как называется последнее произведение свиридова о чем оно
Георгий Свиридов
Георгий Свиридов родился 3 (16 по новому стилю) декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии.
Мать работала учителем.
Предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка.
С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича.
В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
Пока учился в Ленинградской консерватории, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).
Стиль Георгия Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.
С началом войны был мобилизован спустя несколько дней после окончания консерватории. Его отправили в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
Георгий Свиридов в молодости
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве.
Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»».
Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами. », посвящённое русскому Северу.
Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Автор статей по актуальным вопросам музыкального творчества.
Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.
23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.
C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).
В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.
На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски.
Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер.
Личная жизнь Георгия Свиридова:
Георгий Свиридов с женой и сыном
Фильмография Георгия Свиридова:
Работы Георгия Свиридова в кино как композитора:
Сочинения Георгия Свиридова:
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)
6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935);
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938);
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939);
3 романса на стихи А. А. Блока (1941);
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942);
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943);
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950);
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951);
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена);
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955);
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956);
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957);
5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958);
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958);
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959);
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960);
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969);
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965);
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965);
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965);
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972);
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973);
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976);
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977);
Гимны Родины для хора (1978);
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979);
«Пушкинский венок» для хора (1979);
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979);
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980);
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980);
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981);
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995);
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994);
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы);
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же).
Библиография Георгия Свиридова:
Награды и звания Георгия Свиридова:
последнее обновление информации: 24.12.2020
Как называется последнее произведение свиридова о чем оно
Георгий Свиридов «Метель»
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
Историю создания «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Известнейший артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.
Стоит отдельно заметить, что произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!
Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.
Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.
Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Интересные факты
Содержание
В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием « Тройка ». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.
Второй номер сюиты – это « Вальс ». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.
Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.
Четвертый номер – « Романс ». В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю. я вас люблю страстно. » слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.
Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.
«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.
С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.
Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.
Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.
Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего « Вальса » или « Романса ». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не согласиться. Это произведение с удовольствием изучают ученики в музыкальных школах и любят заядлые меломаны. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова – навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с этим тоже трудно не согласиться.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Георгий Свиридов «Метель»
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 2
Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. И это, прежде всего, спустя несколько лет ставшая циклом музыка к фильму «Метель», по произведению Александра Пушкина. Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивался на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущались какие-тотрагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствовалась в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминал романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближала его к развернутой симфонической поэме.
В июне 1979 г., когда отмечалось 180-летие со дня рождения Александра Пушкина, быловпервые исполнено новое сочинение Свиридова — концерт для хора «Пушкинский венок».В нем были десять номеров, составляющих единое целое — «Греческий пир», «Зарю бьют», «Амфора и мускус», «Колечушко, сердечушко», «Мери», «Мороз и солнце», «Наташа», «Подражание Корану», «Стрекотунья-белобока» и «Эхо».Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не были связаны между собой, но единым целым их делала музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.
В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи, которые он начал вести с 1950-х гг., стали переосмыслением исторической действительности. Яркие, короткие мысли блистали точностью формулировок и глубиной.
«Песнопения и молитвы»
Последний труд Георгия Васильевича — один из выдающихся памятников хоровой литературы ХХ столетия. Цикл «Песнопения и молитвы» — это подлинный шедевр, вершина свиридовского искусства, над которым он работал на протяжении почти десяти лет (с 1988 по 1997 гг.). Этот произведение стало не только завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом вызревавшего в течение последних трех десятилетий духовно-музыкального направления в его композиторской деятельности.
Сам композитор, говоря о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от посещения храма. Он писал: «В церковь маленьким я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра — в маленькую, уютную, с хорошим хором. Почему-то вспоминается множество детей с фонариками. При помощи этого фонарика бабушка делала копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолоках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила». Друзьям композитор признавался, что отголоски всех своих будущих сочинений впервые услышал в раннем детстве в церкви. В страшные1930-е гг. он продолжал, не снимая, носить крест.
Для Георгия Васильевича идеалы духовности в их музыкальном воплощении были очень высоки. Это видно по размышлениям о «Всенощной» Сергея Васильевича Рахманинова. В то же время он говорит и о том, что в ней ему не нравится: «Все это напоминает Владимирский собор в Киеве, который я безумно люблю, как люблю и эту музыку Рахманинова. Однако в музыке его нет загадочности, нет Непостижимого, того, что составляет главное, Божественное во Христе. Нет Таинства, мистичности его Страшных Тайн, нет и чувства Запредельного Восторга, космического Вселенского пространства. Нет чуда, нет расступающегося моря, нет сгорающих в печи отроков, нет Восставшего из Гроба, нет таинства Воскресения, нет потрясения жен, увидевших отваленный камень и пустой гроб (этого вообще нет ни в какой музыке). „Христос воскресе из мертвых“ — это лишь возглас ликования, но нет изумления, потрясения внезапной тишины…» Правда, тут же Свиридов признает всю недостижимость идеала, которая вовсе не относится только к Рахманинову: «Этого вообще нет ни в какой музыке». Но все же Свиридов, словно вслушавшись мысленно или припомнив, замечает: «Зато одна песнь — «Ныне отпущаеши», песнь СимеонаБогоприимца, — представляет собой шедевр наивысшего достоинства, по красоте, глубине, по Христианству, по выразительности самого напева и гениальному претворению его в хоровом звучании, в форме и плетении голосов. Одна из лучших страниц музыкального искусства».
2 февраля 1992 г. на IV Фестивале духовной музыки в Москве в исполнении Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко состоялась премьера нового сочинения. Были исполнены пять хоров. В программе они значились как «Духовные произведения для хора». К этому времени относится и появление первой рукописи под названием «Неизреченное чудо» и подзаголовком «Песнопения и молитвы. Слова из православного обихода». В рукописи значились даты 1988–1992.
В том же 1992 г. 18 июня в Большом зале Филармонии в Санкт-Петербурге Певческая капелла исполнила хоровой цикл Свиридова, теперь уже названный «Духовные произведения для хора». Именно в исполнительской практике Капеллы с 1992 по 1997 гг. «Песнопения и молитвы» обрели свою нынешнюю форму. В 1993 г. у цикла, наконец, появилось устоявшееся имя — «Песнопения и молитвы». Впервые оно было обнародовано на концерте V Фестиваля духовной музыки в Москве, где вновь выступала Певческая капелла Санкт-Петербурга. Методом проб в концертной практике Капеллы сложилась еще одна, третья по счету редакция «Песнопений и молитв». Окончательно она сформировалась между 1995 и 1997 гг.
Свиридов, при использовании богослужебных текстов, практически не заимствует церковных напевов. Исключение составляет «Рождественская песнь», в основу которой положен обиходный напев 4-го гласа Киевского роспева. Однако он получает авторское решение и перегармонизован, звучит в миноре. В остальных случаях композитор создает свои напевы, близкие по стилистике к знаменным. Это выражается в опоре на попевочную структуру.
Обращение композитора к знаменной традиции проявляется не только в тематизме мелодии и сопряжении голосов. Воплощая характерные черты древней мелодии, Свиридов придерживается канона, провозглашенного в первой половине XIX в. В.Виноградовым и В.Одоевским — «древняя мелодия церкви должна сопровождаться древнею гармонией». Композитор, следуя традиции, идущей от М.Глинки, избирает натурально-ладовый способ гармонизации.
Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, в котором суммируются и гармонично сочетаются традиции разных эпох — от древнерусского пения до так называемого «тонального направления» музыки XX в., в котором работал Свиридов на протяжении всей творческой деятельности. Эта область еще остается открытой для современного музыкального исследователя, так как является обширной и тесно связанной с традициями древности.