итальянский пруд в кронштадте адрес
Кронштадт: Итальянский дворец, Итальянский пруд и Голландская кухня
Одно из самых красивых сооружений Кронштадта — Итальянский дворец (Морское инженерное училище императора Николая I), или, как его еще называют, Меншиковский дворец. С 70-х годов XVIII века здесь располагались различные учебные заведения, выпускниками которых стали многие знаменитые русские мореплаватели и кораблестроители. Перед бывшим дворцом расположен Итальянский пруд, напротив — Голландская кухня.
Итальянский дворец
Итальянский дворец
Итальянский дворец занимает часть квартала между Макаровской улицей, Петровским (Южным) доком и Обводным каналом. Первая постройка появилась здесь в 1720-1724 годах, возведенная по проекту немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна. В строительстве дворца участвовали мастера-итальянцы, поэтому дворец и пруд перед ним получили название Итальянских.
Владельцем дворца стал петербургский генерал-губернатор, светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Он регулярно бывал на острове Котлин, где контролировал ход строительных работ. Итальянский дворец в Кронштадте стал самым большим из дворцов того времени, прекрасно вписываясь в общий городской ансамбль с регулярной планировкой: именно Кронштадту надлежало стать парадным лицом новой России.
Меншикову принадлежали еще два дворца: в Санкт-Петербурге и Ораниенбауме. Кронштадский Итальянский дворец был самым большим из них.
В чем-то схожа с Итальянским дворцом судьба бывшего дворца Меншикова в Москве — Лефортовского дворца, где ныне размещаются военно-исторический архив и архив фонодокументов и куда не так-то просто попасть. Куда больше повезло дворцу Меншикова в Санкт-Петербурге, которому после реконструкции был возвращен первозданный вид. Дворец Меншикова в Ораниенбауме был перестроен членами императорской фамилии (ныне — Большой дворец).
Итальянский дворец в Кронштадте при Меншикове
После того, как в 1737 году Меншиков попал в опалу, его бывший дворец перешел в собственность императорской фамилии. В 60-х годах XVIII века дворец был передан Адмиралтейств-коллегии — высшему органу управления военно-морскими делами в России в XVIII — самом начале XIX века. Однако дворец старались держать в относительной неприкосновенности на случай прибытия в Кронштадт членов императорской фамилии.
Тем не менее, спустя десятилетие ситуация изменилась. 24 мая 1771 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге вспыхнул пожар, продолжавшийся несколько суток, в результате которого сгорели здания, принадлежавшие Морскому кадетскому корпусу. 12 августа 1771 года в Итальянский дворец перевели весь личный состав корпуса. Таможню и другие учреждения, находившиеся к тому времени в Итальянском дворце, переселили. Только в декабре 1796 года по распоряжению императора Павла Морской корпус был возвращен в Петербург.
Выпускниками Морского кадетского корпуса в Кронштадте стали несколько тысяч человек. Среди них немало громких имен:
С 1798 года в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище, реорганизованное в 1827 году в Первый штурманский полуэкипаж.
Итальянский дворец и Итальянский пруд
В 1843-1848 годах по указу императора Николая I Итальянский дворец был перестроен, достроены новые помещения. Автором проекта стал архитектор Алексей Никитич Акутин (1782-1840-е), при участии архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848). В середину здания была перенесена башня со штурманской обсерваторией и мачтой. В 1849-1851 годах с западной стороны дворца на месте Якорного двора был разбит Кадетский сад.
Новый этап в истории Итальянского дворца начался в 1872 году, когда Штурманское училище объединили с переведенным в Кронштадт Инженерным училищем. Новое учебное заведение стало называться Техническое училище морского ведомства. Однако Штурманский отдел в 1882 году прекратил прием, в 1883 году — Технический. Училище стало полностью инженерным. В 1896 году, в столетний юбилей императора Николая I, оно получило новое название: Морское инженерное училище императора Николая I.
В этих стенах училось большинство инженер-механиков флота, участвовавших в Русско-японской и Первой мировой войнах. Многие выпускники Морского инженерного училища вошли в историю русского и советского кораблестроения:
В 1890-х годах на месте парадного двора был разбит Адмиральский сад, рядом с которым в здании располагались адмиральские квартиры. В 1898-1900 годах здание Морского инженерного училища императора Николая I было значительно расширено по проекту Л.И.Новикова.
После Октябрьской революции началась новая эра в истории бывшего Итальянского дворца. Здание получило серьезные повреждения во время пожаров 1919 и 1921 годов, после чего в нём была проведена реконструкция. В 1926 году помещения заняли Дом Красной Армии и Флота, театр Балтийского Флота и другие учреждения.
В ходе реконструкции 1976-1977 и начала 1980-х годов Итальянский дворец в значительной степени потерял свой исторический облик. Так, во время реконструкции Июльской улицы (ныне Макаровская) была снесена нарядная белая балюстрада вдоль Итальянского пруда, уничтожены штурманская башня, дубовые тамбуры подъездов, решетка бульвара и др.
В настоящее время помещения Итальянского дворца используются военными.
Итальянский дворец
Памятники перед Итальянским дворцом
В первую очередь, обращает на себя внимание памятник Петру Кузьмичу Пахтусову (1800-1835) — уроженцу Кронштадта, русскому мореплавателю и гидрографу, руководителю первой экспедиции на Новую Землю в 1834-1835 годах.
Памятник был создан на средства, собранные морскими офицерами. Открыт 19 октября 1886 года. Скульптор — Николай Акимович Лаверецкий, архитектор — Алексей Силин. На постаменте высечены слова «Труд», «Отвага» и «Польза», которые являлись девизом всей жизни Пахтусова.
На постаменте памятника Пахтусову находится одна из двух реперных точек положения Кронштадтского футштока, нулевая отметка которого является точкой отсчета высот и глубин в нашей стране. Это горизонтальная черта буквы «П» в слове «Польза».
Памятник Петру Кузьмичу Пахтусову
Восточнее находится Адмиралтейский якорь — памятный знак в честь 310-й годовщины основания Кронштадтской крепости и 95-летия Ленинградской Военно-морской базы.
Итальянский дворец и Адмиралтейский якорь перед ним
И еще восточнее, около Итальянского сада — бюст знаменитого русского художника-мариниста, живописца Главного морского штаба России Ивана Константиновича Айвазовского, который проходил практику в Кронштадте и написал здесь некоторые свои работы.
Бюст Айвазовского был открыт в 2007 году, в память 190-летия со дня рождения художника. Скульптор — Владимир Эмильевич Горевой, архитектор — Николай Николаевич Елгазин.
Бюст Ивана Константиновича Айвазовского
Итальянский пруд
Перед Итальянским дворцом расположен Итальянский пруд. Он был построен по замыслу Петра I и под непосредственным руководством архитектора Джованни Мария Фонтана в 1717-1727 годах.
Итальянский дворец и Итальянский пруд в Кронштадте Итальянский пруд
Небольшой канал соединяет Итальянский пруд с Купеческой гаванью: Кронштадт был не только военной крепостью, но и торговым портом. Долгое время Торговый порт Кронштадта был основным: большие суда разгружались в Кронштадте, а потом груз на небольших судах доставляли в Санкт-Петербург. Расцвет Кронштадтского Торгового порта пришелся на 1860-1880-е годы.
Итальянский пруд
Пруд имеет прямоугольную, близкую к квадрату форму. Сюда приходили суда под разгрузку и на зимовку. Специальные краны снимали с них мачты и груз.
Портовый кран XIX века около Итальянского пруда
Первоначально Итальянский пруд почти вплотную примыкал к Итальянскому дворцу, но затем между ними была проложена линия улицы. Рядом с Итальянским прудом находились Рыбные ряды и устроенные в первом этаже Итальянского дворца лавки Итальянского гостиного двора. С 1815 года в Итальянском пруду была оборудована конечная остановка «пассажботов» — первого регулярного пароходного маршрута из Санкт-Петербурга в Кронштадт.
В середине XIX века берега Итальянского пруда были отделаны гранитом.
Голландская кухня
В 1804 году на берегу Итальянского пруда, напротив Итальянского дворца, в переходном от барокко к классицизму стиле была построена Голландская кухня. Здесь коки готовили пищу для судов, пришвартованных в Кронштадте: в целях противопожарной безопасности на парусниках, стоящих в Купеческой гавани, запрещалось приготовление пищи.
Итальянский пруд и Голландская кухня
Существовал специальный портовый сбор, идущий в пользу города: 3 копейки, а с 1870-х годов — 9 копеек с ласта (мера измерения вместимости судна, две тонны). В лучшие времена кухонный сбор составлял до четверти всех доходов Кронштадта.
Существовала традиция, согласно которой кок первого пришедшего весной в Кронштадт судна объявлялся адмиралом (среди коков). Каждый кок был обязан по приходе в Кронштадт принести на кухню бутылку водки или рома «адмиралу». Во время отсутствия последнего бутылку дружно распивали присутствующие в данный момент коки. Традиция эта соблюдалась неукоснительно в течение длительного времени. — Свиньин П.П. Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб., 1997
Коки из разных стран готовили еду в разных отделениях Голландской кухни. Коки русских кораблей здесь готовили еду редко, предпочитая варить пищу в местных трактирах или на берегу. Однако от кухонного сбора они не освобождались.
Голландская кухня
Кронштадтский футшток и здание мареографа
Рядом с Итальянским дворцом, на Синем мосту через Обводный канал, расположено внешне весьма незаметное, но очень важное место — Кронштадтский футшток, нулевая отметка уровня моря в России и странах, использующих Балтийскую систему высот. Рядом с ним — здание мареографа, где самописец записывает показания колебаний уровня Балтийского моря. Именно отсюда мы считаем высоты и глубины.
Здание мареографа Кронштадтский футшток
Итальянский дворец и пруд, Голландская кухня на карте
*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Елена, спасибо за комментарий! Я тоже всегда переживаю, что видела только малую часть всех достопримечательностей в окрестностях Петербурга. Да и в самом Питере тоже — все-таки не так часто, как хотелось бы, получается приезжать туда.
Итальянский пруд в кронштадте адрес
Итальянский пруд. Кронштадт.
Итальянский пруд в Кронштадте расположен напротив Итальянского дворца. Является частью Купеческой гавани, в которой зимовали торговые суда, приходившие в Кронштадт. Из Итальянского пруда по вытекающему из него Обводному каналу товары с судов доставлялись к торговым рядам (впоследствии — к кронштадтскому Гостиному двору).
С 1815 года Итальянский пруд стал конечной остановкой первого регулярного пароходного маршрута из Санкт-Петербурга в Кронштадт — так называемых «пассажботов», спроектированных и построенных фирмой Чарльза Берда. Это была первая в России пароходная линия. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по два в день. Впоследствии отсюда стали отправляться пароходные рейсы в страны Европы.
В середине XIX в. берега Итальянского пруда были отделаны гранитом. С 1860-х годов в зимний период на Итальянском пруду открывался каток.
На набережной пруда со стороны Макаровской улицы установлены крепостные и корабельные орудия XVIII—XIX веков, когда-то состоявшие на вооружении Кронштадтской крепости и фортов, а также кораблей. На перемычке между прудом и Купеческой гаванью находится Голландская кухня. На западном берегу пруда расположено историческое здания Рыбных рядов.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КРОНШТАДТА ИЗ ПЕТЕРБУРГА
На метеоре Астра Марин;
адрес пристани в Петербурге: Университетская наб., д. 3.
Из Петербурга в Кронштадт комфортабельные метеоры АСТРА МАРИН отправляются с четверга по воскресенье. Причал у Кунсткамеры. Идут Метеоры по специальному маршруту с аудио экскурсией на русском языке, с осмотром фортов с борта.
Больше интересной и полезной информации смотрите по хештегам #НаметеоресАстраМарин или #NewsDalegoKronshtadt
Итальянский дворец в Кронштадте
Итальянский дворец в Кронштадте — одно из старейших сооружений города. Располагается на Макаровской улице на берегу Итальянского пруда, между каналом Петровского дока и Обводным каналом.
Первоначально трехэтажный дворец назывался Меншиковским, так как был построен для князя Александра Даниловича Меншикова в 1720—1724 гг. итальянским архитектором Иоганном Бронштейном. По богатству отделки дворец не уступал княжеским резиденциям, расположенным в Санкт-Петербурге и Ораниенбауме. Это была архитектурная доминанта Кронштадта: фасады с пилястрами, барельефами, крыша с вазами, балюстрадой.
Участие в строительстве принимал еще один итальянский архитектор Дж. Фонтана, а также другие мастера из этой европейской страны. Отсюда, возможно, и пошло название Итальянский. Внутреннее убранство было выполнено в стиле петровского барокко. Перед зданием был вырыт Итальянский пруд.
В 1727 году Меншиков по указу императора Петра II, которому на тот момент исполнилось 11 лет, без суда был арестован и отправлен в ссылку. Все его имущество, в том числе и дворец, конфисковали. В стенах здания сначала разместилась Штурманская школа, с 1771 года — Морской кадетский корпус, с 1798-го — Штурманское училище (позже Морское техническое и Морское инженерное).
Со второй трети XIX века до начала XX века произошел ряд перестроек, и облик здания сильно изменился: был добавлен четвертый этаж. Интерьеры не сохранились. В 1926 году случился пожар, и дворец после ремонта принял современный вид.
С 1993 по 2011 гг. здесь размещался Матросский клуб, и дворец был передан музею «Кронштадтская крепость».
Свободный осмотр здания внутри невозможен. Во внутреннем облике угадываются архитектурные черты, характерные для середины XVIII века.
Прогулка по Кронштадту: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2)
Продолжаем нашу прогулку по историческому центру Кронштадта. Первая часть нашей самостоятельной экскурсии закончилась на западной набережной Обводного канала, идущей вдоль улицы Карла Маркса. Теперь мы выходим почти к самому заливу, а именно к Купеческой гавани, частью которой является Итальянский пруд.
В этом месте, на Макаровской улице, Обводный канал пересекает популярный у туристов Синий мост, ограждения которого выкрашены в ярко-синий цвет (см. карту Кронштадта). Здесь можно увидеть сразу несколько кронштадтских достопримечательностей.
Главное, чем знаменит Синий мост, — это, безусловно, Кронштадский футшток, нуль которого находится в устое моста. Вообще футштоками называют уровнемеры — приборы, которые используются для определения высоты и колебаний уровня воды в море или реке. Кронштадский футшток имеет особое значение, поскольку от его нулевой отметки (многолетнего среднего уровня Балтийского моря) ведется отсчет глубин и высот на всей территории бывшего СССР.
Футшточная служба начала действовать в Кронштадте еще в 1707 году, по инициативе Петра I. Следить за уровнем моря было необходимо, поскольку его изменения могли создать проблемы для судоходства. К тому же, контролировать уровень воды было важно с точки зрения опасности наводнений. В 1840 году по предложению русского гидрографа Михаила Рейнеке на гранитном устое Синего моста появилась черта, которая соответствовала многолетнему среднему значению колебаний уровня воды в Финском заливе. В 1886 году на месте этой ординарной отметки была вделана в камень медная пластина с горизонтальной чертой, а в 1913 году пластина была заменена на новую медную табличку, которая по сей день служит исходным пунктом нивелирной сети России в рамках Балтийской системы высот.
Рядом с Синим мостом невозможно не заметить изящную классическую башенку — павильон с мареографом. Первый такой павильон был установлен в Кронштадте в 1898 году, но тогда это была простая деревянная будка, позже замененная на нынешний павильон с колодцем. Внутри здания находится мареограф — самопишущий прибор, который непрерывно регистрирует уровень воды в колодце относительно нуля футштока. Самописец прибора фиксирует изменения уровня моря, отмечая отливы и наводнения.
Самое сильное наводнение за всю историю наблюдений произошло в ночь с 6 на 7 ноября 1824 года. Уровень воды тогда поднялся на 3 м 67 м выше нуля футштока (ординара). Именно это наводнение было описано А.С. Пушкиным в «Медном всаднике». Как и в некоторых других местах Санкт-Петербурга, на Синем мосту в Кронштадте установлена бронзовая памятная табличка, на которой отмечен уровень воды при этом разрушительном петербургском наводнении.
Помимо этой мемориальной доски и таблички с информацией о Кронштадском футштоке, у Синего моста находится еще одна интересная достопримечательность — памятник рыбке колюшке. Этот необычный памятник закреплен на стене Обводного канала у Синего моста и посвящен периоду ленинградской блокады, когда крупной рыбы в окрестностях острова Котлин уже не было, и единственным спасением для жителей стала мелкая колючая рыбка колюшка, которой в мирное время не кормили даже животных. Теперь же она стала настоящим деликатесом. Ловить ее приходилось сачками, поскольку колюшка из-за своих размеров проходила сквозь сеть. Этот скромный, но важный памятник крохотной рыбке, спасшей тысячи жизней, появился в Кронштадте в мае 2005 года. Памятный знак был изготовлен строительной компанией «Ирина» по инициативе Кронштадтского совета ветеранов и международного фонда «300 лет Кронштадту — возрождение святынь». Напротив памятника на перилах моста можно заметить табличку со стихами М.Г. Аминовой: «Обстрелы смолкли и бомбежки. Но до сих пор звучит хвала — блокадной маленькой рыбешке, что людям выжить помогла».
Если посмотреть от Синего моста в сторону залива, мы увидим Итальянский пруд, который имеет строгую прямоугольную форму и находится напротив Итальянского дворца (бывшего дворца А. Д. Меншикова). До недавнего времени пруд украшало несколько небольших фонтанов, но сейчас мы увидели только сонную спокойную воду. Итальянский пруд был устроен под руководством Дж. Фонтана в 1717-1727 гг., как часть Купеческой гавани, которую торговые суда использовали в качестве зимней стоянки. Суда заходили в этот пруд из Купеческой гавани по каналу и вставали под разгрузку.
На берегу пруда стоит старинный портовый кран XIX века. С помощью такого крана с кораблей после ввода на зимовку снимались мачты для хранения на суше. Перед началом навигации, в весенний период, тот же кран использовался для того, чтобы установить мачты обратно на корабли. За краном виднеется торец протянувшегося с севера на юг классического здания Рыбных рядов (1827-1828 гг.), которое сегодня находятся на территории военной части (свободного доступа туда нет), а в свое время использовалось в качестве рынка, где торговали живой рыбой, питьевой водой из Ладожского озера и другими товарами.
Вот, например, 10,5-фунтовое береговое гладкоствольное бомбовое орудие, изготовленное из стали в середине XIX века. Вес такой пушки составляет 8 тонн, длина ствола — 4 м 55 см, дальность стрельбы — 5 м. Орудие вело огонь ядрами и бомбами. Пять таких пушек стояли на вооружении фортов Кронштадтской крепости.
По левую руку от нас на Макаровской улице располагается одно из старейших зданий Кронштадта, Итальянский дворец — бывший дворец первого губернатора Кронштадта А. Д. Меншикова (см. карту Кронштадта). Дворец строился на месте деревянного дома князя А. Д. Меншикова в 1717-1724 гг. как его официальная резиденция.
Название дворца связано предположительно с тем, что здесь работали преимущественно итальянские мастера, в том числе Джованни Мария Фонтанa, хотя главным архитектором был служивший у Петра I немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Иногда название связывают и с итальянским стилем самой постройки. Кронштадтская резиденция Меншикова превосходила по роскоши его дворцы в Ораниенбауме и Петербурге. Гравюра О. Эллингера (1727):
После ареста А. Д. Меншикова дворец был вскоре передан в казну, и тут размещались различные учреждения. Дальнейшая судьба здания была связана с военно-морскими учебными заведениями: с 1771 года здесь располагался Морской кадетский корпус, а в 1798-1898 гг. — Штурманское училище Балтийского флота. К началу XIX века здание находилось в удручающем состоянии. В 1833-1835 гг. был произведен ремонт по чертежам архитектора Э. Х. Анерта, в 1844-1848 гг. здание было перестроено по распоряжению Николая I. Проект разработал архитектор А. Н. Акутин. В 1845-1846 гг. в южном корпусе был надстроен 4-й этаж, в 1847-1848 гг. вокруг дворца появились разнообразные служебные постройки.
С 1898 года здание занимало Морское инженерное училище императора Николая I. Для нужд этого учебного заведения ко дворцу был пристроен большой новый корпус, продливший главный южный фасад здания по Макаровской улице на запад. Под углом к южному корпусу с северной стороны было пристроено еще одно здание. Фасады новых построек полностью повторяли главное здание, объединившись с ним единый комплекс.
В период Гражданской войны дворец занимали различные учреждения. В 1926 году здание сильно пострадало от пожара. После этого во дворце была проведена реконструкция, и он получил статус Дома офицеров. До недавнего времени тут располагался театр Балтийского флота и Кронштадтский матросский клуб, а также штаб Учебной Краснознаменной дивизии кораблей. Сейчас в Итальянском дворце находится телерадиокомпания, кафе, кронштадтская морская гидрометеостанция, издательство газеты «Морская» и филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость». Несмотря на все перестройки, здание сохранило характерные черты архитектуры первой четверти XVIII века. В 2004 году, к 300-летию Кронштадта, были отреставрированы южный и восточный фасады дворца. Адрес Итальянского дворца в Кронштадте: Макаровская ул., 3.
Перед южным фасадом Итальянского дворца, со стороны Макаровской улицы и Итальянского пруда, установлен памятник П. К. Пахтусову (1800-1835). Пётр Кузьмич Пахтусов был уроженцем Кронштадта, русским гидрографом и мореплавателем, исследователем Новой Земли. Памятник этому известному полярному исследователю не случайно поставлен именно в этом месте. Дело в том, что Пахтусов окончил Штурманское училище, располагавшееся в то время в Итальянском дворце.
Памятник был торжественно открыт 19 октября 1886 года. Он был изготовлен на средства, собранные по подписке флотскими офицерами. Автором проекта выступил скульптор Н.А. Лаверецкий. Он изобразил Пахтусова с картой Новой Земли в руке. На гранях гранитного пьедестала высечены слова девиза полярного исследователя, который прожил очень короткую, но плодотворную жизнь: «Труд. Польза. Отвага».
Если пойти чуть дальше по той же Макаровской улице-набережной, то напротив сквера (бывшего Адмиралтейского сада) с правой стороны от главного фасада Итальянского дворца можно увидеть памятник И.К. Айвазовскому (1817-1900). Этот памятник работы скульптора В.Э. Горевого был открыт в Кронштадте 15 сентября 2007 года (к 190-летию со дня рождения Айвазовского). В Кронштадте Айвазовский делал первые шаги как художник-маринист, когда в 1835-1836 гг. учился в Академии художеств Петербурга. Памятник ему — это знак признательности за картины, вызвавшие во многих людях любовь к морю и побудившие выбрать морскую профессию. Этот монумент стал первым памятником знаменитому художнику-маринисту в постреволюционной и постсоветсткой России.
Рядом с монументом Айвазовскому в 2010 году был установлен камень, привезенный из родного города художника, Феодосии. Этот памятный камень посвящен дружбе двух городов: Феодосия является городом-побратимом Кронштадта.
Так мы доходим до конца Итальянского пруда и оказываемся перед каналом Петровского дока. На северо-восточном углу пруда можно заметить памятный знак в честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией. Памятник был открыт в 2005 году по инициативе японского депутата Тосицугу Сайто. На зеркально-гладкой гранитной плите памятника на русском и японском языках изложена история экспедиции Евфимия Васильевича Путятина, положившей начало развитию дипломатических отношений России и Японии. Текст на камне рассказывает о визите фрегатов «Паллада» и «Диана» из Кронштадта в порт Нагасаки и порт Симода в 1853 и 1854 годах, а также о подписании в 1855 году «Трактата о торговле и границах между Россией и Японией». Несколько слов сказано и о драматическом возвращении русских моряков на Родину в 1855 году после того, как фрегат «Диана» пострадал от цунами и затонул.
Рядом с памятным знаком установлено еще одно боевое орудие XIX века — 24-фунтовое гладкоствольное орудие, изготовленное из чугуна в 1805 году. Длина ствола составляет 270 см, вес — 1920 кг, дальность стрельбы — 850 м. Орудие вело огонь калёными ядрами, картечью, двойными цепными ядрами и книппелями (так назывались снаряды в форме гантели, состоявшие из двух массивных чугунных деталей, соединенных штангой). Пушка состояла на вооружении морских фортов и береговых батарей Кронштадтской крепости в 1-й половине XIX века.
Рядом с пушкой, на южном берегу Итальянского пруда, находится вытянутое здание Голландской кухни, отделяющей пруд от Купеческой гавани (см. карту Кронштадта). Уже в конце XVIII века тут располагалась деревянная кухня, где готовили пищу для экипажей судов, стоявших в кронштадтской гавани (поскольку на самих деревянных кораблях разводить огонь строго воспрещалось). Нынешнее здание кухни было построено в 1803-1805 гг. Это одноэтажное неоштукатуренное здание с краснокирпичными стенами соединило в себе черты барокко и классицизма.
С 1828 года за варку пищи в этой кухне взимался особый портовый сбор, который шел в бюджет города (рассчитывался он в зависимости от вместимости судна). Даже после того как на смену деревянным парусникам пришли более современные пароходы, на которых уже разрешалось готовить пищу, суда всё равно обязаны были уплачивать этот сбор. В соответствующих отделениях кухни пищу готовили английские, шведские, норвежские и немецкие коки. Русское отделение также существовало, но наши команды торговых судов, хотя и вносили кухонный сбор, кухней не пользовались, предпочитая варить пищу на берегу (в трактирах). Делалось это во избежание конфликтов с иностранными поварами, которые не могли выносить того чада, который стоял в воздухе, когда русские кашевары готовили на постном масле. В 1913 году в здании Голландской кухни решено было разместить первую городскую электростанцию, а после Второй мировой войны постройка была передана ВМФ и используется сегодня в качестве склада.
В этой части Кронштадта в море вдается Петровский канал и длинный пирс, по которому любят гулять местные жители и туристы. Кто-то тут даже рыбачит. Параллельная сторона пирса для простых смертных закрыта и используется для швартовки кораблей ВМФ России. В дальней части прогулочного пирса стоит Кронштадтский маяк (задний створный маяк Кронштадтского рейда).
Чтобы пересечь Петровский канал, вернемся немного назад к Итальянскому пруду и перейдем Доковый мост, расположенный на Макаровской улице (см. карту Кронштадта). Этот разводной кронштадтский мост был построен во второй половине XIX века. Он собран на клёпаных соединениях. При проходе кораблей мост отводится в сторону. Мост недавно был отремонтирован. Центральная часть моста используется автотранспортом, по краям расположены проходы для пешеходов (в выходные дни тут бывает довольно тесно, учитывая обилие туристов).
С Докового моста открывается вид на уходящий в залив канал им. Петра Великого с одной стороны и Петровский док-канал с воротами Петровского дока — с другой. Петровский док возник, как можно догадаться по его названию, по инициативе Петра I. Петра Великого беспокоило отсутствие хорошей ремонтной базы для российского флота на Балтике, и у царя него возникла мысль осуществлять ремонт и строительство кораблей на острове Котлин. Петр I лично разработал проект кронштадтского дока: он решил прорезать территорию острова каналами, по которым должны были свободно проходить даже большие корабли.
Новаторская идея Петра I состояла в том, чтобы устроить док, а ниже его уровня в восточной части острова вырыть соединенный с ним оврагом глубокий бассейн, куда могла быстро, самотеком сливаться вода из дока (а уже оттуда воду потом откачивали насосом). Благодаря такому изобретению, для осушения дока (откачки воды) не требовалось много времени, и в этом состояло выгодное отличие Петровского дока от его английских и голландских собратьев. В Петровском доке могли одновременно встать на ремонт свыше десятка судов.
Первый канал дока начали копать в 1719 году. На строительстве Петровского дока работало ежегодно около 3 тысяч крепостных, присланных из разных губерний. Хотя доком начали пользоваться уже в 1724 году, строительство медленно продолжалось и потом, еще много лет после смерти Петра I. Торжественно открытие док-канала состоялось лишь в 1752 году, в присутствии императрицы Елизаветы. Тогда-то каналу и было присвоено имя Петра Великого. Петровский док — уникальное гидротехническое сооружение, исторический памятник Кронштадта. Часть дока до сих пор используется для ремонта кораблей, хотя основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии.
Пройдя по Доковому мосту через канал Петровского дока, прогуляемся теперь к набережной Петровской пристани, известной также как Зимняя пристань. Именно сюда прибывает пассажирский водный транспорт из Санкт-Петербурга (аквабусы), а ранее также паромы из Ломоносова и метеоры из Питера (подробно о том, как сегодня можно добраться до Кронштадта, читайте тут). Часть пристани используется в качестве стоянки кораблями Балтийского флота.
Гавань в этом месте была создана еще во времена Петра I, хотя нынешний вид пристань приобрела только в 1882 году. Петровская пристань имеет богатую историю: здесь встречали высокопоставленных особ, отсюда уходили в походы русские корабли, здесь начинались и заканчивались кругосветные плавания, отсюда отправлялись в путь первооткрыватели новых земель.
На Петровской пристани можно увидеть мемориальное полуденное орудие (см. карту Кронштадта). Традиция ежедневного полуденного выстрела, знакомая всем жителям Петербурга, существовала и в Кронштадте. Начало этой традиции было положено торжествами 1872 года в честь 200-летнего юбилея со дня рождения Петра I, когда на набережной было установлено орудие петровского времени. В настоящее время такой полуденный выстрел в Кронштадте производится только по особым случаям. На месте бывшего «полуденного орудия» стоит старинная пушка середины XIX века, некогда состоявшая на вооружении Кронштадтской крепости.
Петровскую пристань также украшают две чугунные вазы, которые были установлены тут еще в 1875 году, когда пристань была перестроена из деревянной в каменную. На этом же причале на двух гранитных кубических постаментах установлены скрепленные цепями мемориальные якоря. Это якоря с катеров, которые 5 октября 1941 года высаживали трагически погибший Петергофский десант.
Неотъемлемой частью Петровской пристани является Петровский парк — наверное, самый ухоженный и благоустроенный на сегодняшний день парк Кронштадта (см. карту Кронштадта). Ранее на этом месте было большое болото, но в период строительства Петровского дока сюда стали переносить выкопанный грунт, и образовался обширный плац для смотров, учений, наказаний. Площадь носила название Арсенальной, поскольку в ее восточной части располагался Морской арсенал (нынешнее здание арсенала было построено в 1836 году).
После того как в 1839 году военным губернатором Кронштадта стал Фаддей Беллинсгаузен (1778-1852), старый Арсенальный плац исчез: адмирал решил благоустроить это место, которое на тот момент было покрыто застоявшейся грязью и дурно пахнущей слякотью. Поскольку чиновники сослались не нехватку средств, Беллинсгаузен нанял рабочих за свой счет и начал лично закупать саженцы для озеленения. В начале 1850-х годов площадь замостили булыжником и засадили деревьями. В итоге на месте Арсенальной площади возник скромный сад, но этого для главной на тот момент площади Кронштадта мало, и вскоре решено было разбить тут настоящий парк в смешанной «голландско-французской манере». Работы по созданию парка были поручены в 1861 году инженеру Н.И. Валуеву. В ходе этих работ были разбиты прогулочные аллеи, посажены новые деревья, устроены цветники. В 1882 году Петровский парк окружили красивой чугунной оградой. До 1917 года парк делился на две половины по сословному принципу: смотрители сортировали посетителей на «благородных» и «простолюдинов».
Петровским этот парк и примыкающая к нему пристань стали называться после того, как в центре парка был установлен памятник Петру I, основателю Кронштадта. Этот монумент был торжественно открыт в 1841 году. Его открытие было приурочено к 132-й годовщине Полтавского сражения. Памятник был создан по модели французского скульптора Теодора Наполеона Жака и отлит П.К. Клодтом. Когда-то семиметровый Петр возвышался над небольшими ростками деревьев, теперь же парк настолько разросся, что многие деревья выше бронзового царя.
Памятник в Петровском парке стал первым, где Петр Великий изображен в полный рост и пешим (ранее были либо бюсты, либо конные статуи). В 1961 году у монумента украли шпагу, и она так и не была найдена, так что пришлось отливать другую. В 2002 году памятник Петру I был отреставрирован. Также было восстановлено окружающее постамент ограждение из пушек и цепей.
Выйдя из Петровского парка, оказываемся на углу Макаровской и Коммунистической улиц. По последней мы и направились. В этой части Кронштадта целые кварталы между Макаровской и Петровской улицей застроены так называемыми губернскими домами. Речь идет о больших каменных домах, которые начали возводить на острове по указу Петра I от 1714 года. Название домов связано с тем, что строились они силами и на средства тогдашних губерний (каждая губерния выделяла определенное количество людей для работы и последующего поселения в Кронштадте и оплачивала их труд).
Губернские дома должны были сформировать на южном берегу Котлина «парадную набережную» нового города. Все губернские дома были однотипными, с оштукатуренными стенами, с подвалом для хранения припасов и тремя этажами. Дома предназначались для офицеров, купцов, мастеровых. На первом этаже размещались лавки, а верхние этажи использовались под жилые и хозяйственные помещения, государственные учреждения или казармы. Главным архитектором комплекса губернских домов выступил немецкий зодчий Иоганн Браунштейн. Для экономии кирпича дома строились вплотную друг к другу. До сегодняшнего дня дошло 47 губернских домов (многие — в сильно измененном виде), хотя в свое время их существовало около семидесяти.
В частности, летом 1720 года слева в западной части ансамбля, параллельно каналу Петра Великого, было заложено 7 губернских домов, включая Итальянский дворец (резиденцию князя Меншикова). На следующий год началась постройка линии домов справа от канала и поперек него. Губернский дом, расположенный по другую сторону канала симметрично Итальянскому дворцу, первоначально также принадлежал князю Меншикову, а после ссылки «светлейшего» был перестроен для графа Б. К. Миниха — генерал-губернатора Ингерманландии и фаворита императрицы Анны Иоанновны. Поэтому сегодня это здание называют домом Миниха (впрочем, иногда встречается и обозначение «дворец Меншикова», но тогда трудно не спутать его со стоящим по другую сторону канала Итальянским дворцом). Напротив этого дома Коммунистической улице находится большой сувенирный магазин, где можно купить самые разные памятные вещи с морской символикой.
Минихов дом находится на углу Коммунистической (бывшей Княжеской) и Макаровской улицы (адрес: Коммунистическая, 1), рядом с киоском, в котором расположен пункт туристической информации Кронштадта (см. карту Кронштадта). По архитектуре здание напоминает Итальянский дворец, но в более скромном варианте. Несмотря на существенные перестройки интерьера дома во второй четверти XIX века, внешний облик здания сохранил многие первоначальные черты. Еще одно название этого здания — дом Главного командира Кронштадтского военного порта, поскольку с 1832 года здесь расположилась резиденция и канцелярия Главного командира (капитана над портом). Кроме того, на третьем этаже дома находилась квартира императора: здесь останавливались члены царской семьи во время посещения Кронштадта. Позднее в этом доме жили выдающиеся деятели русского флота, в том числе адмирал Ф.Ф. Беллинсгаузен и адмирал С.С. Лисовский.
С 1899 по 1903 год Главным командиром Кронштадтского порта здесь работал адмирал С.О. Макаров. После революции здание стали называть домом Вирена, по имени последнего Главного командира Кронштадтского военного порта — требовательного и придирчивого вице-адмирала Р. Н. Вирена, которого восставшие матросы закололи штыками во время Февральской революции 1 марта 1917 года на Якорной площади.
К зданию вплотную примыкает вытянутая казарма Минихова дома, построенная в 1714-1724 гг. вместе с остальными губернскими домами. В 1830-х годах часть казармы была передана Первому учебному морскому экипажу, тогда же была осуществлена ее перестройка, а также возведена новая казарма и служебные корпуса. Здание иногда фигурирует в документах под названием «казарма с минными классами» или «казарма с Минным офицерским классом и Минной школой».
Свернем теперь на Петровскую улицу, на которой можно увидеть некоторые другие губернские дома. Одним из таких зданий является «Образцовая казарма», построенная, наряду с другими губернскими домами, в 1717-1725 гг., а впоследствии расширенная (адрес: Петровская ул., 14).
Начало прогулки по Кронштадту см. тут:
Продолжение прогулки по Кронштадту см. тут: