как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа

Грамматическая основа предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что такое грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, как её выде­лить в выска­зы­ва­нии. Но преж­де сле­ду­ет вспом­нить, что назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем в син­так­си­се рус­ско­го языка.

Предложение как единица речи

При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми. Итак, целью пред­ло­же­ния может быть сооб­ще­ние, вопрос или побуж­де­ние. В пред­ло­же­нии содер­жит­ся сооб­ще­ние о собы­тии, кото­рое вос­при­ни­ма­ет­ся как реаль­ное, про­ис­хо­дя­щее в каком-то вре­ме­ни или как нереальное.

Предложение может состо­ять как из несколь­ких слов, объ­еди­нен­ных меж­ду собой грам­ма­ти­че­ски и инто­на­ци­он­но, так и из одно­го слова.

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, например:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Что такое грамматическая основа предложения

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. lazy placeholder. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа фото. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа-lazy placeholder. картинка как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. картинка lazy placeholder.

Видео «Как найти грамматическую основу предложения»

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми делами.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за столами.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по площади.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с детства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о прошлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насекомых.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом случае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебеди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную песню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осторожно.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тщательно.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы предложения.

как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. lazy placeholder. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа фото. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа-lazy placeholder. картинка как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. картинка lazy placeholder.

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»

Источник

Грамматическая основа предложения

как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. 60dc1597474c8668534423. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа фото. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа-60dc1597474c8668534423. картинка как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. картинка 60dc1597474c8668534423.

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. 60dc1597b6ae8025003628. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа фото. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа-60dc1597b6ae8025003628. картинка как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. картинка 60dc1597b6ae8025003628.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

Девочка пришла в школу с опозданием.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

Бегать по коридору запрещено.

— географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

— названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

— устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

— существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

— неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

— существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

«Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

Бы — это частица.

Чем может быть выражено сказуемое

Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

Примеры простых глагольных сказуемых:

Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

Примеры составных глагольных сказуемых:

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. 60dc1597c769d155280815. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа фото. как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа-60dc1597c769d155280815. картинка как и с чем можно сравнить его красоту грамматическая основа. картинка 60dc1597c769d155280815.

В каком порядке выделять грамматическую основу

Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

Источник

ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус.Прочитайте текст и выполните задания. 1.(1)Как и с чем можно сравнить его

ЕГЭ-2012 рус. яЭ-2012 рус. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Как и с чем можно сравнить его красоту? (2)Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона…

(3)И всё-таки у Природы, как единого творца, есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью.(4)Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.(5)Ведь это озеро не зря называют жемчужиной Сибири.

(6)Безусловно, Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.(7)Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота не погубленной, воздух не засорённым, а жизнь в нём и вокруг.

(8)Это прежде всего необходимо нам. ( По В.Г.Распутину )

1.В каком предложении заключена основная мысль текста?

2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Байкал как «хрустальная печень страны» необходим нам.

2) Нельзя загрязнять Байкал, он создан Природой не для производственных потребностей человека.

3) Байкал – одно из настоящих чудес Природы, не зря его «называют жемчужиной Сибири».

4) Прекраснее Байкала нет ничего на свете!

3.Определите тип речи текста?

2) описание с элементами повествования;

4.Определите стиль текста?

4) официально – деловой

5. В каком значении употребляется слово ДЕРЖАВНЫЙ в 6 предложении?

1) державный – порфироносный;

2) державный – августейший;

3) державный – величественный;

4) державный – грандиозный.

6. Какое из предложений 2-3 абзацев связано с предыдущим с помощью частицы и описательного оборота?

7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания, через запятую.

1) оценочная лексика

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

7) риторический вопрос

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Август – самый тихий, самый спокойный, уравновешенный месяц. (3)Ведь лето уже сделало своё дело. (4 )Всё, что родилось, выросло, созрело, всё сияет цветами румяной, солнечной спелости. (5) У августа – улыбка тихого увядания.

(11) Куда ни глянешь – горят костры рябины. (12) Разве можно оторвать взгляд от красного бисера, от щедрой вышивки по зелёному?! (13) Узор этот будет держаться долго. (14) Уронит лес листья, продуто всё будет осенним ветром, всё в лесу полиняет, поблекнет, а эта алая дробь будет висеть. (15) И будут слетаться к деревцам – кормильцам дрозды, пока не останется ни одной красной ягодки – бусинки. (По В.Пескову)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Август хорош тем, что всё уже созрело и сияет цветами румяной, солнечной спелости.

2) Август запоминается улыбкой тихого увядания.

3) Много запахов в предосеннем лесу, но главный запах – грибной.

4) Август хорош, но весенние месяцы более по душе.

2. Определите тип речи текста?

2) повествование с элементами описания и рассуждения

3) рассуждение с элементами повествования

4) описание с элементами рассуждения

3. Определите стиль текста?

4) официально – деловой

4. С помощью какого языкового средства связаны 12 и 13 предложения?

1) контекстуальный синоним

2) лексический повтор

3) лексический синоним

4) контекстуальный антоним

5. В каком предложении 1 – 2 абзацев все слова употреблены в прямом значении?

6. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в первом абзаце текста?

7. Выпишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера укажите в порядке возрастания.

1) оценочная лексика

3) контекстуальные синонимы

4) синтаксический параллелизм

6) языковые антонимы

7) риторический вопрос

Прочитайте текст и выполните задания

(9) Время идёт, одно поколение приходит на смену другому, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее

и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.

(11) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас полке, постепенно и незаметно теряет своё обаяние. (12) Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.

(13) Решает судьбу книги живой человек, читатель. (С.Я.Маршак.)

1. Какова основная тема текста?

1) Книга в нашей жизни.

2) Судьба лучших произведений мировой литературы.

3) Роль талантливого читателя в оценке литературных произведений.

4) Значение литературы в жизни человека.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; рассуждение

2) научно – популярный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; повествование

4) публицистический стиль; рассуждение

3. Какое значение имеет слово СУДИТЬ в предложении 5?

1) осуждать, укорять, обвинять в чём – нибудь

2) рассматривать чьё – либо дело в судебном порядке

3) составлять, высказывать какое – нибудь мнение, суждение

4. В каком предложении использована метафора?

5. Какие из предложений 1 – 7 связаны с предыдущим с помощью личного местоимения?

6. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте?

3) ряды однородных членов

4) синтаксический параллелизм

Прочитайте текст и выполните задания.

.(4) Опыт душевной жизни других людей мы постигаем через символы- знаки, которые становятся основой языка культуры. (5) Сначала люди использовали в качестве « букв» языка культуры статичные знаки-мазки кистью, алфавит.(6) Затем динамичные символы вошли в нашу жизнь вместе с театром, кинематографом. (7) Компьютерный язык вобрал в себя все прежние символы: он может стать и страницей книги, и экраном кинотеатра, и картиной.(8) Но, главное, новый язык культуры может использовать не только подвижные или неподвижные символы, но и интерактивные. (9) Интерактивность- взаимодействие- является отличительной чертой этого языка.

(10) Известный философ Михаил Бахтин говорил, что наше сознание- это диалог и произведение искусства тоже диалог. (11) Компьютерная игра вовлекает человека в такой диалог, заставляя постоянно высказываться. (12) Таким образом, игра- интенсивный темпераментный разговор на новом языке культуры.

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) компьютерный язык сочетает в себе подвижные, неподвижные и интерактивные символы

2) язык компьютерных игр – новый язык культуры

3) интерактивность – основная черта языка компьютерных игр

4) новый язык опасен для подрастающего поколения

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; описание

2) публицистический стиль; рассуждение – размышление

3) художественный стиль; рассуждение и повествование

4) научный стиль; рассуждение с элементами описания

3. Какое значение имеет слово ЯЗЫК в предложении 1.

1) подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий в образовании звуков речи

2) речь, способность говорить

3) система звуковых, словесных и грамматических форм, объективирующая работу мышления

4) система знаков, передающая информацию

4. В каком предложении автор использует контекстуальные антонимы?

5. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Напишите его номер.

6. Какие из перечисленных ниже языковых средств используются в тексте?

1) языковые антонимы

2) оценочная лексика

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

(2)Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало пути каждого из нас к истине. (3)Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств.

(4)Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала её, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5)Так просто! (6)А если задуматься о себе, о том, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга, и с этими мыслями исследовать капли в их слиянии…

(7)И если посвятить себя этому изучению, откроется, как в зеркале, жизнь человека и то, что природа есть зеркальный свидетель жизни целиком человека – царя.

(8)В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес.(9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.

(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

(11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек.

(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что ещё в этом зеркале он увидит. (М.Пришвин)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) В самых простых вещах, если к ним присмотреться внимательнее, пристальнее, обнаруживается сложное и удивительное.

2) История культуры отражает взаимосвязь человека и природы.

3) Зеркальным отражением внутренней жизни человека является природа: пристально вглядываясь в неё, человек познаёт самого себя.

4) Действия человека по отношению к природе не всегда разумны.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научно – популярный стиль; описание

2) художественный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; повествование и описание

3. Какое значение имеет слово ХОЗЯЙСТВО в предложении 2?

1) производство, экономика

2) оборудование какого-нибудь производства

3) совокупность предметов, необходимых в быту

4) всё, чем живёт человек

4. В каком предложении автор использует пословицу в качестве выразительного средства?

5. Среди предложений 7-12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов и лексического повтора.

6. Какие четыре из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте? (Цифры пишите в порядке возрастания.)

1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

5) лексический параллелизм (сопоставление)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (3)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

(4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криков, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.(5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далёкими и непережитыми.(6)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.(7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

(8)Какие же это слова?(9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.(10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

(11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

(12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.(13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнуть, наполняются выразительной силой.(14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.(16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. ( К.Паустовский).

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Умение живописать словами зависит от способности писателя видеть жизнь словно в первый раз.

2) Чтобы не потерять чувство языка, писателю необходимо общение с людьми, с природой.

3) Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну.

4) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читателю предоставляется возможность пофантазировать и самому дорисовать картину в воображении.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный стиль; описание, повествование и рассуждение

2) публицистический стиль; описание

3) художественный стиль; рассуждение, повествование

4) разговорный стиль; повествование, рассуждение

3. Какое значение имеет слово СЛЕПЫЕ в предложении 11.

1) лишенный зрения, способности видеть

2) неотчётливый. Плохо различимый

3) безрассудно действующий или совершающийся без разумного основания

4) совершаемый без видимых ориентиров, без участия зрения.

4. В каком из перечисленных предложений все слова перечислены в прямом значении?

5. Какое из предложений 7 – 10 связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?

ряды однородных членов

3) развёрнутое сравнение

Прочитайте текст и выполните задания.

(6)Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия, оно было для неё как бы внутренней движущей силой.

(7)Достоевский видел счастье в очищении души (8)Толстой – в полноте и естественности чувства.(9)Короленко – в благородстве натуры.(10)Пушкин – как бы даже и овеществлял счастье, и сам чувствовал его в своей крови.(11)У Чехова счастья нет, однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья, так не страдает от того, что его нет, так страстно не убеждён, что оно должно быть.

(14)Может быть, это опять-таки объясняется его склонностью к сатире и гиперболе, которые обладают какой-то своей собственной философией и чужды этой категории?(15)Но может быть и по другому.

(16)Век 19, самоуверенный, ощущающий приход науки как приход нового Христа-Спасителя, всё-таки сомневался в себе и своём будущем такими умами, как Гоголь: спаситель мог оказаться наделённым апокалипсическими чертами.(17)А это – тот рубеж, достигнув которого гений уже как бы лишается понятия счастья.(18)В мировом искусстве без особого труда можно различить этот священный орден прорицателей и всех тех, кто к нему принадлежал.

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) в произведениях Н.В.Гоголя мы не встретим определения «счастье»

2) у каждого русского писателя-классика всегда было своё представление о счастье

3) для русской литературы понятие счастья было как бы внутренней жизненной силой

4) Гоголь был слишком несчастен, чтобы писать о счастье

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; рассуждение

2) публицистический стиль; рассуждение

3) научно-популярный стиль-рассуждение

4) публицистический стиль; повествование

3. Какое значение имеет слово КЛАССИЧЕСКИЙ в предложении 6?

1) типичный, характерный

2) следующий методам классицизма

4) выдающийся, образцовый, общепризнанный

4. В каком предложении автор использует метафору?

1) 4 2) 11 3) 14 4) 12

5. Какое из предложений первого и второго абзацев связано с предыдущим с помощью описательного оборота (указательное местоимение + контекстуальный синоним)? Напишите его номер.

6. Какие из перечисленных ниже выразительных средств используются в тексте?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *