историческая мечеть москвы адрес
Московская Историческая мечеть: краткая история, адрес и телефон
Историческая мечеть Москвы известна своей широкой благотворительной деятельностью. Учреждение активно помогает сиротам, старикам, инвалидам, детям из неполных и малообеспеченных семей.
Историческая мечеть Москвы: краткая история
В 1722 г. в летописи появилось первое упоминание о мечети, расположенной в Татарской слободе в Москве. Скорее всего, это здание являлось старейшей мечетью Москвы. К сожалению, до наших времен древний храм не дожил: в 1770 г. после эпидемии чумы и пожара здание снесли.
Тем не менее, мусульмане Замоскворечья много раз обращались к властям города с просьбой восстановить мечеть. В 1823 г. обращение достигли адресата. Генерал-губернатор Москвы князь Д.В. Голицын издал постановление, разрешающее возведение в Москве каменного мусульманского храма.
Участок для строительства выделил купец Н. Хошалов. Негоцианту принадлежала обширная территория на Большой Татарской улице, часть этого владения он передал мусульманской общине.
На участке Хошалова был построен храм, внешне мало похожий на мечеть. Фактически, здание представляло собой обычный одноэтажный особняк с двумя небольшими башенками-минаретами. Тем не менее, это был настоящий мусульманский храм, в котором постоянно проходили религиозные службы.
В 1882 г. архитектор Д.И. Певницкий провел полную перестройку мечети. Инициатором реставрационных работ выступили видные мусульманские деятели Москвы Х. Агеев, И. Девишев и С. Ерзин. Община обратилась к князю В.А. Долгорукому с просьбой расширить мечеть, так как храм не вмешает всех желающих. В пятницу в Замоскворецкой мечети собирались сотни людей: многим верующим из-за недостатка места приходилось стоять на улице.
Князь Долгорукий разрешил перестроить мечеть таким образом, чтобы ее вместимость возросла. Певницкий значительно расширил восточный и западный фасады, соорудил высокие минареты на пристройках и основной крыше. После открытия обновленная мечеть стала вмещать 1500 человек.
На протяжении всего 19-го столетия мечеть в Замоскворечьи считалась Соборным мусульманским храмом Москвы. В 30-е гг. 20 века это почетное звание перешло мечети в Выползовом переулке. Замоскворецкая мечеть, в свою очередь, стала называться Исторической.
В 1915 г. купец С.С. Ерзин выделил деньги на строительство у храма каменного медресе. В настоящее время в медресе располагаются административные помещения мечети.
Историческая мечеть Москвы широко известна во всем мире, в арабских странах ее именуют «аль-Масджид ат-Тарихи». В храме молились многие известные личности, а в 1925 г. в Исторической мечети преподавал знаменитый богослов М. Бигиев.
В 1937 г. работа мечети прекратилась. Здание стали использовать в качестве типографии, штабов ДОСААФа и Гражданской обороны. Мусульманская община Москвы в 1944 г. пыталась добиться от столичных властей разрешения на возвращение мечети, но эти усилия были напрасны. Не увенчались успехом и аналогичные попытки, предпринятые старейшинами в 1980 г. Лишь в 1991 г. здание было возвращено верующим.
В 1992 г. завершилась реставрация мечети, и храм снова открыл свои двери для всех желающих. Это стало важным событием для мусульман России.
Обзорное видео Исторической мечети Москвы
В настоящее время Историческая мечеть – один из важнейших храмов российских мусульман. АльхамдулиЛлях, в мечети читают молитвы согласно расписанию времени намаза для Москвы, проходят пятничные проповеди, религиозные и ритуальные службы, проводятся церемонии бракосочетания и имянаречения. В мечети можно поступить на курсы основ религии, арабского и татарского языков.
Адрес Исторической Мечети в Москве
Пожалуйста, будьте добры, поделитесь информацией у себя на странице.
О мечети
С огласно архивным документам, Историческая мечеть г. Москвы, расположенная на Большой Татарской 28, основана в 1823 году и является старейшей из ныне действующих мечетей столицы. По данным, полученным из переписки высших московских должностных лиц того времени в Москве существовала мечеть и до 1823 года однако она пришла в негодность при захвате города войсками Наполеона в 1812 году. Из рапорта Московского Обер-полицмейстера подписанного Генерал-майором Шульгиным от 26 ноября 1816 года на имя Генерал-губернатора Графа Александра Петровича Тормасова (№3135): «… честь имею представить с донесением таковым, что показуемый ими дом Купца Щукина, в котором существовала та мечеть, как частный пристав мне донес, действительно на том месте была, а ныне стоит обгорелое пустопорожнее место и принадлежит татарину купцу Абдиктьеву».
В августе 1816 года московские купцы-мусульмане Макай Абдулов, Надран Измайлов, Мирза Ради Наврузов и мулла Абдулла Узбеков подали прошение на «Высочайшее имя Императора …» с просьбой разрешить постройку каменной мусульманской мечети в г. Москве наподобие тех мечетей, которые уже существовали в Казани и С.-Петербурге. Официальное строительство мечети с минаретом и атрибутами мусульманского храма властями разрешено не было. Мусульманам было предложено совершать молитвы в частных домах или же купить дом для молитв – «дабы построение мечети внутри самой Москвы не подало повода к разным толкам» (21 февраля 1817г., из письма князя Голицына графу Тормасову №959)В конце 1823 года мусульманское татарское молитвенное общество получает разрешение на строительство молитвенного дома на владениях купца Хашалова, но с условием, чтобы «не назывался бы мечетью …» и «… будучи обыкновенного с прочими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети».
Осенью 1823 года на земле московского купца 1 гильдии Назарбая Алибаева сына Хашалова Молитвенным Татарским обществом по утвержденному властями плану строится одноэтажное молитвенное здание без минаретов.
В июне 1880 года Молитвенное Татарское общество, которое возглавляли Московский губернский староста Ахун Хайретдин Агиев и староста общества Ибрагим Абдулла Хайров Девишев, добивается от Московского Губернского Правления разрешения на реконструкцию мечети согласно новому плану.
В 1913 году умер Хайретдин-хазрат Агиев, имамом мечети Татарской слободы становится Абдулла-хазрат Шамсутдин. При советской власти в 1936 году Абдулла-хазрат был арестован и расстрелян. В 1939 мечеть закрыли, минарет разобрали. В здании разместили военкомат, затем типографию и мастерские.
В период «Перестройки» (конец 80-х – начало 90-х гг.) мусульмане Москвы, старейшины и аксакалы татарской диаспоры ходатайствуют о возвращении мечети верующим. В 1991 году здание мечети передается мусульманской общине.
Большую помощь в реконструкции мечети оказал посол Королевства Саудовская Аравия в России д-р Абдель-Азиз-хаджа и министр культуры КСА Ибрахим аль-Анкари.
В мае 1993 года состоялось торжественное открытие мечети.
Московская историческая мечеть
Секретная молельня
Это старейшая мечеть Москвы. Ее основали еще в 1744 году. После эпидемии чумы, когда большинство прихожан умерло, здание мечети приобрел купец Щукин. А в 1812 году ее уничтожил пожар.
В августе 1816 года купцы-мусульмане подали прошение на устройство новой мечети в Татарской слободе, но им отказали.
Только в 1823 вспомнили о героизме воинов-мусульман в войне с Наполеоном, и общине разрешили построить мечеть во владении замоскворецкого купца Назарбая Хашалова.
Но было условие: здание внешне не должно было походить на мечеть. Поэтому до 1880 года Московская мечеть действовала под видом обычного одноэтажного дома. Лишь в 1881 году общине позволили перестроить здание по проекту Д.И. Певницкого с устройством минарета и купола. Также при мечети появились сиротский дом и медресе (мусульманское учебное заведение).
В 1937 году историческую мечеть закрыли, минарет — снесли, а последнего имама — Абдуллу Шамсутдинова — репрессировали и расстреляли.
В здании мечети разместились военкомат, мастерские и ДОСААФ. Во время Великой Отечественной войны здесь был центр формирования партизанских отрядов и сбора теплых вещей для фронтовиков.
В 1991 году общество «Байт Аллах» получило разрешение на бессрочное пользование зданием мечети. Началось возрождение общины. Большую роль в этом сыграл шейх из Аравии: на выделенные им деньги отреставрировали здание. И с 1993 года историческая мечеть действует вновь.
Историческая Мечеть
Историческая мечеть Москвы
Мечети в Москве строились и функционировали на протяжении многих веков. Долгое время Российское государство входило в состав Золотой Орды, официальной религией которой являлся Ислам. На средневековых гравюрах Москвы рядом с христианскими храмами можно увидеть минареты мечетей с полумесяцами.
Первое документальное упоминание о мечети в Татарской слободе относится к 1712 году. Эта же мечеть упоминается и в Переписи 1744 года. В результате прошедшей по Москве эпидемии чумы в 1770-х годах большинство прихожан мечети и сам хозяин участка, во дворе которого существовала мечеть – переводчик Коллегии иностранных дел князь Сулмамит-мурза Сименей – умерли, а его наследник продал дом купцу Щукину. При этом сама мечеть, будучи уже очень ветхой, была снесена. Впоследствии молитвенные собрания проводились в домах местных купцов.
В связи с исчезновением мечети в Замоскворечье московские мусульмане неоднократно пытались добиться разрешения властей на возведение мечети в камне, начиная с 1805 года. Только в 1823 году мусульманская община получила разрешение столичного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына на строительство каменной мечети.
Строительство мечети велось на участке купца 1-й гильдии Назарбая Хошалова, который специально выкупил для мусульман владение по Большой Татарской улице (современный адрес: Большая Татарская ул., дом 28) и затем передал его общине в качестве вакфа. Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ни чем не выделялся от соседних особняков.
В 1858 году был проведен ремонт молитвенного дома.
В 1882 году была осуществлена перестройка мечети; проект был выполнен архитектором Д.И. Певницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Хайретдина Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева, и Салиха Ерзина – главного финансиста проекта – на имя генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, …отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость мечети (с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек.
Именно эта мечеть на протяжении XIX века имела статус Соборной (с ХХ века Соборной называется мечеть в Выползовом переулке, построенная в 1904 году). Сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»; термин появился в начале 1990-х годов).
В сентябре 1915 года на деньги Садека Салиховича Ерзина около мечети было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения.
В 1923-1925 годах в этой мечети преподавал основы ислама всемирно известный богослов Муса Бигиев.
В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.
В 1992 году на средства посольства Королевства Саудовской Аравии в Москве, при личном участии посла д-ра Абдель-Азиза Ходжа и шейха Ибрахима аль-Анкари, была осуществлена реконструкция мечети. В 1993 году мечеть была заново открыта после долгих лет забвения.
В 1998 году на средства Р.Д. Баязитова была осуществлена еще одна реконструкция здания мечети. С 1999 года руководство мечетью осуществляет РОМ «Историческая мечеть».
Имамы Исторической мечети
В 1826 году имамом мечети значится Сейфуль-Мулюк Асхапов.
С 1833 по 1867 год имамом являлся Рафек Бекбулатович Агеев (?-1873). Благодаря ему московская мусульманская община постепенно приобретала черты организационно оформленной структуры. При нем единственная на тот момент Московская мечеть имела статус отдельного мухтасибата в рамках Оренбургского магометанского духовного собрания. В квартире Р.Б. Агеева до постройки отдельного здания располагалось медресе.
С 1867 года имамом стал Хайретдин Рафекович Агеев (1827-1913) – старший сын муллы Рафека. Он закончил Апанаевское медресе в Казани; затем несколько лет преподавал там же основы ислама и арабский язык. Он владел 8 восточными и европейскими языками, многие годы преподавал шариат и татарский язык в кадетских корпусах. Он состоял постоянным переводчиком при Оружейной палате, перевел несколько памятников арабской культуры; в частности, надпись на мече Зульфикаре, который приписывался имаму Али (в действительности это трофей польского происхождения XVII века), за что был награжден бриллиантовым перстнем по приказу императора Александра II. Х.Агеев сопровождал по Оружейной палате персидского шаха Насер эд-Дина во время его визита в Москву в мае 1873 года; был одним из консультантов последнего издания перевода на русский язык с французского Корана, выполненного К.Николаевым. О смерти в феврале 1913 года почетного гражданина Москвы имама Х.Агеева, написали многие газеты Москвы и Санкт-Петербурга. На его похоронах присутствовало около 3 тысяч человек, в том числе градоначальник Москвы А.Андрианов, и.о. московского губернатора И.Кондоиди, председатель губернской земской управы и др.
Следующим имамом стал Абдулла Хасанович Шамсутдинов (1878-1937),женатый на старшей дочери Х.Агеева. Он происходил родом из касимовских татар, обучался в медресе в Бухаре, работал имамом в Кульдже на северо-западе Китая. С 1908 года стал помощником московского имама, и женился на его дочери. В 1914 году при его непосредственном участии открылось новое здание медресе при мечети. При его содействии активно действовало Московское мусульманское благотворительное общество, а мусульманская община города стала более сплоченной и организованной. С начала 1920-х годов имам начал работу над переводом Корана на татарский язык. 29 апреля 1936 года А.Шамсутдинов и его жена были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности в рамках инспирированного властями «дела о заговоре руководителей ЦДУМ». 10 февраля 1937 года по обвинению в измене Родине он был расстрелян, в застенках НКВД погибла и его супруга Магиря. Вскоре после этого Историческая мечеть была закрыта. А.Шамсутдинов был посмертно реабилитирован в марте 1956 года.
В 1991-1999 годах имам-хатыбом мечети являлся Махмут Абдулхакович Велитов (1951 г.р.).
Ныне имамами Исторической мечети являются:
Мечеть осуществляет свою деятельность под каноническим и юридическим руководством
Духовного управления мусульман Российской Федерации.
Медресе в Замоскворечье
В титулатуре московского имама Р.Б. Агеева уже в первой половине XIX века присутствует наименование «мударрис», то есть преподаватель основных исламских дисциплин (Коран, хадисы, фикх, история, арабский язык) в медресе – начальной школе. Московское медресе стало существовать в качестве отдельной деревянной постройки с 1871 года; до этого оно действовало в квартире имама Исторической мечети Р.Б. Агеева.
Одноэтажное деревянное здание медресе было перестроено в 1873 году. В связи с резким увеличением численности московской мусульманской общины в начале ХХ века небольшое помещение медресе уже не могло вместить всех желающих. В ноябре 1913 года по инициативе попечителя Исторической мечети Садека Салиховича Ерзина в Строительное отделение Московской городской управы было подано прошение с просьбой «разрешить возвести двухэтажное с подвалом каменное здание на земле мечети». Так как ответа на это обращение не последовало, Садек Ерзин подал еще одно прошение о перестройке медресе – уже по иному, в значительной степени переработанному, проекту архитектора А.Н. Антонова. Именно этот проект и был утвержден в декабре 1914 года.
Открытие медресе состоялось лишь в сентябре 1915 года при непосредственном участии имама Исторической мечети А.Х. Шамсутдинова. Здесь изучали религиозные предметы.
Кроме того, школа с преподаванием основ светских наук существовала в Доме Асадуллаева (который назывался тогда «школой Асадуллаева») с 1914 года. Сразу поле революции 1917 года «школу Асадуллаева» возглавила выпускница Сорбонны Сара Касимовна Шакулова. К 1926 году в Доме Асадуллаева работала школа-семилетка №27 имени Нариманова с 210 учениками в 7 группах (заведующий Юсупов); через несколько лет численность учеников увеличилась до 302. В том же здании функционировали два татарских детских дома для детей-сирот и малоимущих; первый из них включал 3 группы общей численностью 90 учащихся (заведующий Тимербулатов), второй – также 3 группы с 450 учащимися (заведующая Хабибуллина).
Через некоторое время после октябрьской революции 1917 года медресе при Исторической мечети было закрыто, в 1920 году здание было передано детскому дому. В послевоенные годы здесь несколько раз сменили друг друга различные учреждения. Вместе с Исторической мечетью оно было возвращено верующим лишь в 1992 году, и сегодня выполняет роль административного помещения религиозного общества мусульман (РОМ) «Историческая мечеть». Что касается современного медресе, оно проводит свои занятия для желающих в специальных помещениях в здании самой мечети.
Согласно архивным документам Историческая мечеть г. Москвы расположенная на Большой Татарской 28, основана татарским молитвенным обществом в 1823 году и является старейшей из ныне действующих мечетей столицы. В настоящее время мечеть осуществляет свою религиозную деятельность под каноническим и юридическим руководством Духовного управления мусульман Российской Федерации.
Основные функции Исторической Мечети:
— пятикратная молитва (намаз);
— курсы изучения арабского языка и основ Ислама на русском и татарском языках;
— религиозная ритуальная служба;
— заключение мусульманских бракосочетаний, имянаречений;
— консультации по религиозным вопросам;
-благотворительная деятельность: единовременная помощь сиротам, инвалидам, больным, малообеспеченным, нуждающимся.
Историческая мечеть г. Москвы
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Историческая мечеть г. Москвы запись закреплена
Благотворительный фонд «Историческая мечеть» приглашает Вас совершить обряд жертвоприношения – Курбан.
Оплатив, цену жертвенного животного, Вы поручаете сотрудникам Фонда поиск, покупку, забой от Вашего имени и в соответствии с нормами шариата жертвенного животного, а так же его разделку и привоз туши в Историческую мечеть.
Мясо жертвенных животных будет роздано малоимущим, бедным и нуждающимся.
Показать полностью.
Лица, сделавшие Курбан через фонд мечети, могут получить часть мяса своего жертвенного животного в дни раздачи.
Совершив, свой Курбан через наш Благотворительный фонд, Вы поможете десяткам верующих и неимущих, сэкономите время и достойно выполните предписания шариата.
8 (495) 951-17-81 8 (495) 951-84-48
Принимаем ежедневно, без выходных с 10-00 утра до 17-00.
Убедительная просьба не откладывать оплату жертвенных животных непосредственно до праздничного дня!