимости вернуть педагогическую физиологию в теорию и практику образовательных вузов.
— По шкале от 0 до 10 — насколько детская и подростковая физиология учитывается в нашей системе образования?
— Особенность сегодняшнего дня или это происходит давно?
— Уже довольно давно. В конце 80-х мы собирали заведующих кафедрами физиологии педвузов, для того чтобы обсудить программу курса «Педагогическая физиология». Были написаны специальные учебники, педагогические вузы стали вводить эти курсы как элективные, оставленные на выбор студентов. Но на протяжении 1990-х и 2000-х годов все это стало сокращаться и в результате привело к распространению двух типов ситуаций, которые я недавно описала в «Вестях образования».
Ситуация первая — разговор с директором одной из гимназий, заявляющим в сердцах и с раздражением: «Ну сколько можно про режим, нагрузки, стрессы и здоровье детей… Мы отчитываемся другими показателями — олимпиады, ГЭ, ЕГЭ… А про здоровье пусть думают родители».
Ситуация вторая — звонок от заведующего кафедрой одного из педагогических университетов: «Санкт-Петербургский университет разработал примерную базовую модель основной образовательной программы подготовки педагогов, в которой нет «Возрастной физиологии и гигиены», и в нашем университете решили взять за основу именно эту модель». Причем это университет с хорошей, известной школой и традициями, со специалистами, которые много лет не только преподают, но и ведут очень серьезные исследования. Слава богу, и завкафедрой там активный, и ректор понимающий, оставили и возрастную физиологию, и элективные курсы. Но так получилось в одном конкретном вузе, а в остальных.
Никак физиология не может учитываться в образовании, если педагог не получает нужных знаний.
Есть подготовка педагогов, а есть переподготовка, повышение квалификации…
В течение многих лет мы со многими поколениями министров обсуждали необходимость включения курса педагогической физиологии в переподготовку любых педагогов. Особенно учитывая, что сейчас многие учителя не имеют педагогического образования. Я понимаю, что в этом есть острая необходимость, но тогда они должны получить хотя бы минимальные знания о ребенке. О том, как он растет, как развивается, что такое «хорошо» для его развития, развития его мозга, а что может навредить, подорвать здоровье. Не получается. И похвастаться здоровьем наши дети не могут, к сожалению.
Вроде бы есть санитарные нормы и правила — СанПиНы, но каково их качество? Они все время меняются под воздействием какой-то непонятной логики. Возьмем нормативы нагрузки, которые сегодня в школе превышают все разумные пределы. В нагрузку добавили еженедельные десять часов внеурочной деятельности, которая, по сути, стала обязательной. Два часа ежедневно: было восемь часов, стало десять. В старших классах, по нашим данным, она увеличивается до 12–16 часов — двойная нагрузка взрослого работающего человека. За счет чего это возможно? За счет того, что дети недосыпают. Есть исследования последних лет, которые показывают, что даже пятнадцатиминутный недосып снижает работоспособность, повышает утомляемость, приводит к депрессиям и прочим неприятностям. Не говоря о том, что дети не двигаются вообще, а снижение двигательной активности — это путь в никуда.
— У вас есть какая-то идеальная конструкция СанПиНов?
— Нет. У меня есть собственное представление, но это то, что должно обсуждаться концептуально: что и как именно эти нормы действительно должны ограничивать.
Я занимаюсь физиологией письма: штрих-пунктир целесообразнее, чем точки, потому что его восприятие гораздо четче и проще для ребенка 5–6 лет, который начинает работать в прописях. Откуда это взялось — не знаю, хочется кричать: «Автора! Дайте автора!»
И речь, разумеется, не только об авторстве идеи изгнания штрих-пунктира. Дайте автора, который придумал безотрывное письмо, автора, который придумал скоростное чтение. Кстати, в действующих стандартах — ФГОС — нет ни одной цифры по скорости чтения. Мы за это бились 20 лет.
Но сегодня я посмотрела проект будущего стандарта и требований к освоению знаний: вновь скорость чтения «не меньше чем»! В 4-м классе не меньше 80 слов в минуту, а это максимальная скорость чтения вслух, при которой сохраняется восприятие текста.
Чтение, как и любой вид когнитивной деятельности, связан с особенностями и темпом организации нервных процессов. И скорость не имеет никакого отношения к качеству чтения. Наоборот: форсирование скорости на начальных этапах убивает понимание, тормозит формирование навыка смыслового чтения. Поэтому и хочется просто кричать: «Дайте автора!» Я готова к открытой дискуссии с автором этой идеи.
— Если не привязываться к персоналиям авторов, что может стоять за желанием внедрить такие метрики?
— Полное непонимание механизма самого процесса — при очевидной простоте оценки! 80 слов в минуту, сверху две клетки, сбоку — три, между примерами одна, и так далее…
— По сути, это разговор о бессмысленности или вреде требований, предъявляемых государством — через СанПиНы, стандарты и прочая — к условиям и результатам деятельности педагогов. Вернемся к их подготовке: лекционные курсы в педвузах либо уже исчезли, либо находятся под угрозой…
— Да, но дело ведь не только и не столько в лекционном курсе. Дело в практических занятиях и знаниях, которые будущий педагог может получить. Дело в том, что наша практика — педагогическая практика в педагогических вузах — выстроена как хождение цепочкой или гуськом, строем, когда все студенты приходят на одно или два занятия, которые дают их же соученики, студенты-однокурсники. Так проще. Но я много лет говорю, что любой студент, который учится в педагогическом вузе или колледже, должен иметь хотя бы один день в неделю для настоящей практики, когда он приходит в определенных класс настоящей школы. Если это будущий учитель начальной школы, то, например, по средам он приходит в свой первый «А» весь первый год обучения и фактически работает помощником учителя. Иванов приходит в понедельник, Сидоров во вторник и так далее. Так они полностью проходят программу начальной школы за четыре года своего обучения — вместе с детьми. Реально работают, понимают, что такое ребенок на уроке на самом деле, могут выполнять разного рода практические задания. И тогда очень многие курсы надо будет просто менять концептуально, потому что они будут делать что-то руками, а не только слушать лекции.
«Студент бывает весел от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год» — эту песенку мне пела еще моя мама. И это не меняется, но меняется жизнь вокруг. Сейчас все твердят как молитву, что учитель перестал быть единственным источником знаний, и вот теперь он превращается, превращается и превращается… Только в кого превращается — большой вопрос, если он по-прежнему не умеет взаимодействовать с детьми и их родителями. А учитель, который сегодня приходит в школу или в сад, вообще не знает, как к родителям подступиться, для него это огромнейшая проблема… Недавно у меня один педагог готовил магистерскую диссертацию, и мы анализировали, какие проблемы есть у педагога дошкольной образовательной организации во взаимодействии с родителями. Все — проблема. Они стараются избегать личного контакта и непосредственного взаимодействия. А самая трудная ситуация — это обсуждение проблем ребенка с родителями. Этому нельзя научиться в теории, по бумажке. Должен быть опыт — тренировка, разбор разных ситуаций, никак не лекции. Кстати, когда психологи приходят в школу, у них тоже практически нет опыта взаимодействия ни с родителями, ни с ребенком.
— Как в медицине, функционал своего рода обязательной интернатуры-ординатуры… Предположим, физиологию убирают из подготовки педагогов, чтобы, например, упростить им программу. В чем риски такого упрощения для самих педагогов?
— В современном мире педагог, не знающий когнитивных основ обучения и не выстраивающий его, понимая особенности и возможности функционирования мозга ребенка, терпит неудачу день за днем. Он ходит кругами, он ходит челноком, на уроке не может сделать так, чтобы ребенок усвоил материал… А потом говорят: у учителя неудачи, он выгорает. Я считаю, что выгорание — от непрофессионализма. Потому что человек не может делать дело, получая все время негативный результат. Это же ежедневная работа. И если у тебя каждый день стресс от собственной неудачи, ты поневоле поверишь в то, что ничего не можешь. И за этим следует: «Если я не могу — тогда наплевать». Я же сейчас бесконечно слышу, как уже в первом классе учитель говорит родителям: наймите репетитора. И невольно задаюсь вопросом: что делает учитель с ребенком в школе? В первом классе не должны задаваться домашние задания, все должно быть сделано в классе.
— Часто говорят про избыточную нагрузку, бессмысленную отчетность…
— Может быть. Но то, как учитель работает с ребенком, имеет отношение не столько к его отчетности, сколько к его тайм-менеджменту. К тому, как он распределяет свое время, за счет чего, какого времени пишет отчеты. Да, на его собственное здоровье, депрессию, которая потом неминуемо скажется и на детях, эти бесконечные отчеты, наверное, влияют… Но, понимаете, моя позиция: быть всегда на стороне ребенка. И то, что происходит за границей взаимодействия с ребенком, должно волновать не меня. У нас так много людей занимается управлением школой, организацией жизни школы, менеджментом школы — это их забота. Хотя я прекрасно понимаю, что невыспавшийся учитель на уроке — это беда.
— Разница между селективными и неселективными школами с этой точки зрения есть?
— Владимир Иванович Дик, директор Института содержания и методов обучения, мне много лет назад сказал: «Такое разделение на максимальный и минимальный уровень, повышенный и пониженный, приведет к тому, что наш минимальный станет максимальным, а максимального не будет». И сейчас видно, что, например, элитные гимназии, в которых мы проводим исследования, «берут попой»: сидят по 16 часов, руководствуясь единственным критерием — олимпиады и поступления в вузы. И там 100% больных детей.
— Похоже, простых решений, которые мы так любим — горизонт планирования мал, анализа рисков нет,— нет?
— Есть звено, за которое можно потянуть, чтобы вытащить цепь,— подготовка педагогов. Правда, само по себе это решение очень сложное, системное, комплексное. Здесь и сама подготовка, и общественный статус.
В 1989 году я оказалась у своего американского коллеги, преподающего возрастную физиологию в педагогическом колледже, на зачете. Студент должен был рассказывать про сердечно-сосудистую систему. Он рассказывал, показывал на модели, решил задачу: если ребенок будет столько-то времени сидеть, что произойдет с его пульсом… В общем, это продолжалось, наверное, часа полтора. Я потом спрашиваю коллегу: «Этот студент к тебе на занятия не ходил?» Коллега отвечает: «Ну почему же? Я так со всеми» Если они не будут этого знать, они не смогут учить детей. А какие там уже тогда учебники анатомии и физиологии были.
— Какие нужны исследования, в том числе лонгитюдные?
— Нужен портрет — психологический и физиологический портрет ребенка. В этом году по заказу Министерства просвещения мы начали такое исследование, но пока не лонгитюд, а срезовое, это проще. Решили начать с дошкольников, чтобы понять, кто у нас оказывается на входе в школу. В пяти регионах будет проводиться комплексная диагностика развития: когнитивное, эмоциональное, социальное, творческое, физическое развитие и здоровье. Плюс большой пакет анализа истории развития детей. Очень надеюсь, что мы отработаем методики, получим материал и, возможно, заложим лонгитюд — от 0 до 6–7 лет. Потому что предыдущие исследования детей 6–7 лет мы проводили 10 и 20 лет тому назад, есть с чем сравнивать.
Мы никак не подтверждаем гипотезы «ускоренного развития» — наличия существенных изменений, которые позволили бы нам раньше учить детей писать, считать и так далее. Это мифы, и мы об этом говорим с полным основанием. Несмотря на то что дети рано берут в руки гаджеты, учить их писать и считать надо не раньше 5–6 лет. Вообще, начинают читать в 4–5 лет всего примерно 20% детей. Развитие мозга не просто не останавливается, как иногда говорят, в 3–4 года, а, наоборот, функциональный ресурс обучения только растет. Причем растет очень долго, как минимум до 25 лет, потому что меняется морфологическая структура и растет функциональный ресурс обучения. К категории мифов относится и какое-то фантастическое ускорение развития детей поколения Z. Ничего подобного нет: то, что они в полтора года умеют нажимать на иконку на экране компьютера,— это механический навык, зрительная память, то, что хорошо сформировано, но ничего общего не имеет с ресурсами обучения.
Нам нужен очень серьезный и большой популяционный лонгитюд, на основании которого мы сможем ответить на вопрос, каковы сегодня российские дети — с учетом региональных, климатогеографических, этнических и прочих особенностей.
Любопытная история: наши антропологи, ведущие исследования в одном из российских регионов, обнаружили, что там продолжается процесс акселерации как увеличения физических параметров, который в европейских странах закончился в середине 1980-х, а в России в целом — в начале 1990-х годов.
Такие исследования крайне важны для правильной настройки системы образования в стране, обладающей таким разнообразием, как у нас. Например, сейчас в России нормы ГТО для всех одинаковые. Хотя физическое развитие исходно, этнически и климатогеографически разное. Несколько лет назад мы проводили изучение физического развития и предполагали, что в сельской местности дети будут более физически развитыми, но оказалось, что это не так.
Эти же исследования позволяют выявлять различные риски. Например, наши исследования и десятилетней давности, и двадцатилетней давности показывают резкое увеличение числа дошкольников с нарушениями речевого развития: до 60% детей приходят в школу с несформированной речью. Это проблема проблем, потому что несформированная речь мешает формированию и базовых учебных навыков — письма и чтения. Причины разные: и у нас, и во всем мире сильно возросло число недоношенных детей. Это понятная тенденция, которая, скорее всего, будет только развиваться. Поэтому необходимы серьезные осмысленные действия со стороны государства — по организации квалифицированного сопровождения таких детей.
К этому сопровождению нужно готовить всех педагогов, на базовом уровне подготовки. Они должны не просто знать норму развития, а понимать, что такое отклонения в развитии, что такое парциальные дефициты и пограничные состояния. Дело в том, что у нас очень много детей, которые сталкиваются с комплексными трудностями в обучении. Когда мы начинаем как бы перелистывать назад страницы жизни ребенка, оказывается, что уже в два года было видно, что ребенок не говорит и плохо двигается, очень капризен, у него резкая смена настроения, у него затруднены контакты со сверстниками,— это все требовало не просто внимания, но определенной работы.
Речь даже не идет о какой-то коррекции, просто надо помогать развитию. И родители должны знать, как это делать, и педагоги, и логопеды, и психологи, и социальные работники. Они все должны быть в курсе. Потому что социальный работник, опекающий семью, в которой шестеро детей, должен знать не только о том, что у них в холодильнике.
Мы много лет предлагаем сделать такой большой трехтомник: «Развитие ребенка: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 17». Собрать большую команду специалистов — физиологов, психологов, педиатров, неврологов — и сделать такие хендбуки и дарить их вместе с родовым сертификатом. Потому что очень немногие родители пойдут и купят эту книгу сами, большая часть не станет. Но если она в доме есть, ее откроют. Это такая гарантия от невежества, которое обходится и семьям, и обществу гораздо дороже.