как крестятся католики и православные в чем разница
Почему православные и католики крестятся по-разному
Между католицизмом и православием лежит огромная пропасть — из-за противоречий во взглядах на основные положения Евангелия, то есть заветы Христа, а также в обрядовой стороне.
Один из самых интересных моментов — различия в совершении крестного знамения, то есть в порядке совершения жестов, образующих умозрительный крест, являющийся главным оберегом всех христиан.
Разбираемся, почему так произошло.
Противоречия и символизм
В православии после церковной реформы патриарха Никона, известной нелестной характеристикой «церковный раскол», крестное знамение совершается тремя пальцами — сложенными большим, указательным и средним, которые прикладываются сначала ко лбу, затем к животу в области солнечного сплетения, и к правому и левому плечам.
В католической же церкви порядок совершения крестного знамения до 1570 года не был регламентирован. И позволялось креститься как слева направо, так и в обратном порядке. В указанном году папой Пием пятым был узаконен порядок, согласно которому необходимо креститься слева направо. Но если в этом вопросе была поставлена точка, то нет никаких положений, закрепляющих форму сложенных пальцев: часто можно увидеть, как католики крестятся двумя сложенными пальцами или всей ладонью, что крайне любопытно, так как мы сталкиваемся с противоречием в аргументации и объяснении символической природы этого жеста.
Останавливаясь на символизме, напомним, что сложенное троеперстие в православии — символ триединства Бога: Отец, Сын и Дух Святой, два пальца, прижатых к ладони, — двойственной природы Христа, который является в представлении христиан и Богом, и человеком одновременно. К слову, аналогичный способ сложения пальцев и совершение крестного знамения от правого плеча к левому исповедуют византийские католики, или греко-католики.
«Спор о вере». Картина неизвестного художника
Пять или четыре?
В католицизме практикуется двоеперстие, как и у старообрядцев царской России, раскольников. В этом случае два пальца также означают двойную сущность Спасителя-богочеловека. Интересно, как интерпретируется совершение крестного знамения ладонью. Пять пальцев руки молящегося символизируют раны Христа: четыре
— от гвоздей и одну — от копья римского воина, проткнувшего бок Спасителя. Однако стоит отметить, что в католической традиции Иисус Христос был распят тремя гвоздями: двумя — в области кистей, одним — в скрещенные ноги, итого — три, то есть мы наблюдаем явное противоречие в трактовке символов в католицизме.
Однако главным отличием всё же считается не положение пальцев молящегося. Существует мнение, что если крестное знамение совершается справа налево, как в православии, то это означает нечто исходящее от Бога к человеку. Другими словами, молящийся как бы благословляет себя, осеняя крестом. Если креститься слева направо, как это делает подавляющее большинство католиков, то это имеет противоположный смысл: человек обращается к Богу, католикам важно общение с Богом.
Почему католики и православные крестятся по-разному?
Между православными и католиками существует достаточно много различий. Они касаются трактовки некоторых моментов Священного Писания, проведения обрядов и таинств, даже основополагающих положений, прописанных в Евангелие. Одно из таких различий заключается в том, как правильно совершать крестное знамение. В том, из-за чего это произошло, существует ряд причин.
Символы и существующие противоречия
В православном христианстве правила совершения крестного знамения, которые применяются до сих пор, были приняты после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, она еще известна как церковный раскол. С тех пор правильным считается совершать крестное знамение тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенным вместе. Сначала требуется приложить их ко лбу, затем к животу в районе солнечного сплетения, а после последовательно к правому и левому плечу.
В католической церкви принципиально другая ситуация. Примечательно, что до 1570 года порядок совершения крестного знамения вообще не был никак регламентирован. Разрешалось креститься как справа налево, так и наоборот, никто не обращал на это внимания. В конце XVI века было решено раз и навсегда закрыть этот вопрос: Папа Римский Пий V определил порядок, по которому католики должны креститься слева направо.
Однако никаких документов, регламентирующих, как при этом должны быть сложены пальцы, принято не было. Именно поэтому до сих пор можно увидеть католиков, которые крестятся двумя пальцами, сложенными вместе, а некоторые всей ладонью. Все это связано с разными подходами и взглядами на аргументы из Священного Писания, которые призваны обосновать символическую природу этого жеста.
Если углубиться в символику совершения крестного знамения, то следует отметить, что сложенные вместе три пальца в православии иллюстрируют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Если же человек крестится парой пальцев, прижатых к ладони, то является сторонником двойственной природы Иисуса Христа. В представлении многих верующих Спаситель одновременно является человеком и Богом.
Отметим, что таким же образом складывают пальцы и совершают крестные знамения справа налево греко-католики и византийские католики.
Разные интерпретации
Наиболее распространенным в католичестве является совершения крестного знамения двумя пальцами, как и у российских старообрядцев, не признавших реформы, проводимые Никоном. Их общины существуют до сих пор, старообрядцев еще называют раскольниками. В данной ситуации два пальца символизируют двойственную сущность Иисуса Христа – человек и Бога одновременно.
Также интересно, как объясняется совершение крестного знамения ладонью. В этом случае пять пальцев на руке символизируют раны, полученные Спасителем после того, как он был распят. Из Нового Завета известно, что четыре раны были нанесены гвоздями, которого Иисуса приковали к кресту, а пятую ему нанес в бок копьем римский воин, считается, чтобы облегчить мучения.
Но и в этом вопросе есть расхождения. Например, в католичестве принято считать, что при распятии использовали только три гвоздя: по одному заколотили в кисти, а еще один – в ноги, которые были предварительно скрещены.
Еще одним важным отличием становится положение пальцев человека, который крестится. Принято считать, что совершение крестного знамения справа налево, как это принято в православии, символизирует прилив сил к человеку от Бога: верующий, осеняя себя крестом, как бы сам себя благословляет.
Если же креститься слева направо, как это преимущественно делается в католичестве, то данный жест приобретает полностью противоположный смысл. Таким способом человек только обращается к Богу за помощью и поддержкой, так как в католицизме первоочередное значение имеет общение с Господом.
В христианской традиции считается, что левая сторона принадлежит дьяволу. Поэтому, когда человек крестится слева направо, то отрекается от сатаны, демонстрируя, что переходит на божественную сторону. Такое представление существует как в католичестве, так и в православии. Однако православные христиане утверждают, что совершая знамение справа налево, они демонстрируют победу божественного начала над дьяволом.
Почему православные и католики крестятся по-разному
Ответ простой: потому что у нас вера правильная, а у них нет. Но это не ответ, конечно же. Почему христиане крестятся по-разному – даже и православные со старообрядцами? За этим сокровенным жестом скрываются многие важные смыслы. Пришлось разобраться в них, чтобы объяснить сыну в чем суть дела.
Зачем люди крестятся
Каждый из нас, осеняя себя крестным знамением, творит малое священнодействие. Так мы Благодать Духа Святого, призываем имя Божие. Получаем защиту, таким образом, и изгоняем дух враждебный.
Пошло это еще со времен апостольских. Сам образ креста обладает невероятной духовной силой. Складывая три пальца вместе, мы говорим о том, что веруем в Отца и Сына, и Духа Святого как в троицу единосущную, нераздельную. Трогая себя сложенными в крестном знамении пальцами, мы словно бы мысленно повторяем простые молитвенные слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».
Еще раз подтверждаем веру свою и власть над нами Господа.
Как крестятся католики
Говорят, даже среди католиков тут не царит единообразие. В целом они, перекрещиваясь, вкладывают в этот жест то же значение, что и мы. Но откуда тогда разница?
Во-первых, главное отличие – в направлении. Католики делают это от левого плеча к правому. Но сначала-то все христиане крестились наоборот – от правого к левому. Этот уклад сохранился и у православных. Выходит, католики действительно отступники?
На самом деле, тут все менялось со временем – и у католиков, и у православных. Например, сменив направление, католики сначала крестились всей кистью руки. А католики из Византии соединяли пальцы в троеперстии и осеняли себя справа налево.
Сегодня католическое крещение выглядит так:
Соединены первый и четвертый палец. Все остальные тоже подбираются в горсть. Католик, соединяя средний и указательный палец, указывает тем самым на двойную сущность Христа – божью и человеческую.
Но восточные католики часто крестятся, соединяя лишь два пальца – первый и второй.
Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев. Мизинец и безымянный прижаты к ладони, ну и остальным пальцам, в общем-то, не разбежаться.
Многие крестятся всей ладонью, когда все пальцы, кроме большого, выпрямлены. Этим жестом Папа Римский часто крестит и приветствует толпу. И так он напоминает о пяти ранах Христа.
Православные
Изначально на Руси крестились двумя перстами – вспомните жест боярыни Морозовой на картине Сурикова. Этот жест пришел к нам из Византии, но затем греки перешли на трехперстие, а мы к ним подтянулись лишь в 17 веке и устроили себе раскол.
Толкуя жест подробнее, отметим, что прикоснувшись ко лбу, мы освящаем ум свой, к животу – чувства, а к плечам – все силы телесные. Знак того, что Святой Дух объемлет Вселенную от края до края – горизонтальное движения от плеча к плечу.
Не забудем отметить, что такое «право» и «лево». Первое – сторона ангелов, добра, всего светлого, второе – темная, дьявольская сторона. Говорят, что жест «слева направо» означает нечто, что от человека идет к Богу, а слева направо – от Бога к человеку.
Удивительно, но это перекликается с давней традицией толкования принципиальной разницы между Православием и католичеством. В первом главное – идея личного спасения, желания оторваться от Земли и устремиться к божественному. Католик сам взывает к Христу. А жест его означает путь от греха к свету.
А православные словно призывают бога на землю, приковывают его взгляд и не хотят смириться с тем, что Земля, будто бы, никогда не будет жить по божественным установлениям и нет здесь места абсолютной справедливости. И жест православного означает победу доброго над злым, добро, рассеивающее грех, уничтожающее его.
Как крестятся католики, православные, старообрядцы.
В каждой религии своя символика и свои обряды. Даже внутри христианства у разных направлений некоторые моменты могут сильно отличаться. Разница между таинствами в религиях, которые являются разными направлениями одного вероисповедания, обусловлена тем, что католическая и православная церковь долгое время враждовали и имели серьёзные разногласия в плане организации церковной жизни. А раскол православной церкви в 17 веке также способствовал этому. Вопрос был в том, какой символ вкладывался в тот или иной символ, жест или таинство.
Люди, которые относят себя к православной церкви и православному вероисповеданию, крестятся сложенными вместе тремя пальцами (большим, указательным и средним) правой руки, что означает Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а сомкнутые вместе пальцы – Бог един. Сначала руку прикладывают ко лбу для освящения разума и мыслей; к животу – внутренних желаний; к правому плечу, что означает спасение и переход в рай; к левому – своеобразный переход в ад. Во время службы креститься надо вслед за священником, в остальное время слушать молитву. Если человек читает молитву дома, то он должен покреститься в начале молитвы и в конце. Первое упоминание о троеперстии – это 12-13 век в Константинополе, а официально оно было введено в 17 веке патриархом Никоном вследствие церковной реформы. Она привела к церковному расколу, который сохраняется и по сегодняшний день.
Они крестятся двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе, что символизирует два начала Христа – божественное и человеческое. Оставшиеся три пальца (большой, мизинец и безымянный) складываются вместе, что означает Святую Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Движения руки у них такие же, как и у православных: сначала к голове, потом к животу, правое и левое плечо. Считается, что после принятия на Руси Христианства крестились именно так, как делают это старообрядцы. Но после раскола церкви было введено троеперстие, а старообрядцы стали подвергаться гонениям и называться «раскольниками». В 20 веке отношение к ним смягчилось, но «староверы» по-прежнему не признают Русскую Православную Церковь, считая её инославной.
Каждая церковь из перечисленных считает свой уклад и свои таинства единственно верными и угодными Богу.Но, несмотря на все расхождения, между этими религиями остаётся очень много общего. Раскол и разделение церкви – это непреодолённая историческая трагедия, которая привела к очень печальным последствиям (гонения, войны, массовые убийства).
Почему православные и католики крестятся по-разному
Между католицизмом и православием лежит огромная пропасть — из-за противоречий во взглядах на основные положения Евангелия, то есть заветы Христа, а также в обрядовой стороне.
Один из самых интересных моментов — различия в совершении крестного знамения, то есть в порядке совершения жестов, образующих умозрительный крест, являющийся главным оберегом всех христиан.
Разбираемся, почему так произошло.
Как крестятся католики, какой рукой, как складывают пальцы: схема как правильно креститься
Прежде чем говорить о вопросе наложения крестного знамения, давайте немного поговорим о самой религии.
Итак, как же происходит наложение крестного знамения у католиков?
Католики и православные крестятся по разному
Если же показать общую классификацию вариантов, которые используют католики при совершении крестного знамения, то выглядит она примерно так:
У нас разные кресты
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.
Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.
Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.
Почему католики крестятся слева направо, двумя пальцами или ладонью?
Для ответа на вопрос, пожалуй, углубимся немного в историю:
Схема нанесения крестного знамения
Теперь несколько слов относительно того, почему католики крестятся двумя пальцами или же всей ладонью:
«Филиокве»
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).
В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Как крестятся греко-католики, евреи?
Говоря о католиках необходимо отметить тот факт, что существуют римо-католики и греко-католики. И те, и другие имеют нечто общее между собой и различное.
О крещении греко-католиков и евреев
Теперь поговорим о евреях:
У них — чистилище, а у нас — мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.
В чем разница между тем как крестятся католики и православные?
Исходя из информации, которая изложена ранее, ответить на этот вопрос можно довольно просто.
Разница в нанесении крестного знамения католиков и православных
Данная тема весьма актуальна и интересна, рассуждать о различиях наложения креста можно очень долго, ровно, как и спорить о правильности данного процесса. Однако нам бы хотелось обратить внимание немного на другой момент, который по нашему мнению является не менее важным: запомните, важно не только то, каким образом вы креститесь, но и то, какой смысл вы вкладываете в данное действие.
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
Православие | Католицизм |
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. | |
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. | |
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. | |
Имеют апостольское преемство. | |
Имеют семь церковных Таинств. | |
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. | |
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. | |
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. | |
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. | |
Имеют общее представление о семье. | |
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. | |
Не признают гомосексуальные браки. | |
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. |
Инквизиционная процедура
Понятие православной церкви
Православная (христианская) — вторая по численности религиозная структура в мире, насчитывающая 300 000 000 единомышленников. Ее единство основывается на общей признанности веры в Иисуса Христа. Состоит из поместных (автономные, патриархаты) с центральной во главе:
Святость исходит об Бога отца, которая не подлежит разрушению грехами молящихся. Она имеет вселенскую власть, неразрушимость, апостольность, так как основана на учении апостолов, присланных Богом научить людей вере.
Поместные — независимые от центральной, но пребывают с ней в едином учении, входят в общую централизованную структуру.
Пост в католичестве
Пост у католиков заключается в воздержании от излишеств, причем как физических, так и духовных. В католичестве существуют следующие постные периоды и дни:
Требования к посту в католичестве и православии в большинстве своем схожи.
Распространение
Католицизм распространен в западноевропейских (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия) и восточноевропейских (Польша, Венгрия, отчасти Латвия и Литва) странах, а также в государствах Южной Америки, где его исповедует подавляющая часть населения. В Азии и Африке также имеются католики, однако влияние католической религии здесь несущественно. Католики в России по сравнению с православными составляют меньшинство. Их насчитывается около 700 тысяч. Католики Украины более многочисленны. Их насчитывается около 5 миллионов человек.
Если Фома потрясен его бесстыдством, не то, что другие ученики были уверены в своей вере, что знаменитая картина Караваджо очень хорошо показывает, где почти на заднем плане лица двух других учеников выражают любопытство, удивление и Удивление, которое следует за большим сомнением. Но недоверие Томаса здесь даже определено как счастливое, потому что оно ведет к знанию и исповеданию веры. В последующем стихе даже Иисус дает Томасу интерпретирующий ключ к его неверию.
Протяните руку, поставьте ее на бок и наблюдайте: За свою беззаконие узнали мою страсть и мое воскресение, чтобы воскликнуть с вами: Господи, Боже мой, слава вам! Вот почему Церковь хочет сегодня предложить фигуру Томаса. С одной стороны, все соображения, вытекающие из пути апостола от сомнений к вере, с другой стороны, решающим элементом является уверенность в том, что страсть и воскресение касаются именно того, что Иисус из Назарета, который оказывается Христом и Господь, Мессия и Сын Божий. Очень красиво тогда, что крещендо из стиха, которое исполняется после Славы и заканчивается Светом.
Система наказаний
Перечень наказаний для еретиков был установлен буллами 1213, 1231, а также постановлениями Третьего Латеранского собора. Если человек признавался в ереси и раскаивался уже в ходе процесса, его осуждали на пожизненное заключение. Трибунал имел право сократить срок. Однако такие приговоры были редкостью. Заключенные при этом содержались в крайне тесных камерах, нередко заковывались в кандалы, питались водой и хлебом. В период позднего средневековья данный приговор заменялся каторгой на галерах. Упорствующих еретиков приговаривали к сожжению на костре. Если человек являлся с повинной до начала процесса над ним, то на него налагали различные церковные наказания: отлучение, паломничество в святые места, пожертвования в пользу церкви, интердикт, различные виды епитимий.
Советуем изучить Молитвы от нечистой силы и бесов
Инквизиционный трибунал
Инквизиторов набирали из членов различных в первую очередь из доминиканцев. Инквизиция подчинялась непосредственно Папе. Первоначально трибунал возглавляли двое судей, а с 14-го столетия — один, но при нем состояли юристы-консультанты, которые определяли степень «еретичности». Кроме того, в число служащих суда входил нотариус (заверял показания), понятые, врач (контролировал состояние подсудимого во время экзекуций), прокурор и палач. Инквизиторам отдавали часть конфискованного имущества еретиков, поэтому о честности и справедливости их суда говорить не приходится, так как им было выгодно признать человека виновным в ереси.
Взаимное влияние православия и католицизма
Влияние православия на католицизм1 При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. 2 Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. 3 В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. 4 Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. 5 Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви Влияние католицизма на православие1 Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. 2 Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. 3 Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической
Советуем изучить Молитва за живых родителей
Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. 6 Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. 7 Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.
Учение о верховенстве власти папы римского
Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г. претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах. В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).
В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.
Два либо три пальца
Внимательный человек может увидеть, что православные и католики осеняют себя крестом по-разному. Во-1-х, католики крестятся 2-мя пальцами, а при заходе в храм стают на одно колено. Во-2-х, католики и православные касаются пальцами различных плечей: право-лево у их чередуется в разном порядке.
Метод креститься формировался несколько веков. 1-ые христиане крестились лишь одним пальцем, выражая сиим действием готовность быть распятыми за собственного Спасателя. Потом появилась традиция осенять 2-мя пальцами лоб, животик и плечи. Потом эта традиция была изменена, и заместо животика осеняли грудь: ведь сердечко важнее животика. Но этот способ вновь изменили и возвратились к осенению животика заместо груди, сообразуясь с тем, что животик символизирует жизнь.
В 17 веке крестное знамение вершили уже 3-мя перстами заместо 2-ух, потому что число три соответствует Святой Троице. Крест творили правой рукою, потому что правая сторона символизирует правду и правду. Троеперстное перекрещивание было утверждено реформой Никона, опосля которой произошел раскол православной церкви. Раскольники (старообрядцы) до сего времени сохранили двуперстное прикладывание, потому что не приняли церковной реформы.
Любопытно, что методы осенения себя крестным знамением очень различались. Если сначала христиане клали крест одним перстом, то потом был придуман способ креститься целой ладонью. В 1656 году был утвержден метод осенения себя крестом, который стал везде всераспространен на Руси. Те, кто его не делал, причислялся к еретикам. Под ярлычек еретиков попали все старообрядцы, и только в 20 веке правоверная церковь одобрила двуперстное прикладывание как допустимое.
История существования двух течений
Итак, для начала нужно разобраться с христианством в целом. Известно, что оно разделяется на три ветви: православных, католиков, протестантов. Протестантство насчитывает несколько тысяч церквей и они распространены во всех уголках планеты.
Ещё в XI веке христианство разделилось на православие и католицизм. Этому послужил ряд причин начиная от проведения церковных обрядов и заканчивая датами праздников. Отличий, чем отличается католическая церковь от православной, не так и много. В первую очередь, способом управления. Православие состоит из многочисленных церквей, где управляют архиепископы, епископы, митрополиты. Папе Римскому подчинены католические церкви во всём мире. Они считаются Вселенской Церковью. Во всех странах церкви у католиков находятся в тесной простой взаимосвязи.
В следующей статье мы раскроем все секреты исполнения благословения на свадьбу.
Христиане – общее
К христианам относит себя большая часть людей на нашей планете. Но все они делятся на разные церкви
Важно понимать, что у этих церквей своя иерархия власти, свой глава, есть свои отдельные принципы и даже свое толкование библейских событий
Наиболее знаменитые и многочисленные из церквей: католичество, протестантство и православие. Все христиане считают своей главной книгой Библию. Каждый последователь религии признает, что Иисус Христос был реально существующим человеком, которого родила дева Мария от непорочного зачатия.
Все верят в существование рая и ада, в существование ангелов, их помощь и возможное явление людям.
Библия – это книга, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Новый Завет – фактически собранные разными авторами свидетельства о жизни Иисуса Христа. Текст Нового и Старого заветов для всех церквей один, а вот трактование может отличаться.
Судьба человека
Католическая церковь учит, что люди тяготятся первородным грехом (за исключением Девы Марии), то есть в каждом человеке от рождения имеется зерно Сатаны. Поэтому людям требуется благодать спасения, которое можно получить, живя по вере и совершая хорошие дела. Знание о существовании Бога является, несмотря на людскую греховность, доступным человеческому разуму. Это означает, что люди ответственны за свои действия. Каждый человек любим Богом, но в конце его ожидает Страшный Суд. Особо праведные и богоугодные люди причисляются к Святым (канонизируются). Церковь ведет их список. Процессу канонизации предшествует беатификация (причисление к лику блаженных). В православии также есть культ Святых, однако большинство протестантских течений отвергает его.