к чему стремился господин журден
Журден — характеристика и образ героя в произведении Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
В конце XXVII века во Франции многие представители состоятельной буржуазии желали стать членами привилегированного сословия. Им казалось, что благодаря богатству у них есть такая возможность, и они смогут почувствовать себя настоящими аристократами. Подобных людей и высмеивает в своей замечательной комедии «Мещанин во дворянстве» великий писатель Мольер. Характеристика господина Журдена поможет полнее раскрыть его жалкие попытки сделать из себя дворянина.
Главная мысль пьесы
Мольер хотел показать своим читателям, как смешно и глупо выглядят люди, которые пытаются представить себя тем, кем не являются на самом деле. Разбогатевшие «выскочки» из простого сословия в те времена нередко стремились правдами и неправдами войти в круг высшего общества, чтобы потешить собственное тщеславие. Им казалось, что, проникнув в него, можно действительно стать благороднее. И для того, чтобы воплотить свои глупые желания, они готовы были на всё.
При этом большинство таких «мечтателей» не стремились расширить собственный кругозор, получить образование, развиваться как личность, обучаться наукам, искусству. Они желали только подражать внешней атрибутике: одежде, манерам, убранству домов знатных вельмож. И старались добиваться своего, не жалея на это никаких денег.
Центральный персонаж
Главный герой — зажиточный французский купец, который унаследовал от отца немалое состояние, и сумел неплохо приумножить его. Это говорит о том, что он вовсе не глуп, напротив, способен обеспечить себе и своим близким безбедное существование собственным трудом. А это дано отнюдь не каждому. Но для него имеет значение совсем другое. И вместо того, чтобы и дальше заниматься полезными делами и заботиться о своей семье, изо всех сил старается стать «благородным».
Жизнь этого человека замечательно устроена: он богат, имеет хорошую, порядочную жену, взрослую дочь. У них большой дом, множество слуг. Они могут позволить себе жить на широкую ногу, не отказываясь от удовольствий и развлечений.
Однако всего этого главе семейства недостаточно. Ему не нравится собственное происхождение. Он возжелал стать настоящим дворянином и даже позволил себе презрительно отзываться о своём отце. Ничто другое его не интересует и не занимает. Мечта приобрести дворянский титул заполонила господина Журдена и стала единственной его целью. Почтенный буржуа одержим маниакальной идеей, и ничто не может заставить его отказаться от неё.
Этот простой и необразованный мещанин не получил светского воспитания. Кратко характеризуя его образ, можно отметить, что у него:
Каждое слово и движение выдают в нём представителя мещанства. Желая «исправить» это, он нанял учителей, чтобы они научили его различным «премудростям», без которых не обойтись человеку благородного происхождения и тонкого воспитания. Он готов платить любые деньги, чтобы сделать из себя человека высшего света. И искренне уверен, что в скором времени ему это удастся. Комический образа господина Журдена особенно подчёркивает его непомерное самомнение, из-за которого он часто попадает в смешные ситуации.
Дурацкие костюмы
С самого начала действия пьесы господин Журден вызывает смех. Он пригласил к себе портного, чтобы тот поработал над созданием стиля и сшил ему новые наряды, такие, какие носят дворяне. Но то, что сотворил швейных дел мастер, выглядит настолько глупо и нелепо, что все окружающие не могут сдержать смех, видя хозяина дома, облачённого в эти нелепые одеяния. Жена заявляет ему, что он «вырядился, как шут» и все смеются над ним. Но тот не обращает внимания на её слова и продолжает гнуть свою линию. Его костюм составляют:
Смешон ли господин Журден в таком наряде? Конечно! Эта одежда выглядит на нём особенно нелепо. Но хитрый и расчётливый портной уверяет его в том, что именно так и одеваются аристократы. Ему важно получить побольше денег, а пан Журден готов платить щедро за всё, что, как ему кажется, способствует превращению его в дворянина. Одурачить его несложно, этот простодушный мечтатель начисто лишён вкуса и готов полностью довериться мнению тех, кто, как он считает, разбирается в этом лучше. И совсем не беспокоится о том, что домашние смеются над ним.
Учителя и их «науки»
Кроме одежды, Журден также решает изменить свои манеры. И для этого приглашает учителей, чтобы начать осваивать танцы, музыку, фехтование, а также философию.
Однако он не понимает того, что учиться — дело сложное, долгое и требующее серьёзных усилий. Ему хочется быстро и легко освоить искусство танцев, начать разбираться в музыке, овладеть навыками фехтования. А также понять философские трактаты, несмотря на то, что толком не осознаёт, для чего они нужны и что могут ему дать.
Необразованный человек, едва умеющий читать и писать, впервые услышав «мудрёные» слова, не может даже правильно произнести их. Учитель пытается хоть немного объяснить ему, что какое из них означает. Но Журден не стремится вникать в науку. Напрягаться не особо желает, цитата: «…слишком много трескотни, много всего наворочено» — говорит он философу.
Даже решив освоить хорошие манеры, Журден не хочет менять черты своего характера. В ответ на замечание о том, что светский человек должен уметь сдерживать свои страсти, он заявляет (цитатный пример): «Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика не удержит меня, когда я желаю беситься, если меня разбирает злость».
Учитель прекрасно понимает, что обучать этого сумасброда — дело совершенно безнадёжное. Однако не собирается отказываться от занятий, ведь получает за них хорошую плату.
Это же самое касается уроков танцев и музыки. И то и другое кажется ему простым, господин Журден убеждён в, что хорошо освоил менуэт и прочие изящные танцы. А также теперь умеет мастерски фехтовать. Учителя упорно убеждают его, что он делает огромные успехи, постоянно льстят, осыпая комплиментами. И даже устраивают драку между собой. Каждый из них доказывает, что именно его «наука» более всего необходима великовозрастному ученику, все они без конца льстят ему. И это тоже смешно.
Журден принимает все похвалы за чистую монету, считая, что получает их вполне заслуженно. Хотя совершенно ничему не сумел научиться. Зато стал грубо обращаться с женой и дочерью, а также со слугами.
Анализ произведения
Сюжет
Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.
Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.
Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.
Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.
Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.
Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.
Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан — переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.
Характеристика главных героев
Журден — главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.
Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.
Жена Журдена
Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.
Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.
Дорант
Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.
Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.
Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.
Маркиза
Маркиза Доримена — вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.
Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.
Возлюбленные
Люсиль и Клеонт — люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.
Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.
Фальшивая дружба
Мечтая попасть в светское общество, он приятельствует с графом Дорантом. Ему приятно, что этот аристократ называет его своим лучшим другом. Однако причиной тому служат не личные достоинства богатого мещанина, а его немалое состояние. А также наивность, падкость и на лесть. Граф постоянно выпрашивает у него в долг немалые суммы, которые обещает вернуть, как только сможет. Но, похоже, ничего возвращать он не собирается.
Госпожа Журден недовольна таким положением дел и не раз говорит мужу о том, что граф просто использует его. «Ты для него дойная корова» — заявляет она. Но тот не желает даже слушать её, и продолжает ссужать деньги при каждой просьбе.
Господин Журден неравнодушен к маркизе Доримене. Это одна из причин, почему он так захотел стать дворянином. Но в неё также влюблён граф. И отправляет ей дорогие подарки. Но тот ловко представляет их как свои собственные подношения, выдавая себя за богатого человека. И ни о чём не подозревающая маркиза принимает их как подарки от графа, выговаривая ему за то, что он растрачивает своё состояние.
Журден закатывает пышный приём в честь маркизы, на котором его жена устраивает ему разнос. Но он всё равно надеется на расположение маркизы, внимая «советам» графа.
На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он
Восьмое мая
Классная работа
ТЕМА: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.
Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» — как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала:
1. Где зародился классицизм?
В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.
1. Что означает классицизм?
(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)
1. Какую иерархию жанров установил классицизм?
(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;
средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;
1. Когда зародился классицизм в России?
(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).
1. Какие жанры популярны в русском классицизме?
(Трагедия и комедия).
1. Какие правила существовали в русском классицизме?
(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)
1. Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?
(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).
2. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»
Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.
«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.
Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.
Работаем над образом Журдена.
1. Каковы устремления Журдена?
(Журден – богатый мещанин. Он мечтает о своём социальном преображении:
желает приобрести титул и тем самым встать вровень со знатью. Журден хочет
преобразиться и внутренне: обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.
На старости лет он стал обучаться аристократическим манерам, завел у себя
дома целый штат учителей.)
Каким видится нам господин Журден? Только ли смешон этот персонаж?
(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»
Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей… когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)
Как Журден добивается поставленной цели?
(Журден слепо перенимает привычки и образ жизни дворян, ведь он готов «отрубить себе два пальца на руке, лишь бы … родиться графом или же маркизом».
Он нанимает учителей, от которых нет никакой пользы, устраивает для знатных особ роскошные обеды и празднества, дарит им драгоценности, дает деньги взаймы (заведомо без отдачи). Он готов терпеть неудобства и даже унижения, принимая их за привилегии знати: влезает в шутовской костюм, надевает узкие чулки, которые никак не натягиваются. Всё это вызывает насмешки окружающих.)
Почему Журден оказывается в комических ситуациях?
(Журден выглядит глупо, потому что его поведение не соответствует привычному образу жизни буржуа, потому что он нарушает привычный порядок, зря растрачивает деньги. Здравый смысл и практицизм соседствуют в нем с поразительным легковерием и глупостью. Герой с готовностью принимает за истину любую очевидную нелепицу, надеясь таким образом продвинуться к намеченной цели – высшему свету.)
На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он
непременно хотел стать дворянином?
(В сознании Журдена глубоко укоренилась мысль о превосходстве дворянства над всеми сословиями в государстве. Его богатый жизненный опыт на каждом шагу подтверждал привилегии и преимущества принадлежности к высшему классу. Войти в круг этих людей Журден считал возможным благодаря нажитому им состоянию. Стремление Журдена не было чем-то исключительным. Многие разбогатевшие буржуа мечтали о том же. Мольер лишь показал, до какого абсурда можно дойти, когда чувства мелки, стремления ничтожны, поступки вызывают заслуженную насмешку.)
6. Каковы для Журдена последствия его стремлений «во дворянство»?
(Журден своим новым образом жизни, своим безрассудством ставит себя в неестественное положение, становится беззащитным. Поэтому он оказывается игрушкой, источником удовольствия, а порой и существования людей, «благородных» по рождению, но заведомо недостойных и до крайности несимпатичных: графа Доранта и маркизы Доримены.)
В зятья только аристократа!
Разумеется, он хочет не только сам стать настоящим аристократом, но и породниться с благородной семьёй. И не желает выдавать свою дочь замуж за её возлюбленного, так как юноша не дворянских кровей. Он заявляет, что даст согласие лишь на её брак с аристократом, и не иначе.
Клеонт, жених Люсиль, дочери Журдена — вполне достойная партия. Этот молодой человек:
А главное, искренне любит девушку и мечтает жениться на ней. И та отвечает ему взаимностью. Мать Люсиль тоже за то, чтобы видеть его своим зятем. Однако отец, помешавшийся на устремлении в высшее общество, не хочет даже слышать об этом. И даёт жениху твёрдый отказ, желая во что бы то ни стало найти ей мужа из благородных и твёрдо решив поставить на своём. Никаких возражений даже не слушает. Для него важно только дворянство, личные достоинства жениха ему неинтересны.
Весёлое представление
Слуга Клеонта Ковьель составляет хитроумный план. Он устраивает спектакль, выдавая своего господина за сына турецкого султана. На такой брак дочери Журден, не подозревая обмана, разумеется, охотно соглашается. Его же самого наделяют «саном», что он также принимает всерьёз и раздувается от гордости: вот каков я теперь! Описание всей этой сцены — самый яркий момент в комедии.
Всё это было сделано не для того, чтобы наказать господина Журдена за его самодурство. Влюблённые получили возможность соединить свои судьбы, всё вышло именно так, как им хотелось. Даже слуги были довольны, ведь они тоже мечтали пожениться. Маркиза Доримена и граф Дорант также узаконивают свои отношения, при этом Журден наивно полагает, что это лишь игра, чтобы успокоить ревность его супруги.
Аристократ и мещанин
Анализируя пьесу «Мещанин во дворянстве», характеристику Журдена можно дополнить сравнением с графом Дорантом. Несмотря на весь комизм своего поведения, главный герой выглядит более симпатичным. В отличие от графа, Журден искренний и честный человек. В нём нет расчётливости, жадности, он не зарится ни на что чужое. Лицемерие и алчность обедневшего аристократа, ради денег готового угодничать перед мещанином и стремящегося оказываться поближе к чужому кошельку, делают этот образ отталкивающим.
Тем самым автор хотел подчеркнуть, что честность и порядочность человека вовсе не зависят от его происхождения. И многие представители дворянского сословия являются в сущности гораздо менее благородны, чем некоторые мещане.
Мещанин во дворчнстве
ТЕСТ ПО ПЬЕСЕ «Мещанин во дворянстве» Вариант 2
1.В каком городе происходят события комедии «Мещанин во дворянстве»?
А. Лондон; Б. Мадрид; В. Париж; Г. Рим.
А) трагедия; Б) комедия-балет; В) водевиль; Г) драма.
А) Доримене, Б) Николь, В) Люсиль
4. Кому принадлежат слова: «Я бы позволил отрубить два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом».
А) Журдену Б) Доранту. В) Клеонту
5. Кто произносит эти слова: “Г-н Журден, с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад”.
А) Доримена, Б) Дорант, В) Один из учителей
6. Кому чуть не отдал господин Журден весь кошелёк за то, что тот назвал его “Ваша светлость”, “Ваша милость” и “Ваше сиятельство”.
А) Учителю танцев Б) Доранту В) подмастерье портного
А) Госпоже Журден, Б) дочери ЛЮСИЛЬ, В) служанке Николь
8. Кто из действующих персонажей комедии » Мещанин во дворянстве «, обманывая господина Журдена, называет его своим наилучшим другом, «человеком очень благородным»?
А) Доримена, Б) Дорант, В) Клеонт
9. Как к господину Журдену относились окружающие?
А. Боялись гнева Журдена, который жестоко обходился со слугами;
Б. Смеялись над нелепым поведением мещанина;
В. Уважали острый ум и мудрость Журдена;
Г. Никто не замечал мещанина, считая его незначительной личностью.
10. Чему научил Журдена учитель философии?
А. Тому, что существуют гласные и согласные буквы; Б. Основам логики и этики;
В. Тому, что существует много теорий о сотворении мира; Г. Основам греческого стихосложения.
11. Из-за чего между учителями танцев, фехтования и музыки завязалась потасовка?
А. За то, что учитель фехтования убедил Журдена отказаться от уроков учителей танцев и музыки
Б. За то, что учитель фехтования заявил, что его искусство гораздо выше несерьезных занятий танцора и музыканта
В. За то, что учитель фехтования принялся обзываться, когда Журден предпочел ему танцора и музыканта
12. Какой еще учитель добавился в потасовку к дерущимся?
А. Учитель математики Б. Учитель философии В. Учитель истории
13. За рассказом Доранта о королевской опочивальне последовало:
А) 200 луидоров взаймы; Б) новый костюм для г. Журдена; В) поцелуй украдкой; Г) прощенье всех долгов
14. К чему стремился господин Журден?
А. Примкнуть к дворянству и высшему сословию;
Б. Заработать как можно больше денег и уехать в деревню;
В. Выдать единственную дочь замуж за богатого буржуа;
15. Музыку для заказанной господином Журденом серенады, написал:
А) учитель музыки; Б) его ученик; В) певица; Г) один знакомый дворянин.
Краткое содержание Мольер «Мещанин во дворянстве»
Есть литературные произведения, не теряющие актуальности спустя столетия. К ним в полной мере можно отнести комедию «Мещанин во дворянстве», с кратким содержанием которой предстоит ознакомиться читателю.
Действие происходит во Франции в XVII в. Автор пьесы, Жан Батист Поклен (настоящее имя Мольера), прекрасно знал обстановку, царившую в высшем обществе в те годы. Пересказ «Мещанина во дворянстве» не займет много времени: сюжет пьесы совсем прост. Однако, несмотря на лаконичность произведения Мольера, оно остается по-прежнему интересным: характеры, набросанные великим французским драматургом 17 столетия, не канули в прошлое.
Рассмотрим краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям.
Действующие лица
Прежде чем приступить к пересказу, необходимо вывести на сцену героев комедии. Вот они:
Кроме основных действующих лиц, есть и второстепенные. Это учителя, приходящие в дом Журденов, чтобы обучать главу семьи выбранным им дисциплинам: философии, танцам, музыке и фехтованию.
Помимо них, в пьесе представлены портной с подмастерьем, певцы и певицы, лакеи.
Очень краткий пересказ
Если очень кратко пересказать сюжет «Мещанина во дворянстве» Мольера, получится примерно следующее.
Человек незнатный, но богатый, господин Журден всеми силами старается ворваться в «круг избранных» — титулованных маркизов и графов. Но в высшее общество ему доступа нет, несмотря на то, что он обладает немалым богатством, полученным от отца.
Журден все же не теряет надежды осуществить задуманное. Ради того, чтобы о нем замолвили несколько слов в королевской опочивальне, он берет уроки танцев и философии, шьет себе «дворянское» платье, дает взаймы шарлатану-графу огромные суммы денег. Паясничество Журдена переходит всякие границы: он заигрывает с маркизой Дорименой, поскольку флирт принят в высшем обществе, он даже готов пожертвовать счастьем собственной дочери и согласен выдать ее замуж исключительно за того, кто обеспечит ему доступ в вожделенный высший свет.
Супруга видит, что муж совершает несуразные поступки, что он смешон и жалок в своих попытках подражания высшему обществу, смеющемуся у него за спиной, но при этом умело использующего Журдена в своих эгоистических целях. Она пытается наставить мужа на путь истинный, однако безрезультатно.
Тем временем Клеонт решает посвататься к Люсиль, так как оба уверены в чувствах друг друга и готовы к браку. Но господин Журден наотрез отказывает жениху, ссылаясь на его незнатное происхождение. Тогда проныра-слуга Ковьель придумывает гениальный ход: нарядив Клеонта сыном турецкого султана, он заверяет Журдена в пламенной любви этого «турка» к Люсиль. Обманутый Журден немедленно дает согласие на брак, между тем Дорант объясняется в любви к Доримене и делает ей предложение.
В итоге все герои счастливы: все добились своего, умело сыграв на нелепом стремлении Журдена выйти «из грязи в князи».
Краткое содержание по действиям
Действие первое
В 1 действии «Мещанина…» всего 2 явления. Автор представляет читателю учителей, пришедших обучать великовозрастного ученика всему, что должен знать и уметь настоящий светский человек. Они, как кажется, искренне стараются дать ему необходимые знания, но во время их беседы читатель понимает: главное для учителей – получить деньги за преподавание. Учителя догадываются: по-настоящему Журден учиться не желает.
Действие второе
Учитель танцев, затем учитель фехтования и наконец знаток философии по очереди дают Журдену уроки. Назревает ссора преподавателей, каждый из которых старается показать богатому клиенту, что именно его предмет – самый важный. Происходит драка, после которой наступает очередь философа попытаться дать Журдену хоть какие-то знания. Он хочет обучить последнего логике, но терпит фиаско: «ученик» лишь хвастается тем, что к нему ходят преподаватели, фактически же не желает дать себе труд освоить какую-либо науку. Философ сдается и рассказывает Журдену самые элементарные вещи. Журден влюблен в Доримену (вернее, почитает себя влюбленным), а потому, следуя светским обычаям, пишет этой знатной даме письмо с объяснением в чувствах. Письмо получается глупым, философ пытается его исправить, но Журден настаивает на своей версии.
Приходят портной с подмастерьем, одевают Журдена в немыслимый наряд, модный в великосветском обществе, но сидящий на мнимом «дворянине» смешно и нелепо.
Журден, одетый по последней моде
Действие третье
Является госпожа Журден, все еще не потерявшая надежду втолковать мужу, насколько он смешон в своих жалких попытках изобразить знатного господина. Ничего не помогает, Журден непоколебим.
В разгар беседы мужа и жены на сцену является Дорант, как обычно, пришедший занять у «дойной коровы» побольше денег. «Разве я могу отказать такой особе, которая еще утром говорила обо мне в королевской опочивальне?» — ликует «знатный» господин Журден и дает проходимцу еще 200 луидоров. За это граф обещает привести на ужин маркизу Доримену.
В явлениях 7, 8 и 9 завязывается новая интрига: госпожа Журден велит Николь передать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и вот уже Клеонт готов идти к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.
В 12-м явлении происходит разговор отца с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Незнатное происхождение и нежелание Клеонта приврать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному итогу: Журден наотрез отказывает ему.
Тут слуге Ковьелю приходит на ум идея: надо разыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Столь знатному господину Журден отдаст дочь, даже не спрашивая ее согласия!
Тем временем наступает час праздничного ужина, на который Журден пригласил Доримену. Ее приводит под руку граф. Начинается балет, после которого должен состояться роскошный пир. Хитрый Дорант легко обводит тщеславного Журдена вокруг пальца, уверяя маркизу, будто все подарки несостоявшегося «дворянина» — на самом деле от него.
Господин Журден приветствует маркизу Доримену
Действие четвертое
Идет пир. Господин Журден изо всех сил любезничает с маркизой, будучи уверенным в том, что ему удалось разбудить в ее душе любовный пожар. Ловкий Дорант намеренно вводит в заблуждение обоих, рассказывая Доримене о подарках, сделанных за счет простодушного мещанина, а Журдену – о том, как необходимо вести себя в высшем обществе, дабы понравиться прекрасной даме. В разгар веселья неожиданно появляется госпожа Журден, давно подозревавшая мужа в попытке ей изменить. Она разгоняет пирующих и уходит.
Тут к Журдену лакеи вводят «толмача» — переодетого Ковьеля. Он рассказывает хозяину дома о визите сына турецкого султана, а также о том, что этот знатный господин влюбился в Люсиль и просит ее руки.
Пройдоха Ковьель ловко сочиняет настоящую сказку, уверяя Журдена в том, что отец его на самом деле был вовсе не торговцем тканями, а благородным дворянином, тканями же он занимался исключительно потому, что хорошо разбирался в них и «отдавал друзьям за деньги».
Журден готов поверить любой небылице, хоть немного приближающей его к мечте стать в одночасье знатным человеком. Почва подготовлена: можно действовать дальше. Ковьель делает решительный выпад, заявляя, что «турок» вот-вот явится.
Действительно, вскоре входит Клеонт, переодетый турком. Его сопровождает поющая и пляшущая свита. Следует описание обряда, наскоро превращающего нашего мещанина в «турецкого дворянина» — мамамуши. Теперь он – человек знатный, следовательно, сын турецкого султана легко может свататься к дочке мамамуши, не уронив своего достоинства.
«Сын турецкого султана» Клеонт и Журден
Действие пятое
Побитый палками в процессе обряда «обращения во дворянство» Журден, облаченный в немыслимый костюм, встречает свою супругу, которая уверена, что муж ее «совсем с ума сошел».
Между тем у Доранта с Дорименой тоже происходит объяснение: маркиза дает согласие выйти замуж за Доранта, дабы получить возможность распоряжаться и его сердцем, и его состоянием. Она ведь еще не знает, откуда граф брал деньги на великолепные презенты.
Приглашают Люсиль, которая быстро узнает возлюбленного и немедленно дает согласие на брак, прежде ею решительно отвергаемый. Подходит и госпожа Журден, Ковьель тихо растолковывает ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также легко соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на ее союзе с Клеонтом.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена – за Доранта, Николь – за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден одурачен, все счастливы, каждый получил то, к чему стремился.
Основная идея пьесы
Прочитать краткое содержание рассказа Мольера можно быстро. Мольер писал его для постановки в театре, поэтому многое, что трудно выразить словами на бумаге, передают актеры при помощи жестов и мимики.
И все же, основная мысль ясна сразу. Господин Журден пытался попасть в то общество, которое было ему недоступно, и двигало им исключительно тщеславие. При этом он был не в состоянии перенять истинную суть этого другого общества, он не мог разделить интересы его членов, не мог понять их вкусов. Все, что он делал — лишь попытки внешне соответствовать облику вылощенного, холеного светского человека, но и они проваливались.
Эти жалкие потуги «прыгнуть выше головы» вызывали у окружающих смех и презрение. Автор старается донести до современников мысль о том, что не стоит терять время и деньги на то, чтобы казаться тем, чем ты не являешься на самом деле. И эта мысль нисколько не утратила остроты в наши дни: как часто мы подражаем кому-то, забывая о том, что куда важнее проживать свою, настоящую жизнь, а не играть никому не нужную роль, превращаясь в комедианта. Важно найти в жизни собственное место и стремиться делать то, что ты можешь делать хорошо, развивать свои таланты и умения, а не пытаться примерить чей-то костюм: велика вероятность, что он окажется узок или, напротив, слишком велик.
Такие «Журдены» есть и будут во все времена. Задача человека – никогда не уподобляться им, а строить жизнь так, как подсказывают душа и разум, без ориентации на тех, за кем гнаться бессмысленно.