как донести до ребенка что надо слушаться в садике
Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?»
Валерия Коваленко
Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?»
Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же.
Что делать? Конечно, хочется отреагировать так, чтобы ребенок перестал капризничать и сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны – как он сам, так и воспитатель. В детском саду ведущая роль сохраняется за воспитателем, однако, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса.
Хорошим результатом будет сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным, потому что для него мы желаем лучшего, пытаемся его развивать. И конечно обязательно должны сохранятся позитивные отношения между вами!
«ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ»
Основное и первое, что нужно, – назвать чувства ребенка. Дети помогают себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Назовите то чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит. Признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Второй способ: «ОТВЛЕЧЕНИЕ»
Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего до 3 лет. Его можно применять, но он уже не будет основным. Суть его заключается в том чтобы попробовать переключить его внимание на что-то другое.
Способ третий: «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ»
Этот способ хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно одеваться на прогулку и спать ложиться. Таким ребенок образом с удовольствием сделает то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника.
Четвертый способ: «РЕБЁНКУ НУЖЕН ВЫБОР»
Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности и в взрослой жизни. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование, предоставьте ребенку выбор.
Пятый способ «ХОРОШО, СДЕЛАЕМ ПОЗЖЕ»
Этот способ заключается в том, что взрослый откладывает ситуацию немного позднее время. Но этот способ не подходит, если требуется быстрое реагирование.
Шестой способ «УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ»
Бывают ситуации когда важно чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Обычно они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Как принято такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка. Убеждение – это еще не требование, а это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе.
Седьмой способ «ТРЕБОВАНИЕ»
Есть ситуации, когда применимо только строгое и бескомпромиссное требование. Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Но требованиями, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они, чем младше ребенок, тем чаще. После того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.
Восьмой способ «НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ»
Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.
Консультация «Что делать, если ребенок не слушается?» Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок обманывает» Консультация для родителей Что делать, если ребенок обманывает? Педагог-психолог Кротова Татьяна Ивановна Некоторые дети начинают.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.
Консультация для родителей «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий» Консультация для родителей: «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий». Едва только в.
Консультация для родителей «Какую музыку слушает ваш ребёнок» Хотим мы, или нет, но музыка сопровождает всю жизнь, начиная с рождения. Музыка может развеселить, расстроить, успокоить. В связи с этим.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок дерется?» Консультация для родителей на тему: «Что делать, если ребенок дерется?». Как научить ребенка не драться с другими детьми. Различные методы,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок перестал есть овощи?» Консультация для родителей на тему: «Что делать,если ребёнок перестал есть овощи?» Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет.
Консультация «Ребёнок кусается. Что делать?» РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ? Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике,.
Консультация для воспитателей «Как общаться с детьми, чтобы тебя слушали, и как слушать, чтобы дети говорили?»
«Ребенок рождается с потребностью быть любимым, и в этом смысле остается всю жизнь ребенком». Фрэнк Кюрк
Дети старшего дошкольного возраста имеют свои особенности. Одни непоседливы, другие могут часами играть в настольные игры. Одни никак не реагируют на наши слова, замечания, другие сразу начинают плакать.
У каждого ребенка есть свои достоинства и недостатки.
Ребенок видит этот мир через три канала восприятия информации (сенсорные системы): визуальный, аудиальный и кинестетический.
Для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала мы учитываем особенности внимания, мышления, памяти и познавательных способностей каждого воспитанника.
Известно то, что информация воспринимается детьми в виде образов, звуков и ощущений. Модальность детей является «одним из самых мощных фильтров, определяющих модель мира человека. Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам и кинестетикам, то можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать»
Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является ведущим у ребенка.
И так, каналы восприятия информации:
Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением.Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова, принадлежащие к этому типу люди, моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения,например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Когда на занятиях и в общении мы используем и учитываем индивидуальные особенности детей в восприятии информации, используя видение, слышание, прикосновение, тем самым мы создаем условия, при которых дети в целом получают информацию по нескольким каналам восприятия, что способствует снижению риска возникновения не успешности, созданию условий комфортности и тем самым сохраняем здоровье воспитанника.
Многосенсорное представление информации позволяет детям не только получать её, используя ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.
При воспитании и обучении дошкольников необходимо учитывать особенности детей с разным типом восприятия, используя определённые методы и приёмы воздействия на сенсорные системы.
Вопрос к воспитателям: Каким каналом восприятия информации пользуетесь Вы?
Давайте попробуем определить ваш ведущий канал. Кто хочет, исследовать ваш ведущий канал восприятия информации, выходите ко мне.
Вопросы для определения канала восприятия:
1. Вернитесь в детство. Как вас называли ласково в детстве? Я вас буду называть именно так, можно?
2. (Ласковое имя) вспомните, как вы в детстве понимали, что вас любят?
3. Что и где вы чувствовали? Что при этом слышали? Что при этом представляете?
4. Как вы понимали в школе, что с вами хотят дружить?
5. Как понимали в школе, что не хотят с вами дружить?
Попробуйте сначала самостоятельно определить ваш канал восприятия информации, вашего ребенка, или любого другого человека. Задав себе эти же вопросы.
Что вам поможет определить ведущий канал восприятия ребенка?
Понаблюдайте, какими игрушками любит играть ребенок?
Ребенок-визуал любит рисовать, раскрашивать, рассматривать книжки, картинки.
Ребенок-аудиал любит шумовые игрушки любит, а также он любит сидеть в тишине или слушать музыку, сказки, хорошие приятные слова про него.
Ребенок-кинестетик любит мягкие игрушки, моторные и подвижные игры, такой ребенок любит ласки, прикосновения к нему.
Предложите ребенку рассказать, когда он чувствует себя любимым.Посредством вопросов: «Что ты чувствуешь и где?», «Что ты при этом слышишь?» или «Что ты при этом представляешь?», определите доминирующий сенсорный канал.
Попросите родителя ребенка ответить на эти же вопросы о его ребенке.
Дайте родителю задание понаблюдать, какой канал восприятия доминирующий у его ребенка и доносить информацию преимущественно через этот канал.
Еще хочу подчеркнуть, что канал восприятия информации, который является ведущим, является и каналом восприятия любви ребенком от родителей. А понимание канала любви ребенка помогает родителям вырастить его эмоционально здоровым, помогает ребенку понимать, что его любят, поддерживают в семье и он может прислушиваться к советам своих родителей. Чтобы ребенок доверял своим родителям, он должен чувствовать, что его любят, безусловно. Уметь донести это чувство до сердца ребенка через эти каналы восприятия.
Рекомендуйте родителям и сами прочитайте книгу Г. Чепмен и Росс Кэмпел «Пять путей к сердцу ребенка», в которой подробно описывается, как определить канал восприятия ребенком любви и как дать ребенку любовь и информацию именно через тот канал, через который воспринимает ребенок.
Попрактикуемся разберем отдельные сюжеты повседневной жизни в детском саду.
Ребенок не хочет спать в тихий час. Что делать?
Вопрос участникам консультации: Ваши размышления на эту тему?
Ребенок-визуал. Пусть принесет свою пижаму, расстелет сам свою постельку, покажите ему картинки, где нарисованы режимные моменты, покажите, что будет после сна картинкой.
Ребенок-кинестет. Обнимите ребенка, приласкайте его, поправьте его одеяло подушку, чтобы ребенку было удобно и комфортно, дайте его любимую игрушку в руки.
Ребенок-аудиал. Скажите ему ласковые слова, расскажите ему сказку, спойте колыбельную песню.
Ребенок не хочет утром расставаться с мамой. Что делать?
Вопрос участникам консультации: Ваши размышления на эту тему?
Ребенок-визуал. Показать новую игрушку, новую книжку, новую настольную игру, посмотри, пришел ли твой друг уже в группу, предложите посмотреть и помахать маме из окна.
Ребенок-кинестет. Дать потрогать мягкую игрушку, попросить слепить из пластелина. Поиграть в «Разлуку» спросить, что чувствует мишка или собачка? Посидеть, обнявшись с мамой 3 минуты. Воспитателю дать руку ребенку провести его в группу, присесть с ним рядом.
Ребенок-аудиал. Поговорить маме с ребенком, чем ему было бы приятно заняться вечером дома, после детского сада. Воспитателю сказать добрые слова ребенку. Прочитать ему сказку. Дать музыкальную или шумовую игрушку. Разрешить посидеть в тишине в спальне. Попросить поговорить с друзьями. Поиграть в подвижную игру с машинкой, полазить в лабиринте.
Ребенок отвлекается на занятиях. Что делать?
Вопрос участникам консультации: Ваши размышления на эту тему?
Ребенок-визуал. Любит зрительные образы, иллюстрации, картинки, схемы, карточки, просите его рисовать картинки во время освоения материала.
При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на занятиях отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.
Сидеть лучше подальше от педагога, так как он видит всю картину целиком.
Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.
Визуал. Тихий, задумчивый. С трудом завязывает контакты с детьми. Послушен. Учится легко (успешно). Любит конструктор, телевизор, компьютер. К животным равнодушен, хотя может и полюбоваться. Гулять не любит. Очень разборчив в еде и одежде. Зрелища производят сильное впечатление, но рассказывает о них мало. При переживании стресса замыкается в себе.
Визуалы. Эти дети с большим трудом находят себе друзей, так как немногословны и малообщительны. Обычно, прежде чем войти в чужую игру или просто в любой детский коллектив, они долго наблюдают. И если их что-то в игре не устроило, то предпочтут оставаться в одиночестве.
Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».
Визуалы — самые усидчивые из детей, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.
Во время игр такие дети предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.
Говорит без умолку. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми. Любит слушать, когда читают или рассказывают. С трудом запоминает написание букв. Непослушен. На замечания взрослых возражает. К еде и одежде равнодушен. Не любит красочных зрелищ. При переживании стресса срывается на крик. Не способен сосредоточиться. Склонен к всевозможным угадываниям.
Знает много стихов наизусть, легко запоминает, любит слушать музыку, аудиосказки, беседовать. Он с удовольствием что-то обсуждает, отстаивает свою точку зрения.
У детей богатая фантазия: они придумывают свои истории, сказки, игры. Занимаясь своими делами, тихонько бормочут что-то под нос. Аудиалы стараются достичь желаемого, уговаривая и убеждая.
В группе бывают самыми разговорчивыми, вступают в споры.
Реагируют на интонацию.
Уверены в себе, легко беседуют со всеми.
В игре — заводилы и лидеры.
Без труда выполняют задания на занятиях, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.
Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.
Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.
При разговоре следует использовать голосовые вариации (оперировать громкостью, паузами, высотой тона). Нужно отражать телом ритм речи (головой) со скоростью, характерной для аудиалов.
Ребенок быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».
Дети-аудиалы часто плохо рисуют и неаккуратно пишут. Сильно ругать их за это не стоит, такова уж природа. Со слухом у них все в порядке, а вот зрение развито хуже.
Ребенку должно быть удобно на занятии, с ним можно присесть рядом подержать его за плечо.
От таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала. Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять педагога.
С такими детьми воспитателям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий воспитателя тратится впустую.
Дома кинестетика нельзя через силу заставлять сидеть неподвижно и что-то делать.Ему нужна разрядка: пусть сходит к доске, поможет вопитателю раздать что то, подаст что-то из другой комнаты, выглянет в окно.Ему так легче запомнить материал: порциями, во время движения.
Кинестетик не выучит стих, если будет просто сидеть и читать его. Когда он возьмет что-то повертеть в руках, начнет лепить или рисовать, результат получится совершенно другой.
В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
Этот ребёнок просто обожает домашних животных.Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
Склонность к ручному труду.
С кинестетиком сложно изучать точные науки, но выход есть.Пусть ребенок как можно больше вырезает из бумаги: цифры, знаки, неизвестные, даже формулы. Если ребенок держит что-то в руках, ему вообще проще понять.
Любые образы можно связать через ассоциации. Бумажная аппликация напомнит об усвоенном материале. Вопрос «Что мы учили, когда вырезали машинку?» запускает механизм ассоциативного мышления.
Ребенку с кинестетическим ведущим каналом полезно:
Иметь набор материалов для разных поделок, экспериментов, практических занятий дома.
Читать большие энциклопедии, где он найдет много ответов на интересующие его вопросы.
Смотреть познавательные мультфильмы.
Кинестетикам трудно справится со стрессом и дискомфортными ситуациями. Они полностью погружаются в свои переживания. Родителям важно больше говорит с ребенком о его чувствах, выяснить источник беспокойства.
Как бы ни было сложно с такими детьми, у них есть один огромный плюс. Это открытые миру маленькие человечки, интересующиеся всем подряд.
Кинестет. Очень подвижен. Главное – заниматься делом. Очень самостоятелен и талантлив. Всё надо потрогать. Хорошо воспринимает запахи. Отлично развит вкус. Очень любит животных.
Использование ведущих каналов восприятия ребенком информации расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем детей, процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно-кинестетическому предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает каналы восприятия, которые у данного ребенка не являются ведущими.
«Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего – у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть не один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии» Мать Тереза
Семенова Е. М.тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. Москва, 2005
Брэдвэй Л., Альберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. – М. : ЮНВЕС, 1997 г.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М. : Вако, 2005 г.
Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающая работа общеобразовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. –Иркутск: ГлавУОПО, 2003г.
Дзятковская Е. Н. Учитель – ученик –родитель: как им понять друг друга! – Изд-во «ЭО» РАО РС, 2003 г.
Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова Тайм-Менеджмент в работе образовательных учреждений, Москва, Методическое пособие, 2013 г.
Журнал Методист дошкольного образовательного учреждения выпуск №9 /2012
Адель Фабер Эйлен Мазлиш Свободные родители, свободные дети. Издательство Эксмо, Москва, 2012 г.
«Чтобы не было беды». Консультация для родителей по ПДД Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую.
Язык одобрения. Как научиться слушать так, чтобы детям хотелось с вами разговаривать Одобрение другого человека – т. е. принятие его таким, каков он есть – является важным фактором развития таких взаимоотношений, в рамках.
Консультация для родителей «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Обеспечение безопасности детей и сохранения здоровья-одна из важнейших задач человечества. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных;маленьких.
Консультация для родителей «Чтобы ребёнок вырос добрым» Споры, жаркие дискуссии, множество вопросов… и все вокруг одного и того же. Главный герой наших сомнений – это наши дети. Мы хотим, чтобы.
Консультация для родителей «Главное, чтобы дети были здоровы!» Средняя группа УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ! Подвижная игра «Чего не стало». Цель: развивать зрительную память, умение правильно.
Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела» Часто бывает, что к вечеру устает и болит шея. Предлагаемый комплекс упражнений не требует специального помещения, спортивной одежды и.
Родительское собрание с родителями старших дошкольников: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Цель: сохранение жизни здоровья детей; информирование родителей о совместной работе в области безопасности дошкольников и стимулирования.
Сценарий конкурса чтецов «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» для всех возрастных групп Цель: Формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности,через художественное слово. Задачи: Систематизировать.
Выставка рисунков «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды!» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. При планировании работы с детьми.
Как воспитателю улучшить дисциплину детей в детском саду
Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?
Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.
Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.
Как завоевать авторитет?
Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.
Формулировка основных правил поведения
Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.
Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.
Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.
Обучение детей соблюдению правил
Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.
А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но постепенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.
Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.
Обучение детей оценивать свое поведение
Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.
Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило
Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.
Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.
Нарушение правил и дальнейшее поведение
Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.