кабардинец что за нация религия и правила

Традиции кабардинцев – походка невесты и оберег для младенца

Кабардино-Балкария является особенным уголком России, где издавна местные жители не только сохраняют великолепную природу своего края, но и стараются приумножить и сберечь старинные обычаи. Многие традиции кабардинцев почти не изменились за несколько веков, а основные жизненные принципы остались прежними

Представители этого народа с детства воспитываются в атмосфере почитания предков, уважения по отношению к старшим людям, женщинам, осознании ответственности за наследие прошлых поколений. Именно поэтому кабардинская культура, как и много столетий тому назад, отличается самобытностью и яркостью. Какие же традиции являются отличительной особенностью жизненного уклада кабардинцев?

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.

кабардинец что за нация религия и правила. Kabardinskaya semya 1905. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-Kabardinskaya semya 1905. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка Kabardinskaya semya 1905.Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.

кабардинец что за нация религия и правила. Narody Kavkaza. Kabardintsy. Russkaya litografiya. Konets 19 veka. 2. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-Narody Kavkaza. Kabardintsy. Russkaya litografiya. Konets 19 veka. 2. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка Narody Kavkaza. Kabardintsy. Russkaya litografiya. Konets 19 veka. 2.«Народы Кавказа», русская литография, конец XIX века

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака. Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители. О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

кабардинец что за нация религия и правила. Kabardintsy. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-Kabardintsy. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка Kabardintsy.Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

кабардинец что за нация религия и правила. Kabardinskaya svadba. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-Kabardinskaya svadba. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка Kabardinskaya svadba.Кабардинская свадьба

Рождение детей в традициях кабардинцев

Рождение ребёнка было не менее значимым событием, чем свадьба. Узнав о том, что под сердцем носит малыша, женщина должна была выполнять ряд правил. Ей не следовало поститься, разрешалось не соблюдать намаз. Узнав о её “интересном положении”, родственницы брали тяжёлую физическую работу по дому на себя.

Будущей матери запрещалось посещать похороны, стричь волосы, поскольку кабардинцы считали, что это может негативно отразиться на здоровье малыша. Незадолго до родов женщина уходила в отчий дом, откуда и отправлялась в больницу.

кабардинец что за нация религия и правила. Kabardintsy 1. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-Kabardintsy 1. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка Kabardintsy 1.Гуляния кабардинцев

Кабардинцы и сегодня верят, что послед и пуповина, сохранённые после родов, являются оберегами ребёнка. Если малыш заболевает, ему дают воду, в которой была размочена пуповина. Как ни странно, но часто столь нехитрое “лекарство” действительно помогает. Возвратившуюся в дом мужа невестку встречает свекровь. При этом она готовит специальное угощение – блюдо из ребрышек и головы курицы (чтобы у малыша хорошо развивался позвоночник).

Несмотря на то, что современность диктует свои правила жизни, в традициях кабардинцев прекрасно сочетаются нынешние тенденции и старинные обычаи. Этот народ сумел доказать, что наследие предков – крайне важная часть культуры, которую кабардинцы бережно хранят и развивают.

Источник

Какие религии исповедуют народы республики Кабардино-Балкарии

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Образована как Кабардинская автономная область 1 сентября 1921 года. С 16 января 1922 года — Кабардино-Балкарская автономная область. 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика.

Языческие верования: от древности до наших дней

Как и все народы и племена на нашей планете, кабардинцы и балкарцы в прошлом являлись сторонниками местных народных верований или попросту говоря язычества (язык по-старославянски «народ, племя, язык»).

О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.

Балкарцы долго оставались язычниками, что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем.

Еще в начале XIX века немецкий путешественник Юлиус Клапорт писал, что «простой народ не имеет, собственно говоря, никакой определенной религии; они почитают бога, называемого не Аллах, а Тегри (Тейри)». Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:
«Тейри неба – один Тейри,
Остальные Тейри – тысяча Тейри.
Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

«Город мертвых» Эль-Тюбю

Филолог-фольклорист Хамид Малкандуев, как и Джуртубаев, используя фольклорные источники, приходит к такому мнению: «Во главе пантеона, как у всех тюрко-монгольских народов вообще, стоит верховное божество Тейри (Тенгри), творец вселенной и всего сущего, пользующийся особым почитанием. Небезынтересно, кстати, что связанные с его культом гимнические песнопения к настоящему времени удалось зафиксировать в фольклоре тюркоязычных народов только у балкаро-карачаевцев».
«Тейри неба – единственный бог.
Других богов — тысяча богов.
Тейри неба – создатель неба, земли,
Каждое утро восходы посылающий»

В 2012 году поклонников народной религии в республике насчитывалось до 3% населения.

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Ислам в Кабардино — Балкарии

История ислама на Кавказе начинается еще в далеком VIII веке нашей эры. В 737 году войска Хазарского каганата были разбиты арабами, и по условиям арабо-хазарского договора каган всем желающим разрешил принимать ислам. Немалое количество булгар-бурджан (предки современных балкарцев, карачаевцев и кумыков) приняло мусульманство. Следующий импульс исламизации на территории Кабардино-Балкарии начинается с XVI века. И распространялся под силой и влиянием крымским татар, а затем и турков-османов. Ислам суннитского толка распространился среди кабардинцев, в меньшей степени балкарцев, живших в высокогорных районах Кавказа. В дальнейшем ислам соединился с местными традициями, а нормы исламского права (шариата) пришли в равновесие с обычаями и неписанными правилами (адатом).

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Соборная мечеть города Нальчика

В настоящее время в КБР действуют две основные мусульманские организации — духовных центра: Духовное Управление мусульман (ДУМ), и Мусульманская община КБР (джамаат). Вторая объединяет несколько тысяч человек, среди которых много молодежи. Они не подчиняются постановлениям ДУМ и полагают, что невозможно отделить религию от дел государственных.

СЕГОДНЯ

На 2012 год мусульмане в республике составляют около 55% населения. По данным Правительства КБР в 2013 году в республике действовало 147 мечетей.

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Собор равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Собор преподобного Симеона Столпника в Нальчике

В республике находятся 24 храма и 1 монастырь Русской православной церкви, малые общины верующих Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, 3 прихода Римско-католической церкви и 27 молельных домов различных протестантских течений.

Христиане составляют около 20% населения Кабардино-Балкарии. 16% из них составляют православные.

кабардинец что за нация религия и правила. . кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка .

Дарование свитка Торы для синагоги Нальчика

Иудаизм
Некогда большая еврейская община с начала 1990-х годов стала уезжать в Израиль. По данным всероссийской переписи населения 2010 года, в Нальчике оставалось около 1000 евреев. На территории КБР действует одна горско-еврейская синагога. На 2012 год иудеи составляли

Источник

Традиции и обычаи кабардинцев

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Источник

Религия

Большинство верующих кабардинцев – мусульмане суннитского толка.

С VII в. среди адыгов было распространено христианство. В 1759 г. правитель Малой Кабарды Кургока Кончокин был крещен с именем Андрей и переселился со своими подданными в урочище Моздок. Несмотря на господство ислама в Кабарде, часть кабардинцев, бежавших в крепость Моздок (основан 5 июля 1763 г.), приняла крещение. [В настоящее время моздокские кабардинцы-христиане составляют особую этническую группу, живут в г. Моздоке, в станице Луковской (Северная Осетия-Алания) и Курском районе Ставропольского края]. Реликтами христианства в Адыгэ хабзэ являются названия дней недели «бэрэжьей» (среда), «мэрем» (пятница), а также некоторые топонимы, типа «Аушыджэр» (Аушигер – святой Георгий), составная часть традиционных адыгских приветствий – «апщий», которая в настоящее время самостоятельно не употребляется: гуп махуэ апщий, гъуэгу махуэ апщий и др. [49].

Начиная с XV в., в духовной культуре кабардинцев возросло влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. В конце XVIII в. изоляция и удаленность Кабарды от христианских центров, а также усиливающееся влияние мусульманской Турции способствовали принятию кабардинцами ислама. Как и во всей стране, в конце 80-х гг. XX в. в Кабардино-Балкарии, активизировалась религиозная жизнь. В 1987 г. решением совета Духовного управления мусульман (ДУМ) Северного Кавказа кадием КБАССР был назначен Шафиг Пшихачев. В 1992 г. при ДУМ КБР открылись курсы по подготовке имамов, преобразованные в 1994 г. в Кабардино-Балкарский исламский институт. В 1999 г. институт перешел на пятилетнее обучение, но в июле 2000 г. из-за отсутствия государственной лицензии его деятельность была приостановлена. В 2003 г. учебное заведение было переименовано в Исламский институт при ДУМ КБР и получило лицензию на образовательную деятельность, в июле 2007 г. оно преобразовано в Северо-Кавказский исламский университет им. имама Абу Ханифы. ДУМ КБР небольшим тиражом издаёт газету «Свет ислама» («Дин гъуазэ»), проводит передачи об исламе, которые транслируются на республиканских телеканалах и радиостанциях. С 2011 г. его председателем является муфтий Дзасежев Хазратали Олиевич (1969). В 1992 г. он окончил Бухарский медресе «Мир-Араб», в 2009 г. – Исламский институт при ДУМ КБР.Член Общественного совета при МВД по КБР 2011-2013, 2014-2017, 2017-2020 созывов [https://07.мвд.рф].

Главными мусульманскими праздниками являются Ураза-байрам и Курбан-байрам. Первые дни этих праздников в Кабардино-Балкарии официально объявлены нерабочими.кабардинец что за нация религия и правила. image093 0. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-image093 0. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка image093 0. Во всех мечетях проходят торжественные молитвы, верующие приносят жертвоприношения, прощают друг другу обиды, посещают родителей и близких родственников пожилого возраста, просят у Всевышнего милости и поддержки. За последние десятилетия в республике построены десятки новых мечетей, а в г. Нальчике возведена Соборная мечеть (в официальных документах – Республиканский религиозный центр мусульман, на фото). Спонсором строительства мечети выступил московский предприниматель А. Б. Каноков (в 2005-2013 гг. – Президент / Глава КБР). Эскизный проект мечети подготовил архитектор А. Асанов. Два минарета высотой 30 м визируют главный вход в мечеть. Квадратное на уровне первого этажа здание на втором этаже трансформируется в восьмигранник, центральная часть которого венчается куполом. Высота здания до вершины купола – 21 м. В мечети два молельных зала – большой на 700 мест и малый на 150 мест. В здании располагается ДУМ КБР, конференц-зал, библиотека, мини-типография, магазин исламской атрибутики, трапезная, помещение инженерной инфраструктуры.

Источник

Кабардинцы

кабардинец что за нация религия и правила. nation foto. кабардинец что за нация религия и правила фото. кабардинец что за нация религия и правила-nation foto. картинка кабардинец что за нация религия и правила. картинка nation foto.

Современное самоназвание: адыгэ

Численность: около 2 млн.

Численность в РФ: 516 826 (2010 г.)

Основной регион: Кабардино-Балкария

Родной язык: кабардино-черкесский

Религия: ислам суннитского толка

Кабардинцы — народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке, в РФ в основном проживает в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике в 2010 году составляли 57 % населения.

Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане-православные.

Традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Культура и традиции

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *