как налоговики допрашивают гендиров на комиссиях и что им отвечать
Как налоговики допрашивают руководителей на комиссиях и что им отвечать
Вызов «на ковер» в ФНС является страшным сном многих предпринимателей. Какие вопросы будут задавать налоговые инспекторы? Вдруг они подозревают бизнес в отмывании денег или связях с фирмами-однодневками? Генеральный директор компании «Управналог» Артем Агафонов рассказал, как отвечать на неудобные вопросы ФНС и банков о бизнесе.
При получении приглашения явиться в налоговую инспекцию, вне зависимости от указанного в таком приглашении основания (комиссия, опрос, допрос или основание не указано), все всегда пытаются заранее узнать, какие вопросы будут задавать, бегут за этим знанием, в основном, на бухгалтерские форумы).
Между тем, хочется напомнить, что этот секрет давно раскрыт самой же ФНС, которая еще в 2017 году, совместно со Следственным комитетом, выпустила Письмо №ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года, где подробнейшим образом перечислены вопросы, которые в территориальных инспекциях задают на подобных мероприятиях сотрудникам организации — 38 вопросов (приложение 1 к письму) и руководителю — 42 вопроса (приложение 2 к письму).
По опыту посещения многочисленных вызовов от имени своих клиентов, а также по опыту своей собственной работы в налоговых органах уверяем, что в 99% случаев вам при вызове будут заданы именно эти вопросы (налоговые органы не утруждают себя креативом).
Таким образом, узнать вопросы налоговиков заранее — это, оказывается, совсем не хитрое дело, гораздо более интересная задача — это иметь правильные ответы.
Три неудобных вопроса ФНС и банков о бизнесе, на которые не у всех получается грамотно ответить
Знаете, какая самая большая ошибка большинства отвечающих на запросы контролирующих органов? Не отсутствие опыта или специальных знаний. И даже не то, когда сказал лишнее или, наоборот, произвел впечатление желающего что-то скрыть. Самая фатальная ошибка (которая, как показывает практика, присуща большинству людей, независимо от их должности и статуса) — это «додумывание» вопроса за того, кто его задал.
Большинству получивших какой-либо запрос на предоставление информации почему-то очень сильно хочется «догадаться», что «на самом деле» хотел узнать у них сотрудник налоговой инспекции или банка, когда «прятал» свой истинный вопрос за сухим, официальным стилем письма.
Между тем, самая правильная тактика при ответе на любой официальный запрос или требование (приводящая к минимуму неблагоприятных последствий для отвечающего) полностью обратная — отвечать строго на поставленный вопрос.
Казалось бы, что может быть проще? Однако очень мало людей, включая руководителей больших компаний и главбухов с 20-летним стажем, у кого эта простая вещь действительно получается.
Ниже рассмотрим три наиболее распространенных неудобных вопроса налоговых органов и банков относительно деятельности компаний и примеры ответов на них. Надеемся, это поможет всем желающим овладеть очень полезным для взаимодействия с любыми официальными запросами навыком — видеть в вопросе только то, что действительно написано в вопросе.
Вопрос 1. Поясните экономический смысл существования вашей компании с учетом отсутствия у компании собственных/арендованных офисных и складских помещений, транспортных средств и минимальной численности персонала.
Что вы «додумываете» : «Налоговая (банк) считает, что мы отмывочная контора, потому что у нас нет активов и в штате три человека. Надо срочно бежать в налоговую (банк) и договариваться, чтобы не было санкций».
Пример корректного ответа : экономическим смыслом создания ООО является получение прибыли от основного вида деятельности — организации поставок строительных материалов для различных заказчиков (или указать вашу основную деятельность в соответствии с ОКВЭД).
В соответствии со штатным расписанием, в штате ООО числится три сотрудника. Данное количество сотрудников обусловлено спецификой деятельности ООО, в соответствии с которой у компании нет необходимости в наличии большого штата собственных работников (ООО занимается подбором и привлечением необходимых каждому конкретному заказчику поставщиков и подрядчиков для выполнения строительных работ, которые в зависимости от проекта должны обладать различными ресурсами и компетенциями). По этой же причине у ООО отсутствует собственное/арендованное оборудование, помещения и транспортные средства.
Вопрос 2. Кто и каким образом решает, с какими контрагентами будет сотрудничать ваша компания? Поясните, какие у вас отношения с руководством ООО «Рога и Копыта»?
Что вы «додумываете» : «О, боже, они как-то выяснили, что «Рога и Копыта» компания сестры бывшей жены коммерческого директора. Все пропало».
Пример корректного ответа : компания выбирает контрагентов, используя открытые источники информации о предложениях на необходимые товары и услуги (интернет, отраслевые выставки и прочее), анализируя ценовые условия предложений, опыт, прочие условия и риски работы с контрагентами.
Договоры с выбранными контрагентами анализируются ответственными сотрудниками компании, после чего, при отсутствии замечаний, подписываются генеральным директором.
У компании деловые отношения с ООО «Рога и Копыта» в рамках заключенного договора.
Вопрос 3. По какой причине вашей компанией получен убыток в текущем периоде?
Что вы «додумываете»: «Налоговая хочет сказать, что мы отразили слишком много расходов и вычетов по НДС. Нужно срочно рисовать прибыль в следующем квартале».
Пример корректного ответа : убыток получен вследствие того, что расходы компании в отчетном периоде превысили ее доходы, что было вызвано падением спроса в связи с пандемией (сезонностью бизнеса, необходимостью большого объема закупок материально-производственных запасов и тому подобное).
В конце несколько общих советов на случай, если вам пришло приглашение в налоговую на допрос или комиссию:
В завершении дарим вам памятку, с которой рекомендуем ознакомить всех сотрудников вашей компании на случай, если они будут вызваны однажды на допрос. Данная памятка является выдержкой из нашей полной инструкции по взаимодействию с налоговыми органами во время контрольных мероприятий, в рамках которой представлено подробное описание действий различных сотрудников и подразделений компании во время проведения камеральных, выездных налоговых проверок, вопросов, допросов, выемки документов и предметов и прочих мероприятий налогового контроля.
Как директоров раскалывают на допросе в налоговой
Несмотря на то, что процедуру допроса многие уже освещали не раз, стоить отметить тенденцию, что этой процедуры боятся все и всегда, даже если скрывать нечего.
Во-первых, это обусловлено тем, что сам процесс малоприятен.
Во-вторых, никто не знает точно, о чем будут спрашивать и о каких контрагентах будет допрос.
В-третьих, что не удивительно, сильна боязнь налоговой службы, собственно как и всех контролирующих и силовых структур в нашей стране.
Как правило, это выражено в постоянно нарастающем давлении через вопросы, часто задаваемые уже после отраженного ответа. Инспектор не дает сформулировать ответ, постоянно перебивает и старается навести директора на нужный инспектору ответ.
Безусловно, это является нарушением, но без сопровождения налогового юриста или адвоката такие действия не удается предотвратить, и свидетель «раскалывается».
Закажите услуги налогового юриста на нашем сайте или напишите в WhatsApp
Если не расскажешь, то будешь отвечать за многомиллионные долги, наступит банкротство и субсидиарная ответственность, отберут все имущество или даже хуже — посадят.
Происходит явная манипуляция на страхе и предлагается вариант избавления от страха.
Ставят в вину несостыковки и незнание информации. Достаточно часто бывает, что директор не знает ряда данных о своей организации. Связано это вовсе не с ведением противозаконной деятельности или «номинальностью», а с тем, что обязанность что-то знать возложена на другое лицо.
По мнению налоговых инспекторов, директор должен знать все и всех, а также помнить все транзакции наизусть.
Конечно, этого директор знать не обязан, но главные аргументы инспектора: «Как это вы не знаете?!», или «Почему-то другие руководители такие вопросы знают. », ставят свидетеля в тупик. В результате реального руководителя могут объявить номиналом.
Получается, что большая часть допросов, которые проводят проверяющие, зависят от испытываемых свидетелями эмоций. Кто-то с эмоциями справиться может, кто-то — нет. Именно поэтому катализатором должно стать другое лицо, имеющее соответствующий опыт во взаимодействии с ФНС. Тогда произойдет снижение эмоционального давления, будет соблюден баланс проведения «переговоров», когда на стороне налогоплательщика не один человек и будет дана соответствующая правовая защита.
⚜️ Сохраним ваш бизнес вместе с вами! ⚜️
Компания НАСБ более 20-ти лет защищает интересы налогоплательщиков, и основная наша задача — создать и внедрить систему по предупреждению налоговых рисков и защите бизнеса, помочь в спорах с контролирующими органами.
Мы готовы представлять вас и вашу организацию во всех инстанциях и любых спорах с контролирующими органами и в арбитражном процессе.
Оказываем услуги по постановке и отладке бухгалтерского и управленческого учета для бизнеса любого масштаба и вида деятельности.
Нужно помнить, что сегодня каждый случай с защитой налогоплательщика индивидуален и требует отдельной профессиональной проработки и сопровождения. Наши знания и многолетний опыт позволяют уверенно предоставить самый высокий уровень таких услуг для бизнеса из любой отрасли.
80 вопросов налоговой
Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.
Налоговая может вызвать на допрос любого
Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.
Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.
Что проверить у контрагента
Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.
Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.
Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»
В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.
Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.
Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.
В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.
Вызовом на допрос считается только повестка
Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.
Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.
Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.
Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.
Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:
Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.
Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос
С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:
Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.
У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.
80 вопросов налоговой для допроса
Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:
В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.
По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.
Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.
1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?
Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.
2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?
Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.
Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.
Проявить должную осмотрительность
3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?
Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.
На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.
4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.
5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?
На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».
Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО „Лосось“ вы подбирали?», он говорит: «Нет!»
Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он „Лосось“ не искал. Как так? Всех остальных искал, а „Лосось“ нет. Так кто его искал тогда?»
Все вопросы налоговой из методички
В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?
14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?
26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?
31. Есть ли склад и где он находится?
32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?
33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?
34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?
35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?
36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.
37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.
38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.
39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?
40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
Я прошла допрос в налоговой
41. Кто назначил вас на эту должность?
42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?
43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?
44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?
45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?
46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
48. Как происходит поиск контрагентов?
49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?
51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?
52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.
53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.
54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?
58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?
65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?
66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?
67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?
68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
Инспектор обязан вручить копию протокола
С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.
Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.
Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.
ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.
Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:
Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.
Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Допросить могут всех, кроме:
аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;
Что запомнить:
ходите на допрос в налоговую с адвокатом;
пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;
игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой