как готовиться к причастию на светлой седмице что читать
Как причаститься на Светлой седмице?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Следует ли причащаться на Светлой седмице? Правда ли, что перед этим не нужно поститься? Как тогда готовиться к причастию на Светлой седмице? Нужно ли исповедоваться? В любом ли храме меня могут причастить?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Причащаться на Светлой неделе можно и даже нужно! Об этом нам говорит 66-е правило VI Вселенского Собора, которое предписывает всем христианам всю Светлую Седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Причащаться каждый день Светлой Седмице для большинства из нас, конечно, сейчас мало возможно. Но хоть раз за Светлую неделю побывать еще раз на пасхальной литургии и причаститься, было бы очень хорошо. Ведь истинная Пасха — это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве.
Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой седмице он может приступать ко причащению натощак, но без поста накануне. Почему мы не должны поститься в Пасхальную седмицу? Потому что, как сказал Христос, «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Пасха — самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе.
Правило ко причащению составляет чтение пасхального канона (который и так читается на Утрене перед Литургией), часов Пасхи и Последования ко Причастию.
Что касается исповеди: если вы исповедовались последний раз не раньше Лазаревой субботы или одного из дней Страстной седмицы и не имеете на душе нераскаянных тяжких грехов, то по благословению священника вы можете причащаться на Светлой без предварительной исповеди. Эта церковная традиция опять же таки связана с тем, что перед Пасхой был Великий пост — время нашего сугубого покаяния. А Пасха — время радости о Христе Воскресшем, которую ничто не должно заслонять.
Конечно же, практика причащения не может быть полностью регламентирована. Общая концепция такова, как выше написано, но в некоторых пределах она может разниться от прихода к приходу. Поэтому лучше всего прислушиваться к тому, что говорит духовник или же священнослужители вашего прихода. Тогда Вам станет проще определиться с регулярностью причащения и днями, когда лучше приступать к этому Таинству.
«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: „От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся“ (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
На заставке: фрагмент фото spbpda
Литургия не «понарошку»
Как причащаться в Светлую седмицу, требуется ли соблюдать пост перед причастием в дни разговения? Об этом спросили протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятеля Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.
− Постом перед причастием в данном случае является то, что человек соблюдал Великий пост, и действует такое короткое правило ко Святому Причащению только неделю. Как бывает обидно священнику, если в дни Светлой седмицы он говорит «со страхом Божиим и верою приступите», но должен развернуться с Чашей и уйти, потому что никто на этой седмице не желает причащаться. Слава Богу, я не переживал такого, но знаю опыт других.
Нет литургии, при служении которой священник, произнося слова: «Со страхом Божиим и верою приступите», имел бы в виду другое: на самом деле, вы не приступайте к причащению Святых Таин, не надо сейчас это делать, потому что на Светлой седмице поста нет, мы сейчас понарошку так говорим. На литургии ничего «понарошку» не бывает. Если говорится «со страхом Божиим и верою приступите» − значит, приступайте.
Мне лично кажется (у кого-то мнение может быть и другим), что только одной категории людей не стоило бы причащаться на Светлой седмице: если человек сознательно проигнорировал Великий пост, но знает, что на Светлой не постятся, и поэтому хочет кратенько исповедаться и причаститься. Вот если какая-то такая есть задняя мысль с хитрецой, то это неправильный подход. Если же ты говел Великий пост, то причащайся.
Есть, естественно, еще некоторые ограничения. Предположим, человек, как бывает иной раз, как-то чрезвычайно разговелся и даже не очень четко помнит, что происходило в Светлый понедельник. Тогда не стоит причащаться. Все же следует отрезвиться во всех смыслах слова.
А ежели встретил с радостью духовной Светлое Христово Воскресение и пришел в храм в дни Светлой седмицы – что же, будешь стоять в сторонке, мол, «я мясо съел»? А что ты должен есть на разговении − баранки жевать? Получается, если я хочу причаститься в Светлый понедельник, то баклажаном разговеюсь? Но это же абсурд!
Дорогие мои, Святая Церковь дает нам есть время поститься и время радоваться. Так что же, разве в радости мы не можем причащаться? Нужно причащаться и когда мы покаялись, и когда мы со Христом радуемся Его праздником, праздником Божией Матери, литургией праздников.
Слава Богу, такая практика сейчас ушла, но я помню, как в одном храме, где мне довелось служить, настоятель − заслуженный, хороший, дивный во многих отношениях священник, усвоив обычай, который сложился за прежние десятилетия, даже говорил, бывало, прихожанам: «Что вы приходите в двунадесятые праздники причащаться и исповедоваться? Ну что вы приходите со своими грязными душами? Вот вы накануне поисповедайтесь, причаститесь, а потом как праздник − приходите молиться вот такие хорошие». Но понятно, что литургия − не для того, чтобы вы хорошие пришли постоять и посмотреть, как батюшка благоговейно служит и вдохновенно проповедует, а прежде всего для того, чтобы со Христом соединиться в Таинствах.
Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29‑е; свт. Никифора Исповедника 9‑е; Тимофея Александрийского 5‑е и I Вселенского Собора 13‑е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак (для болящих на практике делаются послабления), 9‑е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Причастие на Страстной и Светлой седмицах: советы священников
Епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря: Правильное мнение – это мнение Вашего духовника
Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.
Епископ Обуховский Иона
Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.
Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.
Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые Он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.
В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.
Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.
На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.
По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.
Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.
Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.
Я подчеркиваю, что это мое мнение.
Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.
Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.
Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца
Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.
Протоиерей Владимир Новицкий
Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.
А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.
Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.
Записали Лариса Бойцун, Тамара Амелина
Видео: Вячеслав Грабенко, Виктор Аромштам
Как подготовиться к причащению на пасху и что читать перед посещением церкви
Светлая седмица — это неделя после пасхи, вместе со Святым воскресением. У православных все эти дни проводятся богослужения — по 4 службы: заутренняя (утреня), в полдень, литургия и вечерняя (вечерня). В это время Царские врата — иконостас в храме — не закрываются до субботы, то есть до самой раздачи литургии. Читать перед причастием в светлую седмицу нужно не обычные молитвы, а особенные — с псалмами, это Последование и канон на Пасху.
Обязательные молитвы по окончании Святой седмицы
Несмотря на то, что Бог в душе и слышит не только в храме, но и везде, где бы не находился обращающийся, перед причастием лучше после домашнего обращения посетить в церковь. Но даже дома специальные обращения к Создателю произносят на церковнославянском древнем языке — повторяя так же, как в течение нескольких веков. В это время, как никогда, нужно следовать общепринятом традициям.
Накануне причащения повторяют 3 канона из основных «Правила ко Св. Причащению» — названия уже были упомянуты —заключая молитвами на сон грядущий. С утра повторяют:
Также повторяют еще 6 обращений Святых: Иоанна Дамаскина, Василия Великого, Симеона Нового Богослова — седьмую, восьмою, девятую, вновь Святого Иоанна Дамаскина и последнюю — Иоанна Златоустого. Возможно, священник захочет внести что-то новое, перестроить последние обращения, учитывая то, что происходит в данный период времени, дополнить богослужение чем-то своим.
Сами прихожане, при чтении молитв, должны придерживаться церковных правил.
Во время Причастия мысленно нужно произносить сначала стихи — Се приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны, а затем: «Вечери Твоея тайныя днесь» и тропари — сладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачение…
Правила ко Святому причащению
Подготовка к Причастию ради того, чтобы принять участие в Таинстве — духовные упражнения, которые проходят под надзором духовника, ради достижения особого нравственного настоя. Духовником может стать священник, которого особо уважаешь. Подготовка заключается в чтении молитв, общем покаянии. Но — важно не только выполнять определенные правила, но и жаждать соединения с Христом.
Существует 2 виде молитв — церковная и домашняя. Нужно не только посещать службы, но, чтобы подготовиться, постоянно проводить богослужения дома, вслух или в душе, про себя. Обязательное правило — в канун Пасхи обязательно посещать молитвы в Божьем храме. Дома нужно прочитать:
Некоторые священники рекомендуют всю Светлую седмицу — вне зависимости от времени суток — читать Пасхальный канон. Его считают равноценной заменой.
Нельзя вкушать Христово тело и кровь без исповеди и тем, кто не соблюдал посты. Если человек недостаточен подготовлен, он должен обязательно рассказать это духовники. В этом случае назначают покаяние — рекомендуют поститься определенное количество дней, от 3 до 7, перед Причастием.
В это время нужно не только отказаться от скоромного. Ограничивают в питье, отказываются от духовных развлечений — не только посещения общественных мест, ресторанов, театров и кино, но и от домашних просмотров кинофильмов, прослушивания светской музыки. Ограничения ставятся на телесную близость супругов.
Строгий пост начинают не после Пасхи, а перед Причастием. В храм идут на голодный желудок, как перед тем, чтобы определить уровень сахара в крови. Но нельзя не только пить, есть, но и курить.
Если требуется постоянно принимать лекарства, от которых зависит жизнедеятельность, церковь никаких ограничений не ставит.
Уже на Пасху нужно настроиться на особое состояние души. В это время никому нельзя делать замечания, осуждать, сплетничать. Когда есть возможность, следует выбрать уединение. Даже если близкие молчат, поневоле наблюдаешь за происходящим, из-за чего полностью сосредоточиться не получится. Но, когда в это время читаешь Евангелие, изучаешь житие Святых или пересматриваешь книги с духовным содержанием, не отвлекаться на мирское. Желательно отказаться от встречи с людьми, которые не думают о божественном, могут подтолкнуть к греху.
Перед Причастием нужно очиститься — перечислить грехи священнику. Духовника выбрать не просто. К сожалению, в настоящее время ни раз встречались духовники, не соблюдающие тайну исповеди. Покаяние не ограничивается разговором со священнослужителем. Нужно извиниться перед обиженными, постараться помириться с теми, кто причинил тебе боль. Перечисляя проступки, следует отдавать отчет своим деяниям, не перекладывать вину на других.
Если посещаешь церковь впервые, поскольку раньше не задумывался о душе, то подойти к духовнику следует накануне, пока храм не наполнился прихожанами. Но можно это сделать до литургии. У верующих считается хорошим тоном приходить заблаговременно. Опоздание рассматривается как пренебрежение. В некоторых церквях исповедь продолжается после литургии — исключение делают для детей, больных. Прихожанам, возраст которых младше 7 лет, исповедоваться не обязательно. Им достаточно получить благословение 1 раз.
Когда Святые дары выносят из алтаря, прихожане должны пропускать всех, кто в силу физических ограничений не может увидеть таинство из-за спин. В этой группе относятся немощные, в том числе инвалиды на колясках, дети. Заблаговременно следует подготовиться до подхода к Чаше: сложить руки на груди. Креститься в этот момент нельзя — вокруг много людей, можно кого-то нечаянно оттолкнуть. Подойдя к дарам, громко произносят христианское имя, а затем открывают рот и вкушают Святые дары. Тут же следует проглотить, не удерживая во рту и не смакуя, поцеловать край посуды, быстро отойти к столу и вкусить просфору. Теперь запивают теплой водой.
Но сразу уходить не принято, нужно обязательно дождаться, пока священник освободиться и поцеловать Святой крест. В дальнейшем сутки следует вести себя благочинно, полностью воздерживаясь от криков и ругани. Иначе смысла в Святых действиях нет.
Особенности причащения на Пасху
Разные служители рассказывают по-своему о правилах подготовки перед причастием и исповедью, объясняют, какие молитвы нужно читать. Разночтений было настолько много, что в 2015 году архиерейское совещание, проходившее в Москве, утвердило особые каноны.
Принято, что во время этой недели нужно упражняться в пении псалмов, чтению писаний Божественных, торжествуя и радуясь возрождению Христа. То есть христиане должны все это время подготавливать себя к причастию.
В светлую седмицу после Пасхи пост держать не нужно. Достаточно после полуночи отказаться от еды, ограничить питье или воздержаться.
Как готовиться к причастию в пасхальную неделю — рекомендации игумена Петра
Причащаться обязательно. Я приведу такие аргументы:
Нет, у Церкви нет отдельных правил подготовки к ночной пасхальной службе для грешников и праведников — причащаются одинаково все. Но Иоанн Златоуст, воскликнув, возвеселитесь, призывает не приступать к трапезам с ранее запрещенными блюдами, а к восхвалению Христа.
Священники не должны отказывать мирянам в причастие, несмотря на грехи. Нужно искать мудрых духовников, которые помогут укрепиться духом. Если такого не случится, то люди будут скрывать грехи, или найдут другого, более сговорчивого пастыря.
Мнение на подготовку протоиерея Валентина Уляхина
Он рассказывает, что первые христиане причащались постоянно, они были готовы на жизнь ради Христа, даже принимали мученичество. Однако в то время подготовка не была обязательной, в то время было достаточно общей молитвы и проповеди, а затем трапезы.
Нет регламента и установленных правил в Четвероевангелии, да и в Евангелии нет разъяснений, как часто нужно причащаться в течение года. Молитвенные правила, основанные на Священном писании, появились только с с IV–V веков.
Существуют и другие мнение священников, но все они сходятся в одном — в ночь после Пасхи готовиться нужно к чему-то великому. В это время следует очиститься от всего грешного и предстать перед Христом уже чистыми.
Подготовка для беременных
Женщинам в особом положении не нужно пропускать Причастие. Но подготовка для них смягчена. Желательно удерживаться от употребления мяса, но при этом можно есть яйца и молочное без ограничений. Если самочувствие не позволяет, то посещать обязательное вечернее богослужение и присутствовать на ночной пасхальной службе не стоит. Достаточно выполнять ограничения — распевать псалмы и читать жития Святых, отказаться от развлечений, не пропускать домашние молитвы.
Бывает, что повторить молитвы или посещать храм возможности нет из-за необходимости оказывать помощь болящим, заниматься делами. В первую очередь это касается людей особых профессий, работающих в МЧС, пожарных частях, на «скорой помощи». Но нет греха, если пропустишь обязательную подготовку, если находишься у постели родственника, которому необходима помощь или поддержка, остался с чьим-то ребенком. Исповедь для этого человека переносится на более позднее время, на усмотрение священника. После того, как он освободился, он допускается к Причастию.