каботажные перевозки что это такое
На каботаж! 16:25, 28 апреля 2021 Версия для печати
Автомобильные каботажные перевозки разрешены далеко не во всех странах. Разбираемся в значениях термина «каботаж» и причинах ограничения или запрета на этот род деятельности на территории ряда государств.
Словом каботаж обозначаются автомобильные грузоперевозки (от погрузки до выгрузки) в пределах какой-либо одной страны, выполняемые перевозчиком из другого государства. В странах, где разрешён автомобильный каботаж, иностранные перевозчики оформляют специальные лицензии.
В рамках всевозможных программ, направленных на поддержку национальных автоперевозчиков, некоторые страны ограничивают или вовсе запрещают автомобильный каботаж у себя на территории. К слову, к последним сегодня относится и Россия.
Само понятие «каботаж» пришло к нам из морских грузо- и пассажиро-перевозок, но значение его очень схоже с тем, что называют каботажем автомобильные грузоперевозчики.
Исторически каботаж — это транспортировка людей или грузов между морскими портами одного и того же государства.
Семидневный каботаж в ЕС
Как нетрудно догадаться, практика автомобильных каботажных грузоперевозок широко распространена в странах Евросоюза, а наибольшая их доля выпадает на Германию.
Тем не менее разрешён этот род деятельности исключительно перевозчикам из государств, входящих в состав ЕС. Причём и это не единственное ограничение для каботажных грузоперевозок на автомобиле.
Для автокаботажников на территории Европейского союза работают так называемые правила 7-ми и 3-х дней.
В течение недели перевозчик имеет право выполнить не более 3-х каботажных автоперевозок подряд по завершении международной перевозки из другой страны ЕС или из третьей страны в страну ЕС, принимающую груз.
Иностранному же перевозчику, прибывшему в другую страну ЕС порожним, даётся право совершить один каботажный рейс не позднее 3-х дней с момента прохождения границы. После этого он может провести ещё 2 каботажных автомобильных грузоперевозки в 2-х других государствах Евросоюза при условии опять же в течение 3-х дней с момента разгрузки на территории страны.
Возможные варианты могут комбинироваться, но количество и сроки таких перевозок не могут превышать отведённых 3-х раз за 7 дней.
Каботажному автоперевозчику во время рейса необходимо иметь на руках документы обо всех операциях, которые он совершил, чтобы он мог в любой момент подтвердить своё право на каботаж. Данные об этих перевозках фиксируются в CMR и в сопутствующих документах, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, точках отправления и доставки.
Нарушения правил автомобильных каботажных грузоперевозок караются большими штрафами, размер которых самостоятельно определяет для себя каждая страна Евросоюза. Например, во Франции сумма штрафа за нарушение правил каботажниками варьируется от 1 500 до 15 000 евро.
Каботаж в РФ
Несмотря на то, что в России автокаботаж под запретом, законопроект, посвящённый регулированию перевозок грузов или пассажиров транспортными средствами, принадлежащими зарубежным перевозчикам, уже рассматривался в Госдуме.
Авторы документа допускают легализацию разовых каботажных автоперевозок для перевозчиков из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Каботажные перевозки
Одна из разновидностей автомобильных перевозок носит название каботажные. Этот вид транспортировки грузов был официально разрешен на территории России только с июля 2020 года. О том, что означает этот термин, какова стоимость подобных перемещений груза и размеры возможных штрафов за нарушение правил, рассказано ниже.
Что означает каботаж и каботажные автомобильные перевозки
Термин каботаж изначально использовался для морских перевозок грузов между портами одного государства. Со временем, это понятие распространилась на все виды транспорта, в том числе, автомобильный.
Каботажные автомобильные перевозки – это транспортировка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранным перевозчиком. Важное условие каботажа – пункты погрузки и выгрузки находятся в пределах государства. Для выполнения подобных действий у перевозчика должно быть оформлено специальное разрешение.
В большинстве стран мира на подобные перемещения наложен запрет с целью поддержания внутреннего рынка и интересов отечественных представителей транспортной отрасли.
Примером каботажной перевозки может служить следующая ситуация. Иностранный перевозчик, перейдя границу страны, отгружает часть товаров при ее пересечении, а остальное доставляет в пункт, расположенный на территории этого государства. До недавнего времени, в России такая ситуация являлась незаконной. Иностранный перевозчик должен был отгрузить в первом пункте все перевозимые им товары, а дальнейшую их доставку осуществляла национальная транспортная служба.
Виды и условия каботажных перевозок
Все виды каботажа разделяются на две большие группы:
Условия осуществления подобных перемещений груза:
Стоимость перевозок
Стоимость перемещения груза иностранным перевозчикам по России напрямую зависит от массы и габаритов товаров, а также расстояния, которое необходимо преодолеть. Примерные расценки за транспортировку груза весом в 1 тонну и объемом 3 кубических метра на расстояние около 1000 км – 12000 рублей. Сумма может увеличиваться за счет предоставления специально оборудованного транспорта и оказания дополнительных услуг по разгрузки и погрузки товаров.
Какие наказаниях и штрафы предусмотрены
Начиная с 8 июля 2020 года, на территории России были разрешены каботажные автомобильные перевозки. Однако, подобное послабление распространяется не на все транспортные средства, а только те, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС. Такие перевозчики смогут выполнить транспортировку грузов по территории Российской Федерации после того как доставили ее до границы.
Каботажные перевозки, осуществляемые другим транспортом, зарегистрированным в иных государствах, по-прежнему находится под запретом.
Начиная с 1 января 2021, года будут действовать следующие размеры штрафов за нарушение:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Каботажные перевозки – это один из способов транспортировки грузов по территории государства с использованием автомобилей иностранного перевозчика. В большинстве стран мира подобная услуга является нелегальной. На территории России разрешение на выполнение подобных действий имеют только организации из стран ЕАЭС.
Каботажные перевозки и статья 11.26 КоАП РФ
Задача государства — создавать условия для работы своих граждан. Для этого власти должны давать возможность развивать бизнес, а в высококонкурентных сферах — создавать барьеры для иностранных организаций, которые могут оказывать услуги для физических и юридических лиц, находящихся в России. Для государства это имеет также целью увеличить поступление налогов и сборов в бюджет, ведь иностранная организация не заплатит в казну ни копейки с прибыли, так как обязана производить все необходимые отчисления в бюджет своего государства.
Все это верно и в отношении перевозок грузов. Так, статьей 7 Федерального закона от 24.07.1998 года № 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” прямо запрещается выполнять внутрироссийские перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает весьма солидный штраф для такого нарушения — от 150 до 200 тысяч рублей на водителя транспортного средства (ст. 11.26 КоАП РФ). Одновременно, согласно ст. 27.13 КоАП РФ, транспортное средство подлежит помещению на штрафстоянку.
Сдача транспортного средства в аренду.
Собственник зарегистрированного в другом государстве автомобиля может сдать его в аренду российскому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину. В таком случае перевозка грузов по территории Российской Федерации арендованным автомобилем формально не является незаконным использованием зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и пассажиров, то есть, не подпадает под понятие “каботаж”, однако, судебная практика по оспариванию таких постановлений разнится от региона к региону.
Так, к примеру, в постановлении Нижегородского городского суда от 7 августа 2017 года по делу № 4А-1186/2017, суд приходит к выводу о том, что правонарушение имеет место быть, так как собственником транспортного средства является иностранный перевозчик, а заключение договора аренды не изменяет принадлежность транспортного средства.
Другой судебный акт (на мой взгляд более взвешенный и, если так можно сказать, вдумчивый), подходит к вопросу определения принадлежности транспортного средства обстоятельнее. Речь идет о решении Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года по делу № 21-741/2016. В решении суд установил, что действующим законодательством не установлено определение термина “принадлежит” (по отношению к транспортному средству), в связи с чем, оценивая принадлежность транспортного средства конкретному лицу, следует принимать наличие вещного права такого лица на соответствующее транспортное средство.
Лично я придерживаюсь следующей точки зрения: такое правонарушение должно квалифицироваться как незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ). Наказанием за это нарушение является административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Суд обязан переквалифицировать постановления, содержащие неверную квалификацию административного правонарушения, на основании п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5.
У водителя транспортного средства с иностранными госномерами, выполняющего грузоперевозки по России, обязательно должен быть с собой договор аренды с неистекшим сроком действия. При составлении протокола водитель обязан требовать внесения сведений в протокол о наличии и предъявлении инспектору договора аренды. В противном случае у инспектора нет оснований доверять словам водителя о том, что транспортным средством владеет на праве аренды российский перевозчик.
Но у инспекторов ГИБДД есть аргумент, который принимается судами при попытке обжалования постановления о каботаже по основаниям принадлежности транспортного средства российскому перевозчику по договору аренды. Этот аргумент сводится к цитированию поименования статьи 11.26 КоАП РФ — незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров. Таким образом, буквальное трактование статьи 11.26 КоАП РФ позволяет привлекать к административной ответственности водителей транспортных средств, выполняющих внутрироссийские перевозки, на автомобиле с иностранными регистрационными знаками.
Переадресовка груза согласно КДПГ.
В ходе международной перевозки груза может возникнуть необходимость изменения адреса доставки груза (переадресовка). Статья 12 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) устанавливает порядок выполнения переадресовки в международной перевозке. В общем случае это прерогатива грузоотправителя, за исключением случая, когда он сделал в международной транспортной накладной (CMR) соответствующую запись. Указание о переадресовке может быть отдано отправителем до момента вручения экземпляра CMR получателю.
При переадресовке может быть изменен не только адрес выгрузки, но и получатель. В любом случае, кто бы не давал указание о переадресовке, он обязан представить первый экземпляр международной транспортной накладной (находящийся у грузоотправителя) с новыми инструкциями. Выполняя переадресовку без удостоверения о внесении в первый экземпляр CMR соответствующих указаний, перевозчик несет ответственность за причиненный владельцу груза ущерб.
Что касается возможности привлечения перевозчика к ответственности по ст. 11.26 КоАП РФ при выполнении переадресовки груза (то есть, без фактического завершения процесса перевозки груза, так как факта сдачи груза получателю не произошло), то инспекторы Ространснадзора и ГИБДД не видят препятствий для составления протоколов и вынесения постановлений об административном правонарушении. Их не смущает, что перевозка заканчивается только после того, как перевозчик выдал грузополучателю груз и получатель сделал отметку в накладной.
Использование иностранного полуприцепа с российским тягачом.
Достаточно экзотическая ситуация, но, тем не менее, она случается. Разберем ее.
Правила дорожного движения содержат понятия “автопоезд” — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами) и “прицеп” — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин “прицеп” распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Гипотеза и диспозиция статьи 11.26 буквально такие: использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Как упоминалось выше, полуприцеп относится к категории транспортных средств, то есть, он подпадает под административную норму, предусматривающую ответственность за каботаж.
Так как полуприцеп не оснащен двигателем, то он не может выполнить перевозку груза самостоятельно, в отсутствие тягача. Законодательство не раскрывает кто “главный” в паре “тягач — прицеп”, однако, совершенно точно относит полуприцепы к транспортным средствам. Поэтому использование полуприцепа с иностранными номерами в отсутствие договора аренды, оперативного управления и тому подобных является нарушением ст. 11.26 КоАП РФ.
Также следует отметить важность наличия у водителя путевого листа грузового автомобиля и договора аренды полуприцепа. Путевой лист обязан иметь и заполнять в установленном порядке каждый эксплуатант грузового транспорта. Если в этот путевой лист будут вписаны российский тягач и иностранный прицеп, у водителя, по крайней мере, имеются доводы для оспаривания постановления инспектора Ространснадзора или ГИБДД о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 административного кодекса. В отсутствие этих документов доводов становится меньше.
Задержание транспортного средства при нарушении ст. 11.26 КоАП РФ.
Статьей 27.13 предусмотрено, что в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства до момента уплаты административного штраф (напомним, что он составляет от 150 до 200 тысяч рублей и накладывается на водителя транспортного средства). При этом имеется оговорка о том, что задержание применяется в том случае, если если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации.
Оговорка, как видим, совершенно “резиновая”, ведь понятно, что любое транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве, может выехать из России. Цель задержания транспортного средства — взимание штрафа с водителя, который совершал каботажную перевозку. При этом не ясно, что делать в ситуации, когда инспектор выявил нарушение, поместил транспортное средство, не принадлежащее водителю, на спецстоянку, а водитель штраф платить торопится — машина не его, самого водителя никто не обязывает находиться рядом с автомобилем.
Казалось бы, что может быть проще — собственник транспортного средства может самостоятельно уплатить штраф и забрать свое имущество со штрафстоянки. Но в письме Минфина РФ от 21 мая 2018 г. № 23-01-06/34205 разъяснено, что обязанность по уплате штрафов, установленная КоАП РФ, возлагается именно на нарушителя, поэтому уплаченные другим лицом суммы в погашение штрафа должны быть возвращены плательщику. Так как административной ответственности за внутрироссийскую перевозку груза на автомобиле, зарегистрированном в другом государстве, подлежит исключительно водитель этого транспортного средства, то и уплату штрафа должен производить именно он. Как собственнику уплатить штраф за водителя законодательство не разъясняет. Возможно, это можно сделать при наличии доверенности от водителя, которой он уполномачивает другое лицо (физическое или юридическое) уплатить за него штраф, но и здесь возможны вариации.
Обжалование постановления по ст. 11.26 КоАП РФ.
В случае привлечения водителя к административной ответственности за незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов или пассажиров вы можете в течение 10 дней со дня получения постановления обжаловать его в суд или вышестоящему должностному лицу. Для успешного обжалования необходимо выявить нарушения, допущенные инспектором при составлении протокола об административном правонарушении.
Часто инспектор неверно устанавливает объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, к примеру, не принимает во внимание наличие договора аренды транспортного средства. В любом случае, вот несколько рекомендаций для водителя, в отношении которого составляют протокол об административном правонарушении:
Более подробно о том, как вести себя при остановке грузового автомобиля сотрудником ГИБДД можете прочитать здесь.
Если вам нужна помощь при обжаловании постановления по ст. 11.26 КоАП РФ, можете смело обращаться за профессиональной юридической помощью. После изучения документов вы получите консультацию по поводу перспектив обжалования постановления о каботажной перевозке груза.
Каботажные автомобильные перевозки
Доставка продуктов питания, а также других видов грузов может производиться не только на территории одного государства, но и за его пределами — в другие страны. В этом случает речь идет о каботажных грузоперевозках.
Под каботажными перевозками принято понимать процесс доставки грузов, который включает погрузочно-разгрузочные работы, производимые силами иностранных грузоперевозчиков. Заниматься таким видом грузоперевозок может только те транспортные компании, которым удалось получить соответствующее разрешение и лицензию.
Данный тип разрешительных документов оформляется той страной, где планируется производить внутренний тип грузоперевозок. Однако для того, чтобы обеспечить защиту собственных грузоперевозчиков в каждом государстве предусмотрены особые ограничения. А в некоторых странах и вовсе запрещен такой тип доставок.
Перевозка грузов в другие государства в мире должна проводиться в строжайшем соответствии с действующим законодательством в стране, куда доставляется тот или иной товар. Для организации каботажных перевозок должен быть использован специальный вид автотранспорта.
Выделяют несколько видов такого рода перевозок в зависимости от того, какой тип транспорта задействования для доставки груза, а именно:
В свою очередь каботажные виды перевозок, относящиеся к морскому типу, можно разделить на несколько видов: морской либо речной. Обычно компании-перевозчики организуют к морскому типу. На реках обычно много разнообразных построек, которые часто мешают процессу грузоперевозок.
Не так часто организуются воздушные каботажные перевозки. Дело в том, что во многих странах существует запрет на такого рода перевозки. В РФ, как и во многих других странах, действует запрет на пересечение воздушных границ. Кроме того, сами по себе воздушные перевозки — это всегда довольно затратный способ грузоперевозок.
Поэтому, чаще всего, каботажные перевозки осуществляются с помощью автомобильного транспорта. Однако для осуществления такого рода перевозок необходимо получить ряд документов: необходима лицензия, коносамент и др. Комплект документов зависит от государства нахождения и пребывания. Иногда необходимо получение лицензии ЕС. Кроме того, водитель обязательно должен иметь при себе документы, которые подтверждают право владения автомобилем, а также свидетельства о регистрации транспортного средства, табели, которые выдает Минтранс.
На территории РФ транспорт иностранных государств не имеет право передвигаться с грузом, а также с пассажирами. Иностранное транспортное средство обязано разгрузить перевозимый груз сразу по прибытию в страну. Дальнейшая транспортировка груза до места назначения осуществляется собственными транспортными компания, которые осуществляют свою деятельность в России.
Условия грузоперевозок
К каботажным перевозкам предъявляется ряд требований со стороны иностранных государств. Так в РФ запрещена перевозка грузов и пассажиров иностранным автотранспортом между городами.
В других европейских странах действуют свои собственные правила. Так, например, в Бельгии нельзя производить больше 3 каботажных грузоперевозок в течение 7 дней. Если грузы планируется доставить в Италию, то необходимо позаботиться о том, чтобы получить лицензию ЕС, а также пакет документов, необходимых для осуществления международных перевозок. В Австрии одна транспортная компания в течение 60 дней может осуществлять только 1 каботажную перевозку. В этом случае также потребуется получить лицензию ЕС, а также табель, выданный Минтрансом.
В ряде стран отсутствуют законодательные документы, которые позволяют производить каботажные перевозки. К таким странам относятся Словения, Чехия и Словакия. А в Польше и Швейцарии и вовсе запрещены каботажные перевозки.
Для того, чтобы избежать проблем при организации каботажных типов перевозок необходимо обращаться к опытным специалистам транспортной организации, которая имеет опыт организации такого типа грузоперевозок. Именно к выбору транспортной компании необходимо подойти крайне ответственно.
Видео:Каботаж, что это такое в грузоперевозках? | Каботажные грузоперевозки
Каботажные перевозки в Европейском Союзе. Что следует знать, чтобы уменьшить риск применения санкций?
Каботажные перевозки – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.
Практическим примером такой перевозки может быть следующая ситуация: российская компания перевозит груз из Москвы в Берлин, Германия, и после выгрузки соглашается выполнить перевозку из Берлина во Франкфурт.
В данном случае именно перевозка груза из Берлина во Франкфурт и будет рассматриваться как каботажная перевозка.
Обратный груз из Германии в Россию уже будет рассматриваться как обычная международная перевозка.
Каботажные перевозки в пределах Европейского Союза (далее – ЕС) регламентирует Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1072/2009.
Этот регламент, являясь актом непосредственного применения во всех государствах ЕС, унифицирует правила и принципы каботажных перевозок, а также определяет допустимое количество каботажных операций и период, в течение которого такие перевозки могут быть выполнены.
Перевозчикам, прибывающим из другого государства ЕС или третьей страны и выполняющим каботажные операции, необходимо знать следующие основные правила, которые проистекают из вышеупомянутого регламента:
Хотя правила каботажных перевозок в странах ЕС регулирует один общий регламент, нужно иметь в виду, что в этом регламенте указаны только основные требования. Отдельные страны часто принимают свои внутренние, дополнительные правила в национальном законодательстве, которые действуют в этом конкретном государстве ЕС. Поэтому перевозчики, которые собираются выполнять каботажные перевозки в конкретной стране ЕС, должны быть знакомы не только с вышеупомянутым регламентом ЕС, но также и с правилами каботажных операций, а также командировок водителей (период отдыха и время вождения, оклады водителей в конкретных странах) каждой страны ЕС, в которой перевозчик планирует выполнять каботажные перевозки. Каждая страна может иметь особенности, которые являются специфическими.
В настоящее время особое внимание уделяется борьбе с незаконным каботажем. Незаконный каботаж считается очень серьезной проблемой. Поэтому за несоблюдение правил каботажных операций грозят достаточно серьезные санкции.
Санкции за нарушение правил каботажа налагаются по усмотрению компетентного органа (как принимающего государства ЕС, так и государства, в котором учреждена фирма перевозчика).
Виды санкций за каботажную перевозку:
Регламент предоставляет государствам ЕС достаточно большую свободу действий в вопросах размера штрафов за нарушения правил каботажных перевозок, а также в вопросах применения санкций. Поэтому штрафы за нарушения правил каботажа в отдельных государствах ЕС могут отличаться.
Важно, чтобы не только перевозчики, но и другие лица, участвующие в правовых отношениях перевозки, были бдительны.
При нарушении правил каботажных перевозок штраф может быть наложен не только на перевозчика, но и на экспедитора или заказчика (грузополучателя, грузоотправителя).
По этой причине мы рекомендуем заказчикам и экспедиторам включить в свои договоры (заказы) с перевозчиками дополнительные условия, которые указывают, что перевозчик обязан соблюдать правила каботажа и в случае нарушения данных правил обязан компенсировать не только убытки экспедитора и/или заказчика, но также и убытки клиентов данного экспедитора и/или заказчика.
Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»