как и чем вязать арматуру для фундамента крючком
Технология вязки и укладки арматуры в фундамент. Вязка арматуры крючком, машинкой, шуруповертом
Фундамент здания подвергается высоким нагрузкам. В большинстве случаев прочность материала – бетона, кирпича, недостаточная, чтобы компенсировать подвижки почвы или пучение. Чтобы усилить основание, выполняется укладка арматуры в ленточный фундамент, монолитный и даже свайный.
Правила и схемы вязки арматуры
Укладка арматуры и крепление зависят от конструкции фундамента. Для разных оснований схемы используются разные.
Ленточный фундамент
Выполняя расчет армирования для него и разработку схемы соединения, необходимо учитывать:
Каркас считается конструкционным элементом для фундамента, поэтому испытания под нагрузкой не проходит. Его задача: предупредить смещение при растяжении или нагрузке на изгиб, а не увеличить несущую способность.
Плитный фундамент
Каркас для фундамента монолитного представляет собой 2 сетки – верхний и нижний пояс, связанные из арматурных стержней.
Можно использовать готовые сетки с ячейками нужного размера.
Особенности следующие:
Ставят сетку на любые конструкции с лапками опирания – пауки, лягушки, столики. Если нет готовых, такие детали делают своими руками.
Важно знать, что сгибать арматуру путем нагревания газосваркой запрещается. Используют только механические приспособления.
Ростверк
Ростверк – монолитная лента, соединяющая бетонные сваи фундамента. По конструкции она напоминает ленточный фундамент, что часто приводит к ошибкам.
При армировании ростверка нужно учесть:
Способы крепления применяют разные: каркас сваривают, связывают проволокой.
Столбы и сваи
Бетонный свайный фундамент также нуждается в армировании. Каркас столбов связывают с конструкцией в ростверке, как с нижним, так и с верхним поясом.
Особенности сооружения, следующие:
Для соединения чаще используют скрутку и связку проволокой.
Этапы укладки арматуры
Основание дома обычно выполняют из бетона. Это прочный и надежный материал, который, тем не менее, не слишком устойчив к нагрузкам на сжатие и растяжение. Повышать прочность и массу фундамента не имеет смыла. Правильным является улучшить его жесткость, то есть создать дополнительный каркас. Именно этот эффект и обеспечивает вязка арматуры.
Выполняется усиление в определенной последовательности:
Количество стержней и сетки зависит от типа основания и его размеров. В ленточный фундамент потребуется больше арматуры, чем для усиления свайного. В последнем случае армировать нужно только ростверк.
Способы вязки арматуры
Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:
Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.
Как вязать арматуру для фундамента крючком?
Способы вязки арматуры, их плюсы и минусы
При выполнении работ по заливке бетонных оснований, строители сталкиваются с необходимостью подготовки металлического каркаса для обеспечения прочности конструкции. Сформировать сетку из арматурных прутов можно различными способами:
Единственно правильного варианта не существует. На практике применяются все способы, а выбор зависит от используемого материала и условий на стройплощадке.
Чтобы понять, в каком случае лучше применять тот или иной метод, следует рассмотреть положительные и отрицательные особенности каждого.
Крючком
Вязание арматуры крючком (о том, как его сделать, можно прочитать здесь) имеет следующие плюсы:
К недостаткам вязки арматуры крючком относят шаткость собранного каркаса. Эта проблема возникает тогда, когда требуется перенести каркас с места сборки в опалубку. Справиться с этим недостатком просто:
На практике эту проблему решают просто – вяжут каркас прямо в опалубке, чтобы его не надо было переносить.
Помимо ручного крючка для вязки арматуры, используют также полуавтоматический крючок. Это устройство помогает выполнять работу на порядок быстрей. Полуавтомат представляет собой механизм, снабженный реверсивной винтовой основой. Если ручку потянуть назад, винт начинает вращаться, натягивая проволоку на соединение.
Как пользоваться полуавтоматическим крючком для вязки арматурных каркасов, можно посмотреть на видео ниже. К такому инструменту следует приноровиться, но профессиональные рабочие умудряются затягивать узел на соединении в одно движение, что заметно ускоряет весь процесс.
Сваркой
Технология сварки арматуры применяется при устройстве монолитных фундаментов для многоэтажных строений. Ранее этот метод считался самым надежным, но в современных условиях чаще применяют другие способы соединения прутов.
К недостаткам сварного метода относят:
В современном многоэтажном и частном домостроении все чаще отказываются от сварки арматуры в пользу вязания.
Хомутами
Главными плюсами сборки арматурного каркаса на хомуты считают высокую скорость, надежную фиксацию и необязательность наличия профессиональных навыков у работника.
Кроме достоинств, у этого метода есть и недостатки:
Хомуты чаще всего используются для частного домостроения, когда необходимо выполнять относительно небольшой объем работы.
Вязальным пистолетом
Устройство выглядит как обычная ручная дрель, на которой установлен моток с проволокой. Для формирования узла достаточно направить жало пистолета в точку соединения и нажать на спусковой крючок. Аппарат сам выполнит вязку.
Минусы использования пистолета для вязки арматуры:
Какой проволокой лучше вязать арматуру
Для обвязки арматуры применяют отожженную проволоку. Она отлично гнется и, при этом, обладает высокой прочностью, поэтому ее можно затягивать с усилием, не опасаясь порвать.
Чаще применяется черная обожженная проволока, но в некоторых случаях используют стойкую к коррозии проволоку с цинковой защитой.
На строительную площадку проволока может поставляться в бухтах или нарезанная на куски определенного размера, подходящего для получения одного соединения. Часто такие отрезки уже снабжены петлей на конце, что позволяет ускорить процесс вязки. Работать с мотками трудней — приходится тратить время на нарезку.
Нормы и правила выполнения работ
При работе со связными конструкциями строителям следует руководствоваться требованиями ГОСТ 10922-2012 к вязанным и сварным соединениям, и СП 52-101-2003, регламентирующим процессы по формированию каркасов.
Инструкция по вязке арматуры крючком
Вязать арматуру голыми руками бесполезно – добиться необходимого усилия по затяжке проволоки можно только с помощью дополнительных инструментов. Пошагово разберем основные приемы, как вязать арматуру крючком.
Ручным
Для вязки проволоки вручную понадобится крючок. Проволока складывается вдвое и поддевается под место фиксации. Свободный конец продевается в петлю и закручивается крючком до плотного натяжения проволоки.
Простой узел
Чтобы связать проволоку простым узлом, потребуется выполнить следующие действия:
Не обязательно покупать крючок в магазине. Удобный инструмент можно легко изготовить самостоятельно, придав необходимую форму стальному пруту и надев на конец ручку.
Мертвый узел
Перед тем, как вязать арматуру для фундамента крючком, надо научиться формировать мертвый узел. Особенно хорош этот способ для связывания вертикальных прутов для колонн и балок.
Для получения качественного соединения, нужно добиться плотной укладки проволоки на поверхность арматуры. Процесс вязки продолжается в шахматном порядке.
Шуруповертом
Схема работы с шуруповертом напоминает процесс вязки крючком, но вместо ручной силы используется автоматика. Вместо обычного жала в шуруповерт вставляют самодельный крючок, обычно для этой цели берут кровельный гвоздь.
Важно смотреть, чтобы скорость работы шуруповерта соответствовала необходимому усилию по затяжке проволоки. При чрезмерном усилии, проволока будет рваться, а на малой скорости может получиться слабый узел.
Технология выполнения прочих методов вязки
Для строителей важно знать все способы устройства каркаса, а не только как пользоваться крючком для вязки арматуры.
Пистолетом
Для вязки проволоки этим устройством не нужны особые навыки. Автоматическое устройство достаточно поднести к месту фиксации и нажать на спуск. Механизм в доли секунды выполнит операцию, после чего можно сразу двигаться дальше.
Клещами
При работе с клещами не обязательно подготавливать петли, чтобы затянуть связку. Этот способ позволяет экономить на расходе проволоки.
Проволоку сматывают в небольшие рулоны и удерживают в левой руке. Один конец протаскивается снизу, а за второй конец делают захват клещами, после чего работник выполняет пару оборотов и откусывает излишек проволоки.
Многие профессионалы отдают предпочтение методу вязки клещами, так как, при определенной сноровке и если все делать правильно, он позволяет подготавливать каркас быстрей, чем при работе крючком.
Как вязать арматуру крючком — пособие для начинающих
Расходы на устройство фундамента будущего строения — самая дорогая часть бюджета стройки. Здесь нужна основательность во всём — ведь от качества фундамента зависит прочность всего дома. Армирование делает основу строения практически неуязвимой от межсезонных движений грунта и поэтому используется почти повсюду.
В этой статье рассказывается о способах крепления арматуры при устройстве каркаса на фундамент, о предпочтительности вязки арматуры перед сварным методом. Описано, как вязать арматуру для фундамента с использованием специального крючка. Даны необходимые советы и рекомендации начинающим монолитчикам, касающиеся этой стадии работ.
Вязание или сварка
Перед заливкой бетона, внутри опалубки, собирается каркас из арматуры. Методы крепления стержней бывают различными:
Скрепление арматуры при помощи пластиковых хомутов вызывает, мягко говоря, скепсис у бывалых специалистов. Недоверие к пластику, обуславливает его применение, в ряде случаев, при заливке сплошных горизонтальных поверхностей и вкупе с использованием стеклопластиковой арматуры.
Сварка значительно удорожает и замедляет процесс изготовления арматурного каркаса для фундамента. Требования к качеству сварных швов здесь высокие и выполнять их должен хороший специалист. А хороший специалист берёт хорошие деньги за свою работу. Тем более передвигаться со сварочным аппаратом и проваривать каркас внутри крайне неудобно, а значит медленно. К тому же учитывая новые исследования, в которых выяснилось, что сварка лопается при напряжении бетона, целесообразность процесса сваривания арматуры для фундамента ставится под большой вопрос.
Стягивание арматуры вязальной проволокой — оптимальный вариант при устройстве каркаса для фундамента. Проволока, в этом случае, отвечает всем необходимым требованиям: вязать её быстро и удобно, стыковые соединения получаются крепкими (каркас стоит устойчиво и не расшатывается), хорошее сопротивление на разрыв и растяжение.
А если все требования выполняются — нет необходимости искать другое решение. Учитывая это, большая часть монолитных работ по устройству фундамента производится методом связывания каркаса проволокой.
Чем вяжут проволоку
Процесс вязки арматуры крючком для фундамента — занятие крайне муторное и нудное. И чего только не придумывают, чтобы ускорить или облегчить его:
Модернизация крючка состоит в том, что ему придают различные, порой даже причудливые, формы. Ручка у этого крючка может вращаться вокруг рабочей его части. Это, кстати, не лишено смысла — опытные мастера не пользуются покупными крючками, а изготавливают его самостоятельно — «под себя».
Механизация при помощи шуруповёрта, следующая: болгаркой от крючка отрезают его рабочую часть, зажимают её в патроне шуруповёрта и с его помощью закручивают проволоку.
Вроде бы всё хорошо, удобно и быстро, но стоимость такого пистолета крайне высока. Его нерентабельно приобретать для однократного устройства фундамента частного дома. А если учесть перерасход вязальной проволоки и невозможность при помощи пистолета совершить стягивание в некоторых частях внутри каркаса, то его использование становится не таким уж заманчивым.
Использование различных методов для вязки арматурного каркаса фундамента имеет свои плюсы и минусы. Оптимальный способ для конкретного работника выбирается экспериментальным путём. Скорость вязки во всех случаях примерно одинакова. В любом случае умение вязать крючком остаётся самым востребованным навыком у специалистов.
Важно! В специализированных бригадах высокий спрос на работников, умеющих быстро и качественно вязать арматурные каркасы для фундаментов. Материал, изложенный в этой статье, и видео помогут освоить азы вязания для начинающих монолитчиков и приобрести навыки этой востребованной профессии.
Способы вязки арматуры
Вариантов для вязки арматуры на фундамент существует множество, кому какой удобнее, рассмотрим несколько из них:
Способ первый: отрезок проволоки сгибаем пополам; отступаем треть длины от петли и снова сгибаем; охватываем стык арматуры, таким образом, чтобы петля была с одной стороны стыка, а два свободных конца с другой; вставляем крючок в петлю, второй рукой придерживаем и слегка натягиваем концы проволоки. Проворачивая крючок зацепляем им свободные концы и закручиваем их вместе с петлёй на 3-5 оборотов, лишнее отрезаем или загибаем.
Способ второй: сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык арматуры снизу; захватываем петлю крючком; оставшиеся свободные концы вставляем в крючок и загибаем; закручиваем всё вместе до плотного соединения прутьев.
Способ третий (самый распространённый): сгибаем пополам отрезок проволоки; оборачиваем им стык стержней по диагонали; в петлю вставляем крючок и натягиваем, второй конец так же как и во втором случае, загибаем на изгибе крючка; теперь крючок натягиваем и одновременно прокручиваем по часовой стрелке.
Третий вариант при вязке арматурного каркаса на фундамент является самым предпочтительным: более крепкое и аккуратное соединение, меньшая утомляемость при работе, да и скорость, при достижении определённого навыка, побыстрее. Рассмотрим процесс вязания каркаса поподробнее с показом видео.
Как правильно вязать арматуру для фундамента
Вязальную проволоку можно приобрести в магазине или сжечь ненужную автомобильную покрышку (в процессе сгорания, проволока, предназначенная для армирования резины, обжигается и приобретает, необходимую для вязания, мягкость и податливость). Проволоку режем отрезками по 30 см.
Арматура для устройства каркаса (как правило, сечением 10-16 мм) сначала режется на отрезки определённой длины. Потом связываются отдельные элементы каркаса. При связывании перпендикулярных узлов используется метод вязки крест-накрест по диагонали. При необходимости связать арматуру параллельно (удлинить каркас) делается нахлёст минимум 25 см, количество узлов на этом стыке должно быть не менее трёх.
Стараемся большую часть этих работ выполнять вне опалубки, на ровном свободном месте. Внутри опалубки производится только связывание отдельных элементов каркаса — его удлинение и угловое соединение.
Важно! При стягивании стыка стержней арматуры — постарайтесь найти среднее значение натяга. Недотягивать и перетягивать арматуру не рекомендуется. Недотянешь — каркас получится хлипким и может «сложиться», перетянешь — лопнет узел во время скручивания или транспортировки.
Вот, в принципе, и всё. Эта работа особой сложности не представляет, скорость и качество вязания нарабатываются практическим путём. Если остались какие-нибудь вопросы по этапам процесса — посмотрите видео.
Умение вязать арматуру поможет сэкономить при самостоятельном устройстве фундамента. А если процесс обучения пойдёт совсем хорошо и появятся определённые навыки, то вопрос о временном или постоянном трудоустройстве можно снимать с повестки дня. Ведь специалисту, который умеет качественно и быстро вязать арматуру, будет рада любая бригада монолитчиков.
Как вязать арматуру. На опыте участников портала
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
Как и чем связать арматуру? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос прост. Берём мягкую отожжённую вязальную проволоку, крючок и приступаем к работе. Но опыт пользователей нашего портала говорит о том, что даже в таком нехитром деле существует масса нюансов, начиная от выбора диаметра проволоки и заканчивая способом связывания. Однако эти «мелочи» напрямую влияют на скорость работы и конечные затраты. Итак, из этой статьи вы узнаете:
Связывание арматуры вязальным пистолетом: за и против
Первое, о чём задумывается любой начинающий застройщик, решивший собрать арматурный каркас – чем его вязать. Кто-то использует для этого самодельные или покупные крючки.
Другие предпочитают использовать плоскогубцы. Третьи полагают, что только покупка специального аккумуляторного пистолета для вязки арматуры решит проблему.
Моим трудягам и мне понравилось работать вязальным пистолетом, но удовольствие это дорогое.
Ещё один недостаток вязального пистолета, особенно применительно к нашим условиям строительства — возможность его поломки из-за «кривых» рук рабочих или банальное воровство дорогого инструмента.
Вывод: при всех плюсах вязального пистолета его приобретение или аренда требуют тщательного расчёта — оправданно ли это экономически. Поэтому большинство предпочитают проверенный годами способ — вязать арматуру крючком.
Мои рабочие вяжут арматурные каркасы обычным крючком с вращающейся деревянной ручкой. Цена приспособы – 150 рублей. А всякие автоматические механизмы, включая реверсивные крючки и использование шуруповёрта — это так, баловство. Профессионалы используют крючки.
О плюсах и минусах использования для связывания арматуры т.н. полуавтоматов – крючков с реверсом и аккумуляторных «шуриков» с зажатым в патроне крючком, мы расскажем во второй части статьи. А сейчас подробнее опишем процесс изготовления самодельного крючка и расскажем, как правильно вязать арматуру.
Как сделать самодельный крючок для вязки арматуры
1. Крючок можно сделать самостоятельно или купить готовый. Цена вопроса — 150-200 рублей. Плюсы покупного: стальное «тело» крючка свободно вращается в рукоятке, что значительно укоряет работу.
Плюсы самодельного крючка — сделать его можно за 10-15 минут из того, что есть под рукой. Например, крючок для вязки арматуры делают из гвоздя на «150», электрода, арматуры диаметром 8 мм, держателя малярного валика, у которого отпиливается валик, рукоятки мастерка и т.д.
Вариантов множество. Всё зависит от фантазии и наличия завалявшихся в хозяйстве «ненужный» вещей.
Я сделал самодельный крючок для вязки арматуры из стального прутка. Один конец обточил на конус на точиле и согнул пруток в двух местах. Вместо рукоятки можно поставить обрезок трубки, так удобнее работать, и перчатка не наматывается на приспособление.
Ещё один вариант самодельного крючка предлагает участник портала с ником аlexdomm. Для этого берём старые вилы (если они, конечно, есть в хозяйстве) и отрезаем один штырь. Далее берём трубу диаметром 16 мм, загоняем в неё штырь и расклёпываем/привариваем конец. Рабочую часть заостряем на наждачном круге или при помощи «болгарки».
СпехПервый для изготовления самодельного крючка использовал малярный валик, от которого отрезал всё «ненужное».
Ещё один вариант — сделать крючок из сломанного или ненужного мастерка.
Принцип тот же — отламываем или отрезаем лопатку и обтачиваем рабочую часть крючка на конус.
Крючок я сделал из гладкой арматуры «восьмёрки». Чтобы крючок быстро вынимался из петли, обязательно затачиваем его на конус. «Тело» крючка изгибаем под углом в 20 градусов. Так увеличивается скорость вращения. На ручку для удобства можно надеть кусок шланга.
Как правильно вязать арматуру обычным крючком
Если использовать самый простой крючок, как на фото ниже, то работать с ним неудобно. Слишком низкая скорость, словно заворачивать шуруп отвёрткой. Лучше брать крючок на вращающейся рукоятке. Скорость значительно возрастает, набив руку, перестаёшь рвать проволоку, перекручивая её.
Важно подобрать оптимальный диаметр вязальной проволоки. Слишком тонкая рвётся, узел хорошо не затянуть. Слишком толстая, 2.4-3 мм, тяжело вяжется, быстро устаёт запястье. Поэтому чаще всего используется вязальная проволока диаметром 1.2-1.4 мм.
Пользователи портала советуют — при отсутствии вязальной проволоки взять автопокрышку с металлокордом и сжечь её. Хотя этот способ, скорее, подойдёт на самый крайний случай, т.к. горящая автопокрышка выделяет чёрный едкий дым.
Переходим к вязке арматуры.
Процесс разбивается на ряд последовательных шагов.
2. Проволоку складываем пополам.
3. Загибаем проволоку вокруг пальца.
4. Заводим под арматуру.
5. Загибаем концы и вставляем в петлю крючок.
6. Начинаем крутить крючок, захватывая второй конец проволоки.
7. Закручивая узел, тянем крючок на себя.
8. Загибаем получившийся узел.
При вязке арматуры не следует пытаться накрутить как можно больший узел, отрезав длинный кусок проволоки. Задача вязальщика — только захватить концы и, сделав несколько оборотов (2-3 раза), связать узел. На это уходит несколько секунд. Если взять слишком длинную проволоку, увеличивается её расход, а также тратится много времени на создание узла.
В рассмотренном выше варианте вязка арматуры происходит с одним перехлёстом.
Узел достаточен при монтаже горизонтально уложенной арматуры (например, при вязке плиты), но он может оказаться слабым, если нужно связать арматурный каркас, который нужно перенести на место установки.
Вариант усиления узла — вязка петель с попеременным перехлёстом прутков арматуры. Т.е. при вязке каждого узла меняем направление перехлёста проволоки. Например, при вязке 2-х продольных прутков и 1-го поперечного вязки справа и слева должны быть разнонаправлены друг к другу.
Другой вариант — захват уложенных крест-накрест прутков с 4-х сторон. Делается это так:
1. Сгибаем петлю и обводим прутки, подгибая проволоку под нижнюю арматуру.
2. Загибаем петлю пальцами и обводим прутки так, чтобы захватить верхнюю арматуру.
3. Далее вяжем узел, как рассказывалось выше.
При таком способе вязки прутки держаться заметно крепче, чем в первом варианте.
Также можно вязать арматуру, делая две петли — сначала перехлёст на одну сторону, слева направо, затем перехлёст на другую сторону, справа налево.
Узнать все нюансы вязки арматуры можно в теме на FORUMHOUSE «Вяжем арматуру (руками, крючком, пистолетом)». В дневнике пользователя с ником Smart2305 подробно рассказывается, чем стеклопластиковая (композитная) арматура отличается от обычной стальной.