как доказать что разделительный ь должен стоять в слове лисья
Разделительный мягкий знак
Мягкий знак— это буква, которая указывает на мягкость согласного звука, но сама звука не имеет. Например, в словах сосулька, восемь, банька мягкий знак на письме обозначает, что согласные звуки [л′], [м′], [н′] будут мягкими.
Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного. Прочитайте вслух пары слов и обратите внимание, как произносятся выделенные слоги:
В этих парах слогов одинаковые согласные и одинаковые гласные, но наличие разделительного мягкого знака влияет на их произношение. Слоги без мягкого знака произносятся более слитно. Все дело в том, что гласные после разделительного мягкого знака обозначают по два звука вместо одного:
Разделительный мягкий знак встречается не перед любыми гласными, а только перед е, ё, ю, я, и. Также в виде исключения он может встречаться в заимствованных словах перед буквой о: бульон, почтальон.
В какой части слова пишется разделительный мягкий знак
В слове разделительный мягкий знак может находиться в корне или после него, но никогда — после приставки.
После приставки, которая оканчивается на согласный, и перед гласными е, ё, ю, я, и пишется разделительный твердый знак.
Приведем примеры слов с разделительным мягким знаком в разных частях слова:
2. Между корнем и суффиксом:
3. Между корнем и окончанием слова:
4. Между суффиксом и окончанием
Слова-исключения с разделительным мягким знаком
В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:
Как избежать ошибки в слове с разделительным мягким знаком
Чтобы писать слова с разделительным мягким знаком правильно, нужно уметь разбирать слово по составу и знать слова-исключения. Запомните простой порядок действий, чтобы определить, когда писать мягкий, а когда твердый разделительный знак.
Посмотрите, какая гласная стоит после согласной. Разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. А также перед о в заимствованных словах-исключениях.
Разберите слово по составу. Если приставка оканчивается на согласную букву, а за ней следует е, ё, ю, я или и — пишем твердый знак. В корне и после него — мягкий.
Урок «Разделительный мягкий знак»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Разделительный мягкий знак. Понятие.
2)Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак,писать слова с разделит.мягким знаком.
У нас сегодня необычный урок. На уроке гости- давайте поздороваемся с ними.
Девиз нашего урока тоже необычный « Лучший способ изучить что-либо – открыть это самому!»
-На какие группы мы можем разделить эти буквы?
Выделение групп.(А Я Ю И Ё Е; Н П Р С Т; Ь)
-Что вы знаете о букве ь?
Д)-Она не обозначает звука.
-Какую работу выполняет ь?
Д-Указывает на мягкость предшествующего согл.звука.
Подчеркните буквы, между которыми стоит ь.
Вывод смягчающий ь пишется между двумя согласными.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1)Создание проблемной ситуации.( групповая работа)
-Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них,что общего в них?
-Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы это сделали.
( разд.ь и ь знак показатель мягкости)
Говорят свои предположения,как будут делить.
В 1 столбике это слова с ь знаком – показателем мягкости. Докажите.
— А во втором? Слова с разд. Ь. Докажите! Попробуйте это записать.
2) Постановка проблемного вопроса.
-Значит в чём затруднение?
( не можем объяснить,почему эти слова с разд.ь)
Сформулируйте проблему.( не знаем правило о правописнии разд.ь)
Тема: Разделительный ь знак.
-Составим план урока.( На экране)
1. Узнать когда пишется ь знак.
2.Научиться без ошибок писать слова с раздел.ь.
И так, мы спланировали свою деятельность.
Работа с карточками.
Деревья, бельё, ульи, ночью,веселье.
-В)Букву,которая написана после ь знака подчеркни двумя чертами.
Г) Сделай вывод, где пишется разд. Ь знак
Составление опорной схемы:
СОГЛ-ь-ГЛАСН.-я,е,ё,ю,и Добавляю звук Й
Проверим наше открытие.
Чтение правила стр 32.( 1 абзаца)
Сравните написание и произношение этих слов: семя –семья (карточка)
-Сколько букв и звуков в слове «семя», «семья»?Запишите эту пару и посчитайте колич.букв и звуков в обоих словах. Запишите транскрипцию (С Э М Й А)
-А в какой букве прячется звук й?
— Разд.ь разделяет буквы гласных и согласных, при произношение слов с разд.ь знаком слышится звук Й.
-Это важное открытие. Оно поможет нам в дальнейшей работе. Дочитайте правило.Можем ли мы сказать, что « Разделительный ь» это орфограмма?
Прочитайте правило стр 33.
4. Упражнения в написании слов с разд.ь.
а)Для того чтобы научиться грамотно писать слова с разд.ь нужно много тренироваться.
Вот одно из упражнений, я вам предлагаю выполнить.
Прочитайте образец: Ручей-ручьи
Запишите эти слова
5. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня мягкий знак нашим хорошим другом.
6. Рефлексия. Итог урок.
-Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
-Что узнали о ь вообще?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-775056
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Учебник «Грамоты»: орфография
Разделительные «ь» и «ъ»
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание разделительных Ь и Ъ
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.
Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.
Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.
1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз _ яснения, сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
2. Утром учен _ е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».)
3. Маша окуталась шал _ ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».)
4. Еще с него, свин _ и, портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».)
5. Не легче ли два раза в год с _ ездить в Миргород? ( Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
6. Картины большей част _ ю были писаны масляными красками. (Н. В. Гоголь, «Портрет».)
7. Недавно женился на Lise Мейен, ад _ ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)
8. Галки, вороб _ и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
9. У вас, господа, чут _ я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».)
10. Меланхоликам у нас не жит _ е, а масленица! ( Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».)
12. Запахло обыкновенной чертовщиной, сами собой скрипнули где-то половицы, кожа на спине с _ ежилась под пристальным взглядом ч _ их-то глаз. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
13. Его двоюродные сестры и брат _ я болели коклюшем и свинкой — он не заражался, хотя под _ едал за ними молочную манную кашу с варен _ ем, которую им было трудно глотать из–за распухшего горла. (А. Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».)
14. Был у меня медал _ ончик в золотой оправе, помнишь? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».)
15. – Ну зачем же вы трудились об _ являть, что оно комическая?! (Ф. М. Достоевский, «Ползунков».)
16. Поди посмотри, готов ли бул _ он для дяденьки! (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)
17. Как пройдете церковь, так от двух _ ярусного дома направо. (Л. Н. Толстой, «Воскресение».)
18. Это был господин небольшого роста, вз _ ерошенный, со смуглым лицом. (И. С. Тургенев, «Рудин».)
19. Те огромные суммы он с_э кономил для казны. (Н. В. Гоголь.)
20. Под ногами хрустело стекло, валялись сморщенные тюбики из-под красок, телевизор смотрел пустым прямоугольником экрана, а стол был заставлен грязной посудой с тухлыми об _ едками. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
21. А для низкой жизни были числа, Как домашний, под _ яремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. (Н. Гумилев, «Слово».)
22. Пропаганда, осуществляемая средствами, успешно зарекомендовавшими себя в рекламе, стала одним из признанных методов правительств всех развитых стран, и особенно тем методом, с помощ _ ю которого создается общественное мнение. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)
23. Глазки его с_у зились, а черты лица растянулись. (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
24. Итак, согласно закону штата Н _ ю-Йорк, Христос и Джордж Вашингтон были бы слишком неустойчивы морально, чтобы доверить им образование молодежи. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)
25. Живым огнем раз _ единилоНас рампы светлое кольцо,И музыка преобразилаИ обожгла твое лицо. (А. Блок)
Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов («Лига школ»).
Русский язык «Разделительный «ь» перед гласными».
План – конспект урока по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класса на тему:
«Разделительный «ь» перед гласными».
Цель: совершенствовать навык правописания слов с разделительным мягким знаком.
Научить детей правильному произношению слов и слогов разделительным мягким знаком;
Формировать у учащихся фонематическое восприятие слогов и слов с разделительным мягким знаком;
Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.
Корригировать внимание путём нахождения слов в буквенном тексте;
Коррекция и развитие мышления, связной устной и письменной речи при работе над деформированным текстом;
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
Продолжение работы по развитию чувства ответственности и самостоятельности за выполнение домашней и самостоятельной работы;
Формирование бережного отношения к рабочим тетрадям.
Оборудование: карточки с буквами, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайдовое сопровождение урока, акустическая система.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесно-практический, наглядный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.
Тип урока: комбинированны
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Улыбнёмся солнышку: «Здравствуй, золотое!»
Улыбнёмся птичке: «Приходи, весна!»
Улыбнёмся дождику: «Лей как из ведра!»
Пожмём друг другу руки и пожелаем удачи и добра.
— Для работы на уроке нам нужны крепкие и сильные пальчики. Выполняем следующее упражнение для пальцев рук:
«Пальчики здороваются». Большой палец поочерёдно касается каждого пальца руки.
Делают упражнения, поочередно соединяя каждый пальчик с большим пальцем.
— Откройте тетради. Сели ровно, спинки прямые. Запишите число, классная работа.
-Посмотрите на экран. Найдите в буквенном тексте
три словарных слова.
Смотрим на экран в течение 30 секунд и запоминаем написание слов.
Пишем по памяти. Проверяем.
Открывают тетради, садятся ровно, записывают число, классная работа.
Дети записывают в тетрадь слова: горох, ребята, капуста.
На доске записано число, классная работа.
Учитель помогает слабым обучающимся записать, указывает место от куда начать запись.
Введение в тему урока
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим работать с ь знаком. Тему урока вы узнаете и назовёте сами, когда выполните упражнения, приготовленные мною.
— Первое задание: минутка чистописания. Так как будем работать с ь знаком, то вспомним написание самого мягкого знака и его соединение с другими буквами. Обратите внимание на экран. Запишите себе в тетрадь.
Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать.
— Мы уже знаем, что мягкий знак показывает мягкость согласных на письме. Это первая его работа. Но в русском языке он выполняет ещё одну работу. Сейчас вы узнаете, о какой работе идёт речь. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
-Настя, ты будешь мягким знаком, держи карточку «ь». Буква «л» будет держать Паша, букву «я» отдаю Леше.
-Ребята, выходите к доске, составим слог. (По очереди вызываю разных учеников, составлять слоги).
-Молодцы, все слоги составлены. Присаживаемся на места.
-Посмотрите на экран. Давайте проверим, правильно мы составили на доске слоги?
(Один ученик играет роль мягкого знака. Остальные ученики берут карточки с гласными и согласными буквами и составляют слоги у доски, садятся и смотрят на слайд, делая проверку.)
— Произнесите слоги в левом столбике. Согласный в слоге твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным?
— Произнесите слоги в правом столбике. Согласный твёрдый или мягкий? Как обозначена мягкость согласного на письме? Слитно или раздельно произносится согласный с гласным?
— Итак, как нам на письме показать раздельное произношение согласного с гласным?
— А какую же работу выполняет мягкий знак?
— Правильно, такой мягкий знак называется разделительный. Какие слоги произносить легче? Какие труднее?
— При произношении слогов с разделительным мягким знаком губы растягиваются в улыбочку. А сейчас попробуем произнести слоги ля, ви, не, лё, рю ещё раз и рукой показать дорожку. Какая получится дорожка? В тетради рисуем прямую дорожку. Произносим слоги лья, вьи, нье, льё, рью. Что встречается на пути? Покажите рукой волнистую дорожку. Нарисуйте такую дорожку в тетради.
— Понаблюдаем, перед какими гласными пишется мягкий знак. Взгляните на слайд.
— Запишите слова в тетрадь и подчеркните гласную после Ь знака.
— Произнесите слог с разделительным мягким знаком?
— Как произносится согласный и гласный в этом слоге?
— Как мы покажем это на письме?
— Ребята, давайте сделаем вывод. Перед какими гласным буквами пишется мягкий знак?
Ь знак не простой, а удивительный, Бывает мягкий и разделительный. Перед е, ё, и, ю, я
Он в словах стоит, друзья!
Немного отдохнём. Встаньте из-за столов.
Ребята переписывают в тетрадь записи со слайда и подчеркивают самое красивое соединение.
Мягкий знак — разделительный или смягчающий?
Мягкий знак сильно изменился в процессе развития русского языка. Изначально эта буква называлась «ерь» и звучала как очень короткий согласный звук.
По произношению он напоминал что-то среднее между буквами И и Е. Сейчас он не имеет звука в русском алфавите и выполняет несколько важных функций, одна из которых — разделительная.
Роль и значение мягкого знака в русском языке
Разделительный Ь используется в корне слова между его частями. Как уже было сказано, в русском языке ь не имеет звука, но выполняет три основных функции.
Зачастую, людям известна только одна функция — показатель мягкости, из-за этого допускаются ошибки в таких словах как, например, «статья» или «вьюга».
Правила написания разделительного мягкого знака
Разделительный ь очень легко определить в слове — он будто бы разделяет его на две части. Если при произношении хочется сделать паузу, то чаще всего между этими буквами будет стоять мягкий знак. Но, существуют определенные правила написания, которыми не стоит пренебрегать.
Как правило, разделительный ь ставится между такими частями слова:
Разделительный ь никогда не употребляется после приставки.
Отдельно стоит разобрать написание разделительного ь после шипящих в различных частях речи.
Ь после шипящих в наречиях
Употребляется: в наречиях с основой на шипящий (вскачь, сплошь).
Ь после шипящих в конце частиц
Пишется: в конце частиц — ишь, лишь, вишь, бишь.
Ться и тся в глаголах
Неправильное написание ться и тся в глаголах — практически самая распространенная ошибка. Зачастую, ошибка в инфинитиве может не только испортить первое впечатление, но и абсолютно изменить смысл предложения.
Правописание глагола зависит от вопроса, который можно ему задать, и от наличия в нем мягкого знака. Чтобы понять, когда нужно использовать мягкий знак в инфинитиве, достаточно запомнить простые правила:
Говоря более простым языком, перед написанием глагола нужно задать ему вопрос (что делать?, что сделать?) Если мягкий знак в самом вопросе присутствует, значит и в глаголе он употребляется, а если нет — то нет.
Примеры слов с мягким знаком
Любое правило легче всего разбирать на конкретном примере. Рассмотрим, в каких словах мягкий знак употребляется в середине (корне) слова, а в каких в конце.
В середине слова
В конце слова
Теперь вы знаете, в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак, а в каких нет. В начале изучения данной темы лучше проговаривать слово в голове, и, если слышно, будто оно делится на две части — сверять его с представленными выше правилами.
В последствии, употребление разделительного мягкого знака в словах дойдет до автоматизма и уже не будет казаться такой сложной задачей.