как доказать что бог существует по исламу

Как убедить атеиста в существовании Аллаха (и Его неподобии творениям)?

Вопрос:

1) Как объяснить атеисту «где Аллах», что Он неподобен Своим творениям, и мы не можем представить Его? 2) Можно ли дать немусульманину почитать перевод Корана для того, чтобы ознакомиться с его смыслом?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вам следует помнить, что руководство и наставление на правильный путь (хидая) исходят от одного лишь Аллаха. Тот, кого Аллах одарил пониманием истины, осознает величие и милость Аллаха, и наоборот, кто игнорирует откровение Всевышнего по Своей испорченности и упрямству, останется со своими заблуждениями.

Так что лишь Аллах решает, кого наставить на прямой путь. Аллах говорит в Коране, обращаясь к Своему Пророку (мир ему и благословение):

إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Поистине, ты (о, Пророк) не приведёшь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры): а Аллах (Сам) приводит (к Вере), кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдет (истинным) путём» (28, 56).

Существование Аллаха – это то, каждый человек может осознать. Размышляя над устройством собственного тела, конечностей, органов, думающий человек поймет, что это все никак не могло возникнуть само собой, без божественной помощи. Общеизвестно, что если работа сердца прекращается, нет в мире технологии, которая может заново заставить его работать, кроме воли Аллаха. Если человек теряет зрение или становится парализованным, все врачи в мире могут сделать лишь немногое. Помимо этого только Аллах может восстановить зрение или подвижность человека – врачи говорят при этом «только чудо может вылечить человека сейчас».

Аллах напоминает в Коране:

«И на земле есть знамения для убеждённых, и (также) в (сотворении) вас самих. Разве вы не видите (всё это) (и разве вы не размыслите об этом)?» (51, 21)

Таковы признаки существования и могущества Аллаха, и это только верхушка айсберга. Есть много других творений, которые свидетельствуют о существовании Аллаха.

Ваша обязанность как мусульманина – попытаться объяснить человеку существование и единство Аллаха. Обратитесь к аятам Корана, где рассказывается о создании Вселенной, разных народов и языков, что это не просто совпадение или случайность. Обратитесь к главе «Пчелы», где говорится, как Аллах направляет ее туда, где есть мед, и как образуется молоко у коровы. Все это явные признаки бытия Аллаха, все это не могло возникнуть само собой. Если человек понимает это, то хвала Аллаху. Если отвергает, это его беда.

2) В Коране сказано, что Всевышний уникален и абсолютно не похож ни на одно Свое творение.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого, подобного Ему. Он Слышащий, Видящий» (42, 11).

3) Нет никакого запрета в том, чтобы дать немусульманину копию перевода Корана, чтобы он мог узнать об Исламе. Однако, в переводе не должно быть арабского текста (подлинника) Корана.

Источник

4 неопровержимых доказательства, что Аллах существует

как доказать что бог существует по исламу. 455726 INNERRESIZED600 640 180385 INNERRESIZED600 700 1. как доказать что бог существует по исламу фото. как доказать что бог существует по исламу-455726 INNERRESIZED600 640 180385 INNERRESIZED600 700 1. картинка как доказать что бог существует по исламу. картинка 455726 INNERRESIZED600 640 180385 INNERRESIZED600 700 1.

«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?»» (Сура «Ибрахим», аят 10).

В истории человечества вера в существование Творца Вселенной прослеживается с незапамятных времен. Поэтому миссия пророков заключалась, в основном, не столько в призыве к вере в Бога, сколько в предостережении от язычества. В Коране говорится:

«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?»» (Сура «Ибрахим», аят 10).

Ранние мусульманские ученые не считали необходимым в своих трудах приводить доказательства существования Аллаха. Это для всех был очевидный факт, непреложная истина. Но тем не менее, к X-XI векам в мусульманском обществе начинают распространяться атеистические идеи и ученым срочно пришлось изыскивать способ решения этой проблемы.

На самом деле, нас окружают бесчисленные свидетельства существования Аллаха – Творца Вселенной, но для простоты восприятия все они могут быть распределены на 4 основные категории.

Доказательство из Священных Писаний

Доказательство фитры (врожденной веры в Аллаха)

Человек появляется на свет с врожденной верой в Аллаха. Задолго до нашего рождения Аллах взял со всех душ клятву, что нашло свое отражение в Коране:

«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»» (Сура «аль-Араф», аят 172).

Но часто голос фитры заглушается обществом или различными культурными традициями. Однако во время бедствий и горя человек, в какой бы он среде не воспитывался, всегда будет обращаться к Создателю. Перед лицом смерти и катастроф атеистов не бывает.

Всевышний Аллах говорит:

«Он — Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!» Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то» (Сура «Йунус», аят 22-23).

Беззаботная жизнь очень часто отвлекает человека от поклонения. Всевышний Аллах говорит:

«Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других…» (Сура «аз-Зумар», аят 8).

Чтобы пробудить дремлющую фитру людей, Аллах посылал в этот мир Своих пророков. Они напоминали людям об их истинной религии и призывали поклоняться одному лишь Аллаху. Аллах предписал Своим Посланникам возглашать:

«Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь в моей религии, то ведь я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который умертвит вас, и мне приказано быть одним из верующих»» (Сура «Йунус», аят 104).

«Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению» (Сура «ар-Рум», аят 30).

Интуитивно понятно и доказано наукой, что у Вселенной было начало. Любое действие требует наличие того, кто это действие совершает. Таким образом, любое творение указывает на существование творца. Всевышний Аллах говорит:

«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?» (Сура «ат-Тур», аят 35).

Очевидно, что мы были однажды созданы, в то время как мы не создавали себя сами. Признав необходимость существования Создателя, человек понимает, что Создатель может быть только один. Аллах говорит:

«Если бы на них были иные божества наряду с Аллахом, то они разрушились бы» (Сура «аль-Анбийа», аят 22).

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (Сура «аль-Муминун», аят 91).

Кроме того, единственный Создатель не может быть похожим на Свои творения:

«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?» (Сура «ан-Нахль», аят 17).

Каждый мусульманин является свидетелем того, как Аллах отвечает на наши молитвы, а это само по себе доказательство Его существования. Аллах Всевышний говорит:

«Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам…» (Сура «аль-Анфаль», аят 9).

Однако необходимо понимать, что как бы много не было доказательств существования Творца, они будут полезны только тем, кто искренне ищет истину. Что касается тех упрямцев, кто отказывается признать правду, то они никогда не оставят свои споры.

Всевышний Аллах говорит:

«Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой — завеса. Трудись же, и мы будем трудиться»» (Сура «Фуссылат», аят 5).

А также: «Воистину, те, о которых подтвердилось Слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, даже если им явятся любые знамения» (Сура «Йунус», аят 96-97).

Также по этой теме читайте:

как доказать что бог существует по исламу. 455700 INNERRESIZED600 600 390831 INNERRESIZED600 600 wallpaper 11e4e. как доказать что бог существует по исламу фото. как доказать что бог существует по исламу-455700 INNERRESIZED600 600 390831 INNERRESIZED600 600 wallpaper 11e4e. картинка как доказать что бог существует по исламу. картинка 455700 INNERRESIZED600 600 390831 INNERRESIZED600 600 wallpaper 11e4e.

Почему мусульманину нельзя говорить: «Аллах забыл обо мне»?

Источник

Как доказать что бог существует по исламу

как доказать что бог существует по исламу. 494901 INNERRESIZED600 700 58. как доказать что бог существует по исламу фото. как доказать что бог существует по исламу-494901 INNERRESIZED600 700 58. картинка как доказать что бог существует по исламу. картинка 494901 INNERRESIZED600 700 58.

Доказательства существования Аллаха. (Источник фото: freepik.com)

Как доказать, что Аллах существует? Можно ли разумом прийти к идее существования Аллаха?

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.

Именно разумом и постигается существование Аллаха. Невозможно в этом опираться, например, на Коран, потому что для того, чтобы поверить в Коран, нужно сначала поверить в Аллаха. И если человек убедится, что Аллах существует, то уже на следующем этапе он поверит в то, что Коран – слово Аллаха, но никак не наоборот.

Поэтому многие ученые пришли к заключению, что первая шариатская обязанность каждого половозрелого разумного человека – это познать разумом, что Бог существует, согласно словам Всевышнего Аллаха:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا اللَّـهُ

«Знай (познай), что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха» (Мухаммад, 19), – то есть от человека требуется рационально обоснованная вера.

Вера же того, кто считает себя мусульманином только потому, например, что его предки мусульмане, действительна (если он верит правильно), однако не полноценна.

Главным доказательством существования Аллаха служит существование этого мира. Мы не сомневаемся в существовании нас самих и мира вокруг нас. И то насколько сложно, гармонично и мудро этот мир устроен, указывает на наличие у него Создателя. Всевышний Аллах Сам говорит об этом:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّـهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (груженых) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землей, – (во всем этом) знамения для людей разумных» (сура «аль-Бакара», аят 164).

Суть этого доказательства существования Аллаха состоит в следующем:

1. Все в мире вокруг нас имеет начало. Сама вселенная имеет начало.

2. Все, что имеет начало, нуждается в том, кто даст ему начало, то есть в создателе.

3. Значит, у мира есть создатель.

Также можно привести следующую цепочку рассуждений:

1. Любое качество творений – это выбор из ряда допустимых для него качеств. Например, если рост человека 175 см, то значит, что произошел выбор именно этого значения, и его рост не 165 и не 180.

2. Выбор из ряда равнозначных вариантов без выбирающего абсурден.

3. Значит, у каждого выбора есть тот, кто этот выбор сделал.

Мир появился после небытия. Значит, кто-то пожелал, чтобы он появился и дал ему начало. Мальчик родился 9 июня 2019 года. Значит, кто-то выбрал, что он родился именно 9 июня, а не 8 или 10. С позиции разума эти примеры равнозначны – произошел выбор одного варианта из двух и более допустимых вариантов. Значит, кто-то этот выбор сделал.

И этот «кто-то», кто совершает выбор, дает начало и осуществляет изменения, должен быть вечным и всемогущим и отличаться от своих творений.

И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Источник

Как доказать что бог существует по исламу

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

как доказать что бог существует по исламу. med. как доказать что бог существует по исламу фото. как доказать что бог существует по исламу-med. картинка как доказать что бог существует по исламу. картинка med.

Доказательства бытия Бога согласно Корану

Знание о Боге, как и о других положениях вероучения, составляет предмет теологии (богословия). Такое знание доступно двумя способами: 1) через откровение Божие, воплощенное прежде всего в Книге (в частности, в Коране) и 2) с помощью человеческого разума, преимущественно – на основе наблюдения мира (природы). Соответственно этогму, имеются две разновидности теологии – богооткровенная, или «ревелятивная» (от лат. revelatio, «откровение») и рациональная, или «естественная» (т.е. «природная»).

Мы представим им айаты Наши

Во Вселенной и в них самих…[1]

Возводя рациональное богопознание в первейшую обязанность, каламские школы расходились между собой в вопросе о характере этой обязанности. По мутазилитам и матуридитам, такую обязанность полагает сам разум, до прихода религи-озного (ревелятивного) закона – шариата и независимо от него. Ашариты же считают ее чисто религиозной, ибо толь-ко закон вправе предписать что-либо в области религии.

Ниже бдут изложены основные коранические аргументы в пользу существования Бога. Некоторые из них предстанут таковыми в толковании именно мутакаллимов (учителей калама) или философов, ибо возможно и другое их прочтение.

Предварительно отметим, что, веря во многие божества, мекканские и другие аравийские язычники вместе с тем признавали среди божеств верховного Бога-Аллаха. По свидетельству суры 29,

Порой «откровение» толкуют в более широком смысле слова, распространяя его и на мир (с человеком в нем) как свидетельство о Боге. В таком случае второй способ самораскрытия Бога называют «естественным» откровением, а откровение в узком смысле слова – «сверхъестественным».

Если ты спросишь [язычников]:

— Кто сотворил небеса и землю,

А солнце и луну поставил им в услужение?

— Бог! – непременно скажут они.

Если ты спросишь их:

— Кто ниспосылает с неба воду,

Коей оживляет мертвую землю?

— Бог! – безусловно будет их ответ.

В том же духе возвещает и сура 23:

— Кому принадлежит земля

— Кто владыка семи небес,

И престола великого?

— В чьей руке царствие всего:

Кто дает покровительство,

Но защиты от него нет?

— У Бога! – последует ответ.

Поэтому Коран уделяет обоснованию бытия Бога меньше внимания сравнительно с развенчанием многобожия (ширк).

К доказательству от фитры близок «психологический» аргумент: в беде и в горе люди инстинктивно взывают к Богу. Такой мотив можно усмотреть в аяте 27:62, указывающем на Бога как на Того, «Кто внемлет мольбе страждущего, когда взывает к Нему…», а также в аяте 29:65 – «Когда они садятся на корабль, то [от страха возможного кораблекрушения] взывают к Богу, вруя в Него одного».

По Корану, человеку непростительно не знать, как утверждать о существовании Бога. Ведь все люди рождаются с естественной верой, с фитрой Божией, «кою Он заложил в них» (30:30). Как разъяснил пророк Мухаммад, каждый новорожденный появляется на свет с этой истинной верой-фитрой, и только под влиянием среды она может меняться – разве животное не рождается целым, разве вы видите у него надрезанное ухо?![2]

Врожденная фитра служит своего рода знаком, запечатленным в душе человека. Она отражает завет-мисак, который еще до развертывания всемирной истории, в предвечности, человеческий род принес Всевышнему:

И вот из сынов Адама

Из их чресел, Господь извлек

Их потомков [всех поколений]

И сделал так, что каждый человек

Был свидетелем своего исповедания.

Не Я ли Господь ваш – вопросил их Бог.

Мы свидетельствуем это.

Так было сделано, чтобы вы потом

Не говорили в день Воскресения:

Мы не ведали о сем.

Аргумент от порядка

Как подчеркивает Коран, все без исключения вещи – и на небесах, и на земле – свидетельствуют о Господе, «прославляя и благохваля Его» (17:44). Именно Бог «создал все в совершенстве» (27:88). Сура 67 начинается с благохваления Того,

…В Чьем творении не увидишь ты никакого разлада.

Взгляни окрест – узришь ли какой изъян?!

Обращай взор свой вновь и вновь –

Вернется к тебе твой взгляд тщетным, смущенным.

О Боге свидетельствуют небеса, устроенные в семь ярусов (67:3; 71:15) и возвышающиеся без видимых людям опор (13:2; 22:65; 31:10); солнце, луна и другие звезды, которые украшают небо (10:5; 50:6; 67:5), служат людям в водительство и для счета времени (6:97-98; 10:5; 16:16). Знамениями Божиими выступают чередование ночи и дня (2:164; 17:12; 25:62); проникновение одного в другое, укорачивание одного и удлинение другого (3:27; 17:12; 36:38).

Бог сделал вам ночь и день,

Дабы отдыхали вы ночью,

А [днем] искали щедрости Его.

(28:73; см.также 28:71-72; 10:67)

Аргумент от порядка аят 2:164 излагает в таких словах:

«В сотворении небес и земли, и в смене ночи и дня,

и в кораблях, плавающих по морю на пользу людям,

и в ниспосланной Богом

с небес влаге, коей оживляет Он землю мертвую,

и в расселении на земле животных всяческих,

и в распределении ветров,

и в подчинении облаков, что парят между небом и землей, – во всем этом, воистину, знамения для людей разумеющих».

На Бога указывает земля с ее морями и горами, которая наилучшим образом приготовлена для пребывания на ней человека и других живых существ: сама земля устроена постелью (2:21; 20:15; 78:6); горы установлены, чтобы она не качалась (13:2; 16:15; 78:7); моря служат людям источником пропитания, из них они извлекают для себя украшения, и они носят людей на кораблях (14:33; 16:14). О Нем свидетельствует богатство флоры и фауны (2:164; 6:38; 13:3-4; 16:3-13; 24:45; 26:7), различия между людьми по цвету и языку (30:22; 35:28). А ветер, изменяющийся по времени года, дарует людям дождь, благоспособствует оплодотворению растительности (2:164; 7:57; 15:22 и др.). Дождем живет земля и все, что на ней (2:22; 6:99; 16:65; 21:30 и др.).

Знамения Бога проявляются в мудром устройстве не только космоса, но и самого человека (41:53; 45:4; 51:20-21). Коран напоминает, в частности, что человека создал искуснейший (ахсан) из творцов (23:14), который наделил его сложением (таквим) наилучшим (95:4), образом (сура) наипрекраснейшим (40:64; 64:3).

Аргумент от водительства

Этот аргумент примыкает к предыдущему, так же представляя телеологический тип доказательства существования Бога. Он исходит из Божиего водительства, которое имеется у всех существ в мире и благодаря которому они выбирают наилучшее для себя и направляются к Нему.

Согласно стиху 50 суры 20, Бог и есть «Тот, Кто одарил всякую Его тварь (халяках)[3], путеводя ее (хада)». А сура 87 открывается призывом:

Прославляй имя Господа твоего, Всевышнего,

Сотвоирвшего и соразмерившего,

Определившего и путь укзавшего (хада)…

Помимо производных от глагола хада, в иных айатах Божее водительство передается производными словами от глагола даббара (см. 10:3, 31; 13:2; 35:5). И оно проявляется прежде всего в «откровении» или во «внушении» (вахи), которое сходит не только на людей (преимущественно через пророков), но и на все другие существа. В айате 99:5 повествуется о Божием откровении земле. Айаты же 68-69 суры 16 свидетельствуют, что Бог внушал пчелам устроить жилища свои, питаться всевозможными плодами, дабы извести мед исцеляющий.

Аргумент от творения

Согласно Корану, пророки Божии явились людям как благовестники – мубашширун, обещавшие Божию награду внемлющим повелениям и запретам Его, и как предостерегатели – мунзирун, предупреждающие о Божией каре ослушников (например 2:213; 6:48; 18:56). При понимании подобных указаний Корана в смысле утверждения моральных ценностей и принципов эти рассуждения примыкают к «этическому» («моральному») типу доказательства бытия Бога, выдвижение которого связывают с творчеством немецкого философа Канта (ум. 1804).

Согласно этому рассуждению, само существование тварного мира, явившегося к бытию после того, как его не было, указывает на наличие Творца, ибо всякое создание свидетельствует о создателе, всякое следствие – о причине. Айат 14:10 вопрошает:

Разве можно сомневаться в Боге,

Творце (фатыр) небес и земли?!

Подобным образом другие айаты призывают поразмыслить над «царством небес и земли; над всем сущим, что сотворил Бог» (7:185); «над человеком, из чего сотворен он» (86:6); «над верблюдами, как они были сотворены» (88:17).

Это Мы сотворили все –

Думали ли вы о [дитяти],

Вы творите его иль Мы?!…

Вы даете посеву рост или Мы?!…

Вы ниспослали ее из туч иль Мы?!…

Вы создали то дерево иль Мы?!…

К Богу как к Творцу айат 73 суры 22 подводит, разоблачая многобожие:

Вот вам пример, внимайте же ему.

Не в силах сотворить и мухи,

Даже если соберутся они все вместе!

Аргумент от творения (далиль аль-хальк, или далиль аль-ихтира), от самого факта существования мира, принадлежит к тому типу доказательства бытия Бога, которое принято называть «космологическим».

Сура 6 повествует, как пророк Авраам/Ибрахим пришел к истинному Богу.

Вот как Мы показали Аврааму

Царствие небес и земли,

Дабы уверился он [в Нас].

Когда его покрыла ночь,

Он увидев звезду, воскликнул:

Но звезда скрылалась с глаз его,

«Не стану я любить исчезающих!»

Затем Авраам узрел луну восходящую,

Но луна зашла, и он произнес:

«Воистину, если Господь мой не выведет

На правую стезю, [ведущую к Нему],

Я так и останусь в числе заблудших».

Увидев солнце восходящее, Авраам изрек:

«Так вот он, Господь мой,

Ведь сие еще больше!»

Когда же зашло и солнце, он объявил:

«Воистину, сородичи, я отрекаюсь

От всего, что вы принимаете

За божества наряду с [Богом].

Я обращаю лицо свое к Тому,

Кто сотворил небеса и землю,

Ему одному я предан!»

Если в Коране Бог чаще всего обозначается словом «Аллах», а дуальность Бога и мира (или Бога и человека) описывается преимущественно в терминах Творца/творимого или Господа/раба, то для калама (особенно на «ранних» этапах его развития, т.е. до соединения его с фальсафой, начавшегося после XII в.) характерно обозначение Бога как Извечного (кадим), а тварного как «становящегося» или «возникшего» (хадис). Говоря, например, об извечной и становящейся волях, мутакаллимы подразумевают, соответственно, Божию и человеческую воли.

Со своей стороны, философ Ибн-Рушд усматривает в Авраамовом рассуждении разновидность «аргумента от движения», который он считает наиболее достоверным путем к Богу. Данный аргумент, обычно связанный с именем древнегреческого философа Аристотеля (ум. 322 до н.э.), основан на наблюдении движения в мире, и его можно изложить так: все движущееся – движимо чем-то; каждый двигатель, в свою очередь, движим чем-то еще; такая цепочка двигателей должна заканчиваться на двигателе, который служит причиной движения всего, но сам в движение не приходит; этот «неподвижный двигатель» и есть Бог.

Как философский «аргумент от движения», так и каламский «аргумент от становления», принадлежат к «космологическому» типу доказательства Бога. Тот же тип представляют и нижеследующие два аргумента.

Подобно тому как легко произнести «огонь», для чего у всякого достанет сил, но недостанет сил вытерпеть душу огня, точно также если истина смыслов проявится из слов Корана, то семь небес и семь твердей не смогут снести его сияющее проявление. Именно поэтому Всевышний сказал: «Если бы Мы низвели Коран на гору, ты увидел бы ее смиренно расколовшейся от страха перед Аллахом» (59:21).

Абу-Хамид Газали.Из книги «Эликсир счастья» в переводе Алексея Хисматулина.

Такой аргумент выдвинул пророк Моисей /Муса в споре с Фараоном, объявившим себя богом. На вопрос последнего, «кто Господь твой», Моисей ответил:

Господь наш есть Тот,

Кто дарует всякой вещи ее образ (хальках)

По толкованию мутакаллимов, Авраам имеет в виду следующее, Любая вещь в мире имеет качества, которые могут быть иными. Тело, например, может иметь большую или меньшую величину, чем оно имеет; может облекаться в другую форму, нежели в свою. Поэтому необходимо, чтобы был действователь, который выбирает для каждой вещи надлежащие качества.

Аргумент от нужды (от возможности)

Воистину, это вы нуждаетесь в Боге,

А Бог – самодовлеющий;

Если пожелает, Он уведет вас

И явит творение новое.

Божий эпитет «самодовлеющий», «самодостаточный», «ненуждающийся» (гани) встречается еще в 18 других айатах. Близкий смысл, полагают некоторые толкователи, имеет эпитет каййум, «самосущий» (2:255; 3:2; 20:111). Цитируемые выше айаты из суры 35 указывают, что люди (и все существа вообще) суть «нуждающиеся» (фукара), не в силах сами по себе существовать или сохранять свое бытие, а нуждаются для этого в чем-то «ненуждающемся».

Именно в фальсафе впервые был введен термин «Ваджиб аль-вуджуд» («Необходимо-сущее, или Бытийно-необходимое») для обозначения Бога. Впоследствии это обозначение стало повсеместным не только в мусульманской теологии, но и в иудейской, и, отчасти, в христианской.

«Воистину, в повествовании о [древних народах] – назидание для мужей разумеющих», – замечает аят 12:111. В таком обращении Корана к истории народов, особенно тех, кто отвергал призыв пророков к Богу и потому заслужил небесную кару, некоторые мутакаллимы видят самостоятельное доказательство бытия Бога, которое можно отнести к разряду «исторических аргументов».

Все предыдущие способы доказательства Бога заключают от следствия к причине, от тварей – к Творцу. Такой подход, говорит Ибн-Сина, есть подход «простолюдинов», которые в творениях видят свидетельства о Бога, как это отмечено в начале айата 41:53 – «Мы представим им знамения Наши во Вселенной и в них самих». «Праведные» (сиддикун) же не ищут свидетелей о Боге, но берут Бога в свидетели всему, как о сем сказано в продолжении айата: «Разве не достаточно, что Господь – всему свидетель?!»

В этом замечании Ибн-Сины порой видят зачатки отдельного доказательства бытия Бога, сравнимое со знаменитым «онтологическим» аргументом (от греч. онтос, «бытие»), который на христианском Западе развивали Ансельм (ум. 1109) и Декарт (ум. 1560), и который из идеи о Боге как абсолютно совершенном выводит Его бытие. Мысль Ибн-Сины, полагают, можно сформулировать так: «Невозможно представить бытие, не представляя какой-то необходимости бытия; следовательно, есть некое необходимое сущее».

Продолжение читайте в следующих номерах.

[1] В статье использованы переводы коранических фрагментов и комментарии к ним из подготовленной совместно с Н.В. Ефремовой антологии «Кораническая теология».

[2] Соответствующий хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[3] Другое чтение: хальках. См. ниже, в разделе «Моисеев аргумент».

Тафик Ибрагим

доктор философских наук, профессор

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *