кабардинская трубочка что такое
Значение слова «кабардинский»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАБАРДИ’НСКИЙ, ая, ое. Прил. к Кабарда (область на Северном Кавказе) и к кабардинцы. К. язык. Кабардинская лошадь.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кабарди́нский
1. связанный, соотносящийся по значению с существительными кабардинцы, Кабарда
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова метастазы (существительное):
Синонимы к слову «кабардинский»
Предложения со словом «кабардинский»
Цитаты из русской классики со словом «кабардинский»
Сочетаемость слова «кабардинский»
Что (кто) бывает «кабардинским»
Понятия, связанные со словом «кабардинский»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «кабардинский»
Казаки того времени, видимо, стояли на одном уровне развития с чеченцами и кумыками и, конечно, были на более низком уровне, чем адыги, в то время подданные кабардинских князей, и сами кабардинцы.
Ультимативное требование о выдаче двух тысяч невольников, сопровождавшееся грабежами, вызвало возмущение кабардинского народа.
Одновременно русские генералы активируют свои карательные операции, и уже сотнями выжигаются кабардинские аулы.
Традиции в кухне соседей – Кабардинское Нэгэгъу
Престижным считается получить из рук старшего куриный желудок, нэгэгъу
Интересные кабардинские традиции опубликованы доктором исторических наук Х.М. Думановым в книге, которая называется: «Словарь этнографических терминов кабардино-черкесского языка», ИГИ КБР, Нальчик, 2006г.
Знатоки рассказывают, что куриный желудок – нэгэгъу, был главной достопримечательностью, на кабардинском столе и право его разделить принадлежало, только Тхамаде.
МАФ1АЩХБЭ КЪУРМЭН.
Жертвоприношение черной курицей. Старинный языческий обряд адыгов. В прошлом после природных катаклизмов, затмений солнца, луны и т. п. адыги при носили в жертву черную курицу Всевышнему и просили о сохранении их от страшных стихийных бедствий. Черную
курицу резали потому, что, по поверьям адыгов, черный цвет символизировал нечистую силу. Этот обряд раньше назывался и «Маф1ащхьэ джэд» («Жертвоприношение курицы очагу»), с.94.
Будучи в гостях у кабардинцев, главным блюдом можно было наблюдать разделанную и сваренную курицу на большом подносе, где на верхушке красовался – «Нэгэгъу», мускулистый желудок птицы. Вдруг, кто не знал обычая и традиции кабардинцев, то можно было попасть в неприятную ситуацию за поедание этого важного органа перед всем честным народом.
Как объясняют сами кабардинцы «НЭГЭГЪУ» предназначено главе семьи или главе застолья. Как правило в адыгейской (кабардинцы- это адыги, их этническое имя) кухне, как говорят сами адыги-кабардинцы традиции, связанные с пищей, имеют у адыгов свою этническую специфику, которая определяется различными аспектами общественной и экономической жизни народа, его религиозными воззрениями, обычаями, традициями, правилами этикета. Блюда подаются на стол с учетом статуса и возраста собравшихся: сначала старшему из гостей, затем старшему из хозяев и так далее. Также имеет значение, какие именно части, например, курицы, подаются тому или иному участнику застолья. При этом распределение частей на более и менее престижные имеет региональные различия. Так, у кабардинцев самой престижной частью курицы считается желудок, у черкесов – грудинка, у адыгейцев – крыло. Об этом же писал известный исследователь адыгского этикета Б. Х. Бгажноков в своей работе «Традиционное и новое в застольном этикете адыгских народов», что: «Анализ символического значения различных частей птичьего и барань¬его мяса выявил пять типов значений: суперпрестижность, высокая престижность, престижность, малая престижность, непрестижность.
Повсюду, но особенно в равнинной Адыгее, суперпрестижные части
птичьего и бараньего мяса прямо ассоциировались со знатностью.
Крыло до сих пор называют дворянским или княжеско-дворянским паем —пшъы-оркъ 1ахь.
У бжедугов к крестьянскому столу запрещалось подавать не только крыло, но и желудок птицы (пупок).
По мнению князей и дворян, установивших такие порядки, среди крестьян не было людей, заслуживающих съесть эти (суперпрестижные) части птицы в сколько-нибудь торжественной обстановке застолья… Блюда подавались в последовательности, дик¬туемой статусом и возрастом собравшихся: сначала — старшему гостю, затем — старшему хагарею и далее по нисходящей. Процедура принятия пищи имела иерархическую структуру: в первую очередь к ней прикасался самый почетный член застолья, вслед за ним — все остальные.
У шапсугов любая трапеза начиналась с прикосновения старшего члена
застолья к хлебу и краткого хоха (благопожелания) в честь
Тхаголеджа — покровителя хлебопашества.
В остальных селах Восточной Кабарды действовал аналогичный обычай. Открывая праздничное застолье,
тхамада двумя руками брал традиционный пирог с сыром (дэлэн) и в
этой позе произносил тост, потом протягивал пирог кому-либо из млад¬ших, чтобы тот, не притрагиваясь к нему руками, откусил кусочек…»
О кабардинском застолье
Б. X. Б г а ж н о к о в
ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В ЗАСТОЛЬНОМ ЭТИКЕТЕ АДЫГСКИХ НАРОДОВ
4
Ч и с л о б л ю д и п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
Престижность и число кушаний, подаваемых к столу, зависели от
социального статуса и богатства хозяина, ранга и авторитета гостей,
значимости отмечаемого события.
Дж. Лонгворт, гостивший у натухайцев в 1839 г., указывает, что им
подали сначала «пасту» (крутую кашу из пшена) на маленьком
столике, заменявшем поднос.
Поверх «пасты» были разложены куски баранины и говядины; в центре этого своеобразного блюда была установлена чашечка с соусом. За мясом следовал мясной бульон, затем лепешки, ватрушки, паштет, завернутый в виноградные листья, и, наконец, большая чаша кислого молока. Такая последовательность блюд и сервировка стола в целом сохранялась у адыгейцев до начала XX в.
У кубанских кабардинцев и бесленеевцев (современных черкесов) в начале
пира вслед за «пастой» приносили наиболее престижное блюдо — мясо
пожертвованного гостям животного (хьэщ1эныш).
Далее следовал бульон, затем менее престижные блюда: индейка, курятина, жаркое из говядины или баранины, блюда из яиц, сметаны, сыра. Овощные и чисто молочные блюда к праздничному столу практически не подавались.
В Кабарде набор блюд был тот же, но их подавали в обратном порядке— от
менее престижных к более престижным; к концу пира приносили баранину, после этого — бульон.
Последовательность блюд служила основой ориентировки в ритуальном времени. Появление на праздничном пиру индейки у кабардинцев
показывало, что истекло около половины времени застолья; когда по¬
давалась баранина, это означало, что пир подходит к концу, а бульон
знаменовал завершение застолья.
Баранину ставили на стол после настойчивых просьб засидевшихся гостей, иначе ее появление могло быть понято как желание скорее выпроводить гостей.
5
Р а с п р е д е л е н и е пищи. Между статусом участников пира и
определенными частями пищи, особенно мясной, существовала
строго
установленная, хотя и варьирующая от региона к региону связь.
Отсюда такие понятия, как «пай самых старших», «пай старших», «пай жен¬
щин», «пай детей». Различные виды пищи выступали в роли символов
определенных социальных отношений, прежде всего иерархических.
Анализ символического значения различных частей птичьего и бараньего мяса выявил пять типов значений: суперпрестижность, высокая престижность, престижность, малая престижность, непрестижность.
Повсюду, но особенно в равнинной Адыгее, суперпрестижные части
птичьего и бараньего мяса прямо ассоциировались со знатностью.
Крыло до сих пор называют дворянским или княжеско-дворянским паем —
пшъы-оркъ 1ахь.
У бжедугов к крестьянскому столу запрещалось подавать не только крыло, но и желудок птицы (пупок).
По мнению князей и дворян, установивших такие порядки, среди крестьян не было людей, заслуживающих съесть эти (суперпрестижные) части птицы в сколько-нибудь торжественной обстановке застолья.
Блюда подавались в последовательности, дик¬туемой статусом и возрастом собравшихся: сначала — старшему гостю, затем — старшему хагарею и далее по нисходящей. Процедура приня¬тия пищи имела иерархическую структуру: в первую очередь к ней при¬касался самый почетный член застолья, вслед за ним — все остальные.
У шапсугов любая трапеза начиналась с прикосновения старшего члена
застолья к хлебу и краткого хоха (благопожелания) в честь
Тхаголеджа — покровителя хлебопашества.
В остальных селах Восточной Кабарды действовал аналогичный обычай. Открывая праздничное застолье,
тхамада двумя руками брал традиционный пирог с сыром (дэлэн) и в
этой позе произносил тост, потом протягивал пирог кому-либо из млад¬ших, чтобы тот, не притрагиваясь к нему руками, откусил кусочек.
Лишь после этой церемонии поднимали кубки.
Было принято последовательное принятие пищи, т. е. столики с ос¬татками кушаний передавались ожидающим своей очереди младшим,
слугам, второстепенным лицам.
Отсюда понятия 1энэпэ — «первый стол», «стол старших», и 1энэк1э — «стол с остатками пищи», младших». Старшие обязаны были оставить на столах еду для младших.
Очистить столы, съесть все, что подано, без остатка, или смешать раз¬
личные кушанья считалось неприличным; требовалось есть аккуратно,
сохраняя форму и общий вид оставленной части блюда.
Можно не сомневаться, что идея, а частично и процедура передачи и
дележа пищи были заимствованы из обрядов жертвоприношения, в со¬
ставе которых пища и спиртные напитки неизменно шли по кругу.
Затем исполнитель ритуала срывал с головы кожу, разрезал ее на куски и раздавал сидящим налево и направо от него, прежде всего младшим участникам застолья. Далее следовала операция разламывания две части.
Переднюю, носовую часть (пэнц1ыв) передавали сидящему справа. Из оставшейся части вынимали глаз и преподносили соседу слева, обычно самому старшему (после выполняющего ритуал участнику застолья.
Знаки социального символизма здесь налицо. Ухо — непрестижная
часть головы — подавалось одному из самых младших. Кожа, символизирующая малую престижность, распределялась между другими младшими участниками застолья.
Носовая часть ассоциировалась с престижностью, а глаза — с высокой престижностью, они доставались двум наиболее почетным участникам застолья.
Наконец, затылок — супер престижная часть, на нее мог претендовать лишь сам исполнитель ритуала дележа головы. «
В следующей теме, мы расскажем, как правильно делить голову и как балкарцы проводят застолье.
кабардинский
Смотреть что такое «кабардинский» в других словарях:
КАБАРДИНСКИЙ — КАБАРДИНСКИЙ, кабардинская, кабардинское. прил. к Кабарда (область на Северном Кавказе) и к кабардинцы. Кабардинский язык. Кабардинская лошадь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАБАРДИНСКИЙ — КАБАРДИНСКИЙ, ая, ое. 1. см. кабардинцы. 2. Относящийся к кабардинцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Кабарде, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у кабардинцев, как в Кабарде. К.… … Толковый словарь Ожегова
Кабардинский — прил. 1. Относящийся к Кабарде, кабардинцам, связанный с ними. 2. Свойственный кабардинцам, характерный для них и для Кабарды. 3. Принадлежащий Кабарде, кабардинцам. 4. Созданный, выведенный и т.п. в Кабарде или кабардинцами. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кабардинский — кабард инский (к Кабард а и кабард инцы) … Русский орфографический словарь
кабардинский — … Орфографический словарь русского языка
кабардинский — см. кабардинцы; ая, ое. К ая литература. К ая порода лошадей … Словарь многих выражений
кабардинский — кабардин/ск/ий … Морфемно-орфографический словарь
Кабардинский конный полк — Годы существования 1914 1918 Страна Россия Входит в Кавказская туземная конная дивизия Тип кавалерия Дислокация Нальчик Участие в … Википедия
Кабардинский язык — один из яфетических яз. (см.) Северного Кавказа, близко родственный нижнечеркесскому, или кяхскому языку (см. Черкесский язык). На К. яз. говорит население Кабардино Балкарской автономной области (Большая и Малая Кабарда), население одиннадцати… … Литературная энциклопедия
Кабардинский переулок — Кабардинский переулок: Россия Кабардинский переулок переулок в посёлке Асфальтовая Гора Апшеронского района Краснодарского края Кабардинский переулок переулок в Волгограде Кабардинский переулок переулок в Новороссийске Краснодарского края См.… … Википедия
Кабардинская трубочка что такое
Из предложения 2 выпишите местоимение(-я).
Если таких слов несколько, запишите их в ответ в том же порядке, в котором они встречаются в тексте, без пробелов и запятых.
(1)Я ехал на перекладных из Тифлиса. (2)Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми заметками о Грузии. (3)Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан, с остальными вещами, к счастию для меня, остался цел.
(4)Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. (5)Осетин-извозчик неутомимо
погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшауркую гору, и во всё горло распевал песни. (6)Славное место эта долина! (7)Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоковысоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно
вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своею чешуею.
(8)Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. (9)Тут толпились шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов расположился для ночлега. (10)Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что уже была осень и гололедица, а эта гора имеет около двух вёрст длины. (11)Нечего делать, я нанял шестеро быков и нескольких осетин. (12)Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком. (13)За моею тележкою четвёрка быков тащила другую, как ни в чём не бывало, несмотря на то что была почти доверху накладена. (14)Это обстоятельство меня удивило. (15)За нею шел её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. (16)На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. (17)Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду. (18)Я подошёл к нему и поклонился; он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.
М. Лермонтов «Герой нашего времени», 1838 г.
Сладкий кабардинский хлеб — бабушкино наследство и модный десерт
Этот слоеный хлеб с трудным для непривычного человека названием щако зытэупащич — довольно популярное в Кабардино-Балкарии блюдо. Его делают во многих семьях республики и делают по-разному. В некоторых районах считается, что хлеб может быть только соленым, в других — только сладким. Второй вариант — более распространенный. Национальный десерт даже стал вдохновением для модной кондитерской.
Но сначала надо попробовать хлеб по аутентичному рецепту.
Кабардинский хлеб как у бабушки
Фото: Дарья Шомахова
Дрожжи мягкие спиртовые — 15−20 г или сухие — 1 маленький пакетик
Сахар — 50 г в тесто и 250 г — для начинки
Подсолнечное масло — 1 ст.л.
Сливочное масло — 200−250 г
Растительное масло для смазывания сковороды
Естественно, каждая хозяйка готовит хлеб по-разному. Некоторые делают дрожжевое тесто, другие — нет. Кто-то использует топленое масло для промазывания слоев, кто-то — сливочное, другие — подсолнечное или вовсе смесь сливочного и подсолнечного.
Это — один из вариантов.
Для начала готовится опара. Полстакана теплого молока, дрожжи и сахар соединяем в одной емкости и даем им немного подойти. В остальное молоко отправляем гашенную кипятком соду, растительное масло, сметану, соль и добавляем нашу опару. Хорошо перемешиваем. Постепенно всыпаем муку, постоянно перемешивая массу ложкой.
Затем тесто вымешиваем руками. Оно должно получиться мягкое, но не липкое. Из теста формируем шар, присыпаем его мукой и оставляем подниматься на полчаса. За это время тесто нужно перемесить еще один раз.
Растапливаем сливочное масло. Делим тесто на пять частей (можно больше — все зависит от того, сколько времени вы готовы потратить). Каждую часть надо немного подмесить, а затем раскатать тонким слоем — в идеале толщиной не больше 2 мм.
Пласты получатся довольно большие. Раскатывать их лучше не идеально круглыми, а вытянутыми. «Круглый» вариант не возбраняется, просто хлеб будет пропекаться не так равномерно.
Каждый слой следует промазать маслом и посыпать сахаром. Затем слои складываем один на другой и скручиваем вдоль — в рулет. Рулет в свою очередь закручиваем в жгут. И уже жгут улиткой — от центра к краям — укладываем в сковороду или в круглую толстую форму, смазанную растительным маслом.
Выпекать хлеб надо при температуре 220−230 градусов в течение 60−80 минут.
Фото: Дарья Шомахова
Чтобы обойтись без дрожжей, надо заменить обычное молоко на кислое или на кефир. Но и в этом случае после замеса тесто надо оставить «отдохнуть».
Арджэны: современный рецепт
За обновленным рецептом слоеного хлеба мы отправились в кофейню-кондитерскую Nobarey. Здесь экспериментируют с национальным десертом, добавляя разные начинки — от фруктов до коксовой стружки. Кстати, в кофейне даже имя блюду дали свое — арджэн.
— Как-то за процессом приготовления наблюдал мастер по плетению наших национальных циновок Руслан Мазлоев и сказал, что это очень похоже на то, как он делает арджэны. Вот мы и назвали свой слоеный хлеб так же, как циновку, — рассказывает хозяйка кафе Саида Бекшокова. — Решили, что это правильно, не называть его традиционно, потому что у нас довольно много отступлений от старинных рецептов.
Кондитер говорит, что вообще не очень любит рассуждать на тему, «какими продуктами пользовались наши предки».
— У них не было доступа к тому, что есть у нас, а у нас нет той муки и яиц, что были у них. Я считаю, надо готовить из того, что есть сегодня, модернизировать рецепты, а не слепо следовать тому, «как было раньше».
Фото: Дарья Шомахова
Замороженные ягоды — 200 г
Сливочное масло — 200−250 г
Орехи — для украшения
Растительное масло для смазывания рабочей поверхности и рук
С тестом в модернизированном варианте все просто, по крайней мере, ингредиентов значительно меньше. Его замешивают из муки, соли и воды — нетугое, но эластичное. Если оно получится слишком мягким, слои при растягивании будут рваться. Это не критично, но не очень удобно.
Тесту нужно дать постоять 20−30 минут, лучше накрыв пленкой, а потом разделить на три части. Руки и поверхность, на которой вы собираетесь раскатывать тесто, следует смазать растительным маслом. Пока отличие от традиционного способа только в количестве слоев: бабушки все же обычно делали не меньше пяти.
— Если сделать больше трех, то с учетом начинки хлеб получится нереально большим, его будет неудобно выпекать. Да и есть, думаю, не очень удобно, — объясняет Саида.
Саида Бекшокова. Фото: Дарья Шомахова
Фото: Дарья Шомахова
Фото: Дарья Шомахова
Фото: Дарья Шомахова
Каждую часть теста она раскатывает в большой тончайший пласт, а затем делает первый слой еще тоньше, растягивая его пальцами. Слой смазывает растопленным сливочным маслом, посыпает сахаром и сверху выкладывает начинку. Экспериментировать с ней можно бесконечно. Сегодня Саида использует замороженные ягоды.
Затем выкладывает следующий пласт, растягивает, смазывает маслом, посыпает сахаром и украшает начинкой, затем — еще один. Когда все три пласта лежат друг на друге, пришло время «плетения». Все так же, как у бабушек. Сначала Саида сворачивает рулет — получается внушительная трубочка, которую она превращает в жгут, а потом — в «улитку». Ее Саида украшает лепестками миндаля.
Дальше хлеб кладется поверх пекарской бумаги на противень и отправляется в духовку на 25−35 минут при температуре 180−200 градусов.
Хлеб по этому рецепту можно готовить и с несладкими начинками — например, шпинатом и грибами. Тогда исключите сахар, а объем начинки увеличьте до 250 граммов.