кадровая комиссия что это
Кадровая комиссия что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указ Президента РФ от 10 ноября 2020 г. № 688 “О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах”
В целях совершенствования кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах постановляю:
1. Преобразовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах.
3. Назначить председателем Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах помощника Президента Российской Федерации Серышева А.А.
4. Председателю Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах представить в установленном порядке предложения по кандидатурам для включения в состав Комиссии.
5. Внести в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1382 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 49, ст. 5922; 2011, N 4, ст. 572; N 35, ст. 5064; 2012, № 32, ст. 4485; 2013, № 49, ст. 6399; 2014, № 30, ст. 4286; 2015, № 10, ст. 1507; 2016, № 50, ст. 7077; 2018, № 31, ст. 4991; 2019, № 8, ст. 765; 2020, № 1, ст. 7; № 41, ст. 6395), изменение, заменив в подпункте 5 пункта 4 слова «Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах» словами «Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах».
6. Признать утратившими силу:
пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31, ст. 4713);
пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. № 284 «О внесении изменений в Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, и в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 г. N 977» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3508).
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
10 ноября 2020 года
№ 688
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 10 ноября 2020 г. N 688
Положение
о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Основными задачами Комиссии являются:
а) рассмотрение представлений Генерального прокурора Российской Федерации и руководителей правоохранительных органов, подготовка предложений Президенту Российской Федерации о назначении лиц, претендующих на замещение высших должностей в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, продлении срока полномочий прокурорских работников, заключении контрактов о прохождении военной службы (службы) сверх установленного предельного возраста пребывания на военной службе (службе), продлении срока федеральной государственной гражданской службы сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации;
б) рассмотрение материалов, характеризующих кандидатуры для назначения на должность в прокуратуре Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
в) оценка служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, а также лиц, замещающих высшие должности в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
г) рассмотрение иных вопросов кадрового обеспечения деятельности прокуратуры Российской Федерации и правоохранительных органов.
5. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также от должностных лиц и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;
б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также представителей организаций и учреждений;
в) рассматривать вопросы, связанные с проведением внеочередной аттестации лиц, замещающих высшие должности в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах.
6. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и члены Комиссии, которые принимают участие в ее деятельности на общественных началах.
7. Председатель Комиссии назначается Президентом Российской Федерации.
8. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.
9. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии либо по его поручению заместитель председателя Комиссии.
10. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
11. Заседания Комиссии проводятся, как правило, один раз в месяц.
12. Кадровые вопросы в отношении лиц, претендующих на замещение высших должностей в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, а также в отношении лиц, замещающих высшие должности в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, рассматриваются Комиссией, как правило, без личного присутствия таких лиц.
В исключительных случаях по решению председателя Комиссии лица, претендующие на замещение высших должностей в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, а также лица, замещающие высшие должности в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, могут приглашаться на заседания Комиссии.
13. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.
14. Решения Комиссии принимаются отдельно в отношении каждого лица, претендующего на замещение высшей должности в прокуратуре Российской Федерации или правоохранительном органе, а также в отношении каждого лица, замещающего высшую должность в прокуратуре Российской Федерации или правоохранительном органе.
15. По результатам заседания Комиссией принимается одно из следующих решений:
а) рекомендовать для назначения на должность;
б) рекомендовать для прохождения службы на должности с меньшим объемом полномочий или на нижестоящей должности;
в) рекомендовать продолжить службу в ином подразделении (органе или организации) на другой, в том числе нижестоящей, должности;
г) не рекомендовать для назначения на должность;
д) рекомендовать продлить срок полномочий;
е) не рекомендовать для дальнейшего прохождения службы и рекомендовать к освобождению от занимаемой должности;
ж) рекомендовать к увольнению с военной службы высших офицеров;
з) рекомендовать заключить контракт о прохождении военной службы (службы) сверх установленного предельного возраста пребывания на военной службе (службе);
и) рекомендовать продлить срок федеральной государственной гражданской службы сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации;
к) рекомендовать направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для проведения консультаций материалы, характеризующие кандидатуры для назначения на должность в прокуратуре Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
16. Комиссия может принимать иные решения по вопросам кадровой политики, относящимся к ее компетенции.
17. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии и ответственным секретарем Комиссии.
18. По результатам работы Комиссии председатель Комиссии докладывает Президенту Российской Федерации о принятом решении.
19. При необходимости оперативного решения вопросов, касающихся назначения на высшие должности в прокуратуре Российской Федерации и правоохранительных органах, допускается принятие решения председателем Комиссии с последующим информированием членов Комиссии.
20. Подготовку материалов для заседаний Комиссии, проектов соответствующих указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, контроль за своевременным исполнением принятых Комиссией решений, а также организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.
Обзор документа
Комиссию при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах решено преобразовать в Комиссию при Президенте РФ по вопросам кадровой политики в прокуратуре и правоохранительных органах. Определен порядок деятельности последней. Уточнен порядок работы Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров.
Кадровая комиссия что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Российской академии наук от 6 декабря 2017 г. N 10105-965 «Об утверждении Положения о Кадровой комиссии президиума РАН»
Утвердить Положение о Кадровой комиссии президиума РАН (приложение).
Президент РАН академик РАН | А.М. Сергеев |
Приложение
к распоряжению РАН
от 6 декабря 2017 г. N 10105-965
Положение о Кадровой комиссии президиума РАН
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, уставом РАН, постановлениями президиума РАН и распоряжениями РАН, Соглашением о сотрудничестве между Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук от 10 сентября 2014 г., Регламентом взаимодействия Федерального агентства научных организаций и федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» по согласованию и утверждению кандидатур на должность руководителя научной организации», утвержденным 3 октября 2014 г., Регламентом взаимодействия Федерального агентства научных организаций и федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» по вопросам развития и совершенствования кадрового потенциала и введения в научных организациях, подведомственных ФАНО России, должности руководителя научного направления и (или) должности научного руководителя научной организации и возложения временного исполнения обязанностей руководителя научной организации, утвержденным 28 апреля 2016 г., а также настоящим Положением.
3. Председатель и состав Комиссии утверждаются президентом РАН сроком на пять лет.
В состав Комиссии включаются представители отделений РАН по областям и направлениям науки и региональных отделений РАН, главный ученый секретарь президиума РАН (по должности), начальник Управления кадров РАН (по должности) и другие члены Комиссии по представлению председателя Комиссии.
Отделение представляет в состав Комиссии академика-секретаря отделения РАН или председателя регионального отделения РАН (по должности) либо члена бюро отделения РАН или президиума регионального отделения РАН на основании решения бюро отделения РАН или президиума регионального отделения РАН соответственно.
В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель(ли) председателя Комиссии, секретарь Комиссии и члены Комиссии.
4. Комиссия осуществляет следующие функции:
организует процедуру согласования отделениями РАН и региональными отделениями РАН кандидатур на должности руководителя и (или) научного руководителя научной организации, находящейся в ведении ФАНО России, в рамках осуществляемого отделениями РАН и президиумом РАН научно-методического руководства научными организациями;
с учетом мнения отделений РАН готовит предложения президиуму РАН по вопросам согласования кандидатур на должности руководителя и (или) научного руководителя научной организации, находящейся в ведении ФАНО России;
разрабатывает предложения по подготовке и изменению регламентов взаимодействия РАН и ФАНО России по вопросам, находящимся в пределах ее компетенции;
выполняет иные поручения президента РАН и президиума РАН по вопросам, находящимся в пределах ее компетенции.
5. Председатель Комиссии или, по его поручению, заместитель председателя Комиссии:
осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;
координирует работу членов Комиссии и привлекаемых специалистов и экспертов;
проводит заседания Комиссии.
организуют в пределах своей компетенции выполнение решений Комиссии;
вносят предложения по рассмотрению Комиссией отдельных вопросов по предмету ее деятельности;
организуют в отделениях РАН, представителями которых они являются, процедуру согласования кандидатур на должности руководителя и (или) научного руководителя научных организаций, находящихся под научно-методическим руководством отделения РАН, и представляют Комиссии материалы по результатам согласования кандидатур;
участвуют в подготовке предложений по содержанию регламентов взаимодействия РАН и ФАНО России по вопросам, находящимся в пределах компетенции Комиссии;
подготавливают проекты решений и рекомендации по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Комиссии.
7. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в два месяца либо по мере необходимости.
Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство ее членов.
8. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием членов Комиссии, если иное не предложено ее членами.
Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии.
При принятии решения в случае равенства голосов членов Комиссии право решающего голоса имеет председатель Комиссии или заместитель председателя Комиссии в случае его отсутствия.
10. Подготовку заседаний Комиссии по поручению председателя Комиссии или заместителя председателя Комиссии организует секретарь Комиссии, который:
не позднее, чем за три рабочих дня до даты проведения заседания Комиссии информирует ее членов о дате и времени его проведения, а также обеспечивает их необходимыми материалами;
осуществляет делопроизводство Комиссии;
предоставляет членам Комиссии информационные материалы по рассматриваемым вопросам;
ведет протоколы заседаний и направляет копии протоколов заседаний Комиссии в Управление кадров РАН для подготовки проектов постановлений президиума РАН.
11. Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление кадров РАН.
12. В течение трех рабочих дней после принятия президиумом РАН постановления о согласовании кандидатур на должность руководителя или научного руководителя научной организации, находящейся в ведении ФАНО России, Управление кадров РАН направляет в ФАНО России соответствующее постановление президиума РАН.
Обзор документа
Утверждено положение о Кадровой комиссии президиума РАН.
Председатель и состав комиссии утверждаются президентом РАН сроком на 5 лет.
Определены функции комиссии. В частности, она организует процедуру согласования кандидатур на должности руководителя и (или) научного руководителя научной организации ФАНО России. Комиссия разрабатывает предложения по подготовке и изменению регламентов взаимодействия РАН и ФАНО России.
Заседания проводятся не реже 1 раза в 2 месяца либо по мере необходимости.
Решения принимаются открытым голосованием и оформляются протоколами.
Новости
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС, заявил, что ежегодно президентской кадровой комиссией отклоняется в среднем 15–20% кандидатов в судьи. Основные причины отказов: представление неверных сведений о доходах, конфликт интересов и нарушения закона о статусе судей и Кодекса судейской этики.
Лебедев рассказал, что за последние четыре года ВККС рассмотрела 2238 заявлений от претендентов на судейские должности, ККС субъектов – 25 373 заявления. Рекомендации получили 73,5% кандидатов, то есть 1649 и 16 624 человек соответственно.
При этом, по словам Лебедева, кадровая комиссия при президенте каждый год отклоняет 15–20% претендентов, уже прошедших через фильтр квалифколлегий. Около трети из них «срезаются» на том, что предоставили неверные сведения о доходах – своих или родственников, причем не нарочно, а по ошибке, неверно заполнив анкету. «Когда решается вопрос о назначении, большая часть [президентской] комиссии полагает, что, если судья претендует на более высокую должность, то он не имеет права не заполнить анкету правильно. Если заполнил неправильно, то зачем работать судьей?» – спросил Лебедев, добавив, что такая ситуация повторяется из года в год. Глава ВС попросил председателей ККС проверять не только количество подаваемых документов, но и качество. «Если вас устраивает, то пусть все так и остается, но это неправильный подход», – считает глава ВС. Он предложил председателям квалифколлегий подумать об увеличении числа сотрудников аппаратов, которые займутся проверкой документов, и пообещал, в случае необходимости, обсудить с Судебным департаментом вопрос финансирования.
Кроме того, по словам Лебедева, претенденты часто не указывают имущество супругов или близких родственников. «Кандидат нередко говорит, что не знал об имуществе. Чтобы это не было для него откровением, при подготовке документов надо спросить у супруги или супруга, попросить рассказать все, чтобы не попасть в неудобную ситуацию. А ККС при приеме документов нужно уточнить у претендента, все ли он указал», – отметил глава ВС, посоветовав учить судей и будущих служителей Фемиды правильно заполнять документы.
Еще одна причина, по которой кандидаты могут быть отсеяны, – возможный конфликт интересов (21% отказов в 2016 году). «Если в производстве находится дело или поступает дело с организацией, где работает родственник, или знакомые проходят по этому делу в качестве стороны, то всегда было правило – либо меняешься с коллегами, либо докладываешь главе суда, а сейчас десятки дел рассматривают сами, не смущаясь», – констатировал Лебедев. О конфликте интересов говорил и начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, который отметил, что зачастую кандидаты ничего не предпринимают для урегулирования ситуации (см. «Президент отклоняет каждого четвертого кандидата в судьи»). Съезд судей в декабре прошлого года отменил п. 4 ст. 9 Кодекса судейской этики, запрещающее судьям рассматривать дела с участием организаций, где работают близкие родственники, однако злоупотрелять этим, по мнению главы ВС, все равно не стоит (см. «Судьи намерены исключить из Кодекса судейской этики положения о конфликте интересов»).
Среди других причин отклонения кандидатов в судьи Лебедев назвал нарушение закона о статусе судей и кодекса судейской этики, плохое качество работы, нарушение сроков рассмотрение дел и волокиту. Глава ВС отметил, что с целью устранения ошибок в работе ККС ВС в прошлом году утвердил обзор практики рассмотрения дел Дисциплинарной коллегией.
Начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, выступая сегодня на семинаре-совещании глав региональных ККС, рассказал, что с момента рекомендации до назначения судьи проходит 9 месяцев, а должность получают лишь 3/4 претендентов.
По словам Федорова. в основном заявления судей отклоняют из-за большого количества кандидатов на альтернативной основе (когда ККС рекомендует на одну должность нескольких претендентов), проблем, связанных с конфликтом интересов, несоблюдением требований антикоррупционного законодательства, а также некорректного представления сведений о себе и о ближайших родственниках.
Федоров обратил внимание и на длительный процесс рассмотрения заявок – по оценке службы кадров, с момента подачи заявки и до подписания указа проходит около 9 месяцев. «Для примера, сложнейшая процедура формирования Госдумы занимает 4 месяца», – отметил Федоров, добавив, что процедуру стараются оптимизировать, и уже сейчас дольше четырех месяцев рассматриваются материалы лишь на 24% от общего числа кандидатов.
Все это происходит, по словам Федорова, из-за дополнительных проверочных мероприятий. «Качество работы ККС напрямую влияет на сроки вынесения решений по кандидатам», – подчеркнул начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров.
Федоров также рассказал, что с 2014 года почти в два раза сократилось число кандидатов, представляемых на альтернативной основе, улучшается также ситуация с декларированием сведений о доходах. «В 2015 году недостоверных деклараций было 34%, в 2016 году стало 23%», – отметил он, добавив, что еще одной из главных причин для отклонения кандидатов является возможный конфликт интересов.
В 2015 году из-за потенциального конфликта интересов было отклонено 22% заявлений, в прошлом году – 16%. Если тут ситуация улучшается, что иначе обстоит дело с урегулированием конфликта интересов, отметил Федоров. По его словам, число отклоненных кандидатов, не представивших такие сведения, выросло с 68% до 80%.
В Администрации президента рассказали, почему отклоняют кандидатов в судьи
Александр Отводов начал свое выступление со статистики. В 2020 году она не сильно отличалась от прошлогодней: назначения получили 75% заявленных кандидатов, 15% отозвали свои кандидатуры, а еще 10% не прошли президентский фильтр.
Желающие стать судьями проходят несколько стадий отбора.
Наибольший объем проверок приходится на квалификационные коллегии, то есть на «внутреннюю» проверку со стороны самого судейского сообщества. Однако тем, кому повезло получить добро от коллег, предстоит преодолеть еще одно препятствие – это так называемый президентский фильтр. Это комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте.
В последние годы именно на этом этапе отсеиваются кандидаты, которые ранее уже были рекомендованы на должности региональными квалифколлегиями.
Большинство назначенных судей – женщины (74%), они же составляют большую часть назначенных зампредов (64%).
На позициях председателей больше оказалось мужчин, но разрыв незначительный: 57% против 43%.
Откуда приходят в суды
Каждый второй судья из числа назначенных впервые приходит из аппарата суда. Каждый третий – 33% – до назначения работал мировым судьёй.
Только 12% кандидатов приходят на судебную работу из смежных юридических областей. Большинство из них – это прокуроры (5%).
Традиционный интерес вызывает вопрос, становятся ли судьями адвокаты, заметил Отводов. С 2019 года в АП насчитали только четыре подобных случая.
Более значимые сведения о кандидатах, не занявших судейское кресло (учитывая тех, кто сам отозвал свою кандидатуру), – каждый четвертый представленный.
Почему фильтруют судей
Кодекс судейской этики требует от судьи быть честным. Того же от него ждут и при подготовке анкет, которые в итоге попадают на рассмотрение главы государства, отметил Отводов. На практике каждый пятый судья, кандидатуру которого отклонили, умолчал о каких-либо значимых для его вопроса обстоятельствах. Это, по словам представителя АП, могут быть как намеренные или умышленные искажения информации, так и неполные сведения. Например, о родственниках-учредителях или участниках юрлиц. Перерывы в трудовой деятельности с указанием причин, по которым судья не работает, также следует указывать в анкете, предупредил он.
Другое обстоятельство, о котором часто молчат судьи, – факты о привлечении к уголовной ответственности родственников. Распространены случаи неуказания прошлых или снятых нарушений о привлечении к дисциплинарной ответственности. Подобные сведения, отметил Отводов, нужно указывать за весь период работы.
Иногда в анкетах встречаются ошибки, близкие к курьёзным, рассказал представитель АП. Например, ошибка в годе рождения собственного ребенка. Но такие недочеты заставляют усомниться в квалификации кандидата и его пригодности к судебной работе.
В целом качество анкет, которые поступают в АП, растет. Большинство недостатков устраняют вовремя.
Конфликт интересов вошел в практику
Вопрос о конфликте интересов стал постоянной составляющей работы с анкетами судей. Взгляд на этот вопрос за последние четыре года существенно изменился, отметил Отводов. Раньше профилактика конфликта интересов еще не была осознана как часть повседневной реальности судебной работы, ставилась под сомнения подобная правовая конструкция. Сейчас же и у судей, и у квалифколлегий появилось понимание важности таких требований. Отводов отдельно выделил то, что в таких вопросах важно отказаться от формального отношения. Он акцентировал внимание на важности не допускать рассмотрение дел с участием организаций, в которых работают родственники судей.
Другая проблема, с которой сталкиваются кандидаты, – воинская обязанность. Здесь, отметил Отводов, учитывается характер действий кандидата в период, когда его должны были призвать в армию. При этом представитель АП подчеркнул, что работу мирового судьи или службу в прокуратуре с продолжением работы там же не стоит рассматривать как уклонение. Рекомендация возможна. Если же кандидат активно уклонялся от службы, то рекомендовать его нецелесообразно.
Проблемы с родственниками и отказ от брака
Судья отвечает не только за себя, но и за действия близких родственников. Поэтому кандидаты в судьи искусственно пытаются сократить их число.
«Если раньше кандидаты разводились накануне рассмотрения вопроса о рекомендации, то теперь многие не заключают брак вообще», – поделился наблюдениями представитель АП.
Это все чаще заставляет при проверке обращаться к конструкции «фактических брачных отношений». Смотрят на наличие общих детей, совместные поездки и покупки. В итоге подобные отношения рассматриваются с той же позиции, что и брак, предупредил Отводов и рекомендовал кандидатам в судьи указать в анкете проживающих совместно с ними лиц и родственников.
Важное требование для кандидата в судьи – российское гражданство и отсутствие правовых связей с иностранным государством. Возможность таких связей устанавливается из анкет. Вопросы могут вызвать зарубежное гражданство родителей, близкие иностранные родственники, проживание и учеба за рубежом. Такие случаи требуют дополнительной проверки, отмечают в АП: без однозначных ответов на вопросы, связанные с гражданством, рекомендацию лучше не давать. Если же родственники кандидата жили за рубежом и вернулись, то это скорее положительный факт.
При судимости родственников, которая фактически не имеет отношения к самому кандидату, смотрят на обстоятельство дела. Значение имеют рецидивы, степень родства и возможность повлиять на родных, коррупционная направленность преступлений. Если же речь идет о самом судье (например, административные штрафы), то уклонение от административного наказания может оказаться куда более значимым, чем сам факт нарушения, обратил внимание Отводов.
«Многие вопросы в отношении кандидатов находятся на стыке права и этики. Это отнюдь не случайно. Решение о рекомендации предполагает положительные суждения о соответствии моральных и личностных качеств кандидата профессиональным стандартам поведения. Формализовать такие требования невозможно, но это не означает, что от них необходимо отказываться», – заметил Александр Отводов.
Любые данные, указывающие на негативные обстоятельства, надо перепроверить, а сомнения – устранять, проинструктировал представитель АП глав квалифколлегий. Коллегии могут выяснять все обстоятельства, важные для принятия решения, а ограничивать ККС в этих вопросах не нужно, заметил Отводов.