кабинет неотложной помощи в поликлинике что там делают
Приложение N 5. Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)
Приложение N 5
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Правила
организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины).
3. Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться в амбулаторных условиях или на дому при вызове медицинского работника.
4. Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами.
5. Штатная численность медицинского и другого персонала отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи устанавливается руководителем медицинской организации, в структуру которой он входит.
Медицинскую помощь в отделении (кабинете) неотложной медицинской помощи могут оказывать медицинские работники отделения (кабинета) неотложной медицинской либо медицинские работники других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.
6. Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается по направлению регистратора безотлагательно.
7. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
8. В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
9. После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранении либо уменьшении проявлений неотложного состояния больной направляется к врачу либо участковому врачу передаются сведения о больном для осуществления посещения больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.
Что такое кабинеты неотложной помощи и в каких случаях туда следует обращаться
8 октября в Министерстве здравоохранения Тверской области прошло открытое совещание по вопросу работы кабинетов неотложной медицинской помощи.
Это первое мероприятие в рамках новой концепции «Открытое Министерство здравоохранения Тверской области». Теперь все актуальные для населения Твери и области темы будут обсуждаться с привлечением общественности и СМИ.
Тема для первого открытого совещания была выбрана неслучайно. В Верхневолжье продолжают открываться кабинеты неотложной помощи, а большинство жителей до сих пор не понимают, каким образом туда можно обратиться, как эту помощь получить и для чего вообще разделили скорую медицинскую помощь на экстренную и неотложную.
В рамках совещания главные врачи тверских больниц обменялись опытом по созданию на базе медицинских учреждений отделений неотложной помощи, а также ответили на вопросы журналистов.
Для начала приведем цифры. Первый заместитель Министра здравоохранения Тверской области Алла Соловьева в ходе совещания озвучила следующую информацию: «Порядка 60% вызовов, поступающих от населения Тверской области на станции скорой медицинской помощи, требуют оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, а не скорой. Если один человек, допустим, получил серьезную травму, а у другого поднялась температура, то диспетчер, конечно, отправит «скорую» сначала по первому адресу».
Поясним, что на данный момент законодательством определены основные положения оказания медицинской помощи. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на неопределенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Константин Шахматов рассказал:
— Экстренная медицинская помощь должна быть оказана в течение 20 мин. Если угрозы жизни пациенту нет, то приедет неотложная помощь. Это будет врач из той поликлиники, в которой и наблюдается больной. В задачу медика входят осмотр, предварительный диагноз, оказание первичной помощи и при необходимости доставка в медицинское учреждение. Организация кабинетов неотложки – это, можно сказать, панацея для перегруженных «скорых».
Однако, это только на первый взгляд. В работе «скорой» есть так называемые «часы пик», когда бригады просто не в состоянии обслужить больных быстро и вовремя. В таких случаях передача вызова на неотложную помощь – лучшее решение и для нас, и для больных. После оказания помощи врач «неотложки» отзванивается в нашу диспетчерскую и сообщает о результате. Таким образом, мы не «теряем» звонки от больных, а, напротив, отслеживаем и контролируем ситуацию. Сортировка экстренных и неотложных вызовов, еще на этапе поступления звонка, фиксируется в журнале диспетчеров «скорой помощи».
А что всем нам ожидать в ближайшей перспективе? Такой логичный вопрос прозвучал от представителей СМИ. Как было заявлено на совещании, в ближайшем будущем кабинеты неотложной помощи будут открыты абсолютно в каждом медицинском государственном учреждении области. Уже в первом квартале 2016 года должна начать работу единая диспетчерская служба «скорой помощи», которая сможет отслеживать нахождение каждой машины, выбирать для нее оптимальные маршруты, чтобы как можно быстрее прислать бригаду к пациенту. Хотя уже и сейчас кареты «скорой помощи» укомплектованы системой слежения («маячками»), но те работают пока в тестовом режиме. Совсем скоро сами автомобили и диспетчерские пункты будут оснащены так называемыми «горячими кнопками», с помощью которых можно сигнализировать о нехватке бензина, попросить дополнительную помощь, особые медикаменты и т.д.
Итоги совещания подвел Министр здравоохранения Тверской области Роман Курынин:
— Резюмируя все, что уже сказали мои коллеги, хочу подчеркнуть самое важное. Отделения неотложной помощи были созданы при поликлиниках не для того, чтобы вытеснить скорую помощь, а чтобы ее «разгрузить». Это объективный момент, вызванный реалиями сегодняшнего дня. Да, бригада неотложной помощи выезжает в тех случаях, когда непосредственной угрозы жизни человека нет, и срочная госпитализация не требуется. Но все строго индивидуально. Если врач неотложной помощи обнаружит, что состояние больного серьёзнее, чем предполагалось ранее, он вызывает бригаду скорой с последующей госпитализацией. Внедряя все новшества, о которых мы говорили сегодня, особое внимание будет уделено аспектам оптимизации и модернизации работы «скорых». Могу сказать, что все эти нововведения в комплексе направлены на повышение эффективности экстренной и неотложной «скорой помощи», а также оказание своевременных и качественных медицинских услуг населению.
Кабинет неотложной помощи
В ГБУЗ СО «Слободо-Туринская РБ» открыт кабинет неотложной помощи.
В приемном покое Слободо-Туринская РБ начал работу кабинет неотложной медицинской помощи, который обеспечен автотранспортом.
Кабинет создан с целью разведения потоков экстренных и неотложных вызовов, поступающих в отделение скорой медицинской помощи и регистратуры поликлиники, а также с целью повышения доступности и улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению, эффективного использования имеющихся ресурсов в учреждении здравоохранения.
Подобные пункты открылись в апреле 2013 года во всех учреждениях здравоохранения Свердловской области — на основании приказа МЗ СО № 170-п от 14.02.2013 г. «Об организации оказания неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения Свердловской области».
Кабинет неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники и осуществляет свою деятельность в часы её работы — с 8 до 16 часов, кроме субботы и воскресенья (телефоны для вызовов 03, 2-15-95).
По мере изменения условий и возможностей график будет изменяться в сторону увеличения продолжительности работы.
Функции кабинета неотложной медицинской помощи:
Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами. В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшения состояния больного и возникновения угрожающих жизни состояний медицинские работники кабинета неотложной медицинской помощи организуют вызов бригады ОСМП. После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранения либо уменьшения проявлений неотложного состояния больной направляется к соответствующему врачу, либо участковому врачу передаются сведения о больном с целью активного посещения в течение суток.
Кабинет неотложной помощи: приказ о создании, положение о деятельности и состав аптечки
Сегодня мы поговорим о создании кабинета оказания неотложной медицинской помощи в поликлинике, стандартах его оснащения, задачах, функции, графике его работы, рассмотрим примерный образец документации: приказа медицинской организации по его созданию и утверждению положения о деятельности кабинета неотложной помощи. Основной информацией для написания данной статьи послужила публикация с сайта ГБУЗ «Нехаевская ЦРБ».
Статистический анализ
Каждый год службой скорой медицинской помощи по Нехаевскому району исполняется от трех с половиной тысяч выездов и более. И практика говорит о том, что зачастую люди без веских на то оснований обращаются в отделение скорой медицинской помощи. Ее бесплатная основа и доступность для населения привело к тому, что люди набирают «03» по любому поводу от незначительного пореза до простого насморка. И дорогостоящие ресурсы выездов скорой помощи, бригады специалистов затрачиваются на случаи без реальной угрозы для жизни человека.
И поэтому возникла необходимость в районной поликлинике организовать кабинет неотложной медицинской помощи. Теперь при поступлении телефонного вызова на скорую помощь по номерам 03, 5-15-33, по сотовому телефону 033, 112 фельдшер (диспетчер скорой помощи) по приему вызовов скорой медицинской помощи распределяет вызова по степени тяжести и срочности.
Принцип работы кабинета
Когда нет непосредственной угрозы для жизни и здоровья пациента, срочной госпитализации не требуется, а это вызова по поводу острых заболеваний либо обострения хронических, передаются в кабинет неотложной медицинской помощи и квалифицированная помощь оказывается фельдшером этого кабинета по схемам лечения пациентов. Для этих целей имеется соответствующие медикаменты (в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных в установленном порядке, что включается также и в состав аптечки неотложной помощи в процедурном кабинете) и оборудование. За кабинетом закреплен санитарный автомобиль.
Неотложная медицинская помощь в кабинете Нехаевская ЦРБ оказывается по обращению безотлагательно и на дому, осуществляется в течение не более двух часов после регистрации вызова. В случаях, когда фельдшер неотложной помощи обнаруживает, что состояние больного серьезнее, чем предполагалось ранее, в случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни пациента состояний, он организует вызов бригады скорой медицинской помощи, либо транспортирует больного для госпитализации в стационар самостоятельно. После оказания неотложной помощи сведения об оказанной медицинской помощи больному передаются участковому врачу для осуществления последующего посещения для наблюдения за состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.
Когда нужна скорая помощь
Скорая выезжает тогда, когда жизни человека угрожает опасность и требуется экстренная медицинская помощь.
Все вызовы от населения по поводу несчастного случая, травмы, электротравмы, отравления, неукротимой рвоты, некупирующегося приступа бронхиальной астмы, острых болей в животе, в груди, алкогольный абстинентный синдром тяжелой степени тяжести, а также вызовы с улицы, общественных мест, лечебных учреждений, дошкольных и школьных учреждений вне зависимости от повода к вызову, выполняются отделением скорой медицинской помощи и входят в обязанности врача.
Режим работы кабинета неотложной помощи
Кабинет неотложной медицинской помощи находится в поликлинике на первом этаже, напротив регистратуры. Часы работы кабинета совпадают с режимом работы поликлиники: с 8.00-16.00 (вторник-пятница), в понедельник с 8.00-17.00, кроме субботы и воскресенья и праздничных дней. В кабинете работают фельдшера: они попеременно будут оказывать помощь на дому и непосредственно в кабинете. В нерабочее время (когда поликлиника не работает) неотложные вызова, как и прежде, будет обслуживать скорая помощь. В полном объеме кабинет неотложной помощи начал свою работу с 01.12.2014 г.
Оснащение
Помещения кабинета неотложной медицинской помощи включают: кабинет амбулаторного приема и процедурный кабинет, обеспечены телефонной связью, санитарным транспортом.
Контроль за деятельностью кабинета неотложной медицинской помощи осуществляется ответственным врачом скорой медицинской помощи и главным врачом.
Неотложная медицинская помощь оказывается в поликлинике по обращению, на дому при выезде – только по станице Нехаевская, в районе помощь при неотложных состояниях оказывают медицинские сестры, фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и врачебных амбулаторий (ВА), участковых больниц (УБ), в их отсутствие выезжает бригада скорой медицинской помощи.
Кто может обратиться
В кабинет могут обратиться пациенты, которые пришли на прием в поликлинику, и им стало плохо (боль, температура, давление и другие симптомы, не создающие угрозы для жизни). Также здесь можно измерить давление, проконсультироваться, если пациент не знает к какому специалисту ему следует обратиться.
Итак, в ГБУЗ “Нехаевская ЦРБ” организован кабинет неотложной помощи и фельдшером, закреплённым за этим кабинетом является Таранцов Юрий Михайлович, контактный телефон: 8 (84443) 5-15-33.
Образец-пример приказа об создании и организации работы кабинета
Приказ по учреждению №199 от 19.11.2014 г. «Об организации работы кабинета неотложной медицинской помощи взрослому населению поликлиники ГБУЗ «Нехаевская ЦРБ».
В соответствии с приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от 11.09.2014 №2343 «Об организации работы отделения (Кабинета) неотложной медицинской помощи взрослому населению в государственных учреждениях здравоохранения Волгоградской области, оказывающих медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях», в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
1. С 01.12.2014 г. Организовать работу кабинета неотложной помощи взрослому населению поликлиники ГБУЗ «Нехаевская ЦРБ».
3. Контроль за исполнением приказа возложить на районного терапевта Михайличенко Е.В.
Главный врач О. Г. Рябцева
Приложение 1 к приказу главного врача №199 от 19.11.2014 г.
Положение о работе кабинета неотложной медицинской помощи поликлиники
1. Общие положения
2. Основные задачи кабинета
3. Основные функции и организация работы
Приложение №2 к приказу главного врача №199 от 19.11.2014 г.
Перечень оснащения выездной бригады неотложной медицинской помощи:
Аппараты:
Ящик медикаментозной укладки:
Перевязочные средства:
Лекарственные средства:
Препараты: аптечка неотложной помощи в кабинете, ее состав:
Имейте в виду, что в быту заботливые родители собирают детскую аптечку в домашних условиях, состав которой отличается от перечисленного варианта ниже, аналогично, что и состав домашней аптечки отличается от приведённого ниже.
Приложение №3 к приказу главного врача №199 от 19.11.2014 г.
Кабинет неотложной помощи в поликлинике что там делают
В Министерстве здравоохранения Тверской области прошло открытое совещание по вопросу работы кабинетов неотложной медицинской помощи.
Это первое мероприятие в рамках новой концепции «Открытое Министерство здравоохранения Тверской области». Теперь все актуальные для населения Твери и области темы будут обсуждаться с привлечением общественности и СМИ.
Тема для первого открытого совещания была выбрана неслучайно. В Верхневолжье продолжают открываться кабинеты неотложной помощи, а большинство жителей до сих пор не понимают, каким образом туда можно обратиться, как эту помощь получить и для чего вообще разделили скорую медицинскую помощь на экстренную и неотложную.
В рамках совещания главные врачи тверских больниц обменялись опытом по созданию на базе медицинских учреждений отделений неотложной помощи, а также ответили на вопросы журналистов.
Для начала приведем цифры. Первый заместитель Министра здравоохранения Тверской области Алла Соловьева в ходе совещания озвучила следующую информацию: «Порядка 60% вызовов, поступающих от населения Тверской области на станции скорой медицинской помощи, требуют оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, а не скорой. Если один человек, допустим, получил серьезную травму, а у другого поднялась температура, то диспетчер, конечно, отправит «скорую» сначала по первому адресу».
Поясним, что на данный момент законодательством определены основные положения оказания медицинской помощи. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на неопределенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Клиническая больница скорой медицинской помощи» Константин Шахматов рассказал:
— Экстренная медицинская помощь должна быть оказана в течение 20 мин. Если угрозы жизни пациенту нет, то приедет неотложная помощь. Это будет врач из той поликлиники, в которой и наблюдается больной. В задачу медика входят осмотр, предварительный диагноз, оказание первичной помощи и при необходимости доставка в медицинское учреждение. Организация кабинетов неотложки – это, можно сказать, панацея для перегруженных «скорых».
Однако, это только на первый взгляд. В работе «скорой» есть так называемые «часы пик», когда бригады просто не в состоянии обслужить больных быстро и вовремя. В таких случаях передача вызова на неотложную помощь – лучшее решение и для нас, и для больных. После оказания помощи врач «неотложки» отзванивается в нашу диспетчерскую и сообщает о результате. Таким образом, мы не «теряем» звонки от больных, а, напротив, отслеживаем и контролируем ситуацию. Сортировка экстренных и неотложных вызовов, еще на этапе поступления звонка, фиксируется в журнале диспетчеров «скорой помощи».
А что всем нам ожидать в ближайшей перспективе? Такой логичный вопрос прозвучал от представителей СМИ. Как было заявлено на совещании, в ближайшем будущем кабинеты неотложной помощи будут открыты абсолютно в каждом медицинском государственном учреждении области. Уже в первом квартале 2016 года должна начать работу единая диспетчерская служба «скорой помощи», которая сможет отслеживать нахождение каждой машины, выбирать для нее оптимальные маршруты, чтобы как можно быстрее прислать бригаду к пациенту. Хотя уже и сейчас кареты «скорой помощи» укомплектованы системой слежения («маячками»), но те работают пока в тестовом режиме. Совсем скоро сами автомобили и диспетчерские пункты будут оснащены так называемыми «горячими кнопками», с помощью которых можно сигнализировать о нехватке бензина, попросить дополнительную помощь, особые медикаменты и т.д.
Итоги совещания подвел Министр здравоохранения Тверской области Роман Курынин:
— Резюмируя все, что уже сказали мои коллеги, хочу подчеркнуть самое важное. Отделения неотложной помощи были созданы при поликлиниках не для того, чтобы вытеснить скорую помощь, а чтобы ее «разгрузить». Это объективный момент, вызванный реалиями сегодняшнего дня. Да, бригада неотложной помощи выезжает в тех случаях, когда непосредственной угрозы жизни человека нет, и срочная госпитализация не требуется. Но все строго индивидуально. Если врач неотложной помощи обнаружит, что состояние больного серьёзнее, чем предполагалось ранее, он вызывает бригаду скорой с последующей госпитализацией. Внедряя все новшества, о которых мы говорили сегодня, особое внимание будет уделено аспектам оптимизации и модернизации работы «скорых». Могу сказать, что все эти нововведения в комплексе направлены на повышение эффективности экстренной и неотложной «скорой помощи», а также оказание своевременных и качественных медицинских услуг населению.