как назвать все то что окружает живой организм в природе
Среда обитания
Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:
Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.
В ООН создана специальная организация — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды ООН установила Всемирный день окружающей среды.
См. также
Литература
Афанасьев В. Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. — М: Изд. полит. л-ры, 1986.
Тест по биологии для 5 класса по теме «Среды обитания организмов»
Тест по биологии для 5 класса «Среды обитания организмов»
Часть А. Выбрать один верный ответ.
1.Как назвать всё то, что окружает живой организм в природе
1)климат 2)почва 3)среда обитания 4)местонахождение.
2.Как называется свойство почвы, обеспечивающее растения питательными веществами и влагой
1)перегной 2)плодородие 3)структура 4)влагоёмкость.
В1.По описанию определите среду обитания организмов
А)У организмов этой среды хорошо развиты наружный и внутренний скелет, температура может резко меняться, поэтому организмы имеют многочисленные приспособления(шерсть, перья, чешуйки)………….
Б) У обитателей этой среды обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников или ласт, в этой среде нет резких колебаний температуры…………..
В) Организмы живут в постоянных условиях, поэтому происходит утрата органов и даже систем, так как в этой среде нет конкуренции…………..
Г) В этой среде нет резких колебаний температуры, имеется недостаток кислорода, конечности роющего типа, органы зрения редуцированы……………
В2.Задание на соответствие. Распределите организмы по средам их обитания.
Организмы Среды обитания
Б ) медуза 2.Наземно-воздушная.
Г) кит 4. Организменная.
З) паразитические черви
Ответы на тест «Среды обитания организмов»
Часть А. Выбрать один верный ответ.
В2 . 1-ж 2-в, д, ё 3- а, б 4- е, з
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-970421
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение
Содержание:
Среды обитания организмов
Организмы существуют не изолировано, а в тех или иных средах обитания. Как с окружающей природой, так и друг с другом живые существа взаимосвязаны. Организмы не только изменяются под воздействием природных факторов, но и сами изменяют окружающий мир. Среда обитания изменяет организм, формирует совокупность его признаков, обеспечивает жизнедеятельность в определенных условиях.
Среда обитания — окружающая природа, в которой проживают организмы:
Некоторые организмы обитают только в одной среде (морской окунь живет исключительно в водной стихии). Другие живут в двух средах одновременно, как растения, которые закрепляются корнями в почвенном субстрате, а наземной частью прорастают в воздушную среду.
Есть и такие представители растительного мира, которые освоили сразу три среды, например прибрежная растительность, которая обитает в почве, воде и воздухе. Паразитические организмы избрали в качестве среды обитания другой живой организм.
Разнообразие живых и неживых организмов, взаимодействующих между собой, обменивающихся веществами, называется экосистемой. Приспособленность видов к условиям существования происходит непрерывно.
Анатомические приспособления представляют собой формирование конечностей, органов, систем, которые помогают приобрести свойства, полезные в той или иной среде обитания.
Физиологические изменения происходят внутри организма, или осуществляются как ответ на внешние природные факторы, с целью улучшения выживаемости вида или отдельной особи.
Биологический прогресс — результат успеха в борьбе за существование, показатель приспособленности вида. Его признаки: высокая численность, широкий ареал и увеличение числа систематических групп.
Наземно-воздушная среда обитания
Расселяясь на суше, животные и растения постепенно приспосабливались к наземно-воздушной среде обитания. У растений появилась механическая и проводящая ткань, хорошо развитая корневая система.
Воздушная среда характеризуется значительным количеством кислорода, энергии Солнца, но в ней зачастую не хватает влаги. Поэтому, обитатели засушливых мест имеют специальные приспособления для добычи, запасания и экономной траты драгоценной влаги. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.
Водная среда обитания
Температурные колебания в воде незначительные. Температура здесь меняется меньше, а кислорода, растворенного в воде, зачастую бывает недостаточно.
Обитатели водоемов используют для дыхания растворенный в воде кислород, при помощи жабр они извлекают его из воды. Некоторые представители водной фауны имеют дыхательную трубку, воздухозаборники, пузырь.
Тело у водных организмов имеет обтекаемую, иногда сплюснутую с боков форму.
Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих сил эволюции.
Водные организмы, входящие в состав планктона, имеют пониженную удельную плотность. Они свободно парят в водяной толще и сопротивляются давлению воды.
Формирование окраски водных организмов продиктовано распределением света и тени под водой.
Почвенная среда обитания
На первый взгляд может показаться, что в почве обитает меньше организмов, чем в других средах. Но это не так, почва кишит живыми существами. Здесь живет огромное количество дробянок, одноклеточных организмов, нематод и кольчатых червей, насекомых, моллюсков.
Из крупных представителей почвенной среды самые распространенные и многочисленные – кроты и слепыши. Слепыш —представитель травоядных, достигает длины тела 35 см. Крот — хищник, питается в основном личинками насекомых и дождевыми червями. Размеры его тела вдвое меньше, чем у слепыша.
Живой организм как среда обитания
Паразиты в качестве среды обитания используют живые организмы. В ходе эволюции паразиты приспособились к жизни в организме хозяина. У них редуцирована пищеварительная система, органы чувств, ведут неподвижный или малоподвижный образ жизни. Половая система развита хорошо, распространено явление гермафродитизма.
Экологические факторы
Среда обитания – это то место, где живет организм. Все живое имеет взаимосвязи между собой и с природой в целом. Организмам нужен свет, вода, тепло. Наличие этих факторов превращает окружающее пространство в среду жизни. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую, саморегулируемую систему.
Экологические факторы – это те условия, что оказывают влияние на жизнедеятельность организмов на протяжении онтогенеза.
Жизнь существ находится в зависимости от изменяющихся факторов, к которым растения и животные приспосабливаются постоянно.
Животные заселили все среды: наземно-воздушную, почвенную, водную.
Без воды, воздуха, света невозможно существование живого. Так, вода является веществом, обеспечивающим протекание таких процессов жизнедеятельности, как перенос питательных веществ в живых организмах.
Свет нужен растениям для синтеза органических веществ из неорганических. Автотрофы способны синтезировать органику при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Такие организмы называют продуцентами, они стоят в самом начале пищевой цепи.
Без воды не возможно протекание процессов внутри организмов. Кислород животные и растения получают из воздуха, он необходим для дыхания, окислительных процессов. Углекислый газ также содержится в атмосферном воздухе, без него невозможен фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества в зеленых растениях.
Недостаток одного экологического фактора нельзя компенсировать обилием другого.
Живые организмы подстраиваются под факторы окружающей среды, многие животные перемещаются в поисках благоприятных условий. Именно поэтому животные ограничены в росте, активней реагируют на изменения окружающей среды.
Абиотические факторы
Окружающая природа постоянно влияет на организм, формирует, усовершенствует его. Все, без исключения, организмы адаптируются к воздействию различных факторов в ходе естественного отбора в процессе эволюции.
Факторы неживой природы:
Распространение организмов определяется взаимодействием этих факторов на определенных территориях.
Вода регулирует распределение численности особей, как по всему земному шару, так и в рамках ареалов обитания. Она жизненно необходима для протекания обменных процессов, для терморегуляции, транспорта веществ. Кроме того, для множества видов вода – это стихия жизни.
Биотические факторы
Биотические факторы – это факторы живой природы, влияющие на жизнедеятельность организмов. Их влияние выражено во взаимодействии одних организмов с другими.
Один из примеров влияния растений друг на друга – аллелопатия, явление угнетения одного растения другим.
Взаимоотношения между представителями разных таксономических единиц, различны: некоторые бывают полезными, другие вредными.
Растение паразит – заразиха. Паразитирует на подсолнечнике.
Живые компоненты экосистем представлены автотрофами и гетеротрофами.
Автотрофные организмы не нуждаются в органической пище, они сами синтезируют ее при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Их называют продуцентами.
Гетеротрофные организмы нуждаются в органической пище. Они потребляют вещества, синтезированные зелеными растениями, водорослями.
В каждой экосистеме присутствуют и редуценты, разрушающие органические вещества. Их задача – переработка, расщепление отмерших останков растений и животных. Все компоненты биосистемы связаны друг с другом, обмениваются веществами, энергией, формируя круговорот веществ и энергии в природе.
Существование экосистем предполагает обмен энергетическими потоками, первым звеном в котором, являются автотрофные организмы, продуцирующие органику.
Солнечная энергия является лимитирующим фактором всей этой системы. Климатические факторы выступают в роли регуляторов в системе преобразования веществ и энергии. К этим факторам следует отнести температуру среды обитания, влажность, давление, освещенность, перемещение масс воздуха. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую устойчивую систему.
Антропогенный фактор
Воздействие человечества на природу является мощным фактором, изменяющим экосистемы. Хозяйственная деятельность людей до неузнаваемости меняет среду обитания множества видов, приводит к сокращению численности популяций, а иногда к исчезновению отдельных видов.
Биологическое разнообразие, как следствие продолжительной эволюции растительного и животного мира, одна из основных причин его устойчивости и стабильного развития. Оскудение экосистем, снижение количества отдельных особей и популяций могут непоправимо изменить систему биотических и абиотических взаимосвязей, которые определяют разнообразие жизни.
Приспособления организмов для жизни в различных условиях
Адаптационные приспособления определяют особенности химического состава, внешнего вида, строения, обеспечивающие выживание, развитие и размножение видов в тех или иных условиях. Приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания могут все живые существа.
Значение приспособлений
У растений, развивающихся в условиях дефицита освещения, приспособления имеют противоположный характер.
Приспособление к жизни в условиях дефицита воды проявляется в накоплении жировой ткани, которая при расщеплении высвобождает молекулы воды. Появление плотных покровов, предотвращающих испарение влаги с поверхности тела – особенность живых организмов, адаптировавшихся к условиям сухого климата.
Таким образом, адаптации к биотическим факторам чаще всего проявляются в изменении химического состава, строения и поведенческих реакций живых организмов. Окружающая среда наносит отпечаток на внешний вид и строение, который проявляется в адаптациях, способствующих выживанию видов. Представители различных таксономических единиц, проживающих в одинаковых условиях, формируют сходные приспособления.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 1 Живая и неживая природа – единое целое
Стр. 8. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое вещество и физическое тело?
Веществом называют форму материи определенного состава, которая состоит из атомов, молекул, ионов и других частиц. Например, вода, алюминий, углекислый газ.
Физическим телом называют все то, что имеет форму, массу, занимает определённый объем и отделено от других тел внешней границей. Например, вода в стакане – это жидкое физическое тело, а воздух в шарике – это газообразное физическое тело. Кристаллики сахара – это твёрдые физические тела.
№ 2. Что такое химический элемент? Что такое атомы и молекулы?
Химическим элементом называют совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и число протонов, совпадающее с порядковым номером в таблице Менделеева.
Атомы – это мельчайшие химически неделимые частички вещества. Это частички химического элемента, которые являются носителями его свойств.
Молекулы – это наименышие частицы вещества, которые определяют его свойства и способны к самостоятельному существованию. Молекулы строятся из атомов.
№ 3. Какие оболочки Земли вам известны?
Мне известны такие оболочки Земли:
Земная кора – это твердая, каменная оболочка, которая состоит из горных пород и минералов;
Биосфера – это оболочка, которая является средой обитания всех живых организмов, «сфера жизни»;
Гидросфера – это водная оболочка;
Атмосфера – это воздушная оболочка.
Стр. 12. Вопросы после параграфа
№ 1. Почему сложно дать определение понятия «жизнь»?
Определение понятию «жизнь» дать довольно сложно, потому что для всех живых организмов на нашей планете характерным является наличие конкретных признаков, которые несвойственны неживым системам. Но в то же время среди всех этих признаков нельзя выделить один, который бы отмечался только у живых организмов. К примеру, рост характерен как для растений и животных, так и для минералов, являющихся неживыми предметами. Поэтому грань между живым и неживым условна, а потому более точно понятие «жизнь» можно определить перечислением качеств, которые отличают его от понятия «нежизни».
№ 2. В чем заключается различие химической организации тел живой и неживой природы?
Различие химической организации тел живой и неживой природы состоит в том, что тела живой природы почти на 98% состоят из таких элементов, как кислород, азот, углерод и водород. А вот тела неживой природы могут состоять как из других веществ, так и из одного из перечисленных – тех, что есть в составе тел живой природы. Более того, все вещества, свойственные телам живой природы, могут отсутствовать в составе тел неживой природы.
Кроме того, практически все тела живой природы, за исключением вирусов, имеют клеточное строение.
№ 3. Каковы основные свойства живых тел природы (признаки живого)?
К основным свойствам живых тел природы относятся: движение, рост и развитие, обмен вещество, размножение.
№ 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
У живых организмов обмен веществ осуществляется благодаря питанию, дыханию и выделению продуктов обмена. В неживой природе также есть подобные процессы, но происходят они по иным причинам. Например, горение дров обеспечивается благодаря кислороду из воздуха. Результат горения – образуется тепло или энергия, а выделяется углекислый газ и прочие вещества.
№ 5. Какова роль живого в природе?
Все живые организмы на нашей планете участвуют в обмене веществ и потоке энергии. Они испытывают на себе воздействие, как внешней среды, так и других организмов, а также сами оказывают влияние на окружающую их среду и другие организмы. В результате таких взаимосвязей формируются природные сообщества живых организмов, которые состоят из разных видов. Образование таких сообществ происходит постепенно, а виды, составляющие их, определяются разными закономерностями.
В биогеоценозе виды между собой вступают в территориальные и пищевые связи, конкурируют друг с другом. Например, растения являются пищей для насекомых, травоядных животных, птиц. Они также извлекают воду и минеральные вещества из почвы, синтезируя органические вещества и выделяя пары воды и кислород, который жизненно необходим всем остальным живым организмам. Помимо пополнения атмосферы кислородом, растения оказывают влияние на водный режим, образование почвы, состояние климата и создают органику нашей планеты.
Грибы, бактерии и животные, потребляя органические вещества, перерабатывают их, разлагают и возвращают в окружающую среду. Таким образом, они участвуют в биологическом круговороте веществ.
Стр. 12. Подумайте
№ 1. Почему мы можем утверждать, что живая и неживая природа представляет собой единое целое?
Потому что существование живой природы отдельно от неживой невозможно. Во-первых, неживая природа является средой обитания для организмов живой природы. Например, растения растут из почвы, обогреваются солнцем, получают углекислый газ, который не только запускает процесс питания в них, но и наполняет его жизненной силой. При помощи воды или ветра разносятся семена растения, которые нужны для размножения.
Еще один пример – утка, которая живёт в зарослях камышей, строит там гнездо, а значит, связана не только с объектами неживой природы, но и с объектами живой природы – растениями. Она добывает пищу в воде, что подтверждает еще раз ее связь с неживой природой. Летает при помощи ветра, а определяет путь благодаря солнцу и звездам. Это является прямым доказательством того, что живая и неживая природа – это единое целое.
№ 2. Как раздражимость проявляется у человека? Приведите примеры.
Раздражимость – это способность живого организма реагировать на воздействия факторов окружающей среды изменением своих физиологических и физико-химических свойств.
У человека раздражимость проявляется по-разному, в зависимости от силы раздражителя. Например, если человек дотрагивается до горячей посуды пальцем, то через мгновение он отдергивает руку к себе. При резком воздействии света человек прищуривает глаза. А при появлении слишком громкого звука он может испугаться, стараться закрыть уши. Также раздражимость у человека может проявляться агрессией, страхом и т.д.
Стр. 14. Задание для любознательных. Выращивание кристаллов
В насыщенном растворе поваренной соли образуются и растут кристаллы. Чтобы убедиться в этом, проведите опыт.
Необходимое оборудование: поваренная соль без добавок, вода (дистиллированная или бутилированная), чистая стеклянная ёмкость (стакан или банка), ложка или деревянная палочка для перемешивания раствора, леска, бумажные салфетки, фильтровальная бумага или марля, лак для покрытия готового соляного кристалла.
Ход работы
1. В стеклянной ёмкости приготовим насыщенный солевой раствор из 100 мл горячей воды и 40 г соли (рис. 4, А). Даем жидкости остыть и отфильтруем её с помощью фильтровальной бумаги или свёрнутой в несколько слоёв марли.
2. К леске прикрепляем кристаллик соли и опускаем в приготовленный соляной раствор так, чтобы он не касался дна. Если кристаллика соли нет, используем небольшой пластмассовый предмет. Другой конец лески привязываем к перекладине, которая шире горлышка стеклянной ёмкости. Роль перекладины может выполнять карандаш, ручка или деревянная палочка. Перекладина будет фиксироваться на ёмкости с раствором, чтобы кристаллик на леске был в подвешенном состоянии (рис.4,Б).
3. Накрываем полученную конструкцию салфеткой или тканью и ставим в тёмное место при комнатной температуре. Исключаем встряхивание и передвижение ёмкости.
4. По мере роста кристалла содержание соли в окружающей его жидкости будет уменьшаться. Для того, чтобы вырастить крупный кристалл, то раз в неделю нужно добавлять в ёмкость крепкий соляной раствор.
5. Когда кристалл вырастет до необходимых размеров, вынимаем его из жидкости и осторожно промокнем мягкой тканью. Покрываем хрупкий кристалл бесцветным лаком для придания дополнительной прочности (рис.4,В).
6. Регулярно записываем и фотографируем свои наблюдения. Оформляем их и представляем в классе. Примерно через 3 недели кристалл увеличился до размера фасоли. А еще через 4 недели диаметр камня достиг 4 см. Выращенный кристалл из соли полупрозрачный, твердый, отличается повышенной прочностью:
Вывод:
В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что поваренная соль состоит из мелких кристаллов. При соприкосновении с водой они постепенно растворяются в ней. Но, когда вода начинает испаряться, кристаллы снова образуются, формируя камень необычной формы. Чем лучше отфильтрован солевой раствор, тем выше вероятность вырастить кристалл большого размера.