как назвать человека который делает вид что работает
Иллюзия работы: почему сотрудники предпочитают делать вид, что заняты и что с этим делать руководителю
Американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт считал: «Совещания совершенно незаменимы, если вы ничего не хотите делать». Ещё в 2018 году лондонская компания STL Microsoft Training провела исследование, которое выявило, что в среднем из 207 совещаний в году 67% являются непродуктивными. Это происходит, потому что большинство работников предпочитают решению реальных задач демонстрацию красивых графиков и презентаций. Такая симуляция активности чаще всего связана с давней привычкой и эмоциональной дистанцией между сотрудниками и начальством. Отсюда возникает вопрос: как вовремя выявить, что работник избегает ответственности и сподвигнуть его на продуктивную деятельность? С этим нам помог разобраться Егор Антипов — психолог, бизнес-наставник и эксперт по проработке убеждений. Егор является автором более 10 тренинговых программ по личностному развитию и организатором мероприятий с участием российских, а также зарубежных политиков и бизнесменов. Егор помогает прорабатывать убеждения, используя собственные высокоэффективные методики, что подтверждает абсолютное большинство его клиентов.
На самом деле большинство людей любят создавать видимость успешности Эта привычка обычно закладывается в детстве: в процессе формирования личности ребёнок всегда берёт пример со взрослого и старается ему подражать. Пытаясь повторить поведенческий механизм взрослого, он отождествляет себя с ним и таким способом самоутверждается. Ребёнок стремится показать свою значимость и самостоятельность.
С одной стороны, это хороший способ развивать способности. Однако в то же самое время человек запоминает неверную схему: чтобы казаться успешным, достаточно умело притворяться. Родители, в свою очередь, поощряют копирование ребёнком их поведения. Взрослые хвалят его, потому что он понял, как делать «правильно». Но тем самым родители или педагоги неосознанно формируют у ребёнка другой паттерн: если делать вид, что уже всё умеешь, тебя будут хвалить. В раннем возрасте люди об этом не задумываются, но запоминают, как получить одобрение. Человек вырастает и живёт, руководствуясь принципами, заложенными в детстве. В итоге люди продолжают создавать видимость успешность и во время учёбы, и на работе.
Когда человек взрослеет, тяга к познанию ослабевает, но привычка пускать пыль в глаза остаётся. И если реальных побед у него мало, включается защитный механизм, который позволяет избежать «комплекса неполноценности». Человек делает вид, что он трудится не покладая рук и ему это нравится.
Кроме того, необходимость притворяться дополнительно стимулируют социум и постоянно возникающие проблемы. В такой ситуации привычка подражать становится способом сохранения внутреннего равновесия. Создавать видимость оказывается гораздо проще, чем браться за новые сложные задания.
На работе такая модель поведения вполне объяснима. Самое ценное для большинства сотрудников — это стабильность, безопасность и деньги. Чтобы не потерять место, работникам нужно постоянно доказывать, что они значимы для коллектива. Кроме того, видимая занятость спасает от лишней ответственности и необходимости конкурировать. Нередко люди сами начинают верить в собственную ложь и считают, что они на самом деле трудятся в поте лица. Это не значит, что такие сотрудники плохие. Есть две основные причины подобного поведения: желание нравиться всем, возникшее ещё в детстве и страх нестабильности и рисков.
Большинство сотрудников даже не осознают, что ими движет на самом деле. Часто они даже устают от своей «активной» деятельности, хотя на самом деле их выматывает только необходимость притворяться. На поддержание образа уходит огромное количество сил, и люди становятся заложниками собственной иллюзии.
Когда ко мне обращаются за консультацией руководители крупных компаний, чтобы проработать мотивацию персонала и вывести свою организацию на новый уровень дохода, мы в первую очередь анализируем причины падения эффективности работы сотрудников, почему они симулируют занятость. На следующем этапе мы выстраиваем индивидуальную программу решения конкретной проблемы. Приведу в качестве примеров некоторые из техник, которые я рекомендую своим клиентам:
Самому перестать притворяться
Если в вашей команде большинство сотрудников предпочитают имитировать загруженность, скорее всего, вы и сами только создаёте видимость успеха. Это может выражаться в чрезмерной требовательности и в эмоциональном дистанцировании от коллектива. Сотрудники легко считывают такое поведение, а сам руководитель становится заложником своего образа. В первую очередь нужно наладить коммуникацию с подчинёнными. Не бойтесь нарушить субординацию, из-за этого сотрудники не начнут вас меньше уважать.
Понять, что всем свойственно притворяться
Если у ваших подчинённых единственный способ поощрения — зарплата, у них нет стремления развиваться. Зачем прикладывать 45% усилий, если деньги платят и за 40%? Первичная потребность в финансовой стабильности закрыта, поэтому напрягаться не нужно. Мозг человека любит экономить силы по максимуму. Руководителю нужно понять внутреннюю и внешнюю мотивацию каждого сотрудника. Поможет справиться с этой задачей техника геймификации, дополнительное корпоративное образование, психологические и командообразующие тренинги, а также программы повышения квалификации.
Практиковать неформальное общение с сотрудниками
Каждый работник, как я уже говорил, ждёт поощрения со стороны авторитетной для него личности. Ему хочется показать вам, что он взрослый и успешный. Поэтому если вы будете общаться с сотрудниками на равных, пусть и с учётом иерархии, у них будет желание следовать за вами. Более того, подчинённые будут работать продуктивнее, когда поймут, что вы способны оценить их по достоинству. Возникнет прочная мотивация, не зависящая исключительно от денег.
Проблема современного общества в том, что многие люди заигрались в свои роли и стали заложниками этого спектакля. Если вы хотите стать успешным, а не только казаться таким, нужно быть человечнее по отношению к окружающим. Кроме того, важно всегда проявлять свою уникальность. Будьте искренними в общении, чтобы новые люди и возможности появлялись на вашем пути. Вам и самим станет с собой интереснее, если вы перестанете притворяться. Только оставаясь собой, вы сможете прийти к полноценной и успешной жизни.
Имитация бурной деятельности на работе: распознать и пресечь
Как распознать сотрудников, которые больше притворяются, чем действительно работают?
Бывают дни, когда работать не хочется категорически. Причем случается такое со всеми. И пока одним из нас удается перебороть лень и приняться за работу, другие предпочитают только изображать бурную трудовую деятельность.
Однажды встав на этот путь, человек может стать настолько искусным симулянтом, что никто и не заподозрит, что на работе человек занят чем угодно, только не делом. Нередко имитаторы бурной деятельности маскируются настолько успешно, что даже начальство считает их чуть ли не самыми продуктивными сотрудниками, и соответственно продвигает по службе. Однако, как вы понимаете, пользы для компании от подобных работников не так уж много. Поэтому давайте попробуем разобраться, как же вычислить имитатора бурной деятельности в вашем офисе.
Зачем имитировать работу?
Казалось бы, что тут непонятного? Человек имитирует бурную деятельность для того, чтобы получать заработную плату, при этом не напрягаясь. Отчасти это верно. Однако стоит задуматься также над тем, что изображая из себя стахановца и создавая имидж постоянно занятого труженика, сотрудник тратит массу энергии и сил, которые мог бы направить на реализацию задач, которые перед ним поставлены.
1. Одна из распространенных причин, почему человек имитирует бурную деятельность на работе — это низкая мотивация. Вероятно, человек не видит для себя перспектив в компании, и ему совершенно не интересно то, чем он должен заниматься.
2. Сотрудник просто не обеспечен необходимым объемом работы. Бывает и так, что работодатель нанимает излишнее количество сотрудников, и работы на всех просто не хватает. Естественно, напрямую говорить об этом вряд ли кто-то будет, ведь начальнику может прийти в голову просто сократить штат. А сотруднику абсолютно не выгодно терять место, где ему исправно платят зарплату, при этом не перегружая работой.
3. Заработная плата сотрудника фиксирована и никоим образом не меняется от качества выполнения должностных обязанностей. Например, если продавец получает одинаковую зарплату, в независимости от того, обслуживает он 20 или 50 клиентов в день, естественно, никаких причин стараться у него не будет.
4. Человека нагружают обязанностями, которые не входят в рамки его компетенции. Естественно, редкий сотрудник пожелает выполнять чужую работу. Тем более, если дополнительные обязанности никак не скажутся на его заработной плате.
5. Тотальный контроль и недоверие со стороны руководителя также заставляет сотрудника все время притворяться ужасно занятым. Когда начальник в каждом работнике изначально видит лодыря и лжеца, в конце концов, коллективу надоедает доказывать, что это не так, и вместо плодотворной работы люди начинают имитировать бурную деятельность.
6. Когда талантливый сотрудник видит, что на повышение постоянно идут менее даровитые коллеги, ему в голову неизбежно приходит мысль о том, что его не ценят. А зачем стараться, когда твои труды все равно никто не оценит?
7. Отсутствие внимания и обратной связи со стороны работодателя порой заставляет человека искать способы выделиться на фоне коллег. Однако не все способны заслужить внимания руководства реальными трудовыми достижениями. А вот, изображая постоянную занятость и выказывая осведомленность во всех делах компании, многие добиваются своей цели. Причем зачастую поддержание имиджа порой заставляет отвлечься от непосредственной работы.
Признаки имитации бурной деятельности
1. Непомерная суета. Вы ни разу не видели, чтобы сотрудник пребывал в покое. Если он куда-то направляется, он передвигается либо быстрым шагом, либо даже бежит.
2. Излишняя активность. Человек говорит быстро, фонтанирует идеями, суетится, раздает коллегам советы налево и направо, выказывает полную осведомленность во всем, что происходит в компании.
3. Рабочее место сотрудника представляет из себя не то форменный бардак, не то странно организованную систему. С одной стороны, на столе развалено множество бумаг, в которых сотрудник неустанно роется. С другой же стороны, монитор компьютера чуть менее, чем полностью, залеплен цветными стикерами, на которых перечислены грядущие задачи. Это делает рабочее место более солидным. Невооруженным взглядом видно: человек весь в делах. Даже прибраться на столе некогда.
4. Человек выглядит всегда очень усталым, раздраженным. Его слегка неряшливый вид будет красноречиво говорить вам о том, что у сотрудника совершенно нет времени заняться своим внешним видом, так как он полностью поглощен работой.
5. Сотрудник может полдня с задумчивым видом смотреть в монитор, но как только вблизи проходит начальник, он судорожно начинает сворачивать окна браузера.
6. Человек приходит на работу раньше времени, а уходит самым последним.
7. Сотрудник практически постоянно берет работу на дом, покидая офис с внушительной стопкой бумаг.
8. Работник всеми силами старается дать понять коллегам, что работает и в неурочное время: задает профессиональные вопросы по по ночам, в выходные и в праздники, тем самым давая понять, что 8 часов работы для него — не предел.
Естественно, все вышеперечисленные признаки могут выдавать не только имитатора, но и самого настоящего трудоголика, который действительно работает и день, и ночь. Однако описанное поведение у трудоголика сопровождается более чем конкретными профессиональными достижениями.
Кроме того, если спросить действительно в поте лица трудящегося человека, что он делает прямо сейчас, он ответит более чем конкретно. Тот же, кто бурную деятельность лишь имитирует, несмотря на видимое усердие не может похвастаться выдающимися трудовыми показателями, а на вопрос о текущей работе отвечает расплывчато, пытается сменить тему или перевести внимание на другие вопросы.
Что делать, если имитатор есть в вашем коллективе?
Если вы обнаружили, что один или даже несколько ваших работников имитируют бурную деятельность, у вас есть несколько вариантов. Первое, что хочется сделать — это, конечно, расправиться с лодырем, оштрафовав или даже уволив его. Это один из наиболее очевидных вариантов. Однако стоит ли это делать? Попробуйте проанализировать, насколько полезен вашей компании сотрудник. Также вспомните, всегда ли его характеризовало подобное поведение.
Если со дня прихода в фирму человек только и делал, что суетился, а реальных успехов в его труде не так-то и много, можно задуматься об увольнении. Вызовите сотрудника на разговор. Перечислите ему список его реальных заслуг и сравните с количеством поставленных задач. Выясните, почему ваши поручения не выполняются и дайте 2-3 месяца на исправление ситуации. Если по окончании этого периода ничего не изменится, увольняйте.
Если же ситуация такова, что изначально на работу к вам пришел перспективный и талантливый работник, готовый трудиться и развиваться, а через какое-то время энтузиазм утих, придется выяснить, в чем причина подобного спада. Возможно, сотрудник недоволен условиями работы, плохо мотивирован или не обеспечен нужным объемом работы. Откровенный разговор наверняка поможет решить разногласия и вернуть человеку уверенность в том, что его работа ценится. А если этот разговор будет подкрепляться действиями с вашей стороны, направленными на улучшение условий, вскоре вы вновь получите лояльного работника, показывающего высокие результаты.
Еще одна причина, по которой человек больше притворяется, чем работает, может заключаться в том, что он элементарно устал. Отправьте его в отпуск. Часто это помогает.
Как предотвратить имитацию бурной деятельности в коллективе?
1. Не забывайте мотивировать работников.
2. Четко определяйте рамки полномочий каждого сотрудника.
3. Ясно формулируйте цели, задачи, результаты и сроки выполнения той или иной задачи. Также не забывайте упомянуть, какое вознаграждение ждет работника, если он успешно справится (премия, повышение и др.)
4. Не оставляйте успехи сотрудников без внимания. Поощряйте их.
5. Задачи и сроки выполнения работы формулируйте в письменной форме (по электронной почте или же в интернет-мессенджерах.) Это исключит такие причины невыполнения вашего поручения, как «я забыл» или «вы не говорили».
6. Интересуйтесь делами и текущим настроением подчиненных. Это позволит вам своевременно реагировать на их нужды.
7. Контролируйте выполнение своих поручений. Устраивайте периодическое подведение итогов работы отделов и каждого отдельного сотрудника. Но не переусердствуйте с отчетностью. Если вместо работы сотрудник будет вынужден ежедневно заполнять длиннющие отчеты, это приведет его к мысли, что вы не доверяете ему. Кроме того, излишнее документирование еще никого не осчастливило.
В целом, если имитация бурной деятельности стала повальным явлением в вашей организации, значит пора пересмотреть свои взгляды на кадровую политику и управление предприятием.
Корпоративная терминология: обитатели офиса
1. Генеральный директор (он же гендир, ГД, генеральный, главный, первое лицо)— альфа-самец, пример для подражания, источник мудрости, цитат и искрометного юмора, часто алкоголик, спортсмен и йог. Когда напивается на корпоративах начинает называть себя CEO. Боится акционера и силовиков. Окружён свитой Замов, которые им манипулируют в своих целях, из за этого он часто не понимает реальную картину мира, и не знает компанию которой руководит. Имеет не меньше трёх любовниц в офисе, по одной в каждом региональном филиале, и не менее двух внебрачных детей. Крепкий семьянин. Любит вино на людях, а сам в домашней энотеке пьет водку. Летает на отдых в собственный дом в Испании, но на работе говорит, что едет дикарём на Енисей. Больше всего на свете ждёт бонуса по итогам года, и получает его даже если компания не приносит прибыли. Любит издеваться над замами потехи ради.
13. Начальник отдела продаж (продажник, коммерс)— носит бороду из барбер шопа, всегда в тонком галстуке, худой, но с небольшим пивным животом. Понимает что деньги приносит в компанию только он и его отдел, поэтому легко пререкается с замами, но те не могут его уволить, потому что некому будет продавать. На работу ездит на подержанной Киа, хотя держит дома пару новых немцев. Ненавидит безопасника, который за ним следит, и с которым приходится делится. Всегда перевыполняет план, потому что ставит планы своим подчиненным выше чем стоят у него. Любим всеми молодыми женщинами офиса, носит татуировку с признанием любви к своим детям. Коммуникабелен, когда выпьет громко хохочет и матерится. Мечтает стать замом. Читает биографию Джобса и РБК, по пятницам пьёт с сотрудниками отдела в соседнем баре, любит казино и ставки. Во втором браке с бывшей коллегой, имеет много разных детей. Мастер презентаций и составления отчётов. Склонен к нарциссизму. Из за постоянно контакта с людьми, их ненавидит. В отпуск летает в Тайланд и Доминикану. Ненавидит тренинги. Часто футболист. Курит айкосы и кальяны. В долгах, но этому рад.
Ну вот как то так, получилась забавная трилогия про корпорации. В следующей части продолжим про клиентов, надзорные органы, подрядчиков и т.п.
Хороших выходных и пишите ещё типажи офисные, которые я несправедливо не осветил!
12 психологических терминов, значение которых ты должен знать
«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
1. Эмпатия
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
2. Прокрастинация
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
3. Фрустрация
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
4. Амбивалентность
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
5. Инсайт
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
6. Конформизм/нонконформизм
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
7. Катарсис
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
8. Ригидность
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
9. Ассертивность
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
10. Обсессия
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
11. Локус контроля
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
12. Интроспекция
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Вечно занятый или действительно продуктивный: к какому типу работника принадлежите вы
Быстрый темп современной жизни диктует людям свои условия. Мы постоянно заняты, у нас совсем нет свободного времени. Мы рано уходим из дома и поздно возвращаемся, перекусываем на ходу. Мы торопимся, пытаемся не отставать от графика, ничего не успеваем. Все это ведет нас не к успеху, а к стрессу и депрессии. Что же нужно для того, чтобы повысить свою продуктивность без угрозы для здоровья и психики?
Занятость и продуктивность: в чем разница
В психологии принято различать продуктивных и вечно занятых людей. В чем же заключается разница между ними?
Вечно занятый человек не боится работы. У него масса дел, он готов трудиться 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Однако все его усилия, направленные на достижение результатов, оказываются тщетными. Такой человек ничего не успевает и ни с чем не справляется. Его дела никогда не заканчиваются, их становится все больше и больше.
Продуктивный человек – тот, кто все делает хорошо и своевременно. Он работает меньше, чем вечно занятый тип. При этом он успевает справиться с большим объемом задач. Ему не составляет труда выделить время для того, чтобы отдохнуть и расслабиться.
Вечно занятые люди
Вечно занятый человек – не тот работник, за которым гоняются менеджеры по найму. Он любит составлять длинные списки дел, в которых значатся даже мелочи вроде покупки канцелярских принадлежностей и заправки картриджа. Он рассматривает различные способы справиться с той или иной задачей, пытается найти идеальное решение. Он постоянно назначает встречи, делает телефонные звонки, проводит собрания.
Кажется, что такой трудолюбивый человек просто обязан быть успешным, но все обстоит совсем не так. Он тратит на свою работу гораздо больше времени, чем это необходимо. Он плохо справляется даже с повседневными задачами, не говоря уже о масштабных делах.
Продуктивные люди
Продуктивный человек – работник, о котором можно только мечтать. Он ставит перед собой конкретную задачу, разрабатывает план ее достижения и приступает к его осуществлению.
Продуктивный человек не станет тратить свое время в пустую. К примеру, он не включает в свой план напоминание о необходимости позвонить кому-то. Он просто делает это, чтобы затем сконцентрироваться на действительно важных делах. Такой работник не станет тратить уйму времени на поиски идеального решения. Он просто будет слегка корректировать свой план в процессе его реализации.
Как стать продуктивным
Повысить свою продуктивность при желании может каждый. Советы, приведенные ниже, помогут справиться с этим.
Все в ваших руках
Помните о том, что вы всегда можете измениться. Стать продуктивным работником легко. Необходимо только захотеть этого и предпринять шаги в этом направлении.