Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
4.1. Перед началом Летней серии формируется Рейтинг Команд на Летнюю серию (ЛРК). 4.2. В отборочных играх Летней серии примут участие команды, которые по итогам последних пяти лет оказались на 6-ом, 7-ом и 8-ом месте. Также в Летней серии возможно участие новых команд клуба. 4.3. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом в отборочных играх Летней серии, получит право играть в Осенней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. 4.4. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Летней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.
5.1. Перед началом Осенней серии формируется РК на Осеннюю серию (ОРК). В него попадают: а) команды, завоевавшие в Весенней серии право участвовать в Осенней серии; б) команда, одержавшая победу в Летней серии с наиболее крупным счётом. 5.1.1. Если команд, перечисленных в п. 5.1. больше, чем оставшихся мест, то команды, получившие низшие места в ЛРК по итогам игр Летней серии, в Осенних играх участия не примут. 5.1.2. Если команд, перечисленных в п. 5.1. меньше, чем оставшихся мест, то в Осенней серии смогут принять участие команды, проигравшие в Весенней и Летней серии, в порядке приоритета: команда-финалист Весенней серии, команда-финалист Летней серии; команды, проигравшие в отборочных играх Весенней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже); команды, проигравшие в отборочных играх Летней серии (преимущество имеют те команды, которые играли позже). 5.1.3. Перечисленные в п. 5.1. команды смогут принять участие во второй, третьей, четвёртой и Финальной играх Осенней серии. В первой игре Осенней серии против ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ сыграет команда ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. Независимо от результата игры, эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона. 5.1.4. Если никакая команда не вышла в Осеннюю серию, согласно пункту 5.1., то вместо финальной игры проводится отборочная. 5.2. Команда ЗНАТОКОВ, которая обыграет ТВ-ЗРИТЕЛЕЙ с более крупным счётом во второй, третьей и четвёртой играх Осенней серии, получит право играть в Зимней серии. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. 5.3. Если команда ЗНАТОКОВ одерживает победу в финальной игре Осенней серии, то она получает право сыграть в Зимней серии.
7. Призы для знатоков
7.1. Лучший игрок каждой игры сезона 2015 года получает приз от представителя Генерального спонсора (Хрустальный атом). 7.1.1. Лучшие игроки тех команд, которые не вышли в Зимнюю серию, могут принять участие в Зимней серии в составе новой команды. 7.2. Если ЗНАТОКИ выигрывают финальную игру Весенней, Летней или Осенней серий, то определяется Лучший игрок данной серии. Он становится обладателем Хрустальной Совы и 300 000 рублей. 7.3. Знаток, который последним в сезоне 2015 года выиграет СУПЕРБЛИЦ, получит приз от компании «БИН Страхование». 7.4. Команда ЗНАТОКОВ, выигравшая Финал года, признаётся Лучшей командой 40-летия игры «Что? Где? Когда?» и получает 6 Хрустальных Сов (Хрустальное гнездо). Из состава победившей команды определяется Лучший игрок. Он становится обладателем Бриллиантовой Совы и 1 000 000 рублей.
Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Первый эфир телеигры был 4 сентября 1975 года. Тогда программа имела название “Семейная викторина “Что? Где? Когда?” и состояла из двух раундов. В ней принимали участие две семьи, которые соревновались между собой. В 1976 году в игре появился детский волчок, который был модернизирован специально для игры. При этом волчок указывал на одного игрока, который должен был без раздумий ответить на прозвучавший вопрос. Если игроку, на которого указала стрелка, это не удалось, то ответить нужно было игроку, на которого указывала вторая стрелка. Затем программа получила определение “телевизионного молодежного клуба”, в котором участвовали студенты МГУ. В 1977 году в игре появилась “Минута обсуждения”, волчок с одной стрелкой и символ игры – живой филин по кличке Фомка.
Первые вопросы были созданы Владимиром Ворошиловым, создателем игры, так как тогда команды телезрителей тогда не существовало. А когда игра приобрела популярность, от телезрителей приходили письма мешками, каждое из которых нужно было проверить, отредактировать и в случае выбора, подготовить все озвучивания его в эфире. До 1979 года всех участников называли игроками, затем появился специальный термин для них “знаток”, который до сих пор используется. В 70-80 года призами были книги, а зимой 1991 года, игра превратилась из “интеллектуального клуба” в “интеллектуальное казино”. Тогда же в игре было такое явление как “смерть” команды, суть которого заключалась в следующем: команда, которая единожды проиграла “навсегда” лишалась права выступления в клубе. Но в 90-х было введено нововведение – “красные пиджаки”, которые позволяли игрокам, получившим хрустальную сову, остаться в клубе даже в случае поражения команды. Команды Алексея Блинова и Михаила Смирнова добились красных пиджаков для целой команды. В 1994 году было отменено правило “смерть” команды. С 1994 по 1998 год в игре позволялось делать ставки — ставить фишки на сумму, равную стоимости сектора. При этом, если стрелка волчка указывала на сектор со ставкой, разыгрываемая сумма увеличивалась как правило в 10 раз. В случае победы знатоков в рамках вопроса, сделанные ими ставки возвращались им, они могли далее ставить те же фишки в следующих раундах. Однако в 1994—1995 годах, когда ставки делала команда, проигравшие ставки все уходили в доход казино, независимо от результата раунда и количества сделанных ставок, а также от того сыграла ли хоть одна ставка команды.
В 1999 году вследствие кризиса летняя серия игр была отменена и знатоки впервые сели за игровой стол лишь 28 декабря 1999 года в так называемой Рождественской серии игр, которая продлилась до 12 января. Стоимости секторов увеличились, однако ставки были отменены, знатоки разыгрывали лишь номинальную стоимость вопроса, которую иногда в несколько раз увеличивал спонсор. Хрустальную сову и золотую фишку дома Корона получил игрок, принесший команде победное очко, им стал Борис Бурда. В ноябре-декабре 2000 года состоялись Юбилейные игры, в которых приняли участие команды различных поколений — 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, а также команда Интернета и команда детей знатоков. Всего в XX веке состоялось 248 игр по официальным источникам.
С 2001 года ведущим стал Борис крюк. В тоже время знатоки перестали играть на деньги, в игре появился “тринадцатый сектор” и защитники интересов телезрителей, также были отменены Хрустальная или Бриллиантовая Сова. С 2002 по 2014 годы игра выходила 17 раз в год. С 2002 года была возобновлена практика вручения хрустальных сов телезрителям.
С 2008 года авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счёту очко они принесли своей команде — команде телезрителей. За первое очко телезритель получал 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч и так далее, а за шестое, победное очко — 60 тысяч рублей.
Описание
Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков – “знатоков” – ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники – команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
И Владимир Ворошилов, и Борис Крюк неоднократно подчёркивали, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?” является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удается даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Правила
Права играющей команды
Каждая команда знатоков имеет определённые права, действующие во время игры. Запрос к ведущему на признание каждого права подлежит капитану команды.
Как играть в “Что? Где? Когда?”, если ты не Александр Друзь
Мои товарищи по блогу, жизни и судьбе пишут в разных стилях, о разных вещах и для разных людей. Я же продолжу начатую в прошлом посте борьбу с ветряными мельницами стереотипов и предрассудков, которые по какой-то неведомой причине иногда встают у нас на пути, грозят пальчиком и говорят: “Э-э-э, не, братишка, ты не справишься”.
Сегодня речь пойдет о “Что? Где? Когда?”, она же ЧГК, игре, о которой вы наверняка слышали и может быть, даже видели. А если видели, то у вас скорее всего зарождалось желание сесть за стол и тоже попробовать. И тут-то возникают они: отмазы. Всех типов, порядков, сортов и вариантов. Давайте разберем, почему они все — полная ерунда.
На ЧГК нельзя попасть
Все так, в телевизор по щелчку никто никого не берет. Вот только дело в том, что одним телевизионным ЧГК дело не ограничивается. В крупных городах России отыгрываются турниры по спортивной разновидности этой игры, в которой команды соревнуются друг против друга, а не против телезрителей, с ответами, сдаваемыми письменно на листочках.
В Москве все вообще проще простого, здесь начать можно с чего угодно. Существуют школьные и студенческие, любительские и профессиональные турниры, а играть их можно почти в любой день недели. Места для отыгрывания турниров по ЧГК, так называемые “площадки”, находятся как в центре, так и в некоторых московских вузах. Тоже в центре. Удобно, в общем.
При всем при этом, начав с низов, можно добиться успеха и начать ездить на всякие серьезные турниры, а там, глядишь, даже занять какое-то место. А там и до телика рукой подать. Ну почти.
Надо быть умным, как Александр Друзь
Да ничего подобного. Во-первых, Александр Друзь — далеко не квинтэссенция интеллекта и — главное — интеллигентности, как можно подумать.
Во-вторых, как я уже говорил, всегда есть выбор, поэтому начать можно с тех турниров, которые будут вам под силу. Хоть с любительских, их легко нагуглить. Там вопросы, точнее, ответы на вопросы, не будут вызывать у новоявленного знатока когнитивный диссонанс, зато постепенно будет набираться опыт нарабатывания формы, то есть сути вопроса и понимания, что именно хотят услышать в ответе.
В-третьих, в итоге побеждают не самые умные, а самые упорные. Сходить на одну-две игры может каждый, а вот согласиться тратить каждую неделю по 4–5 часов своего драгоценного времени после работы, учебы или вовсе на выходных могут далеко не все. В конце концов, те, на чьих весах перевесит игра, а не здоровый образ жизни, личная жизнь или безмятежный сон, и создадут сплоченную команду.
Мне не с кем играть
Наглая ложь. Подход к созданию команды может быть практический или романтический. В первом случае можно загуглить поиск так называемых “легионеров” в начальные команды или попробовать запустить такой поиск самому. В результате с большой долей вероятности вы наберете команду, с которой можно начинать покорять ЧГК-вершины. Правда, тут есть риск того, что ваши взаимодействия будут ограничены игрой, и друг для друга никакого интереса вы представлять не будете. В таких случаях команды обычно разваливаются, потому что играть становится неинтересно.
Романтический подход подразумевает сколачивание команды из шайки своих бро, друзей, коллег, одноклассников, одногруппников, любовниц, собутыльников, короче говоря, всех тех, с кем вас в сумме будет шесть человек. Вопросов по совместному времяпрепровождению вне игры в таких случаях обычно не возникает, но и риски появляются соответствующие: наверняка хотя бы 1–2 человека из вашей тусовки решат это попробовать просто “по фану”.
И вот, когда вы уже готовы рвать магистров элитарного клуба, условный Вася говорит, что ему все это уже поднадоело, и лучше он сходит и займется чем другим. “Но как же так, Васян, мы ведь с первого класса вместе!”, — раздастся глас вопиющего протознатока в пустыне. “Да чот ну его нахер”, — простецки ответит Васян, и вы останетесь впятером.
Правда, к тому моменту у вас уже наверняка будет набор запасных игроков, тех, кто пару раз присоединялся к вам из любопытства и вроде как даже взял пару вопросов. И вот вас снова шестеро.
Короче говоря, “Что? Где? Когда?” намного ближе, чем кажется на первый взгляд. Да, порадовать маму-папу-бабушку своим присутствием в телевизоре получится не сразу. Но просто попробовать свои силы можно хоть на этой неделе. Понравится? Замечательно. Не понравится? Да и черт с ним. Хоть у кого-то будет здоровый образ жизни, личная жизнь и безмятежный сон.
Хрустальная сова, крутящийся волчок, особое музыкальное сопровождение, удары гонга, внушительный и строгий голос ведущего – все это атрибуты известной вам программы под названием «Что? Где? Когда?» Телевизионная программа заслужила уважение и интерес большого количества людей, наблюдавших за интеллектуальной борьбой «знатоков» и телезрителей. Мы уверены, что и вы неоднократно смотрели эту передачу, соревнуясь в ответах с игроками. Возможно, какие-то вопросы вам запомнились (не забудьте поделиться ими в комментариях). Если вам интересно, когда началась эта программа, как она отличалась от современной её формы, какие вопросы стали наиболее интересными и удивительными, давайте узнавать вместе.
Зарождение ЧГК
Днем рождения «Что? Где? Когда?» считается 4 сентября 1975 года, когда формат игры предполагал соревнование двух семей. Знаменитый волчок стал атрибутом игры только в 1976 году и раскручивал две стрелки, одна из которых показывала игрока, отвечающего на вопрос, а в случае отсутствия у него ответа, очередь отвечать переходила на игрока с указателем второй стрелки. Кстати, не было и команд – все участники были каждый сам за себя. Режиссером и ведущим программы был Владимир Ворошилов, по совместительству и автор вопросов (вплоть до восьмидесятых годов, когда появилась «команда телезрителей»). Игроки же получали в качестве призов книги.
И только в 1991 году игра приобрела характер интеллектуального казино, что означало возможность зарабатывания денег благодаря своим знаниям. Из необычных правил того времени выделим:
Наиболее приближенный вариант формата игры проводился уже в начале 21 века после смерти Владимира Ворошилова. Пульт управления игрой перешел его пасынку Борису Крюку (по сей день ведущему программы), и она перестала носить характер казино. Со 2 декабря 2001 года знатоки играли не на деньги, хотя вместе с символическими призами (Хрустальные и Бриллиантовые совы) получали денежные призы, что окончательно прекратилось только в 2017 году, когда денежное вознаграждение полагалось телезрителям, выигравшим у знатоков. С 2015 года игра выходит двадцать раз в год в разрезе четырех сессий: весенней, летней, осенней и зимней.
Сегодня игра любима многими людьми. В ряде регионов, городов постсоветского пространства функционируют клубы любителей «Что? Где? Когда?» в форме фестивалей, турниров. Расскажите в комментариях, есть ли в вашем городе такой клуб и участвуете ли вы в нем.
Правила игры сегодня
Итак, представьте: в игровом зале располагается стол, разделенный на сектора, на каждом из которых лежит вопрос в письме от телезрителя. За столом сидит команда знатоков в количестве шести человек, включая капитана. Посередине стола расположен волчок, указывающий после его раскручивания на выпавший вопрос.
После выбора вопроса ведущий зачитывает его вслух, дает знатокам минуту на размышление. Они же путем мозгового штурма пытаются определить ответ на вопрос «команды телезрителей» – фактически всего телевизионного сообщества, приславшего вопросы. Капитан команды определяет отвечающего (коим может быть и он сам). После прозвучавшего ответа ведущий озвучивает правильный ответ, совпадающий с ответом знатоков (плюс одно очко команде знатоков), либо не совпадающий (плюс одно очко команде телезрителей). Игра длится до шести набранных очков одной из команд.
Наглядный пример проведения игры с использованием сторонних предметов вы можете посмотреть в видео ниже:
Главное отличие данной интеллектуальной игры от других, к примеру, «Брейн ринга», «Своей игры» заключается в том, что, помимо эрудиции, знатокам требуется умение логично и последовательно рассуждать, уметь искать пути и выходы к правильному ответу.
Самые интересные и удивительные вопросы ЧГК
А теперь давайте остановимся на наиболее интересных и известных вопросах игры. Предлагаем вам на какое-то время побыть знатоком и попытаться ответить на вопрос до прочтения правильного ответа. Давайте пробовать свои силы, удачи!
Вопрос №1
После Первой и Второй мировых войн, соответственно в 1926 и 1948 годах, страна-инициатор, Германия, была наказана таким же образом, как и Спарта в свое время за развязывание войны. Что за наказание?
Ну что, разогрелись? Согласитесь, первый вопрос был не очень сложным, но в то же время интересным. Обратите внимание, обыкновенная эрудиция здесь не поможет, нужно вспомнить, как наказали спартанцев, каким образом это может быть связано с немецким народом, необходимо обратить внимание на годы, указанные в условии.
Если у вас не получилось ответить на этот вопрос самостоятельно, не расстраивайтесь, продолжайте тренироваться в последующих вопросах. Поэтому двигаемся дальше!
Вопрос №2
Ученый Дэвид Льюис из Англии, проведя исследование, выяснил, что это безопасно только для женщин, в то время как для мужчин чревато появлением серьезных болезней. В ходе эксперимента было обнаружено, что только у четверти женщин наблюдались какие-то незначительные изменения в организме, к примеру, учащенное сердцебиение. Мужчины же воспринимали это крайне негативно (учащение пульса, аритмия, высокое артериальное давление). Это пришло в русский язык из английского относительно недавно и так и закрепилось. Назовите это.
Большинство мужчин непременно оценят ответ этого вопроса. Формулировка специально составлена так, чтобы игрок сфокусировался на симптомах, воспринял все описание серьезно. Поэтому не становитесь жертвой формы вопроса и сохраняйте юмористический настрой.
Вопрос №3
Статья советской газеты «Правда» содержала следующую информацию: он – космополит, тунеядец и бомж. Другая же статья предлагала следующее: «в Советском Союзе он нашел сообщника – и тоже иностранного происхождения». Кто они?
Кто бы мог предположить, что эти герои будут охарактеризованы именно таким образом. Тем не менее знатокам предлагалось ответить на этот вопрос.
Вопрос №4
«Первый человек спустился на землю с неба», – гласит легенда африканского народа суахили. А кто ему в этом помог?
Этот вопрос таит подсказку в самом вопросе. Во-первых, нужно обратить внимание на то, что речь идет об Африке, соответственно, и мыслить нужно в «африканских категориях». Во-вторых, некоторые фразы нужно уметь трактовать как фигурально, так и буквально («с небес на землю»).
Вопрос №5
Оба эти героя содержат в себе что-то нечеловеческое, механическое. Первый из них настроен по отношению к окружающим дружелюбно, хотя одна женщина от него немало натерпелась. Второй довольно недружелюбен, хотя некоей женщине, наоборот, удалось избежать плохих последствий с его стороны. При этом занимательно, что оба давали одинаковые обещания. Назовите обоих.
Обещание: «Он улетел, но обещал вернуться» и I’ll be back.
Вот такое необычное сочетание содержит в себе этот вопрос. Согласитесь, догадаться не так уж просто, но зато интересно.
Вопрос №6
После смерти царя в Спарте на 10 дней приостанавливали свою работу два важных учреждения. Когда об этом услышал царь Персии Ксеркс, он заявил, что в Персии такая традиция была бы невозможной, потому что его граждане лишились бы двух любимых занятий. Назовите эти учреждения.
Ну что, попробуем подумать еще над одним интересным вопросом? Если не устали, продолжаем
Вопрос №7
Жители пяти крупных городов США участвовали в опросе издания Weekly World News. Им задавали вопрос, смогут ли они отправиться на работу нагишом за 1 миллион долларов? 84% мужчин дали положительный ответ. Женщины же согласились в меньшей степени – только 20%. Одна из участниц опроса определила, возможно, главную причину отказа, указав, что ей для такого решительного шага понадобились бы дополнительные несколько недель. Подумав, ответьте: для чего ей эти несколько недель?
Итак, если вы нашли ответы на все вопросы, можете считать себя воистину настоящим знатоком. На самом деле, наличие правильного ответа хотя бы на часть из этих вопросов – это уже отличный результат.
Если же вам интересно развивать не только эрудицию, но и способность логично рассуждать, находить правильные и эффективные решения, предлагаем вам нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за два месяца вы освоите 20 техник мышления.
Помимо описанных выше вопросов, можно рассмотреть особую категорию вопросов – довольно несложных и коротких, но в то же время оказавшихся затруднительными для знатоков. Давайте посмотрим:
Что ответили знатоки: образование.
Что ответили знатоки: сходят горные ледники.
Что ответили знатоки: комета.
Что ответили знатоки: шахматы.
Что ответили знатоки: бабочка, летящая к огню.
Что ответили знатоки: чтобы свет не привлекал дикую живность.
Что ответили знатоки: часы.
Вот такие короткие вопросы могут стать хорошим развлечением для небольшой компании, претендующей на статус интеллектуальной и желающей нескучно провести время.
По ходу статьи мы часто обращались к знатокам. Давайте немного узнаем о лучших из них, ставших символами игры.
Знатоки, в студию!
Наверняка вы знаете почти всех этих людей, но вот информация о них для кого-то вполне может оказаться новой.
Александр Друзь
Почетный член, заслуженный знаток игры «Что? Где? Когда?» Попробовав работу на телевидении, а также поучаствовав именно в этой интеллектуальной игре еще в 1981 году, Друзь не прекращал свое участие, ставшее рекордным. Знаток на сегодняшний день добился звания магистра игры, стал трехкратным чемпионом мира по её спортивной версии, шестикратным обладателем Хрустальной совы. Более подробно о заслугах Александра Друзя вы можете прочитать здесь.
Максим Поташёв
Появившись впервые в игре в 1994 году в команде Михаила Смирнова, Поташев зарекомендовал себя как перспективного знатока, что подтвердилось его достижениями. Игрок получил титул магистра клуба, но, что более важно, стал обладателем Большой Хрустальной Совы в 2000 году (последняя сова, разыгрывавшаяся при Владимире Ворошилове), а также рекордсменом по выигрышу сектора Суперблиц (5 побед).
Виктор Сиднев
А вот и он – лучший капитан игры. С 1979 года Виктор Сиднев проводил большую часть игр именно в этом статусе. С 2001 года стал также обладателем Хрустальной совы, а с 2005 года – магистром. В 2017 году команда Сиднева одержала несколько побед после долгого периода поражений. Помимо этого, с 2003 по 2011 знаток по совместительству занимал пост мэра города Троицк.
Андрей Козлов
Магистр игры с 2008 года пришел впервые на неё в 1989. Трехкратный обладатель Хрустальной совы, а также обладатель Бриллиантовой совы. В 2001 году стал Лучшим капитаном клуба. В 2008 году также отметился тем, что ответил на все три вопроса Суперблица, в связи с чем выиграл машину. Козлов считается одним из самых скандальных знатоков клуба.
Илья Новиков
Один из самых молодых и харизматичных игроков «Что? Где? Когда?» Начав «карьеру знатока» в 2002 году, Илья сумел стать двукратным обладателем Хрустальной совы и обладателем Бриллиантовой совы, многократным призером спортивной версии игры «ЧГК». Особенно запоминающийся момент с этим знатоком запечатлен в видеоролике ниже:
Возможно, вам интересен еще какой-то знаток «Что? Где? Когда?» Мы будем рады увидеть его описание в комментариях. Пишите, почему он вам нравится и каковы его достижения.
Вместо заключения
Некоторые игры входят в историю, зарекомендовав себя как серьезные, интересные проекты, пользующиеся вниманием и интересом аудитории. «Что? Где? Когда?», несомненно, входит в состав таких программ, и следить за играми интеллектуалов, наблюдать за их эмоциями, слушать интересные вопросы и обсуждать за время отведенной минуты возможные варианты ответов за экранами телевизора параллельно с командой, весьма интересный процесс. Поэтому, друзья, любите интеллектуальные игры, интересуйтесь хорошими телевизионными продуктами, развивайтесь.