кадаверный курс что это
Анатомический кадавер-курс: уникальный подход к обучению врачей-косметологов
Современный врач-косметолог имеет невероятные возможности в плане обучения и совершенствования собственных профессиональных навыков.
Ежегодно в мире происходит больше сотни разнообразных конгрессов, направленных на повышение квалификации специалистов, работающих в сфере индустрии красоты.
Диссекционный анатомический кадавер-курс – это уникальный подход к обучению, позволяющий получить новые знания в сфере прикладной анатомии, усовершенствовать инъекционные техники, осознать механизмы развития осложнений и методы их предотвращения.
Эксклюзивно для estet-portal.com гость мероприятия VIVACY MASTER-CLASS (Париж, Франция), врач высшей категории, пластический хирург, косметолог, преподаватель компании «NLC» Валерий Потий рассказал о собственных впечатлениях относительно обучения на кадавер-курсе.
Кадавер-курс VIVACY MASTER-CLASS: что представляет собой данной мероприятие
В.В.: Кадавер-курс VIVACY MASTER-CLASS – это образовательное мероприятие, посвященное обучению врачей-косметологов тонкостей прикладной анатомии на «свежих», действительно показательных анатомических образцах.
Заданием данного мероприятия является совершенствование знаний врачей в области анатомии таким образом, чтобы в последующем они могли применить их в своей профессиональной деятельности.
В мероприятии приняли участие такие известные спикеры, как Dr. Benjamin Ascher, Dr. Sophie Converset, Dr. Cecile Winter, Dr. Philippe Kestemont, Dr. Julia Gotlib, Dr. Denis Couchourel.
Безусловно, кадавер-курс рассчитан на специалистов с высшим медицинским образованием, то есть уже имеющих определённый уровень теоретической подготовки.
Зачем нужен Кадавер-курс, если врачи-косметологи изучали анатомию в университете
В.В.: Конечно, все студенты медицинских вузов встречаются с кадаверами на кафедре анатомии еще на младших курсах. Но, к сожалению, такое обучение не всегда информативно, и состояние большинства кадаверов университета просто не позволяет понять все те тонкости, которые необходимы во врачебной практике.
Студенты не изучают различия объёмов подкожной жировой клетчатки в разных анатомических областях, не изучают особенности её скопления и структуры, не изучают расположение «опасных анатомических зон» и так далее. А ведь это все очень важно!
И целью кадавер-курса является получение врачами новых знаний в области анатомии, которые реально применимы к современным используемым инъекционным методикам.
Я считаю, что для любого специалиста, работающего в сфере эстетической медицины, посещение кадавер-курса является не просто полезным – но и крайне необходимым.
Узнайте больше о компании New Line Clinic
Как проходило обучение специалистов на мероприятии Кадавер
В.В.: Кадавер-курс VIVACY MASTER-CLASS происходил на базе французской школы хирургии и анатомии «Fer à Moulin».
Мероприятие состояло из двух частей: теоретической и практической. Цель теоретической части кадавер-курса – напомнить врачам основы строения главных анатомических зон лица.
В свою очередь, практическая часть тоже состояла из двух этапов. На первом этапе практической части кадавер-курса спикеры рассказывали о современном понимании анатомического строения определенных зон лица, которое применимо к существующим косметологическим процедурам.
Врачу-косметологу очень важно понимать, например, почему в одних случаях используется игла, а в других – канюля, какие могут быть последствия внутрисосудистого введения препарата и так далее.
Второй этап практической части кадавер-курса представлял гостям мероприятия возможность самим проработать уже полученные теоретические знания на практике: прицельно ознакомиться с анатомическими структурами лица, посмотреть и прощупать разные ткани, и даже ввести в них красители, симулирующие косметологические препараты.
Следите за нашими новостями в Facebook
На какой уровень подготовки специалиста рассчитано мероприятие
В.В: Я считаю, что кадавер-курс нужно посетить каждому специалисту независимо от его уровня подготовки: как новичку, так и опытному профессионалу.
На кадавер-курс есть смысл ехать даже тому врачу, который только начинает задумываться о прохождении обучения в сфере эстетической медицины.
Мне хочется привести некую параллель с рыбалкой. Когда человек, не интересующийся данным видом деятельности, впервые приходит на рыбалку, что он видит? Правильно: воду в озере. А что видит на той же рыбалке уже опытный рыбак? Он видит рельеф дна, расположение камней и ракушек, песка и глины, обрыв берега и рыбу в воде.
Точно также и врач-косметолог: прокалывая кожу пациента во время инъекционной процедуры, он должен «видеть» кости, нервы, сосуды, он должен четко понимать, куда он вводит препарат и что происходит в последующем.
Прокалывая кожу пациента во время инъекционной процедуры, косметолог должен «видеть» кости, нервы, сосуды, он должен четко понимать, куда он вводит препарат и что происходит в последующем.
Но, поверьте, без хорошей обучающей визуализации все это представить – очень и очень сложно. Можно подолгу изучать анатомические атласы, можно долго разглядывать картинки в учебнике – но когда на кадавер-курсе ты имеешь возможность самому прощупать все те ткани, ввести в них препарат и, наконец, понять, куда же он попадает и как распределяется – вот это настоящее обучение!
Реальные иглы, реальные канюли, реальные кадаверы – я считаю, что кадавер-курс дает незаменимые знания, которые необходимы каждому врачу-косметологу. И я благодарен за предоставленною компанией New Line Clinic возможность посетить данное мероприятие.
Кадаверные курсы в Краснодаре
Обучение нейрохирурга — это очень длительный, кропотливый процесс который занимает много лет.
Сначала абитуриент поступает в медицинский университет на лечебный факультет, где в течение 6 лет изучает фундаментальные и клинические науки.
После окончания медицинского ВУЗа он выбирает будущую специальность — терапевт, хирург, акушер, сексопатолог ну или нейрохирург.
Многие друзья удивляются — зачем нейрохирургия, голова — объект темный и изучению не подлежит, но что-то загадочное и высокое привлекает в этой специальности.
По новым правилам на нейрохирурга (в отличие от многих других специальностей) учатся 5 лет, так же как в американской и европейской резидентуре (разница только в зарплате).
И вот гранит нейрохирургической науки повержен и разжеван — диплом и сертификат специалиста на руках. Ты можешь самостоятельно работать — вести и оперировать больных. НО как же это делать, если до сего дня ты только ассистировал на операциях работал под неусыпным контролем наставника. Именно на этом этапе определится судьба нейрохирурга, а именно несказанно повезет, если появится рядом бескорыстный и многоопытный наставник, который разъяснит все ньюансы, покажет «фишки», поделится опытом и прикроет в случае неудачи. Это идеальный вариант становления специалиста с ланцетом в руках.
В противном случае придется практические знания и навыки получать опытным путем
— Длительно и многократно стоять и наблюдать из-за спины
— Ходить в патанатомический зал клиники и самостоятельно искать истину
— На свой страх и риск пробовать на пациенте.
Но наука не стоит на месте, все течет, все меняется и подхватывается положительный опыт запада:
КАДАВЕРНЫЕ курсы — это способ в условиях, максимально приближенных к боевым, на трупных препаратах, под присмотром экспертов, овладеть той или иной операцией, узнать возможные сложности и пути их преодоления.
Зачастую курсы стоят немалых денег, но все старания и усилия безусловно возвратятся сторицей.
Пионером кадаверных мастер-классов по нейрохирургии стал НИИ СП им Н.В. Склифосовского, руководитель клиники академик РАН Крылов В.В. Свой опыт он распространил на широких просторах РФ — Москва, Казань, Тюмень, Новосибирск, Краснодар, вскоре Крым.
Огромную помощь в реализации обучения оказывают всемирно известные фирмы Джонсон и Джонсон, Эскулап и др.
Тяжело переоценить важность такого, относительно, нового способа обучения. Участие в подобных мастер-классах — это не только отработка и приобретение навыка, но и живое общение с экспертом и курсантами, от которых так же можно многое почерпнуть, знакомство с новой и зачастую с крайне прогрессивной клиникой.
10-11 марта 2016г. в Казани, на базе образовательного центра высоких медицинских технологий AMTEC KAZAN состоится образовательная школа «Основные краниобазальные доступы».
Автор статьи: врач-нейрохирург Воробьев Антон Викторович Рамка вокруг текста
К телу не подошьешь: почему студенты-медики лишены трупов
Возможности работать с трупами, реальными органами или 3D-моделями российские вузы сегодня практически лишены. Знакомиться со строением организма студенты могут разве что по схемам или простым манекенам. Об этом «Известиям» рассказала Ирина Киркора, заместитель председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте. Специалисты опасаются, что пробелы обучения скажутся и на качестве медицины. Почему получение трупа для научных целей стало проблемой и как сегодня учатся будущие врачи — выяснили «Известия».
Зачем кадавры?
Кадаверный материал — это труп и тот биологический материал, который берется для дальнейших исследований. Долгое время такие бальзамированные тела служили наглядным пособием для студентов-медиков по всей стране.
Окончив в середине 1990-х медицинский вуз, Олег (имя изменено. — Прим. ред.) работал в судебно-медицинском морге Томска. Тогда, по его воспоминаниям, там всегда было много студентов, интернов и ординаторов.
«Труп человека, которому не более двух суток от момента смерти, — это максимально приближенный к человеческому телу объект. Отсутствует кровообращение и дыхание, а так всё то же. Первые курсы изучали анатомию, начинающие хирурги отрабатывали операции, на кафедре топографической анатомии куча народа защитила кандидатские на трупном материале из судебного морга. Я и сам на трупах учился», — вспоминает в беседе с «Известиями» специалист.
Пугающим такое обучение кажется только на первый взгляд. Куда более страшной станет ситуация, когда медик, работая с пациентом, заявит: «А на картинке было по-другому». И сейчас такой риск есть. Об этом говорят и сами студенты.
«Обучение несет только теорию и почти никакой практики. На анатомии мы пользуемся учебниками либо качаем атласы на планшеты. На предмете оперативная хирургия — узлы учились делать на ножках стульев, инструментарий видели только в руках преподавателя на зачете и на стенде. Шить нас не учили от слова «совсем» — не было трупов. Мы их видели раза три, все очень высушенные и явно давно пролежавшие в формальдегиде. В достатке были только кости», — вспоминает студентка 5-го курса лечебного факультета одного из столичных медицинских вузов.
Похожая ситуация наблюдается в учебных заведениях по всей стране.
«На периферии с материалами просто беда. Все трупы очень старые, на них всё очень плохо видно. Мышц никогда нет, их смотрим только на схемах. Препараты разрушаются от формалина. Для отрабатывания хирургического вмешательства есть силиконовые симуляторы. Шить учимся на тканях — джинсы, плотная х/б, дома — на фруктах», — рассказывает Полина, студентка 4-го курса медико-профилактического дела одного из региональных вузов.
Кафедрам, которым удалось раздобыть биоматериалы, приходится делиться не только со студентами других направлений, но даже с медиками других вузов.
Не вместо, а вместе
Казалось бы, технологии не стоят на месте и на замену телам давно должны были прийти достижения в области компьютерного моделирования. Изобретения действительно есть, а вот доступ к ним — не всегда.
— Нам показывали столы с 3D-атласом, но трогать его могут только преподаватели, потому что стоят они много. Студентам даже дышать на него нельзя было, — рассказывают корреспонденту «Известий» в столичном институте.
Интерактивный анатомический стол «Пирогов» стоит около 4–6 млн. Сегодня, как заявляют производители, он есть у 30 вузов, институтов и медколледжей. За 1,5 года было продано больше 50 столов. В основном приобретают его кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии.
Но даже там, где студенты всё же допускаются к работе с такими устройствами, специалисты не считают это альтернативой. Технологии облегчают учебный процесс и делают его более наглядным, но реальный контакт с биоматериалами не заменяют.
«Нельзя сказать, что это пережиток, за который мы держимся, потому что ничего другого не знаем. Знаем. Используем и 3D-модели, и виртуальную, дополненную реальность. Но на симуляторах учатся работать с пациентом, а здесь речь идет именно об изучении строения органов и тканей. Причем, если взять тот же стол «Пирогов» для анатомии, там будут типичные варианты, как в учебнике, а каждый человек уникален. Когда студенты вскрывают тело, препарируют — они видят, что и нервные волокна идут по-другому, и сосуды, и крепление мышц может отличаться. Эти моменты очень важны для обучения», — поясняет «Известиям» проректор по учебно-воспитательной работе Тверского государственного медицинского университета Ирина Колесникова.
Серьезные различия есть и в эмоциональном плане. Большинство студентов отмечает, что ощущение ответственности при работе с манекеном и настоящим телом совершенно разное.
Законодательное разрешение
Для служения науке до 2000-х выбирали так называемые невостребованные трупы — тела, которые некому было забрать и похоронить. Чаще всего такие умершие — это бездомные, заключенные, наркоманы, у которых не смогли найти родственников. Взаимодействие между моргами и учебными заведениями долгое время обходилось без сложных бюрократических процедур.
Олег, судебно-медицинский эксперт из Томска
Тогда морг находился в учебном корпусе медицинского университета, где располагались кафедры судебной медицины, анатомии, патанатомии, топографической анатомии с курсом оперативной хирургии, он являлся самостоятельной организацией, к медицинскому университету никакого отношения не имел, но тем не менее мы постоянно участвовали в учебном процессе. Законодательство в то время особенно не регулировало обращение с трупами. Но, естественно, все следы посторонних воздействий убирались.
Ситуация начала меняться с 2011 года, когда появился федеральный закон об охране здоровья граждан. Он предусмотрел возможность использования тела умершего человека в медицинских, научных и учебных целях. Это стало официально возможно, если тело невостребованное или если есть прижизненное согласие, заверенное у нотариуса. В первом случае порядок должно устанавливать правительство.
Через год правительство выпустило соответствующее постановление. В документе появились два нюанса, которые фактически свели практику на нет. Первый прямо запретил передачу вузам тела человека, личность которого не установлена, а второй уточнил, что для передачи тел необходимо согласие органов, которые назначили судебно-медицинскую экспертизу.
Через вскрытие в России «на всякий случай» проходят практически все невостребованные тела. Об этом говорят сами следователи. Но проведение этой процедуры означает, что качественно забальзамировать труп будет уже проблематично.
— Современные консерванты позволяют сохранить ткани в очень хорошем состоянии, эластичными и мягкими — они максимально похожи на ткани живого человека. Для отрабатывания навыков хирургов это важно. Но чтобы так консервировать трупы, нужна целостная сосудистая система, в нее и вливаются консерванты. После вскрытия получить труп с замкнутой кровеносной системой уже нельзя. Сотрудникам кафедры, конечно, приходится соглашаться и на вскрытые трупы, и на части. Но консервация идет уже более примитивная, и сохранность хуже, — объясняет Ирина Колесникова.
Еще одно осложнение — конкуренция. Если вузам трупы нужны для обучения студентов, то множеству компаний — для зарабатывания средств.
«Преподаватели рассказывают, что невостребованные трупы государство сейчас отдает похоронным организациям и платит за эту работу, поэтому те чуть ли не дерутся за каждое тело — для учебы, конечно, ничего не достается», — делится с изданием студентка регионального медвуза.
Законодательные ограничения, объясняет заместитель председателя СПЧ при президенте, были приняты, чтобы избежать криминальных историй.
Договоренности
Каждое учебное заведение пока справляется с трудностями по-своему. Кто-то работает с тем, что есть, кто-то пытается наладить взаимодействие с медицинскими учреждениями, кто-то пускает в ход влияние преподавателей.
Некоторым это даже удается. По словам студента Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, в их вузе с биоматериалами проблем нет.
«У нас трупов хватает на всю академию и даже немного СПбГУ. Их студенты иногда приходят к нам на занятия и сдают у нас экзамены. Год назад нам доставили большое количество нового материала для обучения, а самым лучшим ученикам позволяли под присмотром преподавателей препарировать труп с нуля, хотя обычно этим занимаются сами преподаватели. Почти весь курс проходил на настоящих органах и трупах. Мы отвечали на занятии и попутно показывали образования, про которые ведем диалог», — рассказывает «Известиям» студент-медик.
Отсутствие проблем, по мнению молодого человека, связано с преподавательским составом: «У нас заведующий кафедрой очень известный в академических кругах человек — Гайворонский. У него некая особая, запатентованная методика бальзамирования, как он нам рассказывал».
Но это скорее исключение из правил. Чаще всего не помогают ни жалобы, ни известные имена.
Ирина Киркора, заместитель председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте
Знаю пример, когда ректор мединститута в течение нескольких лет стучится во все двери: Минздрава, Госдумы, но не получает необходимый для обучения медиков материал. В одиночку вузам не решить эту проблему, а касается она всего общества. В стране за последние годы увеличилось количество возбужденных уголовных дел по врачебной ошибке. А обвинять студентов сложно, потому что им просто не на чем учиться.
По мнению специалиста, в обществе следовало бы больше говорить о возможности завещания своего тела науке после смерти. Пока об этом если и знают, то на сам шаг явно не решаются.
— Понимая, что это почетная история, пока нет. Проблема замалчивается. У нас есть возможность трансплантации органов, если человек не запретил и не был внесен в специальный реестр, то это расценивается как согласие. Здесь, конечно, хотелось бы другой вариант, нужно добровольное согласие, но для этого в обществе нужно воспитать уважение к таким шагам, — уверена Киркора.
Пока же медики продолжают бороться с проблемой самостоятельно и даже широкой огласке предают неохотно. Ведь нельзя исключать, что вместо того, чтобы обратить внимание на глобальную проблему, им просто перекроют последние возможности для обучения студентов.
Конференции / III съезд РОСОМЕД-2014, в рамках Международной конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине» / Кадавер-классы в практике симуляционно-тренинговых центров и медицинских вузов
Кадавер-классы в практике симуляционно-тренинговых центров и медицинских вузов
Автор(ы): Иванов А.А., Сергеенко А.Е., Чижикова И.О.
Учреждение: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Учебный центр инновационных медицинских технологий
Результаты
До настоящего времени в Российской Федерации использование кадаверного (трупного) материала для изучения анатомии и отработки техники оперативных вмешательств практиковалось без необходимой правовой поддержки. Изменения федерального законодательства в части использования в учебных целях тел умерших позволяют легально применять данный вид обучения врачей, широко распространенный во всем мире.
Оценить возможность использования кадаверного материала в учебных целях, описать преимущества проведения кадавер-классов в условиях университетских тренинговых центров.
Материалы и методы
С 2012 года, когда вузам и профильным научным институтам законодательно было разрешено использование кадаверного материала в учебных целях, в РНИМУ им. Н.И. Пирогова сформирована рабочая группа, в задачу которой входила организация данного вида деятельности. Итогом работы группы стала полностью оформленная структура лаборатории, осуществляющая централизованный прием, консервацию, хранение, использование и захоронение тел умерших для всех структурных подразделений университета.
Кадаверный материал используется для преподавания студентам медицинских вузов курсов по анатомии, морфологии и оперативной хирургии. На этапе постдипломной подготовки врачей хирургических и смежных специальностей освоение новых методик и отработка практических навыков также идет с применением данных образовательных технологий.
Кадавер-класс для врачей в Учебном центре инновационных медицинских технологий строится по классической схеме преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. «Живая» лекция топографо-анатома «у стола» с демонстрацией морфологических деталей продолжается хирургом, который объясняет и показывает технику оперативного вмешательства. Во второй части образовательного мероприятия курсанты под руководством преподавателей самостоятельно выполняют все запланированные манипуляции.
При анкетировании врачей, участвующих в кадавер-классе, подавляющее большинство респондентов (92%) выразило готовность вновь принять в них участие.
Опыт функционирования профильного подразделения в университете по работе с кадаверным материалом свидетельствует о возможности создания единых структурных единиц в медицинских вузах, занимающихся этими вопросами прицельно, что целесообразно с экономических, юридических и организационных позиций.
Проведение кадавер-классов для врачей на базе Учебного центра инновационных медицинских технологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова доказывает их востребованность среди специалистов. В связи с этим, данный формат постдипломного обучения может занять свою нишу в общей системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации.