как доказать что корень дышит
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных
Стр. 136. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о дыхании?
Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.
№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Стр. 137. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.
№ 2. В чём состоит значение дыхания?
Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.
№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?
Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.
№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.
У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.
У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.
Стр. 137. Подумайте
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.
Стр. 138. Моя лаборатория
Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.
Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.
Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.
По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.
Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.
Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.
Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.
Стр. 138. Задание
Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.
Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.
Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.
Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.
Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.
agrodoctor
agrodoctor
Слышал бы кто, что за латынь я им внушал, как лекарь.
Проблемы дыхания корней.
Воздух в почве необходим в первую очередь, для жизнедеятельности самих корней растения, Объем корневой системы очень велик. Так, например один куст помидора за сезон образует несколько тысяч корешков, суммарная длина которых превышает 200 метров, а количество корней взрослой яблони исчисляется миллионами при суммарной длине в десятки километров. И все эти корешки не только всасывают воду и питательные вещества, но и дышат, а значит потребляют кислород.
По результатам проведенных исследований учеными-биологами было установлено, что корень взрослого растения томата при сухой массе в 2 г всего за час поглощает 15 мг кислорода. Это количество содержится 0,05 литрах воздуха. То есть одному растению каждые сутки нужен целый литр свежего воздуха!
И если оно этот воздух не получит – немедленно начнется отмирание корневых волосков, затем мелких обрастающих корней и далее – вплоть до гибели всего растения. Такую картину мы можем наблюдать на полях, где после сильных ливней стоят лужи – уже на третий день подтопления можно увидеть полную гибель культуры.
Но кислород требуется не только самим растениям, но и микроорганизмам, живущим в почве и играющим очень важную роль в обеспечении растения доступными элементами питания.
Например, широко известные клубеньковые бактерии (Rhizobium) являются аэробами, то есть способны жить и размножаться только при доступе кислорода. К аэробным организмам относятся и свободноживущие азотфиксирующие бактерии рода Azotobacter и множество других полезных представителей почвенной микрофлоры.
Формирование высоких гряд или гребней. Этот агроприем наиболее эффективен в регионах с обильными осадками, а также с периодами ливневых дождей, после которых почва длительное время перенасыщена водой, а значит воздуха в ней будет критически мало. Особенно остро это проявляется на тяжелых, глинистых почвах, и на солонцах, где водопроницамость очень низка, а значит лужи буду удерживаться очень долго.
Формирование высоких гряд и гребней в этом случае дает возможность собрать излишки воды в межгрядном пространстве, тогда как значительная часть корневой системы в самой гряде будет хорошо обеспечена воздухом, находясь выше уровня застоя воды.
Солонцеватость нельзя путать с засолением. Солонец – это вязкая, киселеобразная, обесструктуренная почва, при подсыхании образующая толстую корку, трескающуюся на крупные монолиты. Солонцы образуются при перенасыщении почвенно-поглощающего комплекса обменным натрием и для «лечения» их проводят гипсование. Если же его не провести вовремя – растения будут страдать от недостатка воздуха в почве вне зависимости от проведения нами любых других мероприятий по аэрации.
Определять же это испарение лучше всего при помощи цифровой метеостанции. Еще недавно такое оборудование было дорогой диковинкой, но сейчас такие системы стоят очень дешево и позволяют даже маленькому фермеру устанавливать их на участке в несколько гектар.
Специально разработанное мобильное приложение каждое утро покажет и суммарное испарение с гектара и оптимальную поливную норму для каждой из культур.
Точный расчет поливной нормы крайне важен для любой системы полива (в тч и для дождевания), но более всего – для систем подземного капельного орошения. Ведь на «подземке» мы вообще не видим ту влагу, которую подаем на поле, для таких систем используется технология «невидимого полива», когда влага циркулирует исключительно в зоне корней, не появляясь на поверхности.
Эта разработка была названа системой «Autoagronom», она включает в себя комплекс онлайн- датчиков влажности, соединенный с цифровой метеостанцией и автоматикой управления поливом (конечно же на системах ручного управления поливом вряд ли реально включать поливные клетки 15 раз в сутки на 10 минут).
Жизнедеятельность корня
Всасывание воды корнями
Существует два пути попадания воды и полезых веществ в корень. Первый — по апопласту, то есть ч ерез клеточные стенки. Второй путь — по симпласту, ч ерез живое содержимое клеток по так называемым цитоплазматическим канальцам.
Причины движения воды в корне
· Корневое давление, обусловленное разностью концентрации воды в корне и почвенном растворе.
· Транспирация — постоянный процесс испарение влаги с поверхности листьев.
· Капиллярные силы — этим термином называют силы, притягивающие друг к дружке молекулы воды.
Влияние температуры на жизнедеятельность корней
Предыдущий опыт с пасокой можно немного усложнить. Корень одного растения мы будем поливать холодной водой, не больше + 1-3 градуса. Второй корень поливаем теплой водой, + 17-18 градусов. Первый корень в итоге даст намного меньше пасоки. Именно поэтому весной (с началом прогрева земли) поэтично говорят, что в природе забурлили жизненные соки.
Минеральное питание растений с помощью корней
Готовят растворы для гидропонного выращивания из дистиллированной воды с раствореными в ней минеральными солями. И растения получают минеральные вещества только в таком жидком виде. В достаточно больших количествах растениям нужны соли азота, калия, фосфора, серы, кальция, магния. Прочие минеральные вещества, такие как медь, бор, железо, цинк, нужны в очень небольших количествах. Причем разные виды растений восприимчивы к своему особому набору минеральных веществ.
Что же будет, если полностью залить водой гальку, в которой находится корень гидропонного растения? Оно погибнет по причине отсутствия воздуха. Какой быстрый и простой опыт доказывает, что корень дышит? Берем две пробирки, в одну помещаем растение с к орнем на 30 минут. Зажигаем спичку, вынимаем растение, вносим спичку в колбу и видим, что она гаснет — весь кислород в колбе был поглощен корнем. В другой колбе, где не было корня, спичка предсказуемо горит.
Дыхание растений
Разделы: Биология
Цели урока:
развивающие
- продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы технологии развития критического мышления «знаю, хочу знать, узнал».
Оборудование: стаканы с притертым стеклом, проросшие семена гороха, корнеплоды моркови, комнатные растения, стакан с водой с бальзамином, пульверизатор, свечи, известковая вода, спички, таблицы «Схема процессов дыхания и фотосинтеза», «Стебель», «Строение листа».
I. Организационный момент.
Ребята, чтобы разобрать тему урока, давайте вспомним о чём мы говорили на прошлых уроках. Для этого ответим на вопросы.
II. Проверка знаний. Разминка.
III. Актуализация знаний. Ввод в проблему (стадия вызова)
Итак, сегодня на уроке изучим тему: «Дыхание растений».
(Учащиеся записывают тему в тетрадях).
Ребята, вспомните и назовите, что вам известно о дыхании?
При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ.)
Давайте в тетрадях начертим таблицу, состоящую из трех граф.(Слайд 2)
знаю, хочу знать, узнал
и запишем, что вы уже знаете о дыхании и обсудим, что хотели бы вы узнать на уроке по этой теме? Чему научиться?
(Ответы учащихся: как растения дышат? Как поступает воздух в растения? Зачем нужен кислород? Все ли органы растения дышат?)
Наша задача выяснить в чем сходство дыхания и горения и установить, есть ли взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза.
(Работа с тетрадью. Заполнение граф «знаю», «хочу знать»)
При дыхании поглощается кислород, выделяется кислород
Все ли органы растения дышат?
Зачем нужен кислород?
Все органы растения, состоящие из живых клеток дышат.
«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью».
Л. Н. Толстой (Слайд 3)
IV. Изучение нового материала и его закрепление (осмысление содержания).
1. Демонстрация опыта, показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. (Слайд 4)
1) Для чего в первом варианте используется пульверизатор? (для насыщения воды воздухом, так как корни растений дышат)
2) Для чего во второй стакан налили растительное масло? (чтобы не было доступа воздуха)
4) Каким образом поступает воздух в растение? (стр. 109, 117 учебника В.В. Пасечник Биология 6 кл., М. Дрофа 2002. через устьица листа, стебля, чечевички пробки запись в графе «узнал»)
2. Демонстрация опыта, доказывающий дыхание других органов. (Слайд 5)
1) Почему свечи погасли? (органы растения использовали кислород на дыхание, а горение без кислорода тоже не происходит)
Вывод: все органы растения, состоящие из живых клеток дышат. (Слайд 6)
(запись в графе «узнал»)
2) Как вы думайте, какой газ находится в банках № 1 и № 2? (углекислый газ, который не поддерживает горение)
3) Как протекает процесс горения? (учащиеся высказывают свои суждения: при дыхании поступает кислород, а выделяется углекислый газ, на горение тоже используется кислород и т.д.)
4) Что выделяется при горении кроме углекислого газа? (тепло)
Вывод: при горении выделяется большое количество энергии. (Слайд 7)
(звучит музыка В.С.Высоцкого «Гимнастика»)
3. Самостоятельная работа учащихся.
Чтение текста учебника «как протекает процесс дыхания у растений»
(сравнение суждений учащихся с научной информацией)
1) В чем проявляется сходство дыхания и горения?
Дыхание сходно с горением. При дыхании разложение органических веществ происходит постепенно, поэтапно, на каждом этапе выделяется энергия, которую растение использует на различные процессы жизнедеятельности (рост, размножение).
4. Самостоятельная работа учащихся.
Чтение текста учебника «взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза» и составьте таблицы
«Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания». (Слайд 8)
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит? | В клетках, содержащих хлоропласты | Во всех живых клетках |
Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
Что происходит с органическими веществами? | Образуется | Расходуется |
В какое время суток происходит? | Необходима | Происходит и на свету, и в темноте |
Энергия | Накапливается | Освобождается |
Фронтальная проверка содержания записей в таблице.
V. Подведения итогов урока (рефлексия)
1. Анализ записей в тетради учащимися.
2. Формулировка вывода.
(запись учащимися в графе «узнал»
3. Беседа о вредном влиянии загрязнения воздуха на интенсивности дыхания растений, о защите комнатных растений от пыли, о необходимости рыхления почвы, соблюдении воздушного режима при хранении семян в зернохранилищах.
Стихотворение. (Слайд 11)
4. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: (Слайд 12)
1) прочитать материал учебника п.35;
2) решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ пояснить.
Литература.
2. Биология в школе № 2/2004 год.
3. С.Л. Островский «Как сделать презентацию к уроку?», Первое сентября, 2010
Статья «Дыхание корней. Видоизменения корней. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Дыхание корней. Видоизменения корней. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Какую роль играют сосуды в корне растения?
2. Где находятся сосуды в корне?
3. Как выглядят сосуды на поперечном срезе корня? Как они
4. Куда поступает вода и растворенные в ней минеральные
вещества из сосудов корня?
5. Какие органические удобрения вы знаете?
6. Какие минеральные соли необходимы растениям?
7. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
8. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?
9. Что такое подкормка растений? Для чего она нужна?
10. Когда проводят подкормку растений?
11. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрений?
1. Осенью после уборки плодов выкопайте корни тыквы или кабачка и рассмотрите в лупу сосуды на поперечном срезе корня этого растения.
2. С марта — апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных
растений, которыми озеленена школа. Для подкормки берите куриный или
голубиный помет. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объема
литровой банки заполните птичьим пометом, затем до верха банки налейте
горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и
лайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой
подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами
воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Растения подкармливают один раз в неделю.
План изучения нового материала:
Для нормального роста и развития растения необходимо,
чтобы к его корням поступал свежий воздух. В этом можно
убедиться на несложном опыте.
Возьмем два одинаковых сосуда с водой, в которой растворены
все необходимые растениям минеральные вещества. В каждый
сосуд поместим по два одинаково развивающихся проростка
фасоли или подсолнечника. Воду в одном из сосудов
ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора.
На поверхность воды во втором сосуде нальем тонкий слой
растительного масла. Масло задерживает поступление воздуха
в воду. Через некоторое время растения во втором сосуде перестанут
расти, зачахнут и в конце концов погибнут. Гибель
растений наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для
Корни, как и все другие органы растения, дышат. При дыхании
клетки корня поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
На тяжелых глинистых и заболоченных почвах растения особенно
страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах
вытесняет воздух и нормальное дыхание корней нарушается
Выращивая растения, надо следить, чтобы к корням постоянно
поступал свежий воздух. Для л о г о почву регулярно рыхлят
культиваторами или мотыгами.
Рыхление почвы, кроме того, помогает сохранить влэгу на
сухих участках. При подсыхании почвы на ее поверхности образуется
корка: она способствует быстрому испарению воды. Во
время рыхления корка разрушается и в поверхностном слое
сохраняется влага. Вода перестает испаряться из более глубоких
слоев почвы. Недаром рыхление иногда называют «сухой полив
кой». Говорят так: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два
У моркови, свеклы, репы, брюквы питательные органические
вещества запасаются в корнеплодах. В образовании корнеплодов
принимают участие как главный корень, так и нижние участки
Большинство растений, образующих корнеплоды— двулетники.
В первый год из семян развиваются растения, имеющие только
корни, стебли и листья. К осени каждое из таких растений
в главном корне и нижней части стебля накапливает питательные
вещества. Осенью надземные органы отмирают, а корнеплод
сохраняется и зимует. На второй год жизни из почек развиваются
новые надземные органы. Растение цветет и плодоносит. После
того, как в плодах созреют семена, двулетние растения отмирают.
Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня,
например, корневые клубни. Они появляются в результате
утолщения боковых или придаточных корней у георгина.
чистяка, батата (сладкого картофеля), возделываемого в тропических
и субтропических странах.
Своеобразные придаточные корни-прицепки развиваются у
плюща; ими растения прикрепляются к опоре, например к вертикальной
стене или к стволу дерева, и благодаря этому растут
вверх, вынося листья к свету.
Некоторые тропические деревья на стволах и на крупных ветвях
образуют придаточные корни. Они дорастают до земли и служат
подпорками. У орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев
влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно
свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и
помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.
Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:
1. Как доказать, что корни дышат?
2. Как усилить доступ воздуха к корням?
3. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
4. Почему рыхление почвы называют «сухой поливкой»?
5. Как можно повысить урожайность культурных растений, воздействуя на их корневые системы?
6. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
7. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
1. Чтобы убедиться в том, что в рыхлой почве между ее комочками находится воздух, проделайте следующий опыт. Возьмите небольшой горшочек с каким-нибудь комнатным растением и опустите его в широкий стеклянный сосуд, наполненный водой. Из горшочка на поверхность воды в сосуде сейчас же начнут выделяться пузырьки воздуха. Это происходит потому, что вода вытесняет из почвы воздух и он поднимается на поверхность.
2. Весной посейте на грядке морковь, свеклу или репу. Через неделю после
появления всходов, а затем раз в неделю осторожно вынимайте их по одному
из почвы и зарисовывайте. Сделайте альбом из этих рисунков и по ним
проследите развитие корнеплодов у этих растений.
6—7 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1993.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Удобрения. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Поглощение воды корнем. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Рост корня. Зоны (участки) корня. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Корень. Стержневые и мочковатые корневые системы. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Клеточное строение растительного организма. Устройство увеличительных приборов. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Рабочая программа по биологии Пасечник 5- 9 класс
Статья «Разнообразие растений. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357175 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- как доказать что колобок плоский
- как доказать что корневище и луковица это видоизмененные побеги кратко