как на графике узнать прилив
Построение графика суточного изменения прилива
Колебания уровня моря в некоторой точке Мирового океана для решения многих задач можно представить в виде графика в прямоугольной системе координат. По оси абсцисс откладывают время суток в часах, а по оси ординат высоту прилива в метрах. На такой кривой можно определить на любое время суток высоту прилива, а по высоте прилива можно выбрать интервалы времени, когда уровень прилива буден ниже заданного. На графике решаются и другие задачи. На таком графике ось абсцисс является линией соответствующей нулю глубин. При построении кривой прилива учитывают, что время стояния (уровень не меняется) при полной и малой воде значительно и достигает величины около метра. При таком условии необходимо вычислять координаты промежуточных точек, близких к экстремальным. Для построения графика необходимо знать:
— время падения или роста уровня прилива,
— элементы прилива (высоты ПВ и МВ, время ПВ иМВ) заданного пункта.
Для расчета координат дополнительных точек пользуются формулами:
Если прилив полусуточный, то будет известно и рассчитано 9 – 13 точек для построения кривой (Рис.2.23).
Пример. Возьмем данные какого-нибудь порта: Т = 00.41, h = 9,2; T = 08.11, h = 0,9; T = 12.58 h = 9,3; T = 20.38 h = 0,8
Решение: Рассчитаем дополнительные точки:
1) Тп = 7.30 DТ = 1.52 Т1 = 02.33, В = 8,3 DВ = 1,25 h1 = 8,0; 2) Т2 = 06.19h2 = 2,15;
2)
|
Tp = 4.47 DT = 1.17 T3 = 09.28, B = 8,4 DB = 1,26 h3 = 2,16; 4) T4 = 11.41 h4 = 8,0;
|
5) Тп = 7.40 DT = 1.55 Т5 = 14.53, В = 8,5 DB = 1,27 h5 = 8,0; 6) T6 = 18.43 h6 = 2,1
По данным порта и дополнительным точкам строим кривую прилива (график).
В конце отечественных таблиц приливов на зарубежные воды приводится руководство и помещена таблица, с помощью которой можно решить некоторые задачи по определению элементов прилива (время, высота). В таблице по времени определяют высоту прилива, а по высоте прилива определяют время, когда уровень воды достигнет заданного.
Работа с Адмиралтейскими Таблицами Приливов (Admiralty Tide Tables)
Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 1821 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
График прилива
График прилива позволяет наглядно и просто решать задачи судовождения, связанные с расчетом глубин в приливных зонах. Колебания уровня изображается в виде кривой, построенной в прямоугольных координатах (рис. 12.5). По оси абсцисс ® поясное (судовое) время (ТС) в часах, по оси ординат – высота прилива (h) в метрах. Из «Таблиц приливов» выбирают и наносят на график точки высот ПВ и МВ. Дальнейшее построение сводится к проведению плавной кривой через эти точки. Для более точного вычерчивания кривой пользуются промежуточными точками, которые на график можно нанести с помощью интерполяционной таблицы или графическим методом.
Интерполяционная таблица для расчета высот уровня на промежуточные между ПВ и МВ моменты времени (вспомогательная таблица 1 «Таблиц приливов») позволяет установить высоту прилива в любой заданный момент и нанести промежуточные точки на графике приливов. Входные аргументы (см. табл. 34.5):
2.промежуток времени от заданного момента (ТЗ) до момента ближайшей ПВ и МВ;
3.величина прилива (В).
Графический метод дает возможность нанести по 2 дополнительные точки к каждой воде (ПВ и МВ). На оси абсцисс от tПВ и tМВ в обе стороны откладывают промежуток времени ТР/4 или ТП/4 (четверть времени роста или падения уровня), затем находят промежуточные точки по ординатам (hМВ + 0,15 В) или (hПВ – 0,15 В). Через полученные точки проводят кривую. Погрешность определения момента времени таким методом составляет 2% от ТР или ТП (» ±10 мин), а погрешность определения высоты – не более 4% от В.
Рис. 34.5. Упрощенный график прилива
Приливы и отливы по странам
Популярные страны
Все страны
Полный список стран, по которым доступен выбор городов, курортов или островов с графиками приливов и отливов. Также вы можете воспользоваться картой куротов, длякоторых доступны таблицы приливов и отливов. Если нужного вам места в списке нет, вы можете выбрать ближайший подходящий на карте ниже, поскольку в переделах нескольких сотен километров время приливов и отливов отличается незначительно.
Для чего нужно знать время приливов и отливов на курортах?
К сожалению, во время отдыха на пляжных курортах попадаются пляжи, которые подходят для купания не в любое время. Дело в том, что во время сильных отливов уровень воды на некоторых мелководных пляжах может опускаться так низко, что купаться становится просто невозможно. В такие моменты вода отходит очень далеко от берега, иногда открывая некрасивый рельеф дна, остается грязь, мусор и водоросли. Реже бывает наоборот, когда во время прилива уровень воды так сильно поднимается, что пляж полностью скрывается, не остается места даже позагорать.
С помощью таблиц приливов по ссылкам выше на страны и курорты вы сможете определить, насколько сильным будет прилив или отлив, и на какое время приходятся их пики. Прогноз приливов доступен на полгода вперед. Вы можете «листать» отображение вперед или назад по датам с помощью кнопок внизу графика.
Учтите, что на некоторых мобильных устройствах с узким экраном график может не помещаться полностью на ширину экрана. В таком случае вы можете «скролить» график, проведя по нему вправо или влево пальцем.
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Адлер | 2021-10-12 | 2021-10-21 | НАЙТИ ОТ 2 870 ₽ |
Нячанг | 2021-11-01 | 2021-11-10 | НАЙТИ ОТ 43 712 ₽ |
Бангкок | 2021-11-01 | 2021-11-28 | НАЙТИ ОТ 28 323 ₽ |
Пхукет | 2021-11-25 | 2021-12-10 | НАЙТИ ОТ 27 835 ₽ |
Симферополь | 2021-11-16 | 2021-11-23 | НАЙТИ ОТ 4 180 ₽ |
Бали | 2022-03-04 | 2022-03-19 | НАЙТИ ОТ 45 547 ₽ |
Казань | 2021-09-13 | 2021-09-28 | НАЙТИ ОТ 2 612 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы «cookie». «Cookie» представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием «cookie». Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram
Как на графике узнать прилив
Планирование переходов и навигация в приливной зоне включают в себя две основные задачи:
— как учесть направление и скорость приливно-отливного течения?
— как определить глубину в заданной точке в данный момент времени?
С обеими этими задачами помогает справиться альманах « REEDS », в котором для разных районов плавания приведены таблицы приливов и атласы течений. Попробуем разобрать, как решается задача определения глубины.
Ежегодный альманах содержит два вида интересующих нас страниц: таблицы высот приливов и почасовые атласы приливных течений для разных районов (area). Для расчёта времени и высоты прилива мы будем использовать таблицы приливов и приливные кривые.
Может показаться, что решение задачи определения глубины в нужной точке в выбранной момент времени доступно только людям серьёзно подкованным. Но я попробую показать, что, кроме аккуратности и следования чёткому алгоритму при использовании приливных таблиц, ничего сложного здесь нет. Лишь бы был под рукой альманах и (на первых порах) перед глазами лежал пример решения аналогичной задачи.
В альманахах невозможно привести приливные таблицы для всех портов, гаваней и акваторий. Иначе получился бы гроссбух размером с …. В общем, очень и очень многотомное и громоздкое издание получилось бы. Поэтому в приливных таблицах даны сведения на текущий год по т.н. «первичным портам». А для расчётов глубин «вторичных портов» в разные моменты времени даны поправки. Но обо всем по порядку.
Задача для первичных портов:
Для примера рассмотрим типовой случай. Мы взяли яхту в St Malo на севере Франции и хотим знать, в котором часу утром в воскресенье 24 апреля мы сможем выйти из марины. Марина St Malo, имеет на выходе порог 2 м (Sill). Во время отлива этот порог не даёт воде уйти из марины и поддерживает в акватории марины гарантированные глубины.
1. Первое, нужно рассчитать требуемую нам высоту прилива (Height Of Tide).
Осадка яхты (Draft), 1.80
Запас по глубине (Safety Clearance), 1.00
Осыхающ. высота, порог (Drying Heigt, Sill), 2.00
Обратимся теперь к альманаху, к таблицам высот прилива.
2. Следующий шаг — найти ближайший к интересующему нас месту порт.
Все альманахи выпускаются для отдельных районов плавания (areas) и в них приведены данные для крупных портов или для портов, находящихся в особых приливных условиях (Primery Ports или Standart Ports).
Для всех остальных портов и гаваней (Secondary Ports) высоту прилива высчитывают через привязку к одному из первичных портов.
Находим St Malo. St Malo — первичный порт.
Для первичных портов в таблице альманаха приводятся данные наступления малой воды и полной (Low Water и High Water). Они привязаны к поясному времени для каждого дня года. Обратите внимание: некоторые даты выделены синим или красным цветом. Красным помечены даты сизигийных приливов, а синим — квадратурных.
Необходимо обращать внимание на указанное в таблицах время.
UTC (Universal Time Coordinated) или UT — всемирное скоординированное время — основа гражданского времени — современная версия среднего гринвичского времени.
3. Привести судовое время к поясному.
Все таблицы приливов построены с использованием поясного времени, по которому люди живут в интересующем вас районе плавания.
Время бывает летним и зимним. В альманахе дано зимнее время, а летнее нужно получать из значений альманаха. Для этого в верхней левой части шапки сделано напоминание:
subtract ( или add) __ hours for UT
For ( название региона ) Summer Time add ( или subtract) ___ hour in non-shaded areas
отнят 1 час из Мирового времени.
Для летнего времени Франции добавить 1 час в данные незатенённой зоны.
Внимание! В альманахе данные относящиеся к зимнему времени затенены (чтобы случайно не перепутать).
Время в таблицах и на картах принято писать, не отделяя часы от минут точками или тире: 1030.
3. Определение времени малой и полной воды
Мы выходим 24 апреля (летнее время, «светлая» зона).
Чтобы определить время малой и полной воды (LW и HW) надо к табличному значению времени добавить один час.
И тогда исправленное время с соответствующими данными (LW и HW) в таблице выглядели бы так.
4. Определение времени, когда в нужной нам точке будет безопасная глубина прохода
Обратимся к приливной кривой (Tidal Curves).
Это график изменения высоты уровня моря, который используется для определения высоты прилива в настоящее время. Обычно на графике обозначены две кривые: красная — для сизигийных и синяя — для квадратурных.
Нам нужно выйти между первой малой и первой полной водой, т. е. утром между 0644 ( 3.4 м ) и 1218 ( 9.8 м ).
Поскольку дата нашего выхода близка к дате квадратурного прилива (26 апреля, вторник), можно считать, что точка пересечения D с синей квадратурной кривой будет близка к искомому результату.
Теперь для определения точного времени выхода нужно воспользоваться осью времени, расположенной под приливной кривой.
В центре мы видим время полной воды (HW), оно у нас определено из таблицы — 1218.
Слева, на 6 часов назад расположилось время первой малой воды (LW), справа на 6 часов вперёд — время второй малой воды за эти сутки.
Из точки D пересечения с приливной кривой опустим перпендикуляр на ось времени и получим точное время выхода, когда уровень прилива достигнет нужного нам значения.
При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга»
и справочника шкипера «Азбука яхтинга», Иваничкин Андрей
Введение в приливную навигацию: часть 1
Автор: Федор Дружинин
**Текст является черновиком и может содержать (содержит 🙂 стилистические и, возможно, фактические ошибки.
Введение
Закроем глаза и перенесемся на минутку в мир мечты, в котором вы выходите ранним утром в море, на взятой в чартер яхте, из одного из городков, например, на севере Франции. В ваших планах – небольшой 35-мильный переход до соседнего порта, легкий ветер в галфинд не предвещает особенных трудностей. Завершив все формальности и подготовку, вы выходите в море, следуя по фарватеру.
Проходя мимо выходного буя, вы с удовольствием отмечаете, что GPS работает и точка на карт-плоттере подтверждает ваше место. Вы вносите в GPS точку перед входом в следующий порт, считываете с дисплея курс на нее и командуете рулевому: «Курс 230». Рулевой выполняет вашу команду.
Однако, через некоторое время вы замечаете, что яхта самым явным образом идет мимо цели. Вы вспоминаете о приливных течениях, и путем последовательных приближений корректируете курс яхты так, чтобы значение COG(Course Over Ground), считываемое с GPS, совпадало с направлением на точку. Однако, проходит всего один час, и вы опять замечаете, что яхта идет мимо цели. Требуется новая коррекция курса. Еще через полчаса – еще одна…
Вы начинаете понимать, что быстро меняющееся по скорости и направлению приливное течение заставляет вас постоянно менять курс. Вдобавок, за час вас настолько снесло с курса, что вам приходится привестись до курса бейдевинд, а затем и сделать поворот оверштаг, чтобы обойти обозначенные на карте опасные скалы. Следующие пять часов проходят в постоянной корректировке курса. Придя в марину, вы с удивлением обнаруживаете, что вас обогнали даже самые маленькие и медленные яхты, вышедшие из одного с вами порта, в одно и то же время. Как это могло получиться, ведь на яхте установлен самый современный карт-плоттер, и вы не сделали ни одной остановки во время пути.
Не правда ли, не самый радужный сценарий?
Навигация в приливных условиях, в условиях периодически изменяющихся глубин и течений, требует от навигатора набора специфических знаний и навыков, короткое начальное описание которых я попытаюсь дать в серии из нескольких статей, посвященных навигации в условиях приливной зоны.
Приливы. Общие сведения.
Периодичность приливов
Для начала немного общих сведений о приливных явлениях. Приливы и отливы – явления периодического изменения уровня моря подчиняются строгим законам, вытекающим из изменения относительного положения трех небесных тел – Луны, Земли и Солнца. Притяжение Луны и притяжение Солнца вызывают «выпуклости» на поверхности мирового океана, так как небесные тела стремятся притянуть к себе находящиеся на поверхности Земли предметы.
Основной силой формирующие приливы является Луна. От ее притяжения вода подвергается горизонтальному смещению относительно твердой земной коры и возникает течение воды по направлению к месту, находящемуся прямо под Луной. Скопление масс воды в одном месте и образует прилив, а в точках, равноудаленных от точки прилива на четверть земной окружности – отлив. Симметричная волна образуется и на противостоящей стороне земной окружности: её появление вызвано тем, что вода на обратной стороне, в силу большей удалённости от Луны, притягивается меньше чем сама Земля.
Размер приливной волны в открытом океане – ничтожный, всего лишь около 30-50 сантиметров. Однако при приближении к береговой линии приливы выходят на мелкие глубины и могут достигать 14-15 метров.
Полной водой называется самый высокий уровень воды, наблюдаемый за сутки или половину суток во время прилива. Самый низкий уровень во время отлива называется малой водой, а момент достижения этих отметок– стоянием прилива или отлива.
Сизигия и квадратура
Так как на Землю действуют гравитационные силы от движущихся относительно друг друга светил солнечной системы, то реальная картина приливов вызывается наложением нескольких процессов разной периодичности и в действительности гораздо сложнее, чем это можно описать в короткой статье.
Наиболее заметно (и интересно яхтсмену-навигатору) так называемое полумесячное неравенство, образующее сизигийные и квадратурные приливы. Примерно с периодичностью 15 суток наступают моменты, когда Луна и Солнце находятся относительно Земли на одной прямой.
Регулярное изменение высоты уровня моря сопровождается не менее регулярно меняющимися течениями. В сизигии, поскольку перепад воды между полной и малой водой больше, течения сильнее; в квадратуре перепад меньше и течения становятся слабее.
Поскольку для наиболее доступных яхтсменам России вод Европы и Белого моря характерны полусуточные приливы, с двумя приливами и отливами в сутки, в дальнейшем, в этой статье, мы будем рассматривать только их.
Таблицы приливов
Как мы видим, картина приливов и отливов подчиняется сложным процессам, самостоятельное вычисление высоты и времени наступления приливов для навигационных нужд – задача практически невозможная.
Для получения высоты и времени наступления полной и малой воды в нужных точках используют приливные таблицы. Эти таблицы публикуются как национальными гидрографическими ведомствами разных стран, так и частными компаниями. Наиболее известны и доступны яхтсмену следующие источники:
Таблицы и атласы приливных течений издания ГУНИО
Несмотря на ориентированность изданий ГУНИО на большие суда, издаваемые им таблицы и атласы, могут быть использованы и на малых судах. Таблицы ГУНИО относительно недороги и могут быть с легкостью приобретены с заказом по почте в специализированных магазинах.
Альманах McMillan&Reeds
Bloc Marine
Французский альманах, издающийся на французском языке и более подробно, чем его английский собрат описывающий порты французского побережья. Содержащаяся в нем информация о приливах и отливах Европы практически идентична альманаху Ридса. Альманах приобретается в любом порту Франции или по почте.
Атласы течений издания национальных гидрографических ведомств
Практически каждая страна Европы издает свои собственные атласы течений. Атласы содержат информацию о направлении и силе течения в различных районах; их обычно можно приобрести в портах, или заказать через Интернет.
Программы и Интернет
Однако, и в этой бочке меда есть своя капля дегтя. Ситуация с бесплатным и условно-бесплатным(shareware) программным обеспечением осложняется тем, что Международный Гидрографический Союз передал в 1999 году управление правами на гидрографические данные о приливах отдельным странам, отменив существовавшее до этого де-факто некоммерческое использование приливных данных.
Если программа пользуется данными распространяемыми на коммерческой основе – обычно в виде подписки на ежегодное обновление – то, скорее всего, данные в ней будут полностью идентичны публикуемым в бумажных изданиях. Среди таких программ – навигационные комплексы MaxSea и SeaPro, программный атлас Tide Plotterи многие другие программы и электронные комплексы.
Приливные таблицы для некоторых регионов также можно найти и в сети Интернет. При их использовании также следует обратить внимание на источник данных: созданные любителями бесплатные генераторы таблиц могут содержать серьезные ошибки.
Словарик приливных терминов
Знакомство с альманахом и таблицами приливов
Альманах McMillan&Reeds
Ежегодный альманах содержит два вида интересующих нас страниц: таблицы высот приливов и почасовые атласы приливных течений на разные районы. Начнем с таблиц.
Таблицы высот
Для основных портов (primary ports) в альманахе приводятся данные по высоте и времени наступления полной и малой воды на каждый день года. (рис) Обязательно указывается в какой временной зоне должен браться отсчет – с учетом зимнего и летнего времени. Даты наступления сизигии отмечены красным, а квадратуры – синим, так что навигатор может мгновенно определить, примерно в какой фазе прилива он находится. К каждой таблице прилагается график изменения высоты уровня моря, который используется для быстрого определения высоты прилива в настоящее время. Обычно на графике обозначены две кривые: красная – для сизигийных и синяя – для квадратурных приливов.
Так как приводить данные для всех без исключения портов Европы в одной книге технически невозможно, большинство маленьких гаваней приводится в альманахе в формате дополнительных (secondary ports) (рис). Высота воды в этих портах находится из данных для ближайшего основного порта, используя специальные поправки к времени наступления и высоте полной воды в порту. (рис)
Не вдаваясь в подробности использования данных о вторичных портах, отметим, что, например, порт Лэнгстоун, находящийся неподалеку от Портсмута, отстает от него не более чем на 10 минут, а высота прилива разнится не более чем на 10 см. А вот порт Бембридж, лежащий в 20 милях (рис), может отличаться уже на целый час и иметь высоту воды на 1.5 метров меньше чем Портсмуте. Как правило, чем дальше вторичный порт от основного – тем больше поправки и тем внимательнее нужно быть, рассчитывая время захода в них.
Почасовые атласы
На каждый район плавания в альманахе приводится мини-атлас из 12 карт, на которых стрелками указано направление и скорость течения в избранных точках. Карты обычно покрывают 12-часовой период между 5 часами до наступления полной воды до точки +6 часов к времени полной воды. В альманахе они обозначаются, соответственно как HW-x или HW+y, в диапазоне HW-5 до HW+6 (рис) Время используемое этим мини-атласом определяется относительно указанного на картах порта отсчета, в форме «5 часов перед наступлением полной воды в Дувре». То есть, если полная вода в Дувре наступает в 1200, в отрезок HW+5 попадет время в интервале 1630-1730.
У каждой из стрелок на карте обозначены две скорости течения: одно – для сизигийного прилива, второе – для квадратурного. Эти значения используются при прокладке курса с учетом течений.
Прокладка курса с учетом течений
Прокладка курса
Для того, чтобы вычислить какого курса нужно придерживаться для движения к какой-то точке в условиях течения, нам предстоит решить хорошо известную всем штурманам несложную графическую задачу. Напомню вкратце способ ее решения.
Предположим, мы находимся в точке А и хотим прийти в точку Б, находящуюся от нас на расстоянии 5 миль. Наша яхта идет со скоростью около 7 узлов. Для упрощения задачи, предположим, что течение в следующий час постоянно по скорости и направлению и равно 2 узлам направлением строго на юг (180). Решение этой задачи осуществляется в три этапа.
Из точки А отложим вектор AВ течения за 1 час – 2 мили направлением на 180.
Установим раствор измерителя на 7 миль при помощи шкалы на вертикальной кромке карты. Поставив одну ногу циркуля в точку В, поместим другую на линию соединяющую точки А и Б. Отметим в этом месте точку Г
Угол между линией БГ и направлением на север – курс, которым нам нужно идти чтобы прибыть в точку В, с учетом течения.
Если вы можете сделать эти три простейших действия – то поздравляю вас, вы владеете основным методом прокладки курса в условиях течений. Однако, если вы внимательно следили за всеми объяснениями и манипуляциями с линейкой и карандашом, все-таки остается непонятным одно: как мы получили значение течения в нужной нам точке?
Расчет течения
Для того чтобы определить величину течения в точке на карте есть несколько способов. Два наиболее распространенных: «приливные ромбы» (tidal diamonds) и уже упомянутые выше атласы приливных течений, доступные как из альманахов, так и в виде отдельных публикаций или программ.
Приливные ромбы
В углу карты с приливными ромбами находится таблица, столбцы которой соответствуют данным для каждого ромба, а строки – часам, отсчитанным в минус и в плюс от времени наступления полной воды в порту отсчета (HW-6 до HW+6).
Употребление английской терминологии здесь не случайно, так как мне ни разу не попадалась в руки карта ГУНИО оснащенная этим крайне удобным средством. Узнав из альманаха или таблицы приливов время наступления полной воды в порту отсчета (reference port), мы можем, зная текущее время, получить для точки находящейся неподалеку от ромба значение направления и скорости течения.
Приливные атласы
Атласы – чуть менее точный метод определения направления течения. В приливных атласах публикуются карты-схемы, указывающие стрелками направление течения в выбранных точках. Возле каждой стрелки указываются скорости течений. В зависимости от атласа возле стрелки может быть также указано и направление течения, но чаще направление стрелки приходится определять самостоятельно, при помощи транспортира. Атлас – менее удобный, чем ромбы способ, и если на карте нанесены ромбы, я обычно пользуюсь ими.
Расчет течения
Расчет значения течения каждым из двух методов состоит из трех этапов:
Определение порта отсчета делается исходя из дополнительных данных, приведенных в ромбе или в атласе. Для таблицы ромбов из примера портом отсчета является Плимут. Порт отсчета для атласа обязательно указан на каждой карте.
Для определения фазы прилива обратимся к альманаху, табулирующему данные для Плимута на сегодня.
Если вы пользуетесь альманахом, то для быстрого определения фазы прилива удобно перед выходом в море нанести времена наступления каждого часа фаз прилива непосредственно на приливную кривую примерно так (рис):
При желании такую же таблицу можно начертить и на полях тетради используемой для расчетов, или на полях карты:
Определив фазу прилива в порту отсчета можно приступить к расчету скорости течения. Небольшая сложность: в таблице ромбов и в атласе для каждой точки приведены два значения скорости течения: одно – для квадратурных, а второе – для сизигийных приливов. Какое же значение взять для расчетов, если мы находимся где-то посередине между фазами прилива?
Если разница между значениями существенная, то для определения значения скорости течения на настоящий момент придется решить простую арифметическую пропорцию. На практике, если ошибка в определении течения не составит более 0.1-0.3 уз можно смело воспользоваться примерной оценкой. Скажем, если мы находимся где-то посередине между квадратурой и сизигией, можно взять среднее значение между двух указанных в таблице или атласе. Если же прилив очень близок к квадратуре или сизигии (например, сизигия наступает на следующий день), можно смело взять соответствующее пограничное значение из таблицы. Для определения какой сейчас прилив – квадратурный или сизигийный – пользуйтесь указанными в таблице или альманахе
«Правильный», длинный метод расчета скорости течения тоже несложен, но требует некоторых арифметических действий.
Предположим, что в таблице для ромбе A на 1642 GMT (как мы посчитали – HW+4), приведено течение направлением 090 скоростью 1.0 уз в квадратуре и 4.0 уз в сизигии. Разница между полной и малой водой в этот день – 2.2 метра, полная вода в сизигии – 2.7м, малая вода в сизигии – 0.1 м
Сама формула крайне простая:
Если простая арифметика пугает вас, учтите что на практике, для «быстрого» определения скорости прилива обычно бывает достаточно приблизительных вычислений в уме. Например, если разница в сизигии 2.6м, а сегодня она составляет 2.5м – мы можем без расчетов взять значение течения равным 3.9 узла, что будет очень недалеко от истины. Ошибки в 0.1-0.3 узла дадут на 1 час перехода максимальную невязку в 1-3 кабельтовых, что можно считать находящимся в пределах допустимого для маленькой яхты.
Правило 50-90
Вышеперечисленные методы требуют использования атласа течений. Но что делать, если его нет, а есть только таблицы приливов и примерные сведения о максимальном значении течения, которые публикуются на некоторых картах? В таком случае можно воспользоваться «принципом 50/90» или, как его еще называют «принципом третей».
Стояние | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 (стояние) |
0 уз | 6 уз | 10 уз | 12 уз | 10 уз | 6 уз | 0 |
При использовании этого правила, важно помнить что кривые скорости и высоты прилива/отлива в ближайшем порту отсчета могут не совпадать, и необходимо знать когда именно в интересующей нас точке наступает стояние воды. Для этого можно пользоваться расчетом времени полной воды в ближайшем дополнительном (secondary) порту, или практическими знаниями местной акватории.
Быстрая прокладка
Для ускорения прокладки курса на течении (например, в гонке, когда нужно быстро проверить выходит ли лодка на знак) используется метод, при котором вместо снятия измерителем точной дистанции в милях с кромки карты используется решение подобного треугольника. На краю «бретонского» плоттера или параллельной линейки нанесены шкалы в дюймах и сантиметрах. Их можно использовать вместо измерителя, чтобы не тратить время на переход от измерителя к плоттеру и обратно.
Расчет течения на переходе длительностью более 1 часа.
Принцип графического решения задачи остается прежним. Предположим, что нам предстоит переход длиной 35 миль. Если средняя скорость нашей яхты 5 узлов, то мы рассчитываем, что это займет около 7 часов.
Сначала из точки А откладываются один за другим все вектора течений за каждый из 5 часов, затем задача решается так же как и с использованием течения за 1 час, с той только разницей, что значение нашей средней скорости надо умножить на 5 и использовать раствор измерителя в 35 миль (рис) Второй способ прокладки состоит в последовательном решении задач на каждый час пути и расчета курсов на каждый час по отдельности. Заметим, что в случае даже частичной взаимной компенсации течений во время перехода первый способ – выгоднее.
Графическое счисление и течения.
Инструменты и приборы для навигации в приливной зоне
Необходимыми инструментами для использования счисления в условиях меняющейся скорости течения и высоты воды являются хорошо откалиброванный электронный лаг, с автоматическим отсчетом пройденного пути и эхолот. Обращу ваше внимание на слова «хорошо» и «откалиброванный», поскольку в условиях повсеместного господства систем электронной навигации лагу придается вспомогательное значение – как системе измерения скорости. Очень часто лаг забывают чистить и периодически проверять адекватность его показаний, а, как известно, лаг, показывающий меньшую скорость, гораздо опасней, чем его полное отсутствие. Ухаживайте за лагом на вашей яхте и периодически поверяйте его на «мерной миле» или другими средствами (например, GPS)
Эхолот не менее важен для определения места средствами «традиционной» навигации. Он требует значительно меньше ухода чем лаг, но неплохо периодически поверять его используя данные морской карты и таблицы приливов.
Еще одно маленькое на важное дополнение: если ваш эхолот показывает глубину под килем, то не забывайте при вычислениях добавлять к его показаниям величину осадки вашей яхты.
Счисление
Задачи по счислению на течении решаются похожим способом. В журнале каждый час отмечается курс, отсчет лага и направление ветра ( для оценки дрейфа). Счислимая точка находится обычным методом, описываемым во всех учебниках, так же как для случая без течений. После этого от полученной точки откладываются вектора течений за счислимый период.
Скажем прямо – счисление в условиях меняющихся течений штука не самая простая, и не самая точная. Значения течений в «ромбах» и атласе приводятся с значениями на каждый час, то есть, довольно приближенно; расположение данных на карте течений может не полностью покрывать все аномалии. Прибавим сюда всевозможные ошибки вычислений, погрешности лага и других приборов… и станет ясно, что при движении в приливной зоне необходимо по возможности часто контролировать продвижение яхты путем обсерваций. Это можно делать классическими способами определения места в виду берега, или с использованием GPS.
Невязка и течения
Для устранения рисков связанных с невязкой и ошибками прокладки, рекомендуется разбивать прокладку таким образом, чтобы точно знать свое место на подходе и на выходе с опасного участка пути. Например (рис) при подходе к узости можно спланировать свой путь таким образом, чтобы сначала выйти к точке у приметного буя A и закончить проход между опасных мелей в легко определимой точке B. По возможности, положение в узости можно контролировать при помощи ограждающих створов и опасных пеленгов.
Приливы и безопасность
Кроме очевидных и ожидаемых эффектов – изменение высоты уровня моря и течений – приливы несут с собой и некоторые неожиданные и весьма неприятные для неподготовленного яхтсмена последствия. Каждый год десятки тысяч яхт без особых приключений путешествуют в приливной зоне. Тем не менее, не следует пренебрегать техникой безопасности и забывать о сюрпризах, которые готовят нам приливы.
Толчея и быстрины
Сулой
Если у вас нет другого выбора, то такие места лучше всего проходить по временам полной или малой воды, когда течение практически отсутствует. (Для примера с картинки очень удобно воспользоваться приливным ромбом для определения времени стояния воды у мыса).
Быстрины
Быстрины возникают везде где, где скорость приливного течения ускоряется при входе в узость или приближении к выдающемуся мысу. Практически на любом мысе можно ожидать быстрины той или иной степени и проходить их следует с большой осторожностью, особенно если ветер дует против течения. Эффект быстрины на волнение очень сильный и может быть крайне неожиданным для неопытного яхтсмена или штурмана, допустившего ошибку в прокладке. В Европейских водах существует немало печально известных быстрин, например Раз-Бланшар или Олдерни-рейс, сизигийное течение в которой может достигать 12 узлов(!), а буруны – 6-8 метров.
Не имеет значения, с попутным или встречным ветром вы идете, если вы попадаете в быстрину в ситуации «ветер против течения», при свежем ветре на пике течения. Даже если ветер попутный – будет разумно обойти опасное место.
При движении с течением в быстрине, общая скорость судна относительно земли может с легкостью составить более 10 узлов. В таких условиях традиционные методы навигации могут давать вам положение с запозданием, и следует с особой тщательностью спланировать объекты для обсервации, точки поворотов. Любая навигационная ошибка может обойтись в быстрине очень дорого, на большой скорости времени для маневра может не быть. В такой ситуации нет смысла пренебрегать всеми доступными методами определения места, включая электронные.
«Ворота» (Tidal gates)
При необходимости пройти через «ворота», планирование перехода лучше всего делать «задом наперед». Получив из альманаха временной интервал для преодоления узости, штурман рассчитывает переход так, чтобы прибыть в расчетную точку примерно в первой четверти нужного периода. В этом случае опоздание на переходе все еще позволит преодолеть ворота в конце безопасного периода. При планировании «ворот» обязателен запасной план, если опоздание будет слишком большим, или погода резко ухудшиться.
Заметим, что многие навигационные «ворота» имеют обходные «калитки». Например, пролив у скал Нидлз, между островом Уайт и Британией можно обойти практически в любую погоду, держась ближе к берегу проливом Норс Ченнэл (рис). Быстрину Раз-Бланшар можно обойти по большой дуге, держа мористее острова Гернси.