как научить ребенка понимать что он прочитал
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное
Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Задача 1. Имена и отчества
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.
Как научить ребенка понимать прочитанный текст?
Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.
Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог. Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.
Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Какие советы использовать родителям?
Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.
Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.
Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.
18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?
Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста.
Чтение без понимания
Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.
Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются «зубрежкой» и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.
Решить проблему «чтения без понимания» можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
Традиционные упражнения на понимание текста
Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:
Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.
Упражнения для работы со словом и предложением
На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.
Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:
Упражнения на понимание и осмысление всего текста
Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:
Что дают ученикам такие упражнения?
В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.
Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.
Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!
Многим детям очень сложно дается переход от механического чтения к осознанному. Одной из причин этого может быть дислексия, из-за которой ребенку трудно сосредотачиваться на буквах и связывать их в слова. Поэтому чтение для таких детей превращается в пытку. Подробнее о том, что это за нарушение и как понять, есть ли оно у вашего ребенка, читайте здесь.
Еще одной из причин, по которой ребенку сложно понимать прочитанное, является скорость чтения. Ребенок, который медленно читает, обычно забывает, о чем читал, когда доходит до конца страницы или параграфа.
Причин у медленного чтения может быть несколько:
Мы рассмотрим несколько простых упражнений для дошкольников и школьников, которые помогут увеличить скорость чтения.
Учимся читать быстрее
1. Упражнения на концентрацию внимания
Установите таймер и попросите ребенка назвать все буквы в алфавитном порядке начиная с буквы А и далее по таблице.
Это упражнение также направлено на концентрацию внимания. Попросите ребенка не читать слова, а по порядку называть цвета, которыми написаны слова.
2. Избавляемся от регрессии
Нужно последовательно называть буквы, фигуры, цифры и слова, которые находятся в квадратиках. Благодаря этому упражнению ребенок учится правильно двигать глазами и избегать регрессии.
Чем быстрее будет получаться, тем лучше.
3. Одновременно тренируем концентрацию внимания и логику
Попросите ребенка правильно составить слова в предложениях.
Занимайтесь с ребенком по 15 – 20 минут каждый день и уже через 2–3 недели он будет читать быстрее. А если вы уже пробовали, но у вас ничего не получилось или попросту не хватает времени заниматься, предлагаем вам наш курс «Тренажер чтения».
После обучения ваш ребенок научится читать быстрее, будет понимать прочитанное и начнет читать с интересом, а также сможет писать простые предложения печатными буквами. Записаться на пробный урок можно здесь.
Теперь переходим к упражнениям, направленным на осознанное чтение.
7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное
Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.
Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.
Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.
Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон
1. Визуализируем текст
Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.
2. Составляем текст из частей
Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.
3. Играем в учителя
Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.
4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное
Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.
Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.
Ниже еще примеры задачек для тренировки.
А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.
5. Анализируем текст с помощью вопросов
Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:
Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.
Подведем итоги!
Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.
Прочесть — не значит понять
«Ваш ребенок быстро читает, но не понимает и не может пересказать, что именно он прочитал» — такие фразы не редкость на школьных собраниях начальных классов. Родители удивляются: «Ребенок же читает, как он может не понимать прочитанного?»
Чтение — это не просто механическое преобразование букв в слова, но и способ принятия и обработки информации, дальнейший ее пересказ.
Важно как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстов и заданий не велик. Это легко сделать, задавая вопросы по тексту, например по прочитанной сказке. Без ответов на вопросы ребенок сам может не обратить внимание на то, что он не понимает смысла того, что прочитал.
Почему ребенок не понимает прочитанное и что с этим делать?
1. Нагрузка и усталость. Современные школьники живут в мире колоссальных нагрузок, высокого темпа обучения. Нередко, ребенок читает фразу и коверкает ее смысл, потому что стремится выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейти к следующему. Ребенок пытается соответствовать ожиданиям взрослого, он испытывает колоссальный стресс, что приводит к хронической усталости и снижению успеваемости
2. Автоматическое чтение — ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл. К сожалению, очень часто взрослые в первую очередь уделяют внимание скорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать, не гонитесь за скоростью — лучше читать более медленно, но вдумчиво.
3. Небольшой словарный запас. Ребенок может прочитать слово, но не знать его значения и потерять от этого смысл всего предложения или даже текста. Объясните ребенку, что непонятные или незнакомые слова он может спрашивать у взрослых.
Существуют и другие факторы, влияющие на понимание прочитанного, но это основные.
Игры для развития осмысленного чтения:
1. Пазлы из слов, словосочетаний и предложений. Взрослый пишет на бумаге слово и разрезает его на кусочки, предлагая ребенку сложить “пазл”, со временем задача усложняется до предложений.
2. Слово потерялось: взрослый читает текст и пропускает слова, задача ребенка угадать какие слова были “потеряны”.
3. Игры на расширение словарного запаса: предлагаем ребенку перечислить как можно больше слов на загаданную букву. Эта игра прекрасна тем, что играть в нее можно по дороге в садик или школу или в любом месте, т.к. она не требует никаких материалов и подготовки.
4. Детский Скрабл: игра на составление слов в детском формате, расширяет словарный запас ребенка
5. Эрудит: от простых слов к сложным. Играя со взрослым ребенок не только расширяет словарный запас, но и улучшает правописание.
6. Театр по прочитанной сказке: взрослому понадобится реквизит, можно использовать обычные игрушки или купить готовый кукольный набор под определенную сказку. Задача ребенка прочесть сказку, и попытаться вместе со взрослым ее воспроизвести при помощи кукол.
Что делать, если ребенок не понимает прочитанное?
Для начала родитель должен четко понимать, что ребенку тяжело, он не создает проблем намеренно, ему нужна помощь, а недовольство взрослого только ухудшит ситуацию.
1. Убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не по азбуке или кубиками, а по тексту, где нет картинок, способных подсказать.
2. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать ребенка и задавать ему уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения.
3. После прочтения текста обязательно обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял, что прочитал.
4. При заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл. При необходимости объясняйте непонятные слова.
5. Пусть ребенок читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом или пальцем. Проблема, которой родители не придают значения: линия. Ребенок может просто сбиться и запутаться в обилии текста, поэтому важно подчеркивать читаемую строку.
6. Предлагайте ребенку книги с крупным текстом, короткими фразами, интересным сюжетом.
7. Ребенок, не понимающий прочитанного, уязвим в школе на уроках. Просмотрите задание на следующий день, разберите то, что будет непонятно — так ребенок почувствует себя увереннее.
8. Обязательно поддерживайте ребенка, обращайте внимание даже на самые незначительные его успехи.
В любом деле главное — практика. Возможно, успех придет не сразу, но со временем, при регулярных занятиях, ребенок начнет понимать смысл прочитанного.
На сайте “Разумейкин” вы найдете уроки разных уровней сложности для развития навыков чтения и понимания прочитанного. Курс «Учимся читать» поможет ребенку научиться читать и понимать прочитанное. Задания из раздела «Чтение» в курсах Обучение для каждого возраста помогут в игровой форме научиться понимать смысл прочитанного.