иоанно предтеченский монастырь вязьма адрес
Иоанно-Предтеченский монастырь (Вязьма)
Иоанно-Предтеченский монастырь — действующий женский монастырь в городе Вязьма.
Адрес: г. Вязьма, ул. Докучаева, д. 48-а. (Координаты: 55°12′33″ с. ш.34°16′40″ в. д.)
Рейтинг: 7.9 (МАХ 10 )
Одна из главных достопримечательностей монастыря — трёхшатровая Одигитриевская церковь 17 века (Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской).
До наших дней дошли лишь единицы шатровых храмов, широко строившихся на Руси в XVII веке. Дело в том, что после вступления в 1652 году на патриарший престол Никона, шатровое строительство было запрещено как не выражающее церковных представлений об архитектуре храмов.
На территории монастыря есть колодец со святой водой. Рядом памятник основателю монастыря Преподобному Герасиму Болдинскому.
Памятник Преподобному Герасиму Болдинскому
Памятник генерал-майору Александру Александровичу Жеребцову
Кстати, монахини пекут замечательные пирожки, которые можно купить. При нашем посещении были пирожки с капустой, картошкой и яблоками. Пирожки недорогие и очень вкусные (обращаться за пирожками нужно в трапезную, расположенную слева, если войти в главные ворота монастыря).
Как добраться
Из Москвы до Вязьмы можно добраться железнодорожным транспортом до станции Вязьма линии Москва — Смоленск.
На автомобиле по Минской дороге (210 км. от Москвы).
Историческая справка
Иоанно-Предтеченский женский монастырь был основан в 1536 году Преподобным Герасимом Болдинским (его памятник находится во дворе монастыря). По другим источникам преподобный Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV на основание обители в 1542 году.
Первая деревянная церковь была поставлена во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня.
В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный, а в 1598 году, по дороге в Смоленск, в обители останавливался Борис Годунов.
В правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви возводится трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии. Строительство уникальной церкви проводилось в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны (с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца).
Одигитриевская церковь сильно пострадала в 1812 году. Храм долгое время стоял в запустении. При архимандрите Вениамине в 1832–1837 годах на пожертвования прихожан и вяземских купцов церковь была восстановлена и освящена. В 1912 году состояние Одигитриевского храма детально изучил известный архитектор-реставратор П. Д. Барановский. Материалы его исследований легли в основу реставрационных работ, проведенных в храме в 1960–1980 годах.
В середине XVII века строится новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня и трапезная. В XVIII веке в монастыре организована семинария (1739—1744), переведённая впоследствии в Московский Покровский монастырь. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года.
В 1750 году был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но эта церковь была разрушена при советской власти в 1946 году. На ее месте установлен памятный камень.
В 1990-е на территории монастыря велись реставрационные работы, в результате которого был открыт и освящён храм Вознесения Господня.
Иоанно-Предтеченский монастырь в Вязьме
Описание
Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь был основан в 1535 году Герасимом Болдинским:
…поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни
— «Житие преподобного Герасима»
В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители. В тот же год была поставлена первая деревянная церковь клецкого типа с трапезной и келарской — во имя Иоанна Предтечи. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня. Постепенно монастырь рос и приобретал известность:
В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.
С середины XVIII века в обители было устроено училище для детей духовенства. Много людей получили в этих стенах первоначальное образование и воспитание. В середине прошлого века здесь учился В.В.Докучаев, основоположник научного почвоведения.
В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был построен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом Николая Чудотворца.
В 1912 году в монастыре были произведены исследования известным русским архитектором – реставратором П.Д.Борановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.
В марте 1930 года храмы монастыря были отобраны, сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике. Монастырь был возвращен Церкви 26 мая 1989 года, церковь Одигитрии восстановлена, велась реставращия всех построек. В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла монастырь переведен в разряд женского. Службы в монастыре совершаются ежедневно. При монастыре действует воскресная детская школа.
Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь
Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, надвратная Вознесенская церковь Alaexis
Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь расположен в удивительно чистом, очень уютном, практически идиллическом месте. Повсюду царит какое-то умиротворяющее безмолвие, здесь так легко отогнать навязчивые мысли о повседневных заботах и остаться наедине с собой. Каждый, кто здесь оказывается, покидает монастырь с большим трудом и неохотой.
История монастыря
Когда в 1535 г. на правом берегу реки Бебри преподобный Герасим поставил келью, место это пользовалось дурной славой, считалось, что здесь обитают люди не самых чистых помыслов. Спустя десять лет Герасим, собрав вокруг себя благочестивых единомышленников и получив благословение митрополита и позволение самого царя, начал возведение святой обители. Именно так началась история Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. За несколько лет были построены деревянные храмы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня.
В середине 18 века в монастыре открывается духовное училище, в котором получило образование и духовное воспитание большое количество священнослужителей и пастырей. В 1918 училище было упразднено.
Отечественная война 1812 г. принесла монастырю нелегкие испытания: французы разграбили и сожгли святую обитель, оставив от нее только стены. Монастырское хозяйство понесло огромные убытки, невероятных усилий стоило вернуть храмам прежний вид и восстановить нормальную жизнь. Не принесли радости Предтечеву монастырю и послереволюционные годы: ценные иконы, книги и прочая утварь были изъяты по решению райисполкома, затем разграбленные монастырские здания и храмы отошли под нужды спичечной фабрики. Далее последовала Великая Отечественная война, и снова лишения: во время боев за Вязьму монастырь пострадал ещё больше, многие постройки были почти снесены с лица земли. Впоследствии в Иоанно-Предтеченском монастыре размещался пивной завод, его сменили мастерские общества слепых, затем торговые склады и аптечные учреждения.
Возвращение Предтечева монастыря к своему исходному предназначению отмечено 1976 годом, когда начались масштабные реставрационные работы, в ходе которых возродились казначейские палаты и фасады Одигитриевского храма и церкви Вознесения. В 1989 г. святая обитель перешла епархии, в 1990 г. здесь вновь открывается мужской Иоанно-Предтеченский монастырь, однако просуществовал он недолго и в 1995 г. был преобразован в женский. В 1992 г. монастырь отмечал юбилей — 450 лет со дня основания, торжества посетило множество почетных гостей из многих регионов нашей страны.
Главные храмы Иоанно-Предтеченского монастыря
Главная изюминка и гордость Предтечева монастыря — трёхшатровая Одигитриевская церковь. К слову, храмов такого типа в России осталось всего три — в Вязьме, подмосковных Путинках и в Угличе. Храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской был возведен в 1630—1638 гг. на царские пожертвования. Во время войны 1812 г. церковь Одигитрии очень пострадала, однако была восстановлена и вновь освящена.
Церковь Вознесения — ещё одно бесценное сокровище Предтечева монастыря — построена в 1650 г. Вместе с остальными церковными зданиями она пережила все разрушения и в 1991—1994 гг. была восстановлена. В 1750 г. была построена каменная церковь в честь иконы Божией Матери Знамение, продержалась она около двух столетий, но в 1946 г. оказалась разрушена. В ходе реставрации церковь возвели вновь на старом фундаменте, и в 1998 г. её освятили.
Как доехать
Адрес: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, 48А.
Монастырь находится на северо-западной окраине Вязьмы, на вершине холма над долиной р. Бебря. Автобусы в этот район ходят довольно редко и нерегулярно, примерно раз в час, поэтому целесообразнее вызвать такси или пройти пешком: идёте по Смоленской улице до перекрёстка с Докучаева, через 600—700 м будет указатель на Иоанно-Предтеченский монастырь и поворот направо.
Вязьма. Иоанно-Предтечев монастырь.
Самым важным и интересным местом нашего посещения являлся истинный красавец Вяземской земли — Иоанно-Предтеченский монастырь.
Основан он был преподобным Герасимом Болдинским в 1535 году с его учеником Симеоном «поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью и начал подвизаться на поприще духовной жизни» (из летописи «Житие преподобного Герасима).
За несколько лет вокруг этих святых праведников собралось много братии и сподвижников веры. Они строили келии рядом с праведниками и оставались в послушании у преподобного Герасима до конца своей жизни.
Именно тот факт сподвиг преподобного Герасима в начале 1542 года отправится в Москву, где он испросил благословения и грамоты на устроение церкви и основание обители у Государя Великого Князя Иоанна Васильевича и митрополита Макария.
Возвратившись в Вязьму, преподобный Герасим немедленно приступил к возведению деревянного храма в честь Предтечи, Крестителя Господня, Иоанна.
Уже в 1542 г. трудами монастырской братии и «доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян» был возведен и освящен храм. С тех пор обитель по имени главного престола называется Предтечевой, а по городу Вяземской.
Располагается монастырь недалеко от знаменитой Старой Смоленской дороги. Именно здесь на перипетии важных торговых путей на протяжении столетий данную обитель посещали известные государственные и церковные деятели России: 1566г. – царь Иоанн IV Васильевич Грозный, 1598 г. – царь Борис Феодорович Годунов, 1619 г. – митрополит Ростовский и Ярославский Филарет (будущий патриарх); 1654 г., 1655 г., 1656 г., 1657 г. – царь Алексей Михайлович; 1656 г. – святейший патриарх Никон; 1663-1684 гг. святитель Питирим Тамбовский; 1800-1803гг. – преподобный Макарий Алтайский (учился в духовном училище); 1918 г. – священномученик Макарий (Гневушев), 1993 г. – Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь неоднократно посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
За многие годы лихолетий духовная жизнь этого святого места неоднократно нарушалась войнами и разорениями, восстановление после которых шло многие лета. Но этот чудесный монастырь выстоял и по сей момент раскрывает своим посетителям всё своё великолепие и красоту своей духовной жизни.
Решением Священного Синода в 1990 году здесь вначале был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. В настоящее время настоятельницей монастыря является монахиня Лаврентия (Павлюченкова).
Именно по благословлении настоятельницы Иоанно-Предтеченского монастыря игумени Лаврентии нам было дано разрешение приехать.
Именно эта монахиня стала первой игуменией в истории Смоленщины.
Поистине главной святыней этого монастыря является Одигитриевская церковь.
Это совершенно уникальная трёхшатровая Одигитриевская церквь!
Именно таких трёхшатровых церквей в России осталось всего две, при этом вторая из них находится в городе Угличе. Ещё в 17 веке на пожертвования из царской казны был поставлен этот каменный, трехшатровый в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца.
На территории монастыря есть колодец со святой водой, повсюду великолепные цветы, которыми монахини украшают свою обитель.
В состав монастырского комплекса входят также остатки некрополя и поклонный крест на месте утраченного храма. На площади имеется надгробие на могиле участника войны 1812 года генерала Жеребцова.При этом история его смерти имеет очень противоречивые сведения, но это совершенно другая история…
Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи.
Храмы монастыря:
Другие сооружения
4. Келейный корпус (1980-е – 1990-е гг.)
5. Палаты “для обучения школьников” (XVII-XVIII вв.)
6. Восточный корпус (XVII-XVIII вв.)
7. Монастырская постройка
8. Стены ограды
9. Хозяйственные ворота
10. Памятник Герасиму Болдинскому
11. Памятный камень у фундамента разрушенной Знаменской церкви
12. Поклонный крест на месте разрушенной Знаменской церкви
13. Некрополь
14. Поклонный крест
15. Беседка
16. Памятник Иулиании Вяземской и князю Симеону Вяземскому (2006 г.), заменен мозаичным изображением в 2010-х гг.
17. Пруд
Утраченные храмы монастыря:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи.
В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы.
Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский.
Набор открыток «Вязьма Православная»
Снова в запустение монастырь пришел в советское время. Уже в 1918 г. Губчека Западной обл. расстреляла проживавшего в этой обители епископа Орловского и Севского Макария (М.В. Гнеушева). В 1930 г. храмы закрыли; с них сняли не только кресты, но и главы, а церковное имущество разграбили либо уничтожили. Колокола сдали в металлолом на переплавку. Все монастырские сооружения передали спичечной фабрике. В восточной части монастыря, за несохранившейся высокой каменной оградой с огромными прямоугольными филенками между лопаток, до сталинских пятилеток поднимался Никольский (?) храм, обновленный в нач. 19 в.: четверик под пологой сфероидной кровлей с мелкой шаровидной главкой на круглом глухом барабане. Стену завершал полуфронтон, опиравшийся на тосканские пилястры. Уничтожение архитектурного наследия продолжили военные действия 1943-45 гг. Почти сразу после освобождения Вязьмы от оккупантов, в 1943 г., исполком вселил сюда пивоваренный завод. В 1946 г. трапезную церкви Одигитрии занял архив, зимний Никольский (Знаменский) храм в формах классицизма разобрали якобы из-за отсутствия художественной ценности. Настойчивые требования органов государственной охраны памятников восстановить кровлю над храмом Одигитрии не воспринимались всерьез целых 15 лет.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г.
В 1912 году в монастыре проводил исследования архитектор-реставратор П.Д. Барановский, материалы которых легли в основу реставрационных работ 1970-1980 гг. При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. На территории монастыря размещалась спичечная фабрика, пивоваренный завод, мастерские общества слепых, склады городского торга и аптечного управления. В 1980-е годы на территории монастыря начались реставрационные работы. В 1990 году вновь был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, а в 1995 году монастырь был преобразован в женский.
Свято-Предтечев второклассный мужской монастырь находится в юго-западном предместье города, близ реки Бебри. Место это до основания монастыря было за посадом, покрытое ольхою, и служило удобным притоном для праздных гуляк, открыто производивших разбои. Вероятно, это были сообщники развлечений знатного боярина Телепнева-Оболенского, который недалеко отсюда имел поместье (село Спас-Телепнево) и ездил сюда для развлечения.
Преп. Герасим, силою благодати Божией и неутомимой деятельности, успел очистить это место от грабителей и злодеев, и, по благословению митрополита Макария, основал монастырь в 1534 г. Трудами собственными и братии преп. отстроил в 1542 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, от которой обитель названа Предтечевскою. Церковь эта была деревянною, как сказано в писцовой книге князя Волконского. Положив твердое основание монастырю, преп. оставил в нем, с благословения митрополита, игуменом Симеона, ученика своего.
Игумен Симеон в продолжение 34-летнего управления поддержал славу обители и прибавил новые постройки: теплую деревянную церковь в память Вознесения Господня, и кругом монастыря ограду. Между лицами, благотворившими этому монастырю в XVI – XVII ст. особенное усердие показал Борис Годунов, имевший в самой Вязьме дом и разные угодья. В 1602 г., в тяжкую годину, когда город и окрестности страдали от голода, монастырь отплатил взаимною благотворительностью мирянам: он открыл приют и житницы свои для бедствующих и многих спас от голодной смерти.
Междоусобия в эпоху самозванцев и вторжение польских полчищ в Смоленскую область причинили монастырю страшное разорение. Сначала гетман Жолкевский, потом Ходкевич, на пути к Москве жгли и разоряли все, что еще оставалось после передовой вольницы Плюшки. Тогда обе церкви монастырские, братские кельи и ограда были преданы пламени. Долго стояла обитель в совершенном запустении.
После Поляновского перемирия, когда царь Михаил Федорович, удержав за собою Вязьму, пожертвовал для восстановления монастыря несколько вотчин, он начал приходить в порядок. В это время настоятель монастыря игумен Гурий особенно приобрел известность трудами при восстановлении монастыря. По писцовой книге князя Волконского, возобновлены были им монастырские кельи и деревянная шатровая церковь Иоанна Предтечи с двумя приделами: Андрея Первозванного и архидиакона Стефана. Впоследствии, когда средства монастыря увеличились новыми благотворениями царя Михаила Федоровича, тот же игумен выстроил, вместо деревянной, каменную церковь Одигитрии Божией Матери с приделом Иоанна Предтечи, каменный двухэтажный корпус для братии и все прочие деревянные здания заменил каменными.
Один из преемников Гурия, архимандрит Пахомий, в 1656 г. построил над монастырскими воротами теплую церковь в память Вознесения Господня и при ней – общую трапезу для братии. Благосостояние монастыря еще более увеличилось с 1681 г., когда в Вязьме назначена была кафедра викариев Смоленских митрополитов, и Свято-Предтечев монастырь сделался местопребыванием их.
В начале XVII ст., когда по указу Петра Великого всем монастырям приказано было дать убежище и пропитание для раненых воинов и для всех бедных и неспособных к работе мирян, в монастыре выстроены были общие больницы с особым помещением для высших чинов. Иноки услуживали больным, приготовляли им пищу, создавали удобства для тихой жизни. Понятно, что при таком сближении лиц разного звания, образования и склонностей выходили нередко беспорядки и неприятности, но во внешнем виде обитель обогатилась. Правительство наделило ее новыми вотчинами, с другой стороны – сами пришельцы, особенно бездетные, духовными завещаниями отказывали монастырю многие движимые и недвижимые имения.
В 1750 г. архимандрит Венедикт Коптев взамен теплой Вознесенской церкви, отведенной для прихожан, поселившихся около монастыря, выстроил собственным иждивением новую церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом во имя Николая чудотв., а весь монастырь обнес каменною стеною.
В 1812 г. монастырь потерпел снова тяжкое опустошение. Серебряные оклады на иконах, утварь с ризницею и хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека со всеми книгами и документами, касающимися монастыря, преданы пламени. Многие драгоценности, значительное количество серебра и золота, тщательно спрятанные, были отысканы и похищены. Убыток монастыря на это время насчитывают до 40 000 руб. По недостатку наличных средств монастырь долго не в состоянии был оправиться.
На первый раз, по удалению неприятелей, собравшаяся братия едва могла исправить меньше пострадавшие здания: Николаевский придел в церкви Знамения Божией Матери и Вознесенскую церковь. Но соборный храм Божией Матери Одигитрии оставался в развалинах до 1832 г. С этого времени назначенный сюда архимандрит Вениамин приступил к возобновлению всех повреждений и в течение 6 лет, с помощью доброхотных жертвователей, возобновил соборный храм, церковь Знамения Божией Матери с приделом переложил, начиная с самого фундамента, и исправил настоятельские и братские кельи.
В настоящее время монастырь имеет следующие здания: соборную церковь во имя Одигитрии с приделом Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, теплую церковь Знамения Божией Матери с приделом Николая чудотв., надвратную Вознесенскую церковь и каменные монастырские кельи. Настоятели в нем сначала были игумены, потом с 1650 г. архимандриты.
До отчисления церковных имений в гос. коллегию экономии, монастырь владел многими угодьями. При царе Михаиле Федоровиче даны были ему, взамен отнятых во время польского владычества, новые вотчины, грамотою того царя 1624 г. велено было ежегодно отпускать в помощь монастырю от казны 23 руб., да «хлеба 103 с четвертью четв. и столько же овса». В 1730 г. за ним числились богатые села: Федоровское, Воскресенское, Зиново и Андреево в Звенигородском уезде. Кроме того, для постоянных служб и работ монастырских в непосредственном ведении монастыря состояла вся подмонастырская слобода и две мельницы. Всех крестьян, после завещания архимандрита Вениамина Коптева, за ним числилось до 3000 человек. На жалование настоятелю с братией и штатными служителями получается от казны 758 руб. 51 коп. в год. Монашествующей братии на лицо: 1 архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха и 16 послушников, всего 32 человека, а было время, когда в этом монастыре считалось до 100 человек братии.
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник».
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Монастырь Вязьмы был основан Герасимом Болдинским в 1542 г. Духовным отцом Герасима был прп. Даниил Переяславский. В одной келье Герасим и Даниил прожили в Переславле-Залесском 26 лет – сначала в Горицком монастыре, потом – в Троицком (Даниловом). В 1530 г. Герасим основал под Дорогобужем Смоленской губернии Свято-Троицкий Болдин монастырь, в 1535 г. переселился с учеником в лес возле Вязьмы, где теперь и стоит Иоанно-Предтечева обитель. Позднее святой основал еще два монастыря.
Здесь в 1665 г. был пострижен в монахи будущий свт. Питирим, епископ Тамбовский. Он прожил в вяземском монастыре почти 20 лет, стал его настоятелем. В училище при монастыре получил начальное образование будущий архимандрит Макарий (Глухарёв), который перевёл с еврейского языка на русский все книги Ветхого Завета, нёс миссионерское служение на Алтае. Отсюда был в 1918 г. взят чекистами и расстрелян епископ Макарий (Гневушев), прославленный в 2000 г. вместе с другими новомучениками.
Монастырь многократно подвергался разорению литовцами и поляками. В 1812 г. французы распяли настоятеля и сожгли монастырь. «…Майор Трехштатный, шедший во главе своего батальона, гоня французов по Духовской улице, бросился в горевший Предтечев монастырь и спас там многих пленных, запертых французами и обреченных в жертву пламени…»
Сейчас монастырь Вязьмы – женский. После его возобновления неизвестный мужчина принёс древний крест с мощами св. Иоанна Предтечи, сказал, что крест из этого монастыря. Ещё одна святыня монастыря – икона свт. Питирима Тамбовского, которой около двух веков.
Дивной красоты собор Божией Матери Одигитрии (1638 г.) после долгого восстановления по плану должен быть освящён в 2009 г. Похожих, трёхшатровых храмов в России, видимо, только три. Большинство таких храмов было разрушено при патриархе Никоне.
В обители около 20 сестер. Служат пока в храме Вознесения.
Несмотря на малочисленность насельниц монастыря, в нём ведётся обычная монастырская жизнь с его повседневными маленькими чудесами, свидетельствами близости Бога. В июле 2002 г. по молитве блаженной Анастасии Вяземской была исцелена настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря Лаврентия: блаженная явилась больной во сне, подвела её к святому углу, вслух помолилась перед иконами, и наутро болезни как не бывало.