кадетские классы в школах москвы что это
Из обычных школьников — в военные музыканты: чему учатся в кадетских классах
Ученики московской общеобразовательной школы № 1770 в районе Нагатинский Затон не похожи на обычных учеников. Они носят кадетскую форму, осваивают духовые инструменты, играют в настоящем оркестре и могут стать военными музыкантами. Параллельно с учебой они участвуют в многочисленных культурных мероприятиях.
Как учатся кадеты, чем они отличаются от других школьников и кем становятся после окончания школы — расскажет mos.ru.
Из Кремля на урок
Коридоры школы встречают непривычной тишиной. Никто не дерется, не кричит и не бегает. И причина не только в дисциплине. За день до этого дети выступали в составе оркестра на кадетском форуме в Кремле и по домам разъехались поздно вечером. Но утром все равно пришли к первому уроку. К поблажкам здесь не привыкли.
«Учиться у нас интересно, но трудно, — рассказывает учитель химии, куратор проекта «Кадетский класс в московской школе» Ирина Орлова. — Дети знают понятия “должен” и “обязан”. Мы не спрашиваем: “Ребята, кто хочет поехать?” Мы приходим и говорим: “Завтра мы едем”».
На форуме выпускница школы № 1770 Любовь Куприянова получила благодарственное письмо Мэра Москвы за отличную учебу и активное участие в общественной жизни. Сейчас она учится на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, планирует стать экстремальным психологом. Такие специалисты помогают людям, находящимся в экстренной ситуации, например в местах катастроф.
«Хочу быть военным»
Подрастает уже другое поколение. Ученик девятого класса Алексей Зунин играет на валторне, гитаре и ударных, занимается самбо и строевой подготовкой, учит английский, увлекается стрельбой.
«В пять лет я решил, что хочу быть военным. И решения своего с тех пор не поменял, — рассказывает Алексей. — Мне очень нравилась форма, романтика этой профессии, я посмотрел много фильмов о работе военных и спасателей. В кадетском классе в этой школе училась моя подруга. Поэтому в 10 лет я решил, что хочу поступать сюда».
Родители Алексея работают в сферах, никак не связанных с армией и госслужбой, однако перечить желанию сына не стали. Теперь все решения, связанные с образованием, молодой человек, по его словам, принимает сам. Каждый день после уроков он занимается в различных секциях. Репетиции оркестра могут проходить в выходные дни и во время каникул. Зато юные музыканты имеют возможность принять участие в различных фестивалях и посетить другие города и страны.
Алексей уже побывал во Франции, Германии и Белоруссии с оркестром и строевой группой. В будущем он планирует служить в армии по контракту. Куда именно будет поступать — еще не решил. Пока рассматривает варианты — пойти в военно-музыкальное училище, академию МЧС или Военный университет. Такое количество возможностей не пугает, как и вероятность переезда в другой город.
«Есть выбор — это хорошо. Хуже, когда выбора нет. Один мой друг поступил в училище во Владивостоке. Я тоже не против посмотреть Россию, это интересно», — говорит Алексей Зунин.
От рассвета до заката
Кадетские классы отличаются тем, что ученики здесь заняты с утра до вечера. В школе № 1770 день начинается в 08:45 с построения. Потом идут обычные уроки, после обеда — дополнительные задания и репетиции. Домой дети уходят в шесть-семь вечера. Притом что многие живут не рядом со школой.
У учеников есть возможность посещать музыкальные репетиции, тренажерный зал, спортивные секции, тир, занятия по строевой подготовке. Для школьников проводятся образовательные мероприятия в рамках сотрудничества с вузами и колледжами. Кадеты посещают занятия по робототехнике в Российском технологическом университете — МИРЭА и информатике в инновационном центре «Сколково», посещают Академию государственной противопожарной службы МЧС России, учатся на курсах по оказанию медицинской помощи, имеют возможность изучать автодело, чтобы в 18 лет получить водительские права.
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации проводит для кадет специальные конкурсы и олимпиады. Победителей награждают путевками в Международный детский центр «Артек». Недавно школа начала сотрудничество с Московским государственным лингвистическим университетом. Кадет будут обучать профессии военного переводчика.
Ученики также посещают городские мероприятия, принимают участие в различных церемониях, парадах, исторических реконструкциях.
Гендерный подход
Кадетский корпус в школе на Коломенской набережной был создан в 2003 году. Классы для девочек появились в 2010-м. Сегодня в школе № 1770 много кадетских классов. С пятого по 11-й класс в параллели открыто по одному классу для девочек и по одному-два — для мальчиков. Всего в учреждении учатся около 400 кадет. В старших классах на предпрофильных занятиях мальчики и девочки учатся вместе.
«Мальчики спокойнее относятся к критике, — отмечает Ирина Орлова. — Девочки, когда у них что-то не получается, могут уйти в себя, расстроиться, стесняться. К ним нужен другой подход».
В школе нет привычных классных руководителей. Классы курируют офицеры-воспитатели. Это военные в разных званиях — капитаны, полковники, подполковники, офицеры внутренней службы. Они ведут занятия по ОБЖ и строевой подготовке.
Часть учеников — представители военных династий. Но их не так много. Среди мальчиков велик процент детей из неполных семей, которым не хватает мужского воспитания. Много и тех, чьи родители работают полный день и не имеют возможности самостоятельно возить ребенка на внешкольные занятия.
Не только военные
Как правило, чтобы стать военным музыкантом, нужно поступать в училище после девятого класса. В этом возрасте еще не все готовы решить этот вопрос. Некоторые уходят на учебу в коллежи и воспитанниками в военные училища. Однако большинство предпочитает доучиваться до 11-го класса.
После сдачи основного государственного экзамена кадет распределяют по профилям: естественно-научному (биология, химия, экология), физико-математическому (математичка, физика, информатика) или социально-гуманитарному (экономика, литература, история). Кадетская составляющая обучения сохраняется. Старшеклассники посещают строевые занятия, принимают участие в парадах, занимаются музыкой.
В классах в среднем по 25 человек. До четверти из них выбирают карьеру военных.
«Ежегодно наши выпускники поступают в престижные вузы: Академию Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московскую академию Следственного комитета Российской Федерации, Академию государственной противопожарной службы МЧС России. Цели, чтобы все стали военными, у нас нет», — говорит Ирина Орлова.
Девушки нередко поступают в медицинские и технические вузы, где нужно профильное знание физики, математики, других точных предметов. Среди выпускников есть и представители творческих профессий.
Здоровье, ритм и мотивация
Для желающих поступить в кадетский класс есть два важных условия: хорошие и отличные оценки и основная группа здоровья. Остальное решается по результатам собеседования. Обычно в кадетские классы поступают после четвертого класса. Педагоги проверяют у ребенка чувство ритма и решают, на каком музыкальном инструменте он сможет играть в зависимости от данных и желания. Малыши обязательно учатся играть на фортепиано и посещают хор, но в течение первого полугодия начинают осваивать духовые инструменты. На Новый год они уже дают свой первый концерт.
Быть учеником музыкальной школы вовсе не обязательно. Начать обучаться музыке в 10 лет еще не поздно, считают педагоги.
Выпускники кадетских классов дисциплинированны, умеют планировать свое время. Ведь уже с 10–11 лет они учатся распределять свои силы между учебой, репетициями, концертами и другими занятиями.
Особенно непросто приходится пятиклашкам. Им очень тяжело переключиться с привычного режима, когда после обеда ты можешь играть или смотреть телевизор до вечера, и перейти к напряженному графику, отказаться от гаджетов. Конечно, это подходит не всем.
«Если ребенок плохо ведет себя, не слушается, мы работаем с родителями. Однако если для него стресс надевать форму, идти куда-то на весь день… Бывают случаи, когда ребенка приходится забирать. Некоторые потом возвращаются. Наша главная задача — ребенку не навредить», — отмечает Ирина Орлова.
Я в кадеты бы пошел: какие они — дети в форме
Первый московский кадетский корпус в этом году отпразднует юбилей — 240 лет со дня основания. Кадетскую форму этой школы, видел, пожалуй, каждый житель столицы, ведь эти дети (сейчас их 1337) — постоянные участники московских праздников, парадов и концертов, шествий и фестивалей. А еще они победители и призеры многочисленных олимпиад, абитуриенты, а после и студенты ведущих вузов страны. О том, что на самом деле представляет собой кадетство и почему корпус на самом-то деле не уменьшенная модель армии, рассказал mos.ru директор Первого московского кадетского корпуса Владимир Крымский.
Профиль — кадетство
— Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, что такое Первый московский кадетский корпус?
— Московский кадетский корпус — образовательное учреждение, дающее современное кадетское воспитание. Конечно, у него есть отличия от обычной школы. Кадеты — это не школьники, они живут, учатся и воспитываются здесь. У них абсолютно другой уровень минимальных результатов. Мы, например, считаем, что кадеты не имеют права учиться на тройки. И если для всех обычных школ очень важна высшая планка, которую достигают их выпускники, то для нас очень важна низшая, стартовая, которая точно выше, чем у всех школ Москвы.
— Получается, что все-таки кадеты отличаются от обычных школьников?
— Так сказать нельзя, это обычные дети, такие же, как во всей стране. Поймите, есть гражданские школы, где основным профилем является, условно говоря, медицинский класс. Но мы же не задаем себе вопрос: а чем же дети из медицинского класса отличаются от детей не из медицинского класса? Нет. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, чем отличаются дети. Дети не отличаются ничем.
Школа для мотивированных детей
— Расскажите, как стать воспитанником вашего кадетского корпуса?
— Для начала на официальном сайте надо прочитать условия приема, там все расписано. Поступить сюда несложно, все у нас очень прозрачно. Все испытания проходят на базе Московского центра качества образования. Мы никаких экзаменов не устраиваем. Но в этом году мы принимаем только седьмой класс.
— Почему с седьмого класса? Возраст более подходящий?
— Это возраст, когда ребенок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребенка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.
Воспитанием, а не маршами
— Есть ли какие-то дополнительные предметы, которые изучают ваши ребята, кроме общей школьной программы?
— Надо понимать, что такое школьная программа и что такое внеклассное время. Школьная программа одинакова во всех школах России за редким исключением: у кого-то больше математики, у кого-то больше физики, у кого-то — русского языка и так далее.
А вот что в школе происходит после обеда — вопрос другой. У нас во внеучебное время ребята занимаются робототехникой, авиамоделированием, пилотажной подготовкой на тренажерах. Много спортивных секций: самбо, плавание, дзюдо, гимнастика и так далее.
Есть один час в неделю строевой подготовки, один час в неделю огневой подготовки. Все остальные воинские предметы — это в лагере, который проходит летом и зимой.
— Это довольно сильно отличается от того образа, который складывается у людей, не знакомых с кадетством. Чаще всего кадетские корпуса представляются маленькой армией. Это не так?
— Когда о кадетских корпусах думают, будто это место, где все ходят строем, кричат «Ура!» и колют штыком, нас это обижает. На самом деле задача образовательной организации — дать знания.
Дисциплина как таковая кадетам не нужна, им нужно воспитание. Для того чтобы кадет был нормальным гражданином, он должен быть воспитан, а не просто замордован строем, командами. Вот эта позиция сегодня реализуется в корпусе. Наша задача — выпустить кадета, блестяще образованного, прекрасно воспитанного и физически совершенного.
От учителя к ученику
— Высокие результаты, которые требуют от ребят, зависят и от качества преподавания. Владимир Яковлевич, расскажите про учительский состав, что за люди у вас работают?
— Безусловно, мы предъявляем очень жесткие требования к отбору учителей, намного жестче, чем к отбору кадет. Есть учителя, которые работают в корпусе уже десятилетия, это основа нашего педагогического коллектива. Есть молодые учителя, хорошо вписавшиеся в коллектив педагогов. Мы стараемся соблюсти баланс между опытными и молодыми преподавателями.
— А как проводится конкурс на должность учителя в Первом московском кадетском корпусе?
— Они должны пройти специальное тестирование в Московском центре качества образования по своему предмету, и плюс у нас здесь несколько ступеней отбора. Как правило, на одно освободившееся место претендуют до десяти учителей. У учеников конкурс при поступлении пять — семь человек на место.
— Конкурс среди учеников тоже не маленький, почему кадетский корпус так популярен?
— Наверное, это связано с общим подъемом патриотического сознания в России. Но на самом деле причин много. Конечно, часть родителей заинтересована в том, чтобы ребенок находился в серьезной воспитательной среде. Порой родители просто перекладывают ответственность на корпус. Очень много опекаемых детей, много сирот, много ребят, оставшихся без попечения, попавших в трудные жизненные ситуации.
Работа на результат
— Задача воспитать гармоничную личность решается успешно? Есть ли у ваших учеников результаты, которыми можно гордиться?
— Мы считаем приемлемым результатом, когда наши ребята поступают на бюджетные отделения самых лучших вузов самостоятельно, за счет своих знаний. Например, у нас реализуется проект «Всем классом в МАИ» — в следующем году целый класс будет поступать в этот университет. Один класс будет поступать в Университет имени Кикотя МВД. Задача главная — даже не баллы на ЕГЭ набрать, главная задача — поступление.
Что касается олимпиад, у нас есть и победители, и призеры предметной Всероссийской олимпиады, есть победители олимпиады по профессиональному мастерству. Сейчас ждем результатов заключительного всероссийского этапа.
— А много ли учеников поступает в высшие учебные заведения, связанные армией и силовыми структурами?
— Их намного больше, чем тех, кого привлекают гражданские вузы. У нас 80 процентов поступают в строгом соответствии с профилем. Но нужно понимать, что сегодня в корпусе есть не только военный профиль. У нас есть инженерный профиль МАИ, есть социально-правовой и множество других. Нет такого, что все учатся одинаково и все идут в армию. Каждый выбирает направление, последние два года занимается по нему и поступает в соответствии с этим профилем.
Кадетское движение получило новый импульс к развитию в 2014 году, когда в столице к 70-летию Великой Победы в общеобразовательных школах было открыто 70 кадетских классов. Сейчас кадетскую форму в Москве носят более 15 тысяч детей. В активе московских кадет за прошлый учебный год 29 побед и призовых мест во всероссийских олимпиадах. 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 ученика — российского уровня, 1012 человек — городского уровня. В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в вузы. 65 процентов получили студенческие билеты высших учебных заведений Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.
Кадетские классы: дети в форме
В первый день нового учебного года многие обратили внимание на то, что среди разноцветно одетых шумных школьников на линейке появились дети в черной военной форме, с аксельбантами и красными погонами, на которых написаны две буквы «КК», они пришли строем и вели себя непривычно дисциплинировано. Кадетские классы и школы были, конечно, и до этого года, но не в таком количестве. По данным Минобрнауки России, их число за последний год возросло в полтора раза. Только в Москве в этом учебном году специальные классы были открыты в 116 школах, и, как говорят, попасть туда не так и просто — несмотря на то, что нагрузка в таких классах гораздо выше, чем в общеобразовательных, и учебный день длится до вечера: после уроков кадеты чеканят шаг, занимаются спортом, стреляют в тире и учатся вальсировать. Неужели среди подрастающего поколения началась мода на военных?
Для того чтобы разобраться, что такое кадетское образование и зачем туда отдавать ребенка, важно понять, что существуют разные формы кадетства. Первый тип — это кадетские корпуса, которые подчиняются Министерству обороны. Учреждения этого типа подразумевают полный пансион, домой ребенок может попасть только в увольнительные, а в основе учебной программы — приказы Министерства обороны. Как правило, обучение здесь раздельное. Самые классические примеры — Суворовское училище или Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Второй тип — кадетские школы, которые подчиняются департаменту образования, то есть, по сути, общеобразовательные учреждения, где дети наряду с общими предметами изучают дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму и живут по определенному распорядку. В таких школах может быть интернатная система проживания, а дети могут приходить каждый день домой. Такие школы бывают смешанные, а бывают раздельные. Набор туда ведется в 1-й или 5-й класс.
Форма обязывает, звание кадета обязывает
Как правило, набор в кадеты ведется с 7 класса, но есть школы, где кадетское образование начинается еще в 5 классе. Классы бывают смешанные, а бывают только для мальчиков или для девочек. Для того чтобы стать кадетом, ребенок должен быть здоров и неплохо учиться — нагрузки в классах огромные, и физические, и образовательные.
Понятно, что такая жизнь подходит далеко не каждому ребенку и не каждой семье. И дело тут даже не в нагрузках, а в том, что, учась в обычной школе, дети живут, практически, военной жизнью. Кадеты всегда ходят в форме: хоть ее и разработано три комплекта — повседневная, парадная и полевая, — но все равно это строгая униформа, исключающая любые проявления индивидуального стиля. Родители пишут на форумах, что даже обувь, как правило, покупают черную, одинаковую для всего класса. Во-вторых, всюду ходят строем: их день начинается с построения и заканчивается строевой подготовкой.
Но главное, военное воспитание — это особый вид мышления. Есть шанс, что добившись успеха в строевой подготовке, ребенок перестанет находить общий язык со сверстниками, да и с семьей.
Тем не менее недостатка в желающих попасть в кадетские классы нет. Правда, как правило, такое решение принимают родители. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, если есть цель и дальше получать военное образование, но нет достаточной мотивации, чтобы бросать общеобразовательную школу и переходить в кадетский корпус. Во-вторых, кадетские классы выбирают семьи, которые хотят, чтобы их дети воспитывались в патриотическом ключе, и те, кто мечтает о «мужском воспитании». Вот, например, что пишет на родительском форуме мама, отдавшая своего сына-семиклассника в кадеты: «У нас такой конкурс был огромный. Все хотят, чтоб из мальчиков мужчину сделали, чтоб маменькиным сынком не стал, дисциплину привили».
В-третьих, в кадетский класс с его строгой дисциплиной идут дети, которые сами привыкли к порядку, и обычная школьная атмосфера им мешает. «Я тоже думаю о том, чтобы перевести сына в кадетский класс, — рассказывает Ольга про своего сына, который сейчас учится в обычном 4-м классе. — У меня мальчик усидчивый, правильный, а другие дети — хулиганы. Хочу, чтобы не было дурного влияния».
Ну и, наконец, обратный случай — самый парадоксальный, но при этом самый распространенный тип кандидата в кадетский класс — ребенок, которому нужны строгие рамки и контроль. «Моему мальчику нужна строгая дисциплина. Мы работаем целый день, не можем его контролировать, а он приходит из школы и целый день слоняется по улице или играет в компьютер. А здесь я знаю, что он целый день под присмотром и занимается делом».
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Кадетские классы в школах Москвы
Начиная с 2014 года и в обычных общеобразовательных школах появились профильные кадетские классы. В рамках такого профиля школьников готовят к военной службе в высших учебных заведениях. У каждого класса есть возможность выбрать один предмет для углубленного изучения, второй профильный предмет – история России – обязателен.
◑ Список кадетских школ и классов Москвы.
Кадетские школы-интернаты
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа-интернат № 5 «Преображенский кадетский корпус»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа-интернат № 11 «Московский дипломатический кадетский корпус»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа-интернат «Навигацкая школа»
II. Общеобразовательные организации с кадетскими классами (по округам)
Северный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1474»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1631»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2100»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр образования «Бескудниковский»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 167 имени Маршала Л.А. Говорова»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением французского
языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных
предметов №1794»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа № 1702 «Петровский кадетский
корпус»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1784 «Кадетская школа имени генерала
армии В.А. Матросова»
Северо-западный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1874»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Курчатовская школа»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2097»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1571»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1619 имени М.И. Цветаевой»