как называется эффект когда постоянно видишь то о чем думаешь
Феномен Баадера-Майнхофа: если вы что-то узнали, то вероятнее всего, скоро опять об этом услышите
Вы, возможно, слышали о феномене Баадера-Майнхофа раньше. Возможно даже, вы слышали об этом совсем недавно. Если нет, то, скорее всего, очень скоро снова услышите. Феномен Баадера-Майнхоф заключается в том, что услышав или узнав единожды что-то вам неизвестное, вы очень скоро снова наталкиваетесь на ту же информацию, которая была в общем доступе и до этого, однако до вас не доходила. И часто не единожды. Фраза, «так странно, я совсем недавно слышал об этом», собственно, определяет наличие феномена.
Большинство людей сталкиваются с этим феноменом по крайней мере несколько раз в жизни, тогда как другие сталкиваются с этим настолько регулярно, что уже ждут повторных поступлений новой информации. Но какова причина феномена? Есть ли какой-то скрытый смысл за феноменом Баадера-Майнхофа?
Явление имеет некоторое сходство с синхронностью, что является переживанием многих совпадений. Вроде того, как стоит вам подумать о том, где тот или иной человек, или что надо бы ему позвонить, как от него раздаётся звонок. Оба этих явления вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения. В обоих случаях часто вспоминается судьба, когда кажется, существует механизм, определяющий что должно произойти. как будто мы наблюдаем кость домино, которой суждено упасть в ряду событий, находящихся вне нашего контроля.
Несмотря на убеждение науки, что мы сами вызываем частые совпадения, что-то подсказывает, что такое объяснение будет недостаточным. Наш опыт показывает, что частое столкновение с ранее неизвестной информацией происходит слишком точно и часто, чтобы объясняться вот так просто. Но наблюдение само по себе крайне несовершенно, и нельзя ему полностью доверять.
Причина в том, что наш разум находится в плену готовых установок в отношении паттернов (pattern здесь: тенденция; прим. mixednews.ru). Наш мозг является превосходным инструментом распознавания паттернов, эта особенность очень полезна для обучения, но также ведёт к тому, что мозг придаёт важное значение малозначимым событиям. Учитывая ту бомбардировку из имён, слов и идей, которым человек подвергается ежедневно, неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности. Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которая больше не повторяется, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.
На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору паттернов… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие. Короче говоря, паттерны являются в некотором роде привычкой восприятия.
Но когда мы слышим имя или факт, о котором слышали буквально вчера, то нам кажется что это нечто большее, чем просто совпадение. Это происходит потому, что феномен усиливает эффект новизны, когнитивное искажение, которое усиливает важность предыдущего наблюдения. Это в свою очередь увеличивает будущую внимательность относительно определённого факта, когда мы снова столкнёмся с ним в скором времени.
Почему феномен получил такое название точно неизвестно. Возможно кто-то изучал немецкие группировки городских партизан, в частности «Красные бригады» Баадера-Майнхофа, и затем через короткое время снова о них услышал.
Но как бы ни назывался феномен, можно сказать с уверенностью, что феномен Баадер-Майнхоф своей магией и таинственностью разбавляет косную и скучную науку, и её зловещую когорту: факты. И если вы никогда не слышали об этом феномене раньше, ждите следующего о нём упоминания в течение следующих нескольких дней.
Феномен Баадера – Майнхоф: что это и как он работает
Бывало ли у вас, например, такое: вы узнавали новое слово на иностранном языке и оно тут же начинало попадаться вам в самых разных текстах? Или такое: после прочтения статьи о чем-либо новом для вас вы понимали, что эта тема поднимается буквально везде? Что это – совпадение? Скорее, эффект Баадера – Майнхоф он же иллюзия частотности.
Что такое феномен Баадера – Майнхоф?
Феномен или эффект Баадера–Майнхоф — это когнитивная ошибка, касающаяся восприятия информации: когда вы узнаете что-то новое, то в скором времени начинаете сталкиваться с этим в совершенно разных ситуациях и в разных источниках. Под информацией в данном случае понимается все что угодно, о чем вы можете узнать: сведения о чем-либо, факты, слова на иностранном языке, сюжет из жизни/сериала и т.д.
Также этот эффект можно описать так: если вы узнаете что-то новое и эта информация встречается вам где-либо еще через непродолжительное время, то вам начинает казаться, что она в принципе используется очень часто. Описывая свои ощущения, некоторые даже используют формулировку, будто новая информация их преследует.
Нечто похожее происходит, скажем, когда девушка хочет купить новые сапоги – и замечает на улице, в магазине, в журналах множество прекрасных моделей. Кажется, они везде! Так и с феноменом Баадера – Майнхоф. Новое слово, которое вы узнали (неважно, на родном языке или иностранном), начинает встречаться на каждом шагу. А может, друг рассказал вам о стоящей перед ним моральной дилемме? И тут вы видите, что фактически этот же вопрос поднимается в сериале, который вы смотрите, и в книге, и в статье в ежедневной газете, да и на работе говорят о чем-то похожем…
Почему так происходит?
Данный эффект говорит об избирательности нашего внимания и восприятия. Если не брать во внимание какие-либо сенсации или темы, которые действительно освещаются сразу во всех новостях (а такие случаи этим феноменом не описываются), то средняя частотность использования той или иной информации не меняется от того, когда мы о ней узнали и узнали ли вообще. Однако нам так не кажется. Почему?
Одно из самых простых и логичных объяснений феномена Баадера – Майнхоф: наш мозг пытается понять, какая информация нужна и существенна, а какая нет. Каждый день мы сталкиваемся с множеством новых сведений, но далеко не все из них достойны запоминания. Мозг должен решить, что из всего этого обилия может пригодиться в дальнейшем. И здесь действует такая логика: если мы встречаемся с одними и теми же сведениями несколько раз, скорее всего, они важнее тех, с которыми мы столкнулись лишь единожды. Поэтому повторение в течение непродолжительного времени становится сигналом к тому, что информация может пригодится в будущем и ее не стоит сразу отбрасывать.
Именно поэтому на подсознательном уровне мы активно ищем вокруг шаблоны, паттерны, совпадения. А когда находим – заостряем на них внимание, как бы говоря себе: это важно. Феномен Баадера – Майнхоф дополнительно увеличивает ценность информации в наших глазах и заставляет еще раз обратить на нее внимание, переосмыслить ее.
Происхождение названия
Название когнитивных ошибок и других явлений часто связано с именами теми, кто их открыл или исследовал. Но в случае с феноменом Баадера – Майнхоф ситуация иная. Он носит имена Андреасе Баадере (Berndt Andreas Baader) и Ульрике Майнхоф (Ulrike Marie Meinhof) – это лидеры Фракции Красной Армии (террористической организации в ФРГ и Западном Берлине, функционировавшей в 1968-1988 годах). Считается, что такое название данному феномену было дано с легкой руки читателя газеты St. Paul Pioneer Press в городе Сен-Пол (США). В комментарии к одной из публикации читатель отметил, что за сутки дважды столкнулся с описанием данных лидеров.
Использование феномена Баадера – Майнхоф
Феномен Баадера – Майнхоф используется специалистами из сферы маркетинга, рекламы, пиара и других областей. Например, если в течение довольно короткого времени и посредством разных источников рассказать покупателям о новинке, акции и т.д., то они будут считать, что об данном товаре/предложении говорят все, а это наверняка подстегнет интерес аудитории.
Также иллюзия частотности применяется для вывода тех или иных тем в топ информационных обсуждений, для привлечения широкого внимания к какому-либо лицу или событию. При использовании этого феномена самое важное – заставить нас «правильно» встретиться с необходимыми сведениями: несколько раз, из разных источников и в течение непродолжительного времени.
Срежиссированная реальность: феномен Баадера-Майнхоф, при котором люди видят странные повторения
Часто случается так, что наш ум приковывает внимание к новым явлениям жизни. Представь: сегодня ты идешь на работу, по дороге узнал про новый вид кофе, который показался тебе очень приятным и уникальным на вкус. Ты хочешь поделиться находкой с коллегами, но когда приходишь в офис, то видишь на их столах точно такой же кофе. Может возникнуть странное ощущение, о котором мы сегодня поговорим. Royal Cheese узнал, какой эффект эксплуатирует маркетинг, расскажет, почему у этого феномена такое странное название, и поделится знанием о том, как феномен Баадера-Майнхоф используется в пропаганде.
Эффект, названный в честь банды
Название феномену дали медиа, когда газета «St. Paul Pioneer Press» в 1994 году опубликовала статью своего обеспокоенного читателя. Тот сообщил, что его знакомый в течение суток дважды слышал о ранее неизвестной ему леворадикальной организации Баадера-Майнхоф, которая на тот момент действовала в ФРГ и западном Берлине. На ее счету 34 убийства, серия банковских налетов, нападения на гражданские учреждения и высокопоставленных лиц. На момент публикации статьи в «St. Paul Pioneer Press» банда упоминалась в СМИ, но все же не так часто. Тем более, обратил внимание на странную ситуацию именно американский подписчик газеты, хотя беспорядки проходили в Германии. Позже в издание последовали сообщения от других читателей со схожей проблемой, но по другим темам.
Дело в том, что когда ты видишь что-то новое, будь то порода собаки, особая архитектура здания или слово, то начинаешь замечать это повсюду. Так появляются предпосылки к эффекту Баадера-Майнхоф. В общем-то, за неимением других названий было принято решение дать феномену имя радикальной организации.
Иллюзия частоты упоминаний
В 2005 году профессор Арнольд Цвики описал похожее искажение сознания словосочетанием «иллюзия частотности» или, если быть точнее, «иллюзия частоты упоминаний». Дело в том, что наш мозг может прицепиться к какому-нибудь атрибуту реальности, безжалостно его про себя подмечая. Пример: если какая-нибудь песня возглавляет топ-чарты, то это нормально, когда ты постоянно ее слышишь. Однако если песня непопулярная или, более того, старинная, то ее повторное упоминание в течение дня может вызвать у тебя странное ощущение. Поздравляю, ты в тисках феномена.
Цвики описал два проявления иллюзий частотности:
Иллюзия частотности имеет негативное влияние на судебную систему. В некоторых случаях этот эффект может сбить следователей с верного пути.
Как выявить эффект Баадера-Майнхоф
Представь, что твоя голова — это радиоприемник, и ты сам настраиваешь частоты. В обычном состоянии мы не уделяем внимание бытовым вещам, однако если явление жизни имеет «крючок», за который можно зацепиться, то это может привлечь тебя. Этим «крючком» станет характеристика явления: внешний вид, возраст, цвет, исторический бэкграунд или еще что. Вернемся к истории с бандой. Она была не настолько популярна, чтобы появляться в СМИ так часто, тем более в Америке. Человек, увидевший новость дважды за короткий промежуток времени, начинает напрягать свои извилины, и по итогу у него могут возникнуть мысли в духе: «Кто режиссирует мою реальность?» Как минимум, вероятно, возникнет странное, необъяснимое ощущение.
Другой пример проявления феномена, но более бытовой. Ты купил красную машину, чтобы выделиться из толпы. Довольный, ты выезжаешь на парковку, и тут случается нечто странное: почти все машины вокруг — красные. Поздравляю, у тебя возник эффект иллюзии частотности. Но правда в том, что никто не будет специально покупать машины, чтобы «стриггерить» тебя или нарушить твои планы. Люди не меняют свое расписание и не умеют видеть будущее, чтобы припарковаться на той стоянке, которую выбрал ты и твоя красная машина. В действительности мы зря волнуемся попусту. Мозг обманывает нас.
Как лечат Баадера-Майнхоф
Этот феномен не нуждается в серьезном лечении. Обычно эффект Баадера-Майнхоф безвреден и даже активно используется в рекламе. Дело в том, что чем чаще человек что-то видит, тем больше вероятность, что он это купит. Следовательно, пользу от этой странности активно эксплуатируют маркетологи и производители. Человеческое восприятие устроено таким образом, что мы считаем более важными вещи, которые чаще появляются в информационном пространстве. Кстати, этот прием активно использует пропаганда в формировании повестки дня. К примеру, в стране нехватка помидоров. Государство может запустить по каналам СМИ новости про хороший урожай огурцов. Эта повестка будет упоминаться чаще, и мы можем забыть про помидоры, «ведь огурцы важнее». Хотя по факту всем хочется помидоров.
Реальную проблему этот эффект представляет для научных исследований и людей с паранойей и шизофренией. В первом случае этот эффект может усугубить симптомы психологических расстройств, а когда нечто подобное происходит с ученым, который разрабатывает сложную теорию, то он может не устоять перед соблазном увидеть доказательства, подтверждающие ее. «А что? Ведь часто же встречается, а значит, теория верна» — в таком духе.
Кстати, информирование об этом феномене повышает частотность его появлений. Будь готов к нему и не теряй здравый рассудок. Ведь все хорошо — ты знаешь, как он работает.
Как называется эффект когда постоянно видишь то о чем думаешь
N3T-AЯT запись закреплена
Феномен Баадера-Майнхоф (Baader-Meinhof phenomenon; frequency illusion/частотная иллюзия) — искажение человеческого мышления, заключающееся в том, что после того, как человек приобрел некую новую информацию, она, как ему кажется, начинает появляться повсюду.
Название феномена придумал комментатор дискуссионной площадки St. Paul Pioneer Press в 1994 году, услышавший имя двух одних и тех же ультралевых немецких террористов в течение 24 часов. Позднее его исследовал профессор Стэнфордского университета Арнольд Цвики.
Иллюзия заключается в том, что, после того, как человек услышал о какой-либо новой вещи или идее, начинает казаться, что она появляется везде, чаще, чем это, казалось бы, должно быть. Происходит из-за того, что после того, как человек узнал о чем-то новом, его сознание начинает следить за упоминаниями, в результате чего вы замечаете это везде, где оно есть. Каждое появление вещи лишь закрепляет уверенность сознания в том, что она стала появляться повсюду.
Феномен Баадера-Майнхофа: если вы что-то узнали, то вероятнее всего, скоро опять об этом услышите
Вы, возможно, слышали о феномене Баадера-Майнхофа раньше. Возможно даже, вы слышали об этом совсем недавно. Если нет, то, скорее всего, очень скоро снова услышите. Феномен Баадера-Майнхоф заключается в том, что услышав или узнав единожды что-то вам неизвестное, вы очень скоро снова наталкиваетесь на ту же информацию, которая была в общем доступе и до этого, однако до вас не доходила. И часто не единожды. Фраза, «так странно, я совсем недавно слышал об этом», собственно, определяет наличие феномена.
Большинство людей сталкиваются с этим феноменом по крайней мере несколько раз в жизни, тогда как другие сталкиваются с этим настолько регулярно, что уже ждут повторных поступлений новой информации. Но какова причина феномена? Есть ли какой-то скрытый смысл за феноменом Баадера-Майнхофа?
Явление имеет некоторое сходство с синхронностью, что является переживанием многих совпадений. Вроде того, как стоит вам подумать о том, где тот или иной человек, или что надо бы ему позвонить, как от него раздаётся звонок. Оба этих явления вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения. В обоих случаях часто вспоминается судьба, когда кажется, существует механизм, определяющий что должно произойти. как будто мы наблюдаем кость домино, которой суждено упасть в ряду событий, находящихся вне нашего контроля.
Несмотря на убеждение науки, что мы сами вызываем частые совпадения, что-то подсказывает, что такое объяснение будет недостаточным. Наш опыт показывает, что частое столкновение с ранее неизвестной информацией происходит слишком точно и часто, чтобы объясняться вот так просто. Но наблюдение само по себе крайне несовершенно, и нельзя ему полностью доверять.
Причина в том, что наш разум находится в плену готовых установок в отношении паттернов (pattern здесь: тенденция; прим. mixednews.ru). Наш мозг является превосходным инструментом распознавания паттернов, эта особенность очень полезна для обучения, но также ведёт к тому, что мозг придаёт важное значение малозначимым событиям. Учитывая ту бомбардировку из имён, слов и идей, которым человек подвергается ежедневно, неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности. Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которая больше не повторяется, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.
На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору паттернов… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие. Короче говоря, паттерны являются в некотором роде привычкой восприятия.
Но когда мы слышим имя или факт, о котором слышали буквально вчера, то нам кажется что это нечто большее, чем просто совпадение. Это происходит потому, что феномен усиливает эффект новизны, когнитивное искажение, которое усиливает важность предыдущего наблюдения. Это в свою очередь увеличивает будущую внимательность относительно определённого факта, когда мы снова столкнёмся с ним в скором времени.
Почему феномен получил такое название точно неизвестно. Возможно кто-то изучал немецкие группировки городских партизан, в частности «Красные бригады» Баадера-Майнхофа, и затем через короткое время снова о них услышал.
Но как бы ни назывался феномен, можно сказать с уверенностью, что феномен Баадер-Майнхоф своей магией и таинственностью разбавляет косную и скучную науку, и её зловещую когорту: факты. И если вы никогда не слышали об этом феномене раньше, ждите следующего о нём упоминания в течение следующих нескольких дней.
Случалось ли с вами такое, что впервые узнаете о какой-то книге, и спустя уже некоторое время это название начинает вас, скажем так, преследовать? Точнее оно попадается вам на глаза в виде различной информации или о сюжете данного произведения, или о биографии ее автора, хоть вы этого ничуть не желали знать? Практическая психология называет такое явление, встречающееся в жизни каждого, как феномен Баадера-Майнхофа. Стоит отметить, что личности, в честь которой был назван такой синдром, не имеют ни малейшего отношения к психологической науке. Рассмотрим более детально данный феномен Майнхофа.
Эффект Баадера-Майнхофа: природа возникновения:
Многие психологические источники описывают этот феномен как ощущение, возникающее, когда индивид начинает обращать внимание на то, что ранее было ему неизвестным. Он сталкивается с новой информацией при различных условиях, которые, зачастую, не имеют взаимосвязи.
Интересно узнать, что название данного эффекта в основном имеет разговорный характер. Его происхождение зародилось в 1986 году, когда в американском штате Миннесота, в местной ежедневной газете была опубликована статья одного из ее читателей. В ней говорилось о том, что он как-то наткнулся на информацию о деятельности террористической немецкой группировки «Фракция Красной Армии», существовавшей в ФРГ в 1970-е годы (фильм «Комплекс Баадер–Майнхоф» повествует именно об их деятельности). Вскоре, говорилось в статье, читатель начал повсюду видеть что-то, касающееся этого объединения. Спустя некоторое время в редакцию газеты было прислано множество писем, в которых люди делились своими мыслями по этому поводу, выдвигая различные теории. В результате своей популярности, партизаны Баадер и Майнхоф, стали, своего рода, авторами этого явления.
Не будет лишним отметить, что и по сей день в газете «St. Paul Pioneer Press» есть колонка, в которой публикуются аналогичные, необычные истории.
Объяснение синдрому Баадера–Майнхофа:
Одна теория гласит, что человеческая память по своей природе довольно избирательна, а потому она надолго запоминает недавно выясненные и примечательные для нее факты различного характера. Так, иногда для людей только что полученная информация становится важнее той, что хранилась годами. В итоге, когда в вашем окружение что-то имеет общее с новым, недавно приобретенным багажом знаний, вы начинаете расценивать это явление, как нечто сверхъестественное. Если рассматривать эту позицию с точки зрения современных условий информационной нагрузки на человека, то становится понятным частое возникновение синдрома Баадера–Майнхофа.
Человек, иногда сам того не замечая, фиксирует в своей памяти все, что относится к недавно полученным знаниям. Иными словами, наше сознание занимается поисками всего, что связано с новыми для него названиями, понятиями и пр. Результат таких поисков: совершенно случайные совпадения обретают некий мистический смысл для личности.
Иная теория опирается в своих доводах на учения известного психолога Юнга. синдром баадера майнхофаТак, идеи каждого из нас имеют свое начало в коллективном сознании, а потому им свойственно давать о себе знать человеческому сознанию в определенный момент времени. Помимо этого объяснения, существует мнение, что имеется сильная взаимосвязь между открытиями новой информации для каждого человека. Этим объясняется одновременное открытие разными учеными или применение одинаковых художественных образов, как в литературе, так и искусстве в целом.
Есть у данной теории и опровергающая сторона. Социолог Таусенд – один из ее представителей. Объяснения Юнга относительно феномена он называет не иначе, как «мистический туман».
Комплекс Баадера — Майнхоф
«Комплекс Баадера — Майнхоф» (нем. Der Baader Meinhof Komplex, 2008) — драматический кинофильм режиссёра Ули Эделя, рассказывающий историю зарождения и становления Фракции Красной Армии. Лента основана на книге Штефана Ауста.
Сюжет:
События фильма охватывают промежуток времени с 1967 по 1977 годы. Фильм рассказывает о молодых людях, выступающих против политики США в различных частях мира, которую поддерживают реакционные немецкие политики, юристы и бизнесмены. Главные герои создали организацию под названием Фракция Красной Армии и начали многолетнюю террористическую кампанию против властей ФРГ. Было ранено и убито много людей. Президент Федерального ведомства уголовной полиции ФРГ Хорст Херольд пытается их понять, хотя и не принимает их действия. Он понимает, что в одиночку полиция не сможет остановить возникшую волну насилия.
Явление с таким труднопроизносимым именем было объявлено феноменом совсем недавно, в 1986 году, и получило своё название в честь участников немецкой партизанской группировки. Но ни Андреас Баадер, ни Ульрика Майнхоф не имеют абсолютно никакого отношения к данному феномену.
Явление это скорее из области практической психологии. Если не всех, то многих из нас хотя бы раз в жизни посещала мысль о том, что какая-либо информация с определённого момента начинает буквально преследовать.
Например, вы впервые узнаёте о какой-либо книге, а позже вам из разных, не связанных друг с другом источников, начинает постоянно попадаться информация об авторе или событиях этой книги. Бывает и так, что услышав песню, но не зная ни её названия, ни её исполнителя, через какое-то время мы слышим её вновь, узнаём по мелодии или тексту. В общем, феномен Баадера-Майнхофа состоит в том, что человек, наткнувшись на информацию, позже начинает постоянно сталкиваться с ней при других условиях. Причём речь идёт об информации, длительное время находящейся в общем доступе. Т.е., книги, фильмы, имена, песни и прочая информация далеко не новая для человечества в целом, но новая для конкретного человека.
Многие считают такие совпадения чем-то невероятным. Однако, объясняются они довольно легко: обратив внимание на информацию однажды, человек начинает замечать её и дальше. Современный человек постоянно находится в потоке информации из образов, имён, дат, событий. И неудивительно, что одна и та же информация может попадать в наше поле зрения повторно. Но почему же из всего потока мы вычленяем именно ту, о которой уже слышали раньше? Причина кроется в особенности нашего мозга. Дело в том, что наш разум обладает способностью распознавания паттернов (тенденций). Именно благодаря этой способности человек может обучаться, выделяя из общего потока информации именно ту, которая дополнит уже имеющуюся у него информацию по теме. «Избирательное внимание» помогает нам не концентрироваться на том огромном объёме информации, что окружает нас ежедневно, а значит, помогает сохранять наш разум в порядке. Другое дело, что не всегда мы обращаем внимание на важную информацию. Порой в нашем разуме «застревает» совершенно малозначительная деталь, которую позже мы начинаем замечать повсюду.
Люди переоценивают важность совпадений, забывая об их вероятности. Происходит это ещё и потому, что отсутствие повторяющихся событий не остаётся в нашей памяти, а значит, не привлечёт внимания и не вызовет такого удивления, как регулярные совпадения. Но стоит событию повториться, как наш мозг тут же свяжет его в паттерн и выделит ему особое место в нашем разуме.
Получается, что когда мы слышим о чём-то, о чём слышали буквально на днях, нам кажется это удивительным. Так получается потому, что повтор усиливает эффект новизны информации, полученной впервые, и придаёт ей бОльшую важность. Всем этим и объясняется феномен Баадера-Майнхофа.
И если вдруг через несколько дней вы услышите или прочтете из какого-то другого источника о феномене Баадера-Майнхофа, тенденциях восприятия или избирательном внимании, то поймете, что это не мистика, а результат работы нашего мозга.
Немного о парности случаев или феномен Баадера-Майнхоф
Иногда бывает – узнаешь какое-нибудь новое слово или афоризм, услышишь песню незнакомой группы, прочитаешь хвалебный отзыв на неизвестного прежде автора… А потом, буквально в тот же день, в абсолютно другом месте (на газетной передовице, в ТВ-передаче, в обрывках разговора прохожих) тебе вдруг опять попадается на глаза тот же афоризм, песня или книга.
Показать полностью. Всю прошлую жизнь – ни сном, ни духом не ведал об этом артефакте, и вдруг слышишь о нем дважды за несколько часов. Причем из независимых источников.
Вот пример из личного опыта. Не так давно в книжном магазине я совершенно спонтанно купил сборник рассказов японского писателя Акутагава Рюноскэ. Причем эту заковыристую фамилию я впервые увидел именно на полке в магазине. Позже дома я почитал предисловие, полистал книгу, зацепился взглядом за рассказ «Вальдшнеп». В нем Акутагава фантазирует о небольшом курьезном происшествии с участием Льва Толстого и Тургенева (а русская литература оказала на творчество японца серьезное влияние). Естественно, раньше я ни о чем подобном не слышал.
Вечером того же дня, шныряя по интернетам, я непреднамеренно наткнулся на любопытное эссе Кирилла Еськова «Наш ответ Фукуяме» с размышлениями об адекватности каких бы то ни было футурологических построений. И в тексте этой статьи упоминался «Вальдшнеп» Акутагава! Попадись мне эссе раньше, я бы просто пропустил этот незнакомый набор букв, но оно попалось именно в тот момент, когда я мог расшифровать отсылку к рассказу японца и понять еськовскую мысль!
И вот такие чудные совпадения – далеко не редкость, думаю, не только у меня. Ранее я слышал два объяснения этому прямо-таки искфайловскому эффекту. Первое – ну, ничё ты загрузился, друг Горацио, это ж просто совпадение. Вторая теория – мол, раньше ты просто не обращал внимания на эту книгу (песню/афоризм/фразу etc), если встречал упоминания о ней, и отфильтровывал непонятки; а тут, как только в мозгу закрепился образ этой вещи, сразу принялся замечать ее везде, хотя и до этого видел десятки раз.
Вроде бы вот это, последнее, правдоподобно звучит, но все же не без заусенцев. Я ведь об Акутагаве, Еськове и вальдшнепах и не слыхивал до одного определенного дня, когда они все вдруг возникли из небытия и объединились, как кусочки мозаики. Очень сомневаюсь, чтобы эти имена мелькали вокруг меня и раньше (кроме разве что Еськова, но на самой периферии сознания), а я якобы ничего не замечал.
Происхождение термина:
Недавно я обнаружил, что этот эффект получил устоявшееся название «феномен Баадера-Майнхоф». Причем Баадер и Майнхоф – это вовсе не профессора-психологии, кропотливо исследовавшие данный феномен, как можно было бы подумать. Происхождение этого названия – отдельная, в чем-то удивительная, история.
Все началось в американском городишке Сент-Пол, штат Миннесота. Там выходит ежедневная газета St. Paul Pioneer Press, в которой есть рубрика «Доска объявлений». Туда читатели, как ни странно, шлют не объявления, а описания разных жизненных курьезов и забавных происшествий. И вот в 1986 г. один читатель без задней мысли опубликовал там заметку про то, как в один прекрасный день он где-то прочитал о деятельности немецкой террористической группировки Баадера-Майнхоф, вскоре после чего услышал о ней же из абсолютно другого источника.
Воодушевленные читатели St. Paul Pioneer Press принялись слать в газету свои мысли на ту же тему, выдвигая разные теории. И немецкие партизаны-подрывники Баадер и Майнхоф вдруг устоялись в качестве «авторов» феномена. По сей день в специальной колонке той же газеты публикуются аналогичные бытовые эпизоды. Причем редакторами установлены некоторые нормативы для определения «феноменальности» произошедшего: ситуация должна быть действительно необычной. А многократное упоминание в медиа-пространстве, скажем, имени Деда Мороза в преддверии Нового года, феноменом не является.
Теории:
Одним из самых популярных объяснений феномена является избирательность нашей памяти (и внимания), «врезание» в нее примечательных недавно выясненных фактов. В наших представлениях свежая, только что полученная, информация может быть более важной, более ярко окрашенной, чем старый багаж знаний. И когда что-то в окружении случайно совпадает с этими новыми врезавшимися фактами (а вероятность этого весьма велика в условиях современной информационной плотности), мы, как суеверные папуасы, удивляемся и преувеличиваем значение сего анекдота. Тогда как он объясним даже с точки зрения статистики: уж из тех тысяч порций разнообразной информации, которые мы проглатываем каждый день, хотя бы две должны совпасть по вкусу?
Другая теория опирается на концепцию Карла-Густава Юнга. Якобы некие популярные идеи плавают на поверхности коллективного сознания, и потому проявляются в отдельных человеческих сознаниях в одно и то же время. В общем, нечто близкое к поговорке «хорошие идеи витают в воздухе». Более того, в рамках данной теории бытуют утверждения, что существует сильная зависимость между открытиями, скажем, одного и того же слова разными людьми в один и тот же момент. И это измеряемая величина.
Но известный в определенных кругах социолог Брайан Таунсенд в своих статьях пытается развеять мистический туман вокруг феномена и полемизирует с Юнгом. «То, что какой-то индивид узнал нечто новое, отнюдь не значит, что теперь весь мир говорит об этом», — снисходительно поясняет нам Таунсенд. И, соответственно, то, что индивид узнал значение нового слова, никак не влияет на распространение этого слова в «коллективном сознании» общества, да и вообще не влияет ни на что, кроме словарного запаса индивида.
Однако, на мой взгляд, данные умопостроения как Таунсенда, так и последователей Юнга – это уже несколько другая сфера исследования, хотя и тоже небезынтересная. Самое будоражащее тут не то, что «ты что-то узнал, и мир заговорил об этом» — ведь ясно, что этого не происходит, — скорее завораживает именно магический ореол странного совпадения; не знал-не знал чего-то, а вдруг раз, и узнал, так сказать, сразу в двойном размере. Можно поверить гладкому объяснению про избирательность внимания… но из какой-то странной любви к сказкам хочется, чтобы феномен Баадера-Майнхоф имел куда более таинственно-интригующую подоплеку.
P.S.: не удивлюсь, если Вы сегодня краем уха уже слышали об этом феномене. Или вдруг где-то еще услышите после прочтения этой статьи В любом случае, интересно узнать, бывали ли у Вас подобные случаи?
Иллюзия, в которой слово, имя или другая вещь, которая недавно привлекла внимание, вскоре после этого внезапно появляется с невероятной частотой (не путать с иллюстрацией иллюзии или смещением выбора). Эта иллюзия может объяснить некоторые примеры феномена Баадера-Майнхофа, когда кто-то неоднократно замечает недавно выученное слово или фразу вскоре после его изучения.
Большинство людей, по-видимому, испытали это явление по крайней мере несколько раз в своей жизни, и многие люди сталкиваются с ним с такой регулярностью, что они ожидают его при введении новой информации. Но в чем причина? Есть ли какое-то скрытое значение для событий Баадера-Майнхофа?
Несмотря на крики науки, что мир такой сложный, как наш, приглашает частые совпадения, интуиция говорит нам, что такое объяснение неадекватно. Интуиция подсказывает нам, что Баадер-Майнхоф поражает с точностью размытия и слишком часто объясняется так легко. Но на протяжении столетий наука иллюстрировала нас тем, что сама интуиция крайне ошибочна и не слепо доверяет.
Но когда мы слышим слово или имя, которое мы только что узнали за предыдущий день, это часто кажется скорее чем простое совпадение. Это объясняется тем, что Baader-Meinhof усиливается эффектом регентства, когнитивным уклоном, который раздувает важность недавних стимулов или наблюдений. Это увеличивает шансы быть более осведомленным о предмете, когда мы встретим его снова в ближайшем будущем.
Как это явление стало известно как «Баадер-Майнхоф», неясно. Кажется вероятным, что некоторые люди узнали о существовании исторической немецкой городской партизанской группы, которая проходила под этим именем, а затем снова услышала это имя вскоре после этого. Этот мудрый словесник может затем назвать это явление после самого предмета, который его вызвал. Но это, конечно, глоток; Более короткое имя может иметь больше надежд на проникновение в лексикон.
Обновление: независимые отчеты показывают, что название «феномен Баадера-Майнхофа» было придумано в дискуссионной теме в прессе Святого Павла около 1995 года. Участники обсуждали сенсацию и осуждали отсутствие срока для этого, поэтому кто-то утверждал и назвал его «феномен Баадера-Майнхофа», по-видимому, основанным на собственном опыте, который дважды слышал прозвище в близкой временной близости.
Таким образом, замысловатые знаки могут быть не более чем игрой нашего сознания.
Стэнфордский профессор лингвистики Арнольд Цвикки придумал свой прежний термин в 2006 году, чтобы описать синдром, в котором внезапно, по всей видимости, появляется общность или вещь, о которой вы только что узнали. Это вызвано, писал он, двумя психологическими процессами. Первое, избирательное внимание, когда вы поражены новым словом, вещью или идеей; После этого вы бессознательно следите за ним, и в результате находите это на удивление часто. Второй процесс, подтверждение предвзятости, убеждает вас в том, что каждое наблюдение является еще одним доказательством вашего впечатления о том, что вещь приобрела ночную вездесущность.