ирония судьбы какой адрес
Чертаново, Тропарево, Арбат: где жили герои главных комедий Эльдара Рязанова
18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Эльдара Рязанова, автора комедий, составляющих золотой фонд отечественного кино, сочетающих юмор с большой любовью к людям и удивительно точно документирующих свое время. И не стареющих с годами, что удивительно. Споры о масштабе личности Жени Лукашина из «Иронии судьбы» разгораются как по часам каждый Новый год, а фразы «Хорошие сапоги — надо брать», «Какая гадость эта ваша заливная рыба», «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?», прозвучав в разговоре, моментально сближают собеседников, настраивая на добродушный лад.
В день рождения режиссера mos.ru предлагает пройтись по местам съемок его комедий — почти все они прошли в Москве. Запоминайте адреса и рассказ москвоведа Татьяны Воронцовой, одевайтесь потеплее и прогуляйтесь у дома Людмилы Прокофьевны Калугиной из «Служебного романа», дойдите до здания, где располагалось НИИ охраны окружающей среды в «Гараже», и пройдитесь по Сретенке, где была комиссионка, в которой работал спекулянт Дима Семицветов в картине «Берегись автомобиля»
«Служебный роман»
Когда речь заходит о наследии Эльдара Рязанова, все, я думаю, вспоминают в первую очередь «Служебный роман» — фильм, который много раз смотрели, с удовольствием пересматривают и будут смотреть еще долгие годы. Этот фильм интересен не только блестящим актерским составом и тонким добрым юмором, но и тем, как в нем показана Москва семидесятых годов. Работая над сценарием, Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский филигранно распределили дома главных героев по карте столицы — с учетом их социального статуса.
Судите сами. Героиня Алисы Фрейндлих, мымра Калугина живет в статусном доме-свечке на Большой Никитской. К моменту съемок эти дома только-только сдали в эксплуатацию. Это было престижное жилье в самом центре, сюда заселялась очень непростая публика, так что директор статистического учреждения товарищ Калугина, общающаяся с министрами на короткой ноге, вписалась сюда идеально.
Или вот товарищ Самохвалов, которого играет Олег Басилашвили, — столичный франт, недавно вернувшийся из длительной командировки в Швейцарию. Его Рязанов и Брагинский поселили в самом центре, на улице Горького, в доме, где жил министр культуры CCCР Екатерина Фурцева (сегодня это дом 9 по Тверской).
Недотепа Новосельцев (Андрей Мягков) живет не в элитном по тогдашним меркам районе, хотя и почти в центре. Его дом находится недалеко от современной станции метро «Достоевская» в переулке Чернышевского — там он ходит после работы в магазин, а по утрам отводит своих мальчишек в школу.
Романтичная Оленька Рыжова в исполнении Светланы Немоляевой по сценарию живет за городом. Эпизоды снимали на железнодорожной станции Лосиноостровская, что довольно любопытно, потому что к моменту съемок этот район был вполне себе уже Москвой. В фильме подмосковную станцию можно узнать по специфической архитектуре: деревянный вокзальчик, старая платформа с навесом. Сейчас облик станций унифицирован, а тогда у каждой были свои отличительные признаки.
Секретарь Калугиной Верочка (Лия Ахеджакова) живет в Чертанове. В 1970-х годах это был один из лучших новых спальных районов — экспериментальные дома, жилые кварталы строились сразу с социальной инфраструктурой. В начале фильма есть такой момент: Верочка выглядывает посмотреть, не идет ли трамвай, под закадровый голос Мягкова, который сообщает, что наряды у нее заграничные, а зарплата — секретарская. В это время можно разглядеть, что она стоит на Чертановской улице.
Еще одно интересное место — собственно, само статистическое учреждение, где работают герои. Съемки проходили сразу в двух домах — киношники часто прибегают к таким приемам. Подъезд, холл и буфет — это здание Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста. Крыша, где Калугина поливает цветы и плачется в жилетку Новосельцеву, — это крыша знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке с видом на Тверскую улицу. Рабочие места героев обустроили прямо на «Мосфильме».
«Девушка без адреса»
Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь — вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…» В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много — чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.
Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах — «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового.
Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось — и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на «Мосфильме».
«Гараж»
99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания — задача не из легких.
Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в «Служебном романе». Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи — это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это… ленинградский Зоологический музей РАН.
Показывают нам и сцену субботника — в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от «Мосфильма», во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 — дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь — на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.
В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, — улица Новаторов, церковь в Тропареве.
Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.
Одна из главных загадок «Иронии судьбы» — та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности — неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.
«Берегись автомобиля»
Начнем с героя Андрея Миронова — молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост — рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, — а также набережная Тараса Шевченко.
Комиссионка, в которой работает Дима, — это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было — здесь работал магазин «Цветы». Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.
Конечно, важное место — Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотёчная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, — это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась.
По следам «Иронии судьбы»
В основе бессмертного фильма, снятого в 1975 году, лежит идея стандартизации и унификации реалий нашей жизни. Действие происходит на улицах абстрактных стандартных новостроек Москвы и Ленинграда, и тем не менее, у них есть свои реальные прототипы. Однако в жизни все совсем не так или не совсем так, как в кино.
Начать с того, что во время съемок фильма Третьей улицы Строителей в Москве не было. Такая улица существовала на юго-западе Москвы с 1958 по 1963 годы; она соединяла Ленинский проспект и проспект Вернадского, была застроена в конце 50-х годов 20 века стандартными кирпичными восьмиэтажками и блочными пятиэтажками, а в 1963 году была переименована у улицу Марии Ульяновой; это название она носит и сегодня.
«Третья улица Строителей» в фильме находится также на Юго-Западе столицы; это проспект Вернадского в районе метро Юго-Западная; он легко опознается по церкви.
Когда-то на этом месте было село Тропарево. Первый храм здесь был поставлен еще в XIII веке, В XVII—XVIII веках Тропарево входило во владения Новодевичьего монастыря. В 1693—1703 годах в селе на средства монастыря вместо деревянной сооружена каменная церковь Михаила Архангела в стиле нарышкинского барокко, сохранившаяся до сегодняшнего дня. С кадра этой церкви открывается фильм, мимо нее проходит, направляясь к дому и Женя Лукашин, и его друг Павлик (Ширвиндт).
Новая застройка этих мест (сегодня это удивительно, но так и было) началась с проведения метро Юго-Западная, которое появилось в 1963 году. Какое-то время жители деревни Тропарево могли добираться до дома на метро, но длилось это недолго: застройка района началась в 1966 году. И наконец в 1970-73 году были построены дома — «главные герои» фильма — проспект Вернадского 113 и 125 (третий такой же дом — 119 — в фильме не фигурировал). Вопреки фильму, это был не типовой проект, а экспериментальный — на всю Москву всего три таких дома — одновременно высоких (16 этажей) и очень длинных (в кадр не влезают).
А деревня Тропарево еще существовала во время съемок фильма, и попала в самые первые кадры. Вот как она выглядела через 2 года, в 1977 году. На фото видна церковь и три больших дома, два из которых снимались в фильме. Полностью деревня исчезла в 1981 году.
Посмотрим подробнее этот район. На снимке выше был дом 113, который в фильме «играл роль» Ленинградского дома, и его же снимали в титрах. На ближайшем к проспекту Вернадского подъезде — маленькая мемориальная доска, появившаяся в 2003 году.
Московский по фильму дом находится в нескольких сотнях метров, сегодня он раскрашен в другой цвет (правда вряд ли Лукашин заметил бы это в темноте)
На нем тоже находится мемориальная доска (см. верхнее фото). А еще в этом доме расположен хорошо известный москвичам театр на Юго-Западе.
Церковь находится почти точно напротив «дома Лукашина» (проспект Вернадского, 125). Когда я делала это фото, мне приходили в голову строки из другого Рязановского фильма, «Служебный роман»:
Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета.
Еще один адрес на Юго-Западе, имеющий отношение к фильму, — киноклуб «Эльдар» (от метро Юго-Западная — примерно 5 остановок на троллейбусе 62 или 84), где есть экспонаты практически к всем фильмам Рязанова. К сожалению, «Ирония судьбы» представлена довольно бедно. Вот билет в Сандуновские бани на 31 декабря. Рядом подпись: «Этот чек Надежда Лукашина нашла в кармане своего мужа, когда относила пиджак в чистку».
А это «именной стул» Андрея Мягкова (в кафе все стулья носят имя известных артистов)
Добавлю еще один адрес на Юго-Западе, связанный с фильмом — проход Павлика (Александра Ширвиндта) в начале фильма частично снимали на улице Шверника (район метро Академическая).
Прежде, чем завершить нашу заметку, давайте еще раз посмотрим на фотографии. Сегодня этот район совершенно не представляется мне безликим и стандартным. Почему-то, невзирая на всю типовую блочную архитектуру, несмотря на жуткую толкучку у конечной станции метро, сегодня он кажется теплым, уютным и даже каким-то душевным, что ли. Прошло больше 35 лет с тех пор, как мы впервые услышали «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12». Былые новостройки потеряли лоск, обросли рекламой, вывесками, кажутся грязноватыми и обшарпанными на фоне более современных домов. И все же свидание с ними доставило мне не очень понятную радость.
Много фотографий Юго-запада периода съемок фильма можно посмотреть здесь
По следам съемок фильма «Ирония судьбы»
Съемки фильма «Ирония судьбы» были закончены в июне, и шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телевизионная премьера. Как писал Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги», во время этого полугодового ожидания до него регулярно доходили слухи о разных неприятностях по поводу фильма. Во-первых, Рязанову вменялась пропаганда пьянства. А во-вторых, его обвиняли в измене Госкино, из-за того, что он снял фильма для телевидения. В то время между министерствами, отвечающими за кино и телевидение была вражда и Рязанов впоследствии не один раз наказывался председателем Госкино Ермашом, которому формально подчинялся, за этот проступок.
Рязанов в своей книге вспоминает еще одну историю, связанную с выходом фильма на экран. Ее поведал ему министр телевидения (было такое министерство в то время) Лапин. В начале декабря 1975 года в Софрино в Доме творчества на семинар собрались партийные руководители республиканских, краевых и областных комитетов Гостелерадио и им первым показали фильм «Ирония судьбы». Во время выступления на семинаре Лапин спросил, можно ли советскому народу показать такой фильм, на что все участники семинара единодушно сказали, что этого делать ни в коем случае нельзя. Рязановский фильм спасло то, что он понравился всесильному председателю Гостелерадио Лапину и тот смог познакомить с ним лично Леонида Ильича Брежнева и заручиться его поддержкой.
«Иронию судьбы» показали 1 января 1976 года по первой программе в очень удобное время, как говорят сегодня в прайм-тайм. Фильм начался в шесть вечера и шел до программы «Время». Это была та часть праздничных суток, когда люди отоспались, пришли в себя после бессонной ночи, а новое застолье еще не началось. По статистике в тот день фильм одновременно посмотрело почти 100 миллионов человек. Успех фильма был оглушительный. Реакция зрителей была стремительной и восторженной. Как вспоминает Рязанов, началась бесконечная череда телефонных звонков, телеграмм, писем, нигде не дают прохода. Забавно, что несколько телеграмм были отправлены 1 января в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, то есть немедленно после окончания показа. В то время не было ни интернета, ни электронной почты и представьте: только что закончился показ фильм и Вы сразу же выбегаете из дома, чтобы отправить восторженную телеграмму в адрес Гостелерадио или лично Рязанову. Через месяц с небольшим, 7 февраля, после нескольких десятков тысяч зрительских писем в адрес телевидения «Иронию судьбы» повторили по первой программе. Госкино пришлось заказать киновариант, чтобы можно было показывать фильм в кинотеатрах. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку и эта пластинка была очень популярна в народе. Повторный показ вызвал новую волну писем. Было ясно, что народ принял «Иронию судьбы». И с тех пор на каждый Новый год этот фильм показывают снова и снова, но, как правило, ставят в эфир 31 декабря. Правда, фильм еще раз поплатился за «пропаганду пьянства», когда исчез из телевизионного эфира на несколько лет в период всесоюзной борьбы с пьянством. Но благополучно вернулся на телевидение и до настоящего времени остается для россиян таким же обязательным атрибутом Нового года, как и салат оливье на их столе. Как сказал Рязанов в одном из своих интервью: «Я восхищен людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят мою картину».
Очень интересной оказалась история выдвижения «Иронии судьбы» на Государственную премию. Премия в области телевидения была одна, а претендентов в год 60-летия Советской власти было два: безусловный фаворит программа «Время» и совершенно безыдейная «Ирония судьбы». Никакая из официальных структур в год юбилея Советской власти не хотела выдвигать фильм на премию, однако случилось непредвиденное: коллектив объединения «Мосэлектроаппарат», состоящий из обычных благодарных слушателей, не совсем разбирающихся в линии партии, решил, что «Ирония судьбы» достойна награды. Проигнорировать выдвижение фильма рабочим классом было нельзя и бумажная канитель завертелась. Однако выяснилось, что необходима еще поддержка ходатайства рабочего класса какой-нибудь творческой организацией, но Гостелерадио, Союз кинематографистов и «Мосфильм» дружно не рискнули примкнуть к рабочему классу. Выручила киностудия «Грузия-фильм». В том году в Грузии проходил фестиваль телевизионных фильмов и «Ирония судьбы» завоевала на нем приз зрителей и «Грузия-фильм» официально выдвинула картину на Госпремию. Мало того, среди кандидатов на Госпремию была названа и иностранка — Барбара Брыльска, чего не решился сделать даже коллектив «Мосэлектроаппарата», боясь, что это может испортить все дело, ведь никогда ранее ни один иностранный творческий работник не получал Госпремии. Но на фестивале в Тбилиси блондинка Барбара имела особый успех среди мужского грузинского населения. Не включить ее в список было попросту не галантно. Как писал Рязанов: «У грузин — свои правила, особенно в отношении блондинок». Далее последовали аппаратные игры, картину долго мурыжили на разных стадиях, но что примечательно, при окончательном тайном голосовании все члены комиссии в глубине души оказались нормальными зрителями и единогласно проголосовали за «Иронию судьбы».
Перед самым Новым 2017 годом рабочие дела привели нас на юго-запад Москвы и было решено совместить их с посещением мест съемок «Иронии судьбы» на проспекте Вернадского. Ранее много раз по делам были в этих местах, но не догадывались, что здесь снимали эту картину.
Все помнят знаменитый адрес из фильма «3-ая улица Строителей, дом 25». Но не в Питере, ни в Москве на момент съемки фильма не было такой улицы. На самом деле в далеком 1975 году съемки проходили в Москве на улице Вернадского около дома 125 (московский дом Жени Лукашина) и около дома 113 (ленинградский дом Нади Шевелевой). Лишь несколько эпизодов были отсняты на улицах Северной столицы.
Дом кино: известные здания в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Каждый год 31 декабря Женя Лукашин любил ходить с друзьями в баню. Миллионы же граждан СССР, а потом и постсоветских республик, сделав заливную рыбу и тазик салата оливье, усаживались перед телевизорами в очередной раз смотреть лирическую комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Блогер Darriuss рассказывает, где снимался легендарный фильм, ставший за прошедшие десятилетия таким же непременным атрибутом празднования Нового года, как елка, шампанское и поздравление главы государства.
Как все прекрасно помнят, случиться эта «совершенно нетипичная история» могла исключительно благодаря типичности всего советского. В городах Союза на улицах с типовыми названиями массово строились типовые дома с типовыми квартирами, обставленными типовой мебелью. Конечно, режиссер Рязанов намеренно гипертрофировал эту проблему — на самом деле в СССР все было не так печально, но все же легкая беззлобная сатира на панельную жилую архитектуру, от которой жители страны уже начали уставать, нашла бесспорный и понятный отклик в их сердцах. Начинается 3-часовой двухсерийный фильм, снятый по заказу Центрального телевидения, небольшим анимационным роликом, высмеивающим триумфальное шествие по планете многоэтажных муравейников. Вот каковы благие намерения архитекторов — жилой дом украшен архитектурным декором в промышленных количествах.
А вот что остается от первоначального замысла после многочисленных согласований проекта в вышестоящих инстанциях.
И затем утвержденные дома строевым шагом отправляются завоевывать планету.
Именно планету, потому что в 1950—70-е годы многоэтажное жилое строительство, зачастую типовое, велось не только в Советском Союзе и странах соцлагеря. Задача обеспечить дешевым отдельным жильем стремительно растущее в количественном отношении население была актуальна повсеместно.
Титры фильма идут под крупные планы жилых домов московского района Тропарево, где преимущественно и снимались «натурные» эпизоды «Иронии судьбы», причем как московские, так и питерские.
Все дома начала 1970-х годов — пока выглядят как новенькие.
Панель с облицовкой мелкой голубой плиткой, межоконные проемы заполнены блоками лазурной плитки.
А вот и один из «главных героев» картины — тот самый жилой дом ленинградской учительницы русского языка и литературы с красивым, а главное редким именем Надя, по адресу «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25». На самом деле эта 16-этажка расположена в Москве, на проспекте Вернадского.
По иронии судьбы в «Иронии судьбы» снимались вовсе не рядовые типовые дома, которые будто бы сотнями строились в Союзе, что и привело к путанице, ставшей сюжетом комедии. И Надя Шевелева, и московский хирург Женя Лукашин живут в экспериментальных 5-подъездных 16-этажных панельных жилых домах серии И-99-47/406 на 275 квартир каждый, построенных в первой половине 1970-х в Москве на относительно престижном проспекте Вернадского. Всего таких зданий было там возведено 3 штуки, подряд, торцами к проспекту. На скриншоте ниже — крупный план Надиного «ленинградского» дома (проспект Вернадского, 113). За ним — в левом верхнем углу — средний близнец (проспект Вернадского, 119), загораживающий дом Лукашина по адресу «Москва, 3-я улица Строителей, 25». То есть на самом деле квартиры главных героев разделяло всего метров 700. Вверху справа видны остатки бывшего подмосковного села Тропарево с церковью конца XVII века, включенного в городскую черту и давшего название жилому району.
«Подмосковные деревни Тропарево, Чертаново, Медведково и, конечно, Черемушки не подозревали, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметали с лица земли». Бывшее село Тропарево крупнее, когда-то и в Москве был свой деревенский частный сектор. Сейчас от него осталась только церковь, остальная территория плотно застроена.
Храм архангела Михаила в Тропареве, построенный в 1693 году.
Современная фотография. Церковь выглядит крупной и торжественной для обычного сельского храма. Тропарево принадлежало богатейшему московскому Новодевичьему монастырю, способному позволить себе строительство столь неординарного здания. На заднем плане (торцом) виден дом Жени Лукашина, откуда он уезжает сначала в баню, а потом и в Ленинград.
Так выглядят основные московские места съемки «Иронии судьбы» на картах Google. 1 — «Ленинград, 3-я улица Строителей, 25», 2 — «Москва, 3-я улица Строителей, 25», 3 — храм архангела Михаила в Тропареве. Как заметно на скриншоте, ко всем трем экспериментальным жилым домам, отдувавшимся за целую советскую типовую архитектуру, имеются пристройки с торговыми учреждениями. Они также появляются в фильме.
Но сначала зрителей фильма радуют прекрасными панорамными съемками юго-западных окраин Москвы, застроенных фактически за 15 лет, предшествовавших картине (она вышла на советские телеэкраны 1 января 1976 года). Вот вид на юго-восток, в сторону центра города. Высокое белое здание в левом верхнем углу — гостиница «Дружба», вверху в центре достраивают высотное общежитие МГУ, так называемый Дом студента на Вернадского.
Интересен комплекс из 4 зданий-близнецов в центре кадра. Это фрагмент так называемого «Немецкого квартала», возведенного в начале 1970-х годов для сотрудников посольства ГДР и граждан социалистической Германии, живших в Москве, сейчас, соответственно, принадлежащий ФРГ. Фактически это один 16-этажный жилой дом серии 1МГ-601-441 на 250 квартир с 4 подъездами, построенный в 1974 году, незадолго до начала съемок тут «Иронии судьбы».
Камера перемещается чуть правее, и справа вверху становятся видны пять одинаковых 19-этажных панельных домов на Ленинском проспекте, построенных в 1967 году. «В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело: человек попадает в любой незнакомый город, но чувствует себя в нем как дома».
Жилые микрорайоны юго-запада Москвы. В центре — Юго-Западный лесопарк. «До какой нелепости доходили наши предки — они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр „Ракета“, где можно посмотреть типовой художественный фильм».
Внизу в кадр попала улица 26 Бакинских Комиссаров, справа — фрагмент интересного жилого дома №11 по этой улице (его крупный план демонстрировался в титрах фильма). Это 22-этажная одноподъездная башня серии П-4/22, возведенная в 1975 году.
Всего вдоль улицы 26 Бакинских Комиссаров было построено 3 таких башни. С крыши одной из них, средней, и снималась панорама Москвы, открывающая фильм.
Наконец, камера спускается с крыш на землю. В кадре как раз «ленинградский» дом Надежды Шевелевой (проспект Вернадского, 113) с пристройкой — магазином «Продукты». Ее подъезд угловой, но с противоположной, дворовой стороны здания. Слева на заднем плане видна одна из вышеупомянутых 22-этажных высоток.
Это же здание и этот же магазин на архивном снимке. Позже на основе этой экспериментальной серии было разработано несколько более совершенных серий (П-3 и далее), которые уже были внедрены в массовое строительство.
Кстати, в среднем из трех зданий-близнецов — единственном не использованном в картине — до своей смерти жил известный писатель-фантаст Аркадий Стругацкий. В пристройке расположена кондитерская.
«3-я улица Строителей». Справа на переднем плане — дом Жени Лукашина, далее — дом Стругацкого, совсем вдалеке — дом Нади Шевелевой. Интересно, что на момент съемок картины ни в Москве, ни в Ленинграде никаких 3-х улиц Строителей не было: в Ленинграде — вовсе никогда, а в Москве таковая была переименована еще в 1963 году, за 12 лет до выхода фильма.
Московский ЛиАЗ-677 260-го маршрута, госномер 87-59мна. На этом автобусе в начале «Иронии судьбы» к Лукашину едет его друг Павел в исполнении Александра Ширвиндта, в конце же картины на этом же автобусе возвращается из аэропорта домой уже сам Лукашин.
При этом покупает у Снегурочки шампанское Павлик почему-то в Новых Черемушках, на улице Шверника. Слева на заднем плане — 16-этажная панелька 1965 года, а справа вдалеке заметны корпуса Дома аспирантов и стажеров МГУ, мелькнувшие еще в одном эпизоде картине, уже в самом ее конце. Об этом чуть позже.
Вот похожий ракурс на современной фотографии.
Торговый комплекс слева — это ныне перестроенный бывший торговый центр «Черемушки», фрагмент вывески которого заметен в фильме в верхней части этого кадра.
При этом в следующий момент Павел вместе со своим шампанским мгновенно переносится из Черемушек на несколько километров юго-западнее вновь в Тропарево и оказывается у продуктового магазина на улице 26 Бакинских Комиссаров. Спросив у прохожей дорогу на «3-ю улицу Строителей», Павлик идет в направлении уже упоминавшихся выше трех 22-этажных башен-близнецов.
А вот и заветный Женин подъезд с бутафорским номером 25, справа видна церковь архангела Михаила в Тропареве.
Аналогичный современный ракурс. К дому уже сделана пристройка Театра на Юго-Западе.
Подъезд. Все интерьерные съемки осуществлялись, конечно, в павильонах «Мосфильма».
Кухня московской квартиры №12. Окно в санузел, на подоконнике которого стоят классические советские красные в горошек банки для сыпучих продуктов.
Типичная советская квартира. По фильму это новостройка, в которую герой с мамой только-только въехал. В реальности же последний из тройки зданий на Вернадского был сдан в 1973-м.
Банный эпизод — также павильонный. «Ванная в каждой квартире — это удобно, это цивилизация, но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи». Торжественный обряд 31 декабря, как это принято в наших широтах, сопровождается обильными возлияниями.
А заканчивается все в аэропорту Домодедово, куда друзья едут провожать в Ленинград Павлика, а в итоге отправляют навстречу своей судьбе холостяка Женю. На столе — некий коньяк и бутылка безалкогольного тонизирующего напитка «Саяны» с характерной фиолетовой этикеткой и рисунком этих самых Саян на ней.
Аэропортовые часы с перекидным табло изготовлены итальянской фирмой Solari & C. из Удине.
В кадре — терминал аэропорта, построенный в 1965 году по проекту архитекторов Г. Элькина, Г. Крюкова, В. Локшина, и дальнемагистральный лайнер Ту-114 еще в старой ливрее «Аэрофлота».
Но в Ленинград Лукашин, конечно, летит на обычном «свистке» — Ту-134.
При этом пассажирский салон показывают как раз или Ту-114, или Ил-62, или Ту-154 (компоновка 3+3), а не Ту-134 (2+2).
Неоновая вывеска ленинградского аэропорта.
Абсолютное большинство натурных эпизодов «Иронии судьбы» снималось в Москве. Тем не менее, для съемок сцены в аэропорту Ленинграда создатели фильма не поленились на самом деле выехать в Пулково. Справа на заднем плане видны характерные «стаканы» местного пассажирского терминала.
Ленинградский аэровокзал «Пулково» на открытке 1979 года. Открыт в 1973 году (архитектор А. Жук).
Стоянка такси находилась прямо у летного поля, до самолетов было рукой подать. Немыслимая ситуация с точки зрения современных правил авиабезопасности.
Такси привозит Лукашина из Пулково прямиком обратно на московский проспект Вернадского, к дому №113.
Вот этот подъезд сейчас.
Вторая квартира №12 также мосфильмовская. Типовая планировка с такой же мебелью, разница лишь в деталях.
Для сравнения: квартира Лукашина.
Польский гарнитур за 830 рублей. «— И 20 сверху! — Я дал 25!»
На столе у Нади, кроме заливной рыбы и мандаринов, все та же бутылка коньяка «пять звездочек» и бутылка муската, которую они все потом дружно и распивают.
Приезжает Ипполит и дарит Наде духи Climat от Lancome. В те времена не имело значения, какие конкретно духи, главное что «французские настоящие».
У Нади телевизор «Рубин». По нему показывают музыкальный фильм Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко. Премьера этой картины на Центральном телевидении состоялась 31 декабря 1974 года, что четко определяет время действия «Иронии судьбы».
Не совсем типовая не совсем 3-я улица не совсем Строителей. Нарочитая метель в течение всего фильма — результат работы мощных ветродувов. Конец зимы 1974—75-го был в Москве бесснежным.
Типичный советский новогодний стол. Кроме рыбы — сухая колбаса, рижские шпроты, яйца с майонезом, мандарины, несколько салатов, включая свекольный, выпивка.
Подъезд Надиного дома. Обратите внимание на количество стекла в оформлении входной группы и горящие светильники на козырьке.
Этот же подъезд спустя 35 лет. Дверь заменена на глухую, панорамные окна заложены кирпичом, светильники отсутствуют. Задумки архитекторов вступали в полное противоречие с нравами наших людей.
Расстроенный Ипполит мчится на персональной «тройке» алого цвета куда глаза глядят по внутридворовому проезду.
Этот эпизод также сняли на натуре в Ленинграде. На заднем плане — Исаакиевский собор.
В конце концов Ипполит оказывается на невском льду.
Вторая серия открывается кадром, на котором показан Надин проигрывать Rigonda Рижского радиозавода в экспортном исполнении Party Time.
Оба Ромео мерзнут у Надиного подъезда под овощным.
Героиня Барбары Брыльской отправляется на вокзал за билетом для Жени. На заднем плане все тот же дом по проспекту Вернадского в Москве.
Московский вокзал в Ленинграде — копия Ленинградского вокзала в Москве. Оба под названиями Николаевских были построены в 1851 году по проекту Константина Тона и являлись конечными терминалами Николаевской железной дороги, одной из первых железных дорог Российской империи.
Реликтовое ныне автоматическое расписание.
Таксист привез героиню на Московский вокзал, но билеты она при этом покупает в Центральных железнодорожных кассах. Здание на набережной канала Грибоедова за эклектичным фасадом конца XIX века скрывает модернистский интерьер 1970-х годов.
Так выглядит внутренний двор этого старого доходного дома, накрытый кровлей кассового зала с характерными световыми фонарями.
Световые фонари из помещения касс.
Купив Жене билеты на первый поезд в Москву, Надя еще долго гуляет по Санкт-Петербургу под песню Микаэла Таривердиева «Я спросил у ясеня». Фоном выступают классические ленинградские виды. Исаакиевский собор.
Александринский театр (1832, архитектор К. Росси), перед которым стоит памятник Екатерине II.
Никольский морской собор 1762 года.
Внезапно — Москва! 1-й Краснокурсантский проезд в Лефортове и типичный московский трамвай МТВ-82 на фоне. В Ленинграде тогда таких просто не было.
И вновь Ленинград. Надя у Петропавловской крепости на фоне шпиля Адмиралтейства, Исаакиевского собора и стрелки Васильевского острова с одной из Ростральных колонн. Прогулка, надо сказать, вышла грандиозных масштабов.
Биржа на стрелке Васильевского острова.
Ипполит, Надежда и воссозданная на «Мосфильме» типичная советская ванная комната.
Лукашин же отправляется домой, в Москву, едет на автобусе из аэропорта и вновь зачем-то выходит не у себя в Тропареве, а в Новых Черемушках, у того самого рыночка на улице Шверника, где утром его друг Павлик покупал шампанское. Справа хорошо видны «ободранные» сталинки конца 1950-х на четной стороне улицы.
До жилого дома на проспекте Вернадского отсюда — с десяток километров, тем не менее, Лукашин упорно бредет по Шверника под козырьком пристройки к Дому аспирантов и стажеров МГУ.
Современная фотография этого же комплекса университетских общежитий.
Несмотря на январскую метель, Лукашин каким-то образом добредает до знакомого храма в Тропареве.
И все же в итоге все эти приключения заканчиваются счастливым концом (если, конечно, не считать брошенных Ипполита и Гали). Именно благодаря типовой советской архитектуре, пусть на поверку оказавшейся и не такой уж типовой, два одиночества — московское и ленинградское — наконец-то встретились на «3-й улице Строителей, 25».
Память о съемках фильма увековечена двумя мемориальными досками в обоих жилых домах на проспекте Вернадского, сыгравших такую важную роль в судьбе героев и всех советских телезрителей. Доска представляет собой тот самый портфель Лукашина с ценным веником.
«— И я очень благодарен, что в Ленинграде есть такая же улица, такой же дом, такая же квартира, иначе я никогда бы не был счастлив… — Мы никогда бы не были счастливы».