кад арбитр что это такое
Остановка работы системы kad.arbitr.ru. Начало «конца» судебной системы в РФ
Хотелось бы затронуть проблему, которая волнует не каждого, а прежде всего юристов, представителей бизнеса и тех граждан, кому в решении рабочих вопросов необходима информация о ходе и результатах арбитражных судебных дел.
После принятия Государственной Думой РФ пакета президентских поправок «О реформировании судебной системы и объединении Верховного Арбитражного суда (ВАС) РФ и Верховного суда (ВС) РФ» сразу стало ясно – кардинальных изменений долго ждать не придется, в том числе и в сфере информационно-технического обеспечения работы судов. Всех, кому приходилось пользоваться картотекой арбитражных дел (КАД), очень обеспокоил вопрос сохранения картотеки в том виде, в котором она существует на сегодняшний день.
Картотека арбитражных дел — это ресурс, который предоставляет информацию практически по всем делам, которые когда-либо были рассмотрены в арбитражных судах России. К каждому делу формируется карточка, где отражается вся информация по делу и прикрепляются принятые по делу процессуальные документы.В свое время появление КАД сделало арбитражный процесс удобным и прозрачным.
Картотекой пользовались не только юристы, которым стало проще узнавать об информации по делу и заседаниях, знакомиться с документами, но и представители бизнеса, в частности — инвесторы, которые узнавали сведения об исках против компании, изучали практику, оценивали риски.
Финансирование системы предусмотрено внутренними регламентными документами ВАС РФ. Ежегодно на ее поддержание требуется около 15 млн. рублей.
В базе картотеки находится информация об 11,9 млн. дел. За три года картотекой воспользовалось 19 млн. человек. Опасения пользователей по поводу утраты картотеки основаны на предположении, что ВС не будет поддерживать чужой продукт и может соединить его со своей картотекой ГАС «Правосудие», которая основана на совершенно иных принципах. И попытка сэкономить средства может привести к утрате актуальной информации.
В феврале 2013 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса юридического сообщества по вопросу сравнения систем КАД и ГАС. По оценкам большинства КАД является «идеальным порталом для публикации судебных актов». ГАС же, по мнению участников исследования, необходимо еще долго развивать до уровня КАД.
По словам начальника управления информатизации ВАС Игоря Соловьева картотека арбитражных дел точно будет существовать до начала 2015 года — все необходимое для ее бесперебойной работы ВАС сделал: деньги выделены и заключены договоры для техподдержки системы. Однако никто сегодня не даст гарантий, что картотека сохранится в прежнем виде и после 2014 года.
Уже сейчас специалисты сталкиваются с проблемой участившихся сбоев в работе КАД. Если она исчезнет совсем или будет работать с такими же перебоями и такой же организацией, как ГАС «Правосудие», то становится совершенно непонятно, каким образом будет организована информационная работа судов? И это — в ситуации сегодняшнего дня, когда объем рассматриваемых дел и информации по ним постоянно увеличивается.
Суды просто физически не смогут предоставлять оперативную информацию хотя бы по самым распространенным вопросам: о дате и о времени судебных заседаний! Сегодня необходимо затратить определенное время, чтобы позвонить в арбитражный суд и узнать интересующую информацию, а уж о судах общей юрисдикции вообще говорить не приходится — туда не просто сложно, но зачастую невозможно дозвониться. У большинства юристов в производстве, как правило, не одно дело, а несколько, и они могут быть в разных судах. Таким образом, если не получилось дозвониться – приходится ехать в суд, стоять в очередях, — и только затем, чтобы узнать информацию! Все это происходит в XXI веке! — веке, когда информация играет наиболее важную роль, а оперативность ее получения предоставляет возможность принимать обдуманные и проанализированные решения.
Еще один существенный и нерадостный момент: судебные системы объединяют не по принципу организованного арбитража, а по принципу абсолютно неорганизованной общей юрисдикции.
КАД является частью системы «Электронное правосудие», включающей и другие компоненты, такие, как «Мой Арбитр» (подача электронных документов в суд), «Календарь судебных заседаний». Разработкой этой системы занималось ЗАО «Право.ru». Сейчас лицензией на использование «Электронного правосудия» обладает ВАС РФ. Она предоставлена на весь срок действия исключительного права. Дополнительных лицензионных платежей договор не предусматривает. Эта лицензия будет распространяться и на ВС РФ как правопреемника ВАС РФ. Техническая поддержка должна осуществляться до конца 2017 года. Только встает вопрос: а будет ли ВС РФ выделять денежные средства на картотеку и ресурсы для ее нормального функционирования? Нужно ли это Верховному Суду РФ? Пока вопросы остаются без ответа.
На фоне уже совершенных действий, таких как: полная ротация состава Коллегии по экономическим спорам; заявления о пересмотре большинства Постановлений Пленума ВАС РФ, и наличие до конца не понятных и не урегулированных процессуальных вопросов – ликвидация или, как минимум, изменение такого налаженного механизма, как картотека арбитражных дел, свидетельствует о том, что судебную систему в Российской Федерации сегодня «лихорадит», и пойдет ли она «на поправку» в ближайшее время — не известно.
КАД: все арбитражные суды России в одном Android-устройстве
Картотека арбитражных дел — ещё один проект компании Parcsis, для которого был создан клиент под ОС Android. Это третий по счёту проект, и в нём был учтён весь имевшийся на тот момент опыт разработки Selloby и СПС.
Что такое КАД?
«Картотека арбитражных дел» (КАД) — единственный в своём роде интернет-ресурс, предоставляющий доступ практически ко всем делам, которые когда-либо были рассмотрены в арбитражных судах Российской Федерации, включая суды первой инстанции, апелляционные суды, кассационные суды и Высший Арбитражный Суд. На момент написания статьи в системе находятся 9 425 983 дела. У каждого дела есть карточка, в которой содержится подробная информация о его движении по инстанциям, участниках, а также доступны все судебные акты. Каждый из фигурирующих в деле документов можно просмотреть или скачать в формате pdf.
Мобильный клиент для КАД реализует большую часть функционала веб-версии. Работа возможна без авторизации. Сразу после запуска приложения открывается экран поиска. Здесь можно ввести критерии, по которым будут отобраны дела — это участники дела с детализацией роли (любой, истец, ответчик, третье лицо), судья, суд и номер дела. Все введённые критерии поиска сохраняются, к ним можно вернуться с помощью свайпа. Здесь же, на экран поиска, выводится общее количество дел в системе.
С экрана поиска также можно перейти на список избранных дел, подписки или получить справку по использованию приложения. После нажатия кнопки «Найти» происходит загрузка результатов поиска с сервера. Внизу экрана результатов поиска есть фильтрация по типу дела — все дела, административные, гражданские и о несостоятельности (банкротстве).
На карточке дела можно увидеть список инстанций, в которых рассматривалось дело. Для каждой инстанции доступен список документов. Во вкладке «Участники» отображаются все участвующие в деле стороны, а во вкладке «Судьи» — судьи, которые рассматривали это дело. Последняя вкладка, «Документы», выводит список всех решений по данному делу.
С помощью системы «Электронный страж» можно подписаться на получение изменений по делу. При этом на указанную электронную почту будут приходить уведомления, например, о появлении нового судебного акта или назначении судьи. Для того, чтобы воспользоваться «Стражем», нужно авторизоваться в системе с помощью кнопки «Войти» в заголовке программы, а затем перейти на вкладку «Подписки». Возможны два варианта подписки — по номеру дела или по наименованию участника.
Две версии КАД
Вопрос, который хотелось бы предвосхитить — это «Парксис, почему у вас в Гугл Плей опубликовано сразу две версии Картотеки?»
Первое приложение задумывалось как простой инструмент для просмотра дела. Новый КАД объединяет в себе не только просмотр карточки, но и подписку, добавление в избранное и множество других функций.
В первой версии картотеки нет возможности работать без авторизации, нет сохранения документов, множества других функций. Однако, версия сохранена в Гугл Плей по просьбам наших пользователей, которых устраивал простой функционал. Поддерживаться и развиваться первая версия не будет.
Юнит-тесты
С инженерной стороны этот проект нов тем, что здесь мы использовали практически полное покрытие кода автоматизированными тестами. В остальном мы использовали те же технологии и методологии, что и на остальных наших проектах.
Сам проект имеет размер в 12,3 KLOC, а юнит-тесты к нему — 3,5 KLOC. Всего тестов около трёхсот, они находятся в более чем семи десятках классах-наследниках junit.framework.TestCase. Использовался JUnit 3.
Что же именно мы покрыли тестами?
Особенно сложной логики в программе нет, разве что кеширование, добавление в избранное и сохранение результатов поиска. Тестами у нас покрыто всё взаимодействие в бек-ендом. На каждый запрос, который мы посылаем на сервер — по крайней мере один тест, отправляющий запрос, и обрабатывающий ответ парсером, плюс некоторые специфические проверки для каждого конкретного случая. Так мы убеждаемся, что сервер адекватно отвечает на наши запросы и отдаёт именно то, что мы собираемся получить. Такой подход дал нам возможность оперативно реагировать на все изменения серверной части, и даже позволил найти там один баг, связанный с кешированием.
Большое количество тестов повлекло за собой необходимость в более глубокой декомпозиции — появилось множество классов, выполняющих атомарные действия, типа запроса сервиса или парсинга json.
В этом проекте тестами не покрывался слой UI, так как, во-первых, он очень простой, а, во-вторых, это экономически невыгодно в силу частых корректировок дизайна, простоте обнаружения ошибок и высокой трудоёмкости автоматизации тестирования пользовательского интерфейса.
Заключение
Релиз программы состоялся 1 февраля 2012 года. На настоящий момент «Картотека арбитражных дел» используется более чем на семи тысячах android-устройств. В будущем планируется объединить все сервисы ВАС РФ в одном мобильном приложении.
Развитие электронного правосудия в арбитражной системе
В августе прошлого года мы писали о том, как специалисты оценивают работу сервиса «Картотека арбитражных дел» (КАД). За это время база сервиса пополнилась, и на середину июня 2012 года в ней доступно более 9 млн дел, а среднесуточная посещаемость КАД выросла на 75% и составила 200000 человек. С того момента, как сервис был введен в эксплуатацию в феврале 2010 года, его посетило 9,16 млн уникальных пользователей, которые заходили на ресурс в общей сложности 61 млн раз и просмотрели более 220 млн страниц.
Проект «Картотека арбитражных дел» на сегодняшний день остается одним из основных инструментов для работы практикующего юриста, а также удобным сервисом для оперативного получения информации по делам. «Безусловно, «Картотека арбитражных дел» и прочие сервисы портала arbitr.ru – это лучшее, что сделано в сфере автоматизации судопроизводства, и один из самых действенных способов обеспечения открытости в работе арбитражных судов», — отмечает Александр Бороухин, руководитель практики «Энергетика и коммунальный комплекс» адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры». — «Еще несколько лет назад о подобных ресурсах мало кто мог даже мечтать. Команда специалистов ВАС РФ и «Право.Ru» в буквальном смысле слова сотворила чудо. И радует, что сервис продолжает развиваться и в нем появляются новые возможности».
Виктория Соловьева из юридической группы «Яковлев и партнеры» считает, что КАД в настоящий момент играет большую роль в работе юриста. «Она позволяет узнавать информацию о движении дела без особых усилий и телефонных звонков секретарям и помощникам судей, пользоваться банком судебных решений. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих дел позволяет оперативно реагировать на любые изменения по делу», — перечислила она некоторые из возможностей и добавила, что КАД используется не только участниками арбитражных споров, но и теми компаниями, которые редко обращаются в арбитражные суды или не обращаются вовсе. Последние, по словам Соловьевой, используют систему для того, чтобы оценить потенциального контрагента.
Разработчики продолжают совершенствовать сервис и учитывают при этом все пожелания Высшего Арбитражного Суда РФ и пользователей. Сегодня редакция «Право.Ru» представляет вашему вниманию новинки КАД и иных сервисов арбитражной системы РФ.
Удобство поиска
Стал доступен поиск карточек дел по ИНН и ОГРН сторон. Нередки случаи, когда при ручном заполнении данных указываются разные варианты написания наименований участников процессов, и пользователю приходилось искать дела отдельно каждому из них. Теперь, в случае проведения поиска с использованием номеров, он будет максимально точным.
Кроме того расширены возможности поиска при вводе номера дела и выборе суда. Если префикс указанного дела не совпадает с выбранным судом, то в поисковой выдаче будут отображены карточки, соответствующие основному номеру дела и порядковому номеру дела в указанном суде.
Объединение сервисов судебной системы
Отдельного внимания заслуживают сервисы подписки на информацию по делам «Электронный страж» и подачи документов в электронном виде в суды «Мой арбитр». Теперь управлять подписками по делам и подавать документы в суды можно из одного кабинета. Также в «Электронном страже» появились возможность добавлять комментарии к подпискам и разделять их на категории «дела» и «участники».
За все время существования сервиса «Мой арбитр» подано 496914 документов, из которых 442136 принято. При этом в период с начала текущего года по середину июня уже подано 239155 и принято 215814 документов — примерно столько же, сколько за весь 2011 год. Сервисом «Электронный страж» на сегодня пользуется 200454 подписчика, что на 20% превышает количество пользователей на конец 2011 года.
Мобильность
В середине мая 2010 года появилось мобильное приложение КАД для iOS, в конце июня того же года — для устройств на платформе Android, а в феврале 2012 года и для WP7. С момента появления приложени их установили 35100 человек.
В мае 2012 года для приложения на Android появилась возможность хранить нужные документы в памяти устройства, что позволяет работать с ними без интернет-соединения. В ближайшем будущем такой функционал появится для iOS и WP7.
Ожидания и планы
Одной из проблем КАД, на которые указывают практикующие юристы, является неприспособленность системы для отображения информации по делам с большим количеством участников, судебных заседаний и выносимых судебных актов. «Чаще всего это банкротные дела», — отмечает Александр Мачнев, юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» юридической группы «Яковлев и Партнеры». В рамках решения этой проблемы в ближайшее время будет видоизменено отображение карточки банкротного дела, в которой помимо общей информации по делу пользователи смогут просматривать требования кредиторов и решения по ним.
«Ограничение на количество подписок не позволяет использовать сервис для удобного мониторинга всех интересующих дел», — указывает на еще один недостаток Александр Бороухин из «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры». Для решения этой проблемы будет доработан сервис «Решения арбитражных судов» — увеличится количество возможных просмотров дел без сужения критериев поиска.
Также реализуется еще одно пожелание пользователей. «Очень хотелось бы получить возможность автоматической синхронизации календарей отслеживаемых дел с календарем Microsoft Exchange или Google Calendar, — это было бы огромным подспорьем для судебных юристов, использующих современные инструменты управления своим временем, — говорит Бороухин. — Была бы полезной и возможность выгрузки всех документов по делу сразу, для того, например, чтобы затем ознакомиться с ним в оффлайн-режиме». В ближайшее время появится возможность выгрузки информации о заседании в различном формате и синхронизация ее с iCal и Google Calendar.
Кроме того сейчас проходит тестирование сервиса «Голосовая картотека арбитражных дел», к которому можете присоединиться, позвонив по номеру +74959821160. Сервис реализован при помощи системного интегратора «КРОК» и «Центра речевых технологий». Для того, чтобы получить информацию по делу по телефону, пользователю достаточно продиктовать номер дела.
В целом эксперты высоко оценивают качество КАД, благодарны разработчикам за созданный сервис и при этом настроены на конструктувный диалог по поводу совершенствования системы. «Особенно явно видны достоинства системы, если сравнивать ее с системами поиска судебных дел на сайтах судов общей юрисдикции, работающими с ГАС «Правосудие», — говорит Бороухин. — «Найти что-то на них – задача нетривиальная, результаты поиска оказываются зачастую абсурдными, и в целом работа с сайтами судов общей юрисдикции крайне неудобна». А Мачнев выделяет еще несколько проблем, которые требуют решения. К ним он относит несвоевременную загрузку информации по делу и копий судебных актов специалистами арбитражных судов, неверное или неполное указание наименования лиц, участвующих в деле, то, что судебные специалисты не вносят информацию о местонахождении лиц, участвующих в деле, а также категории спора. «Есть пожелания по увеличению стабильности работы системы», — добавляет он.
Картотека арбитражных дел Arbitr ru: что такое и что можно найти
Картотека арбитражных дел – онлайн-сервис, который создан в целях упрощения арбитражного судопроизводства. В условиях пандемии эта площадка стала востребованной, так как позволяет принимать участие в заседаниях в дистанционном режиме.
Что такое Arbitr.ru?
Арбитр.ру – интернет-сервис, предназначенный для упрощенного арбитражного судопроизводства. Через него можно подавать иски, ходатайства, объяснения и прочие документы онлайн со стороны истца, ответчика, третьих лиц, а также узнавать о назначенных судах и их решениях.
Сегодня с его помощью в России проводится основная часть судебных разбирательств, но только арбитражных. Им пользуются и обычные граждане, и юристы.
На этой площадке нет дел, которые рассматриваются судами общей юрисдикции (мировыми, районными, областными), к примеру, уголовных, семейных, жилищных и т.д. Для них есть своя отдельная платформа – ГАС «Правосудие».
Что такое судебное дело?
Судебное дело – это спор между сторонами, решаемый в порядке судебного разбирательства. Его рассмотрение в суде направлено на восстановление права человека или защиту интереса, который охраняется законодательством.
Сервис Арбитр.ру содержит дела по экономическим спорам, которые подведомственны арбитражным судам.
Какую информацию можно найти на Арбитр ру?
Сервис делопроизводства в арбитраже помогает найти любые процессуальные документы, например;
Каждый из постановлений и прочих видов документов публикуется полностью, поэтому в нем можно узнать всю интересующую информацию, к примеру:
К сожалению, на данный момент на Arbitr.ru нельзя найти исковые заявления и отзывы на них. Возможно, в дальнейшем возможность ознакомления с ними появится.
Пользователи сервиса могут узнавать о делах любого суда арбитражной системы, в которую в РФ входят следующие инстанции:
Еще на данной платформе выкладывают электронные документы, вынесенные Судом по интеллектуальным правам, рассматривающим споры, касающиеся интеллектуальной собственности, например, товарного знака, патента, изобретений и т.д.
Что такое Мой Арбитр?
Мой Арбитр – интернет-сервис, предназначенный для того, чтобы люди могли взаимодействовать с арбитражными инстанциями удаленно без необходимости лично приходить туда. Также через него каждый бизнесмен может проверить контрагента на предмет судебных разбирательств и долгов перед заключением договора.
Чтобы начать работать с платформой, не нужно быть экспертом в арбитраже, все разложено по полочкам, интерфейс интуитивно понятый. Нужно зарегистрироваться, создать собственный аккаунт.
Процесс регистрации простой, требует заполнения анкеты, подтверждения адреса электронной почты. Получив доступ в личный кабинет, гражданин может искать нужную информацию, подавать документацию онлайн.
Пользоваться сервисом можно через официальный сайт или мобильное приложение.
Какие разделы есть в My Arbitr ru?
В системе Мой Арбитр есть следующие разделы:
Система Мой Арбитр – это не только информационный справочник по арбитражным делам, но и возможность бесплатно подавать исковые заявления, жалобы, ходатайства и прочие бумаги.
Пошаговая инструкция подачи документов в электронном виде через личный кабинет:
В личном кабинете придет уведомление о том, что бумаги поступили в федеральный арбитражный суд.
Калькуляторы госпошлины и задолженности
В системе Мой Арбитр в разделе «Мои данные» есть калькулятор государственной пошлины. Чтобы произвести расчет, нужно:
Внизу отобразится размер госпошлины.
Также в сервисе есть калькулятор задолженности по статье 395 ГК РФ – неисполнение денежного обязательства. Устанавливается размер процентов на сумму долга с НДС. Расчет производится на основании введенных пользователем данных – величины задолженности, периода просрочки, НДС, а также с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Какие заявления и жалобы можно подать?
На платформе Мой Арбитр разрешается подавать:
Также можно подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если появились какие-то значимые сведения, доказательства, способные оказать решающее влияние, изменить принятое решение, которое уже начало исполняться.
Отзывы на заявление
В этом разделе сервиса можно подать следующий перечень документации:
Также в этом разделе можно направлять жалобы Председателю ВС РФ. Это необходимо, если гражданин обратился в эту инстанцию, чтобы обжаловать решения нижестоящих учреждений, и ему было отказано в пересмотре арбитражного дела.
Направление любых документов по делам о банкротстве
В последнем разделе системы можно направлять бумаги, касающиеся признания организации, индивидуального предпринимателя или частного лица несостоятельным:
Бумаги, которые поданы в суд, можно просмотреть в разделе «Поданные документы» в личном кабинете сервиса Мой Арбитр.
10 лет в базе: юбилей картотеки арбитражных дел
Первые шаги по систематизации актов
В 2008 году появилась первая полноценная база решений арбитражных судов (БРАС), ведением которой занимался «Гарант-Интернет». Но там публиковались только итоговые акты судов, вспоминает CEO PravoTech Алексей Пелевин: «Их число не превышало 30% от общего количества решений, которые суды принимали».
В то же самое время бизнесмен Дмитрий Чиракадзе и Пелевин задумали открыть портал «Право.ru» и добавить к информационной ленте различные сервисы: сделали карточки судей и стали публиковать информацию о судебных делах. Эти сведения собирали с сайтов судов, так и набралась первая база судебных актов от «Право.ru». Именно она и легла в основу КАД, технической разработкой которой занялись восемь программистов. На работу отводилось не больше двух месяцев.
По словам Пелевина, они с Чиракадзе на три дня закрылись в офисе, чтобы придумывать дизайн КАД: «Тогда и появился интерфейс, теперь уже всем привычный». Так и появился единый централизованный бесплатный ресурс, который включил в себя данные о реквизитах всех судебных дел и документов, а также тексты принятых судебных актов.
Картотеку запустили в феврале 2010 года и подключили к ней сразу 112 арбитражных судов. Тогда в базе содержалась информация более чем о 4 млн судебных дел, за девять лет эта цифра увеличилась почти в семь раз, до 27,3 млн. На тот момент нововведение выглядело настоящим технологическим прорывом и изначально имело большую часть функций, которые сегодня юристы считают уже привычными. Для поиска дела достаточно указать его номер либо иные реквизиты: наименование участника спора, дату регистрации дела, имя судьи или наименование суда. В карточке спора пользователь может ознакомиться с опубликованными судебными актами, узнать о событиях по делу, увидеть список участников и судей. Карточка содержит информацию о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показывает текущий статус спора и его рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Все события в карточке располагаются в хронологической последовательности. Непосредственно в карточке можно посмотреть, а главное – распечатать принятые по делу судебные акты.
Разработчик КАД – российская компания PravoTech (под руководством акционеров из РФ) является лидером рынка Legal Tech. Среди ее клиентов – Альфа-Банк, Сбербанк, «Мираторг», «Газпром нефть», «МегаФон», «Ингосстрах», Россельхозбанк, «Ростелеком» и другие. Более 300 организаций, в том числе и международных, доверяют автоматизацию юридических процессов PravoTech.
Проблема гласности – палка двух концов. Благодаря КАД каждого судью можно рассмотреть под микроскопом. Все процессуальные события видны. Раньше ведь ни отказы в обеспечительных мерах, ни переносы заседаний нигде не публиковались. За 10 лет качество раскрытия информации выросло.
Алексей Пелевин, CEO PravoTech
По словам Дораева, им с коллегами приходилось наблюдать нежелание судов принимать поданные в таком виде документы: «Что-то не подшивалось в дела. Доходило до того, что все электронные файлы дублировались в бумажном виде». Поначалу уровень раскрытия данных со стороны судов не превышал 25%, признает Пелевин: «За несколько месяцев эта цифра выросла до 99% благодаря разъяснительной работе, которую вели с судейским корпусом».
Юристам система быстро приглянулась
Его коллега по бюро Илья Дедковский тогда подчеркивал, что с помощью этого ресурса юристы стали экономить свое время и силы: «Теперь не нужно стоять в очереди за решением или проводить половину рабочего дня за телефоном, чтобы узнать информацию по делу. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих споров позволяет оперативно реагировать на любые изменения по ним».
Возможность проследить «судебную историю» в отношении конкретной компании благодаря нажатию нескольких кнопок серьезно облегчила рутинную работу специалистам и снизила нагрузку на сотрудников аппаратов арбитражных судов.
Показатели системы росли стремительно, спустя два года после запуска среднесуточная посещаемость КАД выросла на 75% и составила 200 000 человек. Аудитория на то время достигла почти 10 млн уникальных пользователей, которые заходили на ресурс в общей сложности 61 млн раз и просмотрели более 220 млн страниц.
В 2013 году в КАД добавили Суд по интеллектуальным правам, аудиозаписи судебных заседаний, отчет о публикации материалов по делам упрощенного производства и возможность создания электронного дела.
Еще через год система электронного правосудия позволила пользователям автоматически подписываться на дела при подаче документов в электронном виде, получать отчеты по публикации аудиозаписей судебных заседаний, а также альтернативно авторизоваться через ЕСИА (портал «Госуслуги»). В 2015-м разработчики добавили возможность судьям удалять ошибочные документы, а еще появилась возможность прикреплять внепроцессуальные обращения в КАД. К 2017 году общий объем данных во всех файловых хранилищах увеличился с 12 до 218 Тб.
В прошлом году лицам, участвующим в деле, разрешили через систему знакомиться с электронными документами, графическими копиями документов и аудиозаписями судебных заседаний, размещенными в КАД. А уже этой весной на фоне пандемии тестируются проекты по автоматизации приказного производства, отправка документов в суд с помощью чат-бота, а также интерактивный конструктор для создания электронных документов.
Арбитражные суды с каждым годом продолжают становиться все технологичнее. В январе 2020-го появилась функция дистанционного ознакомления с материалами дел, а на фоне пандемии удалось запустить онлайн-процессы. Теперь можно судиться не выходя из дома. К системе подключили уже несколько десятков судов различных инстанций (вплоть до экономколлегии ВС).
Президиумы Верховного суда и Совета судей рекомендовали проводить заседания по видео-конференц-связи всем судам, у которых есть техническая возможность. На данный момент в онлайн-формате прошло уже больше 2000 процессов. При этом пока КАД не имеет аналогов в мире, а посещаемость ресурса сравнима с порталом «Госуслуги» и ФНС – www.nalog.ru.
За что сегодня систему ценят пользователи
Мы перестали быть «кудесниками», готовыми обещать, а иногда даже исполнить «процессуальное чудо» через иски «миноритарных акционеров» в СОЮ, замечает эксперт. Трансформировались в высокооплачиваемых ремесленников, получающих гонорар за качественно выполненную работу, добавляет он.
Цифровизация упрощает деятельность юристам. Чем меньше времени мы тратим на технические вещи, тем больше времени остается на интеллектуальную юридическую работу.
А Пелевин обещает, что уже в этом году пользователи увидят систему в новом дизайне – КАД.2.0. Мы идем к единому проектному пространству судьи и участника спора, рассказывает он о планах на будущее: «Все они будут в одном пространстве общаться между собой». Образуется так называемая экосистема, объясняет глава PravoTech: «Если судье нужно что-то запросить, то он напишет в чате одной из сторон: дайте документы по такому-то иску. И такое сообщение станет считаться юридически значимым действием». Наша главная задача – снимать лишние бюрократические процедуры, резюмирует Пелевин.