как можно узнать что нас окружает воздух
Опыты «Воздух вокруг нас»
Мария Уколова
Опыты «Воздух вокруг нас»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №10 «Росинка» города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Разработала: Уколова М. В.
Белореченск 2021 г
Опыты эксперименты для старшей группы
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом.
Задачи: Воспитывать целеустремлённость, усидчивость.
Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
Расширять кругозор детей. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях окружающего мира, делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой,
одноразовые стаканы, салфетки. веера,
соломинки для коктейля.
Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
— Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
— Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности (дети отвечают).
— Скажите, а, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
— Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале, очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
— Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
«Почувствуй воздух»
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.
Вывод: Воздух не виден, но ощутим.
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Медленно опустить пластиковый стакан с салфеткой на дне в воду, затем перевернуть, салфетка останется сухой.
Вывод: Вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.
«Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1. Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2. Подуть на перышко.
3. Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета.
Танец «Разноцветная игра».
Профессор Всезнайкин, спрашивает- понравилось ли ребятам, с чем проводили сегодня опыты, что нового узнали.
Профессор прощается с детьми.
Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область. Фотоотчёт.
Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.
Конспект НОД по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе. Разработал: воспитатель.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.
НОД «Опыты с водой-1» Участие в проведении опытов вызывают у наших ребят необычайно большой интерес. При подборе опытов стараемся в первую очередь учитывать.
НОД «Опыты с водой-2» Опытническая деятельность развивает у детей мыслительную деятельность, наблюдательность и способствует формированию познавательных интересов.
НОД «Опыты с водой-3» Опыты, которые мы проводим с ребятами, стараемся строить на основе уже имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений.
Опыты в деревне «Радужная» Почему деревня «Радужная»? Потому что наша группа называется «Радуга». Живёт в этой группе 33 воспитанника (16 девочек, 17 мальчиков).Наша.
Опыты с воздухом
Светлана Чебышева
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 4–5 лет «Почему воздушный шарик называется — воздушным?» П/C:Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в пространстве. Выявить свойства воздуха: невидимый, без вкуса, без.
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас»
Светлана Романова
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас»
Воспитанница: Пестунова Мария
МБДОУ д/с «Жаворонок»
Воспитатели: Мукаева Мария Валерьевна, Романова Светлана Анатольевна
Родитель: Пестунова Ирина Евгеньевна
2.1. Опыт № 1. Обнаружение воздуха. 4
2.2. Опыт № 2. Прозрачность воздуха. 5
2.3. Опыт № 3. Отсутствие запаха. 6
2.4. Опыт № 4. Горячий воздух легче, чем холодный. 7
2.5. Опыт № 5. Воздух расширяется и сжимается. 7
2.6. Опыт № 6. Воздух давит одинаково во всех направлениях. 8
2.7. Опыт № 7. Воздух необходим людям для жизни. 9
4. Список литературы 10
Однажды Маша увидела на дне рождения у подруги фокус с перевернутым стаканом воды, которая удерживалась листом бумаги. Было удивительно, как тонкий лист бумаги удерживает воду в стакане? Маша обратилась за помощью к взрослым, которые рассказали, что причина этому определённое свойство воздуха. Маша решила узнать, что такое воздух? И какие у него свойства. Поэтому исследовательская работа называется «Воздух вокруг нас».
Цель исследовательской работы- познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; провести опыты по выявлению свойств воздуха
Гипотезы, которые проверялись
1. Воздух находится везде.
2. Воздух прозрачный.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Горячий воздух легче, чем холодный.
5. Воздух расширяется и сжимается.
6. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
7. Воздух необходим людям для жизни.
Как проводились исследования (методы и средства)
1. Изучение печатного материала о воздухе.
2. Поиск материалов в Интернете.
3. Проведение опытов.
Актуальность выбора темы исследования
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И мы каждый день, сами того не замечая, «купаемся» в нем. Океан этот называется ВОЗДУХ. Воздух – это смесь газов, поэтому он заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Воздух есть повсюду. Воздух, окружающий планету Земля, называют её голубой «рубашкой» или атмосферой. Все живые организмы дышат воздухом. Дыхание является одним из признаков живой природы.
В наше время во всем мире воздух загрязняется вредными веществами. Особенно загрязнен воздух городов. Выхлопные газы автомобилей, химические вещества от заводов и фабрик, приводят к гибели растительности и вызывают тяжелые заболевания у людей. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей и их будущее.
Вместе с воспитателями Маша рассмотрела энциклопедию «Все, что тебе нужно знать» и узнала, что воздух – это смесь газов, в которую входит и кислород. Ещё эту газовую оболочку, которая окружает Землю, называют атмосферой. Она защищает нас от губительных солнечных лучей. В воздухе есть кислород, поэтому он пригоден для дыхания. Главными поставщиками кислорода являются растения, они превращают в кислород непригодный для дыхания углекислый газ. Все растения выделяют кислород. Поэтому мы должны беречь наше природное богатство – леса и другую растительность. Вместе с мамой Маша прочитала и рассмотрела информацию о воздухе в интернете, в энциклопедиях. Посоветовавшись с воспитателями и мамой, Маша провела с их помощью несколько опытов по выявлению свойств воздуха.
Опыты
Опыт № 1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место.
Технологический процесс: какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.
1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.
2. Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это? Это воздух.
3. Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Это движение воздуха или ветерок. Мы сами можем сделать ветер.
4. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой. Это показывает, что воздух занимает место.
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.
Опыт № 2. Прозрачность воздуха.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.
Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 2 подтвердилась.
Опыт № 3. Отсутствие запаха.
Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем запах апельсина, до этого ничем не пахло.
Вывод: чистый воздух ничем не пахнет. Гипотеза № 3 подтвердилась.
Опыт № 4. Горячий воздух легче, чем холодный.
Цель: проверить, что горячий воздух легче холодного.
Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над пламенем свечи. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.
Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться. Гипотеза № 7 подтвердилась.
Опыт № 5. Воздух расширяется и сжимается.
Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться.
Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.
Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы воздуха внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется, шарик надувается. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, воздух сжимается, шарик сдувается. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 5 подтвердилась.
Опыт № 6. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.
Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.
Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана со всех сторон. Он также давит и на открытку снизу. Поэтому она не падает. Гипотеза № 6 подтвердилась.
Опыт № 7. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.
1. Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Моя задержка дыхания составила 15 секунд.
Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Гипотеза № 7 подтвердилась.
Таким образом, проведя опыты с воздухом,можно сделать следующие выводы:
Вывод №1: воздух находится вокруг нас повсюду.
Вывод №2: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Вывод №3: чистый воздух ничем не пахнет.
Вывод №4: нагретый воздух поднимается и давит на витки, заставляя спираль вращаться.
Вывод №5: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы воздуха внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется, шарик надувается. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, воздух сжимается, шарик сдувается. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик увеличивается и уменьшается в размере. Гипотеза № 5 подтвердилась.
Вывод №6:воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит и на открытку снизу, поэтому она не падает.
Вывод №7: мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем.
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух. Поэтому надо беречь и не загрязнять воздух на нашей планете, стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.
4. Список литературы
2. «Детское экспериментирование». Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
3. «Экспериментальная деятельностьдетей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. –СПб: Детство-Пресс, 2009.
Опытно-экспериментальная деятельность «Как мы сеяли горох!» «Как мы сеяли горох!» Опытно – экспериментальная деятельность (СРЕДНЯЯ ГРУППА) ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА Т. В. Цели: Познакомить детей с овощной.
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» Образовательная область основная: Познание. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие,.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «Воздух вокруг нас» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Тему: «Воздух вокруг нас[/i]»[/b] Цель: познакомить детей со.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников В нашей группе недавно появилась мини лаборатория «Почемучка» Цели: создание условий для проведения физического эксперимента, для развития.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности».
Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав» ОПЫТ №1. Состав почвы Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела.
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» Цели, задачи: выявление свойства воды; определить имеет ли вода форму, вкус, закрепить знания о текучести воды, показать значение воды в.
Экспериментальная деятельность в средней группе «Невидимый воздух» Воспитатель Щербак С. В. МБДОУ “Берёзка” Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель Дать представление.