каблуки с подбоем что означает на жаргоне
Значение слова «подбой»
1. Спец. Действие по глаг. подбить—подбивать (в 1, 2 и 5 знач.). Подбой подметок. □ При каждом из сказанных мною признаков подбоя [глухаря] сейчас должно преследовать раненого и добить его. С. Аксаков, Записки ружейного охотника.
2. Спец. и разг. То, чем подбиты подметки, каблуки; кожа, резина и т. п., идущая на подметки, каблуки.
3. Спец. Подставка, на которой производят забивку гвоздей в подметку, а также заклепку, ковку и т. п.
4. Спец. и разг. То, чем подшивается что-л. с изнанки, снизу; подкладка. — Посмотрите-ка, отец родной! — сказал он, вытаскивая из картонки огромную соболью муфту с белым атласным подбоем. Лесков, Островитяне. || Внутренняя или нижняя сторона чето-л. Подбои или изнанка крыльев [у бекаса] сероватая или сизовато-пепельная. С. Аксаков, Записки ружейного охотника. Трепетно шелестели под ветром зеленые с белым подбоем листья ясеней. Шолохов, Тихий Дон. || Обшивка изнутри или снизу из досок, фанеры и т. п.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Лагерный язык Колымы (2 часть)
ОТ ФЕНИ, КАК ОТ ДРЕБЕДЕНИ, НЕ СКРЫТЬСЯ, НЕ ОТМЫТЬСЯ
ты сквозанул с концами
В одну хавиру вместе с фраерами,
У Господа прощенье закосив.
И всю дорогу с почерка горя,
Нигде не раскололся ты ни разу.
Мы за тебя всегда держали мазу,
Так что ж ты оборвался втихаря!
Стоим на цирлах без вина косые.
Но как ни жмись и как ни шестери,
На кичу попадешь на сухари,
И негде нам права качать в России.
начнем тянуть резину,
Пока придется следом покопать.
ты теперь в законе.
но никто не тронет
На рыжей паутинке чертогон.
Ворона сыр у фраера (не вора)
И села гужеваться (наслаждаться)
(барак усиленного режима)
К вороне подканала (подбежала)
свободки не видать
Кабы ты петь могла,
была бы ты паханша наша…».
РАЗРУШАЯ ВСЕ ЗАКОНЫ ЯЗЫКА
Как отмечает лингвист профессор Михаил Грачев, наиболее отчетливо блатной жаргон заметен с конца ХIХ века. А массово стал переходить в общенародный русский язык после революции 1917 года. Кстати, после Гражданской войны в России на слова из воровского лексикона была даже мода, особенно в среде рабочей молодежи. Еще стоить отметить, что своими корнями блатной жаргон уходит аж к XV веку, когда на Русь переселилось большое количество греков и стало заниматься торговлей. Русские люди называли греческих торгашей афинянами (по названию греческого города Афины). Чуть позже офинеями или офенями на Руси стали величать всех бродячих торговцев-коробейников (торгующих галантереей, ширпотребом), иконо- и книготорговцев, всевозможных скупщиков-перекупщиков. Возможно, чтобы скрыть информацию о товаре, условии сделок от посторонних ушей, а может быть, чтобы обмануть покупателя, офени стали использовать тайный язык. Исследователи подмечают, что из неприкаянных бродячих торговцев нередко рождались преступники. Так постепенно язык офеней и стал блатным жаргоном.
Еще в 1933 году Дмитрий Лихачев писал, что слова воровской речи характерны своей необычайной экспансией и способностью распространяться далеко за пределы воровской среды. Сегодня многие россияне в своей повседневной речи используют слова, даже не подозревая, что они из блатной фени (стрельнуть, тянуть резину, пацан, лады, лафа, кумекать, кореш, житуха, заначка и др.).
Такая своеобразная прописка воровских слов в русском языке произошла благодаря сталинским лагерям. В них миллионы людей жили бок о бок с отпетыми убийцами, насильниками, разбойниками и ворами, волей-неволей перенимая от них блатной жаргон. А потом эти люди после освобождения разъезжались по разным уголкам Советского Союза, неся в народные массы новые слова. В блатном жаргоне как явлении нет ничего страшного. Ужасы начинаются тогда, когда вместе с языком уголовников распространяется их преступное мировосприятие, идеология.
…Вот поэтому так ужасался один из узников гулаговских лагерей Иван Башкирев: «Моральные последствия сталинской эпохи ужасны. Блатной жаргон, блатная психология, блатные нравы, как гнойная вонючая жидкость, просачивалисьв миллионы семей. И вместе с этим было огрубление нравов, шла деморализация и росла преступность».
Каблуки с подбоем блатной жаргон. Тюремная энциклопедия
В отечественных местах не столь отдаленных все заключенные подразделяются на четыре тюремные касты (их еще называют мастями), по мере значимости в зековской иерархии – блатные, мужики, козлы и петухи. Существуют еще и «ответвления» от этих мастей, но принципиального, самостоятельного значения они, по большому счету, не имеют.
Скатиться вниз по тюремной иерархической лестнице можно запросто, а вот подняться наверх практически нереально.
Блатные
Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.
«Мужики»
Их на зоне количественно больше, чем представителей остальных мастей. Удел «мужиков» – работать. Нормальный «мужик» не встревает в разборки блатных (да «мужики» и не имеют в них права голоса), не сотрудничает с администрацией МЛС. В основном «мужики» – это не «профессиональные» сидельцы, главная их задача – отбыть срок и возобновить нормальную жизнь на воле.
«Козлы»
Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов».
«Петухи» или «опущенные»
Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.
«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»
«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.
В нашем тюремном мире несколько каст, то есть групп заключенных разного «достоинства». Главных каст четыре, а промежуточных на каждой зоне может быть гораздо больше (кстати, среди зеков именно так и говорится: на тюрьме, на зоне).
Блатные.
Тех, кто придерживается на зоне или в тюрьме правильных понятий, тюремного закона, администрация называет отрицаловкой, отрицаловом. Сюда попадают не только блатные, а все, кто оказывает активное сопротивление администрации. Бывает, человек просто оказался в немилости у отрядника (начальника отряда), отказался от левой работы, которую его заставили выполнять. В общем, случай тут тоже много значит.
Мужики
Козлы
С козлами можно здороваться, общаться с ними, прикасаться к ним, но в общак их не пускают. В лагерях, кстати, такая легенда бытует: есть секретный приказ, по которому в случае войны всех козлов должны расстрелять как потенциальных предателей. Но это, конечно, только легенда. Хотя во время войны немецкие карательные отряды составлялись не из армейских солдат и даже не всегда из эсэсовцев, а прежде всего из полицаев. Не были немцы настолько безумными, чтобы свою армию такими делами растлевать.
Петухи
С начала 90-х годов, с тех пор, как тюремные нравы начали стремительно распространяться на воле, опущенные стали приходить и оттуда, с уже готовым статусом.
— Если фамилия зека Петухов, например, это влияет на его положение в зоне?
Сама по себе фамилия никак не влияет. Вот если человек чем-то не понравился другим, это ему жизнь испортит.
— Я слышал, в опущенные обычно попадают нечистоплотные люди или страдающие кожными болезнями.
Вранье. Или типичный образец и «исследования Фан Фаныча». Тюремный закон, увиденный через глазок.
Говорят, в тюрьме и лагере особенно не жалуют тех, кто сел за изнасилование. Какие еще статьи, кроме 131 УК Российской Федерации (изнасилование), считаются позорными? Если я сел по какой-нибудь из “грязных” статей, есть ли смысл скрывать это?
К «изнасилованию» вообще-то на зоне уже привыкли. Есть более страшные статьи. Например, за уклонение от лечения венерических болезней. Еще за гомосексуализм, за развратные действия в отношении малолетних.
Раньше считались непрестижными и статьи за бродяжничество, за хулиганство, за проживание без прописки. Вообще уважением в преступном мире пользуется тот, кто делает свою “работу” без трупов, без насилия и так далее.
Не знаю, стоит ли скрывать свою статью. Обычно такие вещи со временем становятся известными.
Жизнь заключенных в российских лагерях женщин всегда сильно отличалась от законов существования мужчин-зэков. Самые большие различия можно наблюдать в плане межличностного общения. В мужской зоне «опущенные», или пассивные гомосексуалисты, становятся париями, к которым никто даже не смеет прикоснуться.
«Параша». Она же «старушка»
«Рублевые»
В женской тюрьме есть категория заключенных, которые попадают в сексуальное рабство к надзирателям и другим представителям лагерной администрации («кумовьями»). Зэчки называют их «рублевыми». Это понятие пришло еще из сталинского ГУЛАГа. За свои услуги сексуальные рабыни получают определенные привилегии: могут не выполнять общие работы, получают дополнительное питание и пр.
Не все «рублевые» одинаковы. В 20-50 годы на Соловках существовала целая классификация привилегированных узниц: «полурублевые», «15-копеечные» (или «пятиалтынные») и собственно «рублевые». В зависимости от ранга женщина получала разные послабления и «бонусы». Если же зэчка отказывалась вступать в сексуальный контакт с «кумом», она была обречена на постоянные жестокие притеснения.
«Мамки»
«Мамками» в женских тюрьмах называли женщин, либо уже заехавших с воли беременными, либо зачавших непосредственно в заключении. Во втором случае зэчки беременели с выгодой: условия содержания женщин «с животом» были гораздо легче, чем у остальном массы заключенных.
«Старшие»
«Семейницы»
В женских колониях очень распространены так называемые «семьи». Они представляют собой небольшие группы женщин, которые совместно ведут нехитрое хозяйство и оказывают друг другу всяческую поддержку. «Семья» может состоять из двух и более человек. Причем, между ними не всегда существуют сексуальные отношения. «Семья» образуется для того, чтобы облегчить существование ее членов. Жизнь в заключении сурова, а вместе выживать гораздо легче.
«Коблы » и «ковырялки »
«Колхозницы» и «бычкососки»
При всей грубости лексикона и жесткости градации заключенных жизнь в женских колониях проще и сноснее, чем в мужских. У женщин меньше агрессии, реже случаются жестокие конфликты с членовредительством, зачастую даже налагается запрет на использование в разговорах тюремной «фени ». За соблюдением этого правила следит старшая по отряду.
Основной чертой этой касты является пассивный гомосексуализм: добровольный или принудительный.
Но не каждый петух регулярно практикует гомосексуальные связи.
Петухи в тюрьме — кто это?
Опущенные в рамках тюремного быта являются кастой неприкасаемых. Как живут опущенные в тюрьмах?
Они живут отдельно от полноценных членов тюремного сообщества: под кроватью («под шконкой»), возле туалета.
В крупных лагерях для них выделяются отдельные бараки, которые называются петушатниками.
Опущенные пользуются отдельными предметами быта.
В их посуде проделываются дырки, чтобы никто не случайно не спутал «зашкваренные» тарелки и ложки с нормальными.
Жизнь опущенных в тюрьме очень тяжела. Петухи выполняют самые грязные виды работ.
Существуют несколько теорий происхождения этой касты.
Согласно самой распространенной версии, опущенные выделились в отдельную тюремную прослойку после реформы 1961 года.
Она разделила лагеря по строгости режима содержания: матерые зеки, рецидивисты стали жить отдельно от первоходочников (о том, какие виды тюрем в России существуют сегодня и какие там есть режимы, можете узнать ).
Первоходочники – это, как правило, молодые люди, стремящиеся к конкуренции во всех сферах жизни, они не знали тюремных устоев и при отсутствии надзора более опытных заключенных их быт со временем становился все более диким.
Это привело к тому, что наказание изнасилованием, которое было до реформы крайней мерой, применяющейся в единичных случаях, стало распространенным повсеместно (о видах насилия в тюрьмах читайте ).
Опущенным может стать любой заключенный.
Справка: помимо петухов в тюремном сообществе существует каста чертей. С опущенными чертей роднит статус неприкасаемых, но для сексуальных утех они не используются.
Автоматическое опускание в тюрьмах практикуется все реже. Отношение к людям, севшим по «петушиным» статьям, не будет хорошим, но и сексуального насилия в их отношении проявлять не будут.
Почему петухом называют в тюрьмах? Точного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, такое название произошло от глагола «петушить», которым обозначался процесс изнасилования.
За что становятся?
Вопреки стереотипу, доля добровольных гомосексуалистов среди обиженных невысока.
Большинство заключенных становятся петухами за проступки, не имеющие отношения к сексуальной сфере.
Ниже приводится, за что опускают в тюрьмах. Обычно это различные серьезные нарушения правил тюремной жизни:
Обиженные, доведенные до отчаяния, нередко пользуются этим в целях мести. Иногда телесный контакт необязателен – достаточно провести ночь в петушатнике.
Опускание может проводиться и по указу тюремной администрации для устранения неугодных заключенных из арестантской жизни.
Самый популярный способ – это запирание зека на ночь в петушатнике.
Но к таким опущенным в тюремном сообществе отношение более лояльное.
В 2000-х и последующих годах наблюдается отказ от опускания путем изнасилования. Это связано с повышением контроля над внутренним распорядком исправительных учреждений, защите прав заключенных стало уделяться большее внимание.
Кратко о том как в тюрьме не стать петухом:
Заключение
В тюремном мире есть несколько каст – групп заключенных разного достоинства.
Главных каст четыре: блатные (босяки, братва), мужики (самая многочисленная каста), козлы, петухи (отверженные).
Если с блатными и мужиками более или менее все понятно (лица, придерживающиеся воровских традиций, работающие зеки, которые не присоединились ни к блатным, ни к козлам), то кто такие козлы на зоне, не совсем понятно.
А ведь в жизни часто ругаясь, люди обзывают друг друга козлами, но при этом не подразумевают, что это слово означает на тюремном жаргоне.
Козел, козлина, козлиная рожа и другие производные от слова «козел» – это слова-оскорбления. Но если в обычной жизни человек, которого обозвали козлом, может никак не отреагировать на обидное слово, то в тюрьме это сказанное слово может даже стоить жизни тому, кто его произнес.
Если какого-нибудь «правильного» арестанта назовут козлом, то спрос с того, кто обозвал, будет большой. В тюрьме козлы – это отдельная каста заключенных, принадлежность к которым не в почете.
То есть это те люди, кто надел «косяки» – нарукавную повязку, это те, кто вступил в секцию профилактических правонарушений. Еще козлов могут называть суками – тех, кто согласился сотрудничать с правоохранительными органами.
Козел или шерстяная масть – это ссучены, которые раньше жили по черным законам, а потом вынужденно или по собственной воле встали на путь истинный – начали сотрудничать с администрацией.
А ведь козлами в основном становятся по одной простой причине – чтобы поскорей выйти на свободу, получить условно-досрочное освобождение.
Администрация колонии называет козлов «активом», активистами, лицами, которые твердо встали на путь исправления. Конечно же, другие заключенные относятся к козлам плохо.
В тюремных лагерях ходит такая легенда, что якобы существует такой секретный приказ: в случае наступления войны всех козлов должны расстрелять как потенциальных предателей.
Но это только легенда. Хотя во времена Второй мировой войны немецкие карательные отряды составлялись не из армейских солдат, а из полицаев.
Козлы сотрудничают с администрацией для банального послабления. Так, за свою работу они могут получить банку сгущенки, колбасы, некоторые даже могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение за особо хорошую работу.
Такая распространенная фраза: «За козла – ответишь» на зоне неспроста: если назвать какого-нибудь зека козлом, коим он не является, то это будет считаться тягчайшим косяком.
Однако это не так. Никто из мужиков или блатных не будет вести разговор в присутствии козла. Да и держатся «суки» обособленно.
В исправительных учреждениях есть 2 зоны:
Что касается «козлов», то на черных зонах их очень не любят. В некоторых тюрьмах администрации даже приходится ограждать «козлов», заселять их в отдельные бараки.
В красных зонах козлы пользуются послаблением администрации, они даже могут устраивать собственный «общак», а в некоторых тюрьмах «ссучены» даже могут регламентировать жизнь других зеков.
В обычной жизни такое слово, как козел, высказанное как ругательство в отношении другого человека имеет несколько иное, более безобидное значение, нежели это же слово будет произнесено на зоне.
Ведь там козлами называют тех арестантов, которые сотрудничают с администрацией, занимают какие-то должности, вступают в кружки самодеятельности и т. д.
Если по незнанию, в порыве гнева обозвать заключенного козлом, кто по своей сути им не является (например, он блатной или мужик), то можно очень больно ответить за свои слова.
Заключенные, которые стали «козлами» на зоне остаются ими до конца отбывания срока. Их презирают мужики и блатные, с ними не вступают в «общак», такие лица держатся обособленно от других.
«Семь раз обкашляй, один подскочи». Глупые штампы «делового» быдла
Доводилось слышать такое живьем? Не в сериалах про бандитов и ментов? Вот люди в интернете пишут, что на этом «жлобском арго» общается множество дельцов мелкого бизнеса, причем не только в марике (маршрутке) в «дремучих мухосранях». Иногда характерные фразочки разносятся и среди офисного планктона крупных компаний.
Для кого-то это, может, и стёб. Но вчерашние гопники и «ауешники» всерьез считают, что именно так делают дела крутые бизнесмены.
Кстати, к бандитской лексике 90-х этот сленг напрямую не относится. Как утверждают знатоки, реальные бандиты разговаривали как обычные люди, а подобными словами фонтанировали «дебилы, косящие под бандитов». Anews собрал самые популярные выражения таких индивидуумов.
1. Человечек, темка, вопросик, проблемки, документики, машинка, денюжка
Вот как объяснил такую «ласковость» интернет-эксперт Виктор Азунов на портале TheQuestion: «Пытаемся общаться нежно, спокойно, никого не отпугивая, но в то же время деловито, немножко с юморком. Если надо кого-то за чем-то послать, не кричим, не принуждаем, просто просим человечка «метнуться кабанчиком» куда нужно, и все».
2. Подскочить, метнуться кабанчиком
Слова «подъехать», «сходить», «принести» не годятся. Другое дело фразы вроде «сейчас мой человечек подскочит» или «метнись кабанчиком за документами»: звучат и по-деловому, и по-свойски.
Выражение «метнуться кабанчиком», кстати, давно занесено в словари. Аналитик Евгений Погребняк первым систематизировал бизнес-сленг 90-х, куда вошло и оно. А Словарь современной лексики, жаргона и сленга 2014 года поясняет, что это из популярных тогда анекдотов про Винни и Пятачка.
Пару лет назад также появился мем про кабанчика, сооснователь энциклопедии мемов Memepedia.ru Настя Кривец объяснила, откуда он взялся.
3. Саныч, Палыч, Василич
Если кого называют вот так – по отчеству в разговорно-просторечной форме, то сразу понятно, что это «серьезный человечек». Начальник, например. Вроде и панибратски, и уважительно.
4. Обкашлять (обчихать, обслюнявить) вопросик
Не слышали такое, нет? В 90-е чаще говорили «перетереть», «побазарить», «пошелестеть». Однако слово «обкашлять» в значении «подробно обсудить» тоже давно значится в словарях блатного жаргона.
С этими словами на форумах в шутку обыгрывают известные пословицы: «Семь раз обкашляй, один подскочи» («Семь раз отмерь, один раз отрежь»), «Тише метнешься, дальше подскочишь» («Тише едешь, дальше будешь»).
А вот «обчихать» и «обслюнявить» – это уже более современные вариации, придуманные по аналогии. Хотя есть жаргонное значение слова «слюнявить» – долго, нудно и скучно рассуждать.
5. «Речь о трехзначных суммах»
Когда над этой фразой глумятся в сети, некоторые не понимают, с чего бы. А это лишний раз доказывает, как «солидно» она звучит.
Трехзначные числа (соответственно, и суммы) – это числа от 100 до 999. 200 рублей – это трехзначная сумма.
100 000 – это уже шестизначная сумма. Но, вероятно, для дебиловатого человечка, который обкашливает делишки, это «100 косарей» – т.е. трехзначная сумма.
В интернете веселятся: «Говорят так всякие ИП Голожопенко и прочие директора ООО Вектор с уставным капиталом 10к. Такие толстые дядьки за 40, считающие, что на дворе все еще говеностые или начало нулевых».
«Так общается быдло, все интересы которого вращаются в финансовой категории 5-10 тыс. рублей».
6. Быть на точке, отправить на точку
У приблатненных коммерсантов 90-х были свои «точки» в городе. У «бомбил» и таксистов существуют свои точки как места стоянки и «ловли» пассажиров. В криминальных боевиках постоянно происходят разборки за «точку» как за подконтрольную территорию.
У нынешних мелких бизнесменов, косящих под крутых, точкой может быть что угодно, от сомнительного офиса до гаража или склада где-нибудь на выселках. На эту «точку», может, без слез не взглянешь. Зато «важно» звучит.
7. «Давай порешаем»
Выражения «порешать дела», «порешить дело» можно встретить еще в словаре Даля середины XIX века в значениях «решить, вершить, закончить».
Но с 90-х стало популярным «порешать вопросы» в смысле «искать их решение». А с учетом второго жаргонного значения «порешить» – «убить, прикончить», слово обрело особый вес. Серьезным человечкам нравится.
Между тем образовательный портал «Мел» занес выражение «давай порешаем» в список фраз, которые «не запрещены, но ужасны»: «То же самое «расскажи мне за него» в значении «расскажи мне о нем». Чувствуете разницу?»
8. Провентилировать вопрос
Как можно догадаться, слово «вентилировать» тоже пришло из уголовного жаргона. Там оно означало «проводить воровскую разведку».
9. «На цифрах», «на созвоне», «дай цифры»
«Цифры» в данном случае – это номер телефона, причем Словарь современной лексики, жаргона и сленга 2014 г. указывает, что это подростковое дворовое словечко. Так что нынешний «жлобский» сленг недоделанных бизнесменов лишь частично хранит традиции 90-х. Многие выражения породила гоп-культура, в которой росли многие из тех, кому сейчас 20-30 лет.
Между тем на портале «Канобу» один участник как-то выложил «сленг российской глубинки» – список колоритных слов и выражений, собранных его приятелями, которые объездили автостопом всю страну. Среди них было и такое: «цифры знаешь – шуми» = «мой номер у тебя есть – звони».
10. «Раскидайте там чё как чё»
Из того же молодежного гоп-жаргона проникло слово «раскидать» в значении «объяснить».
И, кстати, еще одно популярное выражение «обрисовать ситуацию» тоже имеет дворовое происхождение, поясняют словари.
11. «Скидочку нарисуете?»
«Щас человечек от меня подскочит, может, вы ему скидочку в пару процентов нарисуете?» – так звучит деловая просьба от какого-нибудь Михалыча в «конторке», причем в ней нет ничего криминального. Хотя дружески-фамильярный тон и само слово «нарисуете» как будто намекают на обратное.
12. «Завтра с человечком словлюсь»
Ну и, наконец, закончить разговор тоже нельзя просто так. Обычного человеческого прощания нужно избегать любой ценой. А вот сказать «услышал тебя» или «уловил» – это в самый раз.
Кстати, что не так в типичной менеджерской фразе «Я вас услышал», объясняем здесь: 8 офисных дебилизмов, которые нужно забыть раз и навсегда