исаакиевский собор в питере адрес
Исаакиевский собор в питере адрес
Контакты
Директор
Мудров Юрий Витальевич
Референт
Иванова Нина Николаевна
(812) 315-43-61, факс (812) 312-28-11, referent@cathedral.ru
Первый заместитель директора
Коренева Наталья Николаевна
Главный хранитель
Доминов Мансур Шакирович
Заместитель директора по эксплуатации зданий и сооружений
Подольский Борис Данилович
Заместитель директора по ИКТ
Веселов Виктор Александрович
Руководитель службы по изучению и популяризации объектов культурного наследия
Квятковский Александр Викторович
тел./факс (812) 314-34-58, kviatkovsky@cathedral.ru
Начальник музея-памятника «Исаакиевский собор»
Арютин Александр Анатольевич
ariutin@cathedral.ru
Начальник экскурсионного отдела музея-памятника «Исаакиевский собор»
Манастырная Елена Михайловна
тел. (812) 315-97-32, факс (812) 595-44-37 excursisaak@cathedral.ru
Начальник музея-памятника «Спас на Крови»
Малявина Елена Игнатьевна
(812) 314-40-53, (812) 315-16-36 malyavina@cathedral.ru
Начальник экскурсионного отдела музея-памятника «Спас на Крови»
Демидов Илья Васильевич
(812) 314-40-53, (812) 315-16-36 demidov@cathedral.ru
Начальник концертного отдела
Гордиенко Виталий Васильевич
Главный дирижер – художественный руководитель хора
Беглецов Владимир Евгеньевич
Главный администратор хора
Дьяконова Юлия Александровна
Начальник отдела учета фондов
Ушкова Юлия Семеновна
Начальник юридического отдела
Харатян Оксана Владимировна
Начальник отдела закупок
Покрищенко Елена Витальевна
Ученый секретарь
Гурьева Ксения Андреевна
Начальник отдела по связям с общественностью и культурным проектам, пресс-секретарь
Стахеев Игорь Валерьевич
press@cathedral.ru (812) 570-50-01, +7 921 762 4722
Заведующий сектором по работе с маломобильными посетителями
Шарий Анатолий Стефанович
тел./факс (812) 570-19-12, malomobil@cathedral.ru
Заведующая сектором музейной педагогики
Корчагина Анна Евгеньевна
(812) 315-66-36, pedagog@cathedral.ru
Концертный отдел
Отдел реализации полиграфической и сувенирной продукции
Канцелярия
тел./факс (812) 314-40-96, office@cathedral.ru
НАШ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС:
СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»
191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 29-31, лит. «А», пом.7Н
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) в Санкт-Петербурге — это крупнейший православный храм города, имеющий статус музея. С 1858 по 1929 годы являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом. Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама.
История собора
Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.
Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.
На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города, Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.
С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.
В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.
Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи
Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.
Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.
Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.
Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.
Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.
Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:
Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.
Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:
Исаакиевский собор в питере адрес
Расписание работы музея
Музей-памятник «Исаакиевский собор»
С 10:00 до 18:00
(кассы с 10:00 до 17:30)
Выходной день – среда
Вечерние программы музея
с 01 мая по 30 сентября:
с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания,
киоск по продаже полиграфической и сувенирной продукции с 18:00 до21:30,
работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.
Выходной день среда.
Колоннада Исаакиевского собора
С 10:00 до 18:00.
(с 01 мая по 30 сентября – без выходных; с 01 октября по 30 апреля выходной день – третья среда месяца)
Вечерняя колоннада
с 01 мая по 30 сентября:
Музей-памятник «Спас на Крови»
С 10:00 до 18:00
(кассы с 10:00 до 17:30)
Выходной день – среда
Вечерние программы музея
с 01 мая по 30 сентября:
с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания,
киоск по продаже полиграфической и сувенирной продукции с 18:00 до21:30,
работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.
Выходной день – среда.
Часовня-музей (часовня музея-памятника «Спас на Крови»)
С 10:00 до 18:00 (с 01 мая по 30 сентября без выходных; с 01 октября по 30 апреля выходной день – вторая среда месяца)
Работа музейных объектов в дни школьных каникул (кроме летних) и государственных праздников (кроме первого января) осуществляется БЕЗ ВЫХОДНЫХ.
По техническим и иным причинам режим работы музейных объектов может изменяться.
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»
В состав музейной коллекции входят монументальная и станковая живопись, графика, скульптура, мозаика, изделия декоративно-прикладного искусства, редкие книги. Музей осуществляет разностороннюю научно-исследовательскую, экспозиционно-просветительскую и социально-культурную деятельность.
• В состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» входит Концертный хор Санкт-Петербурга (в прошлом Камерный хор Смольного собора).
• В 2016 году Смольный собор, входивший в состав ГБУК ГМП «Исаакиевский собор», распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга передан Русской Православной Церкви.
• В 2017 году Сампсониевский собор, входивший в состав ГБУК ГМП «Исаакиевский собор», распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга передан Русской Православной Церкви. Находящиеся в соборе иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся неотделимой частью интерьера собора и включенные в состав Государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закреплены за ГМП «Исаакиевский собор».
Эта группа VK создана 20.10.17 как продолжение и дополнение официального сайта музея. С материалами сайта можно ознакомиться по адресу http://www.cathedral.ru/ или перейти на страницу «Сайт музея» в нашей группе.
Музей-памятник «Исаакиевский собор»
Адрес: Исаакиевская площадь, 4, ст. метро «Адмиралтейская»
● Проводятся обзорные и тематические экскурсии
● Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музея
Экскурсионный отдел музея-памятника «Исаакиевский собор» +7 (812) 315-97-32
Как проехать:
Колоннада Исаакиевского собора
Адрес: Исаакиевская площадь, 4, ст. метро «Адмиралтейская»
С 1 мая по 31 октября – ежедневно;
С 1 ноября по 30 апреля выходной день – третья среда месяца
● Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов
Экскурсионный отдел музея-памятника «Исаакиевский собор» +7 (812) 315-97-32
Как проехать:
______________________________________________
Музей-памятник «Спас на Крови»
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2а, ст. метро «Невский проспект»
● Проводятся обзорные и тематические экскурсии
● Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейного объекта
Экскурсионный отдел музея-памятника «Спас на Крови» +7 (812) 315-16-36
Как проехать:
Часовня-музей
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2а, литера Л, ст. метро «Невский проспект»
С 1 мая по 30 сентября ежедневно.
С 1 октября по 30 апреля выходной день – вторая среда месяца
● Работа касс и впуск посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейного объекта
Экскурсионный отдел музея-памятника «Спас на Крови» +7 (812) 315-16-36
Как проехать:
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» запись закреплена
Временные правила посещения музея
В условиях действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) мы следуем рекомендациям Роспотребнадзора, направленным на безопасность сотрудников и гостей нашего музея.
Приём посетителей
Показать полностью.
Посетить музеи-памятники «Исаакиевский собор» и «Спас на Крови» можно индивидуально в часы работы музея. По желанию вам будет предоставлено экскурсионное обслуживание в составе группы не более 20 человек, формирование групп осуществляется на территории музея.
Выходной день среда.
Полюбоваться видами Петербурга с колоннады Исаакиевского собора можно индивидуально без экскурсионного обслуживания в часы работы музея. Без выходных.
Работа касс и приём посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музейных объектов.
Ваша безопасность
В помещении музея и на колоннаде Исаакиевского собора необходимо использовать индивидуальные средства защиты (гигиенические маски).
Просим соблюдать нормы социального дистанцирования (1,5–2 метра).
Следовать обозначенному однонаправленному маршруту осмотра, придерживаясь рекомендаций специалистов музея.
На входе в музей установлены специальные аппараты с дезинфицирующим средством для рук.
В местах взаимодействия с посетителями установлены защитные
экраны.
В музее проводится регулярная влажная уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств.
Осуществляется обработка всех контактных поверхностей на территории музея.
Аудиогиды проходят дезинфекцию после каждого использования.
Рекомендуем использовать бесконтактные способы оплаты, продажа билетов осуществляется в кассах и терминалах музея, а также онлайн на официальном сайте музея.
Программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также выставка «Чтобы помнили…» временно недоступны.
Цены и льготы остаются прежними.
Просим отнестись с пониманием к временным мерам.
Мы хотим, чтобы ваш визит в музей был комфортным и безопасным.
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» запись закреплена
Выставка «Русские святые»
Завтра в Часовне-музее Спаса на Крови начинает свою работу выставка «Русские святые».
Посетители смогут познакомиться с уникальными памятниками иконописи XVI–XIX веков, на которых запечатлены образы святых, особо почитаемых Русской церковью.
Показать полностью.
На выставке экспонируется более 40 произведений, дающих возможность узнать о святых подвижниках, оставивших заметный след в русской культуре и истории, принимавших деятельное участие в становлении и укреплении государства.
Представленные на выставке иконы находятся в собрании Московского музея-заповедника (@mgomz).
Выставку можно посетить в часы работы музея до 12 декабря 2021 года.
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» запись закреплена
Друзья, продолжаем серию постов о мозаичных гербах храма-памятника «Спас на Крови» (часть 11)
Герб Архангельской губернии
До 1780 года Архангельская губерния называлась Архангелогородской.
Архангельская губерния была образована в 1708 году и просуществовала до 1780 года. В 1796 году она вновь стал губернией.
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» запись закреплена
Делегация из Сербии
Группа деятелей культуры, включающая мастеров иконописного дела, реставраторов, фотохудожников во главе с иеромонахом Цетиньского монастыря Сербской православной церкви Гавриилом 9 сентября посетила музеи-памятники «Исаакиевский собор» и «Спас на Крови».
В составе делегации выдающийся фотохудожник Миодраг Банкович.
Показать полностью.
Они осмотрели всемирно известные храмы-памятники, ознакомились с проходящими там реставрационными работами.
Прибывшие на празднование 800-летия святого благоверного князя Александра Невского, друзья из Сербии и Черногории встретились с директором музея-памятника «Исаакиевский собор» Ю. В. Мудровым.
ГБУК ГМП «Исаакиевский собор» запись закреплена
Презентация сборника статей «Кафедра. Выпуск XXX»
8 сентября в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялась презентация сборника статей «Кафедра. Выпуск XXX» в двух томах по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Святой благоверный князь Александр Невский: опыт изучения и сохранения культурно-исторического наследия».
Показать полностью.
Мероприятие началось со вступительного слова директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрия Витальевича Мудрова.
В своей речи он отметил, что нынешний год проходит под знаком 800-летия со дня рождения Александра Невского, и в связи с этим рассказал о мероприятиях, организованных Музеем:
«К этой знаменательной дате сотрудники музея подготовили насыщенную программу, в рамках которой жители и гости Санкт-Петербурга, а также других регионов смогут познакомиться с удивительной личностью, национальным героем, великим защитником и полководцем, увидеть его образы в убранстве наших музеев-памятников в виде живописных, мозаичных и скульптурных произведений».
Мероприятие продолжила начальник научно-исследовательского отдела, кандидат культурологии Анна Викторовна Голованова. Она представила юбилейный сборник и поделилась планами на следующую конференцию, проведение которой планируется в декабре.
Юрий Витальевич и Анна Викторовна выразили слова благодарности всем докладчикам и слушателям конференции, всем участникам мероприятий, посвященных Александру Невскому.
В торжественной обстановке авторам докладов вручили их экземпляры сборника.
После вручения сборника для гостей презентации была организована экскурсия по приделу святого Александра Невского.
Небольшой фотоотчёт с места событий прилагаем.
Исаакиевский собор : стоимость билетов 2021 и режим работы, как добраться и официальный сайт
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — образец русского культового искусства. Это четвертое по размеру купольное сооружение в мире. По величине храм уступает соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота постройки — 101,5 метра, а вес достигает трёхсот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв. м. Храм вмещает до 12000 человек. До революции 1917 года собор был главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.
Вид на набережную Невы
Адрес
Как добраться до Исаакиевского собора
Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Станция расположена на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен храм.
Также можно добраться от станций метро — «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50–100 метров окажетесь на Исаакиевской площади и увидите собор.
Но большинство туристов совмещают посещение с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Храм находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.
В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии — внутри и прогулка по колоннаде. Билеты продаются отдельно.
Интерьеры поражают красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу 15 человек, что занимает 5–10 минут, затем начинается экскурсия об истории, и строительстве. Экскурсовод подробно опишет технологии и материалы, которые применялись при сооружении храма.
Поскольку высота Исаакиевского собора 101,5 метров, то экскурсии на колоннаду пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открываются виды на центр города: Неву, Дворцовую площадь и Петропавловскую крепость.
Вид с колоннады на Адмиралтейство и Петропавловскую крепость
Режим работы Исаакиевского собора в 2021 году
Режим работы колоннады Исаакиевского собора в 2021 году
Стоимость билетов в Исаакиевский собор в 2021 году
Стоимость билетов на колоннаду Исаакиевского собора в 2021 году
Стоимость билетов в вечернее время
Телефон Исаакиевского собора
История строительства Исаакиевского собора
Строительство связано с именем Петра I и созданием Адмиралтейства, где трудились 10000 человек. Для исполнения религиозных обрядов для них и для жителей мастеровых слобод был необходим храм, поскольку переправа на другой берег в собор Святых Петра и Павла занимала много времени.
Вид храма в период правления императрицы Екатерины II
После войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Император требовал построить здание на прежнем месте и сохранить алтари предшествующего, считая, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Выбор он остановил на проекте с пятью главами в классическом стиле, автором которого Монферран.
Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет, за это время сменилось аж три государя. Неужели Монферран не хотел побыстрее завершить строительство и угодить монаршему заказчику?
Сохранилось предание, что некий заезжий ясновидящий предсказал Монферрану, что он умрет, как только закончит строительство. Шутники даже глумились: «Вот поэтому он так долго собор и строит!». Но каково же было удивление горожан, когда спустя месяц после официального освящения Исаакия пророчество исполнилось: Монферран неожиданно умер, ничем не болея.
В завещании архитектор просил, чтобы он был погребен в одном из подземных сводов, но Александр II отказал в этой просьбе. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и обиженная вдова Монферрана покинула Россию, забрав тело мужа. Монферран похоронен на кладбище Монмартр в Париже. И французы гордятся, что французский архитектор все-таки вернулся к ним.
Относительно длительного строительства Исаакиевского собора петербуржцы рассказывают. Однажды таксист вез иностранного гостя, и тот похвалился, что в Америке небоскребы за месяц строят. Тогда таксист резко затормозил у собора и сказал удивленно: «Надо же! А еще вчера тут ничего не было!».
Фундамент Исаакиевского собора
Фундамент строили 5 лет, в работах участвовали 125000 человек. Просмоленные сосновые бревна длиной 6,5 метров и диаметром 26–28 см вбивали в котлован для укрепления грунта на расстоянии, равном диаметру сваи. Было вбито 11000 новых свай в дополнение к 13000, оставшимся от старой церкви.
Оригинальным способом Монферран решил задачу среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.
Промежутки между бревнами на глубину одного метра заполнили утрамбованным древесным углем. Сверху на сваи в два ряда уложили гранитные плиты, над которыми выполнили кладку из камня.
Высота фундамента, без учета свайного основания, составила семь метров.
Колонны Исаакиевского собора
Одновременно с сооружением фундамента в каменоломнях Пютерлакса под Выборгом заготавливали гранитные монолиты для колонн собора. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.
«Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства»
На специальных баржах монолиты буксировали к Сенатской площади, откуда доставляли на стройплощадку по первому в России рельсовому пути. Здесь блокам придавали нужную форму, шлифовали и полировали. В Исаакиевском соборе 112 колонн, самые высокие и массивные 48 колонн высотой 17 метров и весом 114 тонн установлены на четырёх портиках.
Вопреки практике колонны ставили на портики до возведения стен самого здания, иначе это сделать было невозможно. Установить их вертикально удалось с помощью специальных лесов высотой 22 метра, придуманных инженером Августином Бетанкуром и выполненных мастерами Д. Билингом и братьями Столяровыми.
Макет лесов для установки колонн
20 марта 1828 года установлена первая колонна. За зрелищем наблюдал Николай I c семьей, а также многочисленные иностранные гости. Установку одной колонны с помощью вращения чугунных воротов выполняли 128 человек в течение 45 минут. Последняя колонна установлена 11 августа 1830 года.
Таким образом, по проекту Монферрана на четырех портиках было установлено 48 колонн:
Стены и свод
Следующим этапом стало возведение стен храма. Они выкладывались из кирпича, при чем, ряды соединяли между собой коваными железными связями. Толщина северной и южной стен составляет пять метров, а восточной и западной — 2,5 метров. Стены здания облицевали мраморными плитами.
Особенность Исаакиевского собора в двойном сводчатом перекрытии. Кроме кирпичных сводов, толщиной от 1 до 1,25 метра, Монферран решил создать изнутри, на расстоянии 30 см от кирпичного перекрытия, второе — декоративное перекрытие, без конструктивного назначения. Его выполнили из железного каркаса, покрытого металлической сеткой, которую оштукатурили, и покрыли искусственным мрамором. Такая конструкция не использовалась ранее ни в России, ни в Европе.
Купол Исаакиевского собора
Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.
Колонны из монолитного гранита вокруг барабана главного купола
Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.
Главный купол покрыт позолотой
При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.
На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.
Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.
Колокольня
Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.
Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.
Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.
Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.
В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.
Наружное убранство Исаакиевского собора
Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.
Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.
Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.
Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.
При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.
Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов