к чему такая трата проповедь
Толкование Евангелия на каждый день года.
22 февраля
Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
«Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Очевидно, Симон был когда-то прокаженным, и получил это имя за свою болезнь. И если он принимает гостей, значит, он теперь исцелился. Больше мы ничего не знаем о нем. Что касается женщины — даже имени ее не дано. Все повествование сосредоточено на том, что он совершила.
Ее поступок был совершенно неразумен. Невозможно видеть, как такая огромная сумма тратится в одно мгновение. Цена мира составляла триста динариев. Триста динариев — это триста рабочих дней деревенского труженика. На двести динариев можно было накормить хлебом пять тысяч человек, как мы читаем в другом Евангелии (Ин. 6, 7). Чудо любви, которое Господь совершил, насыщая пять тысяч человек пятью хлебами, соединяется с чудом этого приношения. Оно столь же драгоценно, потому что в нем — выражение ответной любви ко Господу.
«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?» Там были те, кто дал объяснение этому худшее, чем оно заслуживало. Они сказали, что это была пустая трата. Они изображали заботу о нищих: «Можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Любовь к нищим не может быть оправданием отсутствия любви ко Христу. Как часто строгий суд любящим Бога выносят те, кто, находясь в Церкви, не знают, каким сокровищем она обладает. «Какая напрасная трата», — говорят они, не понимая, что без первой заповеди о любви к Богу никогда не может быть исполнена вторая заповедь о любви к человеку. Этот «здравый смысл», который все более торжествует в мире, может вторгаться и в Церковь.
Христос же видит в поступке этой женщины явление великой веры и великой любви. Она приносит свой дар прежде Его страданий, приближение которых ощущается только любящей душою. «Она доброе дело сделала для Меня, — говорит Господь. — Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». В том, что делает женщина, Господь видит нечто более важное, чем заботу о нищих. Речь идет о помазании Его тела, которое она не сможет совершить после Его смерти. Когда три жены-мироносицы придут ко гробу в воскресенье утром с ароматами в руках, чтобы исполнить положенное, тела Господа уже не будет во гробе.
Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой — не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви — которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей?
Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь. Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже.
Напрасная трата (расточительность)
Напрасная трата (расточительность).
«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою:
к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать
его более, нежели за триста динариев, и раздать
нищим. И роптали на неё» (Мар. 14, 4-5).
…Что значит напрасная трата? Напрасная трата означает,
прежде всего, дать больше, чем нужно. Если одного
рубля достаточно, чтобы заплатить за какую-нибудь
вещь, а вы даёте за неё сто рублей, то это напрасная
трата, это расточительность. Если достаточно
дать 50 грамм, а вы даёте 1 килограмм, то это напрасная
трата продукта. Если 3 дня достаточно для выполнения
какой-нибудь работы, а вы проводите над ней 5 дней
или целую неделю, то это напрасная трата времени.
Напрасная трата означает потратить слишком много на
то, что не имеет ценности. Если кому-нибудь дают
больше, чем он заслуживает, то это напрасная трата,
Но вспомним, что Господь хотел, чтобы повествование
о том, что сделала Мария, сопутствовало проповеди
Евангелия. Почему? Потому что Господь хочет,
чтобы проповедь Евангелия воспроизвела в нас нечто,
подобное тому, что сделала Мария, то есть, чтобы приходящие к Нему и мужчины и женщины отдавали себя
Ему без ограничения, чтобы они «расточили» себя для
Него. Такой плод желает Господь.
Нам надо рассмотреть этот вопрос «расточения»
зрения других учеников. И для этого мы сравним
эти два параллельных места:
Иоан. 12, 4-6: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев
и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы
заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел
при себе денежный ящик и носил, что туда опускали».
Мат. 26, 8-9: » Увидевши это, ученики Его вознегодовали
и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было
бы продать это миро за большую цену и дать нищим».
Все двенадцать учеников считали поступок Марии
расточительностью. В глазах Иуды, который никогда
не назвал Иисуса «Господом», конечно, всё, что было
принесено Ему в дар, являлось напрасной тратой. С точки
зрения Иуды не только драгоценное миро, но и
простая вода была бы также напрасной тратой. Здесь
Иуда представляет мир, в глазах которого служение
Господу и отдача самих себя Ему и на служение Его
делу является напрасной тратой. Господь Иисус никогда
не был любим этим миром, для Него никогда не было
места в сердцах людей этого мира; следовательно,
всё, что принесено Ему в дар, считается напрасной тратой.
Говоря о христианине, они скажут: «Этот человек
мог бы занять видное положение в этом мире, если
бы он не был христианином!» Если человек обладает
способностями или какими-нибудь природными
качествами, то в глазах этого мира такой человек делает
ошибку, отдавая себя на служение Господу. Они
считают, что такие люди слишком ценны, чтобы принести
их в дар Господу. Они скажут: «Какая напрасная
трата жизни, которая могла бы быть полезной!»
Разрешите мне поделиться с вами одним переживанием
из моей личной жизни. В 1929 году я вернулся
из Шанхая в свой родной город Фоошов. Однажды,
когда я шёл по улице, опираясь на палку из-за сильной
слабости и моего расшатанного здоровья, я встретил
одного из моих бывших преподавателей университета.
Он пригласил зайти с ним в чайную, и мы сели
за столик. Он осмотрел меня с головы до ног и, наконец,
сказал: «Да, знаете. В годы вашего пребывания
в университете мы очень ценили вас, и мы возлагали
большие надежды на вас. Мы надеялись, что вы совершите
великие дела. Скажете ли вы, что вы действительно
достигли чего-нибудь?» Он задал мне этот вопрос
оскорбительно резким тоном, остановив на мне
свой пронизывающий взгляд. Я должен сознаться,
что в первый момент я готов был зарыдать. Моя карьера,
учивший меня юридическим наукам, сидел рядом
и спрашивал меня: «Вы до сих пор ничего не достигли,
никакого успеха, никакого прогресса? Вы не выявили
себя ни в какой отрасли?»
узнал, что значит иметь «Дух славы», почивающим
на мне. Мысль о том, что я отдал свою жизнь моему Господу, наполнила мою душу славой. Поистине, Дух славы
почил на мне в этот момент. Я поднял глаза и без
всякого колебания ответил: «Господи, я славлю Тебя!
Это самое лучшее, что я мог сделать. Путь, который
служение Господу было напрасно потерянной
к тому, чтобы мы действительно оценили Господа,
признав Его высочайшее достоинство.
Итак, Иуда считал это напрасной тратой. Смысл сказанного им такой: «Мы могли найти лучшее применение
этим деньгам, мы могли бы использовать их
более рационально. Есть много бедных людей. Почему
бы не употребить их на благотворительность или
не посвятить их на общественные нужды для оказания
помощи несчастным? К чему расточать это у ног
Иисуса?» (Иоан. 12, 4-6). Мир всегда рассуждает так:
«Разве ты не можешь найти лучшее применение твоей
жизни? Не можешь ли ты лучше сделать что-нибудь
для себя самого? Ты слишком далеко заходишь,
целиком посвящая себя и свою жизнь Господу».
Но если Господь достоин этого, то как же можно
говорить о напрасной трате? Господь достоин того,
чтобы Ему служили. Да буду я узником Его, Он достоин
этого. Он достоин, чтобы я жил только для Него.
Он достоин этого! Не имеет никакого значения,
что думает мир. Господь сказал: «Оставьте её». Так
что не будем смущаться. Пусть люди говорят, что им
угодно. Мы можем смело положиться на эти слова
нашего Господа: «Она доброе дело сделала». Не всякое
доброе дело сделано для бедных. Отдавая себя
Господу на служение, мы поистине делаем доброе дело.
Когда наши глаза открыты на высочайшее достоинство
нашего Господа, тогда ничего не может быть
слишком ценным для Него.
Но не будем слишком задерживаться на Иуде. Постараемся
понять отношение других учеников, потому
что их взгляд нас больше затрагивает, чем мнение
Иуды. Нас не беспокоит то, что говорит мир. С мнением
мира мы мало считаемся, но мы придаём большое
значение мнению других верующих, которые должны
бы были нас понимать. Однако мы видим, что
другие ученики выражают такое же мнение, как и Иуда;
они не останавливаются перед тем, чтобы высказать
своё недовольство, своё негодование. «Увидевши это,
ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую
цену и дать нищим» (Мат. 26, 8-9).
Мы знаем, что существует распространённое мнение
среди христиан, которые говорят: «Постараемся добиться
как можно большего результата, затратив как
можно меньше». Но такое мнение не соответствует тому,
что мы видим здесь. Постараемся примером пояснить
это. Не говорили ли вам когда-нибудь, что вы
губите вашу жизнь, не имея определённых занятий?
Обычно говорят: «Эти люди должны бы были поступить
на ту или другую службу. Они могли бы оказать
ценную услугу в том или ином полезном обществе.
так, они имеют в виду только «пользу». Всё должно
быть использовано с полной продуктивностью и
соответственно их взглядам.
Некоторые христиане обеспокоены, потому что им
кажется, что дорогие Божии служители не достаточно
деятельны. По их мнению, эти служители были бы более
полезны, если бы они вошли в какую-нибудь организацию,
где они могли бы занять видное и влиятельное
положение. И таким образом, они были бы более
полезны. Я уже упоминал об одной сестре, с которой
я был знаком в течение многих лет, и я думаю, что
она одна из тех, кто оказал мне самую большую духовную
помощь. Во всё время нашего знакомства она
была истинным орудием в Господних руках, хотя в тот
момент многие из нас не сознавали этого. Моей главной
заботой было, что она не приносит пользы. Я всё
время повторял: «Почему она не поедет куда-нибудь,
почему она не устраивает собрания, почему она не делает
что-нибудь! Она теряет напрасно время, живя
в этой глухой деревне!» Иногда, придя к ней, я упрекал
её. Я говорил ей: «Никто так хорошо не знает
Господа, как вы. Вы действительно живёте Словом Божиим.
Не видите ли вы нужду вокруг вас? Почему вы
ничего не делаете? Оставаться так, ничего не делая,
это потеря времени, потеря энергии, потеря денег!»
Нет, братия мои, не это самое главное для Господа.
Конечно, Он желает, чтобы вы и я, мы были полезны.
Да сохранит меня Господь, чтобы кто не подумал, что
я проповедую безделье или оправдываю безразличие
к нуждам мира. Господь Сам сказал: «Евангелие будет
проповедано по всей вселенной». Но сейчас мы стараемся
понять самое главное. Сегодня, оглядываясь назад,
я вполне отдаю себе отчёт, что эта дорогая сестра
была орудием в руках Господа, и Он говорил нам через
готовились в Его школе, чтобы проповедывать миру
это же Евангелие. И сегодня моё сердце переполнено
благодарностью Господу за эту дорогую сестру.
Какой же вывод мы должны сделать из всего этого?
Вполне ясно, что в Вифании, когда Господь Иисус одобрил
поступок Марии, то этим Он установил основной
принцип всякого служения, а именно: мы должны
отдать Ему всё, что мы имеем; всё то, чем мы являемся
сами. И если это всё, чего от нас хочет Господь,
следовательно, Он будет удовлетворён этим. Вопрос
или нет, а на первом месте стоит вопрос: удовлетворён
Мы можем организовать большое количество собраний,
принять участие во многих съездах, всеми нашими
силами способствовать распространению Благой Вести.
Это не то, что мы не способны всё это сделать. Мы можем
работать и израсходовать все наши силы на это;
но не наша усиленная работа в Его деле на первом месте
у Господа. Его первое желание не в этом. Служение
Господу не может быть измерено осязаемыми результатами.
Нет, друзья мои. Господь хочет прежде
всего, чтобы мы заняли место у Его ног и возливали
наше миро на голову Ему. Этот «алавастровый сосуд»,
мне это сказать: и поток жизни воспроизведённый
этого хочет Господь прежде всего. Очень часто наша
отдача самих себя Господу проявляется в неутомимом
служении, но Господь оставляет за Собою право
приостановить это служение на некоторое время для
того, чтобы мы поняли, к чему привязано наше сердце:
8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
Ориген замечает: «если об одной Марии написали Матфей и Марк, и о другой — Иоанн, а о третьей — Лука, то каким образом ученики, однажды получившие по поводу ее поступка выговор от Христа, не исправились и не прекратили своего негодования по поводу поступка еще одной женщины, делающей подобное?» Ориген не решает этого вопроса, или, лучше, решает неудовлетворительно. У Матфея и Марка, говорит он, негодуют ученики из доброго намерения (ех bono proposito); у Иоанна — только Иуда, вследствие любви к воровству (furandi affectu); а у Луки никто не ропщет.
Но если у Луки никто не ропщет, то отсюда ясно, что он говорит о другом помазании. А из повторения сообщения о ропоте у Матфея — Марка и Иоанна можно заключать, что рассказанная ими история тождественна.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
157. Трата времени
157. Трата времени В Бенаресе жил доктор, который 5 минут утром и 5 минут вечером предавался медитации на Бога. Его коллеги и друзья смеялись над этой странной причудой, и как-то раз стали доказывать ему, что он зря тратит драгоценные десять минут на то, во что верит,
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почителями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. На предложение
11. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 12. И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 13. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
11. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 12. И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 13. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. Отсутствие Христа на празднике — вероятно в самом начале, в
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак произошла о Нем распря в
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43. Итак
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. 20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. 20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Слушатели Христа, не отходившие от Него в течение целого дня, по
19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Здесь
1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. (Мк. 3:13; Лк. 6:12). Ко времени между событиями, изложенными Матфеем в конце предыдущей главы (ст. 23 и 24), и произнесением Спасителем нагорной проповеди относят, между прочим: исцеление расслабленного в
14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
14. Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? (Мк. 2:18; Лк. 5:33). У всех трех евангелистов передача об этом событии, сходная по существу, совершенно разнится по выражениям. Чтобы объяснить, в чем дело,
2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. (Мк. 2:24; Лк. 6:2). Срывание колосьев не только не запрещалось в законе, как воровство или похищение чужой собственности, но прямо дозволялось (Втор. 23:25). Фарисеи, таким образом, обвиняли
26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. (Мк. 6:49, 50; Ин. 6:19). На объективность явления указывает выражение Марка «все», т.е. бывшие в лодке, а у Матфея множественное число, в котором поставлены глаголы и причастия
24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. (Мк. 10:41; Лк. 22:24). Причиной негодования 10 учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает во всяком случае, что ученики Христа не
20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? (Мк. 11:20, 21). Событие это относят к третьему дню еврейской недели (по нашему вторнику) и, по-видимому, не без достаточных оснований. Евангелист Марк, рассказав об изгнании торгующих из храма и о том,
35. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
35. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. (Мк. 14:31, с различием в выражениях). Желая обнаружить свою любовь, Петр теряет здесь веру в истинность слов Христа и возражает Ему только с теплотою любви. Ошибка
«К чему такая трата». П. Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.
БОЙКО Н.Е. СТАВИТ НА МЕСТО НАЧАЛЬНИКА СИТКОВСКИЙ П.Н.Подробнее
«Правильное отношение к Слову Божьему». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБПодробнее
«Путь мира». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБПодробнее
«Добрый след в жизни». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Время любить». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Надежда». Часть 1. П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Знай Бога и служи Ему». П. Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«О ЛЮБВИ» Для Молодежи и Семейных Проповедь. Ситковский П.Н. 2019 Проповеди МСЦ ЕХБПодробнее
О проповедях Коломийцева. П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Духовный Вавилон». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
Уши всего народа. В. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«О музыке». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Нет нужды, чтобы кто учил вас». П.Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Об испытании». П. Н. Ситковский. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Домашняя церковь». П. Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«Духовное богатство». П.Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.Подробнее
«К чему такая трата». П. Н. Ситковский. Проповедь. МСЦ ЕХБ.Подробнее