как и чем заправляют акваланг
Заправка баллонов для дайвинга
Дайвинг постепенно «затягивает», об этом вам скажут все, кто его попробовал. Не успеете и заметить, как снаряжение, взятое на прокат, перестанет устраивать. Это естественно – со своим инвентарем вы будете ощущать себя увереннее. В итоге, когда-то любители обзаводятся полным комплектом необходимого снаряжения. У них появляются: ласты, маска, гидрокостюм, регулятор, компенсатор плавучести, баллоны. Со временем их арсенал пополнит и компрессор.
Принцип действия
Те, кто знаком с техникой, будут удивлены, узнав, что компрессор для дайвинга практически ничем не отличается от того, что используется в быту или на производстве.
На третьем шаге воздушная смесь может быть сжата до 200-300 атмосфер, если есть такая необходимость.
Классификация компрессоров
Компрессор – это довольно дорогое устройство. Оно по карману далеко не каждому дайверу, тем не менее, существует два типа приборов:
Второй вариант больше подходит тем, кто живет неподалеку от водоемов пригодных для дайвинга и/или имеет личный автомобиль.
Также компрессоры классифицируют по типу питания: бензиновые, дизельные либо электрические
Первая и вторая группы отличаются выделением выхлопных газов. Существует риск их попадания в воздух, которым впоследствии предстоит дышать дайверу. Поэтому необходимо обеспечить качественный отход газа. Компрессоры с двигателем, работающим на бензине, мобильны, что является большим преимуществом. Недостатком является относительно небольшое время непрерывной работы.
Устройства, работающие от электричества, также компактны, не издают сильного шума, но работают только от сети.
Дизельные аппараты имеют емкость 2-22 л. Они сделаны из стали или алюминиевых сплавов. Самые популярные из них те, что рассчитаны на 200 атмосфер.
Заправка аквалангов от лодочного мотора
«Заправка аквалангов от лодочного мотора» — статья не про подводную охоту, но пусть будет в этом разделе. Итак, поговорим, как можно заправить акваланг при помощи подвесного лодочного мотора (в данном случае использовался мотор «Москва»).
Заправка акваланга от мотора «Москва»
Подводный спорт завоевал широкое признание нашей молодежи. Многие спортсмены-любители уже не довольствуются маской и трубкой, и это понятно: гораздо большие возможности имеют спортсмены с аквалангами. Акваланг является совершенным прибором, который позволяет продолжительное время находиться под водой, тем не менее, многие любители подводного спорта воздерживаются от приобретения аквалангов, в первую очередь потому, что акваланг нужно заряжать воздухом, а для этого необходимо специальное оборудование, стоимость которого много больше стоимости самого аппарата.
В стационарных условиях заправка аквалангов — не проблема. На каждой спасательной станции ДОСААФ имеются компрессоры высокого давления, работающие от электросети, или баллоны со сжатым воздухом. Имеются и специальные зарядные станции, где за небольшую плату можно заправить акваланг и запасные к нему баллоны, но таких станций пока еще мало и они сосредоточены в основном в крупных промышленных городах и отдельных пунктах Черноморского побережья. Это конечно очень удобно, но только тогда, когда вы решили погружаться в районе расположения этих станций. Ну, а если вам захотелось обследовать озеро или реку, где нет таких станций?
Нужно сказать, что подводный спорт — это спорт коллективный. Обычно спортсмены-подводники объединяются в группы и выезжают в намеченные заранее пункты каким-либо транспортом. Чтобы не быть связанным с зарядными станциями, нужно приобрести трехступенчатый компрессор высокого давления АК-150В. Для коллектива спортсменов в 3—5 чел. это уже не составит больших трудностей, а в большинстве случаев спортсмены-подводники объединяются именно в такие группы.
Краткая характеристика компрессора АК-150В | |
---|---|
Рабочее давление, кг/см² | 150 |
Число об/мин, (макс) | 2300 |
Производительность при 200 об/мин, м³/час | 2,4 |
Мощность привода, л. с. | 3,5 |
Вес, кг | 5,8 |
Охлаждение воздушное, принудительное |
Из этой краткой характеристики видно, что компрессор удовлетворяет основным требованиям аквалангистов: имеет небольшой вес и удовлетворительную производительность (акваланг АВМ-1 емкостью баллонов 2,1 м³ можно зарядить за 40 мин.). Однако вся установка с фильтрами очистки, электроприводом и другими элементами обычно весит очень много (180 кг). Но пусть это вас не пугает! Фильтры очистки воздуха можно сделать очень легкими; решается и вопрос с приводом.
Некоторые спортсмены используют для этого двигатели автомобилей. Компрессор при помощи несложного устройства крепят болтами к переднему бамперу автомобиля. Компрессор работает вполне удовлетворительно, но имеет один серьезный недостаток — плохую систему смазки. Смазка осуществляется от шестеренчатого насоса двигателя, но общая система смазки не позволяет получить в компрессоре нужное давление масла, а применяемый в автомобильных двигателях автол (или «СУ») малопригоден для компрессоров высокого давления. Это вызывает высокий износ поршневой группы, а в отдельных случаях — порчу клапанов. Масла следует применять специальные компрессорные или авиационные марок МС-20 или МК-22, обладающие высокой вязкостью и улучшенные специальными присадками.
В журнале «Техника молодежи» № 7 за 1961 г. было дано описание зарядного агрегата. Эта конструкция имеет целый ряд недостатков и вряд ли будет работать удовлетворительно хотя бы потому, что компрессор не имеет принудительного воздушного охлаждения. Тем, кто желает лучше ознакомиться с конструкциями компрессоров для заправки аквалангов, рекомендуем прочесть сборник «В помощь спортсмену-подводнику» № 1 изд. ДОСААФ (1962 г.).
Для спортсменов-подводников, занимающихся водно-моторным спортом и туризмом, наиболее удобна примененная нами конструкция аппарата для заправки аквалангов, работающего от подвесного лодочного мотора «Москва».
Установка компрессора. Компрессор АК-150В при помощи фланцевого соединения устанавливается на подводную часть мотора (рис. 1, 2) вместо съемной части корпуса редуктора. Корпус редуктора вместе с гребным винтом легко снимается, для чего следует отвернуть три болта.
Рис. 1. Соединение компрессора АК-150В с подводной частью мотора «Москва». |
Таким образом, компрессор полностью находится под водой. Забор воздуха производится через гофрированный шланг длиной 3-4 м (подобный шлангам от аквалангов), который выносится в носовую часть лодки, подальше от работающего мотора.
Рис. 2. Мотор с компрессором и фильтрами на транце лодки. |
Смазка компрессора производится под давлением 4-5 атм. от шестеренчатого насоса мотоцикла «М-72».
На съемную часть корпуса редуктора 2 (рис. 3) насаживается и приваривается фланец 1, изготовленный из дуралюмина. Вращение от мотора на компрессор передается через валик 3 с внутренними шлицами. Чтобы гипоидное масло редуктора не смешивалось с компрессорным маслом, в корпусе 2 установлены две резиновые манжеты 4, металлическая обойма которых перед запрессовкой смазывается эпоксидным клеем. Фланец 1 крепится к фланцу компрессора четырьмя болтами М6. В нем имеются каналы для циркуляции масла (7 — штуцер маслопровода). Масляный насос смонтирован на противоположной стороне компрессора.
Задняя крышка компрессора В засверливается строго по центру. Вместо гайки, стягивающей вал компрессора, наворачивается валик 9, передающий вращение на насос и имеющий канал для циркуляции масла.
Корпус насоса крепится к пластине из нержавеющей стали на паронитовой прокладке. Пластина привинчивается болтами с потайной головкой к задней крышке.
Шестерня 6, манжеты 4, съемная часть редуктора и подшипник 5 использованы от мотора «Москва».
Рис. 3. Детали установки компрессора. |
Для подгонки компрессора к мотору необходимо оба цилиндра компрессора развернуть на 180°, так как штуцеры и соединительная трубка будут упираться в антикавитационную плиту. Делается это так. Отворачивают четыре гайки, крепящие цилиндр высокого давления, и медленно поворачивают цилиндр ключом за вал компрессора. Вместе с поршнем будет подыматься и открепленный цилиндр. Когда цилиндр освободится от шпилек, его поворачивают на 180° и снова закрепляют. Точно так же поступают и со вторым цилиндром. Не рекомендуется делать наоборот, т. е. приподнимать цилиндр на неподвижном поршне. Это приведет к тому, что многочисленные компрессионные кольца выйдут из цилиндров и их будет очень трудно правильно установить обратно.
Соединительную трубку компрессора разрезают на две равные части и надставляют другой трубкой большего диаметра, а места соединения пропаивают серебром или латунью.
Рис. 4. Схема смазки: 1 — шланг подачи воздуха; 2 — компрессор; 3 — штуцеры подачи масла на фланце компрессора; 4 — манометр; 5 — масляный насос; 6 — подача воздуха высокого давления на фильтр; 7 — резиновый маслостойкий шланг; 8 — вентиль; 9 — бачок. |
Масляный бачок (емкостью 1 л) соединяют с компрессором резиновыми маслостойкими шлангами (рис. 4). Завинчивающаяся крышка бачка имеет отверстие для сообщения с атмосферой. Контроль за работой насоса осуществляется по манометру, который крепится рядом с бачком.
Рис. 5. Схема фильтров: 1 — подача воздуха от компрессора; 2 — вентиль отстойника; 3 — манометр; 4 — сетка; 5 — слой ваты; 6 — активированный уголь; 7 — выпуск воздуха. |
Фильтры высокого давления. Благодаря тому, что заправка акваланга ведется с лодки, фильтры высокого давления можно сделать предельно простыми, так как воздух над водной поверхностью, как известно, достаточно чист. Хорошее охлаждение компрессора и соединительных трубок способствует незначительному образованию паров масла, что также обусловливает возможность снижения габаритов фильтров.
Оба фильтра изготовляют из однодюймовых оцинкованных труб (рис. 5) и крепят к транцу лодки на струбцинах. Первый фильтр служит для конденсации и отстаивания паров масла и воды, второй — для очистки воздуха от посторонних газов и частиц. В верхней части фильтров установлен манометр высокого давления.
При заправке аквалангов лодку надо ставить на якоря (носовой и кормовой) по ветру, чтобы выхлопные газы не попадали в заборный шланг.
После прогрева двигателя на холостых оборотах включают ручку реверса в положение «передний ход» и плавно доводят число оборотов мотора до среднего. При этом мотор не должен развивать более 3200 об/мин, что соответствует примерно 8 л. с. С увеличением давления в системе увеличивается нагрузка на мотор, поэтому в процессе работы необходимо выравнивать обороты.
После зарядки акваланга нужно закрыть вентили на аппарате и открыть продувочный кран фильтра для удаления из него влаги и масла.
В нерабочем состоянии все штуцеры в компрессоре должны быть плотно закрыты от попадания грязи и вытекания масла, которое в значительных количествах скапливается в картере.
Хорошее охлаждение компрессора, масла и нагнетаемого воздуха, а также легкость запуска (благодаря наличию нейтральной скорости и нужной редукции) делает такой способ заправки аквалангов весьма удобным. Производительность компрессора повышается более чем в два раза.
Акваланг АВМ-1 можно зарядить до 150 атм. за 15 мин.
В течение нескольких лет я и мои товарищи, отправляясь в туристский поход на моторных лодках, берем с собой акваланги и компрессор. Мы не можем назвать себя специалистами-подводниками, но мы любим этот замечательный вид спорта. Подводные прогулки в Финском заливе, на Ладожском и Онежском озерах, а также по рекам (Волга, Свирь, Волхов) доставляют нам большое удовольствие. Благодаря моторным судам мы побывали в таких местах, куда трудно попасть другим видом транспорта, а благодаря использованию описанного устройства для заправки аквалангов наши аппараты были всегда готовы к погружению.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Где и как заправить акваланг?
Океанские глубины прекрасны и загадочны. Если вы проводите отпуск на морском побережье, а острых ощущений не хватает – погружение с аквалангом станет прекрасной возможностью восполнить этот пробел. Тем более что на каждом шагу опытные и не очень инструкторы наперебой предлагают свои услуги, уверяя в безопасности данного мероприятия. И если вы поддались соблазну и решили полюбоваться морскими красотами, так сказать, изнутри, помните, что обучение должен проводить профессиональный дайвер, не понаслышке знакомый со всеми тонкостями этого дела, включая технические аспекты, например, как и где заправлять акваланг.
Дайвинг – захватывающий вид активного отдыха для романтичных, но в то же время бесстрашных людей, не лишенных духа авантюризма. Обычному человеку сложно представить, какие чувства испытывает дайвер, погрузившись в чуждую для человека стихию, где от любой, даже самой маленькой ошибки, зависит жизнь. Но риск можно минимизировать, если ответственно подойти к этому увлечению, прислушиваться к инструкторам, профессионализм и опыт которых, кстати, во многом основывается на анализе других, в том числе и несчастных, случаев.
Правила, позволяющие чувствовать себя под водой уверенно, довольно просты, но крайне важны, особенно для начинающих дайверов:
Смотрите видео о том, как выбрать баллоны для дайвинга.
Работают профессионалы, или где заправляют баллоны акваланга
Опытные ныряльщики знают, что снаряжение, подготовленное в соответствии с правилами техники безопасности – важнейший момент в дайвинге. Экипировку для подводного плавания можно приобрести в магазине спортивных товаров с уже заряженным аквалангом. Однако в дальнейшем заполнять оборудование воздухом придется либо самостоятельно, либо с помощью специалистов, поэтому необходимо выяснить заранее, где заправляют баллоны аквала
Зарядить снаряжение можно в любом месте, где обслуживают аппараты, предназначенные для дыхания. Это может быть пожарная часть, МЧС, дайвинг-клуб. Главное, чтобы при проведении процедуры учитывались необходимые технические детали:
В специализированных центрах должны соблюдаться все меры предосторожности при перекачке газа, поскольку слишком велика опасность взрыва. Поэтому сотрудники перед заправкой должны проверить баллон на предмет коррозии внутренних стенок и неисправности резьбы в месте присоединения вентиля. Кроме этого, недопустимо резкое колебание температуры, от этого объем газа изменяется.
Один из самых распространенных вопросов среди начинающих ныряльщиков: сколько стоит заправить акваланг? Следует отметить, что цена зависит как от размера баллона, так и от состава закачиваемой воздушной смеси. В среднем она составляет от 20 до 60 рублей за литр.
Сам себе мастер, или как заправить акваланг в домашних условиях
Если вы набрались опыта и уже достаточно хорошо изучили снаряжение для подводного плавания, то можно попробовать заправить акваланг в домашних условиях. Правда, для этого потребуются немалые средства для закупки дорогостоящего оборудования. Многие дайверы-единомышленники для этого объединяются и приобретают его, скооперировав бюджет, в таком случае экономическая эффективность от покупки налицо.
В первую очередь следует определиться, какой именно компрессор вам подойдет. Электрический имеет смысл приобретать лишь в том случае, если погружения производятся в условиях цивилизации, то есть присутствует сеть 220 вольт, к которой его можно подключить. Если же вы любите понырять долго и вдали от людей, тогда необходимо оборудование, работающее на бензине. Выбор компрессоров достаточно велик, поэтому, проконсультировавшись со специалистами и обозначив свои потребности, непременно подберете наиболее подходящий вариант.
Итак, что нужно знать и уметь, для того, чтобы заправить баллон акваланга:
Достаточно один раз погрузиться с аквалангом – и человек превращается в заядлого ныряльщика, романтика и искателя приключений, не представляющего дальнейшей жизни без дайвинга. Помните, от соблюдения правил и техники безопасности зависит ваша жизнь. Удачных погружений!
Смотрите видео о том, как проходит заправка баллонов с кислородом для аквалангов. А также делитесь в комментариях занимались ли вы дайвингом, и какие ваши впечатления.
Главное о заправке баллонов для дайвинга
Дайвинг — это уникальное путешествие в водные пучины, которые завораживают. Кто-то хочет таким образом провести познавательную экскурсию или насладиться красотой подводного мира. У кого-то из ныряльщиков возникает желание погрузиться на затонувший объект, и таким образом приобщиться к истории. Захватывающее знакомство с подводным миром может стать рискованным предприятием, если пренебречь правилами безопасности.
Какой баллон выбрать?
Физиологические данные дайвера — главные ориентиры при выборе баллона. Ныряльщики со стажем уже «на глазок» определяют размеры нужного им снаряжения. Они помнят, что перед всплытием наличие в баллоне 50 бар воздуха — норма. По этой причине выбор объёма баллона перед погружением очень важен.
12-литровый баллон с рабочим давлением 200 бар — идеальный вариант для дайвера со средней массой тела. При значимом опыте погружений дайверы обходятся баллонами в 10 литров. 15-18 — показатели литража дайвера-тяжеловеса.
Чем заправляют баллоны?
Речь идет об ответственной процедуре, где ценой ошибки может стать человеческая жизнь. Чем заправляют баллоны для дайвинга? Следует раз и навсегда забыть об индустриальных газах. По правилам чистая, осушенная воздушная смесь кислорода и азота — оптимальный вариант для этой процедуры. В некоторых случаях допускается заправка баллонов для дайвинга кислородно-азотной смесью с добавлением гелия.
Почему так важно соблюдать это требование? Отсутствие каких-либо запрещенных примесей при заправке — гарантия исключения возможности отравления дайвера.
Где и с учетом чего происходит заправка?
Специально отведенное для этого место с необходимым оборудованием позволит свести риск отравления при дыхании дайвера к нулю. В работе таких точек по заправке баллонов для дайвинга учитывают и применяют:
Можно ли заправлять баллон дома?
Период до 90-х годов для дайверов ознаменовался случаями азотного наркоза, который в некоторых ситуациях приводил к гибели пловца под водой. Причина таких роковых погружений заключалась в использовании стандартной, атмосферной воздушной смеси (пропорция 21 % кислорода и 79 % азота) в неподходящих условиях погружений.
На этом заправка акваланга в домашних условиях не остановилась и продолжала свои эксперименты. В ход пошли смеси, обогащенные кислородом или без достаточного количества такового в них. Итог оказался не менее плачевным, чем предыдущие попытки.
Компрессор для заправки дайверских баллонов конечно можно соорудить и собственными руками. Достаточно раздобыть чертёж данного агрегата и иметь под рукой необходимые инструменты и материалы. Но возникает резонный вопрос! А не лучше ли доверить столь ответственную процедуру профессионалам? Для ощущения полной безопасности под водой лучше нырять с баллоном, который заправили в специализированной точке по заправке баллонов. Бытует шутка, что береженого дайвера сам Нептун бережет.
Заправка баллона для дайвинга в домашних условиях
Дайвинг — занятие очень увлекательное, но оно сопряжено со многими рисками для жизни и потому изобилует большим количеством правил безопасности. Также перед каждым погружением должна быть проверена вся экипировка и произведена заправка баллонов для дайвинга.
Это очень ответственная процедура, и первое, о чём стоит помнить — заправка индустриальными газами строго-настрого запрещена. Обычно баллоны заправляют чистой воздушной смесью кислорода и азота, реже — смесями воздуха и инертных газов. Концентрация компонентов и отсутствие примесей жизненно важно на глубине, так как даже мельчайшая инородная частичка может привести к летальному исходу.
Заправка обычно происходит в специально отведённых для этого местах, где в обязательном порядке учитывается ряд важных деталей:
Также не стоит забывать о том, что большая компрессия такого газа, как кислород, может привести к взрыву. Причины известны, и на их основе в заправочных центрах принимаются все меры предосторожности. Может возникнуть вопрос — сколько их? Ответ даст приведённый ниже список:
Конструкция и материалы, из которых состоит баллон
Объём баллона
Для того чтобы понять, какой баллон подходит для отдельно взятого дайвера — нужно учесть его физиологические данные. Прежде всего, стоит помнить, что чем больше баллон, тем он тяжелее, но и дыхательного газа в нём помещается больше. Опытные ныряльщики знают, сколько они расходуют воздуха, и точно рассчитывают объём приобретаемого резервуара — ведь среднестатистическое погружение длится от 45 до 60 минут и идеальным считается остаток в 50 бар воздуха перед всплытием.
Обычный человек средней массы тела вполне обходится 12-литровым баллоном, в котором дыхательный газ закачан до стандартного значения в 200 бар. Но это очень усреднённые значения, так как встречаются ныряльщики, которые обладают очень экономичным дыханием, позволяющим брать с собой 10-литровые кислородные баллоны, а есть тяжеловесы, которым нужны все 15 литров запаса. Изредка встречаются дайверы, использующие баллоны объёмом 18 и более литров, но это исключительно сильные и здоровые пловцы, так как такие ёмкости обладают солидным весом. Так что для того, чтобы определиться с тем, сколько нужно именно вам — ответит лишь специалист.
Конструкция баллона
Далеко нелишним будет и знание того, какие элементы составляют экипировку, которая обеспечивает вашу жизнедеятельность под водой:
Обычно встречаются вентили с 1 входом и 1 вентилем. Но существует более сложная конструкция — Y-образный вентиль, имеющий 2 выхода и 2 вентиля. В случае выхода из строя одного выхода — его можно закрыть и использовать второй.
Заправка баллона в домашних условиях
До 1990 годов для заправки баллонов использовали обычную воздушную смесь, состоящую из 79 процентов азота и 21 процента кислорода. Увы, она была очень опасна на глубине, так как её использование было чревато азотным наркозом, который мог привести к гибели. Потом пробовали применять как обогащённые кислородом смеси, так и обеднённые им. Но практика не прижилась из-за того, что не понижала, а повышала опасность для жизни.
Сегодня продолжают заправку обычным воздухом и дыхательными смесями с добавлением гелия, которые работают в разы лучше, но и стоимость имеют намного более высокую.
Как уже упоминалось, заправлять баллоны лучше в специальных местах, пользуясь услугами профессионалов. Но если вы достаточно опытны, хорошо знаете своё оборудование и можете позволить себе купить всё необходимое — то этим можно заниматься и дома. Для этого вам понадобятся: акваланг, газоанализатор, бензиновый или электрический компрессор.
Поэтапная инструкция по заправке:
Выбор бензинового или электрического компрессора зависит от мест, где вы осуществляете погружения. Если там есть такая роскошь, как подключение к электросети — берите электрический. Но более универсальным вариантом станет всё же бензиновый. А в выборе всегда помогут эксперты в любом специализированном магазине.
Далее, баллон хранится столько, сколько потребуется. Не переживайте, их нужно хранить в заправленном состоянии, так как это существенно снижает риск попадания внутрь различных примесей и во избежание начала окислительных реакций на внутренних стенках.
Заключение
Если вы решили не прибегать к помощи специалистов и заправлять свои баллоны для дайвинга самостоятельно — будьте осторожны. Это занятие не терпит халатности и невнимательности. Но, соблюдая все правила техники безопасности, вы избавите себя от утомительных поездок до ближайшего профильного магазина или пожарной части и сможете всё сделать сами.
Чистка баллона для дайвинга
Содержание: Упражнения для накачивания ягодиц Приседания простые и с отягощением Выпады Мостик Жимы Что более всего привлекает взгляды
Содержание: Комплекс общих упражнений Комплекс упражнений для ягодиц Комплекс упражнений для бедер Как повысить эффективность тренировок? С целлюлитом