каботажное плавание что это такое
Значение слова «каботаж»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. Это и следует считать оригинальным толкованием данного термина. В каботажном плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов.
Так как в настоящее время почти во всех странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих стран, то «мореходный» каботаж стал равен «юридическому». То есть, нередко употребляющие термин «каботажное плавание» подразумевают под ним «плавание без выхода за границы страны».
Различают большой каботаж (перевозку грузов и пассажиров между портами разных морей) и малый каботаж (перевозки между портами одного и того же моря).
В бывшем СССР в отношении к каботажу рассматривались как одно море:
Чёрное и Азовское моря
Белое море и Северный Ледовитый океан
Японское, Охотское и Берингово моря
Как правило, каботаж осуществляется каботажным флотом — судами, предназначенными для совершения плавания в ограниченном районе, обычно на небольшом удалении от берега и портов-убежищ.
Самым крупным в мире каботажным флотом обладает Греция.
КАБОТА’Ж, а, мн. нет, м. [фр. cabotage] (мор.). 1. Прибрежное товарное и пассажирское судоходство. 2. Флот прибрежного плавания.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кабота́ж
2. прибрежная полоса моря между двумя портами
3. морск. причал, пристань для судов местного пароходства
Каботаж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства в прибрежной зоне. Название термина происходит от испанского слова «cabo», которое означает «мыс».
Как известно, наиболее экономически выгодным транспортом для перевозок грузов и людей является перевозка водным транспортом. Другие виды транспорта, такие как автомобильный, железнодорожный, авиатранспорт в вопросе стоимости перевозок не идут ни в какое сравнение с водным транспортом.
Существует множество государств расположенных на берегах морей и океанов, имеющих протяженную береговую линию, на которой находятся множество больших и малых городов и поселений. Традиционно все эти поселения связываются автомобильным и железнодорожным транспортом.
Так почему же в таком случае не используется в полной мере водный транспорт, которому не нужны ни автомобильные, ни железные дороги?
А все дело в том, что традиционно прибрежные волны имеют направление движения в сторону берега, при этом каботажные суда подвергаются сильной боковой качке. При этом грузы смещаются со своих мест, а пассажиры подвергаются в большинстве своем морской болезни.
Зачастую, при достаточно большом волнении моря происходят аварии судов, которых просто выбрасывают волны на берег.
Так как можно было бы совместить экономическую целесообразность водного транспорт и безопасность его пассажиров и грузов?
Весь вопрос кроется видно в несовершенстве судов, которые осуществляют каботажное плавание. Судно должно не быть подверженным боковой качке и быть максимально устойчивым при движении.
Как это можно осуществить?
Представим себе судно следующей конструкции: корпус судна должен представлять собой большой эллипс в сечении, внутри которого располагаются места для пассажиров. Естественно он должен иметь окна (иллюминаторы), через которые можно было бы наблюдать окружающее пространство при движении судна.
Вот сейчас можно было бы вспомнить оригинальные английский транспорт для перевозки пассажиров, который называется омнибус.
Как можно было бы увязать конструкцию английского омнибуса с водным каботажным транспортом?
Через эллипсоидный корпус судна проходят трубы, на которых крепится верхняя пассажирская гондола. Понятно, что она должна быть закрытой и иметь обзорные окна. По своим размерам эта гондола конечно значительно меньше, чем основной корпус корабля.
Расстояние между основным корпусом и гондолой должно превышать среднюю высоту волн, присущую данному морскому прибрежному пространству.
Для придания большей остойчивости комбинированного двухкорпусного корабля снизу к днищу крепится массивный киль, который имеет одну особенность – он не сплошной, а состоит из двух половин.
Эти половинки киля должны иметь возможность раздвигаться один относительно другого при помощи гидроцилиндра, смонтированного между двумя килевыми половинками. Это прообраз чертежного циркуля.
Над поверхностью воды будут находиться только трубы с расположенной на них верхней гондолы.
При движении корабля сопротивление воде этих труб будет минимальным и трубы с легкостью будут пропускать через себя волны среднего размера, присущие данному участку моря. Пассажиры нижнего корпуса смогут обозревать подводный мир в свои иллюминаторы, а пассажиры верхнего корпуса – морские пейзажи.
В задней части нижнего корпуса корабля будет располагаться двигательная установка, которая должна быть прикреплена к кораблю через амортизирующую герметичную прокладку, с целью подавления вибраций двигателя и передачи его корпусу корабля.
Конечно причал для такого корабля будет иметь свою специфику – он должен быть двухэтажным для посадки и высадки пассажиров с обоих корпусов корабля.
При подходе корабля к причалу киль разворачивает свои половинки в горизонт, а после причаливания половинки киля сходятся, упираясь в дно причала. Это обеспечит устойчивость корабля и безопасную посадку, и высадку пассажиров на причал.
Путешествие на двухкорпусном корабле будет для пассажиров не только полезной, относительно дешевой, но они получат еще удовольствие от такого приключения.
В перспективе такого типа корабли свяжут многие города и другие поселения удобным и дешевым транспортом.
Путешествуйте морем господа-товарищи и будет вам не только польза, но и удовольствие от совершенного в море приключения.
КАБОТАЖ (КАБОТАЖНОЕ ПЛАВАНИЕ)
Смотреть что такое «КАБОТАЖ (КАБОТАЖНОЕ ПЛАВАНИЕ)» в других словарях:
КАБОТАЖ — (фр. cabotage, от исп. cabo мыс). Плавание близ берегов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАБОТАЖ каботажное судоходство, прибрежное судоходство приноровленное для перевозки товаров и пассажиров… … Словарь иностранных слов русского языка
Каботаж — (англ. cabotage, coastal trade; фр. cabotage; нем. Kustenfahrt) прибрежное судоходство морских судов и морские перевозки между портами одной страны. В России с целью развития К. в 1784 г. всем народам была предоставлена свобода торговать в… … Энциклопедия права
Каботаж — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Каботаж — (франц. Cabotage, нем. Küstenfahrt, англ. Coasting trade) собственно плавание от мыса к мысу, т. е. прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождение и не требующее средств астрономических. Как законодательный термин … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
каботаж — вид плавания морских судов, при котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется между портами одной и той же страны. Происходит от слова мыс (англ. cape), поскольку первоначально К. действительно состоял в плавании от мыса к мысу без выхода… … Большой юридический словарь
КАБОТАЖ — – торговое мореплавание между портами одного и того же государства. Различается 2 вида К. малый и большой. Малый К. – плавание между портами одного и того же государства, расположенными на одном море. Большой К. – плавание между портами данного… … Советский юридический словарь
ПЛАВАНИЕ, КАБОТАЖНОЕ — судоходство около берегов, вдоль побережья между портами одного государства. Различают большой каботаж – судоходство между портами в разных морях, и малый каботаж – судоходство между портами одного морского бассейна … Большой экономический словарь
Каботажный флот — Каботаж (фр. cabotage) очень часто этот термин используется в значении «плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова «Cabo» которое … Википедия
КАБОТАЖНЫЙ — КАБОТАЖНЫЙ, каботажная, каботажное (мор.). прил. к каботаж. Каботажное судно. Каботажный флот. Каботажное плавание. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Национальность корабля — Согласно морскому международному праву, от каждого плавающего на море судна требуется принадлежность к определенному государству и возможность в каждый данный момент доказать свою национальность. Морские корабли, в силу установившейся фикции,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
На каботаж! 16:25, 28 апреля 2021 Версия для печати
Автомобильные каботажные перевозки разрешены далеко не во всех странах. Разбираемся в значениях термина «каботаж» и причинах ограничения или запрета на этот род деятельности на территории ряда государств.
Словом каботаж обозначаются автомобильные грузоперевозки (от погрузки до выгрузки) в пределах какой-либо одной страны, выполняемые перевозчиком из другого государства. В странах, где разрешён автомобильный каботаж, иностранные перевозчики оформляют специальные лицензии.
В рамках всевозможных программ, направленных на поддержку национальных автоперевозчиков, некоторые страны ограничивают или вовсе запрещают автомобильный каботаж у себя на территории. К слову, к последним сегодня относится и Россия.
Само понятие «каботаж» пришло к нам из морских грузо- и пассажиро-перевозок, но значение его очень схоже с тем, что называют каботажем автомобильные грузоперевозчики.
Исторически каботаж — это транспортировка людей или грузов между морскими портами одного и того же государства.
Семидневный каботаж в ЕС
Как нетрудно догадаться, практика автомобильных каботажных грузоперевозок широко распространена в странах Евросоюза, а наибольшая их доля выпадает на Германию.
Тем не менее разрешён этот род деятельности исключительно перевозчикам из государств, входящих в состав ЕС. Причём и это не единственное ограничение для каботажных грузоперевозок на автомобиле.
Для автокаботажников на территории Европейского союза работают так называемые правила 7-ми и 3-х дней.
В течение недели перевозчик имеет право выполнить не более 3-х каботажных автоперевозок подряд по завершении международной перевозки из другой страны ЕС или из третьей страны в страну ЕС, принимающую груз.
Иностранному же перевозчику, прибывшему в другую страну ЕС порожним, даётся право совершить один каботажный рейс не позднее 3-х дней с момента прохождения границы. После этого он может провести ещё 2 каботажных автомобильных грузоперевозки в 2-х других государствах Евросоюза при условии опять же в течение 3-х дней с момента разгрузки на территории страны.
Возможные варианты могут комбинироваться, но количество и сроки таких перевозок не могут превышать отведённых 3-х раз за 7 дней.
Каботажному автоперевозчику во время рейса необходимо иметь на руках документы обо всех операциях, которые он совершил, чтобы он мог в любой момент подтвердить своё право на каботаж. Данные об этих перевозках фиксируются в CMR и в сопутствующих документах, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, точках отправления и доставки.
Нарушения правил автомобильных каботажных грузоперевозок караются большими штрафами, размер которых самостоятельно определяет для себя каждая страна Евросоюза. Например, во Франции сумма штрафа за нарушение правил каботажниками варьируется от 1 500 до 15 000 евро.
Каботаж в РФ
Несмотря на то, что в России автокаботаж под запретом, законопроект, посвящённый регулированию перевозок грузов или пассажиров транспортными средствами, принадлежащими зарубежным перевозчикам, уже рассматривался в Госдуме.
Авторы документа допускают легализацию разовых каботажных автоперевозок для перевозчиков из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Каботаж — это что такое?
Для начала давайте разберемся с тем, что такое каботаж. Это слово, которое означает сам процесс плавания какого-либо судна от порта до порта, не покидая пределов одной страны. Понятие известно каждому, кто работает в морской индустрии. Что же касается новичков, то им многие морские термины абсолютно не знакомы и вызывают множество вопросов. Для того чтобы ознакомить таких людей с главными понятиями данного вида перевозок, мы и подготовили эту статью.
Общее понятие
Все морские термины имеют свою трактовку и происходят от какого-то основного опорного слова. «Каботаж» — не исключение. Это выражение произошло от испанского «кабо», что в переводе на русский означает «мыс». Дело в том, что именно такое плавание и называлось в давние времена каботажным. Плавая от одного мыса до другого, корабли не пересекали границы других государств, таким образом закрепляя такое понятие, как внутригосударственная перевозка по морю. Более того, в те времена это означало, что корабль совершает рейс, не выходя в море. Так плавали и викинги, и греки, и египтяне. До наших времен дошло и само слово, и его значение. В современном мире такую перевозку совершает торговый флот, понятие «каботаж» закрепилось как официальный термин. Правда, оно не подразумевает, что судно не выходит в открытое море, а означает только пересечение государственной границы. Например, в Советском Союзе таким термином называли перевозки, которые осуществлялись в пределах акватории:
Обычно для такого плавания предназначались определенные суда.
Преимущества перевозок
Морские перевозки в современном мире завоевывают все больше и больше положительных отзывов и набирают популярность. Благодаря тому, что наша планета покрыта водными венами и артериями, соединяющимися друг с другом, попасть из одного места в другое морским путем не вызывает никаких трудностей. Такой вид перевозок достаточно надежен и бесперебоен. А самое главное его преимущество состоит в том, что стоимость такой транспортировки намного дешевле, чем, например, воздушной. Более того, характер некоторых грузов не позволяет перемещать их воздухом или по автостраде на машинах, в то время как по морю это можно сделать легко и просто.
Виды каботажа
Различают несколько вариантов такого вида перевозки. Для начала рассмотрим это с точки зрения территории, где имеет место данный процесс:
Если рассматривать каботаж с точки зрения водных путей, то здесь также есть разграничения:
Рассматривая же первый вид плавания, мы можем выделить такие его виды:
По оценкам специалистов, самым большим каботажным флотом владеет Греция, и подобные перевозки играют очень важную роль в экономике данной страны.
Виды судов
Каботажное судно – это не что иное, как корабль, который совершает перевозку груза в пределах одной страны, не выходя за ее границы. Таких кораблей существует несколько видов, и каждый имеет свои особенности. Для успешной перевозки товара необходимо тщательно продумать, каким видом судна вы будете транспортировать его, чтобы избежать проблем во время плавания. Минимальный вес, который может перевезти любой подобный корабль, составляет десять тысяч тонн, что делает такую транспортировку еще привлекательней, несмотря на долгий срок доставки из-за небольшой скорости движения. Перечислим самые распространенные виды:
Правовой аспект
Как вы видите, каботаж – это многогранное понятие, которое имеет множество особенностей. Но главное при этом – соблюдать все правовые аспекты. Очень важно как для отправителя, так и для получателя товара получить все в целости и сохранности. Поэтому прежде чем начнется погрузка товара, стороны должны обязательно заключить договор. По договору, одна сторона в лице перевозчика обязуется доставить товар без повреждений и передать непосредственно другой стороне в лице получателя. За это перевозчик получает заранее оговоренную плату.
Стоит отметить, что история правовых взаимоотношений в этой сфере началась еще в древние времена. Еще тогда судовладельцы оговаривали нормы, которые регулировали разные варианты транспортировки. Главным при этом всегда было доставить груз в целости или заплатить компенсацию в случае потери или повреждения товара.
Документация
Кроме договора, существуют и другие документы, которые регулируют морские перевозки. Среди них:
Разная документация используется при транспортировке, и вид ее зависит как от установленного порядка в компании по перевозке, так и от желания отправителя.