каданс в музыке что это
Каденция (музыка)
Содержание
Каденция как категория гармонии
Каденция — гармонический или мелодический (последний также именуется «клаузулой») оборот, завершающий музыкальное построение (любой отдел формы).
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой.
Выделяют следующие типовые разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
II. По функциональному составу:
II.1. Ауфтентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы: [6]
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
Каденционный план. Тональный план. В модальной многоголосной музыке расположение каденций именуется «каденционном планом» (от нем. Kadenzplan). В классической тональной музыке по ультимам каденций судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план репрезентируют важнейшие опоры (устои и неустои) лада, то есть остов лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.
Исполнительская каденция
Начиная с эпохи барокко каденцией называли виртуозное соло в вокальной (например, в оперной арии) или в инструментальной музыке (например, в концерте для солирующего инструмента с оркестром). Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства солиста и содержит наибольшие технические трудности, зачастую представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно помещается в переломном, наиболее напряжённом моменте музыкальной композиции (в сонатной форме — перед кодой или репризой). Чаще всего каденция строится на свободной разработке тематических мотивов, чередуемых со всевозможными пассажами. До второго десятилетия XIX века каденцию, как правило, сочиняли или импровизировали музыканты-исполнители, позже вошло в практику написание её композитором.
Каданс
Каданс
Каданс — важнейшее композиционное средство не только для завершения, но и членения музыкального произведения на разделы. По различным признакам кадансы делятся на:
Литература
Смотреть что такое «Каданс» в других словарях:
каданс — а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС 1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence. Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАДАНС — муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.… … Толковый словарь Даля
каданс — см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. каданс сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
КАДАНС — см. Каденция … Большой Энциклопедический словарь
КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
каданс — а; м. [франц. cadence] 1. Муз. = Каденция (1 зн.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. 3. Лит. Ритм в стихе, в прозе. * * * каданс см. Каденция. * * * КАДАНС КАДАНС, см. Каденция (см. КАДЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь
Каданс — (франц. cadence) см. Каденция … Большая советская энциклопедия
Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кадансы
Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.
Классические каденции различаются по гармоническому строению и местоположению в музыкальной форме.
I. По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения (основной критерий деления); по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).
Основные типы каденций (по гармоническому строению).
1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — заканчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционального состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).
2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).
3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентическая каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)
II. По положению в форме различают каденции: заключительные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); вторгающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).
Каданс в музыке что это
I. Каденция – данное выражение употребимо для обозначения состояния завершения музыкального построения и имеет явное отношение к построению музыкальной темы. Для простого примера можно предложить любую композицию (квадратную по форме) из шестнадцати тактов, состоящую из двух предложений. Здесь в шестнадцати тактах вам встретятся две каденции. Какими они могут могут быть разберем далее. В данном случае можно использовать вместо слова каденция его однокоренной синоним каданс – французский вариант (cadence) от латинского cadere. Итальянский вариант cadenza (также произошедший от латинского) как и два предыдущих означает «окончание».
II. Термином каденция также обозначается масштабный отрезок музыкальной формы, отведенный для соло солирующего инструмента, яркого выразительного, зачастую виртуозного. Местоположение каденции как части формы находится ближе к концу произведения, если соотнести с сонатной формой, то, вероятнее всего, перед репризой или кодой. До второго десятилетия XIX века исполнение каденции в произведении возлагалось на самого исполнителя. Ответственно и почетно было музыканту выразить свою субъективную трактовку данного участка произведения, показать возможности инструмента и степень своей музыкальной грамотности, виртуозности и мудрости. В дальнейшем композиторы для придания целостности и внесении ясности во все создаваемое ими произведение целиком стали подробно выписывать сольные каденции в нотах. Ниже следующий разбор к данному термину каденции не относится.
Каданс
Как и обещал, разбираем виды кадансов:
Кадансом называется гармонический оборот, завершающий музыкальное построение или его часть
По местоположению в периоде кадансы делятся на серединные и заключительные (срединный – в первом предложении, заключительный – соответственно, во втором).
Для характеристики каденции важно 1) на какую функцию и после какой функции приходится завершающий аккорд, 2) на какой мелодической ступени, 3) в какой период метрического времени наступает последний аккорд каденции (здесь рассматривать не будем, для справки см. Википедию).
Начнем классифицировать кадансы, может кому-нибудь это понадобится для сдачи экзамена или подготовки к уроку по гармонии.
По набору функций кадансы подразделяются на простые и сложные (в ряде терминологий: половинные и полные):
Полный каданс – является разновидностью автентического каданса, благодаря финальной связке D—Т.
1. Полный каданс – при наличии в кадансе оборота S—D—Т.
2. Половинным – называется каданс, заканчивающийся на неустойчивой функции S или D.
Половинные кадансы могут быть:
1. Автентический – каданс, заканчивающийся на функции D.
2. Плагальный – каданс, заканчивающийся на функции S.
По виду заключительной тоники и голосоведению баса кадансы делятся на совершенные и несовершенные:
1. Совершенный – когда заключительная Т берется в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде (основной тон в басу)
2. Несовершенный – в случае несоблюдения хотя бы одного из условий предыдущего пункта.
Простые (половинные) в свою очередь делятся на автентические и плагальные (также в зависимости от набора функций внутри каданса).
Автентический (autentikos, греч. – главный, основной) – состоит из тоники и доминанты.
Плагальный (plagalis, лат. – побочный, производный) – состоит из тоники и субдоминанты.
Сложные (полные) кадансы в свою очередь разделяются на кадансы первого и второго рода, благодаря исключительно наличию или отсутствию в кадансе кадансового квартсекстаккорда К64. Этот аккорд как никакой другой способствует продлению и нагнетанию напряжения перед заключительной доминантой, увеличивая общее расстояние и ожидание (предощущение) неотвратимой утверждающей тоники, безусловным логичным для завершающего построения (каданса) повышением градуса музыкальной напряжённости. Такими свойствами К64 обладает, благодаря свой бифункциональности, а именно тоническому трезвучию, расположенному на доминантовом басу (в К64 удваивается квинтовый тон). Если К64 в кадансе присутствует – каданс считается 2-го рода.
Теперь следует уяснить, что для того, чтобы дать исчерпывающую для студента характеристику каданса, необходимо перечислить четыре основных его свойства:
Полный (половинный) – автентический (плагальный) – совершенный (несовершенный) – первого (или второго) рода
S o l F a theory
18. Каденция
Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.
По гармоническому строению каденции различаются по характеру заключения и по функциональному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентические или плагальные).
Основные типы каденций по гармоническому строению:
По положению в форме каденции бывают:
Прерванный каданс на месте ожидаемого заключительного должен считаться «неудавшимся» заключительным, т.е. по функции заключительным, который, однако, не осуществляется и в конечном счёте оказывается подобным серединному. Если же прерванный каданс заканчивает период (Вагнер, Романс Вольфрама» из оперы «Тангейзер»), он, безусловно, относится к типу заключительного.
Для того чтобы T или другой устойчивый звук наилучшим образом выражали окончание музыкальной мысли или её части, их вводят в специальных условиях: 1) появление этого устойчивого звука на тяжелой или относительно тяжелой доле такта; 2) появление его тогда, когда музыкальная мысль подходит к концу; 3) в известной мере возвращение мелодии время от времени к устойчивому звуку, что подкрепляет его значение как опоры и т.д.
Классификация видов каденций принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра – автентической каденции. В музыке XX века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.
Гармоническому типу каденций исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии – медиация (лат. mediation, срединная каденция) и терминация (лат. terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) – открытая (лат. apertum) и закрытая (лат. clausum). В теории полифонического многоголосия конца XV-XVI веков каденции назывались клаузулами (лат. clausula от claudo – замыкать, заключать) и делились на дискантовую, альтовую, теноровую и басовую (названия сохранялись вне зависимости от того, в каких голосах клаузулы находились).