как доказать что молоко смесь
Искусственное вскармливание: «Многие мифы — вовсе не мифы». Интервью с гинекологом-репродуктологом
Тема искусственного вскармливания порождает споры на форумах, уйму статей в интернете и переходящие из материала в материал «страшилки». Что правда, а что мифы, как себя вести, если вы вынуждены кормить ребеночка смесями — об этом в сегодняшнем интервью.
5 основных мифов об искусственном вскармливании
1.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще болеют.
— Это не миф. Никакая искусственная смесь не заменит грудное молоко, потому как в ней нет иммуноглобулинов, укрепляющих иммунитет ребенка.
2.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще подвержены аллергиям.
— И это тоже не миф. Аллергия бывает из-за того, что в организм попадает что-то чужеродное — срабатывает иммунная защита, вырабатываются антитела. У ребенка же иммунная система только формируется, поэтому так часты аллергические реакции (диатезы).
Сказать, что вот эта смесь аллергенная, а вот эта – нет, к сожалению, нельзя. Подобрать подходящую можно лишь методом проб и ошибок. Реакция ребенка на ту или иную смесь зависит от индивидуальных особенностей организма малыша.
3.Дети на искусственном вскармливании страдают от запоров.
— Это зависит от смеси. Есть смеси кисломолочные, адаптивные, есть на козьем, коровьем и соевом молоке. Какая смесь подойдет конкретному ребенку, сказать, повторюсь, сложно. Однако если от смеси у ребенка запоры, педиатры рекомендуют перейти на кисломолочные смеси.
4.Дети, которые были на искусственном вскармливании, имеют менее прочную эмоциональную связь с мамой.
— И это тоже не миф. Когда женщина прикладывает ребенка к груди, то лишь первые 10-15 минут — это кормление. Все остальное время — это время с мамой. Ее эмоции, сердцебиение, контакт — все это необходимо малышу.
5.Искусственное вскармливание в дальнейшем провоцирует риск развития серьезных заболеваний.
— Все будет зависеть от состава смеси. В некоторых смесях содержится пальмовое масло (благо, на рынке их все меньше). Пальмовое масло токсично для нервной системы человека. Также есть смеси с большим содержанием сахара — естественно, такие смеси будут провоцировать развитие сахарного диабета и метаболических нарушений. Родителям нужно внимательно изучать состав смеси и советоваться с педиатрами.
— Есть ли показания, по которым врачи могут запретить женщине кормить ребенка грудью?
— Это весьма ограниченное количество показаний, к ним относятся
Отдельно хотелось бы сказать про мастит (воспаление ткани молочной железы, вызванное бактериальной инфекцией). Грубо говоря, это гной, который по млечным протокам при кормлении может попадать ребенку, и ребенок будет инфицирован. Поэтому грудное вскармливание при мастите третьей стадии (когда формируется абсцесс) также противопоказано.
— А какие причины мастита?
— Есть основная причина – это попадание инфекции через трещины, которые образуются в соске.
Дело в том, что 10-15 минут достаточно для того, чтобы покормить ребеночка в первые дни его жизни. Однако некоторые мамы держат малыша у груди гораздо дольше: он уже не кушает, а просто удовлетворяет свой сосательный рефлекс. Из-за постоянного раздражения соска и образуются трещины.
Также если в организме женщины есть хронический очаг какого-то воспалительного процесса, у нее возрастает риск развития мастита. Например, женщина имеет хронический тонзиллит. Помимо этого, причиной мастита может быть банальное несоблюдение гигиены.
— Предположим, что у молодой мамы либо недостаточно молока, либо врачи запретили ей кормить ребенка грудью. Она начиталась обо всех минусах искусственного вскармливания, и ей стало страшно. Что посоветуете?
— Посоветую начинать с адаптационных смесей. Ни в коем случае не превышать дозировку, четко следовать инструкции — никакой самодеятельности в этом деле быть не должно. Внимательно следите за реакцией ребенка на смесь. Если что-то не так — меняйте ее.
Хотелось бы отметить, что цена смеси и ее состав никак не связаны. Говорить, что вот эта смесь дорогая – она хорошая, а вот эта дешевая – она не очень, нельзя.
От себя хотелось бы сказать, что если женщина настроена на грудное вскармливание, она будет кормить ребенка как можно дольше. Психологический настрой оказывает очень большое влияние на этот процесс.
Во время второй мировой войны были случаи, когда родственницы умерших матерей забирали себе их грудных деток. Чтобы накормить, прикладывали к груди. И это была настолько сильная эмоциональная доминанта — накормить ребенка — что у них появлялось молоко. Даже у тех женщин, которые еще не рожали.
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Такое полезное молоко»
Ирина Борисанова
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Такое полезное молоко»
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
Образовательные: Познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Дать представления о том, что молоко входит в состав многих продуктов.
Развивающие:Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, пластиковые стаканчики, пищевые красители, лимон, ватные палочки, жидкое мыло, утюг, кисточки, листы бумаги, клеенки, белые халаты, кастрюля, сито, пипетки, маленькие ложки, колокольчики.
Планируемый результат: Подвести детей к пониманию полезной ценности молока для организма человека.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили посылку из Простоквашино от Шарика. Давайте посмотрим, что в ней (в ней бутылка молока и письмо)
«Здравствуйте ребята! Мы с Матроскиным и дядей Федором живем в Простоквашино. У нас есть корова. Матроскин меня заставляет пить молоко, говорит, что оно полезное. Пожалуйста, напишите мне, на самом ли деле молоко такое полезное, как говорит Матроскин»
Ребята, как мы сможем узнать о полезных свойствах молока.
(из книг, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, проделать опыты)
Вы любите проводить опыты? Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
(Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты)
Чтобы все узнать о молоке, мы превратимся в ученых.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг
другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.
В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты.
Воспитатель предлагает занять места в лаборатории.
(в прозрачных стаканах налито молоко)
1. Какого цвета молоко? (белое)
3. Положите в стакан с молоком ложку.
-Видите ли вы ее? почему? (оно непрозрачное)
ИТОГ: молоко имеет цвет, льется, непрозрачное, имеет вкус и запах.
Воспитатель: Молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых.
В молоке содержится много полезных веществ, которые нужны нашему организму. Все эти вещества невидимы, но как только они попадают внутрь нашего организма, то каждый орган находит нужное вещество.
— В молоке есть белок – он укрепляет мышцы.
— В молоке есть сахар – еще один источник энергии.
— В молоке есть кальций – он укрепляет кости, волосы, зубы, нервную систему.
Молоко служит сырьём для приготовления множества молочных продуктов: сливки, сметана, кефир, ряженка, йогурт, творог, масло, сыр, мороженое.
-Ребята, а вы знаете, почему молоко белого цвета?
То, что в молоке есть жир мы сейчас с вами можем доказать опытным путем.
«Узоры в молоке».
Воспитатель: У вас в тарелках налито молоко. С помощью пипетки капаем пищевой краситель в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? (ничего) Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, молока в центре и наблюдайте что происходит (краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры)
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
Воспитатель: Ребята, с помощью молока можно писать тайные послания.
Возьмите тонкую кисточку и напишите или нарисуйте что-нибудь на обычном листе бумаги молоком. Подождем, когда надпись высохнет.
«Му-му-му! – мычит корова. (Дети идут по кругу, показывают рога)
Забодаю Катю с Вовой. (Повороты вправо – влево)
Вы не пьете молоко? (Руки на поясе, выражение лица – сердитое)
Убегайте далеко!» (Дети разбегаются по группе)
А теперь нагреем лист утюгом. Что происходит? (изображение темнеет) молоко подгорает при температуре гораздо меньшей, той, при которой горит бумага. Поэтому места, на которых есть молоко, уже почернеют, а бумага еще останется белой.
Воспитатель: Ребята, а вы любите фрукты? С помощью обычного и лимона мы проведем эксперимент.
Сворачивание молока под воздействием кислоты.
Воспитатель: В чайную ложку с молоком капнем лимонный сок. Посмотрите, что происходит? Под воздействием кислоты молоко сворачивается. То же самое происходит и внутри желудка.
Но молоко может свернуться и без кислоты, естественным путем.
Вчера мы поставили мы с вами банку молока в теплое место. Давайте, посмотрим, что получилось?
(молоко скисло, белок в молоке свернулся и получилась простокваша)
Из простокваши можно сделать творог.
Скисшее молоко надо ставим на огонь. При нагревании получаются белые сгустки. Чтобы отделить их от остальной жидкости, содержимое кастрюльки нужно процедить через марлю или сито. В результате процеживания останется густая масса, практически полностью состоящая из белка казеина – это творог.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть исследователями?
Воспитатель: Что нового из опытов вы сегодня узнали?
1. Молоко полезно для взрослых и детей.
2. В составе молока есть белок, жир, сахар, витамины, вода.
3. Из-за белка – казеина, молоко белого цвета.
Воспитатель: Я предлагаю написать письмо Шарику и рассказать о том, что мы узнали.
Ребята, кому было сегодня интересно – позвените в колокольчик, а теперь позвените, кому было скучно, а теперь позвените, кому было трудно?
— А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
Прошу снять халаты и из лаборатории вернуться в детский сад.
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Молоко — это не только полезно, но и интересно» Досуг по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Колобок» Путешествие «Молоко – это не только полезно, но и интересно!».
Интегрированная ООД «Использование экспериментальной деятельности для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха Открытая интегрированная.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Пейте, дети, молоко!» в старшей группе Программное содержание: 1. Расширять представление детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма. 2. Формировать.
Конспект ООД по экологическому воспитанию «Что такое заповедник?» в старшей группе Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны. Задачи: Развивающие: Развивать у детей мышление, внимание, память;.
Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина» Конспект ООД подготовительной группы опытно-экспериментальной деятельности «В гостях у профессора Всезнайкина» Цель: Закрепить и расширить.
Конспект опытно-экспериментальной ООД «Путешествие Совенка» в младшей группе Цель: Продолжать формировать представления о воде, познакомить с новыми ее свойствами – увеличивает, бумага в воде намокает. Познакомиться.
Конспект ООД с элементами экспериментирования «Что такое воздух?» Конспект ООД с элементами экспериментирования (старшая группа) «Что такое воздух?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №1.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория чудес. Молоко: его качества и свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе: «Лаборатория чудес. Молоко: его качества и свойства» Цель: Развивать.
ООД по чтению рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка» с использованием экспериментальной деятельности муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 Советского района Волгограда» Организационно-образовательная деятельность.
Как продлить срок грудного вскармливания и почему пропадает молоко? Интервью с акушером-гинекологом
«Сейчас молодые мамы ориентированы на кормление грудью. И это правильно, потому что грудное молоко — это лучшее питание для ребеночка в первые 6 месяцев жизни».
— На мой взгляд, целиком и полностью это зависит от желания женщины. Если мама настроена на грудное вскармливание, то все получится! Важно также, чтобы в первый час после родов ребенка приложили к груди. И это раннее прикладывание — идеальное начало для длительного и успешного грудного вскармливания. Конечно, это не означает, что уже через пару дней вы с малышом будете напоминать картины Эпохи Возрождения, изображающие умиротворенную мать с младенцем. За молоко в любом случае придется побороться. Однако если преодолеть первые сложные недели, то после установления лактации кормление грудью будет приносить радость.
— Почему некоторые мамы рано перестают кормить ребенка грудью?
— Это происходит, когда возникают первые трудности (трещины сосков, усталость, недостаток молока). И тогда кажется, что бутылочка со смесью — волшебное спасение. Но нужно помнить, что трудности временны и разрешимы!
Чтобы избежать трещин, нужно сразу правильно приложить малыша к груди, важно, чтобы малыш правильно захватил сосок во время сосания. При правильном захвате ротик ребенка широко открыт, подбородок прижат к груди мамы, нижняя губа вывернута наружу, захвачен не только сосок, но и значительная часть ареолы, а при этом происходит стимуляция нервных окончаний ареолы (околососкового кружка) и в головном мозге женщины начинают вырабатываться два гормона: окситоцин и пролактин, ответственные за выработку молока.
Получается, что важными являются два фактора: психологическая установка мамы на кормление грудью и правильная стимуляция ареол во время кормления.
— Стоит сказать, что существуют естественные кризы, когда молока становится мало: в один месяц, три, шесть и ближе к году. Это сроки, связанные с периодами активного физического развития ребенка: возрастают энергетические потребности малыша, соответственно, требуется большее количества молока, а грудь еще не успела перестроиться под возросшие потребности. Для восстановления баланса необходимо время, 6-8 дней. И когда мама информирована об этих возможных кризах, она «вооружена» и знает, что через несколько дней молоко прибудет в необходимом количестве и все будет хорошо.
— Почему все же пропадает молоко?
— Когда молока в определенные периоды становится меньше, мама, боясь, чтобы ребенок не остался голодным, вспоминает о «волшебной бутылочке со смесью». Тем самым нарушается цепочка «сосок — головной мозг — количество молока», о которой я уже говорила ранее. Т.е. чем реже мама прикладывает ребеночка к груди, тем меньше сигналов поступает в головной мозг, выработка гормонов снижается, уменьшается секреция молока. У некоторых и вовсе молоко исчезает. Поэтому, чем чаще мама прикладывает ребенка к груди, тем активнее стимулирует выработку молока.
— На форумах в интернете женщины делятся советами, что нужно делать для того, чтобы кормить малыша дольше. Например, пишут, что когда мама начинает кормить ребенка из бутылочки, грудь он начинает сосать по-другому, опустошает ее неэффективно, а это приводит к тому, что молока становится меньше.
— Ну, с соской все просто: сжал ее — смесь полилась. Малышу никаких усилий затрачивать не нужно! И когда его снова прикладывают к груди, он уже не полностью захватывает ареолу, а ведь именно там находятся все рецепторы, о которых я упоминала. Следовательно, сигналов в головной мозг поступает меньше — и молока становится меньше.
— Еще есть мнение, что весьма важно кормить малыша ночью. Проснулся он — дай грудь. Не проснулся — разбуди и дай грудь.
— Будить ребенка — это не совсем правильно. Но если он проснулся, приложить к груди необходимо! Пик выработки пролактина выпадает приблизительно на 22 часа. Затем повторные пики происходят ночью.
Если же ребенка ночью не кормить, то в протоках будет задерживаться молоко, и при их переполнении в головной мозг поступает сигнал для подавления выработки пролактина, а это команда для снижения выработки молока. Поэтому иногда при отсутствии ночных кормлений молока действительно становится меньше.
— Еще один совет, найденный на форуме для мам: ребенок должен быть правильно приложен к груди.
— Это абсолютная правда. От захвата ребенком груди зависит очень многое, как продолжительность каждого кормления, так и период грудного вскармливания в целом.
— Также есть мнение, что период кормления грудью напрямую зависит от спокойствия и отдыха матери.
— Первые 3-4 недели после родов маме нужно быть с малышом постоянно, пока не установится та самая связь по выработке молока, о которой я уже говорила. Именно в этот период так важна помощь близких! Потому что для полноценного грудного вскармливания важны не только спокойствие, но и внутренняя гармония, психологическое состояние женщины. Безусловно, все стрессы негативно влияют на грудное вскармливание.
— И еще один совет от мамочек: кормить то одной, то другой грудью…
— Каждая мама подстраивается под потребности своего малыша. Кому-то достаточно молока из одной груди на одно кормление и когда приходит время следующего кормления, они дают другую грудь. Некоторые мамы действительно дают за одно кормление обе груди. Здесь все индивидуально.
— А что насчет сцеживания после каждого кормления?
— На мой взгляд, это лишнее. Я за баланс! Сколько малыш скушал молока в соответствии со своими потребностями, столько его прибыло к следующему кормлению! А сцеживание после кормления — это стремление, чтобы молока прибыло больше, а слишком усердное стремление к «молочным рекам» может стать причиной воспалительных процессов в груди, мастита и лактостаза.
— Как продлить срок кормления?
— Первое. Помним о естественных критических периодах, когда молока становится меньше: в месяц, в три, в шесть; главное для мамы — не воспользоваться «волшебной бутылочкой со смесью». Естественно, это только при условии, что нет верных признаков «недоедания».
Второе. Чаще прикладывайте ребенка к груди.
Третье. Спокойствие и отдых самой мамы.
Четвертое. Питание мамы должно быть полноценным и сбалансированным. Необходимо пить достаточное количество жидкости: вода, теплые чаи, компоты.
Пятое. За 10-15 минут до кормления можно принять теплый душ и сделать легкий массаж молочной железы, это ускоряет приток молока.
Шестое. Нужно помнить, что есть средства, которые в случае необходимости приведут к увеличению объема грудного молока, не влияя на его вкус. Особенно хорошо зарекомендовали себя фиточаи: плоды аниса, тмина, фенхеля, укропа, листья крапивы, их сочетание, при котором они дополняют и усиливают друг друга. Из лекарственных средств есть таблетки на основе пчелиного маточного молочка.
— Сейчас очень много споров на тему того, как долго нужно кормить малыша…
— В этом вопросе я полностью согласна с мнением онкологов. Ориентируемся на срок до 18 месяцев. Кормление грудью до года очень необходимо малышу, так как с материнским молоком он получает не только питательные вещества, но и вещества, необходимые для формирования иммунитета. При этом лактация защищает и женщину от новообразований в молочной железе. А грудное вскармливание в период от года до 18 месяцев — это время, необходимое для формирования «особых» взаимоотношений мамы и малыша, которое они пронесут через всю жизнь!
В каких случаях не стоит переводить ребенка на молочную смесь
Содержание
Современные смеси приближаются к грудному молоку по своему составу, но целиком «повторить» природу невозможно. Многие из биологически активных соединений и компонентов, содержащихся в материнском молоке, искусственно воспроизвести нельзя. Грудное молоко – продукт уникальный. У разных матерей молоко различается по составу. Более того, его состав постоянно меняется, подстраиваясь под нужды ребенка. Например, когда малыш заболевает, в молоке повышается уровень защитных антител. Даже в разных порциях в течение дня различается содержание питательных веществ – белков, жиров и углеводов. В утреннем молоке больше углеводов, ведь малышу днем нужно много энергии. В дневном молоке содержится больше белков – строительного материала для клеток. А в вечернем – жиров, чтобы малыш хорошо насытился и его сон был спокойным и крепким. Ну как все это можно предусмотреть в искусственных смесях?
Защита от болезней
Грудное вскармливание – реальный долгосрочный вклад мамы в здоровье своего ребенка. Доказано: если детей кормят грудью, то они реже простужаются и более устойчивы к инфекционным заболеваниям. У них реже развиваются аллергии, более стойкий поствакцинальный иммунитет.
В материнском молоке есть незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, влияющие на развитие мозга. Кроме этого, у вскормленных грудью детей снижается риск развития таких грозных заболеваний, как атеросклероз, ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь. Иногда самое непродолжительное (до полутора месяцев) грудное вскармливание может обеспечить защиту против болезней в более поздний период жизни.
Конечно, бывают случаи, когда грудное вскармливание невозможно. В некоторых из них молочные смеси – вынужденная, но единственно возможная мера. Например, при тяжелых заболеваниях у матери, таких как открытая форма туберкулеза, ВИЧ-инфицирование, эклампсия (осложнение беременности, при котором резко и непредвиденно повышается артериальное давление) и другие.
Случается, что сразу после родов мама не может кормить малыша грудью. Например, если была родовая травма, тяжелая асфиксия у ребенка в родах, судороги, врожденные нарушения в работе ЖКТ, сердца и других органов.
Если есть серьезные противопоказания или все меры, направленные на поддержание лактации, не привели к успеху, врач (а не сами родители!) индивидуально подбирает ребенку молочную смесь. Но в то же время мама должна быть проинформирована о том, что перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание может привести к нежелательным последствиям. Причем как для ребенка, так и для матери.
Что знают о молочных смесях мамы. Результаты опроса эксперта Роскачества смотрите ЗДЕСЬ
Риски, связанные с введением искусственной смеси для ребенка:
Развитие проблем с ЖКТ, аллергии, бронхиальной астмы.
Дефицит питательных элементов.
Повышение риска развития онкологии, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, кишечных инфекций.
Рекламу детских смесей как заменителей грудного молока хотят запретить. Соответствующий проект закона уже внесен на рассмотрение в Госдуму РФ группой сенаторов во главе с вице-спикером Галиной Кареловой.
По словам авторов инициативы, реклама заменителей грудного молока, а также сопутствующие ей инструменты маркетинга, которые в настоящий момент используются некоторыми производителями и продавцами, является немаловажным фактором, побуждающим матерей отказываться от грудного вскармливания в пользу искусственного.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года.
При выборе заменителей молока специалист учитывает множество факторов: состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, поведение, аппетит, наличие или отсутствие аллергических реакций и т. д. Это важно, чтобы не допустить появления нежелательных симптомов и проблем со здоровьем.
Отказ матери от грудного вскармливания приводит к повышенному риску развития заболеваний груди, яичников, эндометрии, а также остеопороза, заболеваний опорно-двигательного аппарата, депрессии, сахарного диабета и других.
Как наладить процесс кормления грудью и сделать так, чтобы он приносил пользу и удовольствие и маме, и малышу?
Рекомендации для длительной лактации:
Прикладывать здорового новорожденного ребенка к груди рекомендуется уже в родильном зале, сразу после рождения.
Не предлагайте ребенку ничего, кроме грудного молока.
Применяйте естественное вскармливание не по часам или режиму, а только по требованию ребенка. Так часто, как малыш хочет. Количество молока зависит от числа прикладываний к груди. Ни еда, которую ест мама, ни количество воды, которое она пьет, определяющей роли здесь не играют.
Не используйте имитирующие грудь предметы (бутылочки, соски, пустышки).
Соблюдайте рекомендации врача по правильной технике кормления грудью.
Родным и близким нужно создать для молодой мамы комфортные условия, чтобы она вовремя смогла поесть, поспать, не перетруждалась физически.
Не менее 1–1,5 года. А в идеале, чтобы дать ребенку наилучший старт в жизни, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) советует кормить до двух лет. Впрочем, можно и дольше, если ребенок и мама при этом чувствуют себя комфортно.
До шести месяцев рекомендовано исключительно грудное вскармливание. После шести месяцев следует вводить прикорм. Начинают прикорм с овощей или каши. Тут нужно ориентироваться на вес ребенка. При дефиците веса лучше начинать с каши; если с весом все в порядке – с овощей. Но не с соков! Они раздражают слизистую желудка и кишечника. По той же причине не стоит торопиться вводить в рацион малыша фрукты.
Проконтролировать, наедается ли малыш, несложно. У ребенка старше семи дней, которому хватает грудного молока, будет не меньше шести тяжелых мокрых подгузников в сутки. В первые шесть недель стул у него будет не менее трех раз в сутки, далее возможно реже. Нормальная прибавка в весе, признанная международными стандартами, – 125 грамм в неделю или 550–600 грамм в месяц.