как доказать что колобок плоский
Научный анализ. Колобок 1
Все мы в детстве любили сказки, а многие из нас, как известно, родились, чтоб сделать их былью. Возьмем, например, ситуацию в которой некий учёный-колобковед проводит системное изучение любимого всеми детьми героя.
Научный анализ сказки «Колобок»
Предлагаем Вашему рассмотрению научный анализ русской народной сказки «Колобок». Для начала необходимо определится с собственно понятием «сказка». Что это такое?
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора, включающий в себя разно жанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказка «Колобок» наиболее известна в пересказе Алексея Николаевича Толстого, русского советского писателя и общественного деятеля из рода графов Толстых, автора социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений; члена комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков, лауреата трёх Сталинских премий первой степени.
Кто же, вернее, что же такое «Колобок»?
Колобок — персонаж одноимённой народной сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы. И ключевым моментом в данном определении является именно шарообразность колобка. Ведь шар — геометрическое тело; совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии, не больше заданного. Это расстояние называется радиусом шара(r). Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра. Этот диаметр называется осью шара, а оба конца указанного диаметра — полюсами шара. Поверхность шара называется сферой. Рассмотрим формулы основных критериев шара: площади сферы (S) и объёма (V):
Соотношение же объема и площади шара даёт нам следующее:
Что говорит о том, что шар есть оптимальное геометрическое тело, имеющее минимальную площадь поверхности при максимальном объёме. Это немаловажно, если мы вспомним, кто были создатели Колобка.
А ими были бабушка и дедушка. Пожилые люди в возрасте дожития с небольшим доходом. Ведь из чего был cделан колобок? Обратимся к тексту: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две». То есть колобок изготовили практически из отходов. О чём это говорит? Это говорит о том, что наши далёкие предки эмпирическим путём пришли к оптимизации расходов для достижения максимального эффекта.
Что же касается дальнейшего развития сюжета, то он далёк от реальности. Технология изготовления Колобка тех времён не позволяла создать идеальный шар, а дорожное покрытие не позволило бы его свободному качению, тем более без внешних динамических и кинематических воздействий. Значит, предполагать то, что Колобок далеко укатился – не более, чем утопия.
Кто же остальные персонажи сказки? Это всё представители фауны, классифицированные Карлом Линнеем, как млекопитающие или животные, обитающие в одном географическом ареале. Определяем, как аксиому тот факт, что колобок – неосуществлённый продукт питания, а животные не имеют развитого речевого аппарата и издают звуки лишь для проявления инстинктов. Поэтому диалоги между ними невозможны.
Коснемся и определения «собеседников» колобка, принимая во внимание факт их проживания в естественных условиях дикой природы.
Заяц-беляк или беляк (лат. Lepus timidus) — млекопитающее рода зайцев отряда зайцеобразных. Обычное животное севера Евразии. Но заяц – грызун и питается корой, корнеплодами и злакам, а не кулинарной выпечкой
Волк, или серый волк, или обыкновенный волк (лат. Canis lupus) — вид хищных млекопитающих из семейства псовых.
Медведь (лат. Ursidae) — представитель семейства медвежьих, отряда хищных. Отличаются от других псообразных более коренастым телосложением.
Ни медведь, ни волк в лесу не станут питаться хлебом при наличии другой пищи.
Лиса;, или лиси;ца (лат. Vulpes)— общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовых. Этот зверь, хоть и принадлежит к хищникам, но из-за небольших габаритов и при конкуренции с более крупными представителями отряда хищных, может не побрезговать и хлебом.
Это лишний раз доказывает то, что люди издревле изучали повадки диких животных.
В заключении хочу сказать, что приведённый краткий анализ говорит о том, что произведение «Колобок», не смотря на сказочность сюжета, имеет научно-практическое обоснование.
Необходимо отметить, что при современной глобализации общества, развитии науки и техники появление таких сказок, как «Колобок» стало невозможным.
Но возможны различные толкования этой сказки представителями различных слоёв общества и разных профессий.
Итак, как бы рассказал о Колобке представитель криминального мира своему товарищу или, не побоюсь этого слова, «корешу».
КОЛОБОК БЫЛ ЗАКАЗАН ДЕДОМ. РАССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО УБИЙСТВА
——————————————————-
Не пора ли, наконец, разобраться с убийством Колобка?!
Жизнь Колобка – короткая, но яркая – волнует своей загадочностью. Теперь, когда открылись архивы cекретных служб, давайте снова вернемся к этой истории и спокойно и непредвзято по полочкам разберем: Кто такой Колобок? Кому и зачем он понадобился? Как удавалось Колобку так долго водить за нос таких матерых зверей, как Заяц, Волк и Медведь? Что такое «колобочество»?
В нашем исследовании, однако, мы оставляем за скобками психическую, эмоциональную сторону жизни Колобка, сосредоточиваясь всецело на внешней, событийной.
Одни полагают, что Колобок – это истинный самородок, певец-песенник, от беды заговорщик, бесшабашный народный характер, который бросил родной очаг да покатился по миру не славы ради, а себя показать да свет повидать, и погиб от своей доверчивости.
Другие видят в Колобке мелкого проходимца, бестию, даже космополита, который бросил на произвол судьбы стариков и катится вниз по дорожке от одного зверя к другому пока возмездие не настигает его: «Поделом тебе, иуда Колобок, лжец и обманщик!».
Мы же попытаемся доказать, что и «дед» не дед, и «баба» не баба, и колобок подстава. И так и было задумано, что он встретится с Зайцем, Волком и Медведем, а Лисе было поручено заманить его и ликвидировать.
Начнем, пожалуй, с самого начала.
«Жил-был старик со старухой».
Как-будто невинная фраза, но не так все просто в этой «простой истории». Ведь в своей «песенке» Колобок поет: «Я от ДЕДУШКИ ушел, я от БАБУШКИ ушел».
М-да, не успели начать исследование, а вопросы посыпались. Что ж, пойдем дальше, может что прояснится.
Итак, колобок заказан стариком: «Испеки мне, старая, колобок». Почему колобок? Разве старик не знает, что колобок круглый, неустойчивый, может закатиться, скатиться, покатиться, уйти, наконец? Конечно знает, и все равно заказывает именно колобок, а не, скажем, плоскую лепешку. Заметим это!
Здесь мы должны немного отвлечься и порассуждать, что означает имя Колобок.
Этимология этого слова знает 4 основные теории.
Первая, анатомическая, утверждает, что Колобок – это Ко-лобок, т.е. близкий к лобку. Этого мнения, например, придерживался Пушкин. В одном из черновиков (*) «Путешествия в Арзрум» встречается такой стишок:
«Подъезжая к Эривани
Облака, как ноги Тани,
Солнца рыженький лобок,
Ах, бесстыжий колобок»
(*)К сожалению, этот черновик не сохранился.
И последняя, уголовно-политическая теория, полагает, что Колобок – это Колоб-ОК, т.е. с Колобом все в порядке.
Нам кажется, что верна именно эта последняя теория, что мы и пытаемся доказать нашим исследованием.
«Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила в масле и положила на окно простынуть».
Здесь ключевые слова: «положила на окно простынуть». Что это, недомыслие «старушки»? Или это знак, что Колоб ОК? Часто вы встречали тесто, выложенное на окно, где пыль и ветер гуляет. Где кот или собака, или даже птица могут смахнуть печиво. Притом, заметьте, сделано-то из последней муки. Где вы видели столь беспечных старух?
Точнее не скажешь, вот именно покатился! Куда же он катится? О, как символично его падение: «. и покатился по дорожке».
(Как тут, к слову, не вспомнить матросское «яблочко», которое тоже, мы знаем куда, докатилось!)
Первая встреча (или явка?) – с Зайцем. Колобок поет Зайцу песенку:
«
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.»
Точно такую же «песенку» Колобок поет и Волку и Медведю, но каждый раз добавляет «от кого ушел», т.е. маршрут следования.
Но Колобок уже докатился до места назначения. Дальше катиться некуда. Дело сделано и Колобок больше не нужен. Этим-то и объясняется почему ему удавалось до сих пор так легко «уходить» от Зайца, Волка и Медведя.
Колобок должен был бы насторожиться, что его «заговОр» не сработал и его не пустили дальше «катиться по дорожке». Но Колобок чересчур самоуверен, у него головокружение от успехов. И он рискует совершить прыжок. Но прыгать «колобки» не обучены, прыгать – это не в генах Колобка.
Колобок выполнил свою миссию. Причем замысел Дедушки был воплощен безукоризненно, комар носа не подточит. Он же, Дедушка, остался не только замаскированным, но даже вызывает сочувствие.
Конечно, не будь открыты архивы, мы бы продолжали верить в сказку о Колобке.
Каков же урок всей этой неприглядной истории? Можно ли и дальше внушать детям идею заказных убийств, идею манипулирования «колобками», потакать хитрым «дедушкам»? Не пора ли встать, наконец, на защиту детей и оградить наше будущее от всяких «дедушек», «колобков» и всего этого «колобочества»? Давно пора!
Использованная литература:
«Колобок в воспоминаниях современников», под редакцией Медведя, Волка и Зайца
«Дед и баба. Письма, дневники, документы»
«Как нас околобочили», д-р военно-филолог. наук, полковник Ракетоносцев
«Коло-Бок. Така наша доля», Сiрий Вовк
«I ate kolobok», Lisa Red Fox
«Колобок». Русская народная сказка в обработке К.Д. Ушинского
«Роковой путь колобка», Г.В. Цивьян
————————————
ПОДВИГ КОЛОБКА. ОТПОВЕДЬ ПАСКВИЛЯНТУ
————————————
Дьявол неутомим и изворотлив. Он рядится в одежды светлые и ведет речи сладкие. Как распознать его? «По плодам его. »
В этот раз дьявол нацепил маску литературного критика и выродил пасквиль «Колобок был заказан дедом».
Колобок давно уже стоит поперек горла у ненавистников нашего народа. Они хорошо знают: оторви народ от Колобка – и Русь зачахнет.
О, нет, эти лицемеры и фарисеи не будут жечь Колобок на площади, хотя им этого ох как хочется. Нет, они не так просты. Опорочить любимого народного героя, вбить клин между Дедушкой и Колобком, поссорить Старика со Старухой, натравить охотников на любимых наших зверюшек – вот чего они добиваются.
А что потом? Мы хорошо знаем что потом. Уоллстритовские Крокодилы гуляют по Невскому проспекту, звездно-полосатая Рыба-Кит плещется в Черном море, сионские Динозавры сидят в Кремле. Вот чем может обернуться это «невинное» литературное исследование.
Но давайте на минуту прикинемся, что дьявольский замысел не разгадан, что перед нами не пасквиль, а литературная критика. Давайте поверим автору и, как он советует, «спокойно и непредвзято по полочкам разберем тернистый путь Колобка». Давайте вывернем наружу все передержки, выскубанные из текста цитаты и подтасовки – обычный арсенал критиков такого пошиба.
«Путешествие в Арзрум» прозаическое произведение. Там нет никаких скабрезных «стишков». Пушкин никогда не поддерживал «теорию лобка». Напротив, Пушкин придерживался мнения, что Колобок ближе к «желобку». Вот отрывок из черновиков знаменитого стихотворения (*) «Подъезжая под Ижоры. »
«Подъезжая под Ижоры
Я взглянул на ж@пу Жоры
И увидел желобок
Вот куда бы Колобок»
(*)К сожалению, этот черновик не сохранился.
Как видим не «лобок», а «желобок» упоминает Пушкин. Вот она подтасовка нашего «критика».
Дальше, теория знаменитого военно-филолога, генерал-полковника Ракетоносцева в основном изложена верно, но и здесь критик не мог удержаться, чтоб не переврать звание и не назвать Ракетоносцева полковником.
Вершина надувательства – это так называемая «украинская теория». Критик пишет («коло» на украинском «около»). Но «коло» еще и «круг». Получается, что Украина не под боком у России, а в одном кругу. Так-то, господин хороший! Теперь по поводу книги «Коло-Бок. Така наша доля», Сiрий Вовк. Этот же автор 10 годами ранее опубликовал добротное исследование, где весьма доказательно проследил корни Колобка и обнаружил, что Дед был белорус, Баба – украинка, а сам Колобок – чистокровный русский. Об этом исследовании наш пасквилянт тоже «забыл».
Как же следует понимать историю Колобка? Это история героя, который преодолевая все преграды, используя народную смекалку ускользает от врагов и, в конце концов, выполняет задание центра («Дедушки»). Неискушенному может показаться, что Колобок попался в расставленную Лисой западню, но это не так. Колобок погиб незря. Лиса очень вскоре начала линять и терять шерсть.
Таков истинный смысл этой сказки. И никаким пасквилянтам не удастся принизить подвиг народного героя, Колобка. Не выйдет, господа хорошие!
Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»
Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.
Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.
Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?
Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.
Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).
«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.
1. Астрономическая
При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.
Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:
Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.
2. Юнгианская интерпретация
Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».
Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».
Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.
Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.
3. Мистическая
Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».
Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».
Что скрывают русские народные сказки
Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.
4. Архетипная
Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).
По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.
Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.
Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.
5. Личностного роста
Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»
«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»
В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.
Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Какие смыслы и аллюзии можно найти в «Колобке»?
Предыстория
В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.
В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.
Колобок как олицетворение качества человека
В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.
Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.
Хлебная символика
Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:
И пес перед хлебом смиряется
Только ангелы с неба не просят хлеба
Хлеб греет, не шуба
Худ обед, коли хлеба нет
Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.
кадр из м/ф «Колобок»
Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.
Почему колобок положили остужаться?
Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):
Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова. Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили. Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».
Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.
Почему колобок укатился?
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Колобок не стал ждать своей участи и укатился. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в аналогичных зарубежных сказках, как правило, хлебный человек с ногами, а в русской сказке – колобок «покатился». В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься. В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».
Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно плачевно.
Значение песни Колобка
Колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на неправильный путь.
Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем… То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.
Конец Колобка
Появление лисы, как губительницы колобка, можно трактовать по разному. Лиса – самое хитрое животное. Как бы не был ловок и хитер колобок, лиса оказалась еще хитрее, наказав хвастунишку сполна.
Колобок не угодил бы в пасть лисы если бы не стал хвастать перед ней, но он не смог этого сделать. В этом и замысел – показать до чего может довести вроде безобидное хвастовство (как признак тщеславия).
Другое понимание
Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:
Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращению: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и укатился. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы…если не вернулся?
Смыслы
В простой сказке о Колобке заложено множество образов и смыслов. Самое главное – понять смысл духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.
Можно возразить, что автором надуманно искались именно христианские ценности. На что можно ответить, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть…