кабардин что за нация
Кабардинцы: кто они, рыцари Кавказа
КТО ТАКИЕ КАБАРДИНЦЫ
В отличие от других адыгских племен, живших без государства вплоть до самого XIX века, кабардинцы имели собственное могучее княжество уже в XV столетии.
НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ КАБАРДИНЦЫ
КАК ПОЯВИЛИСЬ КАБАРДИНЦЫ
Кавказоведы полагают, что кабардинцы произошли от племен адыгов, которые под началом своего великого князя Инала в XIV веке расселились с территории современного Краснодарского края по всему равнинному Северному Кавказу. А название этот народ мог получит от тюркского (или венгерского) племени каваров (кабаров), живших в прикавказских степях еще в VII веке нашей эры.
СКОЛЬКО ВСЕГО КАБАРДИНЦЕВ?
В Кабардино-Балкарии кабардинцы составляют примерно половину населения (490 тысяч человек). По всей России живет 516 тысяч кабардинцев. С 1944 по 1957 год кабардинцы оказались в Кабардинской автономной социалистической республике, так как их тюркские земляки балкарцы в это время были сосланы по приказу Сталина в Казахстан.
Традиционно кабардинцы живут земледелием и скотоводством. Они вывели одну из лучших на Кавказе породу скакунов.
КТО ПО ВЕРЕ КАБАРДИНЦЫ
Кабардинкой была и красавица княжна Гуащеней, ставшая женой Ивана Грозного, русской царицей Марией Темрюковной. Памятник ей, известный также как Навеки с Россией, ныне украшает столицу Кабардино-Балкарии город Нальчик.
Новое в блогах
Народы России: Кабардинцы
Кабардинцы
Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке, в РФ в основном проживает в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии[8]. В Кабардино-Балкарской республике в 2010 году составляли 57 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы и русском].
Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.
Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.
У исследователей нет единого мнения относительно происхождения названия народа. Одни связывают версию появления этнонима с Идаром Кабардеем — полулегендарным князем, под предводительством которого народ занял территории бассейна Терека в XV столетии. По другой версии, князя звали Кабарда Тамбиев — его считают основоположником этноса кабардинцев. Согласно легенде, князь переселился с Западного на Северный Кавказ вместе с одной из ветвей адыгов.
Сами себя кабардинцы, как и другие черкесы, называют адыгэ. Этноним имеет древние корни, исследователи не смогли прийти к единому мнению относительно его появления. Согласно одной из версий, слово обозначает «дети солнца».
Где живут, численность
В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.
По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:
В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.
Кабардинцы говорят на языке адыгэбзэ, ученые называют его кабардино-черкесским языком в составе абхазо-адыгской семьи. Часть лингвистов считает адыгейский и кабардино-черкесский языки диалектами единого общего для адыгов языка. Кабардинцы согласны с версией, о чем говорит самоназвание языка, возможность общения на нем с представителями других адыгских народов.
Исследователи не нашли следов письменности кабардинцев: предания передавались из уст в уста. В случае необходимости передачи текстовых сообщений использовали арабскую графику. В 1885 г. Умаром Берсеем составлен первый черкесский букварь. С 1936 г. используется алфавит на кириллической основе. В начальных классах местных школ ведется преподавание родного языка. Наряду с русским, кабардино-черкесский повсеместно используется в повседневной жизни народа.
История
Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:
С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.
Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.
В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.
Внешность
Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:
Одежда
Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.
Жизнь
Социальная организация
Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:
Семейный уклад
До XIX столетия кабардинцы жили большой патриархальной семьей, средняя численность составляла порядка 60 человек. Главой семьи был старший по возрасту мужчина, существовала поговорка: «Власть старшего равна власти Бога». Почитание старших — одна из основополагающих традиций кабардинцев. Самый старший мужчина, даже если он был ниже по сословию, всегда садился на самое почетное место за столом. Другие мужчины садились позже или оставались стоять, сыновья не имели права есть с отцом за одним столом. Часто в обыденной жизни глава семьи разделял пищу лишь с внуками, за воспитание которых нес ответственность.
Старшая женщина считалась главной в решении домашних, хозяйственных дел, обладала полной властью над детьми, невестками. Женщины находились в зависимом от мужчин положении, однако пользовались уважением и почетом, не испытывали физического и морального насилия. Ислам разрешал многоженство, но семейные ценности предписывали кабардинцам иметь одну спутницу жизни. Негативно относились к разводам, хотя подать просьбу могли мужчины — без объяснения причин, и женщины — из-за измены или по причине мужского бессилия. Существовала пословица: «Первая жена — тебе жена, второй жене — ты жена».
Неоднозначно исследователи относятся к обряду избегания, запрещавшему невестке разговаривать со свекрами. Особенно строгие правила существовали относительно общения со свекром. Первые годы, обычно до рождения первенца, молодой жене требовалось в присутствии отца мужа укрывать лицо, запрещалось заговаривать первой, смотреть в глаза, стоять спиной или напротив: только в пол оборота.
Ряд исследователей считает это, вкупе с обычаем калыма и договорных свадеб, притеснением женщины. Другие считают избегание проявлением уважения к невесткам, сформировавшимся с древности укладом, помогающим в большой семье избегать межличностных конфликтов и противоречий.
Избегание касалось также мужа и жены, родителей и детей, зятя и родителей супруги. С последними после свадьбы не виделись месяц: после привоза молодой жены в гости в отчий дом запрет снимался. Супруги не называли друг друга по имени, позорным было говорить о жене или муже при посторонних. В случае необходимости обращения говорили «сын того-то», «их дочь». Позором считалось проявление нежных чувств, запрещалось оставаться днем наедине в одной комнате: встречались супруги по ночам или в присутствии других родственников.
Занятия
Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.
Религия
С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.
Традиции
Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:
Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.
И есть мнение, что кабардинцы, это не черкесы
Есть мнение, что кабары, хазарский народ и это современные кабардинцы.
И есть мнение, что кабардинцы-адыги, это не черкесы.
Ознакомительная статья.
Один из тех, кто придерживался такого мнения о кабарах, был Н.А. Аристов, автор большого труда: «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности» // Живая старина. Год 6, вып. III-IV. СПб, 1896.
Аристов писал, что: «По Константину Багрянородному вследствие междоусобий оставило Хозарию и присоединилось к мадъярам; имя этих кабаров удержалось в название местности Кабарда и в имени (кабардинцы) той части аборигенов западного Кавказа, которая получила от тюрков свою аристократию (княжескiе фамилiи), некоторые обычаи и склонности, а также много тюркских слов в свое наречие…», с.311.
В одном можно не сомневаться, что в конце XIX в., Н. Аристов, был в курсе, о тюркских княжеских, аристократических родах кабардинцев. Ведь недаром именно это качество подчеркивал академик В.В. Бартольд: «Сочинения», Том V, издательство «Наука», Главная Редакция Восточной Литературы, Москва, 1968: «За весьма немногими исключениями автор (Аристов) действительно изучил все «исторические сведения», переведённые на европейские языки, и все труды европейских учёных по интересующим его вопросам…», с.266. В тоже время Бартольд подчёркивает, что Аристов своим исследованием «дал возможность рассеять целый ряд установившихся заблуждений, но оказался недостаточным для замены их положениями, построенными на более прочных основаниях. Несмотря на отдельные плодотворные, иногда блестящие гипотезы, в большинстве случаев утверждения автора остаются столь же спорными, как и опровергнутые им теории…», с.266.
В контексте версии, что «кабары» это кабардинцы заблуждение многих. Эту схожесть видели многие исследователи, но это всего лишь схожесть и созвучие слов. Считается, что «Созвучные слова — они одинаково звучат, но могут сильно отличаться по смыслу. К примеру, «подлинный» и «длинный» звучит, похоже, но значение при этом совершенно разное…»
Или термин «Кабардин» в значении говорится, что зверь подобен козе дикой. Находятся в Саянском камении и в Даурах, у которого есть мускус, и называют его кабардина струя (по Палласу).
И в нашем случае также, кабары это не кабардинцы.
Справка из материалов Википедии
« Кава;ры (кабары) — (др.-греч. ;;;;;;;, лат. covares, совр. венг. kabarok, kavarok) — хазарское племя, вошедшее в IX веке в древневенгерскую конфедерацию племён. Основные сведения о них содержатся в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей». Три рода, покинувшие Хазарию в 1-й пол. IX века после неудачного восстания против верховной власти. Ряд исследователей предполагают, что это событие связано с утверждением в Хазарском каганате новой династии…»
Термин «Кабарда» изначально звучал и писался по другому «Кабарты», именно об этой форме названия мы имеем десятки примеров, и в первую очередь в дипломатической переписке вплоть XVIII века писали и говорили Кабарты. В этом слове мы имеем два корневых слова Каб (Копа) и Арты. Исторически известно, что это название связано с Азовским побережьем, с тем местом, где один рукав реки Кубань впадает в Азовское море. И здесь же в XIV веке была основано генуэзскими купцами город-поселение Копа.
Справка из Википедии
«Генуэзская колония Ла-Копа была одной из около 40 подобных колоний, разбросанных по черноморскому побережью Кавказа и низовьям Кубани. Пожалуй, это первый населенный пункт, который в описании своего местоположения привязан к разветвлению Кубани и Протоки. Это был торговый город, основанный в начале XIV в. итальянцами…»
Вот один из таких примеров знакомства с географической характеристикой реки.
Справка из Википедии
«В Крыму сохранилось около двадцати крымских названий с приставкой «черкес», главным образом в Бахчисарайском районе. Например, нагорье между реками Кача и Бельбек до сих пор на картах значится как Черкес-Тюз…» Говорит ли это, о том, что это связано с именем кабардинского народа. Однозначно, нет.
Если отбросить все легенды и предания и вернуться к исторической науке, то в исторической науке, кабардинцев, черкесами стали называть только в XVII веке. Согласитесь, эти названия в Крыму, да и не только в Крыму, термин «Черкес» появился раньше, в X веке название «черкесы» упоминаются в летописях.
Как вы думаете, какое название появилось раньше в отношении адыгов: Кабарты или Черкесы?
На наш взгляд первым будет термин «Кабарты».
Термин известен в привязке к адыгскому народу, расселявшемуся в XIV веке у города Копы.
Когда было известно название «Кабарты», то относительно адыгов (адыги-самоназвание), то их не называли черкесами. Многие думают, что так называемое «Черкесия» прямо родилось с первых веков нашей эры. Разумеется, нет.
На картах начиная с XV века известны только Пятигорские Черкесы.
Пятигорские черкесы расселялись от Чёрного моря по Кавказскому хребту и до Каспийского моря. Но эти черкесы не были кабардинцами.
И их, не называли кабардинскими черкесами.
Вспомним одну тему историю лоббирования руководством Кабардинской АССР 400-летия добровольного присоединения к России.
В научной статье В.В. Тихонова «История лоббирования руководством
Кабардинской АССР 400-летия «добровольного присоединения» к России» рассказывается, что было несколько попыток привязать определенную дату о добровольности присоединения Кабарды к России в первой половине XVI в.:
«На имя секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова пришло обращение секрета¬ря Кабардинского обкома В. И. Бабича, датированное 20 ноября 1953 г.
В нем утверждалось, что в августе 1954 г. исполняется 400 лет со дня добровольного присоединения Кабарды к России.
Якобы «фактическое и официальное доброволь¬ное присоединение Кабарды к России произошло в 1554 г.»
В своем утверждении В. И. Бабич опирался на мнение московских историков, специалистов по истории Кавказа, докторов исторических наук Н. А. Смирнова (Институт истории АН СССР, МГУ им. М. В. Ломоносова) и С. К. Бушуева (МГУ им. М. В. Ломоносова)…», Тихонов.
На самом деле никакого присоединения фактически, не добровольного, ни насильственного не было.
Кабардинцам в упорстве и умении искажать историю не откажешь, да и тут они упорно добивались своего и добились, теперь добиваются, того, что они 101 год воевали с Россией.
Как пишет Тихонов: «В частности, приводилась телеграмма (а не развернутое обоснование) Н. А. Смирнова: «Счи¬таю, что присоединение Кабарды началось тысяча пятьсот пятьдесят четвертом году, большая часть присоединилась тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году. Смирнов»16. Затем рисовалась картина того, как после присоединения к России кабардинское войско разбило крымского хана (при этом давалась ссылка на Н. М. Карамзина) (В этом контексте следует отметить, что в 50-годы XX в., миф «Канжальское сражения», не было востребовано, Х.Т.). Указывалось, что кабардинские войска участвовали в Ливонской войне. Не забыли и историю женитьбы Ивана Грозного на дочери кабардинского князя Марии Темрюковне, после чего «братские отношения русских и кабардинцев еще более усилились…»
Вот тут небольшая заминка Темрюк Айдаров, вовсе не был кабардинским князем, и дочь в девичестве с тюркским именем Кюченай, была родом из пятигорских черкесов.
Зачем было властным структурам КАССР, представлять о своем вхождении в Россию, именно, как кабардинцев?
Первые посольства были от черкесов, но не от кабардинцев.
Зададимся вопросом, «Кого называли черкесами, а кого кабардинцами?»
В этом нам поможет «Книга Большого Чертежа» 1627 года, официальный государственный документ.
Каждый из вас имеет возможность вчитаться в строки из этой книги и каждому из нас дано право рассуждения и мысли.
В этой книге, чтобы многие могли понять есть термины и значения, которые ранее применяли к названию разных народов.
Многие из нас привыкли, к тому, что, если «Черкес» значит адыг или кабардинец. А всё не так.
Как? Давайте разберёмся.
1.«А Терек река вытекла из реки ис Кура и пала в море, а течёт промеж гор, а по ней розные языки: Кабарда и горские черкесы, и окохи, и осоки, и мичкизы и кугени, и Грузия и Иверская земля в горах по рекам…», с.147, «КБЧ».
Как видим в этой цитате «Кабардинцы» не поименованы «Черкесами», то есть «горские черкесы» это не кабардинцы и не адыги.
2. Второй пример: «и до Чёрного моря / поле и реки, что кочюют Малые Нагаи; и от Астарахани морским берегам до Яика; и реку Яик и до Терка, до Тюменского города; и реку Куму, и по ней Можаров юрт; и реку Терек и по ней Пятигорских черкес и кабарду, в горах ококи, и мичкизы, и осоки и кугены и от Тюменского Дербент Железные Ворота и Шамаху…», с.50, «КБЧ».
От реки Кубань и иных рек до Терку: Малка, Баксан, Чегем, Черек, Аргудан, Лескен, Урух, Ара-су – Пятигорские черкесы, то есть балкарцы и карачаевцы, они же поименованы в тех же местах в дипломатической переписке 1639, 1650 гг.
И ещё раз мы видим, что «кабардинцы» как черкесы не поименованы, а местожительство река Терк.
Это о кабардинцах: «А ниже Урюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст…» Эта цитата показывает, что кабардинцы расселяются по левой стороне реки Терк до устья реки Кизыл до входа в ущелья Дигоры.
Какова была численность кабардинцев на XVI-XVII веке?
5. Пример пятый: «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы…», с.90, «КБЧ».
Как видно «Книга Большого Чертежа» показывает кабардинцев-Кабардой.
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889.
Что Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы). Самое название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау. Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
На 1627 год, адыгоязычные народы, как черкесы не известны. Если судить с того факта, что кабардинцы на 1627 год зафиксированы на реке Терек, то, кто такие, те черкесы, о которых пишет голландский исследователь Николаас Витсен в своей книге:
«Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», Том II, Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден, Амстердам, Издательство Pegasus, перевод с голландского В.Г. Трисман.
Н. Витсен — бургомистр Амстердама, один из богатейших людей Голландии, находившийся в дружеских отношениях с Петром I. Витсен написал свою работу с конца XVI — начала XVII вв.:
«Чиркассия. Страна чиркесов, расположенная вблизи Каспийского моря, с севера имеет соседями Астраханских нагайцев, с юга – дагестанских и таркусских тартар и с запада – абасов и мигнгрельские народы…», с.685.
И другие чиркасы, о которых пишет Витсен:
«Пятигорские черкесы редко выходят на равнинные поля, потому, что это горные народы – их ещё называют чиркасами пяти гор…», 687, Это те же балкарцы пяти областей, пяти ущелий, которые называли свою страну – Бештау Эл – Пятигорская страна.