к чему стремился коммунизм
Что такое коммунизм: суть идеологии и политика, военный коммунизм
Коммунизм – от латинского communis – «общий». Общественный строй, идеей которого является общая собственность и социальное равенство. Главный принцип коммунизма: «Каждый – по способностям, каждому – по потребностям!».
В отличие от социализма коммунизм нацелен на то, чтобы общими были не только средства производства, но и результат труда. При социализме государство не исключает денежных и рыночных отношений, при коммунизме же они считаются пережитком прошлого.
Основоположники идей коммунизма
Подобная ситуация сложилась в связи с развитием промышленного производства и быстрым ростом числа наемных рабочих.
В то время немецкий философ, писатель и экономист Карл Маркс и его единомышленник историк и предприниматель Фридрих Энгельс создали первую международную партию «Союз коммунистов» и составили «Манифест коммунистической партии», в котором объявили, что гибель капитализма необратима.
Карл Маркс. Источник: Википедия
Они описали, как следует пошагово перейти к новой, коммунистической общественной формации.
«Манифест коммунистической партии». Источник: Википедия
Так, идея коммунизма заключалась не в том, чтобы разрешить конфликт между пролетариатом и буржуазией, а в том, чтобы устранить буржуазию как класс в принципе.
В дальнейшем идеология, которая была принята в 1920-х годах в СССР, получила название «марксизм-ленинизм». По мнению последователей, Владимир Ленин развил учение Маркса и воплотил его в жизнь.
Суть коммунизма
Они утверждали, что в будущем будет навсегда покончено с несправедливостью и эксплуатацией труда, а каждый гражданин сможет внести личный вклад в управление государством. Прийти к этому предлагалось такими методами:
Частная собственность должна быть устранена как явление;
Вся собственность будет находиться в общем пользовании;
Общественные интересы – выше личных;
Формирование у человека установок на бескорыстный труд в противовес заинтересованности в деньгах.
Еще одной идеей коммунизма являлось формирование «нового» человека. Большое внимание уделялось идеологическому воспитанию молодежи. Юноши и девушки должны были принимать основные коммунистические взгляды и следовать им в повседневной жизни.
Образование предлагалось сделать бесплатным, а религия должна быть исключена из жизни общества.
Военный коммунизм
Военным коммунизмом называлась внутренняя экономическая практика Советского государства в 1918-1921 годах в период Гражданской войны.
Чертами военного коммунизма была национализация банков и промышленности, запрет частной торговли, монополия государства на сельскохозяйственные продукты, принудительная трудовая повинность, введение налога на хлеб и другие продукты для крестьян – продразверстка.
«Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих», – объяснял позже Ленин.
Коммунизм как политическая идеология и социальная доктрина
Коммунизм (от латинского communis – общий) – это идеология, направленная на создание бесклассового, безгосударственного общества, основанного на совместной собственности на средства производства. Его можно рассматривать как ответвление от более широкого социалистического движения. Это общественно-экономическая формация, в основе которой лежит общественная собственность на основные средства производства.
С точки зрения теоретиков коммунизма, это учение способно преодолеть взаимную изоляцию труда и сделать возможной свободную самореализацию человека в материальном и духовном производстве. Конечная цель коммунизма – создать условия для всестороннего развития каждого человека и общества в целом. Концепция коммунизма наиболее развита в марксизме.
Сами теоретики коммунизма не могут дать единого определения коммунизма. Согласно Энгельсу, коммунизм – учение об условиях освобождения пролетариата. По мнению Мао Цзедуна, коммунизм – это прочная идеология пролетариата и одновременно новый общественный строй.
Также коммунизм имеет следующие значения:
Марксисты описывали ранние формы человеческих социальных организаций как примитивный коммунизм. Однако коммунизм как политическая цель – предполагаемая форма социальной организации будущего.
Коммунизм как идеология
Коммунистическая идеология стала основой деятельности коммунистических партий всего мира в ХХ в. Игнорируя конкретные особенности коммунистического воображения, коммунистические партии сосредоточили своё внимание на вопросе захвата власти и движущих силах революционной борьбы.
Сначала они были нацелены на вооружённый захват власти пролетариатом. Затем подавляющее большинство коммунистических партий отказалось от вооружённого восстания и перешли на легитимные способы борьбы. После Второй мировой войны коммунистические партии легально пришли к власти в Восточной Европе. До конца 1950 г. большинство коммунистических партий мира рассматривали советскую структуру как модель коммунистического общества.
Коммунизм основан на системе взглядов, отстаивающих следующие ценности:
Теоретики объясняют революцию по-разному. Например, Китайская революция была вовлечена в военный конфликт между китайскими красными войсками и китайскими националистами. Революция во Вьетнаме характеризовалась партизанской войной между севером и югом. В результате Кубинской революции к власти пришли представители партизанского движения, собравшиеся вокруг Фиделя Кастро и Че Гевары.
Независимо от конкретной формы, коммунистическая революция имела тенденцию заменять «эксплуататорский класс» в качестве господствующего класса и создавать общество без классовых разделений, что теоретически было бы предвестником последней стадии – коммунизма.
Коммунисты используют определённую символику. Серп и молот – это символ международного рабочего движения, использующего идею коммунизма (и так называемой диктатуры пролетариата).
Коммунизм – это концепция, которая относится как к прошлому (ранний общинный коммунизм), так и к будущему. Идеология коммунизма ставит целью построение высокоразвитого общества со своими классами, товарно-финансовыми отношениями и достижениями (свобода человека, экономические выгоды, высокая культура и др.).
Понятие равенства людей при коммунизме
Равенство людей при коммунизме не означает нивелирование различий между людьми. Напротив, согласно первоначальной теории, коммунистическое равенство состоит в том, что оно является условием развития индивидуальности всех членов общества.
Общество одинаково для всех создаёт условия для всестороннего развития способностей и талантов, поднимает каждого на более высокую ступень человеческой культуры. Такой уровень развития членов общества позволит им заниматься любой деятельностью. Это не только результат, но и условие общественного производства, развития деятельности, способа бытия человека.
Коммунистическое общество понимается как общество умных, здоровых, творческих, универсально развитых личностей, уровень общей культуры которых позволит в процессе своей жизни с лёгкостью осваивать новые виды деятельности и переходить от одного вида интересной для них общественно-необходимой деятельности к другому. В этом по мнению теоретиков коммунизма состоит преодоление противоречий между универсальной сущностью человека и ограниченным односторонним существованием человеческих индивидов в классовом обществе.
Теория перехода от социализма к коммунизму
Советские социологи предлагали сложную теорию перехода от социализма к коммунизму. Программа перехода к коммунизму предполагала следующие меры:
Однако после того, как Никита Хрущёв был отстранён от должности, программа перехода застопорилась. Появилось понятие «развитый социализм», и переход к коммунизму был отложен на неопределённый срок. С 1960-х годов наблюдается распространение «научной фантастики», описывающей будущее коммунистическое общество в СССР (например, в романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» или «Час быка»).
Коммунизм как политическая доктрина
Коммунизм обозначает разнообразные политические движения, борющиеся за установление, с одной стороны, бесклассового и безгосударственного общества, а с другой – против капиталистической эксплуатации и экономического отчуждения класса пролетариата.
Среди коммунистов существует значительное количество интерпретаций, двумя главными из них являются марксизм и анархизм. Первое разделение в коммунистическом движении произошло между марксизмом и анархизмом во время Первого Интернационала (1864-1876 гг.). Тогда идеи коммунизма стали неразрывно связываться с учением Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Во времена I, II, III Интернационала доминировало убеждение, что коммунизм – это общественно-экономическая формация, которая приходит на смену капитализму. Первой фазой коммунизма является социализм. На этапе социально-экономической зрелости социалистического общества происходит постепенный переход к коммунизму.
В ХХ в., особенно после Октябрьской революции 1917 г. в России, влияние на мировой политический порядок имели больше марксисты, чем анархисты (непосредственно через «Манифест коммунистической партии» или опосредованно – через марксизм-ленинизм). Вместе с созданием СССР и так называемого «социалистического лагеря» (особенно с победой сталинизма), утверждается режим государственного коммунизма, противоречащего принципам и задачам коммунизма.
Классовая борьба играет центральную роль в марксизме. Согласно этой теории, установление коммунизма соответствует концу любой классовой борьбы, а классовое разделение людей исчезает.
В различных сферах политической жизни коммунизм всегда рассматривается как крайняя позиция. При традиционном линейном делении на левых и правых он помещается в крайнее левое положение, поэтому рассматривается как тенденция более радикальная, чем социализм. Таким образом, он является полярным противником правых доктрин, особенно крайне правых (фашизма).
Некоторые исследователи, однако, отмечают, что это деление слишком упрощено, и на практике крайние политические позиции схожи между собой. При таком расположении некоторые варианты коммунизма имеют много общих черт (например, антииндивидуализм, антиэлитизм) с ультраправыми идеологиями. И коммунизм, и фашизм противопоставляются либерализму с его индивидуализмом.
Коммунизм как государственный строй
Коммунизм также является названием политической и экономической системы, введённой в странах, где к власти пришли коммунисты. Такие государства назывались коммунистическими и противопоставлялись либеральным демократиям с рыночной экономикой.
Сами коммунисты чаще всего называли государства, в которых они правили, социалистическими государствами. Они указали, что коммунизм как бесклассовая система – это цель, которую необходимо преследовать. Согласно марксистской доктрине, государство должно было исчезнуть с достижением коммунизма. Позже, однако, коммунистические активисты переосмыслили указания Маркса, указав, что при коммунизме государство только изменит свой характер. Оно будет характеризоваться гораздо более высокой формой организации и не будет отчуждаться от общества.
В начальный период коммунисты указывали, что формой правления в социалистических странах была диктатура пролетариата. С 1970-х гг. эту систему называли реальным социализмом. Официальными названиями социалистических государств чаще всего были: социалистическая республика, республика или народная демократия.
Коммунистические государства не имели единой формы. В таких странах власть чаще всего осуществляла коммунистическая партия. Была однопартийная система или гегемонистская партийная система. Структуры доминирующей партии были тесно связаны со структурами государства. Экономика контролировалась централизованно. Частные предприятия были ликвидированы, а их имущество национализировано.
Коммунистические партии осуществляли принудительную коллективизацию села, полностью проведённую в СССР в 1929-1934 гг. и в КНР (система народных коммун). Был введён принудительный труд. Официальная идеология в странах, где правили коммунисты, была одной из разновидностей коммунистической идеологии (марксизм-ленинизм, сталинизм, маоизм).
Велось идеологическое классовое противостояние. Свобода слова и СМИ была ограничена. Также существовала официальная политика секуляризации (государственного атеизма, преследования клира и верующих). Гражданам был запрещён свободный выезд за границу. При этом в большинстве коммунистических стран (СССР, Китай, Северная Корея и др.) жители могли свободно перемещаться по стране и менять место жительства.
Коммунистические партии
Коммунистические партии – это общее название марксистских политических организаций в ряде стран мира. Коммунистические партии возникли в середине XIX в. в связи с тем, что наёмные рабочие стали основным классом, а коммунистическое мировоззрение было идеологически обосновано.
Рабочее движение до Карла Маркса и Фридриха Энгельса носило только местный характер. Идеология Маркса была направлена на создание нового общества, в котором рабочий класс не истёк бы кровью. Для этого вожди пролетариата должны были превратить рабочих в организованную силу.
Коммунистические партии были созданы для подготовки и осуществления революционных изменений, которые привели бы их страны к обществу, основанному на плановой коллективизации.
В 1903 году Ленин разработал теорию о том, что рабочий класс Коммунистической партии был высшей формой революционной организации и составлял основу Коммунистической партии. С тех пор во многих странах мира появлялись коммунистические партии, считающие себя «защитниками интересов трудящихся в борьбе за социальный прогресс, демократию и мир». В определённые периоды они создавали свои собственные международные организации и осуществляли другие виды сотрудничества.
Течения
В коммунистическом движении существует множество течений, в том числе:
Различные ответвления советских (которые критики называют сталинизмом) и маоистских интерпретаций марксизма-ленинизма образуют особую ветвь коммунизма, которая, в отличие от других, была основным направлением коммунизма в мировой политике на протяжении большей части XX века. Троцкизм как конкурирующее течение не был столь популярен. В начале XXI в. коммунистическая идеология и коммунистические партии преобладали в следующих странах: Китае, Северной Корее, Лаосе, Вьетнаме, Непале и др.
Ранние этапы становления коммунистических идей
Первые коммунистические идеи провозглашались ещё в античной Греции, в частности – в произведениях Платона и Аристотеля.
Платон, выступая против софистов, отстаивал идею всеобщего блага в государстве. Ради общественного блага в идеальном государстве Платона запрещена частная собственность.
Аристотель в сочинении «Политика» критиковал и отстаивал необходимость частной собственности. При этом он выдвинул не менее важную для становления коммунизма идею снятия общественного разделения труда по возрастному признаку, а также идею того, что общество должно создавать условия каждому гражданину для универсального развития.
Раннее христианство также выдвигало круг идей, имевших значение для становления коммунизма. В какой-то мере христианство первоначально было религией рабов, стремящихся к уничтожению своего рабского положения. Поэтому равенство людей в раннем христианстве трактовалось как равенство перед Богом.
Современное понимание коммунизма имеет свои корни в гуманистических идеях представителей французского просвещения. Французские просветители, в частности Ж. Ж. Руссо пришли к пониманию неравенства людей как неравенства собственности. Общая гуманистическая направленность идей, которые развивали просветители, выкристаллизовалась в лозунге французской буржуазной революции «Свобода, равенство, братство».
Эти идеи оказали значительное влияние на становление французского социализма, который был важной ступенью становления теории коммунизма. Критика общества частной собственности является неотъемлемой частью развития коммунистических идей. Коммунизм был идейным выражением исторической необходимости преодоления частной собственности на средства производства. На первых порах он выступает как распространение отношений частной собственности на всё общество.
Анри Сен-Симон выдвигал идею общества, управляемого на началах разума, развития науки и промышленности. Он выдвинул идею о том, что политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и процессами производства, то есть выдвигает мысль о необходимости отмены государства. По Сен-Симону, промышленное производство (и, соответственно, промышленный труд) является основой общественного богатства и общественного развития. Он выступает за господство промышленников и улучшения положения рабочих.
Шарлю Фурье первому принадлежит мысль, что в обществе степень эмансипации женщины является естественным мерилом общей эмансипации общества. Весь предыдущий ход истории он делит на четыре ступени:
Последняя совпадает у него с буржуазным обществом. Фурье критиковал цивилизацию. По его мнению, цивилизация представляет собой сложную лицемерную форму существования всяком порока, она практикует варварство и является источником бедности.
Роберт Оуэн высказывал коммунистические идеи, но попытался адаптировать их под условия полноценной жизни и развития рабочих Нью-Ланарка. Оуэн видел основу будущих общественных преобразований в прогрессе технологий, которые служат лишь для обогащения единиц и порабощения трудящихся масс. По его мнению, их можно использовать для обогащения всего общества. Такое использование и общественная собственность позволят создать условия, где люди будут работать ради общего благосостояния. По мнению Оуэна, на пути дальнейшего развития общества стоят частная собственность, религия и существующая форма брака. Он также внёс вклад в развитие рабочего движения в Англии.
Марксизм
Дальнейшее развитие коммунизма как идейного течения нужно рассматривать в контексте марксизма. Карл Маркс развивал современное понимание коммунизма начиная с критики коммунизма и последовательного её проведения.
Маркс критически переосмыслил утопический «грубый и непродуманный коммунизм». Для такого грубого коммунизма общность – это общность имущества, а равенство – равенство заработной платы, в то время как общество выступает в отношении отдельных членов как капиталист, обладающий общественным богатством на основе частной собственности.
По мнению Маркса, такая отмена частной собственности в пределах идей грубого коммунизма не является её преодолением. Именно поэтому такой коммунизм, как последовательное выражение частной собственности, отрицает личность человека и пытается абстрагироваться от всего, чем люди не могут обладать на основе частной собственности.
Постоянно стремясь к обогащению, капитал развивает средства производства, и создаёт материальные предпосылки для развития богатой индивидуальности, других общественных отношений может быть одинаково всесторонняя и в своем производстве, и в своем потреблении. Эти материальные элементы являются условием того, что труд будет выступать как полное развитие универсальной деятельности каждого человека.
Становление коммунизма, по мнению Маркса, является возвращением человека к самому себе как человеку общественному. Именно поэтому преодоление частной собственности понимается как преодоление отчуждённого характера труда, то есть – общественного разделения труда.
Большевизм
К концу XIX в. коммунизм в царской России приобрёл характер, отличный от марксизма в остальной Европе. Первой крупной фигурой в русской марксистской мысли был Георгий Плеханов, более поздний критик Ленина и большевиков и сторонник демократической формы социализма. Работы Плеханова были основаны на предположении, что России, менее урбанизированной и индустриализированной, чем Западной Европе, нужно гораздо больше лет, чтобы подготовиться к пролетарской революции. Ему также должен предшествовать период демократии.
В 1898 г. была основана Социал-демократическая рабочая партия России (РСДПР). В 1903 г. она распалась на две фракции:
Христианский коммунизм
Христианский коммунизм – одна из форм религиозного коммунизма основанная на христианстве. Эти богословские и политические течения основаны на мнении, что учение Иисуса Христа должно заставить христиан поддерживать коммунизм как общественный строй. Хотя не существует единого мнения, когда зародился христианский коммунизм, многие христианские коммунисты утверждают, что есть доказательства из Библии о том, что первые христиане (в том числе и Апостолы) создали собственное небольшое коммунистическое общество в первые годы после смерти и воскресения Иисуса Христа.
Христианский коммунизм можно рассматривать как радикальную форму христианского социализма. Христианские коммунисты могут не соглашаться с различными идеями марксизма, но, как и марксисты, они считают, что капитализм поощряет отрицательные аспекты человеческой природы. Капитализм, по их мнению, вытесняет ценности милосердия, доброты, справедливости в пользу жадности, эгоизма и слепого честолюбия.
Еврокоммунизм
В 1970-1980-х гг. еврокоммунизм начал использоваться для обозначения политики западноевропейских коммунистических партий, которые стремились порвать с традицией некритической и безоговорочной поддержки Советского Союза. Это были умеренные, реформистские коммунистические партии Западной Европы. Они не поддержали СССР в его антигуманной и захватнической политике.
Такие партии были политически активны и оказали значительное избирательный электорат в таких странах как:
Критика коммунизма
Многие писатели, общественные и политические активисты, мировые лидеры, журналисты и др., критиковали коммунистические режимы и коммунистическую идеологию. Среди них:
Некоторые, как Стефан Куртуа, заходят так далеко в своей критике, что приписывают все нарушения прав человека и предполагаемые десятки миллионов смертей в течение XX в. коммунистическим режимам в этих странах. Некоторые авторы считают правление Сталина в Советском Союзе, Мао Цзэдуна в Китае и Пол Пота в Камбодже ключевым аргументом против коммунизма (и марксизма в частности).
По разным оценкам, за семь десятилетий лишь в результате гражданских войн, а также кампаний террора и голода, организованных коммунистами, было убито не менее 90 миллионов человек, или почти 5% населения стран, находящихся под частичным или полным контролем коммунистов.
Прямая критика марксизма относится к действующей теории ценностей или к предсказаниям Маркса. Однако, поскольку коммунистические партии вне Варшавского договора (в Западной Европе, Азии, Латинской Америке и Африке) различаются идеологически, критика, применимая к одной стороне, может не иметь отношения к другой.
Почти все коммунистические партии поддерживают вмешательство государства для достижения экономического равенства и сокращения (или отмены) классовой системы, основанной на богатстве. На философском уровне коммунизм лучше всего сочетается с либертарианством. Либертарианцы являются последовательными противниками коммунизма, и большая часть их критики основана на убеждении, что вмешательство государства снижает финансовую инициативу и предпринимательство, что приводит к появлению немотивированной, неэффективной и бесполезной рабочей силы. Либертарианские социалисты, с другой стороны, выступают за коммунизм, но против государственного вмешательства.
Многие исследователи считают, что коммунизм был альтернативной религией или псевдорелигией с официально написанными писаниями (сочинениями Маркса и Энгельса) и требованием слепой веры со стороны сторонников идеологии.