каденс для велосипеда что это
Что такое каденс и каким он должен быть при езде на велосипеде?
5 минут Автор: Михаил Скворцов 2576
Каденс у велосипедистов – это число оборотов педалей в минуту, которое совершает велосипедист при езде.
Оптимальный каденс зависит как от собственных ощущений велосипедиста, так и его возраста, веса, физиологических особенностей и подготовки, типа велосипеда и педалей, в частности, стиля и скорости езды, уклона, характера покрытия и так далее.
Конечно, скорость вращения педалей нужно менять в зависимости от обстоятельств: на старте (для разогрева мышц) и при низкой температуре (чтобы избежать их повреждение) она должна быть достаточно высокой. Но в среднем комфортный каденс велосипедиста – от 80 до 100 оборотов в минуту – именно эти числа советуют начинающим в качестве эталона, при этой частоте оборотов велосипедист выдает максимум мощности при минимальных энергетических затратах.
Однако многие опытные велосипедисты в процессе активной езды приходят к своей оптимальной цифре самостоятельно, и даже намеренно снижают каденс для более сильной прокачки мышц и правки на нужный пульс.
Если вы любитель и катаетесь редко, не обязательно ездить с идеальными 80+ оборотами в минуту. Допустимы чуть меньшие значения, например, 70.
Для того чтобы измерить каденс, нужно засечь 1 минуту и посчитать количество сделанных оборотов (что трудоемко и опасно). Либо можно приобрести специальный велокомпьютер, который будет учитывать не только пройденный километраж, время и скорость пути, но и этот важный показатель. Датчик каденса состоит из двух частей: датчик скорости педалирования, который крепится на раме велосипеда, и магнит на шатуне.
Почему так важен оптимальный каденс?
Новичок спросит: какая разница, медленно или быстро ты крутишь педали? А разница на самом деле есть. Попробуйте на ровной местности проехаться на первой скорости – вы почти не будете двигаться с места, а сил потратите немерено – количество оборотов в минуту будет очень большим. И наоборот, попробуйте заехать на гору на большой звезде – если получится, то с огромным трудом, крутить педали будет попросту невозможно.
Низкий каденс – убитые колени!
Прежде всего каденс важен из-за вредной нагрузки на коленные суставы, которая возникает при слишком медленном вращении педалей. Колени – самая болезненная часть тела в велоспорте, так как на нее приходится длительная и неестественная для человека нагрузка.
Это особенно важно знать новичкам, которые ввиду неопытности запросто могут «убить» колени: им кажется, что, крутя педали с большой силой, они качают ноги, но на самом деле – забивают мышцы и медленно убивают суставы!
Если при редких «покатушках» на небольшие расстояния по городу эта проблема не актуальна, то для тех, кто решил заниматься велотуризмом или участвовать в марафонах, это крайне важно. Не стоит опускать каденс ниже 60 оборотов в минуту.
Крути педали… Быстро?
Казалось бы, все просто: крути педали как можно быстрей, и не будет подобных проблем. Но не все так просто: при быстром же вращении происходит нерациональное использование энергии, поскольку силы, затраченные на такое большое количество оборотов, не дают пропорциональной скорости. А если не использовать контактные педали, ноги то и дело соскальзывают, что может стать причиной падения или просто сильного удара по ноге педалью – не приятно.
В кругах велосипедистов считается, что умение сохранять высокий каденс – признак профессионализма спортсмена, поскольку крутить педали быстро и при этом эффективно – действительно сложно.
Как повысить каденс?
Если вы каким-то образом замерили каденс и поняли, что он низкий, решение одно: выбирать меньшую передачу на подобных участках и быстрее крутить педали. Сначала будет непривычно: кажется, что крутишь «вхолостую» и не чувствуешь привычного напряжения в мышцах. Но стоит привыкнуть и за это и колени, и велосипед отблагодарят своей долговечностью. Другой вариант – привить себе привычку крутить педали не постоянно, а небольшими партиями – так нагрузка на суставы будет меньше.
Если добиться рекомендованного числа оборотов (от 80 до 100) не получается, можно попробовать контактные педали или (как более бюджетный вариант) специальные ремешки на обычные педали – туклипсы. Это не только разгрузит колени, но и повысит КПД.
Также не стоит забывать о технике педалирования – нажимать на педаль в верхней части и подтягивать ее в задней, а не просто толкать педаль всей ступней на протяжении целого оборота.
На этом видео видно с какой бешеной скоростью могут крутить педали профи:
Умение выбрать каденс правильно – крайне важная вещь как для новичков, ответственно подходящих к здоровью своих суставов, так и для опытных велосипедистов. Это один из тех показателей, который просто необходимо отслеживать велосипедисту, чтобы фиксировать свой спортивный рост.
Оптимальный каденс при езде на велосипеде
Среди триатлетов, особенно новичков, возникает множество споров о том, какую роль играет каденс в велотренировке при подготовке к гонке и непосредственно на соревновании. В чем отличие между низким и высоким каденсом? С каким каденсом следует тренироваться и почему? Существует ли правильный каденс для езды на велосипеде? На эти, а также другие не менее важные вопросы мы ответим в этой статье.
Каденс с точки зрения физики
Мощность, необходимая для передвижения велосипеда по дороге, измеряется в ваттах.Формула проста: ватты = сила х каденс, или то, насколько сильно вы давите на педали, умножается на количество раз приложения этой силы в минуту.
Рассмотрим пример. Два велосипедиста, Вова и Ваня, весят одинаково, у них одинаковые велосипеды с одинаковыми аэродинамическими характеристиками, они ездят с одинаковой скоростью по ровной дороге. Согласно измеренным показателям при равных условиях велосипедисты выполняют одинаковую работу (то есть ездят с одинаковой мощностью в ваттах). Однако велосипед Вовы выполняет 70 оборотов педалей в минуту, в то время как Ванин — 110 оборотов в минуту. Вова все время сильно давит на педали и крутит их медленнее, чем Ваня, который слабее давит на педали, но делает это более часто.
Каденс с точки зрения физиологии
Велозаезд с низким каденсом вынуждает спортсмена сильнее давить на педали, но как это отражается на состоянии мышц ног? Чтобы иметь возможность прилагать большее усилие, быстро сокращающиеся мышцы ног должны преобладать над медленно сокращающимися мышечными тканями, поскольку вращение педалей с низким каденсом становится более “силовым” и утомительным.
Медленно сокращающиеся мышечные волокна:
Быстро сокращающиеся мышечные волокна:
Мышцы как спички
Такая аналогия была придумана на CyclingPeaksSoftware.com: представьте, что ноги — это коробок с быстро и медленно сгорающими спичками Целью тренировки является увеличение размера, количества спичек, а также их правильное соотношение в зависимости от условий гонки.
Для тех видов спорта, в которых присутствуют краткосрочные интенсивные нагрузки, нужно большое количество “быстрых спичек”. Когда речь заходит о выносливости, в ход идут “медленные спички”. Вы можете варьировать использование того или иного вида “спичек” в зависимости от гонки, но нужно помнить, что их количество в коробке ограничено.
Но вернемся к вопросу каденса. Вы едете по прямой дороге, и чтобы заехать на холм, вам нужно около минуты. Варианты ваших действий:
Вариант 1: низкий каденс = высокое усилие = сжигание спичек, которые понадобятся в конце заезда. Если вы можете взобраться на холм на одной и той же скорости при 60—90 оборотах в минуту, выбирайте 90 оборотов в минуту. Задействуются быстро сокращающиеся мышечные волокна.
Вариант 2: см.вариант 1 и всегда готовьте достаточное количество кассет для гонки. Отличным вариантом будет около 6 кассет для разных задач заезда. Обязательными вариантами можно назвать 27-12 и 19-11. Тогда вы одолеете любой холм.
Вариант 3: положение стоя = перепад напряжения = работа быстро сокращающихся мышц. Это вариант требует колоссальных усилий. Вам может казаться, что самочувствие в порядке, однако наверняка вы сожжете несколько своих драгоценных спичек за этот короткий энергетический всплеск.
Вариант 4: То, что нужно! Вы набираете обороты при подъеме, сжигаете “медленные” спички, а “быстрые” спички сохраните для финального этапа гонки.
Что такое оптимальный каденс?
Как показывает практика, большинство спортсменов предпочитают придерживаться каденса в 88—95 оборотов в минуту. При этом нужно обратить внимание, что этот каденс должен сочетаться с оптимальным каденсом для бега. В противном случае вы сильно перегрузите мышцы ног и рискуете сойти с дистанции раньше времени, так и не достигнув желаемого результата. Кроме того, вы усложните для себе переход с велогонки на кросс.
Более опытные и сильные велосипедисты могут с комфортом ехать в широком диапазоне каденса. Начинающим спортсменам каденс менее 88 оборотов в минуту может показаться крайне тяжелым и утомительным, а каденс более 95 оборотов в минуту — чрезвычайно высоким. Важную роль в подборе оптимального каденса играет и выбор кассеты. Если вы запасётесь несколькими вариантами кассет, то с наработкой опыта сможете оптимально ехать как с каденсом 78—82, так и с показателем 100—105 оборотов в минуту.
Каденс и тренировки
Некоторые тренеры предписывают интервальные тренировки с низким каденсом как действенный метод для тренировки всего тела и развития способности сильнее давить на педали. Есть простой и правдивый закон: если хочешь бегать дольше, бегай дольше; если хочешь плавать быстрее, плыви быстрее, хочешь ездить на велосипеде дальше, едь дальше. Так что если вы хотите ездить на велосипеде с каденсом 92 оборота в минуту, крути педали быстро, с 92 оборотами в минуту.
Низкий и высокий каденс нужны любому атлету для увеличения диапазона “комфортного каденса”. В результате вы получите сильные и выносливые мышцы ног, которые будут легко приспосабливаться к любым видам нагрузок. Обратите внимание: при подборе оптимального каденса для велогонки вам стоит запастить набором кассет для расширения ваших спортивных возможностей.
Самым популярным видом тренировок для спортсменов в подготовительном периоде можно назвать интенсивные тренировки с низким каденсом. Для новичков очень важно грамотно распределить нагрузку, чтобы не повредить коленные суставы и не “забить” мышцы.
Выводы
Оптимальный каденс – очень важный, но индивидуальный показатель для каждого велосипедиста. Найдите наиболее комфортный для вас диапазон каденса и тогда велозаезды будут приносить вам только радость и удовольствие, а не проблемы со здоровьем.
Что такое каденс — кручения педалей на велосипеде
Велосипедные прогулки или экстремальные гонки – прекрасный активный отдых. В работу включается весь организм, все мышцы. Но, мало кто знает, из новичков — велосипедистов, что существуют рекомендации профессионалов о том, как правильно крутить педали на велосипеде. Если их соблюдать, то такой отдых будет укреплять здоровье, а вот если игнорировать – могут возникнуть неприятности, связанные с перегрузками. Каденс велосипедиста – очень важный показатель, который тесно переплетается с правильным выбором и регулированием скоростей. Ниже разберем подробней, что такое каденс и почему он важен.
Что такое каденс велосипедиста
Каденс — это количество оборотов педали за одну минуту, которое осуществляет ездок во время движения на велобайке. На него влияют многие составляющие:
На основании перечисленных факторов, скорость и частота вращения педалей велосипеда будут меняться. На первых минутах езды, темп педалирования велосипедист усиливает, для разогрева мышц. Но далее, для комфортной езды, рекомендуется придерживаться кручения от 80 оборотов в минуту до 100. В этом диапазоне показателей велосипедист вырабатывает наибольшую мощность при малых физических затратах. Важным фактором является значительное уменьшение нагрузки на коленные и тазобедренные суставы.
Начинающему ездоку можно показатель оборотов немного понизить — до значения в 70.
Со временем тренированные райдеры могут самостоятельно регулировать данные педалирования, как в их верхнем диапазоне (больше 100), так и в нижнем, для сознательной тренировки мышц.
Как правильно замерять самому каденс велобайка? На обычном велосипеде это сделать сложно и опасно (подсчитать количество оборотов педали за определенный срок, например, за 30 секунд и умножение на 2), придется одновременно следить за движением на дороге. Специалисты рекомендуют приобрести один из двух гаджетов:
Определив этот важный показатель, велосипедист может грамотно настроить работу байка с учетом переключения передач. И преодоление больших расстояний на велотранспорте в хороших и удобных условиях, без лишних физических затрат, становится реальностью.
Как правильно подобрать каденс
Современный велосипед — это модернизированный и отлаженный механизм, который рассчитан на четкое и правильное использование всех составляющих его сложного механизма, включая скорости и каденс. Рассмотрим, что же происходит, если педалировать приходится или очень быстро, или очень медленно, какая разница в варьировании каденса:
В обоих случаях видно, что происходит огромная нагрузка на коленные суставы велосипедиста. При регулярном воздействии это может отрицательно сказаться на их состоянии, вплоть до серьезных осложнений. Важно помнить о том, что в отличие от мышц и костей скелета, которые могут восстанавливаться, поврежденные и изношенные суставы, от неправильного каденса, свою функцию вернуть не могут.
Медленное вращение
Низкий каденс велосипедиста — менее 70, многократно увеличивает нагрузки на суставы коленей, а мышцы ног забиваются от перенапряжения. Ездок, не может просто и комфортно ехать на велосипеде, он вынужден нажимать на педали с усилием. Такие регулярные поездки могут в последствии привести к артриту.
Этот важный момент, обязательно надо знать новичкам, которые по незнанию, могут во время покатушек педалировать с усилием, полагая, что таким образом накачивают себе мышцы на ногах. На самом же деле происходит забивка мышц, и ускоренный износ суставов велосипедиста.
Любителям нечастых городских поездок на велосипеде, данная проблема не особо важна. Но тем, кто намерен заниматься активным отдыхом с участиями в гонках и длительных путешествиях на велосипеде, эта информация очень актуальна – нельзя допускать количество оборотов педалей в минуту ниже 60.
Быстрое вращение
Многие велобайкеры считают, что способность длительный срок сохранять высокий каденс это признак виртуозного катания спортсмена на велосипеде. А если медленное вращение вредно воздействует на суставы, тогда лучше ускориться и педалировать быстрее. На самом деле, при частом вращении педалей, происходит непропорциональная трата энергии велосипедиста:
Быстрое вращение может быть актуально на короткий срок во время разогрева мышц в начале трассы. Также быстрое кручение будет уместно, если поездка на велосипеде предусмотрена в холодное время года, когда необходимо постоянное тепло для работы мышц велосипедиста.
Часто у новичков при езде на велосипеде, замер педалирования получается значительно ниже рекомендуемого. Повысить уровень педалирования можно следующими приемами:
Следуя этим советам, наработать нужную технику обязательно получится за короткий срок.
Опасность при неправильном каденсе
Ни в коем случае не стоит подвергать себя опасности, используя неправильный каденс на велосипеде:
Итоги
На основании сказанного выше очевидно, что навык в выборе соответствующего каденса обязательно придет с опытом. Это очень важный показатель при активной езде на велосипеде. За ним обязательно надо следить и регулировать, чтобы получать удовольствие и комфорт от катания, улучшать спортивные показатели. Правильное педалирование на велобайке бережет здоровье, позволяет рационально расходовать энергию, а значит важно к рассмотрению и начинающему и профессиональному райдеру.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Каденс велосипедиста: подсчет, рекомендации, выбор оптимальных значений
Каденс велосипедиста — этот частота вращения педалей. Каденс измеряется в оборотах в минуту.
От чего он зависит и какая величина является правильной? Об этом поговорим в данной статье.
Соотношение каденса и установленной передачи в трансмиссии влияют на мощность движения.
Каденс велосипедиста: подсчет, рекомендации, выбор оптимальных значений
Самым простым и не затратным вариантом является
простой подсчет количества подъемов одной ноги за минуту. Проще считать движения за 30 секунд, после умножая полученный результат на два. Если нога, допустим, правая, поднялась за 30 секунд 40 раз, то ваш каденс равен 80.
Существуют и специальные датчики для отслеживания каденса, но они нам вряд ли понадобятся. Чуть позже мы поговорим о том, почему важно знать каденс, но не зацикливаться на нем.
Для чего необходимо знать каденс
Возникает резонный вопрос о том, зачем новичку или любителю среднего уровня знания о каденсе. Прежде всего, информированность в этом вопросе позволит вам сберечь здоровье суставов. Поможет рассчитать оптимальную скорость, повысить эффективность на трассе.
Неправильно выбранный каденс при подъеме может нанести вред коленям. К тому же, подъем в гору на оборотах ниже 55 чрезмерно нагрузит ваши мышцы. Езда на слишком больших оборотах на ровной дороге будет неоправданно нагружать ваше сердце. Вы можете израсходовать до 60% вашей мощности на излишнее педалирование. Запомните правило: оптимальный уровень каденса = высокая эффективность катания.
Низкий каденс и проблемы с суставами
Нередки случаи, когда лишь только после возникновения проблем с коленями велосипедисты через интернет узнают о таком понятии, как каденс. Но лучше предупредить проблему заранее. Каденс ниже 60 дает высокую нагрузку на колени.
Заметим, что проблемы с коленями усугубляются также при катании в шортах в прохладную погоду и несоблюдении питьевого режима. Колени всегда должны быть в тепле. Вы можете использовать для катания специальные мягкие наколенники.
Питьевой же режим рекомендуется следующий: каждые 15-20 минут делайте несколько глотков воды. Идеальным вариантом будет теплая вода с несколькими каплями лимонного сока. Не пейте слишком холодную воду.
Оптимальный каденс
Оптимальное значение каденса для велосипедного спорта находится в диапазоне от 80 до 100. Вы можете сами подобрать идеальный каденс опытным путем. Частота педалирования зависит от вашего уровня мышечной подготовки и состояния сердечно-сосудистой системы. Каждый человек индивидуален. Баланс этих двух факторов поможет вам найти проходящий для вас уровень каденса.
Если вы легко переносите силовые нагрузки и находитесь в хорошей форме, имеете сильную мускулатуру, для вас сгодится и низкий каденс. Если же вы плохо переносите силовые тренировки, выберите прогулочный стиль каденса — предпочтите меньшее усилие при педалировании для получения того же уровня мощности. Подружитесь с трансмиссией. Каденс находится только опытным путем.
Все же золотой серединой специалисты называют усилие в 90 оборот в минуту. Именно у такого каденса большее КПД.
По статистике новички чаще катаются на каденсе в 60, а более продвинутые байкеры — от 80 до 100. Новичкам может быть просто непривычно крутить педали быстро. Однако в долгосрочной перспективе такой режим выигрывает: мышцы устают медленнее, суставы имеют минимальную нагрузку.
Советы начинающим байкерам
Тренируйте разные типы каденса. Подстраивайтесь под трассу. Экспериментируйте. Попробуйте высокий каденс на легкой скорости при подъеме в гору. При езде по грунту в лесу протестируйте низкий каденс. Слишком высокий каденс на идеально ровном шоссе растратит ваши силы на ненужные обороты. До 60% энергии пойдет на поддержание движений тела, а лишь 40% передастся на само вращение педалей.
Каденс и стили катания
Давайте поговорим о том, какой вид каденса рекомендуется в зависимости от стиля катания и вида трассы.
Заключение
В следующий раз, когда вы услышите слово «каденс», вы уже будете знать, о чем идет речь.
Если кто-то станет агитировать вас за большой или, наоборот, маленький каденс, вспомните описанную выше информацию. Не существует универсальной величины каденса. Идеальный каденс — тот, который подходит именно вам. Мы желаем вам приятных и полезных тренировок.
Что такое каденс и каким он должен быть при езде на велосипеде?
Что такое каденс и почему это важно?
В велоспорте под понятием каденс понимают частоту педалирования – количество оборотов педалей велосипеда, сделанных за одну минуту. В более широком смысле его также рассматривают как показатель ритма и темпа, с которым райдер вращает педали. Соблюдение оптимального каденса при езде предельно важно для каждого велосипедиста вне зависимости от стиля и интенсивности катания.
Характер нагрузок, припадающих на коленные и тазобедренные суставы, во многом нетипичен для естественной природы человека.
Из-за анатомических особенностей суставы и связки остаются одним из наиболее уязвимых элементов костно-мышечной системы и ограничены в способностях к восстановлению.
Принимая во внимание то, что основной процент нагрузок при езде на велосипеде припадает на колени, особенно важно придерживаться правильного педалирования. Ключом к этому является соблюдение оптимального каденса.
Принципы правильного педалирования
Ключевое правило корректного вращения предельно простое – не напрягайтесь и избегайте длительных силовых нагрузок. На сленге профессиональных велосипедистов, это называется крутить педаль легкой ногой. Эффективность педалирования от этого не станет ниже, при этом вы избежите быстрого переутомления и пощадите свои колени.
Современные односкоростные велосипеды – ситибайки и прогулочные модели – оснащаются звездочками с оптимальным соотношением передаточных чисел. Это значит, что в них уже предусмотрено все необходимое для безопасного катания.
Для разгона райдер прикладывает необходимые стартовые усилия, после чего инерция выводит его на комфортную скорость и он без лишнего переутомления коленей поддерживает ее.
С многоскоростными велосипедами все сложнее. Здесь важно самостоятельно соблюдать оптимальную конфигурацию передних и задних звезд. Часто неопытные велосипедисты теряются от большого количества передач и либо вовсе не переключают их, либо растерянно подбирают более-менее комфортное соотношение.
На самом деле в понимании работы велосипедной трансмиссии нет ничего сложного. Переднюю малую звезду включают при езде по песку, сыпучему грунту и в гору; ее физика такова, что она передает много мощности, но мало скорости.
На самую большую переднюю звезду переключаются, когда нужно развить большую скорость на ровной дороге или на спуске; Средняя передняя звезда – промежуточный вариант, именно на ней рекомендуют проводить основное время катания.Каждая передняя звезда соответствует 2-3 звездочкам сзади, лежащим с ней на одной линии (как показано на рис.
1), поскольку важно чтобы исключался перекос цепи (как показано на рис. 2). Соблюдение этих базовых правил переключения скоростей обеспечит более-менее правильный каденс при езде на велосипеде.
При длительных поездках или профессиональных занятиях велоспортом точный контроль каденса становится более актуальным.
Считается, что наиболее оптимальной частотой педалирования являются показатели, лежащие в диапазоне от 80 до 110 об/мин. Именно такие данные фигурируют в большинстве пособий по велоспорту. Для райдеров, катающихся на горном велосипеде, этот показатель немного ниже – 70-80 об/мин.
Контролировать каденс можно при помощи различных средств.
Во многих моделях велокомпьютеров предусмотрена подобная функция. Но здесь следует сделать поправку, что дешевые модели рассчитывают каденс на основе частоты вращения колеса, из-за чего цифры получаются с большими погрешностями. В профессиональных компьютерах дополнительно прилагается датчик каденса, гарантирующий точные данные.
Идеальный каденс: почему не стоит педалировать как Фрум
Согласно недавно проведенным исследованиям, быстро крутить педали на низкой передаче значит тратить энергию впустую. Когда вы едете с неправильной скоростью кручения педалей, ваши усилия в основном тратятся на движения ног вверх и вниз, а не на движение велосипеда.
«Если велосипедист-любитель попробует скопировать скорость кручения педалей (каденс) профессионала, но вместо высоких передач будут ехать на низкой, они потратят 60% энергии впустую», — утверждает доктор Федерико Форменти, главный исследователь в области физиологии в Оксфордском Университете.
Обычные велосипедисты подсознательно стараются экономить силы, выбирая наиболее комфортную передачу и несколькими интересными экспериментами Форменти с коллегами объяснили, почему. Они наняли 10 волонтеров и ограничили потребление кислорода во время педалирования на велотренажере, чтобы установить, с какой силой они работают на стационарном велосипеде.
В то же время ученые выполнили инфракрасную 3D съемку гонщиков, чтобы подсчитать, сколько сил подопытные расходовали на движение ног.
Выяснилось, что при педалировании с небольшой мощностью (около 50 ватт) кручение педалей на низкой передаче и 110 оборотах в минуту требует 60% общих сил на движение частей тела, включая бедра, колени и стопы, и только 40% направлено на вращение педалей. Это крайне неэффективный способ езды.
«При такой низкой интенсивности как 50 Вт езда очень мягкая, примерно как под небольшим наклоном вниз или по ровной дороге с попутным ветром», говорит доктор Форменти, который ежедневно ездит на работу на велосипеде.
В противоположность этому у Криса Фрума был каденс 97 об/мин на подъеме Ля Пьер-Сен-Мартен на 10 этапе Тур де Франс в 2015-м, когда он получил свою вторую желтую майку. Он производил около 390 Вт при передаче 52/38 — о лени тут, конечно, речи быть не может.
Физиологи знают, что эффективность мышц сводится к скорости, с которой ваши мышцы могут сокращаться. Поэтому, явно не стоит равняться на тренированных профессионалов, у которых эти мышцы мало того что развиты по другому, но и находятся на пике своей формы.
Если вы выбираете передачу и каденс, которые позволяют вашим мышцам сокращаться на треть от их максимальной скорости, вы максимизируете свою выходную мощность.
Эффективность педалирования в команде Форменти была фактически частью более значительных исследований, которые могли бы усовершенствовать оценку спортивных ученых потребление энергии на стационарных эргометрах.
Профессиональные велосипедисты предсказывают свои результаты в таких испытаниях, поэтому, если они будут более точными, они могут помочь им ускориться.
Но эти тесты должны опираться на ограниченный набор показателей гонщика, и они вводятся в уравнение для оценки потребления кислорода (VO2), т.к. это показатель того, насколько хорошо организм справляется с поставленными задачами.
«Невозможно измерить напрямую, сколько калорий потребляет организм при выполнении упражнений, поэтому потребление кислорода является хорошим показателем», — говорит Форменти.
В Американском колледже спортивной медицины для этого используют уравнение, которое включает массу тела и внешнюю рабочую скорость. Но, в то же время, это уравнение игнорирует скорость кручения педалей.
Команда Форменти провела эксперименты и выяснила, что, добавив эту величину в уравнение, оно станет значительно более точным, и это позволит предусматривать эффективность гонщика при работе с чуть меньшим потреблением кислорода, чем его максимум.
«Мы пришли к выводу, что скорость педалирования является важной определяющей при расчете потребления велосипедистом кислорода», — сообщает доктор Форменти.
«Велосипедисты и тренера хорошо знают о важности значения каденса», — говорит профессор Луи Пасфилд из Кентского Университета, который был ведущим ученым Британского Велоспорта при подготовке к Олимпийским играм в Барселоне, Атланте и Пекине.
«Как гонщики, так и тренера постоянно экспериментируют с каденсом, чтобы добиться от тренировки максимума», — говорит профессор Пасфилд.
«Мы, ученые, делаем все, чтобы объяснить основные механизмы для понимания разницы», — добавил Пасфилд.
Он говорит, что основную тайну еще предстоит разгадать науке. «Велосипедисты на практике не задумываются, как крутить педали с такой каденцией, которую ученые считают наиболее экономичной с точки зрения объема потребления кислорода. Вместо этого они предпочитают просто крутить педали значительно быстрее», — говорит профессор Пасфилд.
Поэтому необходимо проводить еще исследования для выяснения, почему велосипедисты предпочитают чуть более высокие каденции, чем те, которые, согласно современным научным исследованиям, являются наиболее энергоэффективными. Одно можно сказать наверняка: ни один профессионал не будет тратить энергию впустую, ускоряясь на низкой передаче.
Оптимальный каденс при езде на велосипеде
Среди триатлетов, особенно новичков, возникает множество споров о том, какую роль играет каденс в велотренировке при подготовке к гонке и непосредственно на соревновании.
В чем отличие между низким и высоким каденсом? С каким каденсом следует тренироваться и почему? Существует ли правильный каденс для езды на велосипеде? На эти, а также другие не менее важные вопросы мы ответим в этой статье.
Каденс с точки зрения физики
Мощность, необходимая для передвижения велосипеда по дороге, измеряется в ваттах.Формула проста: ватты = сила х каденс, или то, насколько сильно вы давите на педали, умножается на количество раз приложения этой силы в минуту.
Рассмотрим пример. Два велосипедиста, Вова и Ваня, весят одинаково, у них одинаковые велосипеды с одинаковыми аэродинамическими характеристиками, они ездят с одинаковой скоростью по ровной дороге.
Согласно измеренным показателям при равных условиях велосипедисты выполняют одинаковую работу (то есть ездят с одинаковой мощностью в ваттах). Однако велосипед Вовы выполняет 70 оборотов педалей в минуту, в то время как Ванин — 110 оборотов в минуту.
Вова все время сильно давит на педали и крутит их медленнее, чем Ваня, который слабее давит на педали, но делает это более часто.
Каденс с точки зрения физиологии
Велозаезд с низким каденсом вынуждает спортсмена сильнее давить на педали, но как это отражается на состоянии мышц ног? Чтобы иметь возможность прилагать большее усилие, быстро сокращающиеся мышцы ног должны преобладать над медленно сокращающимися мышечными тканями, поскольку вращение педалей с низким каденсом становится более “силовым” и утомительным.
Медленно сокращающиеся мышечные волокна:
Быстро сокращающиеся мышечные волокна:
Мышцы как спички
Такая аналогия была придумана на CyclingPeaksSoftware.com: представьте, что ноги — это коробок с быстро и медленно сгорающими спичками Целью тренировки является увеличение размера, количества спичек, а также их правильное соотношение в зависимости от условий гонки.
Для тех видов спорта, в которых присутствуют краткосрочные интенсивные нагрузки, нужно большое количество “быстрых спичек”. Когда речь заходит о выносливости, в ход идут “медленные спички”. Вы можете варьировать использование того или иного вида “спичек” в зависимости от гонки, но нужно помнить, что их количество в коробке ограничено.
Но вернемся к вопросу каденса. Вы едете по прямой дороге, и чтобы заехать на холм, вам нужно около минуты. Варианты ваших действий:
Вариант 1: низкий каденс = высокое усилие = сжигание спичек, которые понадобятся в конце заезда. Если вы можете взобраться на холм на одной и той же скорости при 60—90 оборотах в минуту, выбирайте 90 оборотов в минуту. Задействуются быстро сокращающиеся мышечные волокна.
Вариант 2: см.вариант 1 и всегда готовьте достаточное количество кассет для гонки. Отличным вариантом будет около 6 кассет для разных задач заезда. Обязательными вариантами можно назвать 27-12 и 19-11. Тогда вы одолеете любой холм.
Вариант 3: положение стоя = перепад напряжения = работа быстро сокращающихся мышц. Это вариант требует колоссальных усилий. Вам может казаться, что самочувствие в порядке, однако наверняка вы сожжете несколько своих драгоценных спичек за этот короткий энергетический всплеск.
Вариант 4: То, что нужно! Вы набираете обороты при подъеме, сжигаете “медленные” спички, а “быстрые” спички сохраните для финального этапа гонки.
Что такое оптимальный каденс?
Как показывает практика, большинство спортсменов предпочитают придерживаться каденса в 88—95 оборотов в минуту.
При этом нужно обратить внимание, что этот каденс должен сочетаться с оптимальным каденсом для бега.
В противном случае вы сильно перегрузите мышцы ног и рискуете сойти с дистанции раньше времени, так и не достигнув желаемого результата. Кроме того, вы усложните для себе переход с велогонки на кросс.
Более опытные и сильные велосипедисты могут с комфортом ехать в широком диапазоне каденса.
Начинающим спортсменам каденс менее 88 оборотов в минуту может показаться крайне тяжелым и утомительным, а каденс более 95 оборотов в минуту — чрезвычайно высоким. Важную роль в подборе оптимального каденса играет и выбор кассеты.
Если вы запасётесь несколькими вариантами кассет, то с наработкой опыта сможете оптимально ехать как с каденсом 78—82, так и с показателем 100—105 оборотов в минуту.
Каденс и тренировки
Некоторые тренеры предписывают интервальные тренировки с низким каденсом как действенный метод для тренировки всего тела и развития способности сильнее давить на педали.
Есть простой и правдивый закон: если хочешь бегать дольше, бегай дольше; если хочешь плавать быстрее, плыви быстрее, хочешь ездить на велосипеде дальше, едь дальше.
Так что если вы хотите ездить на велосипеде с каденсом 92 оборота в минуту, крути педали быстро, с 92 оборотами в минуту.
Низкий и высокий каденс нужны любому атлету для увеличения диапазона “комфортного каденса”. В результате вы получите сильные и выносливые мышцы ног, которые будут легко приспосабливаться к любым видам нагрузок. Обратите внимание: при подборе оптимального каденса для велогонки вам стоит запастить набором кассет для расширения ваших спортивных возможностей.
Самым популярным видом тренировок для спортсменов в подготовительном периоде можно назвать интенсивные тренировки с низким каденсом. Для новичков очень важно грамотно распределить нагрузку, чтобы не повредить коленные суставы и не “забить” мышцы.
Выводы
Оптимальный каденс – очень важный, но индивидуальный показатель для каждого велосипедиста. Найдите наиболее комфортный для вас диапазон каденса и тогда велозаезды будут приносить вам только радость и удовольствие, а не проблемы со здоровьем.
Техника педалирования на велосипеде
Основные правила техники педалирования на велосипеде приблизительно следующие. Педали необходимо крутить, а не давить на них.
Не крутите «медленно — но верно» большую передачу — лучше с вашим рабочим каденсом (частотой вращения педалей) использовать более низкую передачу на больших оборотах. Старайтесь ехать в седле столько сколько возможно(не вставайте зря) — этим вы экономите силы.
На затяжных подъемах не напрягайте все тело — сконцентрируйтесь на дороге, дыхании и вращении педалей — но старайтесь держать тело расслабленным. Теперь рассмотрим все эти правила подробнее.
Во первых — в отличии от распространенного мнения — педали велосипеда надо именно крутить (по воображаемому кругу вдоль оси каретки), а не давить на них.
Такая техника педалирования называется «spinning», она подразумевается педалирование с высокими «cadence» и с низким сопротивлением, вместо того, чтобы только давить на педали вниз на более высокой передаче(как это предпочитают делать новички).
Будучи используемой должным образом, техника spinning будет требовать меньше энергии, более равномерно распределяет нагрузки на колени и мышцы ног, и позволять вам ехать быстрее и дальше с намного меньшей усталостью.
Выполняя технику педалирования spinning (для данной техники очень желательно наличие туклипсов или автоматических контактных педалей), вы должны поддерживать частоту вращения педалей 60-90 rpm ОБОРОТОВ В МИНУТУ.
Концентрируйтесь на том, чтобы при педалировании ваши ноги описывали круги вокруг центра каретки (круговое педалирование). При круговом педалировании, вы прикладываете силу в течение полного оборота педалей, а не только на движении вниз. Для дополнительного усилия вы должны тянуть руль назад и вниз в течение каждого поворота педалей (пока сидите на седле велосипеда).
Крутите педали велосипеда плавно, вращая шатуны по кругу (а не давя на педали на большой передачи). Тяните вверх педали из нижнего положения, проталкивайте педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении, давите носочком вниз и «вытягивайте» педали из нижнего положения.
Пробуйте потренироваться, педалируя одной ногой, пристегните одну ногу к педали (туклипс или контакты) и давите вперед, вниз, назад и вверх на «обратном ходе» (только одной ногой). Почувствуйте, что на каждом обороте педали усилие распределяется равномерно по всей длине кругового движения.
Продолжайте вырабатывать технику кругового педалирования пока педалирование одной ногой будет равномерным не будет судорожным, порывистым и не будет «мертвых точек». На медленных, крутых подъемах, прижмите локти к туловищу. Это помогает удерживать переднее колесо от блуждания и дрейфа, поскольку вы медленнее утомляетесь.
Во вторых — не стоит медленно (с каденсом ниже 60rpm) крутить большую передачу — лучше с вашим рабочим каденсом (частотой вращения педалей) использовать более низкую передачу на больших оборотах. Опыт мировых соревнований показывает — что для долгой работы коленей без травм — лучше педалировать часто (60-90rpm).
К тому же экономичность медленного педалирования на высокой передаче — это иллюзия, именно такое педалирование вызывает наибольшую усталость. Именно по этой причине в велосипедных школах так тщательно выробатывают «педаляж».
Для подсчета каденса можно использовать как отдельные приспособления — так и велосипедные компьютеры с подсчетом каденса, ну или же считать самому в уме — к примеру счет «раз-ии» — это приблизительно секунда, правда держать 90rpm будет сложновато с таким счетчиком.
Во третьих — техника «танцовщицы» (педалирование стоя) обеспечивает более высокую тягу и скорость (без встречного ветра) — но при этом ведет к быстрому переутомлению по сравнению с педалированием сидя в седле.
Данную технику надо использовать, если вы не можете «забраться» на гору сидя в седле, если вы чувствуете в себе силы нагнать соперника или просто надо на не продолжительный срок сменить позу. При данной технике стойте на педалях низко насколько возможно.
Вы должны прилагать ваш вес главным образом к заднему колесу. Не используйте чрезмерно низкую передачу, иначе вы непременно забуксуете на первом же препятствии или будете тратить вашу энергию в пустую.
При изменении положения от положения сидя — к положению стоя, убедитесь, что переключились на более высокую передачу, которая позволит прикладывать больше силы. Езда на низкой передаче в положении стоя приведет к тому, что вы будете тратить впустую слишком много энергии.
Дополнительное усилие при положении стоя достигается техникой «pulling»: чтобы вложить большее усилие в каждый оборот педалей используйте ваши руки, чтобы приблизить ваше тело к рулю. Это поможет вашей ноге в нажатии на педаль, добавляя, таким образом, больше мощи к нажатию на педаль.
Но все же — поддерживайте положение сидя максимально долго (даже если вы использовали самую низкую передачу), вставание (техника «танцовщица») только утяжелит обеспечение необходимой тяги, требуемой для езды в гору.
Так же пробуйте чередовать ваше положение при длительной езде на велосипеде (или при затяжном подъеме) — начните сидя, и по мере подъема, аккуратно переключайте на более высокие передачи и переходите в положение стоя.
В каждом положении используется различный набор мускулов, таким образом, чередование между этими двумя положениями, дает вашим мускулам отдых.
ВАЖНО. — Велосипед и колени
Как многие из вас, наверное, знают, вращение педалей при езде на велосипеде в подавляющем большинстве случаев осуществляется ногами. Особо пытливые даже могли заметить, что ноги при этом интенсивно сгибаются и разгибаются в коленях.
Но далеко не все подозревают о потенциальных проблемах, а именно — болях и артритах/артрозах, которые легко могут настичь неопытного байкера и остаться с ним на всю жизнь, лишив не только велосипеда, но и нормальной жизни.
Вот о максимальном сохранении и продлении боеготовности именно этих важных мест байкера нам и хотелось бы сегодня поговорить, дабы не было мучительно больно за убитые безрассудным отношением к ним части тела себя, любимого. В данной статье мы рассмотрим главным образом только проблемы болей нижних конечностей, связанные с их суставами (о связках/мышцах упомянем лишь вскользь — но это не значит, что они не важны).
И не говорите, что мы вас не предупреждали. Praemonitus рraemunitus.
Анатомия и физиология
Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания.
У велоспорта — это, в частности, травмы коленных (и, в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку.
В случае если это воздействие на колени не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом — оно не ведет к проблемам. Но в случае работы суставов на износ без восстановительного периода — количественные изменения приводят к качественному скачку.
Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в на дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но — незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.
Дело в том, что «самое слабое звено» в опорно-двигательном аппарате — это суставы и связки. Кости и мышцы — это дело наживное :)). Мышцы от нагрузок болят, но потом проходят без последствий, суставы же легко застудить или перегрузить, а связки — «порвать» (чем страдают представители «резких» видов спорта, типа волейбола — баскетбола — тенниса).
Вот поэтому надо осторожно подходить к выбору передачи при езде (читай — частоты педалирования и, соответственно, нагрузки). И если повышенная частота ничем, кроме излишней утомляемости не грозит, то избыточная нагрузка при малом каденсе без должной подготовки (повторяю — БЕЗ подготовки!) уже светит осложнениями, о которых потом можно вспоминать ооочень долго.
Да и с подготовкой-то…
Суставы в отличие от мышц не качаются и не тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки — тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с помощью вшивания протеза.
Да даже и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а защищать от нагрузки и переохлаждения.
(Хотя для полноты картины стоит упомянуть, что в некоторых местах нам попадались упоминания о существовании методик тренировок на суставы — но нам её найти пока не удалось.)
Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки, соответственно, другие.
Еще хуже ездить в неправильно установленных контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с неправильной техникой… Раньше на велошколах тренеры очень следили за этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.
Асбест: «Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400 раз, смотря по готовности спортсмена.
Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок.
Основных причин болей в коленях может быть две — связки/мышцы или плохая смазка суставных сумок (это сильно зависит от питания) и другие проблемы с суставами. Совершенно не факт, что заболят оба колена сразу — может болеть только одно.
Если данные боли появляются в начале сезона, то причиной может быть то, что вы ещё не вкатились.
О причинах на 100 процентов не скажет никто. Многое может по поводу коленей может прояснить спортивный врач, специализирующийся на данной теме, при личном осмотре (надеемся, вы в курсе, что спортивные врачи и обычные врачи — это две большие разницы и четыре маленькие).
Может быть все что угодно, от ушиба до отложения солей. Если боли примут регулярный характер, то, наверное, лучше обратиться к врачу — суставы это слишком серьезная вещь.
Мы не будем запугивать нашего читателя жуткими деталями артритов-артрозов и прочих анкилозов (кто не знает — полное сращение суставных поверхностей с полным отсутствием движений в суставе) — интересуюшиеся могут найти детали самостоятельно (например, в статье Алексея Кавелина). Упомянем лишь о болях, ограничении подвижности, увеличении размеров коленей из-за отёков суставов. Задайтесь вопросом — оно вам надо? Тем более, что для предотвращения возникновения этого нужно знать и соблюдать весьма несложные правила, перечисленные ниже.
Причины и решения
Причина — Обезвоживание.Недостаточное количество питья в дороге — недостаток жидкости в организме опять же приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Причём из суставов вода выходит до того, как организм начинает испытывать жажду.РешениеПить каждые 20 минут, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов.
Кстати. и газировку поменьше пить, она как раз тот самый кальций, говорят, из организма вымывает.
Лучше всего минеральная негазированная вода, причем желательно ее постоянно менять.
Надо помнить еще и про обессоливание организма. Возникает оно именно вследствие продолжительного и обильного потоотделения, которому способствуют жара и обильное питье.
Посему и в жару надо пить поменьше, желательно какую-нибудь минералку (еще лучше специальную смесь — изотонический раствор), которая хоть отчасти восполняет соли в организме.
Можно добавлять в воду немного обычной соли, кому невкусно — наоборот сахар (хотя эффективность этого под вопросом) и кислоту…
Hе будешь пить — будут накрываться коленные суставы, все очень просто. Ессно если едешь не в плюшевом темпе а работаешь. И опять же, все очень индивидуально.
Причина — Низкий каденсЧем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Суставы и связки травмируются не скоростью, а силой. Лучше часто и легко, чем тяжело, но медленно. Медленно ломово с большой нагрузкой крутить педали — медленно убивать суставы коленей.
Некоторые считают, что при езде на больших передачах ноги „круто качаются“. Хотим их разочаровать — не „качаются“, а „забиваются“. То есть теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на суставы. Сначала восторг: „Ух ты! кручу медленно, а еду быстро!“, а потом мучительно больно… но поделать уже ничего нельзя — суставы „ремонту не подлежат“.
Не просто низкий каденс вреден. Вреден низкий каденс, когда выбирается высокая передача и крутить педали чаще просто невозможно. Т.е. педалирование получается силовое. Если так педалировать долго, то для коленных суставов это вредно. В таком случае необходимо понизить передачу и поддерживать нужную скорость за счет более высокого каденса.
Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту. Правда, без разминки так быстро вращать не получится.
Ногам полезнее крутить быстрее. Не доводя, конечно, это до абсурда. В зависимости от нагрузки, каденс надо держать в диапазоне 80 — 120 об/мин (чем больше нагрузка, тем выше каденс). Больше — это уже для спортсменов потому, как так быстро крутить, всё-таки, тяжело.
Следует добавить, что чрезмерно высокий каденс тоже вреден. У каждого свои пределы одному максимум 80, а другой и 100 держит.
Если ехать легко (например при попутном ветре) можно конечно опустить каденс до 75 (ниже — просто бессмысленно, имхо), но упираться с таким каденсом действительно крайне утомительно для суставов.
Когда переключаться? Когда становится некомфортно — тогда и переключайся. Дискомфорт — это либо „забалтываешься“ (слишком маленькая передача), либо „ломаешь“ (большая). Первое предпочтительнее — суставы не перегрузишь.
Старайтесь придерживаться правила «лучше меньше» — когда просто катаетесь, естественно. То есть держите передачу на грани «забалтывания» — порядка 39х19 для 28 км/ч или 39х17 для 30–32.
«Чайникам» можно поступать проще: как становится трудно (или быстро) — переключайтесь.
Реально разгрузить колено и поднять каденс позволяют контактные педали (или в крайнем случае туклипсы) — в них гораздо проще поддерживать высокий каденс. В первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени.
Другое мнение — контакты и туклипсы тут не при чем. От туклипсов и контактных педалей зависит только характер нагрузки на мышцы. А предельный каденс зависит исключительно от тренированности.
Кстати, для этого компьютер с датчиком каденса очень полезен — позволяет следить за каденсом и держать его даже при крайней усталости.
Конечно, довести свой каденс до уровня профессионального гонца довольно трудно, да, в общем, и не очень нужно, а вот довести до нормального уровня 75–80 — легко, если просто следить за каденсом и переключаться не тогда, когда станет тяжело, а когда каденс упадет.
Обратить внимание на технику — строго говоря, надо не «жать», а «крутить». То есть нажимать в передней части, подтягивать в задней, а в «мертвых точках» — вверху и внизу — «доводить». Сказать-то легко… А тренируется это долго и нудно — на станке, долгими зимними вечерами :). Или в горах, где каждое движение на счету и хочешь-не хочешь, приходится крутить правильно.
Для развития каденса есть упражнение — втыкаешь утром передачу с соотношением 2.1-2.4 и катаешься так весь день, в горку, с горки, быстро-медленно. Это очень ПОЛЕЗНО. Рекомендуем так делать на передаче 44-18.
Имхо, должно помочь что-нибудь типа ОФП — на турничке подтянуться, поотжиматься и т.п. — это укрепляет кости, суставы, сухожилия. У меня после пары месяцев легких занятий со штангой полностью прошли все последствия старых травм — болели плечевые суставы.
Можно попробовать увеличивать каденс, и приучать суставы к нагрузке, катая мало, но как можно чаще. В идеале — каждый день выезд, как только колено заболело — домой.
Тренировать сустав не только велосипедом. Гимнастика, бассейн, тренажёры (аккуратно!) — the best.
Пункт о высоком каденсе и низкой нагрузке на ноги и колени имеет и обратную сторону, ведь кроме сустава могут болеть и связки сустава.
Если вы очень много ездите на велосипеде и почти не ходите пешком, связки коленей частично атрофируются, и становится легко получить травмы в обычной жизни или при каком-либо случайном рывке при езде.
Думаю, в этом случае стоит иногда тренировать связки коленей, например небольшим количеством приседаний. Достаточно и без дополнительного груза.
Причина — Неразогретые и/или охлаждающиеся колени/суставы.При вращении педалей нагружены колени весьма серьёзно, а по плохой дороге и в гору работают в экстремальном режиме. Коленные суставы легко повредить, если они «холодные», не разогретые, и легко застудить осенью и зимой — при этом не вырабатывается достаточное количество смазки в суставе (вязкость её слишком велика), нагрузка и трение увеличивается.
РешениеПеред выездом сделать (ещё дома) 15–20 приседаний.
Первые несколько километров ехать в очень спокойном темпе.
Мазать разогревающими мазями и надевать тёплые наколенники, при температуре ниже +20 утепление колен обязательно, даже если кататься в трусах, колени надо утеплить!
Согревающие средства (спортивные растирки, перцовые пластыри) служат для обеспечения более благоприятных условий функционирования синовиальной жидкости при педалировании в тяжелых метеорологических условиях: низкой температуре воздуха, дожде и т. п.
Некоторые велосипедисты в гонках по шоссе для «утепления» коленных суставов используют шерстяные пристежные рукава от велорубашек. Не рекомендуется употреблять наколенники из эластичных тканей, которые широко применяются при занятиях спортивными играми.
Можно еще отметить предельно мягкую мотку эластичным бинтом, часа за 2 до поездки. колени сами по себе нехило разогреваются, даже без финалгона и подобного. Нагрузка на «теплый» сустав в разы менее вредна. главное потом не застудить и постоянно в тепле поддерживать.
В обычное время — закалять суставы (холодной водой из душа, причём лучше не только колено, а всё тело).
Предотвратить эти напасти поможет наколенник. Если нет проблем — то простой, эластичный. В сильные морозы — с неопреном и утеплителем. При предрасположенности к повреждениям, и после травм лучше использовать специальные суставные бандажи. Наколенники и бандажи выполняют одновременно несколько задач:
Иногда, даже в тёплое время года, стоит надеть наколенник в начале поездки для быстрого разогрева коленного сустава.
Осенью одежды потребуется больше: появляется возможность простудить суставы, а это уже чревато ревматическими заболеваниями.
А ещё надо внимательно следить, чтобы ноги в тепле были. В дождь лучше не ездить вообще или ездить в непромокаемых тёплых штанах. Зимой тоже одеваться так, чтобы ногам не было холодно.
Причина — Перегрузка коленей из-за неправильной посадкиРешениеИзменить посадку: наклон седла/высота штыря/вынос/руль — все это позволяет менять посадку в неплохих пределах. Ден Прозоровский: Я поначалу тоже мучался. Стоял короткий слегка задранный вынос и КК руль. То руки немеют, то попа, то колени ноют. Никак не мог посадку подобрать.
Теперь стоит 72 см руля (ITM Millenium DH с баттингом и райзингом), рога, длинный вынос с отрицательным углом (смотрится странно, но МНЕ удобно), штырь Bontraiger, и простенькое седло IKE. Рама 22 дюйма, но я сам 120 кг и 2 метра. Макс.
пробег за сутки — 200 км. Асфальт/грунт. Никаких отрицательных эмоций, кроме легкой боли в мышцах (да и то потому, что ломил в горки как локомотив). После купания и приема аскорбинки с глюконатами/оротатами наутро все ОК. Да, еще вилка-двухкоронка, 130 мм.
Причина — Перегрузка коленей из-за низкого седла.Низкое седло — оно и понятно, всё равно что на полусогнутых пешком ходить.РешениеПоднять седло так, чтобы в нижней точке нога полностью выпрямлялась. Поднимать и кататься, потом снова поднимать и т.д. пока не станет явно неудобнее.
Причина — Неправильная регулировка седла в продольном направленииКоленная чашечка должна находиться над осью педали, когда педаль стоит в положении на три часа.РешениеОтрегулировать седло, используя отвес.
Причина — Перегрузка коленей из-за неправильного положения стопы на педалиРешениеУстановить стопу правильно относительно оси педали (чтобы основание большого пальца находилось строго над осью педали).
FAQ: общие вопросы эксплуатации горного велосипеда
Что нужно купить дополнительно к велосипеду?
(Обязательные вещи для сохранения своего здоровья и простейшего ремонта в дороге. От более к менее важному)
Сначала — безопасность, потом — техническая исправность. Водителям на дороге в темноте велосипедиста без фонарей и катафотов видно в последний момент, поэтому ваша жизнь зависит от габаритный фонарей. Сбоку их не всегда видно, поэтому желательно иметь на одежде светоотражающие элементы.
Что хорошо бы купить, но можно и обойтись?
Зачем мне каска, это ведь не круто!
А расколотый череп — это круто. Если вы ездите по дорогам, то ваше здоровье зависит не только от вас самих, но и от других водителей.
Первые несколько месяцев езды на велосипеде особенно травмоопасны. Спросите любого байкера и он расскажет вам пару-тройку страшных историй из серии «а если б не каска…».
У меня есть несколько знакомых, которым каска спасла жизнь.
Что такое «каденс»?
Это частота вращения педалей или скорость педалирования. Для уменьшения вероятности травм коленных суставов, каденс должен быть примерно 60 об/мин.
Что такое велоформа и зачем?
Это плотно облегающие трусы, штаны или шорты, с лямками на плечи или без, из эластичного синтетического материала, со специально обработанными швами и с памперсом.
Памперс (впитывающая пот прокладка) помогает заднице пережить без потерь длительные переходы (грубо говоря — чтоб меньше натирало/отбивало). Кроме того велоформа удобна — не сковывает движения, в ней не жарко, она быстро сохнет.
Попробуйте, велоформа — это очень удобно.
Почему немеют пальцы при продолжительной езде?
Пальцы немеют от вибрации, от переохлаждения, от одного и того же положения рук на руле.
И если остальное можно устранить, то вибрация есть всегда, но усугубляется еще и отсутствием перчаток, жесткими грипсами, неправильной посадкой, неудобным или неподходящим рулем, плохо настроенной вилкой, биением колеса, от непривычки в конце концов.
Как выбрать перчатки?
Нужно брать плотно сидящие, они быстро растянутся и будут сидеть свободно.
Что такое «контактные педали» или «туклипсы»?
Контактные педали или «автоматы» или «контакты», и туклипсы — это системы закрепления ноги на педали.
Позволяет тратить меньше сил при езде, тратить их более рационально, повышают безопасность езды. Позволяет правильно педалировать. Туклипс — это металлическая или пластмассовая рамка с ремешком. Дёшево, сердито и не удобно.
В контактных педалях есть специальный механизм для пристёгивания обуви (требуется специальная обувь).
Кому нужна фиксация ног на педалях?
Решение этого вопроса зависит от стиля, который вы предпочитаете. Для акробатики контакты неприменимы. Для прогулочной езды явно излишни. Для всего остального — очень даже хорошо (XC, DH, шоссе, туризм).
Что мне делать при проколе, если ни заплаток, ни камеры, ни насоса с собой нет?
Искать вывеску «вулканизация-балансировка». В любом СТО для автомобилей, где есть вулканизация, вы можете великолепно отремонтировать свою камеру. Если повезёт и встретите на дороге байкера — обратитесь. Мало кто ездит без комплекта для заклейки камер.
Зачем делают пистонированные обода?
Пистонированный обод прочнее держит спицу. Найти не пистонированный обод хорошего качества маловероятно. Если вы ездите не экстремально и весите до 70 кг, то вам не нужно озадачиваться данным вопросом.
О технике педалирования на велосипеде
Основные правила техники педалирования на велосипеде приблизительно следующие. Педали необходимо крутить, а не давить на них.
Не крутите «медленно — но верно» большую передачу — лучше с вашим рабочим каденсом (частотой вращения педалей) использовать более низкую передачу на больших оборотах. Старайтесь ехать в седле столько сколько возможно(не вставайте зря) — этим вы экономите силы.
На затяжных подъемах не напрягайте все тело — сконцентрируйтесь на дороге, дыхании и вращении педалей — но старайтесь держать тело расслабленным. Теперь рассмотрим все эти правила подробнее.
Во-первых — в отличии от распространенного мнения — педали велосипеда надо именно крутить (по воображаемому кругу вдоль оси каретки), а не давить на них.
Такая техника педалирования называется «spinning», она подразумевается педалирование с высокими «cadence» и с низким сопротивлением, вместо того, чтобы только давить на педали вниз на более высокой передаче(как это предпочитают делать новички). Будучи используемой должным образом, техника spinning будет требовать меньше энергии, более равномерно распределяет нагрузки на колени и мышцы ног, и позволять вам ехать быстрее и дальше с намного меньшей усталостью.
Выполняя технику педалирования spinning (для данной техники очень желательно наличие туклипсов или автоматических контактных педалей), вы должны поддерживать частоту вращения педалей 60-90 rpm ОБОРОТОВ В МИНУТУ.
Концентрируйтесь на том, чтобы при педалировании ваши ноги описывали круги вокруг центра каретки (круговое педалирование). При круговом педалировании, вы прикладываете силу в течение полного оборота педалей, а не только на движении вниз.
Для дополнительного усилия вы должны тянуть руль назад и вниз в течение каждого поворота педалей (пока сидите на седле велосипеда).
Крутите педали велосипеда плавно, вращая шатуны по кругу (а не давя на педали на большой передачи). Тяните вверх педали из нижнего положения, проталкивайте педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении, давите носочком вниз и «вытягивайте» педали из нижнего положения.
Пробуйте потренироваться, педалируя одной ногой, пристегните одну ногу к педали (туклипс или контакты) и давите вперед, вниз, назад и вверх на «обратном ходе» (только одной ногой).
Почувствуйте, что на каждом обороте педали усилие распределяется равномерно по всей длине кругового движения.
Продолжайте вырабатывать технику кругового педалирования пока педалирование одной ногой будет равномерным не будет судорожным, порывистым и не будет «мертвых точек».
На медленных, крутых подъемах, прижмите локти к туловищу. Это помогает удерживать переднее колесо от блуждания и дрейфа, поскольку вы медленнее утомляетесь.
Во-вторых — не стоит медленно (с каденсом ниже 60rpm) крутить большую передачу — лучше с вашим рабочим каденсом (частотой вращения педалей) использовать более низкую передачу на больших оборотах.
Опыт мировых соревнований показывает — что для долгой работы коленей без травм — лучше педалировать часто (60-90rpm). К тому же экономичность медленного педалирования на высокой передаче — это иллюзия, именно такое педалирование вызывает наибольшую усталость.
Именно по этой причине в велосипедных школах так тщательно выробатывают «педаляж».
Для подсчета каденса можно использовать как отдельные приспособления — так и велосипедные компьютеры с подсчетом каденса (к примеру Велокомпьютер SigmaSport 1600 с дополнительным устройством), ну или же считать самому в уме — к примеру счет «раз-ии» — это приблизительно секунда, правда держать 90rpm будет сложновато с таким счетчиком.
В-третьих — техника «танцовщицы» (педалирование стоя) обеспечивает более высокую тягу и скорость (без встречного ветра) — но при этом ведет к быстрому переутомлению по сравнению с педалированием сидя в седле.
Данную технику надо использовать, если вы не можете «забраться» на гору сидя в седле, если вы чувствуете в себе силы нагнать соперника или просто надо на не продолжительный срок сменить позу. При данной технике стойте на педалях низко насколько возможно.
Вы должны прилагать ваш вес главным образом к заднему колесу. Не используйте чрезмерно низкую передачу, иначе вы непременно забуксуете на первом же препятствии или будете тратить вашу энергию в пустую.
При изменении положения от положения сидя — к положению стоя, убедитесь, что переключились на более высокую передачу, которая позволит прикладывать больше силы. Езда на низкой передаче в положении стоя приведет к тому, что вы будете тратить впустую слишком много энергии.
Дополнительное усилие при положении стоя достигается техникой «pulling»: чтобы вложить большее усилие в каждый оборот педалей используйте ваши руки, чтобы приблизить ваше тело к рулю. Это поможет вашей ноге в нажатии на педаль, добавляя, таким образом, больше мощи к нажатию на педаль.
Но все же — поддерживайте положение сидя максимально долго (даже если вы использовали самую низкую передачу), вставание (техника «танцовщица») только утяжелит обеспечение необходимой тяги, требуемой для езды в гору.
Также пробуйте чередовать ваше положение при длительной езде на велосипеде (или при затяжном подъеме) — начните сидя, и по мере подъема, аккуратно переключайте на более высокие передачи и переходите в положение стоя. В каждом положении используется различный набор мускулов, таким образом, чередование между этими двумя положениями, дает вашим мускулам отдых.
В-четвертых — не напрягайтесь 😉 Будьте расслаблены. Чтобы сохранить энергию, всегда оставайтесь расслабленными. Не делайте напряженным ваше лицо и верхнюю часть тела на подъеме.
Держите все свободным, чтобы экономить энергию. Концентрируйтесь на дыхании, и поддерживайте ритм глубокого и устойчивого дыхания. Это будет препятствовать появлению одышки.
Не хватайтесь мёртвой хваткой за руль, согните руки в локтях, расслабьте туловище.