как бумажный паяц что это

Урок литературного чтения в 3-м классе. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»»

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Чьи там крики у пруда:
— Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(И. Токмакова)

Чётко и громко прочитаем это четверостишие.

Определите название этого стихотворения. («Лягушки»)

Что вам подсказало правильно определить название стихотворения? (это слова: ква-су, ква-ква-су, просто-ква-ши, т.е. звукопись)

III. Введение в тему урока.

Я не случайно для речевой разминки взяла стихотворение «Лягушки» И. Токмаковой, так как на уроке мы познакомимся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и определим отношение автора к своей героине.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией автора.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.

Посмотрите на этот портрет, что вы можете сказать о человеке, изображенном на нём? (Этот человек очень печален)

А знаете ли вы, что это портрет необыкновенного русского писателя, Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888 г.г.)?

Действительно, этот писатель прожил очень тяжелую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. В.М. Гаршин был очень добрым, справедливым человеком. Он часто не мог смириться с той несправедливостью, что его окружала, поэтому очень сильно страдал. Это отразилось на его здоровье. Гаршин заболел и очень рано, в 33 года умер. К сожалению, он очень мало успел написать. Но некоторые произведения посвятил вам, детям. Одно из них «Лягушка-путешественница».

2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

4. Словарная работа.

Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их. (запись на доске)

Понять значение слова «паяц» нам поможет Толковый словарь Ожегова. (зачитывает ученик)

Замените фразеологические обороты словами или словосочетаниями.

Проверка. Ответы детей.

Кто является главной героиней сказки? (лягушка)

Что вы о ней узнали?

Можно ли считать лягушку из сказки изобретательной, смелой, хвастливой, любознательной, осторожной, тщеславной?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте уточним значение этих слов?

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.

Задание: соединить слово с его значением.

хвастливыйнаходчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать

стремится к почестям, к славе

не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей

крайне осмотрительный в своих действиях, поступках

склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств

стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды

Проверка. Дети зачитывают слово и его значение.

Молодцы! А теперь поработаем в группах.

7. Работа в группах.

Эти качества вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.

А за что можно осудить лягушку? (тщеславие, хвастовство)

Давайте обратимся к тексту.

8. Выборочное чтение.

От слов: «И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле: она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».

Автор даёт в этом отрывке новую характеристику лягушке: «тщеславная», «хвастливая». (карточки с этими словами дополняют на доске столбик слов, характеризующие лягушку)

Изменилось ли отношение автора к своей героине, судя по этому отрывку? (изменилось, он относится к ней с иронией, он пишет: «полетела вверх тормашками», «дрыгала всеми лапами», «бултыхнулась в воду»)

9. Составление рассказа о лягушке с использованием опорных слов: (1-2 человека).

V. Итог урока.

Почему сказку автор назвал «Лягушка-путешественница»? (она изобрела новый способ путешествия на утках)

Что помешало сбыться её мечте? (хвастовство)

Чему научила нас эта сказка? (нельзя хвастаться, хвастовство мешает совершать хорошие поступки)

Учитель: Именно проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

VI. Домашнее задание по выбору:

Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.

Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Источник

Значение слова паяц

Словарь Ушакова

па я ц (яс устар.), паяца, муж. (итал. pagliaccio).

1. Клоун в цирке, балагане (театр.).

2. перен. О человеке, который неестественно ломается, кривляется, ведет себя шутом.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПАЯЦ, а, м.

1. Прежнее название клоуна [ первонач. комический персонаж старинного итальянского народного театра].

2. перен. Человек, к-рый паясничает (неодобр.).

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— см . Сатирические журналы.

или паяс (гаер, арлекин, клоун, ломака, балаганный актер, то же, что у немцев Hanswurst, у англичан Jack-Pudding, y итальянцев Buffone, Pagliaccio) — действующее лицо арлекинад и шутовских интермедий, занимавших видное место и в старинном театре нашем. Русский П. — воплощение немецкого народного потешника; он — необходимое действующее лицо так называемой «английской комедии», грубо-смешные сцены которой имели огромный успех в Германии и у нас с конца XVII в. По свидетельству Бессонова («Белорусские песни», 99), шутовские сцены и теперь еще входят в состав белорусского вертепа (см.). Наш народ любит шутки балаганных П., которые перед началом представления появляются на особо устроенных помостах и зазывают публику в балаганы. См. Шут.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

паяс м. итал. подкачельный гаер, ломака, смешник, балаганный шут или клоун англ. Паясничьи ухватки. Паясничать, грубо и пошло шутить, ломаться, для забавы и приманки черни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *